Научная статья на тему 'Пути развития малого исторического города Старица с целью привлечения туристских потоков'

Пути развития малого исторического города Старица с целью привлечения туристских потоков Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
169
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый исторический город / бренд / туризм / туристский поток / туристские ресурсы / сфера деятельности / small historical city / brand / tourist flow / tourist resources / sphere of activity

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Елена Владимировна ВинтайКина, Юлия Александровна Попова

Малые исторические города России обладают огромным потенциалом для развития туризма, однако не везде туристские ресурсы используются в полной мере. При корректном использовании стратегии брендинга территории и решении существующих проблем туристская отрасль может стать основополагающей сферой деятельности малого исторического города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Елена Владимировна ВинтайКина, Юлия Александровна Попова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of Developing of the Small Historical City of Staritsa in Order to Attract Tourist Flows

Small historical Russian cities have great potential for the development of tourism, however, not always tourist resources are used to the full. With the correct use of the destination branding and solution of existing problems, the tourism industry can become a fundamental sphere of activity of the small historical city.

Текст научной работы на тему «Пути развития малого исторического города Старица с целью привлечения туристских потоков»

УДК 338.48 ББК 65.433

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10108

Пути развития малого исторического города Старица с целью привлечения туристских потоков

Ways of Developing of the Small Historical City of Staritsa in Order to Attract Tourist Flows

Елена Владимировна ВИНТАЙКИНА,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Института гостиничного бизнеса и туризма РУДН

Юлия Александровна ПОПОВА,

выпускница Института гостиничного бизнеса и туризма РУДН

E-mail: popovapfur@gmail.com

Аннотация. Малые исторические города России обладают огромным потенциалом для развития туризма, однако не везде туристские ресурсы используются в полной мере. При корректном использовании стратегии брендинга территории и решении существующих проблем туристская отрасль может стать основополагающей сферой деятельности малого исторического города.

Ключевые слова: малый исторический город, бренд, туризм, туристский поток, туристские ресурсы, сфера деятельности

Малый город — это районный центр областного, краевого или республиканского подчинения. Как правило, это город с численностью населения до 50 тыс. человек. Большинство малых городов имеют статус исторических. Исторический город — городское поселение, в пределах территории которого расположены объекты историко-культурного наследия, созданные в прошлом и представляющие эстетическую, социально-культурную, историческую или иную ценность, приобретенную в процессе исторического развития города.

Малые исторические города обладают неисчерпаемыми ресурсами, которые могут способствовать развитию туризма. Прежде всего, это природные и историко-культурные объекты, непосредственно связанные с развитием и становлением города. Архитектурное наследие в малых

Abstract. Small historical Russian cities have great potential for the development of tourism, however, not always tourist resources are used to the full. With the correct use of the destination branding and solution of existing problems, the tourism industry can become a fundamental sphere of activity of the small historical city.

Key words: small historical city, brand, tourist flow, tourist resources, sphere of activity

российских городах редко может соперничать с дворцами и храмами столиц, но именно историческая застройка характеризует город. Исторический центр города всегда поражает целостностью и гармонией. Однако в большинстве случаев ресурсный потенциал малых исторических городов либо не используется вовсе, либо используется не на должном уровне.

В настоящее время конкуренция между отдельными регионами и городами России растет с каждым днем. Для успешного развития малым историческим городам необходимо выработать правильную стратегию брендинга и тем самым обеспечить постоянный приток туристов и инвесторов. Им необходимо пересмотреть подходы к собственному позиционированию и заново ответить для себя на вопрос, кто и почему должен выбрать именно этот город из множе-

ства других? Уникальность города должна восприниматься как ключевой атрибут его привлекательности и конкурентоспособности.

Тема брендинга в последнее время обсуждается очень широко. Сегодня уже не возникает сомнений, что создание, продвижение и поддержка бренда — это необходимость для повышения привлекательности города. Брендинг города проводится в несколько этапов: это исследование целевой аудитории, поиск образа города (на формирование которого влияют его история, географическое расположение, климат), создание логотипа города, его девиза и продвижение образа города. В определенный город туристов могут привлечь памятники культуры и архитектуры, деятельность выдающихся исторических личностей, местные события и традиции, особенности природы. Свою изюминку можно найти в любом городе. Брендинг способен сделать малый город местом, в которое захочется вернуться.

Город Старица — центр Старицкого района Тверской области в 180 км северо-западнее Москвы. Одним из приоритетных направлений развития района является туризм. Потенциал развития этой отрасли определяется богатейшим историко-культурным наследием Старицкого района. Историко-культурное наследие района — памятники археологии различных периодов, памятники архитектуры, музеи, этнографическое наследие. Нематериальные носители историко-культурного наследия являются основными базовыми элементами туристско-рекреацион-ного потенциала региона. К сожалению, на сегодняшний день в городе Старица, как и во многих других малых исторических городах, темпы развития туризма оставляют желать лучшего. Вместе с тем у города сегодня нет своего туристического бренда, способного улучшить его узнаваемость среди целевой аудитории.

