ПЕДАГОГИКА
УДК 37
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ СИСТЕМЫ МВД
© 2009 И.Д.Анисимова
Самарский филиал Саратовского юридического института МВД России
Статья поступила в редакцию 06.04.2009
В статье определяются пути реализации гуманистической направленности обучения в юридическом вузе системы МВД как одного из средств преодоления антропологического кризиса в современном обществе. Особое внимание уделяется анализу современных подходов к обучению и воспитанию, исходя из социальной ситуации в высшей школе МВД.
Ключевые слова: роль и задачи современного образования, гуманистическая направленность обучения, гуманистические ценности, подходы к обучению и воспитанию, гуманистическое отношение к человеку, развитие личности будущего специалиста.
Социальные перемены, происходящие в нашей стране, находят свое отражение во всех сферах жизни общества, в частности, в сфере образования. Следует подчеркнуть, что названные перемены происходят на фоне глобальных проблем современности, среди которых серьезную опасность представляет так называемый антропологическая катастрофа, то есть дегуманизация человека, его отчуждение от природы, от общества от культуры. Одним из самых опасных аспектов дегуманизации является утрата человеком своей человеческой сущности - человечности, которая проявляется в таких качествах как взаимопонимание, эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию, взаимоуважение.
Реалии современного общества с его нестабильностью, многочисленными проблемами, коренящимися в растущей дегуманизации, диктуют необходимость преодоления этой тенденции, и главным направлением этого преодоления является становление гуманистических отношений между людьми, в какой бы сфере общества они ни работали. Решение этой задачи в значительной степени достигается в процессе образования, которое способно внести свой вклад в устранение причин дегуманизации человека.
В современной социокультурной ситуации система образования превращается в крупнейшую отрасль общества, которая не только формирует самого человека, его мировоззрение, приобщая молодых людей к ценностям морали и культуры, но является показателем интеллектуального и культурного уровня общества. Именно образование как часть культуры отражает ценностные ориентации и идеа-
°Анисимова Ирина Дмитриевна, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой иностраннъх языков. E-mail: [email protected]
лы общества, его поведенческие приоритеты, неся на себе огромную ответственность за его (общества) будущее. Как и во всём обществе, в образовании наступил момент «переоценки ценностей». Глобальные изменения в общественной жизни обусловили необходимость реформирования системы образования. Основные цели образования должны соответствовать запросам культуры современного этапа развития общества. Исходя из этого, важнейшей функцией современного образования становится культурно-гуманистическая функция, реализация которой способствует гуманизации человеческой жизни, формированию современного мировоззрения на основе ценностного отношения к человеку. В науке появилось понимание того, что человек с помощью ценностей осуществляет выбор отношений к миру, к людям; соответственно формирование гуманистического отношения к человеку должно строиться на системе гуманистических ценностей.
Гуманистические ценности представляют собой фундаментальную основу, определяющую не только качество обучения и воспитания, но и новый стиль жизни общества. Гуманизация - это достаточно сложная проблема, которую нелегко решить, поскольку она требует изменения стиля педагогической деятельности, мышления педагога, установления новых - гуманистических - отношений между преподавателем и обучающимся.
Вузовское образование как составная часть всей государственной системы образования имеет своей целью поддерживать определенный уровень культуры общества и по возможности повышать этот уровень. В ходе получения высшего образования человек должен не только приобрести знания и умения, но и произвести серьезные изменения в своем духовном мире. Реализация гуманистической направленности обучения любому предмету в вузе
предполагает ориентацию на развитие человека как целостной системы, полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности, как следствие единства всех основных функций образования - обучающей, воспитывающей и развивающей. Осуществляя воспитание человека-гуманиста, мы даем ему возможность переосмыслить свое право на самореализацию и саморазвитие, свою ответственность перед другими людьми, понять соотношение между внутренней свободой личности и целенаправленным влиянием на нее общества.
Важно обратить внимание и на следующее обстоятельство. Образование - предельно широкое понятие, являющееся сферой приложения многих наук, каждая из которых рассматривает образовательные проблемы в своем ракурсе, исходя из логики преподавания своего предмета. Но чтобы достичь цели гуманистически направленного обучения, необходима интеграция знаний, навыков, а главное - мировоззренческих качеств будущих специалистов, выпускников вузов.
