ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ
Перспективы развития системы послепродажного обслуживания и ее основных элементов в ходе
эксплуатации вооружения, военной и специальной техники Сухопутных войск
Полковник запаса Г.В. ВАСИЛЕНКО, кандидат технических наук
АННОТАЦИЯ. Предложены подходы к применению современных технологий при организации послепродажного обслуживания вооружения, военной и специальной техники, автоматизации планирования и управления процессами обеспечения готовности военной техники к использованию по предназначению. Изложен опыт, наработанный за последние годы и широко применяемый как в интересах Министерства обороны России, так и интересах иностранных заказчиков.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: вооружение, военная и специальная техника; послепродажное обслуживание; автоматизированная информационная система; подвижные средства технического обслуживания и ремонта.
SUMMARY. The author proposes some approaches to applying modern technologies in organising the after-sales service of armaments, military and special equipment, automation of planning and control over the processes of ensuring the readiness of military equipment for the assigned use. The experience gained in recent years and widely used both in the interests of the Russian Defence Ministry and in the interests of foreign customers is shown, too.
KEYWORDS: armaments, military and special equipment; after-sales service; automated information system; mobile means of technical maintenance and repair.
СОВРЕМЕННЫЕ условия развития Вооруженных Сил Российской Федерации и ведущих зарубежных стран выдвигают новые требования к разработчикам вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Время, когда заказчику требовались только образцы вооружения, давно прошли. В настоящее время заказчику ВВСТ требуется не только техника, но и техническое сопровождение разработчика (изготовителя, поставщика) ВВСТ на всех этапах ее жизненного цикла. Для реализации данных требований в Министерстве обороны Российской Федерации принято решение о формировании ремонтно-эвакуационных полков, которые должны быть оснащены современными средствами технического обслуживания и ремонта ВВСТ с максимальной автоматизацией технологических процессов, планирования и управления.
Опыт показывает, что комплексное внедрение современных технологий позволяет существенно повысить качество и скорость послепродажного обслуживания ВВСТ, сократив при этом целый ряд издержек.
Как правило, перечень мероприятий, необходимых для поддержания ВВСТ в исправном (работоспособном) состоянии, формируется в соответствии с эксплуатационной и ремонтно-технической документацией, разработанной производителем техники, и корректируется на основе информации от ее эксплуатантов о техническом состоянии техники и потребности в материально-технических средствах, необходимых для поддержания ВВСТ в готовности к использованию по предназначению.
Находящиеся на вооружении сложные образцы современной техники предъявляют повышенные требования к квалификации специалистов ремонтных органов, использованию более современных методик контроля основных параметров, их настройки, способов ремонта и проведения технического обслуживания ВВСТ.
При таком положении дел использование сервисных комплексов (центров) для технического обслуживания и ремонта ВВСТ становится особенно актуальным.
Задачу по поддержанию техники в постоянной боевой готовности возможно решить посредством создания эффективной системы послепродажного обслуживания ВВСТ1.
Анализ отечественного и зарубежного опыта в сфере организации послепродажного обслуживания (ППО) военной техники позволяет выделить следующие моменты:
первый — ведущие компании — производители ВВСТ уже давно не поставляют «просто изделие» и «сопутствующее обслуживание». Эксплуатирующим организациям предлагается комплексный и функционально полный набор самых передовых технологий и сервисов, обеспечивающих поддержание ВВСТ в готовности к ее использованию по предназначению;
второй — информационное обеспечение перестало быть просто инструментом, оно становится основополагающей и системообразующей платформой для эффективной организации ППО ВВСТ.
В данной связи с вышесказанным основными направлениями повышения эффективности предоставления услуг ППО ВВСТ являются:
разработка и создание сервисных средств (систем) как единой площадки для всех участников ППО;
интеграция услуг ППО с системами материально-технического обеспечения на основе современных информационных ресурсов;
разработка и создание логистического «инструмента» для системы ППО поставщика ВВСТ.
Используя опыт и наработки ООО «Корпорация «Проект-техника», в основу формирования эффективной системы ППО ВВСТ может быть положен кластерный принцип, представленный на рисунке 1.
Рис. 1. Кластерный принцип формирования эффективной системы ППО ВВСТ
1 Разработка унифицированного ряда технических средств обслуживания и ремонта современного и перспективного ракетно-артиллерийского вооружения / Аванпроект. Пояснительная записка. Цех. 2016.ПЗ. АО «Центр сервисных решений «Проект-техника», 2016.