Небольшой городок с древней историей тесно связан с именами Ивана IV Грозного и А.С. Пушкина. Именно этот факт может сыграть ключевую роль в создании стратегии брендинга для данного города, сделать его уникальным и, как следствие, привлечь туристов.

Русский царь Иван Грозный любил Старицу и называл ее «Любим-город». Здесь он часто гостил у своего двоюродного брата Владимира Ста-рицкого, охотился в окрестных лесах. Превращение Старицы в удельную столицу красноречиво говорит, что с этим городом у Ивана Грозного связана особая страница его жизни. Успенский монастырь в Старице — один из самых легендарных и при этом малоизученных монастырей в России. На протяжении многих веков

ходят легенды о том, что в его подземельях спрятаны драгоценные вещицы. Краеведы Старицы еще в начале XX в. заявили, что знаменитая библиотека Ивана Грозного, вероятнее всего, хранится в их городе и книги могли спрятать в подземных галереях как в самой Старице, так и вблизи нее.

Старица и имя великого русского поэта А.С. Пушкина также неразрывно связаны. А.С. Пушкин не раз наведывался в эти края, причиной тому был его интерес к местному фольклору — тверским народным песням, преданиям, легендам, к историческим событиям. Останавливался чаще всего он у друзей в усадьбе Вульфов в Бер-нове, что в 50 км от Старицы. Эти места вдохновили А.С. Пушкина на создание знаменитых произведений «Зимнее утро», «Анчар», «Поэт и толпа».

Много легенд, мифов и интересных фактов связано с небольшим городком. Если умело обыграть особенности Старицы, то городу гарантировано увеличение количества туристов, которые будут стремиться поучаствовать в поиске затерянных сокровищ Ивана IV Грозного или окунуться с головой в литературный мир вместе с произведениями А.С. Пушкина.

Во-первых, для создания бренда можно выгодно использовать именно культурно-исторические и национальные особенности города. Например, связать бренд города Старица с именем Ивана Грозного и его эпохой. Интересное решение — это организация тематических экскурсий в Старицкие пещеры, во время которых туристам будет предоставлена возможность ознакомиться с историей города, а также с периодом жизни Ивана Грозного в Старице. В последние годы все большую популярность среди молодежи набирают квесты. Проведение интерактивных квестов по поиску затерянной библиотеки Ивана Грозного могло бы привлечь в город любителей решать неординарные логические задачи и раскрывать мистические тайны, а также повысить интерес молодежи к собственной истории.

Во-вторых, важно профессионально организовать городскую инфраструктуру. В районе Старицы очень популярен сплав туристов на байдарках по Волге, поэтому эффективным решением будет открытие оборудованного причала и кемпинга на берегу реки. Другим местом притяжения туристов может стать Старицкий аэродром, около которого также необходимо оборудовать место для стоянки.

180

Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 2

Поскольку Старица ассоциируется с именем A.C. Пушкина, организация культурных мероприятий, например, фестиваля имени A.C. Пушкина, может способствовать повышению туристской привлекательности города. Недавно в Старице состоялось открытие нового парка, сразу ставшего популярным среди местных жителей и гостей города. Чтобы сделать это место еще более привлекательным, в летнее время можно устраивать кинопоказы под открытым небом, 6 июня (в день рождения A.C. Пушкина) организовывать различные событийные мероприятия в честь великого поэта, а зимой проводить фестиваль ледяных скульптур, посвященных, например, героям всеми любимых пушкинских произведений, и народные гуляния.

Предложенные рекомендации могут оказать положительное влияние на создание бренда города, привлечь новых инвесторов и туристов.

Список литературы

1. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 7Э-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

2. Денис Визгалов: пусть города живут / Сост. М. Губергриц, Н. Замятина, М. Ледовский. М.: Сектор, 2015.

3. Официальный сайт города Старица // URL: http://staritsa.ucoz.ru/

4. Старица — земля православная. Монастыри и храмы // URL: http://www.staritsa-pilgrim.ru/

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

31 /"

Яцек Качмарек Анджей Стасяк Богдан Влодарчик

Качмарек Я., Стасяк А., Влодарчик Б. Туристический продукт. Замысел. Организация. Управление. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 10103 «Социально-культурный сервис и туризм», 10102 «Туризм». Пер. с польск. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 495 с. -(Серия «Зарубежный учебник»).

ISBN 83-208-1564-9 (польск.) ISBN 978-5-238-01409-8 (русск.)

Рассматриваются индустрия туризма и прежде всего производимый ею туристический продукт: история его развития, компоненты, жизненный цикл, механизм формирования цен. Показываются стратегии, применяемые на различных фазах жизненного цикла туристического продукта. Уделяется внимание маркетинговым исследованиям туристического рынка.

Книга содержит множество интересных примеров, иллюстрирующих деятельность польских и зарубежных туристических компаний, а также экскурсов в историю развития туризма. В конце каждой главы предлагаются задания для самостоятельного выполнения. Для студентов и преподавателей учебных заведений индустрии гостеприимства и туризма, людей, профессионально занимающихся туристической деятельностью, а также всех увлекающихся туризмом и путешествиями.

ПРОДУКТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.