Научная статья на тему 'Социально-педагогическиеиусловия формирования социально-нравственной направленности личности курсанта вуза МВД России'

Социально-педагогическиеиусловия формирования социально-нравственной направленности личности курсанта вуза МВД России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
457
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗАХ МВД РОССИИ / SOCIAL AND MORAL ORIENTATION OF THE INDIVIDUAL / SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / METHODS AND MEANS OF EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING INSTITUTES IN THE MIA OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рыбаков В. Н.

В статье раскрываются социально-педагогические условия и рекомендации по формированию социально-нравственной направленности личности курсанта. Приведенные результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности предлагаемых условий, методов и средств. Раскрываются направления эффективной организации воспитательной работы как в учебное, так и во внеучебное время, используемые в профессиональной подготовке учреждений МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PEDAGOGICHESKIEIUSLOVIYA FORMATION OF THE SOCIO-MORAL ORIENTATION OF THE PERSONALITY CADET INSTITUTION MIA OF RUSSIA

n this publication, the socio-pedagogical conditions and recommendations on the formation of social and moral orientation of the individual trainee. The results presented experimental work demonstrated the effectiveness of the proposed conditions, methods and tools. Reveal the direction of effective organization of educational work in training and outside the classroom, used in training institutions MIA Russia.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическиеиусловия формирования социально-нравственной направленности личности курсанта вуза МВД России»

УДК 37.037.1:378.147

В.Н. Рыбаков, соискатель БЮИ МВД РФ, г. Барнаул, E-mail: onir@altgaki.org

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕИУСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА ВУЗА МВД РОССИИ

В статье раскрываются социально-педагогические условия и рекомендации по формированию социально-нравственной направленности личности курсанта. Приведенные результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности предлагаемых условий, методов и средств. Раскрываются направления эффективной организации воспитательной работы как в учебное, так и во внеучебное время, используемые в профессиональной подготовке учреждений МВД России.

Ключевые слова: социально-нравственная направленность личности, социально-педагогические условия, методы и средства воспитания, профессиональная подготовка в вузах МВД России.

Интересы возрождения России требуют существенно поднять уровень подготовки государственных служащих, способных самостоятельно и творчески организовывать свою профессиональную деятельность и управлять социальными процессами. Для решения этой задачи в процессе профессиональной подготовки следует актуализировать формирование социально-нравственной направленности личности.

В таких условиях к профессиональной подготовке сотрудников ОВД предъявляются повышенные требования. Их реализация проявляется в подготовке социально значимой, общественно полезной, высоконравственной, профессионально подготовленной личности, выступающей в качестве творческого субъекта профессиональной деятельности.

Современное состояние российского государства характеризуется снижением его роли в различных социальных процессах, в том числе как инструмента обеспечения интересов общества, что в свою очередь влияет на реализацию его жизненно важных функций, таких как социальная зашита, социальная адаптация, доступность медицинского

обслуживания, достойное материальное обеспечение, выплата средств за выполненный труд, эффективное противодействие росту преступности.

В процессе демократических преобразований нашего общества можно выделить ряд особенностей, которые связаны с низким уровнем развития гражданского сознания. К ним относятся снижение заинтересованности людей в общественных проблемах, стремление ограничить жизненные интересы семейным кругом, общением в малых группах, утрата доверия к государству, социальная незащищенность, плюаризм в определении сущности морали, патриотических и гражданских чувств, наличие эмиграционных настроений среди определённой части населения.

Одним из направлений обновления общества в целом является внесение корректив в стратегию воспитания государственных служащих с учетом существующих реалий. Социально-нравственная направленность сегодня, на наш взгляд, становится одной из воспитательных задач в процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Социальнонравственная направленность - это обобщенное понятие, реализующее нескольких направлений воспитания. Содержание социально-нравственного воспитания включает: духовное, правовое, этическое, патриотическое, трудовое [1]. В свою очередь каждое из этих направлений включает: формирование духовных начал человека, его стремления к познанию себя и своего места на земле; нравственное просвещение в вопросах морали, этики; развитие механизмов нравственного самовоспитания, самообразования, самообучения, саморегуляции поведения; воспитание чувства свободы и ответственности за нее.

В основе содержания социально-нравственного воспитания лежат понятия духовность и нравственность. Духовность - это совокупность всех явлений духа, которая включает в себя не только сферу психического, но и все то, что выходит за рамки психики как свойства высокоорганизованной материи. По мнению Л.А. Полищук, «духовность - это такое состояние человека, которое характеризуется полной гармонией его тела, души и духа» [2]. Духовность в светском понимании это высшее качество личности, которое проявляется в способ-

ности человека осмысливать свою историю в единстве с историей своего народа, понимать свое жизненное назначение, нести ответственность за судьбы близких людей, выполнять свой нравственный и гражданский долг.

