Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕРВИСЫ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ВЭД / ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТЬ ТОВАРОВ / CUSTOMS PAYMENTS / DIGITALIZATION / INFORMATION SERVICES / TECHNICAL MEANS / DEBT / INTERACTION WITH PARTICIPANTS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / TRACEABILITY OF GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарощенко Ирина Валерьевна

Обобщена информация об основных технических средствах и информационных ресурсах, являющихся инструментами администрирования таможенных доходов, в частности, организации, контроля и учета задолженности по уплате таможенных платежей; отмечены их преимущества. Выделен ряд проблем использования инструментов администрирования и высказаны предложения по их решению. Приведенный обзор позволяет получить представление о роли таможенных органов в создании благоприятных условий развития внешнеторговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Tools for Administering Customs Revenues as a Factor of the Foreign Trade Development

The article summarizes the information on the main technical means and information resources used for administering customs revenues, in particular, for organizing, controlling and accounting of customs duties arrears, as well as describes advantages of them. The author highlights a number of problems arising out of using administrative tools and puts forward ways for their solution. The overview provides an idea of the role of customs authorities in creating favorable conditions for the development of foreign trade.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 33.07

DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2019.3.82

И. В. ШАРОЩЕНКО*

Современные инструменты

администрирования таможенных доходов

как фактор развития внешнеторговой деятельности

Обобщена информация об основных технических средствах и информационных ресурсах, являющихся инструментами администрирования таможенных доходов, в частности, организации, контроля и учета задолженности по уплате таможенных платежей; отмечены их преимущества. Выделен ряд проблем использования инструментов администрирования и высказаны предложения по их решению. Приведенный обзор позволяет получить представление о роли таможенных органов в создании благоприятных условий развития внешнеторговой деятельности.

Ключевые слова: таможенные платежи, цифро-визация, информационные сервисы, технические средства, задолженность, взаимодействие с участниками ВЭД, прослеживаемость товаров.

ШАРОЩЕНКО Ирина Валерьевна -кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики таможенного дела и управления. Sharoschenko.irina@vfrta.ru.

SHAROSHCHENKO I.V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economics in Customs and Management.

IV. SHAROSHCHENKO Modern Tools for Administering Customs Revenues as a Factor of the Foreign Trade Development

The article summarizes the information on the main technical means and information resources used for administering customs revenues, in particular, for organizing, controlling and accounting of customs duties arrears, as well as describes advantages of them. The author highlights a number of problems arising out of using administrative tools and puts forward ways for their solution. The overview provides an idea of the role of customs authorities in creating favorable conditions for the development of foreign trade.

Keywords: customs payments, digitalization, information services, technical means, debt, interaction with participants of foreign economic activity, traceability of goods.

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.

Таможенные органы России выполняют целый комплекс сложных задач и функций. Особую актуальность имеет функция администрирования таможенных доходов, т. к. ее реализация определяет достижение стратегической цели таможенной службы - повышение уровня экономической безопасности России и обеспечение полного и своевременного поступления доходов в федеральный бюджет.

Администрирование таможенных доходов определяется как совокупность используемых таможенными органами методов и инструментов для обеспечения полного и своевременного поступления таможенных доходов в федеральный бюджет [5].

В эпоху переориентации экономики в сторону цифровой модели от таможенных органов требуется создание и внедрение современных информационно-технических инструментов, направленных на развитие электронного взаимодействия таможенных органов, участников ВЭД и иных контролирующих ведомств в рамках осуществления таможенных операций и организации таможенного контроля. Переход к цифровой модели в деятельности таможенных органов России предусмотрен дорожной картой «Совершенствование таможенного администрирования», которая имеет своей задачей внедрение электронного документооборота внутри Федеральной таможенной службы (ФТС России) и во взаимодействии со всеми участниками внешнеторгового процесса - федеральными органами исполнительной власти, контрольными ведомствами, а также с бизнесом1. Внедрение цифровых технологий ФТС России осуществляется в целях повышения качества оказания государственных услуг в сфере таможенного дела и сокращения времени проведения таможенных операций.

