ТИМОФЕЕВА Людмила Сергеевна3, ВАГАПОВА Фирдаус Гумаровна6, АХМЕТОВА Алиса Айратовнав
УДК 069.338.48
DOI: 10.22412/1995-0411-2017-11-2-111-117
а-вКазанский (Приволжский) Федеральный университет (г. Казань, Респ. Татарстан, РФ);
акандидат исторических наук, доцент; e-mail: [email protected]; 6кандидат искусствоведения, старший преподаватель; e-mail: [email protected]; вмагистрант; e-mail: [email protected]
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК КАК ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ИСТОРИЧЕСКОМ ГОРОДЕ (на примере деятельности Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника)
В статье рассматривается опыт бытования исторических городов как центров развития туризма на примере Елабуги, входящий в число исторических городов России. Важнейшую роль в развитии города как туристского центра играет Елабужский государственный историко-ар-хитектурный и художественный музей-заповедник. Объектом исследования в статье является Елабуга как средний исторический город. Предметом исследования является деятельность музея-заповедника, способствующая сохранению и развитию исторического облика города Елабуги и повышению его туристической привлекательности. Туристская привлекательность Елабуги определяется, прежде всего, наличием прекрасно сохранившегося исторического центра города с кварталами целостной застройки XIX в.
Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник возник в 1989 г. В настоящее время он обладает статусом объекта исторического и культурного наследия федерального значения. Музеи-заповедники с их значительными территориями и богатым историческим, культурным и природным наследием обладают уникальными ресурсами для реализации крупных партнёрских проектов. Такие проекты направлены не только на привлечение широкого круга туристов, но и стимулируют интерес к заповеднику со стороны бизнес-структур, муниципальных и региональных органов власти. В качестве наиболее известного примера можно назвать возрождение в 2008 г. в Елабуге Спасской ярмарки. Она проводилась в городе со второй половины XIX в., и на неё съезжались предприниматели со всей России. Процесс возрождения и успешного развития ярмарки можно рассматривать как создание специального туристического события, способствующего формированию новых, актуальных туристских продуктов.
Ключевые слова: исторический город, музей-заповедник, туристская деятельность, историко-культурное наследие, Елабуга, Спасская ярмарка.
Введение. Исторический город как цивилизационный феномен рассматривается в контексте географии, экономики, социологии, изучения историко-культурного наследия. Однако в последние десятилетия интерес к сущности и возможностям исторического города активно проявляется и в туристике. В российском законодательстве историческим городом считается городское поселение, в границах которого располагались объекты культурного наследия (памятники, ансамбли,
достопримечательные места), а также иные научные или социально-культурные ценности - археологические, исторические, архитектурные, градостроительные, эстетические1. Именно в исторических городах формируется территориально-локальная общность, которая, являясь ча-
1 Федеральный закон № 73-Ф3 от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/12127232/ (Дата обращения: 25.02.2017).
стью истории и культуры России, в то же время отражает специфику конкретного региона, позволяя создавать уникальные туристские продукты.
Термин «исторические города» утвердился в литературе в 1970-е гг. после появления соответствующего списка Министерства культуры РСФСР. В результате постоянных дополнений к 2002 г. в списке были представлены уже 478 исторических городских поселений. В их числе были и 9 поселений в Татарстане - Казань, Бугульма, Елабуга, Лаишево, Мамадыш, Мензелинск, Свияжск, Тетюши, Чистополь. Но в 2010 г. перечень исторических городов России был серьёзно изменен2. В нём остался всего 41 город, в том числе находящиеся на территории Татарстана Елабуга и Чистополь.
Обзор литературы. Исследование базируется на изучении значительного корпуса источников и литературы. Источниковую базу представляют упомянутые нормативно-правовые документы, регламентирующие как развитие исторических поселений, так и сферу туризма. Опыт бытования исторических городов как центров развития туризма изучен ещё недостаточно и нуждается сегодня в осмыслении. Литературу, освещающую данную проблему, можно условно подразделить на три группы. Первая объединяет работы, изучающие характерные черты исторических городов, особенности их статуса (малые, средние, крупные) и взаимосвязь с туризмом [3, 4, 10]. Ко второй группе относятся исследования, посвящённые развитию туризма, в том числе в Татарстане, его отдельным объектам [1, 2, 7, 8]. Третья группа - публикации о музеях-заповедниках, их месте и роли в развитии туризма [6, 9].