Одним из критериев эффективности социально-

нравственного воспитания выступает достигнутый уровень нравственной культуры личности - культуры, которая не сводится только к знанию норм межличностных отношений, но предполагает прежде всего усвоение личностью принципов и идеалов нравственности, а также умению применить их в каждом конкретном поступке.

Уровень нравственной культуры личности тем выше, чем богаче ее моральные потребности, чем активнее заявляет она о себе в различных сферах общественной жизни (В. А. Гор-шевский, Л.И. Рувинский, А.И. Титаренко, И.Ф. Харламов). Личность, достигшая высокой нравственной зрелости, испытывает чувство ответственности не только за свое поведение, но и за поведение окружающих его людей.

Нравственная культура личности многогранна, ее нельзя ограничить какой-либо узкой стороной моральной жизни индивида, она включает в себя духовно-нравственную воспитанность человека, единство моральных позиций, знаний и убеждений, согласованность слова и дела, целей и средств, глубину нравственных чувств и переживаний, душевную тонкость и тактичность в общении, развитое чувство гражданской ответственности, критичность самооценки, способность к самоконтролю и последовательность в поведении. Тем самым нравственная культура личности является важным показателем ее социального развития, она - постоянный процесс возвышения человека.

Следовательно, социально-нравственная культура личности - целостная система элементов (и в то же время это подсистема общей культуры), охватывающая культуру этического мышления («способность морального суждения», умение пользоваться этическим знанием, различать добро и зло, в каком бы обличии они ни выступали, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т.д.); культуру чувств, способности человека к «моральному резонансу», сочувствию, сопереживанию; культуру поведения, характеризующую конкретный образ осуществления в моральной практике помыслов и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка; этикет как уровень приверженности к правилам, регламентирующим форму, манеры поведения личности в общении.

Социально-нравственная культура личности - это не только знание общих моральных принципов, но и способность «переплавить» их в глубоко прочувствованные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка [4]. Усвоение всех ее элементов способствует формированию социально-нравственной направленности личности. Высший уровень развития личности можно характеризовать как «нравственную мудрость», способность реализовывать социально-значимую и общественно-полезную деятельность, готовность к достойным поступкам в любых профессиональных и бытовых ситуациях.

Рассмотренные положения определяют необходимость разработки и практического осуществления соответствующей линии социально-нравственного воспитания как одной из

основных целей социализации. Общество нуждается в деятельной и мыслящей личности госслужащего, которая ощущает ответственность за развитие государства, за события, в нем происходящие, не отделяя своего будущего и будущих поколений от перспектив страны. В современных условиях развитие социально-нравственной направленности имеет особое значение для сотрудников ОВД, решающих задачу правового регулирования общественных отношений, что определяет важность и своевременность разработки предложенной темы.

Эффективность формирования социально-нравственной направленности детерминирована степенью собственной активности личности, содержанием и способом организации деятельности, в которую она включена, мотивами участия в деятельности и характером педагогического руководства [4]. Для формирования социально-нравственной направленности личности курсанта в основных компонентах педагогической системы предлагается реализовать ряд социальнопедагогических условий [5]. В целевом - формирование социально-нравственной направленности личности как одной из основных целей воспитательной работы в вузе МВД. В содержательном - развитие гуманистических ценностных ориентаций и духовных потребностей в процессе профессиональной подготовки. В дидактическом - внедрение личностно ориентированного, деятельностного и квазипрофессионально-го подходов. В коммуникативном - реализация субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и курсанта. В организационном - целенаправленное педагогическое воздействие как в учебное, так и во внеучебное время.

Методика развития социально-нравственной направленности личности курсанта основана на комплексном внедрении личностно ориентированного, контекстного и деятельностного подходов, которые реализуются на активных видах занятий, при этом в учебно-воспитательном процессе спроектирована социально значимая (оптимальное сочетание потребностей личности и общества), общественно полезная деятельность (деятельность для других), а также осуществляется стимулирование нравственного поведения и гуманистических отношений.

Выделим основные методы развития социальнонравственной направленности личности курсанта: формирование гражданского сознания; организация коллективной общественно полезной деятельности; стимулирование нравственного поведения и гуманистических отношений; самовоспитание профессионально значимых качеств [6]. При этом в нашем исследовании были реализованы следующие формы: индивидуально-личностные (беседа, задания, поручения, заслушивание отчетов); социально-коллективные (общее собрание сотрудников, торжественные ритуалы, празднование памятных дат, вечера вопросов и ответов, диспуты, тематические вечера, викторины, научные, практические и читательские конференции, экскурсии, стенная печать), общественномассовые (общественно-государственная подготовка, информирование), а также формы проведения учебных занятий: деловые игры, командно-штабные учения, групповые упражнения, дискуссии, тренинги, групповые беседы.