К сожалению, мы не можем констатировать, что система образования, в частности, юридического образования в системе МВД, полностью ассимилировала произошедшие в обществе изменения. По-прежнему основной целью подготовки специалистов является формирование человека знающего, в то время как современное общество нуждается в человеке не просто знающем, но понимающем -понимающем других людей, специфику современного бытия. В современных условиях человек, не умеющий понять другого, не способный к диалогу, преодолению собственного эгоизма, становится социально опасным, так как последствия его действий могут быть губительны для людей, примеров тому, к сожалению, множество. Необходима переориентация сознания молодых людей на приобретение качественно новых знаний и навыков. Каждый специалист, в частности, сотрудник органов внутренних дел, должен уметь видеть своё место в системе, осознавать ответственность за последствия своих действий, понять, что конечной целью его деятельности является человек, его благополучие.
Реализация культурно-гуманистической функции образования обусловливает образовательный процесс, в центре которого находится личность. Идея развития целостной человеческой личности становится сегодня доминирующей и определяющей содержание современного образования. Речь идёт о воспитании человеческой личности во всём её индивидуальном своеобразии, о формировании у выпускника вуза такого миропонимания, таких ценностных ориентаций, которые определили бы его новое, гуманистическое, отношение к окружающему миру и людям, которые, в частности, впоследствии попадут в орбиту профессиональной деятельности будущего специалиста.
Социальная ситуация, в которой живет высшая школа, в том числе и юридический вуз МВД, неоднозначна. Как показывает анализ опыта работы образовательных учреждений высшего профессионального образования системы МВД, с одной стороны, вэтих учебных заведениях развиваются демократические тенденции, усиливается гуманитарная направленность содержания образования, создаются условия для творческой самореализации курсантов. С другой стороны, отсутствие у большинства преподавателей вузов МВД педагогического образования затрудняет переход от традиционной парадигмы образования к гуманистической, составляющими которой являются личностно-ориенти-рованное обучение, педагогика сотрудничества.
Между тем, в современных условиях нередки случаи психологической деформации личности сотрудников милиции, зачастую происходит гипертрофия ряда их личностных качеств, приводящая к трансформации этих качеств: бдительность превращается в подозрительность, уверенность - в самоуверенность, требовательность - в придирчивость. Результатом трансформации личностных качеств сотрудников МВД зачастую являются попрание человеческого достоинства, грубость, бездушие, черствость, отсутствие способности к взаимопониманию, недоброжелательность, нежелание помочь человеку в сложной ситуации, зачастую неоправданное применение психологического давления. Всё это привело в конечном итоге к значительному снижению авторитета сотрудника органов внутренних дел в обществе, что ещё более усугубляет неблагоприятную ситуацию в стране.
Система вузовской подготовки специалистов органов внутренних дел является частью единой образовательной системы. Исходя из этого, её приоритетные цели и задачи совпадают со стратегическими направлениями развития всей системы образования. Речь идёт о воспитании сотрудников ОВД, обладающих внутренней гуманистической установкой на приоритетную ценность человеческой личности, о становлении гармоничных отношений каждого с самим собой и с другими людьми. Одной из целей вузовской подготовки сотрудников ОВД в контексте антропологического кризиса является формирование у курсантов осознания личной ответственности за свои поступки как перед собой, так и перед людьми. Поскольку одной из основных задач органов внутренних дел является борьба с различными формами проявления дегуманизации, то совершенно очевидно, что сами сотрудники ОВД должны быть воспитаны на идеях гуманизма, уважения человеческой личности.
Вопросам гуманизации образования в целом по-свящён ряд философских, психолого-педагогических исследований последних лет. Разработаны методологические основы гуманизации образования (М.Н.Берулава, В.С.Библер, Б.М.Бим-Бад, Л.П.Бу-
ева, Е.В.Бондаревская, Б.С.Гершунский, М.С.Каган, И.А.Колесникова, Ю.Н.Кулюткин, В.П.Лежников, Н.Д.Никандров, В.М.Розин, В.А.Сластенин, Г.С.Су-хобская, Е.Н.Шиянов и др.), теория формирования гуманистической направленности, гуманистической позиции учащихся, студентов вузов (В.П.Без-духов, Л.И.Божович, З.И.Васильева, С.Г.Верш-ловский, М.Г.Казакина, В.А.Караковский, Л.Н.Ле-сохина, Л.И.Уманский, Т.В.Шадрина и др.), теория повышения педагогической квалификации педагогов средней и высшей школы в условиях гуманизации образования (И.Ю.Алексашина, А.Г.Бусыгин,
A.Л.Бусыгина, В.Г.Воронцова, М.Д.Горячев, Э.Д.Днепров, В.Ю.Кричевский, А.К.Маркова,
B.И.Пугач, Т.И.Руднева, Е.П.Тонконогая, Л.И.Фишман и др.).