Методология. Объектом исследования является Елабуга как средний исторический город. Предметом исследования является деятельность Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника,
2 Приказ Министерства культуры РФ и Министерства регионального развития РФ от 29.07.2010 г. № 418/339 «Об утверждении перечня исторических поселений». URL: http:// base.garant.ru/199389/#ixzz4aWnh3ewo (Дата обращения: 25.02.2017).
способствующая сохранению и развитию исторического облика города Елабуги и повышению его туристической привлекательности.
Изложение основного материала. Елабуга приобрела статус города в 1780 г. Планомерные археологические исследования на территории исторической части Елабуги дали неопровержимые доказательства возникновения в устье р. Тоймы поселения городского типа на рубеже XXI вв. На протяжении многих веков здесь находилась переправа через Каму - составная часть торгово-караванного пути из центра Волжской Булгарии в Прикамье и далее до Северного Ледовитого океана [6, с. 37]. В XIX в. город стал крупным торговым центром Прикамья. Целостный архитектурный облик города сложился в XIX в., когда после пожара, уничтожившего значительную часть деревянной Елабуги, началось каменное строительство. Центральные улицы, сохранившие образ традиционного купеческого города позапрошлого века, застроены в стиле эклектики с элементами классицизма. Уникальность Елабуги как объекта историко-культурного наследия состоит в присутствии здесь единственного сохранившегося домонгольского булгарского памятника - Чёртова городища, превосходно сохранившегося исторического центра города XIX в., множества музеев и других объектов туристического интереса. Управление объектами историко-культурного и природного наследия осуществляет Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Дополнительные возможности для развития туризма представляют, с одной стороны, находящиеся рядом с Елабугой аттракции, такие как Национальный парк «Нижняя Кама» с уникальными ландшафтами, а с другой стороны - расположенные неподалёку новые города (Набережные Челны, Нижнекамск), жители которых являются потенциальными и реальными квазитуристами, составляющими важный сегмент туристского рынка.
К числу проблем, которые необходимо решить для успешного развития туризма, можно отнести транспортную проблему.
Рис. 1 - Историческая часть города Елабуги - территория Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
Fig. 1 - The historical part of the city of Elabuga - the territory of the Elabuga state historical, architectural and art museum-reserve
Елабуга расположена более чем в 200 км от Казани - главного центра прибытия туристов в Республику Татарстан. Железнодорожного вокзала в городе нет, ближайшая станция - Набережные Челны, куда прибывает поезд из Москвы. Ближайший аэропорт - Бегишево - расположен в 40 км от Елабуги. Привлекательным для туристов транспортом являются круизные теплоходы и быстроходные суда типа «Метеор», курсирующие из Казани и Чистополя. Но здесь серьёзным ограничением является сезонность этого вида транспорта. Главным средством доставки туристов из Казани являются автобусы, время путешествия составляет более 3 часов. Таким образом, поездка в Елабугу занимает целый день, что ограничивает туристский спрос.
Успешное развитие исторических городов, особенно малых и средних, во многом зависит от наличия в них субъектов или структур, управляющих объектами историко-культурного наследия и стимулирующих интерес к ним туристов. В этом качестве успешно выступают музеи-заповедники, действующие сегодня в 22 исторических городах России.
Елабужский государственный исто-рико-архитектурный и художественный музей-заповедник создан в 1989 г. на основании Постановления Совета министров РСФСР и аналогичного Постановления Со-
вета министров ТАССР. B 1995 г. Указом Президента Российской Федерации музей-заповедник признается объектом исторического и культурного наследия федерального значения3.
Территория музея-заповедника включает в себя всю историческую часть города площадью 491,5 га, на которых расположено 184 исторических и культурных объекта (рис. 1). Шесть из них, включая дом-музей одного из наиболее известных и узнаваемых русских художников И.И. Шишкина, музей-усадьба кавалерист-девицы Надежды Дуровой, имеют федеральное значение. Наличие больших площадей и разнообразный характер объектов создают возможности для реализации в музее-заповеднике проектов и акций широкого спектра. Это позволяет не только репрезентировать здесь историко-культурные события, но и «включать» пространство музея в современные культурные и общественные процессы, тем самым привлекая сюда новые группы посетителей, позволяя развивать новые виды и формы туризма, способствуя продвижению городского бренда.