В социально-нравственной направленности личности курсантов мы выделили уровни развития - недопустимый, критический, допустимый, оптимальный. Недопустимый уровень социально-нравственной направленности характеризуется отсутствием социальных мотивов деятельности, не выраженными гуманистическими ценностными ориентациями и духовными потребностями. Критический уровень социальнонравственной направленности характеризуется невыраженно-стью общественно-полезных мотивов деятельности; ситуативными социальными мотивами и интересами; неосознанностью целей деятельности и несовпадением личностных и учебных целей. Допустимый уровень социально-нравственной направленности характеризуется наличием мотивов, отражающих потребности в общественно полезной деятельности; ситуативного социально значимого интереса, не в явной степени связанного с ценностными ориентациями личности; по-

ложительным отношением к профессии. Оптимальный уровень социально-нравственной направленности характеризуется наличием развитых социально значимых мотивов деятельности; устойчивыми общественно полезными интересами; наличием связи личных планов с реальным содержанием профессии и осознанием ее важности и значимости. Данный уровень социально-нравственной направленности есть та качественная особенность структуры личности, которая устанавливает соответствие между внутренними стремлениями личности и социальными требованиями. Разная степень различной степени сформированости социально-нравственной направленности от недопустимого к оптимальному уровню указывает на возможности реально воздействовать на её развитие у курсантов в учебно-воспитательном процессе вуза МВД.

Оценка степени развития социально-нравственной направленности осуществлялась по разработанным квалиметри-ческих характеристикам, по анкетным данным, аттестациям, самооценке, по взаимооценке в группе и по оценке со стороны преподавателей, кураторов, командиров. Достижение наивысших уровней социально-нравственной направленности курсантов оценивалось также по развитию чувств: патриотизма, долга, чести, совести, достоинства; качеств курсантов: ответственности, альтруизма, коллективизма, трудолюбия, честности, толерантности и профессионализма. Наиболее эффективно реализация личностно ориентированного, деятельностного и контекстного подходов осуществлялась при применении деловых и имитационных игр, их особенностью было обеспечение социально значимого и общественно полезного характера учебно-воспитательной деятельности.

В процессе опытно-экспериментальной работы нами созданы контрольная и экспериментальная группы. Развитие социально-нравственной направленности оценивалось комплексно по указанным выше средствам диагностики и уровням. Основными показателями развития социальнонравственной направленности в исследовании выделены: гуманистические ценностные ориентаций и социальные потребности.

Анализ результатов развития гуманистических ценностных ориентаций показал, что рост числа курсантов с высоким уровнем в экспериментальной группе по сравнению с контрольной составил 32%. Рост уровня развития социальных потребностей в экспериментальной группе составил 35%. Анализ итогового результата сформированности социальнонравственной направленности личности курсанта показал, что его рост в экспериментальной группе по сравнению с контрольной составил 29% с учетом оценки минимально возможного значения частных показателей для каждого испытуемого. Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность предлагаемых педагогических условий по развитию социально-нравственной направленности личности курсанта вуза МВД.

В работе уточнено, что социально-нравственная направленность личности курсанта - это интегративное свойство, которое проявляется через внутреннюю активность и субъектное отношение к социально значимой цели деятельности, проявляющееся в осознанном служении интересам своего государства и народа. Структура социально-нравственной направленности включает иерархию потребностей, где преобладают духовные и систему гуманистических ценностных ориентаций. Они формируются достаточно эффективно в специально организованном учебно-воспитательном процессе вуза МВД, при реализации государственно значимой ценности правоохранительной деятельности.

Таким образом, основными направлениями организации формирования социально-нравственной направленности личности курсанта вуза МВД являются:

• учебно-воспитательная работа во время учебных занятий через формы: личностно-индивидуальные, социальноколлективные, общественно-групповые и методы: формирования гражданского сознания; организации коллективной, общественно полезной деятельности; стимулирования нравст-

венного поведения и гуманистических отношений, а также самовоспитания;

• воспитательная работа во внеучебное время, которая включает: управление процессом адаптации курсантов к учебе и службе в вузе МВД, формирование учебных (служебных) коллективов, руководство проведением социокультурных и спортивно-массовых мероприятий;

• самовоспитание социально-нравственной направленности личности курсанта вуза МВД, через самооценку, оценку группы, руководства и включение механизмов самореализации и самоактуализации. Результатом которого является развитие субъекта социально значимой и общественно полезной деятельности, сотрудника правоохранительных органов, способного занять сознательную и активную жизненную позицию во всех основных сферах общественной жизни по служению закону, своему государству и народу.

Библиографический список

1. Белухин, Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. - Москва-Воронеж, 1996.

