Рис. 2. Модель формирования знаний
ние образа нового понятия. После этого тезаурус обучающегося будет увеличен, и новое понятие будет воспроизводиться в любых условиях. Для того чтобы увидеть произошло ли увеличение объема тезауруса студента, необходим контроль знаний и умений. Контроль знаний и умений студентов является обязательным этапом образовательного процесса
В том случае, если увеличения объема тезауруса не произошло, значит не произошло и распознавания понятийных образов. Одной из вероятных причин такого исхода может быть несоответствующая данному учащемуся форма представления информации. Следовательно, для коррекции знаний необходимо предложить студенту другую кодировку информации, которая облегчит формирование образа неизвестных понятий.
Проведенные исследования и анализ педагогической и психологической литературы [3-5] позволил построить информационную модель восприятия математического материала (рис. 2).
На основе данной модели создано электронное учебное пособие по линейной алгебре для учащихся факультета естествознания и апробировано в Красноярском Государственном Педагогическом Университете им. В.П. Астафьева.
Основным отличием созданного электронного пособия от уже имеющихся являются во-первых, всплывающие многоуровневые подсказки, благодаря которым можно легко открыть не только забытое (или неизвестное) определение математического понятия, но и его свойства и связи; во-вторых, всплывающие подсказки имеют различную форму (от гипертекстовой до мультимедиа), облегчая формирование образа математического понятия с учетом ведущего канала восприятия.
Электронное пособие максимально облегчает понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.
Участниками педагогического эксперимента были студенты факультета естествознания (отделения химии и биологи), факультета физкультуры и спорта.
После проведения занятий, согласно учебному плану по математике, было проведено анкетирование среди учащихся для того, чтобы выявить достоинства и недостатки электронного пособия. Студентами было отмечено удобство использования пособия, наглядность предоставленного материала, удобство использования «всплывающих подсказок». Студенты также отметили, что предложенное пособие удобно для использования в целях самостоятельного обучения.
Пособие полностью соответствует всем заявленным требованиям.
Использованная технология визуализации направлена на более полное и активное использование природных возможностей студентов за счет интеллектуальной доступности подачи учебного материала. Сочетание визуального образа, текста, устного пояснения преподавателя и анимаций подводит студента к стереоскопичности восприятия, которая многократно усиливается при использовании возможностей компьютера. Полисенсор-ное восприятие учебной информации не просто позволяет каждому студенту обучаться в наиболее благоприятной, органичной для него системе, но, главным образом, стимулирует развитие второстепенной для данного студента репрезентативной системы восприятия.
Библиографический список
1. Далингер, В.А. Теоретические основы когнитивно-визуального подхода к обучению математике: монография. — Омск, 2006.
2. Пак, Н.И. Проективный подход в обучении как информационный процесс. - Красноярск, 2008.
3. Абдеев, РФ. Философия информационной цивилизации. — М., 1994.
4. Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. - Барнаул, 2002. - Ч. 2.
5. Филатов, О.К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. - Ростов-на Дону, 1997.
Bibliography
1. Dalinger, V.A. Teoreticheskie osnovih kognitivno-vizualjnogo podkhoda k obucheniyu matematike: monografiya. — Omsk, 2006.
2. Pak, N.I. Proektivnihyj podkhod v obuchenii kak informacionnihyj process. - Krasnoyarsk, 2008.
3. Abdeev, R.F. Filosofiya informacionnoyj civilizacii. — M., 1994.
4. Lavrentjev, G.V. Innovacionnihe obuchayuthie tekhnologii v professionaljnoyj podgotovke specialistov / G.V. Lavrentjev, N.B. Lavrentjeva, N.A. Neudakhina. - Barnaul, 2002. - Ch. 2.
5. Filatov, O.K. Informatizaciya sovremennihkh tekhnologiyj obucheniya v vihssheyj shkole. - Rostov-na Donu, 1997.
Статья поступила в редакцию 31.01.12
УДК 378. 634
Kuznetsova L.V., Evseeva A.S. Preparation of police shots in modern social cultural conditions. The article
considers new tendencies forming in the system of the higher law education, analyses the influence thereof on the
process of formation of professional of training personnel of the police on the basis general cultural and professional competences
Key words: training personnel of the police, general cultural and professional competences, formation of guality professional.
Л.В. Кузнецова, д-р пед. наук, проф. каф. административного права и административной деятельности органов внутренних дел Барнаульского юридического института МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]; А.С. Евсеева, преп.-методист факультета заочного обучения и повышения квалификации Барнаульского юридического института МВД России, г. Барнаул,
Е-mail: [email protected].
ПОДГОТОВКА ПОЛИЦЕЙСКИХ КАДРОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
В статье рассматриваются новые тенденции, складывающиеся в системе высшего юридического образования, анализируется их влияние на процесс профессиональной подготовки кадров для полиции на основе формирования общекультурных и профессиональных компетенций.
