Научная статья на тему 'Связи с общественностью как инструмент взаимодействия образовательного учреждения и работодателя'

Связи с общественностью как инструмент взаимодействия образовательного учреждения и работодателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
696
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / PR В ОБРАЗОВАНИИ / СОБЫТИЙНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / PUBLIC RELATIONS / INFORMATIONAL ENVIRONMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTION / MARKETING COMMUNICATIONS OF EDUCATIONAL INSTITUTION / PR IN EDUCATION / EVENT-BASED COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Т. А.

В данной статье рассмотрены вопросы формирования информационной среды образовательного учреждения, повышения его роли и влияния в обществе, рассмотрены психологические особенности специально организованных событий, определена основная задача внешних PR в системе образования как целевое информационное воздействие на внешнюю аудиторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC RELATIONS AS THE TOOL OF INTERACTION BETWEEN EDUCATIONAL INSTITUTION AND EMPLOYER

In this article the questions of informational environment s formation in educational institution are considered. The author analyzes the increasing of educational institution role and influence in sociality. The psychological peculiarities of specially organized events are considered. The main task of external PR in the educational system as the aimed informational influence for external audience is defined.

Текст научной работы на тему «Связи с общественностью как инструмент взаимодействия образовательного учреждения и работодателя»

к восстановлению нарушенных прав; способность раскрывать преступления и др. [5].

Существующий до настоящего времени в образовательных учреждениях МВД России квалификационный подход был направлен на формирование у выпускника вуза системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих типовые виды профессиональной деятельности в стабильных стандартных условиях. Реализация компетентностного подхода способствует формированию готовности к более эффективному разрешению профессиональных, социальных, личностных проблем в быстро меняющихся обстоятельствах, в ситуации кризиса, к управлению гибкими, междисциплинарными проектами. Квалификация дополняется ценностно-смысловыми, нравственно-волевыми, деятельностными характеристиками выпускника и опыта, позволяющие реализовать широкий круг служебных полномочий. На формирование общекультурной компетенции (ОК) направлено содержание таких учебных дисциплин как теория государства и права, история государства и права России, конституционное право России, административное право России, культурологии и др. Формирование профессиональных компетенций осуществляется в рамках изучения административного права и административной деятельности, уголовного права, уголовного процесса и т.д.

Следует акцентировать внимание на том, что специфика профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел носит социальный характер, обусловленный развитием социальных отношений в обществе и субъективным отражением этих отношений личностью. Профессиональная деятельность будущих сотрудников органов внутренних дел связана с организацией взаимодействия людей разного возраста, социального статуса, уровня образования и культуры. В условиях динамических изменений экономической, социальной сферы целью подготовки сотрудника выступает профессионал, способный к индивидуальной инициативе, продуктивной деятельности, конструктивному взаимодействию.

Таким образом, формирование профессиональной компетентности сотрудника полиции проявляется в поиске гармонии и баланса содержания профессиональной подготовки гуманистической образовательной среды вуза МВД России и окружающей действительности.

Библиографический список

При формировании профессиональной компетентности следует, на наш взгляд, учитывать следующие педагогические условия: целевую направленность интеграции профессиональной и гуманитарной подготовки на формирование профессиональной компетентности курсантов образовательных учреждений МВД России; корректирование учебных планов, рабочих программ гуманитарных дисциплин и дисциплин профессиональной подготовки, направленных на формирование основных компетенций профессиональной компетентности; выбор методов и форм интеграции профессиональной и гуманитарной подготовки на основе принципа диверсификации с учетом формирования базовой и специальной компетенций, как структурных составляющих профессиональной компетентности специалистов МВД России; подготовку профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России к осуществлению интеграции профессиональной и гуманитарной подготовки на основе компетентностного подхода.

С учетом соблюдения вышеназванных условий формирование профессиональной компетентности включает: интерактивные формы проведения занятий; семинары в диалоговом режиме; групповые дискуссии; анализ служебных ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей; преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов научных исследований; служебные и ролевые игры; разбор конкретных ситуаций; психологические и иные тренинги; встречи с представителями правоохранительных органов, государственных и общественных формирований; обеспечение доступности для курсантов к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также использование всего потенциала воспитательной работы.

