Научная статья на тему 'Пути решения основных проблем таможенных платежей в Российской Федерации'

Пути решения основных проблем таможенных платежей в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
637
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные платежи / администрирование таможенных платежей / неверное исчисление таможенных платежей / «серый» брокер / ВЭД / декларирование товаров / customs payments / administration of customs payments / incorrect calculation of customs payments / “gray” broker / foreign economic activity / declaration of goods

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.Д. Гарина, М.М. Григорян

Статья посвящена рассмотрению проблем системы таможенных платежей в условиях функционирования ЕАЭС. В работе подробно проанализированы ряд проблем, которые мешают эффективной работе системы таможенных платежей, как на примере России, так и в условиях функционирования ЕАЭС. Продемонстрированы потенциальные последствия проблем и возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of Solving the Main Problems of Customs Payments in the Russian Federation

The article is devoted to the consideration of the problems of the customs payment system in the conditions of functioning of the EAEU. The paper analyzes in detail a number of problems that hinder the effective operation of the customs payment system, both on the example of Russia and in the conditions of the functioning of the EAEU. The potential consequences of problems and possible solutions are demonstrated.

Текст научной работы на тему «Пути решения основных проблем таможенных платежей в Российской Федерации»

УДК 339.5

DOI 10.24412/cl-36450-2022-3-27-32

С. Д. ГАРИНА, М. М. ГРИГОРЯН

Пути решения основных проблем таможенных платежей в Российской Федерации

Статья посвящена рассмотрению проблем системы таможенных платежей в условиях функционирования ЕАЭС. В работе подробно проанализированы ряд проблем, которые мешают эффективной работе системы таможенных платежей, как на примере России, так и в условиях функционирования ЕАЭС. Продемонстрированы потенциальные последствия проблем и возможные пути их решения.

Ключевые слова: таможенные платежи, администрирование таможенных платежей, неверное исчисление таможенных платежей, «серый» брокер, ВЭД, декларирование товаров.

S. D. GARINA, M. M. GRIGORYAN

Ways of Solving the Main Problems of Customs Payments

in the Russian Federation

The article is devoted to the consideration of the problems of the customs payment system in the conditions of functioning of the EAEU. The paper analyzes in detail a number of problems that hinder the effective operation of the customs payment system, both on the example of Russia and in the conditions of the functioning of the EAEU. The potential consequences of problems and possible solutions are demonstrated.

Keywords: customs payments, administration of customs payments, incorrect calculation of customs payments, "gray" broker, foreign economic activity, declaration of goods.

Образование Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) в 2015 г стало толчком в сближении экономик стран на международном уровне и постепенном их объединении [1]. Вследствие этого на национальном уровне начался процесс унификации налоговых систем стран - членов ЕАЭС.

Таможенные платежи имеют важное значение в развитии и функционировании ЕАЭС в целом, и для каждой страны отдельно, так как связь между налоговыми и фискальными платежами должна создавать комфортные условия для снижения налогового бремени с участников ВЭД.

Целью статьи является определение основных путей решения основных проблем таможенных платежей в Российской Федерации.

ГАРИНА Снежана Дмитриевна, студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

ГРИГОРЯН Мариам Микаеловна, студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

Научный руководитель - Медведенко Оксана Владиславовна, старший преподаватель кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

Для эффективной работы системы таможенных платежей ЕАЭС является одновременное соблюдение странами, как международных норм, таких как Таможенный кодекс ЕАЭС и другие законодательные акты ЕАЭС, так и национальных правовых норм. Одной из главных проблем системы таможенных платежей при функционировании ЕАЭС является разный уровень ставок налогов в странах - членах ЕАЭС.