Сквозной идеей при осмыслении проблемы формирования гуманистического отношения к человеку у курсантов вуза МВД в контексте гуманизации образования является идея о том, что решение этой проблемы возможно тогда, когда гуманистическая ориентация, осмысленная и осознанная преподавателем, становится ориентацией по формированию у курсантов гуманистической позиции. Человечность, справедливость, ответственность преподавателя приобретают смысл лишь через развитие у будущих сотрудников органов внутренних дел потребности быть человечным, справедливым, ответственным. Необходимой предпосылкой решения этой задачи является создание условий, обеспечивающих присвоение курсантами системы нравственных ценностей, которые, будучи присвоенными ими в процессе обучения в юридическом вузе, начнут не только определять характер и содержание взаимодействий с людьми, но и будут реализованы таким образом, что вызовут ответное действие, адекватное данным ценностям, то есть приобретут статус гуманистических ценностей. Социальный заказ общества применительно к курсантам системы МВД, с нашей точки зрения, заключается в том, чтобы деятельность сотрудников МВД соответствовала выполняемым ими служебным обязанностям (ответственность) и сочеталась с выполнением требований нравственности, становящимися моральным законом. Моральный закон, как подчёркивает И.Кант, сам есть мотив. «Уважение к закону есть не пробуждение к нравственности, а сама нравственность, если рассматривать его субъективно как мотив»1. Какой же подход к образованию способствует присвоению гуманистических ценностей будущим дипломированным специалистом? Анализ научной литературы по проблеме образования курсантов показывает, что в системе воспитательной работы с курсантами высших учебных заведений как подразделений МВД реализуется несколько
1 Кант И. Критика практического разума. - СПб.: Наука, 1995. - С.186.
подходов, в которых по-разному трактуется роль обучаемого (курсанта) в процессе обучения и воспитания.
Педагогическая деятельность в условиях процесса обучения в юридическом вузе системы МВД традиционно основывается на концептуальной схеме «субъект-объектного» воздействия, когда реализация воспитательной функции относится к деятельности конкретных субъектов (должностных лиц, институтов и организаций), а объектом выступает личный состав органов и подразделений внутренних дел2. В рамках субъект-объектной или традиционной системы образования вне поля зрения остаются ценности личности сотрудника или курсанта, его ценностные ориентации. При таком подходе курсант является пассивным продуктом освоения нравственных ценностей. Подход к курсанту исключительно как к объекту обучения и воспитания приводит в конечном счете к отчуждению преподавателя от обучаемого. В результате обучение лишается внутреннего смысла для курсанта, знания оказываются абстрактными по отношению к его реальной жизни. При этом преподаватель теряет ориентир своей педагогической деятельности — личность курсанта, что делает в принципе невозможной реализацию субъект-субъектных отношений в рамках процесса образования курсантов. По сути, и преподаватель, и курсант превращаются как бы в «детали образовательной машины», не связанные внутренним духовным единством.
При реализации традиционного подхода в системе МВД зачастую готовят профессионалов, запрограммированных на выполнение предписаний и приказов, не способных при этом творчески подойти к сложившейся ситуации, учесть интересы конкретного человека, не нарушая при этом закон. В педагогической практике реализуются различные подходы к обучению и воспитанию, которые разрабатывает педагогическая теория: деятельностный, личностный, личностно-деятельностный, ценност-но-ориентационный, ценностный. Данные подходы достаточно полно раскрыты в работах М.Н.Бе-рулавы, Е.В.Бондаревской, Ю.Н.Кулюткина, Е.И.Казаковой, А.В.Кирьяковой, С.В.Кульневич, В.В.Серикова, Г.С.Сухобской, Т.А.Стефановской и других ученых.
Анализ исследований, посвящённых проблеме формирования личностных качеств будущих сотрудников органов правопорядка в вузовской системе МВД, показывает, что на сегодняшнем этапе происходит переход от парадигмы «субъект-объектного» воздействия к «субъект-субъектному» взаимодействию, к ориентации на личность, за ко-
2 Кабденов Т.К., Килъмашкина Т.Н. Особенности применения
методов воспитания в органах внутренних дел // Психопеда-
гогика в правоохранительных органах. - 1998. - 2 (8). - С. 42 - 44.