Ключевые слова: подготовка полицейских кадров, общекультурные и профессиональные компетенции, формирование профессиональных качеств, совершенствование качества юридического образования.
Качественное решение задач, стоящих перед полицией в первую очередь зависят от наличия профессиональных кадров, их профессиональной компетентности, подготовленности к оперативно-служебной деятельности в сложных современных условиях.
Данная задача возложена на МВД России, которое в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «организует кадровое обеспечение системы МВД России, в том числе подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров ...» [1].
Одним из важнейших требований современного общества в подготовке специалистов является необходимость сочетания фундаментальности образования с многообразием специализаций. На современном этапе российское образование перешло на Государственные стандарты нового поколения, ориентирующие высшую школу на совершенствование подготовки специалистов, становления их как профессионалов, глубоко знающих свою профессию, ориентирующихся в новейших достижениях в области своей профессиональной деятельности, профессионально компетентных. Содержание современного образования должно быть направлено на интеграцию гуманитарной подготовки специалиста в процессе формирования их профессиональной компетентности в рамках сложившихся в учебных заведениях традиций, с учетом современных требований общества.
На различных этапах развития педагогического знания ученые [2; 3] размышляли о самой личности специалиста, ее профессионально значимых качествах, различных способностях и умениях, определяли сущность осуществляемых ею видов деятельности.
Современная обстановка требует выработки новых подходов к сотруднику полиции как личности и профессионалу, и, следовательно, развитию системы профессиональной подготовки кадров в МВД России. Сегодня все настоятельнее ставится вопрос об интеграции общенаучных, гуманитарных и профессионально-значимых знаний как средства формирования компетенций сотрудников полиции. Данный аспект закреплен в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность: требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста включает общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК). Поэтому необходимо готовить не просто образованных специалистов с хорошей теоретической базой, но и формировать у них такие обобщенные способы взаимодействия с изменяющимся содержанием профессионального труда, которые будут востребованы в течение длительного периода профессиональной жизни.
Современные ученые, занимающиеся проблемами профессионального развития, формулируют профессиональное образование как «научно обоснованный процесс и результат освоения определенного вида профессиональной деятельности, сопровождающийся овладением знаниями, умениями и навыками, а также формированием компетентностей, компетенций и метапрофессиональных качеств» [3].
Содержание профессиональной компетентности является величиной динамичной, основа ее закладывается на этапе обучения в профильных классах, в образовательных учреждениях и продолжает развиваться на протяжении всей профессиональной жизни.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что компетенция не сводится только к знаниям и умениям. Под компетенцией понимается «именно умение не только как навык в каком-либо деле, обученность, но и как обладание способностью делать что-нибудь» [4].
Под компетенцией целесообразно понимать единство знаний и опыта, а под компетентностью - выраженную способность личности применять их для решения профессиональных, социальных и личностных проблем. Профессиональную компетентность сотрудников полиции мы представляем как интегративное (системное) свойство личности сотрудника, характеризующее его глубокую осведомленность в психолого-педагогической и предметной (социальный, профессиональной, управленческой) областях знания, профессиональные умения и навыки, личностный опыт и образованность сотрудника, нацеленного на перспективность (прогностичность) в работе, открытого к динамичному общению, уверенного в себе и способного достигать значимых результатов и качества в профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность соответственно связана с профессиональной деятельностью, для выполнения которой требуется формирование различных компетенций.
Исходя из этого, при организации процесса обучения особое внимание в современных социокультурных условиях направлено на формирование базовой общекультурной и специальной профессиональной компетенции будущих сотрудников полиции. Их содержательная составляющая определена действительностью, в которой разворачивается освоение профессиональными задачами, вырабатывается профессиональное мышление и составляет действительность учебного процесса, реализующаяся в конкретных предметах, выработки профессиональной направленности.
Основу общекультурных компетенций составляют качества, проявляющиеся в способности творчески решать профессиональные задачи; адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурными условиям, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции; понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования выделяет области формирования профессиональных компетенций курсантов, которые проявляются в области правоприменительной деятельности (способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства и др.), в области оперативно-служебной деятельности (способность выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, защите жизни и здоровья граждан, охране общественного порядка; способность уважать честь и достоинства личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры
к восстановлению нарушенных прав; способность раскрывать преступления и др. [5].
Существующий до настоящего времени в образовательных учреждениях МВД России квалификационный подход был направлен на формирование у выпускника вуза системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих типовые виды профессиональной деятельности в стабильных стандартных условиях. Реализация компетентностного подхода способствует формированию готовности к более эффективному разрешению профессиональных, социальных, личностных проблем в быстро меняющихся обстоятельствах, в ситуации кризиса, к управлению гибкими, междисциплинарными проектами. Квалификация дополняется ценностно-смысловыми, нравственно-волевыми, деятельностными характеристиками выпускника и опыта, позволяющие реализовать широкий круг служебных полномочий. На формирование общекультурной компетенции (ОК) направлено содержание таких учебных дисциплин как теория государства и права, история государства и права России, конституционное право России, административное право России, культурологии и др. Формирование профессиональных компетенций осуществляется в рамках изучения административного права и административной деятельности, уголовного права, уголовного процесса и т.д.