Основные усилия в системе подготовки кадров для правоохранительных органов должны быть направлены на формирование профессиональных, социальных и личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности специалиста МВД России. Для обозначенной проблемы необходимо ориентироваться на модель специалиста интегрального типа. В ней цели, содержание и результаты обучения формулируются в комплексном виде с учетом изменений в профессиональной деятельности и направлены на формирование у выпускника широкой социально-профессиональной компетентности.

1. Вопропсы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248. п. 46.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. - М., 2003.

3. Сыманюк, Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности: практико-ориентированная монография / под ред.

Э.Ф. Зеера. - М., 2005.

4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 тысяч слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. -М., 1999.

5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: по направлению (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация) степень «специалист»: приказ Минобрнауки от 14.01.2011 № 20 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 23.

Bibliography

1. Vopropsih Ministerstva vnutrennikh del Rossiyjskoyj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossiyjskoyj Federacii ot 1 marta 2011 goda № 248. p. 46.

2. Zeer, Eh.F. Psikhologiya professionaljnogo obrazovaniya: ucheb. posobie. - M., 2003.

3. Sihmanyuk, Eh.Eh. Psikhologicheskie barjerih professionaljnogo razvitiya lichnosti: praktiko-orientirovannaya monografiya / pod red. Eh.F. Zeera. - M., 2005.

4. Ozhegov, S.I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka: 80000 tihsyach slov i frazeologicheskikh vihrazheniyj / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. -M., 1999.

5. Ob utverzhdenii i vvedenii v deyjstvie federaljnogo gosudarstvennogo obrazovateljnogo standarta vihsshego professionaljnogo obrazovaniya: po napravleniyu (specialjnosti) 031001 Pravookhraniteljnaya deyateljnostj (kvalifikaciya) stepenj «specialist»: prikaz Minobrnauki ot 14.01.2011 № 20 // Byulletenj normativnihkh aktov federaljnihkh organov ispolniteljnoyj vlasti № 23.

Статья поступила в редакцию 31.01.12

УДК 331.105.+37.06

Petrova T.A. PUBLIC RELATIONS AS THE TOOL OF INTERACTION BETWEEN EDUCATIONAL INSTITUTION AND EMPLOYER. In this article the questions of informational environment s formation in educational institution are considered. The author analyzes the increasing of educational institution role and influence in sociality. The psychological peculiarities of specially organized events are considered. The main task of external PR in the educational system as the aimed informational influence for external audience is defined.

Key words: public relations, informational environment of educational institution, marketing communications of educational institution, PR in education, event-based communications.

Т.А. Петрова, канд. педг. наук, доц. каф. «Связи с общественностью» НОУ ВПО

«Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина», г. Челябинск, E-mail: petrova-ta55@mail.ru

СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И РАБОТОДАТЕЛЯ

В данной статье рассмотрены вопросы формирования информационной среды образовательного учреждения, повышения его роли и влияния в обществе, рассмотрены психологические особенности специально организованных событий, определена основная задача внешних PR в системе образования как целевое информационное воздействие на внешнюю аудиторию.

Ключевые слова: связи с общественностью, информационная среда учебного заведения, маркетинговые коммуникации образовательного учреждения, PR в образовании, событийные коммуникации.

В последнее десятилетие российская система профессионального образования претерпела значительные изменения, обусловленные, прежде всего, переходом к рыночной экономике, и как следствие - диверсификацией типов образовательных учреждений и программ, становлением и развитием негосударственного сектора в системе образования, ростом платных образовательных услуг. В настоящее время образовательные учреждения вынуждены существовать в условиях жесткой конкуренции. Становится ясно, что в борьбе за место на рынке образовательных услуг сможет победить только самый активный и коммуникабельный вуз. Практика показывает, что на федеральном и региональном уровнях взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда характеризуется несбалансированностью и нестабильностью взаимосвязей. Это, прежде всего, проявляется в ряде противоречий между спросом и предложением на рынке образовательных услуг и рынке труда: между развитием рынка труда специалистов, как механизма формирования спроса и предложения на профессиональные кадры разной квалификации и профиля и возможностями удовлетворения этих запросов в системе профессионального образования; между динамикой роста требований рынка труда к уровню профессиональной компетентности специалиста и отсутствием согласованности этих требований к выпускникам учебных заведений; между возрастающими требованиями к профессионально значимым личностным качествам специалиста и традиционными формами профессиональной ориентации и профотбора молодежи в системе профессионального образования; между необходимостью осуществления непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и отсутствием учебно-методического обеспечения, позволяющего создавать и реализовывать вариативные профессиональные образовательные программы, индивидуализировать содержание и процесс профессионального образования [1].