По отношению к развитию туризма в исторических городах современные ис-
3 Елабужский Государственный историко-ар-хитектурный и художественный музей-заповедник. Официальный сайт. URL: http://www. elabuga.com/ (Дата обращения: 25.02.2017).
следователи все чаще используют термин «культурный туризм», трактуя его как форму, в рамках которой в той или иной степени реализуются многие виды туризма. B число объектов культурного туризма включены не только памятники культурно-исторического наследия (исторические территории, архитектурные сооружения и комплексы, зоны археологических раскопок, художественные и исторические музеи, народные промыслы, праздники, бытовые обряды, выступления фольклорных коллективов), но и актуальная культура сегодняшнего дня (преимущественно художественная), а также образ жизни населения: кухня, костюм, особенности гостеприимства и пр. [5, с. 3]. Исторические города являются оптимальной площадкой для развития культурного туризма во всем его многообразии.
Для понимания сути процессов, происходящих в исторических городах под воздействием туристской деятельности, большой интерес представляет схема, разработанная G.J. Ashworth и J.E. Tunbridge [11, с. 86]. Данная схема систематизирует процесс развития средних исторических городов Европы. Представленный в ней подход может быть применён и к историческим городам России. Авторы выделяют четыре этапа в развитии города:
1) вся городская деятельность происходит в границах города, который чаще всего представлял собой крепость. Здесь же располагался центральный деловой район (Central Business District), где сосредоточены такие функции, как торговля, управление и др.;
2) городские границы становятся узки, и жители начинают расселяться в окрестностях, осваивая прилегающие территории. Здесь формируются второстепенные деловые районы;
3) второстепенные районы становятся полноценными центрами с полным набором всех функций. Тем самым в старом центре освобождаются территории и часть исторической застройки. Так возникает вопрос о сохранении и рациональном использовании культурного наследия, оставшегося в старом центре;
4) туризм и туристская деятельность становятся важным фактором развития города. Увеличивается спрос на туристские услуги, оказываемые в старом и новых центрах. Приток туристов ведёт к созданию новых туристских объектов и быстрому развитию соответствующей инфраструктуры.
Можно утверждать, что в соответствии с этой схемой Елабуга находится на четвёртом этапе развития. Об этом свидетельствует создание в последние годы целого ряда новых объектов городской среды (памятников, новых музеев и музейных комплексов, произведений городской скульптуры, отелей, кафе), которые являются объектами туристского показа либо удовлетворяют потребности туристов. Среди них музей-театр «Трактир», созданный в духе уездного трактирного заведения XIX в., единственный в России музей «Портомойня», где представлена история развития прачечного дела, уникальный музей уездной медицины им. В.М. Бехтерева, объекты городской скульптуры, формирующие неповторимый образ Елабуги, - памятники Городовому, Дворнику, бездомной собаке. Одновременно происходит формирование новых туристских маршрутов и услуг с целью расширения туристского рынка.
Полученные результаты. Значительные территории музеев-заповедников и уникальные комплексы объектов исторического, культурного и природного наследия, сосредоточенные в них, являются богатейшими ресурсами для реализации здесь крупных партнёрских проектов. Эти проекты, помимо привлечения широкого круга туристов, способны стимулировать интерес к заповеднику со стороны бизнес-структур, муниципальных и региональных органов власти, местного населения [9, с. 198].
Наиболее известным примером такого проекта, значительную роль в котором играет Елабужский музей-заповедник, можно назвать возрождение в Елабуге Спасской ярмарки. Она проводилась в городе со вт. пол. XIX в. и пользовалась широкой известностью не только в Волжско-Камском регионе, но и по всей России. Однако в советский период была предана забвению.