Все страны ЕАЭС проводят самостоятельную налоговую политику, поэтому базовая ставка НДС отличается - самые высокие ставки приходятся на Россию, Беларусь и Армению (20 %), в то время, как в Казахстане и Кыргызстане установлена более низкая базовая ставка (12 %). Разница между уровнем базовых ставок зависит от соотношения сырьевой и промышленной составляющих, формирующих бюджет. Разный размер НДС может послужить нарушению принципа благоприятствования в торговле - участнику ВЭД выгоднее покупать товар у той страны, у которой налоговая ставка будет ниже. К тому же, стоит отметить, что не существует такого документа или соглашения в рамках ЕАЭС, которое бы регламентировало уплату и возврат ставки НДС в условиях функционирования Союза, поэтому, еще одно решение проблемы может быть в создании такого соглашения.

Одной из главных проблем системы таможенного регулирования является неверное исчисление таможенных платежей и проблема администрирования таможенных платежей. Неверное исчисление таможенных платежей может быть по следующим причинам: неправильное определение кода товара, передача таможенному органу неполных или недостоверных сведений о товаре, неправильно подобранные условия Инкотермс, неправильная маркировка и упаковка товара [2]. Недоначисление таможенных платежей оказывает прямое влияние на внутреннюю политику государства, в частности, не в полной мере выполняется фискальная функция и функция защиты отечественного производства.

За неверным исчислением таможенных платежей, в первую очередь, стоит человеческий фактор, который заключается в невнимательности или неинформированности участников внешнеэкономической деятельности, или стремлении снизить уровень таможенных пошлин или платежей. Как одно из решений данной проблемы - ужесточение наказаний для участника ВЭД, в частности, это может быть увеличение штрафа, которое регламентируется ст. 16.2 КоАП РФ [3]. Либо наложение санкций на определенный срок на ввоз/вывоз группы товаров, которая была неверно задекларирована.

Также, в решении данной проблемы может помочь цифровизация - улучшение электронной базы документов, которая будет помогать участникам внешнеторговой деятельности решать вопросы представления обязательной информации для таможенного органа и проверки достоверности таможенными органами представленных документов. Причины недостоверного исчисления таможенных платежей напрямую могут быть связаны с таможенным контролем, а именно -с его низкой эффективностью, либо с отсутствием эффективной системы анализа представляемой таможенному органу информации. Функционирование «единого окна» помогает оперативному взаимодействию участников ВЭД и должностных лиц таможенного органа, обеспечивает обмен данными между ними в электронном формате, что ускоряет процесс обмена и обработки документов и экономит время как таможенных органов, так и участников ВЭД, также повышает уровень

прозрачности деятельности таможенных органов и способствует снижению коррупции.

При совершении внешнеторговых операций одной из часто встречаемых проблем выступает обращение, как правило начинающими, участниками ВЭД к таможенным представителям, которые на самом деле не являются таковыми специалистами. Совершая, к примеру, ввоз товаров малыми партиями многие участники ВЭД пользуются услугами брокеров по таможенной очистке ввозимого товара. Соответственно, выбор участником ВЭД организации, предоставляющей такого рода услуги, будет основываться на стоимости услуг этой организации или даже физического лица, которые максимально выгодно для осуществления таможенной очистки. Но какие риски могут скрываться за осуществлением так называемых «серых» схем? Кому в таком случае контрактодержатель может предъявить претензии, если возникнут проблемы, связанные с таможенным оформлением. На практике действительно часто возникают споры между таможенным представителем и его клиентом - участником ВЭД как при импорте, так и при экспорте. К сожалению, многие участники ВЭД, которые начинают заниматься внешнеэкономической деятельностью, не погружаются глубоко в таможенное законодательство и не всегда ясно понимают термин «таможенный представитель». В статье 346 ТК ЕАЭС указывается, что таможенным представителем должно выступать российское юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей [1]. Пренебрегая законодательством, участники ВЭД в процессе поиска субъекта, который растаможит груз, обращаются к разным компаниям. При этом важно понимать, что вступать в экономические отношения с таможней можно либо от собственного имени (имени собственной компании), либо от единственного субъекта, уполномоченного это делать за участника ВЭД, коим является таможенный представитель. То есть, если компания является таможенным представителем и у нее есть свидетельство о включении в реестр таможенных представителей, она имеет право подписывать документы (таможенную декларацию) вместо одной из сторон внешнеторговой сделки.

