Карабаш Дмитрий Васильевич
аспирант кафедры педагогики и психологии
Краснодарского государственного университета культуры и искусств
(тел.: 88612583934 )_
Модель формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов вузов МВД России
Аннотация
Данная статья содержит в себе исследовательский материал о структуре и содержании формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсанта вуза МВД в условиях современной социокультурной ситуации, и требований, предъявляемым в профессиональной компетентности будущего сотрудника полиции.
Annotation
Given article contains in itself exploratory material about structure and contents of the shaping valuable of the culture to personalities of the midshipman of the high school MIA in condition modern socio-cultural to situations, and requirements, presented in professional competetivness future employee to police bodies.
Ключевые слова: культура, молодежная субкультура, ценности, мировоззрение, модель, структура, компоненты.
Key words: culture, youth субкультура, value, worldoutlook, model, structure, components.
Ценностно-мировоззренческая культура личности является важным фактором в формировании обществаXXI в., и влияет на все аспекты профессиональной деятельности, в том числе и правоохранительной [1]. Процесс формирования гуманистической базы преобразований в России проходит в сложных условиях, обусловленных последствиями пережитых обществом политического, экономического, социального кризисов. Современная социокультурная ситуация с особой остротой выдвинула проблемы коренного изменения правоохранительной деятельности среди детей, подростков, молодёжи, глубоких преобразований семейного воспитания, деятельности трудовых, учебных коллективов, работы по месту жительства - всей сферы деятельности сотрудников полиции.
Анализ практики сотрудников полиции свидетельствует о том, что их деятельность неразрывно связана с процессами жизнедеятельности современного общества. Наркомания, алкоголизм, проституция, зависимость от интернета и компьютерных игр, секты, самоубийства - все эти девиантные явления, сфера профессиональной деятельности современного сотрудника полиции. В последние годы проблема девиантного поведения стала особо актуальной. Настораживает статистика,
указывающая на распространение в обществе зависимостей от деструктивных идей, психоактивных веществ, виртуальной реальности; распространяются "потребительско-паразитические" установки, культивируется отвержение таких исторически выстраданных ценностей, как честность, справедливость, доброта, целомудрие, ответственность [2].
В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства, в характеристике профессиональной деятельности специалистов, указана область профессиональной деятельности специалистов, которая, в числе других, включает профилактику, предупреждение, выявление, пресечение уголовных преступлений и административных правонарушений, сбор, анализ и оценку информации, имеющей значение для реализации правовых норм в сфере правоохранительной деятельности,
осуществление правового информирования и воспитания и др. В данном документе в разделе "Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста", указано, что выпускник должен обладать рядом общекультурных компетенций:
_322
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • №5 (37)
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии;
способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия;
способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач;
способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;
способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности;
способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность;
способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности и др.
В декабре 2008 г Министерство внутренних дел Российской Федерации, исходя из приоритетных задач по защите жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, поддержанию общественного спокойствия, законности и правопорядка, основываясь на фундаментальных общечеловеческих и профессиональных нравственных ценностях, требованиях
гражданского и служебного долга, олицетворяя ожидания общества по отношению к моральному облику сотрудника, дающему право на уважение, доверие и поддержку деятельности российской милиции со стороны народа, принимает Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [3]. В данном документе сформулирована задача, которая заключается в том, что высшая профессиональная школа системы МВД России должна формировать гуманистическую личность будущего специалиста, развивать его профессиональную, правовую, духовно-нравственную, эстетическую, физическую, экологическую культуру, учить современным формам общения, умению жить в быстро меняющемся мире, развивать способность получать информацию, принимать эффективные решения, плодотворно трудиться, быть активным гражданином и патриотом своего государства.
Перед идеологически ориентированным учебно-воспитательным процессом обучения курсантов в вузах МВД России, время поставило актуальные проблемы, требующие теоретического и практического решения. Среди них важнейшей является проблема формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности будущих сотрудников системы МВД России.
С учетом прогностических социокультурных требований, отражающих современную социокультурную ситуацию, спроектирована авторская модель развития ценностно-мировоззренческой культуры (Рис. 1) -своеобразный эталон, на достижение которого направлен комплекс теоретико-методологических, психолого-педагогических изысканий и организационно-деятельностных средств, используемых в процессе преподавания комплекса дисциплин, а также разработанном спецкурсе "Ценностно-мировоззренческий аспект профессиональной культуры личности сотрудника системы МВД России", аудиторных и внеаудиторных занятий. Данная модель отражает сущность и специфику целостного ценностного подхода как общенаучного понятия и психолого-педагогического феномена. Она позволила выявить обобщенную характеристику нравственной личности, подобрать психолого-педагогический инструментарий для оценивания процесса ее развития средствами преподавания спецкурса, наблюдать за динамикой психологического состава личностных качеств, способностей и черт характера, уровнем умений личности давать ценностно-мировоззренческую оценку получаемой информации.
