Научная статья на тему 'ПУТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)'

ПУТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)»

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

УДК 338.43

Антонова Н. А., Маркина Е. Д., Бахматова Г. А.

Antonova N. A., Mark^ E. D., Bakhmatova G..A.

ПУТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RURAL AREAS (ON THE EXAMPLE OF THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT)

Антонова Надежда Ивановна -

Зав сектором

ФГБНУ Всероссийский научно-исследовательский

институт экономики и нормативов

г. Ростов-на-Дону

Тел.: 8-950-868-00-73

E-mail: Elena-markina49@mail.ru

Маркина Елена Дмитриевна -

старший научный сотрудник

Ученая степень: - Ученое звание: -

ФГБНУ Всероссийский научно-исследовательский

институт экономики и нормативов

г. Ростов-на-Дону

Тел.: 8-905-426-05-86

E-mail: Elena-markina49@mail.ru

Бахматова Галина Александровна -

научный сотрудник

ФГБНУ Всероссийский научно-исследовательский

институт экономики и нормативов

г. Ростов-на-Дону

Тел.: 8-928-130-80-71

E-mail: Elena-markina49@mail.ru

В современных экономических условиях, а именно введение санкций странами ЕС и США против России и следовательно сокращения поступления импорта сырья и товаров из-за рубежа, возникает острая необходимость замещения недостающего продовольствия отечественными продуктами сельского хозяйства. Однако, современная социально-экономическая ситуация в сельской местности России характеризуется накопившимися проблемами, препятствующими ее переходу к эффективному импор-тозамещению. Главное сейчас - комплексно подойти к проблеме и сделать необходимую инвентаризацию земель, оборудования, исследовать на пригодность хозяйственные постройки, элеваторы, дороги и др.

В связи с этим, возникает сомнение, а возможно ли эти сложные и затратные мероприятия провести в жизнь за такой короткий срок. и заставить результативно работать все эти структуры. Все это обусловливает смену парадигмы сельского территориального развития.

Территории ЮФО на 01.2015 года составила - 420,9 тыс. км2 и численность постоянного населения - 13963, 9 тыс. человек, из них 9727 тыс. чел. составляет сельское население и среднемесячная заработная плата работнтков сельского хозяйства составила - 17440,9 рублей.

Nadezhda Antonova Ivanovna -

Head of sector

FGBNU All-Russian Scientific Research Institute of

Economics and Standards

Rostov-on-Don

Tel .: 8-950-868-00-73

E-mail: Elena-markina49@mail.ru

Markina Elena Dmitrievna -

Senior Researcher

Degree: - Title: -

FGBNU Scientific Research

Institute of Economics and Standards

Rostov-on-Don

Tel .: 8-905-426-05-86

E-mail: Elena-markina49@mail.ru

Bakhmatova Galina Alexandrovna -

Researcher

FGBNU All-Russian Scientific Research Institute of

Economics and Standards

Rostov-on-Don

Tel .: 8-928-130-80-71

E-mail: Elena-markina49@mail.ru

В 2014 году в Южном федеральном округе получен рекордный урожай зерна (27 млн. тонн), на 20,1 процента превысивший прошлогодний уровень, на 5,5 процента больше собрано овощей (3,2 млн. тонн), валовой сбор картофеля увеличился на 6 процентов (1,8 млн. тонн), сахарной свёклы - на 1,3 процента (7,3 млн. тонн). Вместе с тем, на 6,7 процента сократился урожай подсолнечника (2,7 млн. тонн), что в определённой мере обусловлено сокращением посевных площадей в целях рационального использования земель.[1] Состояние животноводства в 2014 году по отношению к предыдущему году в целом по России характеризуется сокращением поголовья крупного рогатого скота на 2,2 процента при росте свинопоголовья на 1,7 процента, поголовье овец и коз осталось на прошлогоднем уровне. [1]

Анализ динамики поголовья скота в Южном федеральном округе показывает, что российская тенденция сокращения поголовья КРС характерна для большинства регионов, за исключением Астраханской области (увеличение на 0,1 %). Прирост численности овец и коз наблюдается практически во всех территориях округа кроме Калмыкии (снижение численности поголовья на 6,5 %) и Астраханской области (снижение на 4 %). По свинопоголовью наблюдается сокращение во всех регионах ЮФО, кроме Краснодарского края (рост составил 15,2 %).