В данной статье обобщены сведения об основных технических средствах и информационных ресурсах, являющихся инструментами администрирования таможенных доходов, в частности, инструментами организации, контроля и учета задолженности по уплате таможенных платежей.

Одним из современных и востребованных инструментов администрирования является многофункциональная система электронного документооборота таможенного органа и участника ВЭД - автоматизированная подсистема (АПС) «Личный кабинет участника ВЭД», представляющая собой информационный портал, предназначенный для получения персональной информации от таможенного органа. Информационные сервисы системы предоставляют возможность формировать, хранить и отправлять в таможенные органы электронные документы (декларации на товар, уведомления, отчеты, описи и др.), а также запрашивать информацию из таможенных органов по форме обратной связи.

1 Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования»: распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

При регистрации в личном кабинете в интерфейсе автоматически формируются выбираемые сервисы. На текущий момент личный кабинет участника ВЭД содержит перечень из 34 сервисов, большинство которых доступны при наличии у пользователя подтвержденного статуса юридического лица (ЮЛ), а также электронной цифровой подписи (ЭЦП). Сервис «Предварительное информирование» доступен для юридических лиц без подтверждения ЭЦП. Для физических лиц (ФЛ) доступны только четыре системы, в том числе «Пассажирская декларация» и «Оплата таможенных квитанций» - с применением подтвержденной ЭЦП (табл. 1).

Таблица 1

Перечень сервисов, доступных при работе с личным кабинетом участника ВЭД

Наименование сервисов ЮЛ ЭЦП ФЛ

Электронное декларирование товаров + +

Электронный архив + +

Предварительное информирование +

Статистическое декларирование + +

Лицевой счет + +

Валютный контроль + +

Разрешительные документы + +

Задолженности и штрафы физических лиц +

Запрос статуса задекларированного товара + +

Таможенный транзит + +

Предварительное информирование в морских портах + +

Информирование о вывозе товаров + +

Информирование о декларировании без соглашений + +

Таможенный представитель + +

Отчетность по СВХ + +

Отчетность УЭО + +

Отчетность владельца таможенного склада + +

Отчетность владельца магазина беспошлинной торговли + +

Таможенный перевозчик + +

Правообладатели + +

Получение разрешений, администрирование (ОЭЗ, ПОЭЗ) + +

Решение по классификации товаров + +

Классификация товаров, перемещаемых в виде компонентов + +

Окончание табл. 1

Наименование сервисов ЮЛ ЭЦП ФЛ

Таможенная проверка + +

Административные правонарушения + +

Калькулятор таможенных платежей +

Пассажирская декларация + +

Электронное декларирование экспресс-грузов + +

Отчетность импортеров табачных изделий + +

Информирование о декларировании по соглашениям + +

Помещение товаров на СВХ + +

Личный кабинет банка + +

Категорирование + +

Оплата таможенных квитанций + +

Наиболее востребованные участниками ВЭД сервисы и функции: предварительное информирование, электронное декларирование товаров, запрос статуса задекларированного товара, валютный контроль, лицевой счет.

В процессе использования данного инструмента взаимодействия решаются задачи, направленные на ускорение совершения таможенных и иных операций, требующих информационного взаимодействия с участниками ВЭД, а также на реализацию потребности участников ВЭД в получении информации, имеющейся у таможенных органов и необходимой им в рамках осуществления деятельности, в том числе информации о состоянии лицевого счета2.

Другим инструментом взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов по применению технологии централизованного учета таможенных и иных платежей является ресурс единых лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов (ЕЛС), открытых на уровне ФТС России. Данная технология была создана в целях обеспечения возможности уплаты таможенных платежей денежными средствами с единого лицевого счета. Средства ЕЛС используются при таможенном декларировании товаров вне зависимости от того, в какой таможенный орган подана декларация на товары. При этом достигается централизация функций таможенных органов, связанных с контролем начисления, уплаты и учета движения денежных средств плательщика3.