При использовании данной модели мы ^ основывались на системном, деятельностном, ^^
323
личностном и комплексном аспектах целостного ценностного подхода. Целостный ценностный подход являлся базовым основанием определения психолого-педагогического механизма развития ценностно-мировоззренческих ориентаций курсантов, обобщенной характеристикой их жизнедеятельности, единицей успешного функционирования, позволяющей им адаптироваться в социокультурных условиях современного общества, способствуя их адекватному нравственному самоопределению, укрепляя их духовный потенциал, веру в собственные творческие возможности, направляя в нужное русло их индивидуальную общественно и личностно полезную мыслительную и практическую поведенческую деятельность.
Учебно-воспитательный процесс развития ценностно-мировоззренческой культуры курсантов в вузах МВД представляет собой механизм, обладающий целостностью,
совокупностью образовательных методов, соотнесенных друг с другом, находящихся в тесном взаимодействии, образующих динамическую систему, дополняющих, уточняющих и корректирующих друг друга. Исходя из этого, в ряду методологических основ исследования необходимо выделить системный подход, рассматривающий объект исследования как целостную, саморазвивающуюся систему. Используемые технологии обучения способствовали построению модели целостной системы как единого социально-педагогического комплекса, в котором взаимосвязаны образовательная и воспитательная деятельность курсантов; интегрированы воспитательные усилия преподавателя, инновационные и традиционные формы образования и духовного воспитания; определены и учтены характер и тенденции влияния на функционирование внешней и внутренней системы.
СУБЪЕКТ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - КУРСАНТ по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность
ЦЕЛЬ
ние педагогических условий для ф ормирования ценностно - м ировоззренческой культуры и курсантов в процессе изучения спецкурса «Ценностно - мировоззренческий аспект профессиональной культуры личности сотрудника системы М ВД России»
ЗАДАЧ И :
Разработка и создание необходимых Ф ормирование личностной
психолого - педагогических условий ценностно -
для формирования ценностно - мировоззренческой культуры
мировоззренческой культуры курсантов личности курсантов
Н акопление у курсантов знаний ценностно - мир ов оззр енч еско го характера, способствую щ их формированию личностных
М еждисциплинарная и м ежпредметная взаимосвязь подходов в процессе обучения кур сантов
ПРИНЦИПЫ
формирования ценностно - мир овоззренческой культуры
Учет особенностей возраста и
Единство методов педагогического общ ения,
убеждения,уваж ения,
дисциплины НАПРАВЛЕНИЯ формирования ценностно - мировоззренческой культуры личности
П рофессиональная ориентация учебно -воспитательного процесса
Разработка структуры и содержания спецкурса «Ц енностно- мировоззренческий аспект профессиональной культуры личности сотрудника системы М В Д Р о с с и и »
Стимулирование и развитие мотивации деятельности и поведения курсантов в учебно - в ос питательном процессе вуза М В Д России
м ониторинг формирования
м ировоззренческой
культуры личности кур сантов
УСЛОВИЯ,
направленные на формирование ценностно - мировоззренческой культуры личности
О рганизация учебно -
с р е д ы , н а п р а в л ен н о й на удовлетворение духовных п о т р е бн о ст е й и ф ормирование личностных качеств кур сантов
И спользование ценностного О риентация
и познавательного подходов курсантов в учебно -
в качестве теоретико - воспитательном
методологической процессена
стратегии при самореализацию,
формировании ценностно - выявление
мировоззренческой ценностно -
культуры личности и мировоззренчес
профессиональной потенциала
КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ценностно - мировоззренческой культуры курсантов вузов М ВД
С оздание личностно-деятельностных условий, направленных на раскрытие индивидуально - личностных качеств курсантов
м ировоззренческого м ыш ления и сознания
ь н а я г о т ов н ост ь
самореализации личных
П р а к 1 п р о ф е
я рдоевяатне
ос т ь п о
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ I ценностного подхода в процессе формирования гно - мировоззр енческой культуры курсантов
Система личностных качеств, характеризующих ценностно -м ировоззренческую культуру личности будущ его сотрудника полиции в правоохранительной деятельности
Потребность в поиске своего стиля эффективной проф ессиональной д еятел ьно сти ,
умений и навыков.