Рассмотрим ситуацию обращения в некую компанию, которая занимается оформлением таможенных документов с помощью различных схем. Например, участнику ВЭД предлагается принять в свой штат сотрудника данной компании, который владеет знаниями декларирования или имеет соответствующую электронную печать, тем самым являясь якобы сотрудником предприятия, он будет подписывать декларации от имени организации. Средства за его работу будут переходить компании таможенного представителя в виде фиктивных договоров консультирования, экспедирование и так далее. Такой сотрудник внутри организации может действительно успешно декларировать какие-либо сделки, но существует риск возникновения в дальнейшем ряда вопросов, ставивших под сомнение, действительно ли этот человек, который был предложен другой компанией и принят в штат, работает в организации. Получается так, что в штат принимается сотрудник, который по сути не является работником организации. Соответственно, в ходе проверочных мероприятий выясняется, платились ли пенсионные взносы за этого работника, взыскивался ли за него подоходный налог, выплачивалась ли ему заработная плата, расписывался ли он в зарплатных ведомостях. Если выясняется, что в действительности организация никогда не платила такому сотруднику зарплату, не было отчислений в пенсионные фонды, то таможенный орган вполне

правомерно может сделать вывод о том, что данный человек не являлся сотрудником организации - участника ВЭД, соответственно, не являясь сотрудником, не имел права от имени организации декларировать грузы. То есть, декларирование производилось ненадлежащим образом. Выявление данного обстоятельства может свидетельствовать, что имело место недостоверное декларирование, которое может привести к привлечению участника ВЭД к административной ответственности.

Другая ситуация, довольно распространенная, когда участнику ВЭД предлагают оформить на руководителя или сотрудника организации электронную цифровую подпись, которая дает право подписывать таможенные декларации. В этом случае, организация передает свою электронную цифровую подпись (ЭЦП) так называемому таможенному брокеру, который от имени организации подписывает декларации и подает их в таможню. Риск такой схемы заключается в том, что при передаче ЭЦП третьим лицам, которые начинают ею распоряжаться, нужно быть готовым к тому, что лицо, подписавшее декларацию, будет нести всю ответственность за допущенные при декларировании нарушения (недостоверное декларирование, недекларирование товаров, несоблюдение запретов и ограничений). Штраф будет налагаться именно на организацию - участника ВЭД, а не на ту компанию, которой была передана электронно-цифровая подпись. При возникновении вопроса в разбирательствах между клиентом и лицом, которому была передана ЭЦП, участник ВЭД не сможет доказать свою безучастность в совершенных нарушениях, так как юридически такой таможенный брокер ничего не декларировал, мало того, он не имел право что-либо оформлять за клиента, используя его цифровую подпись. Таким правом обладает только таможенный представитель. То есть, фактически, по документам, виновным за все совершенные нарушения в декларации будет участник ВЭД, потому что именно на него оформлена ЭЦП, и он нес ответственность не передавать ее третьим лицам. Также фактом не распоряжения своей подписью может служить отсутствие приобретения программного продукта от своего имени, при помощи которого производилось декларирование.

Можно резюмировать, что существует только два легальных способа декларирования товаров. Либо организация принимает в штат специалиста, который действительно умеет декларировать грузы, как правило, он должен обладать сертификатом специалиста по таможенному оформлению, который подтверждает прохождение обучения в соответствующей организации и сдаче квалификационного экзамена. Этот вариант применяется для реально действующего сотрудника организации, которому выплачивается заработная плата, производятся отчисления в пенсионные фонды, покупается программный продукт и т. д. Другой способ -это обращение в компанию таможенных представителей, которые предъявят свидетельство о включении в реестр. У таможенного представителя в обязательном порядке должны быть только сотрудники, имеющие сертификаты специалиста по таможенному оформлению, аттестованные Федеральной таможенной службой и которые уже имеют свой собственный программный продукт. Именно такие специалисты будут заниматься декларированием товаров и нести ответственность в случае недостоверного декларирования или других нарушений. Обратившись к таможенному представителю, организация может обезопасить себя от ответственности за его ошибки при декларировании. При обращении же к недействительному таможенному представителю, существует риск привлечения

к административной ответственности по ст. 16.7 КоАП РФ, минимальный штраф составляет 100 000 руб. [3]. Поэтому, вступая в отношения с таможенным представителем, желательно знать, насколько давно работает эта компания на рынке, ее репутацию, уровень квалификации сотрудников. А при взаимодействии с так называемыми «серыми» представителями необходимо понимать, что во всех случаях нарушений ответственность будет нести участник ВЭД, а организация не сможет предъявить никакую претензию за некачественную работу.