Комплекс противоречий во взаимодействии рынка образовательных услуг и рынка труда специалистов представляется сложным и объемным, требующим непрерывного внимания со стороны всех заинтересованных субъектов взаимодействия: государства в лице федеральных и региональных властей, представителей общественности, работодателей, профессионального образования и др.

Существующие многочисленные противоречия между интересами образовательных учреждений и интересами работодателей определяют необходимость поиска новых методов их разрешения и путей установления взаимовыгодного сотрудничества.

Заинтересованность предприятия и учреждений образования в сотрудничестве очевидна. На сегодняшний момент форма взаимодействия между работодателями и системой профессионального образования сводится к обеспечению сотрудничества с предприятиями по вопросам прохождения учебно-производственных практик студентов и трудоустройства выпускников. Однако сторон соприкосновения и даже проникновения образования и промышленности настолько много, что назрела необходимость создать для их координации специальную структуру, которая сможет, объединив финансовые ресурсы предприятия и интеллектуальный потенциал образовательного учреждения, обеспечить благоприятную среду для решения множества взаи-моинтересующих обе стороны образовательных задач. Кроме того, следует отметить группу организационных и коммуникативных проблем взаимодействия образовательных учреждений и работодателей: какие варианты и формы сотрудничества являются наиболее эффективными, какие правовые аспекты не

решены, как сделать информацию друг о друге максимально доступной и востребованной. Выходом из этой ситуации автор видит в использовании маркетингового подхода, одной из составляющих которого является формирование благоприятного общественного мнения.

Сегодня образовательные учреждения реально ощутили потребность в действенных маркетинговых приемах и методах, соответствующих современным условиям развития рынка образовательных услуг, позволяющих формировать свою стратегию, позиционировать себя на рынке и обеспечивать конкурентоспособное положение с дальнейшим позитивным развитием. Специфика маркетинговой деятельности учебного заведения заключается в ее социальной направленности: потребитель профессиональных образовательных услуг ориентирован на удовлетворение потребности в получении своего жизненного статуса. Маркетинг образовательных услуг - это маркетинг некоммерческих организаций, связанных с управлением взаимоотношений между учебными заведениями и общественностью (студентами, абитуриентами, родителями, различными организациями и ведомствами и т. д.).

Маркетинговые коммуникации образовательные учреждения осуществляют по двум основным направлениям: рекламирование образовательных услуг и связи с общественностью (паб-лик рилейшнз, PR). PR в образовании - это попытка удовлетворить интерес к образовательному учреждению и его образовательным услугам путем передачи имеющейся информации через различные каналы, в основном, на бесплатной основе; это организация общественного мнения в целях наиболее успешной работы учебного заведения и повышения его репутации (попутная задача - различные материальные выгоды, которые получит образовательное учреждение); это также одна из функций управления учебным заведением, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между образовательным учреждением и обществом [2].

Сегодня важной социально-идеологической структурой современного образовательного учреждения становится PR-служба, основная цель деятельности которой - формирование информационной среды учебного заведения, продвижение деятельности вуза на рынке образовательных услуг, усиление положительного общественного мнения об учебном заведении, повышение его роли и влияния в обществе, регионе; поддержание корпоративного духа среди студентов, преподавателей и сотрудников учебного заведения.

Связи с общественностью обладают богатым репертуаром коммуникативных приемов, методов, технологий. А, как известно, чем шире репертуар, тем богаче возможности взаимодействия с общественностью, тем выше эффективность отношений. Один из интереснейших инструментов PR - это событийные коммуникации.

Идея создания события в целях привлечения массового интереса появилась тысячелетия назад. Еще римские правители обнаружили два важнейших рычага управления: хлеб и зрелища («Panem et circenses!»). Технологический прием, называемый «организованное событие», обладающий сильным эмоциональным воздействием на целевую аудиторию, сохранил свою актуальность. В области бизнеса, в социальной и государственной сферах специальные события (special events), обладающие ярким содержанием, четкой связью с организацией - инициатором и иными признаками, отличающими такое событие от всех остальных, стали известны позднее.