торой признается право активно реагировать на педагогическое воздействие, отвергать его или усили-вать3. При таком подходе обучающийся является субъектом образовательной деятельности. Концептуально этот подход наряду с указанными выше учеными разрабатывался А.Г.Асмоловым, Л.С.Выготским, В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, П.В.Зин-ченко, А.В.Петровским, Л.С.Рубинштейном.
Личностно-деятельностный подход к формированию гуманистического отношения курсантов к человеку устраняет «недостаток» деятельностного подхода. Если при деятельностном подходе отсутствует связанный с позицией курсантов выбор ценностей, «а тем самым и нет «поступка» как оцениваемого личностью и социальной группой акта человеческой деятельности»4, то при личностно-деятельностном подходе возможен и выбор ценностей, что делает реальным критерий оценки действий, поступков, отношений, каким и являются ценности, принятые и исповедуемые курсантами. В приложении к образовательному процессу в вузе МВД реализация личностно-деятельностного подхода позволяет подходить к курсанту как субъекту обучения и воспитания.
В принципах личностно-деятельностного подхода личность человека обозначена как важнейшая ценность для процесса обучения. Но сама личность не сможет быть пассивной при личностно-деятельностном подходе, поскольку этот подход подразумевает отношение к личности обучаемого как к равной себе, как к субъекту обучения. Кроме того, личностно-деятельностный подход побуждает обучаемого не только к активной познавательной деятельности, но и к самоопределению, к самореализации в системе многообразных отношений. Однако при несомненной эффективности личностно-деятельностный подход не является достаточным для формирования гуманистического отношения курсантов системы МВД к человеку. Такой подход не даёт ответа на вопрос, как реализуемые преподавателем отношения ценностно опосредуются курсантом, вне поля зрения остаются его ценностные ориентации. При таком подходе ценностный аспект образования, всё-таки выражен не явно. Более оптимальным, несомненно, является личностный подход, как методологическая основа личностно-ориентированного обучения.
В условиях юридического вуза системы МВД ориентация на личность позволит не только раскрыть способности и потенциальные возможности каждого курсанта (слушателя), но и сформировать
3 Кузнецова Л.В. Проблемы нравственного воспитания личности сотрудника органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1998. - 2 (8). - С. 57 - 59.
4 Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: МГУ, 1990. - С. 131.
у него ценностные ориентации и, как следствие, ценностное отношение к человеку. «Личностный подход, - пишет Ю.Н.Кулюткин, - возник не как нечто противоположное широко известному в педагогике принципу деятельности. Напротив, личностная ориентация обучения необходимо включает в себя принцип деятельности как условие развития личности. Деятельность - с её мотивами, целями, действиями, операциями - функционирует не сама по себе, а как деятельность человека, личности» 5. Исходя из этого положения, мы рассматриваем личностный подход как необходимое условие формирования у будущих сотрудников МВД гуманистического отношения к человеку. В условиях юридического вуза системы МВД ориентация на личность позволяет не только раскрыть способности и потенциальные возможности каждого курсанта, но и сформировать у него ценностные представления и ориентации через включение его в деятельность.
Мы согласны с мнением В.В.Серикова о необходимости личностной методологии образования как гуманитарной системы с особыми закономерностями функционирования и развития 6. В рамках этой методологии педагог должен донести до обучающегося не только фактическое знание, но, в первую очередь, развивать у молодых людей способность наделять это знание определённым смыслом. Реализация личностно ориентированного подхода в образовании требует определённой системы знаний о личностном начале в человеке, так как личность является сложнейшей многоуровневой системой со своеобразными закономерностями функционирования и развития. Движущей силой развития личности является поиск равновесия между нравственными требованиями общества и внутренними устремлениями и желаниями человека. В этом смысле личностная ориентация образования продиктована самой сутью личностного развития и отвечает потребностям самой личности.
Механизм личностного развития является предметом изучения учёных-психологов (Л.И.Бо-жович, Л.С.Выготский, А.Г.Ковалёв, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн). Этой проблемой занимаются также Л.И.Анцыферова, Г.А.Ковалёв, В.А.Петровский, В.И.Слободчиков, Б.Д.Эль-конин, Д.И.Фельдштейн. Проблему педагогики личности разрабатывают Н.А.Алексеев, Е.В.Бон-даревская, В.С.Ильин, М.В.Кларин, С.В.Кульневич. Личностный подход в образовании даёт возможность реализоваться личности ещё в процессе обучения, не дожидаясь того времени, когда она полу-
5 Современные ориентиры в образовании педагогов: Материалы научно-практической конференции. - Санкт-Петербург; Иркутск 1998. - С. 9.