Для обеспечения эффективного поддержания ВВСТ в постоянной технической готовности в состав каждого кластера входят функционально взаимосвязанные между собой многоуровневые группы сил и средств, в том числе:
стационарные и мобильные средства технического обслуживания и ремонта — как производственный кластер, обеспечивающий выполнение работ: диагностики, технического обслуживания и ремонта ВВСТ, находящихся на гарантийном и послегарантийном этапах эксплуатации;
центр подготовки персонала производственных кластеров и экс-плуатантов в системе «производство—эксплуатация» по номенклатуре поставленных ВВСТ;
логистический центр, обеспечивающий запасными частями и материалами не только производственные объекты, но и силы технического обеспечения эксплуатанта;
автоматизированная информационная система, объединяющая производственный и логистический кластеры, силы и средства экс-плуатанта, позволяющая осуществлять планирование и принимать управленческие решения в режиме реального времени.
Более подробно остановимся на производственном кластере системы ППО ВВСТ. Организация производственного кластера предусматривает создание мобильных и стационарных сервисных комплексов.
Сервисный комплекс представляет собой ремонтно-логистическое предприятие с мелкосерийными объемами производства, которое развертывается в заданном районе на определенное время. Данный комплекс призван решать следующие задачи: контроль технического состояния техники;
выполнение различных видов технического обслуживания и ремонта техники;
транспортирование неисправных образцов; обеспечение запасными частями и материалами; обучение специалистов правильному выполнению работ по обслуживанию и ремонту техники.
В зависимости от выполняемых работ, предусмотренных в существующей системе эксплуатации, в производственный кластер предлагается включить пять уровней технического обслуживания и ремонта ВВСТ.
Первый уровень — мобильный сервисный комплекс батальонный (дивизионный), позволяет выполнять контроль технического состояния, осуществлять техническое обслуживание, простой текущий ремонт.
Второй уровень — мобильный сервисный комплекс бригадный. Выполняет те же работы, что и первый уровень, а также проводит сложный текущий ремонт.
Третий уровень — мобильный сервисный комплекс региональный. Выполняет работы второго уровня и дополнительно проводит средний ремонт.
Четвертый уровень — стационарные сервисные центры, осуществляют изготовление деталей и узлов, выполняют капитальный ремонт узлов и агрегатов.
Пятый уровень — заводы капитального ремонта, выполняют капитальный ремонт ВВСТ и ее модернизацию.
Мобильный батальонный (дивизионный) сервисный комплекс первого уровня представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Мобильный батальонный (дивизионный) сервисный комплекс первого уровня
Он включает производственный модуль (на базе мастерской МТО-УБ2.К) и вспомогательный модуль (производственная палатка и технологическое оборудование). В производственной палатке из состава вспомогательного модуля размещается необходимое производственное и технологическое оборудование, а непосредственно к палатке с обеих сторон пристыковываются производственный и вспомогательный модули, в которых размещаются посты и участки работ по техническому обслуживанию и ремонту ВВСТ. Производственно-технические характеристики данного комплекса представлены в таблице.
Таблица
Производственно-технические характеристики мобильного сервисного комплекса первого уровня
Наименование Показатель
Количество обслуживающего персонала, чел. 3
Количество одновременно обслуживаемых и ремонтируемых образцов ВВСТ, ед. 2—3
Количество рабочих мест: в производственной палатке в кузовах-контейнерах 3 1
Площадь развертывания, м2 300 (15x20)
Производственная мощность, ед./сутки: по выполнению ТО по выполнению ТР (до 10 чел.-ч) 6—8 3—4
Мобильные сервисные комплексы второго и третьего уровней, показанные на рисунках 3 и 4, состоят из производственных, вспомогательных и обеспечивающих модулей.
Стационарные сервисные центры четвертого и пятого уровней представлены на рисунке 5 и включают группы комплексного ремонта, обеспечивающие:
капитальный ремонт узлов и агрегатов;
капитальный ремонт, доработку ВВСТ и ее составных частей; капитальный ремонт с модернизацией ВВСТ; утилизацию ВВСТ.
Рис. 3. Мобильный сервисный комплекс бригадный второго уровня
Рис. 4. Мобильный сервисный комплекс региональный третьего уровня
Рис. 5. Стационарные сервисные центры четвертого и пятого уровней
Имеющийся практический опыт показывает, что для поддержания техники в исправном состоянии в большинстве случаев достаточно сервисных комплексов первого и второго уровней. Мобильные сервисные комплексы первого уровня (батальонные, дивизионные) создаются, как правило, специализированные — обеспечивающие проведение технического обслуживания и ремонта определенной техники, второго уровня (бригадные) — обеспечивают выполнение комплексных работ.