Один из классиков PR Эдвард Л. Бернейз в 20 веке «открыл» прием «создания событий» в качестве основы для всей практики связей с общественностью. В информировании общественности Э. Бернейз отдавал приоритет не приемам, свойственным журналистике, а особым технологиям событийного конструирования. Э.Бернейз полагал, что «консультанты по связям с общественностью» должны владеть искусством и мастерством создания таких событий. Сам Бернейз был блестящим мастером создания событий. Одной из первых акций такого рода был общенациональный конкурс скульптур из кусочков мыла [3]. В современной PR-практике специальные (или организованные) события стали частью корпоративных коммуникаций. Европейские эксперты признают, что в третьем тысячелетии создание события станет отдельной профессией. А современные эксперты предпочитают толковать событийную коммуникацию в самом широком смысле, относя к ее формам самые различные события - и «подлинные» (или «естественные») и «специальные» (или искусственные).

К «подлинным» относятся реально происходящие события. Например, выпуск новинки (от товара до услуги), достижение высоких качественных и прочих стандартов; открытие нового производства; юбилей, награждение; в крупных компаниях - серьезные изменения в управлении и т.д. К «специальным» событиям относятся события специально организованные PR-специалистом. «Специальное» событие обладает набором характерных признаков:

• событие заранее планируется;

• событие освещает деятельность компании с положительной стороны;

• событие учитывает интересы целевых аудиторий;

• событие устраивается ради того, чтобы о нем сообщили, в лучшем случае - для того, чтобы превратить его в традицию;

• событие более драматизировано, чем «обычное» (обладает собственным сюжетом, интригой и т.д.);

• немалую роль в событии играют различные знаменитости;

• событие хорошо организованно, доступно для наблюдения, привлекает зрителей и участников;

• событием стараются произвести сильное, незабываемое впечатление;

• событие должно стать источником новостей;

• событие порождает другие - аналогичные события [4].

В качестве «искусственных» или специальных событий во взаимодействии работодателей и образовательных учреждений можно предложить: конференции, передачу пожертвований в фонды образовательных учреждений, конкурсы и соревнования и т.д. Идеи событийных коммуникаций, как правило, достаточно эффектны и эксклюзивны. Организованное событие должно быть, прежде всего, оригинально по замыслу и исполнению; отвечать ожиданиям, интересам и предпочтениям сторон и, разумеется, соответствовать образу образовательного учреждения.

Э. Бернейз пишет: «Public relations является попыткой с помощью информации, убеждения и приспособления инжини-ровать публичную общественную поддержку для деятельности, мотива, движения или институции» [5, с. 21]. Эта книга оказала серьезное влияние на формирование концепции PR в 50-е годы как социальной стратегии убеждения и воздействия в целях создания благоприятного отношения общественности к организации («убеждающего паблисити»). Известный французский исследователь PR Л.-Ф. Лапревот целиком связывает развитие связей с общественностью с моделями событийной коммуникации. Исследователь предлагает три периода эволюции PR-^нжене-рии»: 1946-1960 гг.; 1960-1980 гг. и после 1980 года. Каждому этапу соответствует особая цель: первому - достижение известности компании; второму - создание имиджа марки; третьему - развитие культуры компании. Каждый этап обладает собственным слоганом: первый - «Делай хорошо и делай это известным»; второй - «Капитал имиджа - капитал доверия»; третий -«Предприятие - гражданин».

Для любого специального мероприятия необходима тщательная подготовка. Именно после участия в событии, у потребителя складывается впечатление, он готов поделиться своим мнением с окружающими, соответственно готов принять решение за или против.

Кроме того, проведение специальных мероприятий иногда направлено на снятие определенных стереотипов в сознании людей и формировании установок, иными словами создание

готовности к действию в определенной ситуации. Стереотип -устойчивое представление о чем-либо или в отношении кого-либо, заменяет человеку длительный процесс обдумывания и принятия решения. Как правило, облегчает понимание ситуации за счет «шаблонности» мышления.

Необходимо уделить внимание психологическим особенностям специальных событий. Во-первых, любое специальное событие связано с высокой эмоциональной напряженностью действа, во-вторых, аудитория, сплочена на основе сходства психических реакций. В мероприятиях, где задействовано большое количество человек, в том числе и публичных мероприятиях, стираются индивидуальные различия людей, происходит снижение интеллекта и рациональной сферы, формируется ориентация мыслей и чувств индивидов в едином направлении, формируются у индивидов тенденции к безотлагательному осуществлению внушенных им идей.

Однако стоит отметить, что формат мероприятия зависит от целей проведения специальных событий. В рамках конференции или публичной лекции в институте, докладчик только делится своей мыслью, но никак не намерен манипулировать сознанием участников [6, с. 124].