6 Сериков ВВ. Образование и личность. Теория и практика
проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999. -
С.7.
чит вместе с дипломом «статус» зрелой личности и как бы официальное право реализовывать себя.
Концепция личностно ориентированного образования опирается на фундаментальные исследования, посвящённые природе педагогического знания (В.В.Краевский), целостности образовательного процесса (В.С.Ильин, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин), личностно развивающим функциям обучения (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, Н.В.Бочкина, З.И.Васильева, В.В.Горшкова, Т.Н,Малькова), специфике педагогической деятельности (В.Н.Загвя-зинский, И.А.Колесникова, В.А.Сластёнин). Лич-ностно-ориентированное образование предполагает не «конвейерное» формирование личности с запро-грамированными свойствами, а создание педагогических условий для полного проявления и развития личностных качеств обучаемых. Следовательно, необходимо так спрограммировать содержание образования, чтобы в основе его лежали ситуации, требующие проявления личностных качеств.
Суть личностно-ориентированной педагогики -создать условия для проявления и развития личности. Такими условиями, как подчёркивает В.В.Сериков, являются развитие аттрибутивных функций (избирательности, осмысления деятельности, произвольности, креативности, рефлексивности, ответственности, автономности); развитие содержания духовной сферы (мировоззренческих, нравственных, этических и других ценностей); деятельност-но-поведенческое развитие личности - становление привычек, опыта, стиля презентации своего «Я»; становление социального коммуникативного пространства - сферы отношений, круга общения, наконец, сюда же относится становление индивидуальности 7. Переход к личностной парадигме стал ответом на тот кризис, в котором оказалось общество технократического типа. Выяснилось, что просто усвоение человеком определённой суммы знаний не есть условие становления личности. Анализ научных исследований, посвящённых проблеме формирования личностных качеств курсантов, показал, что практическая образовательная и воспитательная деятельность в органах внутренних дел подтверждает необходимость обращения к личности обучаемого8.
Исходным пунктом формирования у будущих сотрудников органов внутренних дел гуманистической установки на приоритетную ценность человеческой личности является освоение ими этических знаний, благодаря чему у курсантов формируются
7 СериковВ.В. Образование и личность.... - С.37.
8 Панов ЕВ. Проблема формирования личностных качеств слушателей как компонент профессиональной подготовки // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1997. - 2 (6). - С.18 - 20; Прохоров Ю.И. Особенности формирования и развития личности сотрудников правоохранительных органов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1997. - 2 (6). - С. 27 - 29.
представления о нравственном и безнравственном поведении, о понятиях «долг», «честь», «совесть», «достоинство» и т. д. Эти понятия используются как для оценки конкретного поступка кого-либо, так и для самооценки. Усвоенные человеком, превращенные в личные убеждения, данные категории обладают действенной силой: побуждают людей следовать той или иной социальной норме. Чтобы поступать правильно, человек должен знать, что есть нравственно, что - безнравственно, что такое «добро» и «зло». В педагогической деятельности, направленной на формирование у молодых людей мировоззрения на основе ценностного отношения к человеку, реализуется аксиологическое отношение преподавателя обучаемым. Аксиологическое отношение, как подчёркивает В.Н.Сагатовский, связано с реализацией ценностного подхода9. Поскольку аксиология является одной из ветвей этической науки, имеет смысл связать процесс присвоения ценностей с процессом получения этических знаний. Для формирования гуманистического отношения курсантов к человеку необходимо, чтобы наряду с научным знанием курсант овладевал этическим знанием. Такое знание необходимо для любого специалиста, но его значение для сотрудника органов внутренних дел невозможно переоценить. В конкретной жизненной ситуации от нравственной, моральной позиции офицера милиции зачастую зависит судьба человека или целой группы людей, попавших в сложные, часто очень запутанные обстоятельства.
Значение этического знания вытекает из определения этической науки, данного В.П.Кобля-ковым: «Этика - единственная из всех наук, дающая целостное знание о морали, потому что в этике мораль является не только специфическим объектом исследования, но и её единственным предме-том»10. Этическое знание является основой и необходимым условием этического мышления, которое, в свою очередь, принимая форму конкретного размышления, переходит в этическую рефлексию. На основе этического знания у человека вырабатывается рефлективный способ мышления, умение творчески мыслить в плане решения многочисленных нравственных проблем, с которыми он сталкивается в жизни. «Нормативная этика, опираясь на разносторонние знания о морали, даёт личности нормативно-ценностные рекомендации, помогает ориентироваться в нравственных исканиях...»11. Для оценки человеческих поступков и отношений, а
9 Сагатовский ВН. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения: В 3 ч. - Ч.1. Введение: философия и жизнь. - СПб.: СПбГУ, 1997. - С.192.