2 https://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb.

3 Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков: приказ ФТС России от 24.08.2018 № 1329. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

При использовании системы ЕЛС упрощается организация уплаты таможенных платежей: участнику ВЭД не нужно иметь лицевой счет в каждом таможенном органе; учет остатков денежных средств на едином лицевом счете плательщика и их использование при совершении таможенных операций и совершении иных операций с денежными средствами осуществляются без заключения плательщиками с таможенными органами соглашений о применении централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов. Участники ВЭД, которые не осуществляют постоянный торговый оборот с иностранными партнерами, могут вернуть деньги с авансового платежа в личное пользование [1]. Данный ресурс позволяет более оперативно и эффективно управлять денежными средствами участника ВЭД.

В 2018 г. по заявлениям участников ВЭД открыто 77 278 ЕЛС плательщиков таможенных пошлин, налогов. Общая сумма денежных средств, уплаченных в счет таможенных и иных платежей юридическими лицами -плательщиками, использующими ресурс ЕЛС, составила 4 577,87 млрд руб. (74,3 % общей суммы денежных средств, уплаченных юридическими лицами в счет таможенных и иных платежей) (см. рисунок) [7].

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Начало План - 25 % План - 50 %

работы ЕЛС Факт - 25,1 % Факт - 74,3 % План - 75 % План - 100 %

Доля уплаченных таможенных платежей в федеральный бюджет России с использованием технологии единых лицевых счетов

Применение ЕЛС позволяет участникам ВЭД быстрее осуществлять платежи, облегчает проведение возвратов (зачетов) таможенных и иных платежей. ЕЛС позволяет через личный кабинет участника ВЭД получать справочные данные о наличии задолженности по таможенным платежам и пеням, а также информационные сообщения с реквизитами документа начисления, требованиями об уплате таможенных пошлин и уведомлениями о взыскании таможенных платежей и пеней. Ресурс дает возможность погасить задолженность по уплате таможенных платежей за счет авансовых средств, находящихся на лицевом счете участника ВЭД [2].

Использование таких ресурсов, как личный кабинет участника ВЭД, ЕЛС значительно упрощает участникам ВЭД взаимоотношения с таможенными органами и сокращает временные затраты. Но по результатам

изучения отзывов об использовании данных инструментов выявлены такие типичные проблемы, как технические сбои в работе серверов; отсутствие возможности автоматического заполнения отдельных информационных разделов, отсутствие возможности использовать один логин компаниям, имеющим филиалы или дочерние компании [6]. Кроме того, в программе ЕЛС не предусмотрены условия возврата излишне уплаченных таможенных платежей при отказе в выпуске товаров. Участнику ВЭД приходится предоставлять документацию, подтверждающую факт излишней уплаты, что влечет дополнительные временные затраты.

Решению указанных проблем может способствовать внесение изменений в программные средства и обеспечение технической поддержки онлайн, а именно, возможность получения консультации и помощи у оператора по конкретному вопросу, т. к. информация в разделе «Часто задаваемые вопросы» не всегда может помочь в решении возникшей проблемы.

Еще одной современной формой взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов, в рамках которой обсуждаются в том числе и проблемы, связанные с применением ЕЛС и работой в личном кабинете участника ВЭД, является Экспертно-консультативный совет (ЭКС) ФТС России. ЭКС ФТС России созданы в региональных таможенных управлениях и работают по заранее утвержденной повестке. Как инструмент конструктивного диалога бизнес-сообщества и органов власти ЭКС обсуждает актуальные вопросы, связанные с применением информационно-технических ресурсов таможенных органов; разъяснением таможенного законодательства; с рассмотрением практики проведения таможенного контроля; разъяснением особенностей внедрения механизма прослеживаемости и сквозного контроля товаров и др. План работы ЭКС формируется на основе обращений заинтересованных лиц, участников ВЭД, что позволяет совершенствовать работу в «проблемных» зонах деятельности таможенных органов, в том числе в сфере администрирования таможенных платежей.