Суммируя вышесказанное, можно делать вывод о том, что на современном этапе функционирования и развития системы таможенных платежей существует ряд проблем, на которые стоит обратить внимание, так как в дальнейшем они могут негативно сказаться не только на администрировании таможенных платежей в Российской Федерации, но и в рамках функционирования ЕАЭС.

Разный размер ставок налогов препятствует эффективному функционированию Союза. Варианты решения проблемы видятся в создании общих нормативных правовых документов, которые могли бы функционировать на территории ЕАЭС, в частности: создание общих перечней подакцизных товаров, единого документа, который будет унифицировать ставки НДС, создание удовлетворительного для каждой страны - участницы ЕАЭС распределения доходов от ввозной пошлины.

Одна из основных проблем на сегодняшний день - неверное исчисление таможенных платежей. Был сделан вывод, что данная проблема может существовать, как по вине участника ВЭД или его таможенного представителя, так же, как и по вине таможенного органа. Как решение данной проблемы для таможенных органов было предложено усиление таможенного контроля, налаживание структурного подчинения в сфере управления, гармонизация международных и национальных подзаконных актов. В свою очередь, для удобства и полной информированности участника ВЭД в части внешнеторговых поставок, определения кодов товара, выборке условий Инкотермс продолжать развивать «единое окно». Для физических и юридических лиц, умышленно завышающих или занижающих таможенную стоимость товара, ужесточить наказания.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 215315 (дата обращения: 02.03.2022).

2. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_304093 (дата обращения: 02.03.2022).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/9bb3917d25392ccbd6a8b265099b3c8 6333cdac3 (дата обращения: 02.03.2022).

4. О таможенном регулировании: закон Кыргызской Республики от 24.04.2019 № 52. URL: http://www.customs.gov.kg/yzIsnL (дата обращения: 02.03.2022).

5. Сенотрусова, С. В. Внешнеэкономическая деятельность организации: учебник для вузов. Москва: Юрайт, 2022. 198 с. URL: https://urait.ru/bcode/497096 (дата обращения: 02.03.2022).

6. Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru (дата обращения: 02.03.2022).

7. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019; с изм. и доп., вступ. в силу с 28.10.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855 (дата обращения: 02.03.2022).

УДК 336.221

DOI 10.24412/cl-36450-2022-3-32-38

Э. А. ГОРОБЕЦ

Особенности государственного регулирования производства и торговли сахаром во второй половине XIX века

в Российской империи

В статье рассматриваются особенности государственного регулирования производства и торговли сахаром в Российской империи во второй половине XIX в. Анализируется начало развития сахарной промышленности в Российской империи во второй половине XIX в. и формирование акцизной статьи дохода в государственном бюджете. Рассмотрена необходимость государственного регулирования оборота сахара на территории страны и важность сахара как товара первой необходимости.

Ключевые слова: государственное регулирование, торговля сахаром, производство сахара, сахарный акциз, Устав об акцизе с свеклосахарного производства, ввозные и вывозные пошлины, сахарный песок, тростниковый сахар, свекловичный сахар.

E. A. GOROBETS

Features of State Regulation of Production and Trade of Sugar in the Second Half of the XIX Century in the Russian Empire

The article discusses the features of state regulation of production and trade of sugar in the Russian Empire in the second half of the XIX century. The article analyzes the beginning of the development of the sugar industry in the Russian Empire in the second half of the XIX

ГОРОБЕЦ Эллина Альбертовна, студент таможенного факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

Научный руководитель - Лаврик Людмила Александровна, канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.