Следует учитывать существенное значение кластеров подготовки персонала и логистики, без них система ППО эффективно работать не сможет. Профессиональная подготовка специалистов-ремонтников является одним из основных слагаемых высокого уровня работ по техническому обслуживанию и ремонту ВВСТ при своевременной поставке необходимых запасных частей и материалов.
Связующим звеном производственного и логистического кластеров, сил и средств эксплуатанта является автоматизированная информационная система (АИС)2. Основные функции АИС представлены на рисунке 6.
Рис. 6. Основные функции АИС
Целесообразность использования в работе современных инструментов обработки, хранения и передачи данных в настоящее время очевидна.
При управлении планированием работ по техническому обслуживанию и ремонту ВВСТ в условиях боевой (учебно-боевой) обстановки основными задачами такой АИС по поддержке эксплуатации ВВСТ являются:
управление эксплуатацией машин (мастерских), в том числе: учет расхода ресурсов по составным частям; учет наличия и движения производственно-технологического оборудования; обеспечение экипажей мастерских информацией по технологии выполнения работ технического обслуживания и текущего ремонта мастерских; обеспечение пер-
2 Сборник выступлений на научно-практической конференции 10—11 февраля 2016 г. Минпромторг России, ООО «Корпорация «Проект-техника», г. Шумерля, 2016.
сонала учебно-справочной информацией по приемам и правилам эксплуатации ВВСТ;
управление ремонтами образцов ВВСТ, в том числе: автоматизированный учет и отчетность о проведении ремонта или обслуживания образца (с автоматизированным оформлением акта технического состояния); автоматизированное формирование потребности (заявки) на запасные части и расходные материалы; обеспечение экипажей мастерских технологической информацией по обслуживанию и текущему ремонту образцов (составных частей образцов) вооружения и военной техники.
Задача внедрения АИС решается за счет включения в состав подвижных средств технического обслуживания и ремонта (ПСТОР) программно-аппаратных средств в виде мобильного автоматизированного рабочего места (АРМ). В состав аппаратных средств АРМ в качестве основного элемента может быть включен ноутбук, планшетный ПК или смартфон с соответствующим программным обеспечением. При этом применяются модели аппаратных средств с повышенной степенью физической защиты, модели, обеспечивающие защиту информации, а также удовлетворяющие требованиям по интеграции в различные системы связи (физические и программные возможности по подключению к различным протоколам). В состав АРМ при необходимости включается принтер.
В ПСТОР под аппаратные средства предусматриваются штатные места для крепления при передвижении (хранении), а также зарядки аккумуляторов электронно-вычислительной техники3.
Программные средства АИС включают набор функциональных блоков (ресурсов, данных) и подсистему управления. Подсистема управления с базой данных обеспечивает:
обмен данными между ресурсами и оперативный поиск необходимой информации;
структурированное представление информации: меню, дерево содержания, связанные узлы;
представление документации в различном виде: текст и чертежи, интерактивные схемы, 3D-модели, фото, видео, flash-анимации, звуковое сопровождение, а также вывод документов на печать;
формирование различных документов, сохранение и накопление информации.
Функциональные блоки включают: электронный паспорт машины;
архив технической документации: интерактивную эксплуатационную и ремонтную документацию, интерактивные электронные каталоги деталей и сборочных единиц, технологические карты ремонта и обслуживания ВВСТ; учебный курс.
Электронный паспорт машины — основа контроля и отчетности по эксплуатации машины: консолидирует данные об изделии, его характеристиках, расходе ресурса, обслуживании, проводимом ремонте и техническом состоянии изделия.
Интерактивные электронные каталоги деталей и сборочных единиц предназначены для удобного поиска запасных частей в целях их идентификации и формирования заявки на запасные части для ее последу-
3 Государственный контракт № 1618187217091452245000344 от 26.08.2016 г. на выполнение опытно-конструкторской работы «Разработка унифицированного ряда технических средств обслуживания и ремонта современного и перспективного ракетно-артиллерийско-го вооружения» (шифр «Цех») для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2016—2018 годах. М., 2016.
ющего вывода на печать либо прямой передачи (при наличии каналов связи с органами снабжения старшего начальника).
