УДК / UDK 911
DOI: 10.12737/21094
Хуснутдинова Светлана Рустемовнаа, Сафонова Мария Владимировна6
Казанский федеральный университет (Респ. Татарстан, Российская Федерация); ак-т геогр. наук, доцент; e-mail: [email protected]; бмагистр; e-mail: [email protected]
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ
УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ СЕРВИСНОЙ ЭКОНОМИКИ1
Статья посвящена изучению роли нематериального культурного наследия в развитии современных урбанизированных территорий. Современные города испытывают трансформационную нагрузку, связанную с переходом от индустрии к постиндустрии - на смену производству приходят сервисные отрасли, причем одной из ведущих отраслей становится туризм. Социальные и экологические факторы, с одной стороны, отражают общий уровень развития города, а с другой, в условиях постиндустриальной экономики становятся основными действующими лицами в развитии всех сфер, в том числе городского туризма. Нематериальное культурное наследие рассматривается как социальный фактор, становление которого связано с окружающей средой (природно-экологической сферой) и историей города. Нематериальное культурное наследие выступает как катализатор креативной экономики и событий города, что в свою очередь положительно влияет на городской туризм. Непосредственной территориальной площадкой, где демонстрируется нематериальное культурное наследие горожанам и туристам, становятся городские площади, улицы, парки и набережные, и от уровня их состояния, комфортности и привлекательности во многом зависит и реализация туристского потенциала нематериального наследия. Города, умело сочетающие нематериальное наследие, креативные индустрии, событийный и образовательный туризм, получают дополнительный импульс для развития городского туризма и всей экономики. Республика Татарстан активно продвигается по пути формирования привлекательного территориального туристского продукта. Казань уже входит в число городов-лидеров туристской сферы в России. При этом любой туристский город заинтересован в привлечении большего количества туристов на более длительный срок, что возможно за счет разнообразия программы пребывания в городе или регионе. Нематериальное культурное наследие может сыграть заметную роль в решении указанной задачи. В статье на примере трех городов республики - Казани, Чистополя и Елабуги - показано, как на основе сочетания нематериального культурного наследия и природных факторов можно сформировать привлекательный туристский маршрут. Ключевые слова: город, урбанизированные территории, социально-экологические аспекты, городской туризм, нематериальное наследие.
Урбанизированные территории на протяжении последних десятилетий испытывают мощнейшие трансформационные нагрузки, связанные с двумя фундаментальными трендами - переходом от индустрии к постиндустрии и усилением процессов урбанизации. На смену промышленным предприятиям городов приходят сервисные отрасли, и одной из ведущих отраслей становится туризм.
Туризм кон. ХХ - нач. XXI вв. приобретает черты, серьезным образом влияющие на современные города. Во-первых, туризм перестает быть «элитарным» и сложным в осуществлении - массовые путешествия с различными целями стали возможны благодаря бурному развитию различных видов транспорта и в первую очередь авиационного и автомобильного. Так, аэропорты, размещенные в городах,
1 Публикация статьи осуществлена при поддержке РГНФ и Правительства Республики Татарстан в рамках научного проекта № 15-13-16004.
как прямо, так и косвенно влияют на их развитие. Они позволяют создать огромное количество рабочих мест, в т.ч. в смежных отраслях - гостиницы, питание, городской транспорт. Наличие аэропорта делает город доступным для большего круга туристов, тем самым способствует городскому туризму. Во-вторых, путешествия стали более короткими по времени и более частыми в течение года. Современный путешественник уже достаточно искушен и спешит за новыми впечатлениями, тем самым подталкивая города к креативности в поиске и создании новых привлекательных событий и объектов.
В исследованиях, посвященных городскому туризму, констатируется заметный рост научного интереса за последние 20-30 лет к этой теме. При этом отмечается недостаток статистической информации, отсутствие системного анализа, сложность выявления адекватного вклада туризма в городскую экономику при одновременном осознании его огромной значимости [9]. Можно сказать, что пока наблюдается этап накопления определенных примеров развития городского туризма, его отдельных направлений в разных точках мира, так называемые case-study [6, 12]. Ряд публикаций посвящены тем или иным аспектам взаимосвязи туризма и культуры как базовой социальной составляющей [7, 8, 10, 11]. При этом признается, что городской туризм - это не только удел исторических городов или столиц, но всех тех урбанизированных территорий, которые стремятся активно развиваться в условиях постиндустриальной экономики [9].