Таблица 2 - Поголовье скота во всех категориях хозяйств на 1 января 2015 года

Вестник АПК

Ставрополья

:№ 3(19), 2015

Экономика

185

Таблица 1 - Валовые сборы основных сельхозкультур во всех категориях хозяйств в 2014 году

(предварительные данные)

Зерновые и зернобобовые (включая кукурузу) в весе после доработки Подсолнечник на зеоно Овощи

тыс. тонн в %к 2013 тыс. тонн в %к 2013 тыс. тонн в %к 2013

Российская Федерация, млн. тонн 103,8 112,4 8,8 83,0 15,0 102,3

Южный федеральный округ, млн. тонн 27,0 120,1 2,7 93,3 3,2 105,5

Республика Адыгея 541,6 106,2 117,1 92,6 65,6 97,4

Республика Калмыкия 297,3 152,1 3,8 112,9 16,8 85,0

Краснодарский край 12870,8 106,9 1103,4 94,6 766,9 107,1

Астраханская область 28,8 113,9 - - 832,6 100,1

Волгоградская область 3913,8 126,7 729,5 92,7 804,6 100,9

Ростовская область 9345,4 141,2 763,3 93,7 721,1 118,0

Крупный рогатый скот в том числе коровы Свиньи Овцы и козы

тыс. голов в %к 1 января 2014 тыс. голов в %к 1 января 2014 тыс. голов в %к 1 января 2014 тыс. голов в %к 1 января 2014

Республика Адыгея 47,1 99,5 24,4 97,2 64,8 99,6 42,5 104,1

Республика Калмыкия 490,2 83,2 335,6 85,5 9,3 82,5 2282,1 93,5

Краснодарский край 542,7 96,4 217,4 96,5 333,2 115,2 190,9 106,0

Астраханская область 278,4 100,1 148,2 100,2 3,4 93,6 1464,1 96,0

Волгоградская область 323,5 94,7 166,8 95,2 253,4 80,1 943,2 100,4

Ростовская область 616,2 99,1 289,3 99,7 395,2 92,7 1188,6 104,2

Из основных продуктов животноводства в Южном федеральном округе производится почти десятая часть общероссийского объема мяса (скот и птица на убой в живом весе). По отношению к предыдущему году производство мяса в целом по округу увеличилось на 4,8 процента при общероссийском росте на 4,1 процента.

Вклад ЮФО в общий объем производства молока в стране составляет более 10 %. В анализируемом периоде производство молока в целом по округу снизилось на 0.9 процента к уровню предыдущего года.

Для выявления проблем развития сельских территорий нами было проведено исследование, научная новизна которого заключалась в научном подходе, позволяющем обеспечить комплексное развитие сельских территорий на основе усовершенствованной методики программно-целевого управления,

При исследовании тенденций развития сельских территорий использовались методы системного анализа и экспертных оценок, для оценки потенциала социально-экономического развития применялись концепция развития человеческого потенциала и SWOT-анализ, для оптимизации управления комплексно-

го развития сельских территорий - метод функционально-стоимостного анализа и методика программно-целевого управления.

Программно-целевое управление комплексным развитием сельских территорий сельских территорий целесообразно разрабатывать и реализовывать по принципу «снизу вверх» в следующей последовательности (рис.1). [2]

Целеполагание можно построить на основе составления кортежа подцелей (локальных целей первого, второго и третьего уровня., необходимых для достижения генеральной цели (рис. 1). Первым этапом целеполагания является диагностика уровня социально-экономического развития сельской территории, наиболее эффективным инструментом которой является SWOT-анализ (strength - силы; weakness-слабости; opportunities-возможности; threatens-угрозы).

Генеральная цель комплексного развития территорий определяется на основе Концепции развития человеческого потенциала и заключается в обеспечении при допустимой экологической нагрузке приемлемого уровня социально-экономического риска. В качестве фактора, формирующего уровень последнего целесообразно использовать индекс развития челове-

Ежеквартальный научно-практический журнал ^^^^^^^

ческого потенциала (Human Development Index, HDI; или ИРЧП). ИРЧП является комбинацией из трех показателей, характеризующих: продолжительность жизни (включая экологическую безопасность), уровень образования и доходов.