Одним из востребованных инструментов автоматизации деятельности должностных лиц таможенных органов по учету и контролю задолженности по уплате таможенных платежей на всех уровнях организационной структуры ФТС России является АПС «Задолженность»4. Данный ресурс используется для учета решений по результатам таможенного контроля; для электронного взаимодействия со смежными и внешними информационными системами по процедурам взыскания задолженности по таможенным платежам и пени; для контроля наличия у участника ВЭД задолженности по уплате таможенных платежей и др.

4 О внедрении и вводе в эксплуатацию автоматизированной подсистемы учета и контроля задолженности по уплате таможенных платежей: приказ ФТС России от 24.11.2016 № 2206. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

АПС «Задолженность» содержит разделы «Главная», «Словари», «Документы», «Учет», «Оперативный учет», «Аналитика», «Взаимодействие», «Администрирование». Возможность быстрой навигации по разделам и регистрам, наличие справочной информации облегчают пользователям ввод информации, уменьшая риск ошибок при вводе, и делают удобным поиск информации о задолженностях участника ВЭД по его ИНН и обеспечивают единство хранящихся данных.

Одним из ключевых в организации работы с задолженностью является раздел «Документы», который предназначен для хранения документов, применяемых и формируемых в процессе администрирования задолженности по установленным регистрам. В данном разделе есть возможность формирования и хранения такого нового документа, как расчет таможенных платежей юридических и физических лиц (РТП и РТП-ф)5. РТП и РТП-ф удобные унифицированные формы расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых либо по единым ставкам, либо в виде совокупного таможенного платежа. Прописанные порядок составления РТП и правила внесения изменений формализуют работу инспекторов таможенных органов, что удобно и для участников ВЭД в том числе.

Раздел «Учет» предназначен для хранения и использования в работе информации об остатках задолженностей. Данный раздел также содержит новую форму в работе с задолженностью - паспорт задолженности. В соответствии со ст. 71 12 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», работа с задолженностью закреплена за отделом таможенных платежей таможни, расположенной по месту налогового учета участника ВЭД и, следовательно, паспорт задолженности будет формироваться таможней, осуществившей таможенный контроль, и автоматически передаваться в таможню, ближе всего расположенную к месту налогового учета должника и ведения им хозяйственной деятельности. Паспорт задолженности необходим для отслеживания задолженностей по уплате таможенных платежей и пеней участниками ВЭД и для контроля сроков и мер по взысканию таможенных платежей.

Таким образом, АПС «Задолженность» - это незаменимое программное средство, поскольку является автоматизированным, информативным и удобным инструментом для работы с данными.

Изучение отзывов об использовании инструментов цифровизации работы таможенной службы России, в том числе АПС «Задолженность»,

5 Об утверждении формы расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, порядка составления такого расчета и внесения в него изменений: приказ ФТС России от 27.12.2018 № 2139. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

позволило выявить отдельные проблемы в организации работы по администрированию таможенных платежей [6].

Первая проблема заключается в невозможности отслеживать принятие мер по взысканию задолженности по уплате таможенных платежей и пеней автоматизированным способом. При использовании регистра «Контроль мер по взысканию» функционала АПС «Задолженность» можно отследить только последнюю принятую меру (меру принудительного взыскания). То есть при принятии новой меры информация о предыдущих не отображается при выгрузке данных. Для проверки всех мер требуется вручную проверять все паспорта задолженности, что занимает огромное количество времени. Проверка включает в себя поиск паспорта по номеру, дате и таможенному органу, а также поиск среди всех принятых мер. Для решения данной проблемы необходима доработка программного средства АПС «Задолженность»: должна быть предоставлена возможность контролировать паспорт задолженности в отношении определенных мер взыскания (например, решений о бесспорном взыскании, взыскании за счет имущества, взыскании за счет авансовых платежей и др.), что позволит снизить количество ошибок при проверке паспортов задолженности и оперативно отслеживать принятые меры.