Нравственное со вер ш енствование, повышение своего интеллектуального и общ екультурного уров еня , стрем ление развивать социальные и проф ессиональны е компетенции
о - о р
ци
р ов оззр енч еско
324
выявление возможности её самореализации во всех сферах жизнедеятельности человека. Такое рассмотрение предполагает: во-первых -выявление специфических правоформирующих факторов культуры; во-вторых, обучения курсантов на основе междисциплинарного и межпредметного подхода (философского, политического, эстетического, этического, культурологического социологического, педагогического и др.), которые необходимо рассматривать как проявления единой ценностной связи.
1. Битуева А. В. Ценностные ориентации и политические представления в структуре массового сознания //Акмеология в системе
Рис. 1. Модель формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов вузов МВД России
Личностный компонент в формировании ценностно-мировоззренческой культуры предполагает, что все психологические процессы, свойства и состояния рассматриваются как принадлежащие конкретному человеку, что они производны, зависят от его индивидуального и общественного бытия. Поскольку предлагаемый образовательный процесс должен не только создать условия для развития ценностно-мировоззренческой культуры курсантов, но и позволяет управлять профессиональным совершенствованием личности, неизменным спутником личностного компонента является его деятельностная направленность.
Структура и содержание сущностного аспекта ценностно-мировоззренческой культуры позволила раскрыть в процессе обучения не только его актуальные, но и потенциальные возможности. Необходимость комплексной реализации всех возможностей средств разработанного спецкурса, направленность их на педагогическую поддержку процесса всестороннего развития личности курсанта связаны с расширением объема знаний, их структурным усложнением и формированием новых отношений участников учебно-воспитательного процесса. Преподаватель в условиях новой модели не просто обучает своему предмету, а методически, педагогически и творчески работает над выявлением, развитием, утверждением, актуализацией потребности курсантов в устойчивом формировании ценностно-мировоззренческой культуры, выработкой у них нравственных качеств. Существенные изменения претерпела и целевая направленность учебной информации при решении задач ценностно-мировоззренческой культуры курсантов, подверглось трансформации содержание общения, отношение к жизни.
Оценка результативности педагогической системы проходила в три этапа: актуализация процесса формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов; выявление степени влияния авторского спецкурса на ценностно-мировоззренческое
самоопределение курсантов; практическое применение приобретенных курсантами навыков в процессе обучения.
Таким образом, рассмотрение образования в вузах системы МВД России, как явления культуры, подразумевает осмысление ценностно-мировоззренческой культуры личности и
деятельности государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 1998. С. 161-171.;Боев А.Я. Формирование профессиональных ценностных ориентаций у учащихся классов юридического профиля в учебно-воспитательном процессе. Автореф. дисс... канд. пед. наук. - Брянск, 1997. - 20с.; Выдержки из стенографического отчета о встрече В.В. Путина с представителями молодежных организаций России от 24 июля 2007 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации.-Режимдоступа:http://www.kremlin.ru/appears/2007/ 07/24/2111_(урв63376(урв63381_ 138523. вМт!.; Гречаный В. В. Единство мировоззрения и науки как проблема теоретико-ценностной интерпретации //Мировоззрение, наука, практика: Сб. науч. тр. - Иркутск: ИГУ, 1988. С. 54-68.; Григорьева Т. Л. Профессиональная "Я-концепция" работников государственной службы (акмеологический аспект)//Акмеология в системе деятельности государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 1998. С.24-32.; Иванов В. П. Мировоззрение как форма сознания, самосознания и культуры личности// Мировоззренческая культура личности: (философские проблемы формирования) / Отв. ред. В. П. Иванов. - Киев: Наук. думка, 1986. С. 10-88.
2.Бек У. Общество риска /У. Бек. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.; Вишневский Ю. Р., Рубина Л. Я. Политические, нравственнее, культурно-досуговые ориентации студентов // СОЦИС. 1997. № 10. С. 64-68.; Гуськов, И.А. Молодежь среднего российского города. Выбор жизненного пути /И. А. Гуськов. - Ростов-н/Д., 2000. 23 с.; Долгов, В.В. Молодежное движение в России. Книга 1: Середина XIX в.-20-е годы XX века: монография /В.В. Долгов, В.К. Криворученко, В.А. Родионов ; НИЦ при ИМ. М., 1997. 458 с.; Долгова, Т.П. Молодежная субкультура и
325
наркотики: социокультурные и сотрудника органов внутренних дел Российской
социопсихологические факторы /Т.П. Долгова, Федерации и его соблюдение при прохождении
Ю.А. Клейберг. Тверь: "Эврика-М", 1997. 63 с. службы. Утверждено 24 декабря 2008 г. № 1138. 3. Кодекса профессиональной этики
326