Возрождение ярмарки произошло в 2008 г. по инициативе администрации музея-заповедника, поддержанной муниципальными и республиканскими властями. С этого времени ярмарка проводится ежегодно. В первой ярмарке приняли участие 160 мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, а число посетителей составило 25000 чел. В 2015 г. число участников составило уже более 1100 мастеров из 145 городов и поселений Татарстана, других регионов России, а также из Узбекистана, Белоруссии, Литвы, Монголии, Эквадора и др4. Проведение ярмарки стало серьёзным стимулом развития в городе не только культурно-познавательного, но и событийного, делового, этнографического туризма.
Традиционно ярмарка является местом не только торговли, но и общения людей, приятного досуга. Воссоздавая эту атмосферу, организаторы включили в программу Спасской ярмарки, помимо торговли изделиями декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, работу национальных подворий и «Города мастеров», выступления фольклорных и цирковых коллективов, детские и спортивные игровые площадки. В «Городе мастеров» действовали мастер-классы, где посетители могли приобрести навыки гончарного и ткацкого ремесла, познакомиться с ручным узелковым плетением, изготовить обереги из лыка, ситца и лозы. Развитию этнографического компонента способствовало открытие сельских подворий, где были представлены особенности национальных жилищ и традиций народов, проживающих в регионе - русских, татар, кряшен, марийцев, удмуртов и чувашей.
Процесс возрождения и успешного развития ярмарки можно рассматривать как создание специального туристического события, проводимого в целях маркетинга и брендинга города Елабуги в целом. Спасская ярмарка обладает всеми необходимыми для этого характеристиками: уникальностью, символичностью содержания, имеющей непосредственное отношение
4 Туристско-информационный центр «ЕЛАБУГА».
URL: http://www.elabuga.com/ (Дата обращения:
25.02.2017).
к идентичности города, зрелищностью и, наконец, привлекательностью для целевых аудиторий, одной из которых являются туристы [3, с. 104]. Более того, ярмарка стала тем событийным ядром, вокруг которого происходит постепенная концентрация новых привлекательных событий и явлений «культурного туризма».
Своеобразной формой презентации нематериального наследия стало проведение в дни ярмарки Всероссийского фестиваля колокольного звона, в котором принимают участие представители разных регионов России, вокалисты и исполнители музыки на древнерусских инструментах - колёсной лире и гуслях.
В 2016 г. во время ярмарки проходил Фестиваль малых городов России, организованный Министерством культуры Российской Федерации и Ассоциацией малых туристских городов России.
Для Елабуги и региона «Закамье» ярмарка - это ещё и важное экономическое событие. Не случайно среди её организаторов республиканские министерства экономики, промышленности и торговли, Торгово-промышленная палата Набережных Челнов. Торговые обороты ярмарки ежегодно растут. Так, в 2015 г. на Спасскую ярмарку было привезено товаров на сумму около 22 млн рублей, а реализовано более чем на 12 млн рублей. Таким образом, проведение Спасской ярмарки способствует увеличению занятости населения и росту налоговой базы бюджета города и региона.
Развитие города как туристического центра во многом зависит от использования традиционных и инновационных технологий. Туристско-информационный центр «ЕЛАБУГА», действующий при музее-заповеднике, является одним из немногих в России музейных туроператоров, что позволяет наиболее оптимально использовать туристские ресурсы города и прилегающих территорий, формируя новые маршруты внутреннего туризма и определяя партнёров-турагентов. Осуществляя функции продвижения и реализации регионального туристского продукта, данный центр обеспечивает весь комплекс обслуживания туристов. Для
более полного удовлетворения запросов туристов в качестве партнёров привлекаются к сотрудничеству Национальный парк «Нижняя Кама», дельфинарий в г. Набережные Челны, представители сельских поселений, организующие путешествия в рамках агро- и этнотуризма в марийскую деревню Куклюк, татарскую деревню Морты. Не случайно Елабуга рассматривается как возможный центр локального туристского кластера [2, с. 3545]. Роль одного из координаторов этого
процесса уже играет Елабужский музей-заповедник.
Основные выводы. Исторические города по самой сути своей являются центрами развития туризма, а музеи-заповедники, действующие на их территории, являются не только местами сосредоточения разнообразных ресурсов, привлекающих туристов. Они выступают в качестве субъектов, организующих и координирующих туристский поток, создающих новые, актуальные туристские продукты.