Городской туризм активно развивается благодаря уже имеющейся разнообразной транспортной инфраструктуре и индустрии гостеприимства, а также историко-культурным, развлекательным, торговым, природным и иным объектам и событиям. В то же время городской туризм становится катализатором многих процессов в городе, суть которых кратко можно выразить синтагмой «поиск уникальности». Самобытность, отличие от других, необычность - все это становится дополнительным конкурентным преимуществом в привлечении современного туриста.
В поиске идентичности и уникальности места особую роль может сыграть нематериальное культурное наследие - «обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия»2. Уточнение приведенного определения нематериального наследия, данное в Конвенции об охране нематериального культурного наследия, подтверждает указанный тезис: «Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории, и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека». Формирование чувства самобытности и преемственности историческому наследию, реализация его современными поколениями через творчество, образование, сохранение и следование обычаям и традициям, в том числе в проведении событийных мероприятий -праздников, ярмарок, торжеств - позволяет сделать город интересным, живым, насыщенным событиями и тем самым способствует устойчивой уникальности, реализуемой через креативность горожан. Все это ведет к разнообразию и улучшению качества жизни в городе, а также позволяет привлечь туристов.
В приведенных цитатах из Конвенции об охране нематериального культурного наследия следует обратить внимание и на указание важнейшей роли окружающей среды, взаимодействие с природой и истории, оказывающих влияние на формирование нематериального культурного наследия. Скорее стоит говорить о социально-природной (или социально-экологической) сущности создания, сохранения и вовлечения в по-
2 Конвенция об охране нематериального культурного наследия. URL: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/ conventions/cultural_ heritage_conv.shtml (Дата обращения: 03.06.2016).
вседневную жизнь сообщества нематериального культурного наследия.
В Конвенции приведены области, где проявляется нематериальное наследие: устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.
Именно через окружающую среду, ее материальные составляющие, такие как исторические архитектурные, ландшафтные и иные объекты, происходит во многом реализация нематериального наследия. Например, известные на весь мир карнавалы проходят в городах, имеющих для этого уникальные условия - исторические, как в Венеции, или природные в Рио-де-Жанейро. Сохранение усадеб выдающихся писателей, поэтов позволяет продемонстрировать ту среду, в которой создавались шедевры. Сочетание материального и нематериального наследия способно сделать ту или иную дестинацию более привлекательной для туристов за счет наполнения событиями и эмоциями зданий, площадей, парков, набережных и улиц города.
Географический образ территории, понимаемый как система символов, знаков, архетипов и стереотипов, просто и эффектно характеризует город (регион, страну) и во многом формируется на основе нематериального культурного наследия, художественной литературы, биографии знаменитых горожан или литературных героев [1, 2, 3]. Сформированный географический образ города может быть отражен в его имидже, в символике и активно использоваться при продвижении города на туристском рынке, помогая сделать представление о городе более узнаваемым, уникальным и ярким.
Нематериальное культурное наследие является одним из сложно характеризуемых, но также одним из наиболее значимых социальных факторов развития города. Социальные факторы наряду, точнее, совместно с экологическими факторами играют двоякую роль в современном городе. С одной стороны, состояние городского
общества (социальная сфера) и городской природы (экологическая сфера) отражают общий уровень развития города и городской экономики, а с другой, в условиях постиндустриальной экономики именно эти сферы становятся основными действующими лицами в привлечении как инвесторов, так и людей, а в конечном итоге - и развитии всего города, всех его сфер, в том числе городского туризма.
Нематериальное культурное наследие выступает катализатором креативных ин-дустрий и событийного туризма. Креативные или творческие индустрии признаются глобальными городами мира, такими как Лондон, Нью-Йорк или Париж, отраслями, имеющими одно из ключевых значений для городской экономики наряду с городским туризмом. Творчество сопутствует человеку на протяжении всей истории его существования, однако именно постиндустрия возводит креативные индустрии на столь высокую экономическую планку. Учитывая молодость этих индустрий с точки зрения современной экономики, определение и жесткая классификация еще не сформирована, при этом общепризнанным лидером в креативных индустриях называют Лондон. По классификации Британского Министерства культуры, СМИ и спорта, к креативным индустриям причисляют: рекламу, дизайн, ремесла, архитектуру, искусство и антиквариат, моду, программное обеспечение, телевидение и радио, кино и видео, музыку, издательскую деятельность, представления, видео и компьютерные игры3. Обращает внимание на себя достаточно широкая трактовка. Сложно не заметить связь креативных индустрий с нематериальным культурным наследием через ремесла, искусство и антиквариат, моду (зачастую использующую приемы ремесел или техники шитья, например).