Подготовку специального события необходимо начинать с четкого определения цели и ожидаемого результата. Затем должен быть определен круг участников события, состав приглашенных. Сценарий и программа мероприятия позволяет определить необходимые ресурсы. Наиболее распространенными специальными событиями при взаимодействии работодателей и образовательного учреждения являются такие специальные мероприятия как организация встреч представителей предприятий со студентами; проведение предприятиями конкурсов на лучший дипломный проект для привлечения наиболее способных студентов; распределение выпускников (трудоустройство), проведение круглых столов по различным проблемам; проведение конференций.

Конференция - организованное собрание целевых групп с целью ознакомления, обсуждения и распространения значимой научной, деловой, культурной информации, предоставляемой авторитетными экспертами. Это, наверное, одно из древнейших специальных мероприятий, берущих свое начало именно из стен образовательных учреждений. Конференции проводятся для различных целевых аудиторий, т.е. могут быть ориентированы на внешнюю и внутреннюю аудиторию. Назначение, тематическая направленность и название конференции обычно определяют характер проведения и содержание обсуждаемых проблем. Конференции - это средство поддержания связей, обсуждения и решения проблем в профессиональных, академических, деловых сообществах. В образовательных учреждениях, в рамках социального партнерства, проводятся отчетные конференции по практике с приглашением представителей предприятий.

Круглый стол - одна из форм генерирования и многостороннего обсуждения идей, проектов, значимых для различных групп общественности. Участниками данного мероприятия, как правило, становятся эксперты из различных сфер деятельности. Тема и обсуждаемые вопросы раздаются заранее. Работу круглого стола ведет модератор, который представляет участников и передает слово.

Специальные мероприятия могут иметь различный формат, но в одном они едины: предназначены для определенных целевых групп, проходят в определенное время, в определенном месте, создают событие и соучастие, преследуют определенные цели, формируют определенное отношение, убеждение.

Основная задача внешних PR в системе образования - организация целевого информационного воздействия непосредственно на внешнюю аудиторию.

В свете проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений в последнее время немаловажное значение придается и взаимодействию с такой целевой аудиторией образовательного учреждения, как бизнес-круги (потенциальные работодатели) региона. На данный аудиторный сегмент образовательного учреждения рассчитаны, прежде всего, следующие PR-мероприятия: ярмарки вакансий и дни карьеры, проводимые в стенах учебных заведений, а также такие формы взаимодействия, как прохождение студентами производственной практики в фирме (организации); активное привлечение представителей различных организаций и фирм к преподавательской деятельности; привлечение представителей бизнес-кругов к корректировке учебных планов образовательного учреждения и рабочих программ.

В контексте особого типа PR-коммуникаций - событийном, любопытно проследить аналогичный процесс, разворачивающийся в мире маркетинга. Несколько лет назад английские специалисты М. Томпсон и Х. Прингл выдвинули концепцию «маркетинга событий» в качестве дальнейшего развития теории интегрированных маркетинговых коммуникаций. По сути, в концепции этих замечательных специалистов творчески соединены PR-инжиниринг и спонсорство в целях продвижения торговых марок, создания дополнительного «марочного капитала», позитивных имиджевых характеристик.

Таким образом, взаимосвязь образовательных учреждений и работодателей развивается по пути событийной инженерии под воздействием влияния общественных ценностей, характер-

Библиографический список

ных для будущей экономической культуры и социального диалога. Связи с общественностью в сфере профессионального образования имеет особую функцию. Они направлены, прежде всего, на укрепление отношений с потенциальными потребителями в долгосрочном периоде путем создания хорошей репутации и доверия по отношению к себе, т.е. основных ресурсов для поддержания длительного успеха на рынке. Кроме того, грамотно спланированное и организованное событийное PR-мероприятие способствует формированию коммуникативного пространства образовательного учреждения, увеличению его доли на рынке образовательных услуг и эффективному взаимодействию с работодателями.

1. Реутов, Н.Н. Взаимодействие высшей школы и работодателей в современных условиях как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста [Э/р]. - Р/д: e-mail: info@ores.su

2. Исмаилов, Т.А. Интеграция образования и производства // Российское профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всероссийской конференции (Москва, 23-24 апреля 2009 г.) // [Э/р]. - Р/д: http://www.edu.meks-info.ru/tezis/150

3. Агеев, В.С. Механизмы Event-концепции // Менеджмент. - 2008.- № 2.