Список источников:
1. Агишина Т.И. Опыт и перспективы развития туризма в Елабуге как малого исторического города // ТУР-ФАКТОР 2014: Стратегии развития туристско-рекреационной сферы региона. Сбор. науч. трудов. Казань: ЮНИВЕРСУМ, 2014. С. 18-22.
2. Данилевич В.В., Рубцов В.А., Байбаков Э.И. Елабуга как центр туристического кластера республики Татарстан // Учёные записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Сер. География. Геология. 2016. Т.2(68). № 3. С. 35-45.
3. Визгалов Д. Пусть города живут. М.: Сектор, 2015. 272 с.
4. Емельянова Н.А., Сарайкина С.В. Природный и культурно-исторический потенциал малых городов Мордовии и развитие туризма в регионе // Регионология. 2013. № 2(83). С. 66-71.
5. КраснаяС.А. Культурный туризм (просветительская сущность и факторы развития): автореф. дисс. ... канд. культурол. М.: МГУКИ, 2006. 21 с.
6. Мастеница Е.Н. Актуализация культурного наследия в музеях-заповедниках России // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2014. №1(13). С. 89-93.
7. Розанова Л.Н., Мухаметова Л.Р., Чинкина Д.И. Событийный туризм: опыт вовлечения нематериального культурного наследия Республики Татарстан в сферу туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 3. С. 79-85. DOI: 10.12737/21104.
8. Рубцов В.А., Байбаков Э.И. Развитие туристского комплекса малых городов России (на примере г. Елабуга) // Экологический консалтинг. 2015. № 3. С. 7-12.
9. Тимофеева Л.С. Музеи-заповедники в сфере культурного туризма // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 212: Музей в мире культуры. Мир культуры в музее. С. 197-203.
10. Федорова М.С. Туризм в развитии малых городов России // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях. Сбор. науч. трудов. М.: МИЭМП, 2015. С. 442-449.
11. AshworthG.J., TunbridgeJ.E. The tourist-historic city: retrospect and prospect of managing the heritage city. London: Routledge, 2011. 348 p.
Liudmila S. TIMOFEEVAa, Firdays G. VAGAPOVAb, Alisa A. AKHMETOVAc
a-cKazan Federal University (Kazan, Rep. of Tatarstan, Russia);
aPhD in History, Associate Professor; e-mail: [email protected];
bPhD in History of Arts, Senior Lectures; e-mail: [email protected];
cMaster's Degree student; e-mail: [email protected]
THE MUSEUM-RESERVE AS A CENTER OF TOURISM DEVELOPMENT IN A HISTORIC TOWN (the case of Elabuga State Historical, Architectural and Art Museum-Reserve)
The article discusses the experience of existence the historical cities as centers of tourism development through the
example of Elabuga. The Elabuga is one of the historical cities of Russia. A crucial role in the city's development as a tour-
ism center plays Elabuga state historical-architectural and art museum-reserve. The article is focused on the Elabuga as a medium-size historic city. The subject of study is the work of the museum-reserve, contributing to the preservation and development of the city's historical character and improving its tourist attractiveness. Tourist attraction of the city is determined primarily by the presence of well-preserved historic city center with neighborhoods of holistic development of the XIX century.
Elabuga state historical-architectural and art museum-reserve was found in 1989. Currently it is the object of historical and cultural heritage of federal importance. The museums with their large territories and rich historical, cultural and natural heritage have unique resources for the implementation of major partnership projects. Such projects are aimed not only at attracting a wide range of tourists, but also stimulating interest of the business elite, municipal and regional authorities to the reserve. The most famous example is the revival in 2008 of Elabuga Spasskaya fair. It was held in the city since the second half of the XIX century and was widely known throughout Russia. The process of the revival and the successful development of the fair can be seen as the creation of special tourist events, contributing to the creation of new tourism products.
Keywords: historical city, museum-reserve, tourist activity, historical and cultural heritage, Elabuga, Spasskaya fair.