Непосредственной территориальной площадкой, где, например, проводятся праздники или реализуется продукция ремесленников, т.е. демонстрируется не-
3 Аналитические материалы «Креативные индустрии: потенциал Санкт-Петербурга и опыт других городов». URL: http://calvertforum.org/ ru/publications/publications/ (Дата обращения: 03.06.2016).
материальное культурное наследие горожанам и туристам, становятся городские площади, улицы, парки и набережные. И от того, насколько в городе развита инфраструктура таких площадок, во многом зависит и реализация туристского потенциала нематериального наследия.
Города, умело сочетающие нематериальное наследие, креативные индустрии, событийный и образовательный туризм, получают дополнительный импульс для развития городского туризма и всей экономики города.
Событийный туризм - вид туризма, цель которого состоит в посещении событийного мероприятия, в качестве которого могут выступать праздники, ярмарки, фестивали, карнавалы, концерты, спортивные состязания, в целом городские события, направленные на развлечение и просвещение горожан и гостей города. Термин «городские события» объединяет мероприятия, проводимые на открытых площадках города, и вовлекающие в свое действо горожан и гостей.
Подобные мероприятия, как правило, сочетаются с уличной торговлей, могут финансироваться как из частных, так и бюджетных источников, ориентироваться на разные сегменты потребителей, проводятся на регулярной основе или только однажды. Общими характеристиками таких мероприятий являются: зрелищность; массовость; вовлечение открытых городских пространств, зачастую природного характера - парков, набережных, пляжей и даже водных объектов, городских возвышенностей (или особенностей ландшафта); привлечение туристов.
Проведение событий и, соответственно, событийный туризм может быть напрямую связан с нематериальным культурным наследием. Отличительной чертой событийного туризма является его неисчерпаемость по потенциальному содержанию, в том числе за счет активной работы в плане поиска интересных традиций и самобытности в нематериальном культурном наследии. Практически любая территория, любой город, используя креативный потенциал жителей и заинтересованных лиц, в качестве которых могут выступать власти, бизнесмены, стейкхолдеры городского сообщества,
а также при умелой работе с вовлечением потенциала нематериального культурного наследия - празднований, обрядов, исполнительского искусства, устных традиций и форм выражения - может организовать мероприятие событийного характера того или иного уровня и сделать это событие яркой точкой городского туризма [4].
Как уже упоминалось, событийный туризм, особенно связанный с нематериальным культурным наследием, имеет зерно просвещения - будь то ознакомление с традиционными ремеслами на ярмарках или знакомство с историческими особенностями исполнительского искусства или литературы. В этом событийный туризм перекликается с образовательным, цель которого заключается в получении знаний, точнее, приобретение новых знаний и навыков в рамках учебного процесса, осуществляемого вне территории постоянного места проживания туриста [5].
Современный путешественник уже не довольствуется только пассивной ролью зрителя или слушателя экскурсии, для него интересным становится возможность участия в процессе получения новых знаний или приобретения навыков традиционных ремесел, например. При знакомстве с городом интересны истории, мифы, легенды, оставляющие яркие образы и манящие вернуться еще раз при условии, что подача этих легенд будет не менее интригующая, чем их содержание. Именно этим объясняется всплеск количества экскурсий-квестов, предлагающих активное включение в поиск информации о достопримечательностях города, его мифах и наследии, с использованием карт и информационных технологий. Более того, такие экскурсии-квесты интересны и полезны самим горожанам, так как позволяют больше узнать о родном городе, почувствовать сопричастность истории и нематериальному культурному наследию и прекрасно провести время.
Таким образом, нематериальное культурное наследие имеет огромный потенциал, на основе умелого использования которого практически любой город способен формировать потоки городского туризма. Для грамотного вовлечения нематериального наследия следует использовать, с од-
ной стороны, активные технологии работы как с горожанами, так и туристами, например, экскурсии-квесты. С другой, создать хороший уровень материальной инфраструктуры, необходимой как место проведения событий, связанных с проявлением нематериального культурного наследия -парки и скверы, набережные и площади. В целом, нематериальное культурное наследие позволяет формировать:
- самобытный имидж места, основанный на его географическом образе;
- чувство гордости и сопричастности горожан и гостей к городской истории;
- образовательные проекты, основанные на богатом историческом опыте;
- новые направления туризма, такие как событийный и образовательный.