Этап 1. Целеполагание на основе диагностики (8ШОТ-анализа) уровня социально-экономического развития сельских территорий

Этап 2. Разработка программных мероприятий

Этап 3.Организационно-правовое обеспечение

Этап 4. Этап 4. Управление реализацией программных мероприятий: проведение трансакций, контроль, риск-менеджмент, оценка эффективности, корректировка программных мероприятий

Этап 5. Организация ресурсного обеспечения программных мероприятий: составление бюджета программы, подготовка бюджетных заявок, проведение конкурсов, оформление договоров

Генеральная цель социально-экономического развития сельских территорий - минимизация социально-экономического риска посредством развития человеческого потенциала (в виде индекса развития человеческого потенциала - ИЧРП)

---------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------

Л окольные цели первого уровня: р )ст значений компонентов ИЧРП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

продолжительность жизни

уровень образования

уровень доходов нясепения

Л окспьные цели второго уровня: рост

Услуги: здравоохранения, коммунального хозяйства, социального обеспечения, по физкультуре и спорту, связи и телекоммуникац ий

Жилищные условия Транспортная

'й индикаторов

уровня жизни

Услуги учреждений образования

детских дошкольных заведений, учреждений культуры

Экологическая безопасность

Среднемесячная заработная плата Предпринимате

доходы Доходы от собственности Расходы местного бюджета Социальные пособия

Локальные цели третьего уровня: прирост активов, генерирующие социальные блага

Рисунок 1 - Организационно-экономическая

схема программно-целевого управления комплексным развитием сельских территорий.

Для каждого из показателей установлены границы их изменения в абсолютном выражении: грамотность - от 0 до 100 % взрослого населения; продолжительность жизни - от 25 до 85 лет; годовой среднедушевой доход - от 100 до 40000 долларов США.

Для расчета ИРЧП значения каждого из показателей приводятся в соответствие со шкалой от 0 (минимальное значение) до 1 (максимальное значение). Итоговое значение ИРЧП - усреднение полученных значений показателей. Соответственно на каждый компонент приходится 1/3 значение индекса.

Уровень остроты социально-экономической ситуации отражает коэффициент территори-альногосоциально-экономическогориска-ТЭЯ. В данной работе с учетом уровня социально-экономического развития минимальный риск соответствует значению данного коэффициента до 0,1, средний риск - интервалу 0,1...0,25, умеренный риск 0,25.0,50, высокий риск -0,50.0,75, очень высокий - более 0,75.

Для оценки социально-экономического риска на основе значения ИРЧП целесообразно использовать линейную зависимость вида, предусмотренную Концепцией развития человеческого потенциала: [3]

Т8Кр1(хр1)=а+Ье-ехр1 (1)

где: Т8Кр1(хр1) - коэффициент территориального социально-экономического риска; а, Ь и с - константы, отражающие параметры линейной зависимости;

хр1 - значение индекса развития человеческого потенциала.

Рисунок 2 - Древо целей программно-целевого управления комплексным развитием сельских территорий

Условно принимается, что один компонент ИЧРП формирует при своем минимальном значении коэффициент территориального социально-экономического риска, равный 1/3, а при максимальном он принимается равным нулю.

Важнейшей характеристикой эффективности программно-целевого управления является интенсивность трансформации (перехода) инвестиционных активов С которыми располагает муниципальное образование, в активы Д1, генерирующие социальные блага:

ЬСА=УСА*Кр1(хр1)/0 (2)

где: ЬСЛ - интенсивность трансформации инвестиционных активов в активы, формирующие социальные блага;

УСЛ - стоимость активов Л1, генерирующих социальные блага, в стоимостном выражении, полученных путем трансформации инвестиционных активов С за время 1, тыс. руб. Яр1(хр1) - оценка социально-экономического риска по индикатору уровня жизни, генерируемому активами Л1;

С - инвестиционные активы, трансформируемые посредством купли, продажи, сдачи в аренду, концессию, тыс. руб.

В зависимости от демографического состава населения и социально-экономической ситуации сельская территория возможны два варианта достижения генеральной цели сельское муниципальное образование может нацеливаться на максимизацию среднедушевого уровня доходов и получаемых социальных благ либо ориентироваться на сохранение сельской самобытности.

в

:№ 3(19), 2015

Экономика

187

Система программных мероприятий должна быть направлена на преодоление сложившихся диспропорций в социально-экономическом развитии сельских территорий сельских территорий, повышение доходов сельского насе-

ления за счет создания конкурентоспособного производства. Отбор мероприятий проводится с учетом возможного снижения коэффициента территориального социально-экономического риска (пример условного расчета - табл. 3).