2. Полищук, Л.А. Нравственные потребности: специфика, современное состояние и тенденции развития. - М., 1991.

3. Тугаринов, В.П. Личность и общество. - Л.: ЛГУ, 1998.

4. Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива. - М.: Молодая гвардия, 1975.

5. Федулов, Б.А. Основы воспитательной работы с курсантами в вузах МВД России: монография / Б.А Федулов, М.Б Иванова. - Барнаул: БЮИ МВД России, 2001.

6. Турченко, В.Н. Россия: от экстремальности к устойчивости / В.Н. Турченко, Г.Ф. Шафранов-Куцев. - Тюмень: ТГУ, 2000.

Статья поступила в редакцию 13.01.10

УДК 37.091.321:374.7

Н.Г. Смирнова, канд. пед. наук, руководитель Центра непрерывного образования КемГУКИ, г. Кемерово,

E-mail: cno@kemguki.ru

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В работе личность педагога рассматривается не только как субъект педагогической, но и социально-культурной деятельности, характеризующейся предметностью педагогическим инструментарием, самоорганизацией, культурой.

Особенностью труда педагога как субъекта социально-культурной деятельности является социальное взаимодействие, межсубъектное общение.

Ключевые слова: социально — культурная деятельность, субъектность педагога, общая культура личности, социальное взаимодействие, мотивация, межсубъектное общение.

Целью настоящей статьи является рассмотрение труда педагога не только как субъекта педагогической деятельности, но и как субъекта социокультурной деятельности.

Разработка категорий субъекта в отечественной психологии связана с именами Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, С.Л. Рубинштейна и др. Наиболее развернутая философско-психологическая концепция субъекта представлена С. Л. Рубинштейном в неопубликованной рукописи «Человек и мир» (Вопросы философии, 1969, №8).

В настоящее время рубинштейновская категория субъекта обнаруживает свои новые философские, методологические и конкретно-научные значения «... задача философии (онтологии)... задача раскрытия субъектов различных форм, способов существования, различных форм движения» [Цит. по 1, с. 124]. Анализ субъектов педагогической деятельности свидетельствует, что она включает в себя две взаимосвязанные ее формы: педагогическую и учебную, а стало быть, находится в русле как общефилософской, так и конкретно педагогической задачи.

Категория субъекта позволяет раскрыть сущность связи субъективного и объективного. Идея субъектности человека означает «. свойство самодетерминации его бытия в мире» (В.А. Петровский). «Быть личностью. означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания», - отмечает В. А. Петровский [Цит. по: 1, с. 127].

Проблема субъекта деятельности рассматривается в научной литературе многими отечественными учеными (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.А. Вербицкий, Е.А. Климов, Л.Л. Кондратьева, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.)

Несмотря на то, что отсутствует единая точка зрения по поводу сущности субъекта деятельности, представляет интерес определение К. А. Альбухановой-Славской как способа включения личности в деятельность, качество ее осуществления и разрешения различного рода противоречий. Е.А. Климов рассматривает субъект труда через активность личности,

оцениваемую уровнем сознательного предвосхищения результата, достижения социально фиксированной цели, выбора, применения или создания орудий и средств деятельности. По мнению Л. Л. Кондратьевой, процесс и результат деятельности находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Нельзя не отметить, что «. деятельность - это система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие» [2, с. 141].

Педагогическая деятельность имеет дело с деятельностью конкретных учеников, протекающей в условиях коллективности, в совместно со своими воспитанниками и во взаимодействии с ними, а также с окружающим предметным миром. Однако, принципиально важно подчеркнуть, что в каких бы условиях и формах не протекала педагогическая деятельность педагога, ее нельзя рассматривать вне общественных отношений, изъятую из жизни общества «. в обществе человек находит не просто внешние условия, в которых он должен приноравливать свою деятельность, но что сами эти общественные условия несут в себе мотивы и цели этой деятельности, ее средства и способы» [2, с. 142].

Проблема вовсе не в том, чтобы констатировать, что человек есть природное и общественное существо. Это бесспорное положение указывает лишь на разные системные качества, проявляемые человеком и ничего еще не говорит о сущности его личности (А.Н. Леонтьев). Личность педагога создается и проявляется в жизненных отношениях, в педагогической деятельности. При этом педагогическую деятельность можно рассматривать как процесс, включенный в систему общественных отношений, а «система личности есть не что иное, как индивидуализированная система культуры, в которую включается человек в процессе его «аккультурации» [2, с. 192].

Иными словами, личность самого педагога сопрягается со своими воспитанниками и их родителями, коллегами, прежде всего, взаимоотношениями и культурными связями. При этом культура оформляет, «огранивает» (И.М. Быховская) эти взаимоотношения в рамках нравственности и морали. По М. С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.