Как было сказано выше, современный туризм - это более короткие, но более частые поездки и массовый потребитель. Очевидно, что индустрия гостеприимства города заинтересована в большем количестве гостей и в более длительном их пребывании. В этом же состоят и интересы всей городской экономики. Ключом к решению подобной «задачки» становится более разнообразное предложение по проведению свободного времени в городе. Даже если у города уже есть сформировавшиеся сегменты туристского предложения, он все равно будет заинтересован в расширении возможностей для туристов. В этом случае работа с нематериальным культурным наследием может создать дополнительные конкурентные преимущества.
Республика Татарстан - один из экономически развитых регионов России, с традиционно сильной промышленностью и сельским хозяйством, в последние полтора десятилетия активно занимается продвижением на туристском рынке. Событийные мероприятия международного уровня -Универсиада 2013, Чемпионат мира по водным видам спорта 2015, позволили не только привлечь туристов на сами мероприятия, но сделать Казань узнаваемым и привлекательным городом для туристов.
Общий туристский поток в республику вырос до 2,7 млн чел., а к 2020 г. планируется рост до 3,8 млн чел. Объем оказанных услуг в сфере туризма (проживание, экс-
курсионное и санаторно-оздоровитель-ные услуги) вырос на 12,8% по сравнению с предыдущим годом и составил 11,3 млрд руб., а с учетом смежных отраслей (питание, развлечения, покупки, сувениры) - не менее 18,4 млрд руб.4
Для республики и особенно для Казани туризм становится не просто социальной сферой, а весомой экономической отраслью, значение которой в перспективе должно только расти. Значение нематериального культурного наследия в этом процессе может быть очень весомым, учитывая тот потенциал, который имеется в Татарстане.
Одними из перспективных направлений могут стать такие виды городского туризма, как событийный и образовательный, на мощной интеллектуальной основе художественной литературы и биографии писателей, ученых, художников, связанных с городами республики и в первую очередь, Казани, Чистополя и Елабуги.
Для столицы республики - Казани - такой интеллектуальный туризм, связанный с творчеством и биографией писателей, музыкантов, ученых и художников, может стать одним из видов туризма или расширить и дополнить программу визита с различными иными целями. Названия улиц центра города говорят об истории и нематериальном наследии - Лобачевского, Зини-на, Бутлерова, Толстого - список можно продолжать, и он достаточно длинный. В нем примечательна улица Горького, на относительно небольшом протяжении которой есть три музея, связанных с выдающимися именами - литературно-мемориальный музей А.М. Горького, где представлены экспозиции, посвященные деятельности писателя, а также Ф. Шаляпина; музей М. Джалиля и усадьба Е. Боратынских. На этой же улице установлен памятник Г.Р. Державину. Включение культурного наследия в экскур-сии-квесты позволит разнообразить проведенное туристами время в городе и создать новые программы посещения или дополнить существующие.
4 «Мы говорим, что моря нет, Сергей Евгеньевич...
Этот лозунг надо как-то изменить!». URL: http://
www.business-gazeta.ru/article/313426 (Дата
обращения: 10.06.2016).
Другая ситуация с Чистополем. Для него литературное наследие, связанное с биографией и творчеством писателей ХХ в., может стать отправной точкой формирования туристских потоков. При этом прекрасные природные условия - выход к Каме, красивые ландшафты, могут стать удачным экологическим дополнением к социальным факторам, связанным с нематериальным наследием.
В годы Великой Отечественной войны в Чистополь из Москвы и Ленинграда были эвакуированы деятели литературы -Союз писателей СССР. Более двух тысяч человек, включая семьи, переехали в небольшой город на Каме. Среди них были Борис Пастернак, Анна Ахматова, Николай Асеев, Арсений Тарковский, Константин Паустовский, Александр Фадеев, Леонид Леонов, Михаил Исаковский; семьи Василия Гроссмана, Константина Федина, Александра Твардовского, Ильи Сельвинского. «Думали - до конца лета, но остались на три года, в течение которых в тесноте и бедности были написаны произведения, вошедшие в золотой фонд русской литературы» 5.
В 2014 г. создан чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник республиканского значения. С городом, что вполне обосновано, связан образ «географического центра» республики и «города писателей», или «литературного города». Основываясь на нематериальном наследии, связанном с биографией писателей и их литературными произведениями, создан туристический маршрут «Чистополь - город великой русской литературы», позволяющий удачно по смыслу и по территориальному расположению включить город в систему турпотоков по республике6.