Таблица 3 - Условный пример расчета социально-экономической эффективности

программных мероприятий

Характеристики программного мероприятия № стр. Показатели

Прирост активов, генерирующих социальные блага (число приобретаемых автомобилей скорой помощи) 1 5 единиц

Уровень функциональной отдачи - снижение смертности населения от работы 1 автомобиля скорой помощи 2 -3 чел.

Совокупный прирост индикатора уровня развития (увеличение продолжительность жизни) [стр. 1 *стр. 2/408 (фактическое число умерших) (408)* 68 (фактическая продолжительность жизни] 3 +2,5 года

Изменение индекса развития человеческого потенциала, увеличение (+), уменьшение (-) [стр. 3/60 лет (разница между максимальная и минимальной продолжительностью жизни по индексу человеческого развития)/3 (долю продолжительности жизни в индексе)] 4 + 0,0139

Снижение коэффициента территориального социально-экономического риска, коэффициент [стр. 4*(-1)] 5 - 0,0139

Мероприятия по развитию инженерной и социальной инфраструктуры должны включать как строительство новых объектов и приобретение других активов, так и мероприятия по оптимизации имеющихся активов.

Достижение достаточной доходности местной экономики можно обеспечить за счет активной инвестиционной политики, включающей привлечение крупных стратегических инвесторов и муниципальную поддержку развития малого и среднего предпринимательства.

В сфере сельского хозяйства необходимо создание системы внедрения технологических инноваций, формирование оптимальных взаимоотношений между участниками агробизнеса, создание альтернативных каналов сбыта сельхозпродукции, коммерциализацию личных подсобных хозяйств.

Второе направление развития малого и среднего предпринимательства - это развитие несельскохозяйственных видов бизнеса.

Организационно-правовое обеспечение включает принятие законодательных актов, гарантирующих права инвесторов и предусматривающих стратегические меры в решении социальных проблем, а также наделение правовым статусом организаций, осуществляющих исполнение программных мероприятий [4].

Ресурсное обеспечение программ комплексного развития целесообразно прогнозировать в виде двух числовых оценок: индикативной (по прогнозу поступления средств из федерального и регионального бюджетов, прироста доходов местных коммерческих организаций населения и муниципального бюд-

жета) и гарантированной (исходя из оценки поступления средств от продажи, сдачи в аренду или концессию инвестиционных активов).

Рациональным был бы порядок финансирования обеспечения федеральных и региональных стандартов уровня жизни посредством выдачи непосредственно муниципальным учреждениям федеральными или субфедеральными (региональными) органами власти государственного заказа. При этом данные расходы в муниципальные бюджеты включать не целесообразно.

Таким образом, основными проблемами, сдерживающими развитие сельских территорий, являются: отсутствие комплексной государственной политики по развитию сельских территорий; ведомственная разобщенность; дотационность муниципальных бюджетов; отсутствие полномочий у муниципальных органов власти по распоряжению земельными участками на своей территории и переводу их из одной категории в другую.

Генеральная цель комплексного развития сельских территорий заключается в обеспечении при допустимой экологической нагрузке приемлемого уровня социально-экономического риска.

Процесс программно-целевого управления комплексным развития сельских территорий можно представить как определение потребности в активах, генерирующих социальные блага, их приобретение посредством трансформации инвестиционных активов с учетом коэффициентов территориального социально-экономического риска.

188

,,„ „„„,„,„,„„,„„. Jj Ставрополья

научно-практическии журнал

Литература

1. Социально-экономическое положение ЮФО в январе-декабре 2014 года : информационно-аналитический материал. Ростов н/Д : РОССТАТ. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области, 2015.

2. Методические рекомендации по программно-целевому управлению комплексным развитием сельских территорий (на примере Южного федерального округа)» / В. В. Кузнецов, С. Ю. Маркин и др. М. : 2005.

3. Рубцов С. В. Целевое управление в корпорациях. М. : Экономика, 2001. 192 с. Концепция устойчивого развития сельских территорий. М. : ВИАПИ, 2002. 96 с.

References

1. Socio-economic situation in the Southern Federal District in January-December 2014: information and analytical material. Rostov n / D: Rosstat. Territorial body of the Federal State Statistics Service of the Rostov Region, 2015.

2. Guidelines for the program-targeted management of integrated rural development (on the example of the Southern Federal District) "/ VV Kuznetsov, Yuri Markin and others. M.: 2005.

3. Rubtsov SV Target management in corporations. MA: Economics, 2001. 192 pp. The concept of sustainable development of rural areas. MM: VIAPI, 2002. 96 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.