References
1. Agishina, T.I. (2014). Opyt i perspektivy razvitiya turizma v Elabuge kak malogo istoricheskogo goroda [Experience and prospects of tourism development in Elabuga as a small historic city]. TUR-FACTOR 2014: Strategii razvitija tur-istsko-rekreacionnoj sfery regiona [TOUR-FAKTOR 2014: The strategy of development of tourist-recreational sphere of the region]: Coll. of the scientific conf. Kazan: Universum. (In Russ.).
2. Danilevich, V.V., Rubtsov, V.A., & Baibakov, E.I. (2016). Elabuga kak centr turisticheskogo klastera respubliki Ta-tarstan [Elabuga as the tourist cluster center of the Republic of Tatarstan]. Uchjonye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Ser. Geografija. Geologija [Scientific notes of the Crimean Federal University. Geography. Geology], 68(3), 35-45. (In Russ.).
3. Vizgalov, D. (2015). Pust' goroda zhivut [Let the cities live]. Moscow: Sektor. (In Russ.).
4. Emelyanova, N.A., & Saraikina, S.V. (2013). Prirodnyj i kul'turno-istoricheskij potencial malyh gorodov Mordovii i razvitie turizma v regione [Natural and cultural-historical potential of small cities of Mordovia and the development of tourism in the region]. Regionologija [RegionalStudies], 2(83), 66-71. (In Russ.).
5. Krasnaja, S.A. (2006). Kul'turnyj turizm (prosvetitel'skaja sushhnost' i faktory razvitija) [Cultural tourism (educational essence and factors of development)]: Candidate of Culturology dissertation: author's abstract. M: MGUKI. (In Russ.).
6. Mastenitsa, E.N. (2014). Aktualizacija kul'turnogo nasledija v muzejah-zapovednikah Rossii [Actualization of cultural heritage in museums-reserves in Russia]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologija i iskusstvovedenie [Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History], 1(13), 89-93. (In Russ.).
7. Rozanova, L.N., Mukhametova, L.R., Chinkina, D.I. (2016). Sobytijnyj turizm: opyt vovlechenija nematerial'nogo kul'turnogo nasledija Respubliki Tatarstan v sferu turizma [Event tourism: the experience of involving the intangible cultural heritage of the Republic of Tatarstan in tourism]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(3), 79-85. doi: 10.12737/21104. (In Russ.).
8. Rubtsov, V.A., & Baibakov, E.I. (2015). Razvitie turistskogo kompleksa malyh gorodov Rossii (na primere g. Elabuga) [The development of the tourist complex of small cities of Russia (on the example of Elabuga)]. Ecologiheskii kon-salting [Ecological consulting], 3, 7-12. (In Russ.).
9. Timofeeva, L.S. (2015). Muzei-zapovedniki v sfere kul'turnogo turizma [Museums-reserves in the area of cultural tourism]. Trudy Sankt-Peterburgskogo instituta kul'tury [Proceedings of the St. Petersburg institute of Culture], 212: Muzej v mire kul'tury. Mir kul'tury v muzee [Museum of world culture. The world of culture in the Museum], 197-203. (In Russ.).
10. Fedorova, M.S. (2015). Turizm v razvitii malyh gorodov Rossii [Role of tourism in the development of small cities of Russia]. Potencial social'no-ekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii v novyh ekonomicheskih uslovijah [The potential of socio-economic development of the Russian Federation in the new economic conditions]: Coll. of the scientific conf. Moscow: MIEMP. (In Russ.).
11. Ashworth, G.J. & Tunbridge J.E. (2011). The tourist-historic city: retrospect and prospect of managing the heritage city. London: Routledge.
Тимофеева Л.С., ВагаповаФ.Г., АхметоваА.А. Музей-заповедник как центр развития туризма в историческом городе (на примере деятельности Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т. 11. № 2. С. 111-117. DOI: 10.22412/1995-0411-2017-11-2-111-117. Дата поступления статьи: 30 марта 2017 г.
Timofeeva, L.S., Vagapova, F.G., & Akhmetova, A.A. (2017). The museum-reserve as a center of tourism development in a historic town (the case of Elabuga State Historical, Architectural and Art Museum-Reserve). Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 11(2), 111-117. doi: 10.22412/1995-0411-2017-11-2-111-117. (In Russ.). Received March 30, 2017