10 Кобляков В.П. Этическое сознание: Историко-теоре-тический очерк взаимодействия морального сознания и этических воззрений. - Л.: ЛГУ, 1979. - С. 128.
11 Там же. - С.65.
также для оценки своих собственных поступков молодому человеку необходим навык «этического осмысления жизни и морали»12.Только такое осмысление проблемы права и морали может дать верное решение в конкретных ситуациях, с которыми сталкиваются сотрудники правоохранительных органов в своей деятельности. Закон не в состоянии заставить человека быть всегда предельно честным, порядочным, не нарушать тайну следствия, не применять незаконных приемов следствия и т.д. Многое зависит от личности, моральных качеств и нравственных установок, ценностных ориентаций следователя, дознавателя, прокурора и судьи и т.д. Педагогическая деятельность по формированию гуманистической системы ценностей тогда имеет результат, когда педагогическое воздействие дополняется стремлением самой личности курсанта овладеть гуманистическими ценностями. Деятельность по формированию гуманистического отношения курсантов к человеку направлена на осознание ими ценности человеческой личности как главной ценности. Необходимым условием становления такого отношения у курсантов является развитие у них способности присваивать в процессе совместной с преподавателем образовательной деятельности ценности. Исходя из вышесказанного, следует признать, что необходимым условием формирования гуманистического отношения курсантов к человеку является ценностный подход к образованию и воспитанию будущих сотрудников МВД. Ценностный подход не вступает в противоречие с личностно-деятельностным и личностным подходами, а дополняет и развивает их.
Говоря о ценностном подходе, мы опираемся на определение сущности ценностного подхода, данное В.П.Бездуховым и А.В.Бездуховым. Ценностный подход, «отражая реалии многообразных сфер жизнедеятельности человека, его отношений к ми-
ру, людям и себе, фиксирует конкретную область применения, конкретную систему отношений. В русле ценностного подхода исследуется общая для всех наук, изучающих человека, проблема - ценностные основания жизнедеятельности»13. Ценностный подход базируется на теории ценностей, так как он (подход) связан с реализацией ценностей, ценностного отношения человека к человеку. Основной ценностью в рамках гуманистической парадигмы является человек, следовательно, ценностный подход позволяет формировать гуманистическое отношение к человеку через создание условий для осознания курсантами ценности человеческой личности как главной ценности. Присвоить ценности - значит наделить смыслом значение объекта, в качестве которого выступает другой человек.
Необходимо заметить, что каждый подход к процессу обучения способствует решению какой-либо определённой задачи. Но для решения комплексной задачи подготовки не просто узкого специалиста в какой-либо области знания, а человека будущего тысячелетия, необходим и комплексный подход к образованию. Такой подход позволит соединить достоинства нескольких подходов. В соответствии с определением содержания личностного развития оптимальным подходом к формированию гуманистического отношения курсантов к человеку должно быть сочетание личностно-ориентирован-ного и ценностного подходов. Такое сочетание позволит обучающемуся присваивать ценности, реализуя при этом свои личностные качества, развивая способность этической рефлексии, осваивая полученные знания как личностно значимые.
12Там же. - С.137
13Бездухов В.П., Бездухов A.B. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента - будущего учителя. - Самара: 2000. - С.96.
THE WAYS OF REALIZATION OF THE HUMANISTIC SUBSTANCE OF TEACHING
IN THE LAW INSTITUTE OF THE MIA
© 2009 I.D.Anisimova°
Samara Branch of the Saratov Law Institute of the MIA
In the article the ways of the realization of humanistic substance of teaching in the Law Institute of the MIA as one of the means of the overcoming of the anthropologic crisis in the modern society are considered. Special attention is given to the analysis of various scientific approaches to the education, based on the social situation in the high school of the MIA.
Keywords: The role and Tasks of the modern education, the humanistic substance of teaching, humanistic values, approaches to the education, the humanistic attitude to the person, the development of the personality of a future specialist.
°Anisimova Irina Dmitrievna, The candidate of pedagogical sciences, chief of the chair of foreign languages. E-mail: [email protected]