Следует акцентировать внимание на том, что специфика профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел носит социальный характер, обусловленный развитием социальных отношений в обществе и субъективным отражением этих отношений личностью. Профессиональная деятельность будущих сотрудников органов внутренних дел связана с организацией взаимодействия людей разного возраста, социального статуса, уровня образования и культуры. В условиях динамических изменений экономической, социальной сферы целью подготовки сотрудника выступает профессионал, способный к индивидуальной инициативе, продуктивной деятельности, конструктивному взаимодействию.
Таким образом, формирование профессиональной компетентности сотрудника полиции проявляется в поиске гармонии и баланса содержания профессиональной подготовки гуманистической образовательной среды вуза МВД России и окружающей действительности.
Библиографический список
При формировании профессиональной компетентности следует, на наш взгляд, учитывать следующие педагогические условия: целевую направленность интеграции профессиональной и гуманитарной подготовки на формирование профессиональной компетентности курсантов образовательных учреждений МВД России; корректирование учебных планов, рабочих программ гуманитарных дисциплин и дисциплин профессиональной подготовки, направленных на формирование основных компетенций профессиональной компетентности; выбор методов и форм интеграции профессиональной и гуманитарной подготовки на основе принципа диверсификации с учетом формирования базовой и специальной компетенций, как структурных составляющих профессиональной компетентности специалистов МВД России; подготовку профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России к осуществлению интеграции профессиональной и гуманитарной подготовки на основе компетентностного подхода.
С учетом соблюдения вышеназванных условий формирование профессиональной компетентности включает: интерактивные формы проведения занятий; семинары в диалоговом режиме; групповые дискуссии; анализ служебных ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей; преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов научных исследований; служебные и ролевые игры; разбор конкретных ситуаций; психологические и иные тренинги; встречи с представителями правоохранительных органов, государственных и общественных формирований; обеспечение доступности для курсантов к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также использование всего потенциала воспитательной работы.
Основные усилия в системе подготовки кадров для правоохранительных органов должны быть направлены на формирование профессиональных, социальных и личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности специалиста МВД России. Для обозначенной проблемы необходимо ориентироваться на модель специалиста интегрального типа. В ней цели, содержание и результаты обучения формулируются в комплексном виде с учетом изменений в профессиональной деятельности и направлены на формирование у выпускника широкой социально-профессиональной компетентности.
1. Вопропсы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248. п. 46.
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. - М., 2003.
3. Сыманюк, Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности: практико-ориентированная монография / под ред.
Э.Ф. Зеера. - М., 2005.
4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 тысяч слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. -М., 1999.
5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: по направлению (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация) степень «специалист»: приказ Минобрнауки от 14.01.2011 № 20 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 23.
Bibliography
1. Vopropsih Ministerstva vnutrennikh del Rossiyjskoyj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossiyjskoyj Federacii ot 1 marta 2011 goda № 248. p. 46.
2. Zeer, Eh.F. Psikhologiya professionaljnogo obrazovaniya: ucheb. posobie. - M., 2003.
3. Sihmanyuk, Eh.Eh. Psikhologicheskie barjerih professionaljnogo razvitiya lichnosti: praktiko-orientirovannaya monografiya / pod red. Eh.F. Zeera. - M., 2005.
4. Ozhegov, S.I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka: 80000 tihsyach slov i frazeologicheskikh vihrazheniyj / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. -M., 1999.
5. Ob utverzhdenii i vvedenii v deyjstvie federaljnogo gosudarstvennogo obrazovateljnogo standarta vihsshego professionaljnogo obrazovaniya: po napravleniyu (specialjnosti) 031001 Pravookhraniteljnaya deyateljnostj (kvalifikaciya) stepenj «specialist»: prikaz Minobrnauki ot 14.01.2011 № 20 // Byulletenj normativnihkh aktov federaljnihkh organov ispolniteljnoyj vlasti № 23.
Статья поступила в редакцию 31.01.12
УДК 331.105.+37.06
Petrova T.A. PUBLIC RELATIONS AS THE TOOL OF INTERACTION BETWEEN EDUCATIONAL INSTITUTION AND EMPLOYER. In this article the questions of informational environment s formation in educational institution are considered. The author analyzes the increasing of educational institution role and influence in sociality. The psychological peculiarities of specially organized events are considered. The main task of external PR in the educational system as the aimed informational influence for external audience is defined.
Key words: public relations, informational environment of educational institution, marketing communications of educational institution, PR in education, event-based communications.