Второй проблемой является отсутствие нормативно закрепленного порядка взаимодействия между таможнями декларирования и таможнями взыскания в вопросах учета и взыскания задолженности по уплате таможенных платежей. Например, право на внесение изменений в декларацию на товары имеет только таможня декларирования, при том что таможня взыскания должна взыскать таможенные платежи с участника ВЭД, но не может внести изменения в декларацию, что было бы основанием для взыскания6. Необходимо предусмотреть нормативно-правовое разграничение компетенции таможен декларирования и таможен взыскания и при необходимости наделение таможен взыскания большими правами по внесению изменений в декларации на товар.

Третья проблема заключается в наличии определенных трудностей в оперативном погашении задолженности по единым лицевым счетам, открытым на уровне ФТС России, на которые может быть обращено взыскание либо которыми должник распорядился в счет погашения своей задолженности. Для решения данной проблемы необходимо обеспечить возможность автоматического отслеживания поступления денежных средств на единые лицевые счета должников и уведомления об этом должностных лиц таможенных органов.

6 Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней: приказ ФТС России от 24.12.2018 № 2095. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Совершенствование АПС «Задолженность» позволит повысить эффективность деятельности таможенных органов в вопросах администрирования таможенных платежей и взаимодействия с участниками ВЭД.

В целях реализации фискальной функции и защиты внутреннего рынка разные страны мира используют современные системы контроля за международным перемещением товаров. Такой инструмент ориентирован на обеспечение прослеживаемости товаров начиная с пересечения таможенной границы и по всей цепочке контрагентов вплоть до розничной реализации товаров внутри страны. В России данный процесс стартовал в 2019 г.7 Предпосылками к этому стала сложная ситуация в сфере оборота промышленной продукции. По данным Министерства промышленности и торговли РФ, незаконный оборот рынка легкой промышленности в России составляет 1,4 трлн руб. - это порядка 35 % всего рынка. Из них более половины составляют «серые» поставки из стран дальнего зарубежья, около трети импортируются из стран ЕАЭС и около 15 % занимает неучтенное отечественное производство [4].

В связи с этим перед таможенными органами была поставлена задача внедрить систему контроля за оборотом товаров, в том числе создать единый стандарт таможенного и налогового администрирования. В целях обеспечения отслеживания движения товаров и мониторинга их оборота используется Государственная информационная система (ГИС). Основным инструментом физического прослеживания движения товара является маркировка, а документального - товарно-транспортные накладные, налоговые и иные документы.

С 1 января 2019 г. на территории России введены требования обязательной маркировки в отношении широкой номенклатуры товаров народного потребления. Сквозная же система маркировки товаров должна быть создана к 2024 г. в виде единой национальной системы маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак». Созданию прототипа такой системы способствовал успешный опыт ФТС России и ФНС России по введению маркировки меховых изделий, который защитил внутренний рынок от фальсификата и некачественных изделий и обеспечил увеличение платежей в бюджет.

Внедрение и последующее совершенствование системы прослежи-ваемости товаров требует ее интеграции с уже существующими системами государств - членов ЕАЭС. Цифровая модернизация интеграционных процессов должна ориентироваться на поддержку предоставления

7 Об утверждении Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров: распоряжение Правительства РФ от 28.12.2018 № 2963-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

и расширения использования межгосударственных цифровых сервисов и услуг с обратной онлайн связью для хозяйствующих субъектов государств - членов ЕАЭС [3].

На всем пространстве ЕАЭС ведется активная работа по созданию системы прослеживаемости товаров (табл. 2)8.