Технологические карты — основной информационно-справочный ресурс, который предоставляет персоналу исчерпывающую информацию о технологии выполнения всех работ с помощью заложенного в машину производственно-технологического оборудования. Данный ресурс обеспечивает стабильность характеристик применения ПСТОР при различных уровнях подготовленности персонала и, кроме того, позволяет в автоматизированном режиме формировать заявку на восполнение расходуемых в процессе работ запасных частей и материалов.
Краткий учебный курс — ресурс, обеспечивающий освоение мастерской персоналом в процессе приема техники и с началом ее эксплуатации. Содержит набор обучающих материалов и алгоритмов по развертыванию мастерской и подготовке ее к работе в различных условиях обстановки, по правилам использования производственно-технологического оборудования и основам требований безопасности и охраны труда.
Таким образом, перечисленные ресурсы представляют собой минимальный набор автоматизированных информационных средств, обеспечивающих эффективное взаимодействие расчета мастерской с материальной частью машины, а также обеспечивающие автоматизацию основных функций управления эксплуатацией техники подразделений технического обеспечения.
Сама по себе информационная система на уровне отдельно взятой мастерской автономна, однако с организацией коммуникационной сети с помощью машины управления она легко интегрируется в локальную систему управления эксплуатацией ремонтного подразделения, а далее и в систему управления техническим обеспечением старшего начальника. При этом физически данные хранятся как в АРМ ПСТОР, так и в централизованной базе данных на ЭВМ машины управления и органов военного управления различных уровней.
Все данные разграничены по уровням доступа и отображаются на специальных мобильных устройствах в виде мобильных телефонов, которыми оснащены все участники процесса, от руководителя группы по ремонту и обслуживанию техники до соответствующих должностных лиц воинских формирований и органов военного управления.
В итоге получаем полную прозрачность эксплуатации единицы техники на каждом этапе ее жизненного цикла, управление процессами технической эксплуатации и логистики, контроль издержек и колоссальную экономию времени сторон, заинтересованных в процессе взаимодействия в ходе планирования и проведения работ по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации ВВСТ.
В ООО «Корпорация «Проект-техника» разработана АИС и с осени 2015 года проходит апробацию в реальных условиях, где одна из рабочих групп, отвечающая за поддержание в исправном состоянии целого ряда образцов вооружения и военной техники, оснащена АИС. Это позволило не только планировать работы по техническому обслуживанию и ремонту ВВСТ, но и осуществлять контроль их выполнения, отслеживать техническую готовность техники и, что немаловажно, принимать решения в режиме реального времени. Данная АИС обладает рядом преимуществ:
владение полной информацией о состоянии конкретного экземпляра, вида, территориальной группировки техники;
возможность получения оперативных сведений о ходе выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту техники;
формирование потребностей в запасных частях, их учет; получение справочной информации о порядке проведения процедур обслуживания, необходимых инструментах, запасных частях.
Создание эффективной системы ППО должно включать следующие этапы:
аудит инфраструктуры системы технического обслуживания и ремонта ВВСТ;
организация Центра управления системы ППО, проектирование и создание автоматизированной информационной системы, формирование баз данных;
внедрение сервисного обслуживания и ремонта ВВСТ; наращивание сервисного обслуживания и ремонта ВВСТ, а также создание производственной сети; создание логистических центров; создание системы обучения специалистов;
при необходимости — создание (совершенствование) стационарного производства.
Благодаря тому, что система послепродажного обслуживания строится по модульному принципу, наращивание ее возможностей может идти поэтапно. При этом предлагаемая система должна строиться с учетом организационно-штатной структуры воинских подразделений и частей, способов их боевого применения и имеющегося вооружения. Также в создании системы ППО ВВСТ в обязательном порядке должны принимать участие предприятия оборонно-промышленного комплекса государства.
Таким образом, с целью реализации указанных подходов к обеспечению технической готовности ВВСТ на всех этапах их жизненного цикла ООО «Корпорация «Проект-техника» разработан не только ряд перспективных средств технического обслуживания, ремонта и эвакуации ВВСТ, но и мобильные сервисные комплексы различных уровней войск, а также средства управления, обеспечения работ (энергетики, хранения оружия, контрольно-технический пункт) и жизнедеятельности личного состава (модули: жилые, питания, банно-прачечные, медицинские). Предложения ООО «Корпорация «Проект-техника» по созданию сервисных центров технического обслуживания и ремонта ВВСТ с применением АИС практически отрабатываются у иностранного заказчика.