4. Векслер, А. Специальные события (special events) как инструмент связей с общественностью [Э/р]. - Р/д: http://eventmarket.ru

5. Cutlip S.M., Center A.H, Broom G.M. Effective public relations, 1994.

6. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа. - М. - 2009.

7. Дымарская, О.Я. Профессиональное образование и рынок труда: опыт и перспективы взаимодействия // Россия реформирующаяся:

ежегодник. - 2005 / отв. ред. Л.М. Дробижева. - М., 2006.

Bibliography

1. Reutov, N.N. Vzaimodeyjstvie vihssheyj shkolih i rabotodateleyj v sovremennihkh usloviyakh kak faktor podgotovki konkurentosposobnogo specialista [EhIr]. - RId: e-mail: info@ores.su

2. Ismailov, T.A. Integraciya obrazovaniya i proizvodstva II Rossiyjskoe professionaljnoe obrazovanie: opiht, problemih, perspektivih: materialih Vserossiyjskoyj konferencii (Moskva, 23-24 aprelya 2009 g.) II [EhIr]. - RId: http:IIwww.edu.meks-info.ruItezisI150

3. Ageev, V.S. Mekhanizmih Event-koncepcii II Menedzhment. - 2008.- № 2.

4. Veksler, A. Specialjnihe sobihtiya (special events) kak instrument svyazeyj s obthestvennostjyu [EhIr]. - RId: http:IIeventmarket.ru

5. Cutlip S.M., Center A.H, Broom G.M. Effective public relations, 1994.

6. Perelihgina, E.B. Psikhologiya imidzha. - M. - 2009.

7. Dihmarskaya, O.Ya. Professionaljnoe obrazovanie i rihnok truda: opiht i perspektivih vzaimodeyjstviya II Rossiya reformiruyuthayasya: ezhegodnik. - 2005 I otv. red. L.M. Drobizheva. - M., 2006.

Статья поступила в редакцию 31.01.12

УДК 378.147

Pushkaryeva T.P. INFORMATION MODELING OF MEMORY. The work is devoted to information modeling of process of educational information memorization. The structure of memory is presented, the memory features that influence on the level of memorization of the material are allocated. The forms of information presentation, improving the quality of remembering, are described.

Key words: information modeling, memory, memory properties, the threshold of remembering.

Т.П. Пушкарева, доц. СФУ, г. Красноярск, E-mail: a_tatianka@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПАМЯТИ

Работа посвящена информационному моделированию процесса запоминания учебной информации. Представлена структура памяти, выделены характеристики памяти, влияющие на уровень запоминания материала. Описаны формы представления информации, улучшающие качество запоминания.

Ключевые слова: информационное моделирование, память, свойства памяти, порог запоминания.

Становление и развитие информационного общества, характеризующегося высоким уровнем информационных технологий, развитыми инфраструктурами, процессами ускоренной автоматизации всех отраслей производства предъявляют высокие требования к качеству образования специалистов.

В настоящее время сложилась ситуация, когда уровень математического образования выпускников школ и ВУЗов, в том числе педагогических, не соответствует требованиям современного общества и образовательных стандартов, причем несоответствие с каждым годом расширяется и углубляется.

Одну из главных причин мы видим в неприспособленности учащихся к восприятию информации необходимого качества и объема. Нужны новые принципы и формы получения и освоения информации, основанные на личностных характеристиках учащихся. Одной из важнейших таких характеристик является память. Знание структуры памяти, ее сущности, с нашей точки зрения, поможет выбрать методы и средства обучения математике, которые позволят повысить качество математического образования.

Проблема памяти в обучении занимает центральное место у многих исследователей-педагогов. Ведь для того, чтобы повысить качество обучения необходимо понять, почему учащиеся так быстро забывают учебную информацию; какие методы надо применять, чтобы запоминание было наиболее долгим?

По определению, память - это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе.

Еще И.М. Сеченов указывал на то, что память является «краеугольным камнем психического развития». Главную особенность человеческой памяти Сеченов видел не в фотографичности воспроизведения, не в «зеркальности» запечатления, а в переработке воспринятой информации, в классификации и сортировке воспринятых образов [1]. Именно эта особенность является условием возможности психического развития.

В последнее время появилось достаточно много теорий, описывающих работу памяти, в том числе и когнитивных (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко и др.) [2-4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.