Таблица 2

Системы мониторинга прослеживаемости товаров в государствах - членах ЕАЭС в 2018 г.

Страна Система мониторинга

Армения Маркировка товаров (Vero code); ЭСФ (ИС «Налогоплательщик 3»)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Белоруссия ГИС AITS - контроль животных и продукции животного происхождения; АРМ «Плательщик» - подакцизная продукция (табак, алкоголь); ИС E-Pass - товары, подлежащие обязательной маркировке

Казахстан ИС УКМ СНТИ (ИС КНП) - подакцизная продукция; ИС ЭСФ Модуль «Виртуальный склад» (товары народного потребления, услуги); ИС ЭСФ - товары из перечня (ВТО)

Киргизия СИОЖ (Система идентификации и отслеживания животных)

Россия ИС «Маркировка» - мониторинг движения лекарственных препаратов; ЕГАИС - акцизные товары; Маркировка и прослеживаемость табачной продукции; ГИС «Меркурий» - прослеживание животноводческой продукции; ЕГАИС учета древесины и сделок с ней

Государства - члены ЕАЭС имеют опыт применения собственных информационных систем для обеспечения транспортной безопасности перемещаемых товаров, предотвращения фальсификата в отраслях с высокими рисками для здоровья граждан, а также в отраслях с большим количеством недополучаемых налогов, с целью последующего совершенствования системы налогообложения.

Развитие цифровой модели экономики диктует необходимость администрирования таможенных доходов с применением таких инструментов, которые предоставят возможности для дистанционного взаимодействия с участниками ВЭД на более технологичном уровне, обеспечат формирование комфортной среды для ведения бизнеса, сохранив максимально высокий уровень таможенного администрирования.

8 Простыми словами: новая система прослеживаемости товаров в ЕАЭС. URL: https://milk news.ru/longridy/prostymi-slovami/novaja-sistema-proslezhivaemosti-tovarov.html (дата обращения: 10.04.2019).

Приведенные в статье примеры инструментов администрирования таможенных платежей подтверждают реализацию принципа открытости и объективности, максимальную автоматизацию таможенных операций, а также готовность таможенных органов к ускорению развития электронных технологий, которые предоставляют новые возможности для создания благоприятных условий развития внешнеторговой деятельности. Накопленный опыт использования современных технологий и активное внедрение качественно новых ресурсов деятельности таможенных и других государственных органов обеспечат цифровую модернизацию интеграционных процессов государств - членов ЕАЭС, расширят возможности взаимодействия организаций, предприятий и частных лиц, будут способствовать оптимизации и унификации форм государственного контроля.

Список литературы

1. Алехина О. В. Цифровые технологии в таможенном деле // Вестник СГЭУ 2018. № 3. С. 9-15.

2. Елена Ягодкина рассказала о цифровизации работы таможенной службы. URL: http://www.tks.ru/reviews/2019/02/27/03/print (дата обращения: 10.04.2019).

3. Завьялова О. В. Трансформация подходов к управлению таможенными органами в условиях цифровой экономики // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 2. С. 54-62.

4. Итоги работы ФТС и планы на будущее: коротко о главном // Таможенный Союз. Таможенное регулирование. 2019. № 4 (100). С. 42-61.

5. Лазарев Д. Ю. Определение содержания понятий «таможенное администрирование» и «администрирование таможенных доходов» // Вестник Российской таможенной академии 2018. № 2. С. 111-115.

6. Сервисы расширяют свои возможности. URL: http://www.tks.ru/prac-ticum/2018/06/14/01 (дата обращения: 10.04.2019).

7. Таможенная статистика внешней торговли. URL: http://customs.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095 (дата обращения: 09.04.2019).

© Шарощенко И. В., 2019 © Sharoshchenko I. V., 2019

Для цитирования:

Шарощенко И. В. Современные инструменты администрирования таможенных доходов как фактор развития внешнеторговой деятельности // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 3(88). С. 82-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.