Елабугу - еще один город на Каме -можно назвать третьей вершиной «ли-
5 «Хлеб давали по карточкам, красота была не нормирована». URL: http://kazan.rusplt.ru/ index/hleb-davali-po-kartochkam-krasota-byila-ne-normirovana-19478-1.html (Дата обращения: 05.06.2016).
6 Пастернак и Ахматова «закольцуют» Чистополь. URL: http://www.business-gazeta.ru/article/116416/ (Дата обращения: 01.11.2015).
тературного треугольника» Татарстана. С этим малым историческим городом связано много имен деятелей культуры, но на особом месте стоят два из них - поэтессы М. Цветаевой и художника И. Шишкина. Елабужский государственный музей-заповедник признан в 1995 г. объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения7. В его составе ряд интереснейших музеев, среди которых Мемориальный комплекс М.И. Цветаевой, включающий Литературный музей М.И. Цветаевой, Дом Памяти М.И. Цветаевой и Библиотеку Серебряного века. Прекрасным примером сочетания социальных и экологических факторов в создании туристско-рекреационных зон служит комплекс, посвященный И.И. Шишкину8. Помимо Мемориального дома-музея, памятника художнику, картинной галереи, Мемориальный комплекс включает красивейшие Шишкинские пруды, воочию позволяющие насладиться великолепием природы, воспеваемой художником на своих полотнах. Названные три города республики - Казань, Чистополь и Елабугу - объединяет не только историко-культурная ценность и обладание нематериальным наследием, но и природный фактор, имеющий в туризме очень высокую ценность - общий речной путь по двум великим рекам - Волге и Каме. При определенных усилиях и вложениях в речную инфраструктуру названные города могут составить опорные точки речного круиза с богатой интеллектуальной составляющей, что придаст дополнительный импульс развитию туризма. Таким образом, сочетание социальных, в том числе нематериального культурного наследия, и природных факторов, позволяет разнообразить палитру путешествий, предоставить дополнительные возможности для отдыха и путешествий.
7 Елабужский государственный историко-архи-тектурный и художественный музей-заповедник. URL: http://www.elabuga.com/about/about. html (Дата обращения: 25.05.2016).
8 Дом-музей И.И. Шишкина. URL: http://www. elabuga.com/shishk/sch.html (Дата обращения: 25.05.2016).
Список источников:
1. Абашев В.В., Фирсова А.В. План местности: литература как путеводитель // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. Вып. 4 (10). С. 98-104.
2. Замятин Д.Н. Методологические и теоретические основания моделирования географических образов // Гуманитарная география. 2006. Вып. 3. С. 19-44.
3. Фирсова А.В. Роль художественной литературы в моделировании географических образов (на примере Перми) // Географический вестник. 2015. № 4 (35). С. 53-57.
4. Хуснутдинова С.Р. Выставки как мероприятия событийного туризма и их роль в социально-экономическом развитии города // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6214 (Дата обращения: 04.12.2015).
5. Хуснутдинова С.Р., Сафонова М.В. Образование через путешествие как одно из направлений городского туризма // Фундаментальные исследования. 2014. № 5. Ч. 5. С. 1037-1040.
6. Al-hagla K. Sustainable urban development in historical areas using the tourist trail approach: A case study of the Cultural Heritage and Urban Development (CHUD) project in Saida, Lebanon // Cities. 2010. Vol. 27. № 4. Pp. 234-248.
7. Dallen J. Timothy Cultural heritage and tourism: an introduction. B.: CVB, 2011. 463 p.
8. Graham B. Heritage as Knowledge: Capital or Culture? // Urban Studies. 2002. № 39. Pp. 1003-1017.
9. Maitland R., Ritchie B. City tourism: national capital perspectives. UK: Cab International, 2010. 279 p.
10. Richards G. Creativity and tourism: The State of the Art // Annals of Tourism Research. 2008. Vol. 38. №4. Pp. 1225-1253.
11. Richards G., Wilson J. Developing creativity in tourist experiences: A solution to the serial reproduction of culture? // Tourism Management. 2006. Vol. 27. № 6. Pp. 1209-1223.
12. Russo P.A., Borg J. Planning considerations for cultural tourism: a case study of four European cities // Tourism Management. 2002. Vol. 23. № 6. Pp. 631-637.
Svetlana R. Khusnutdinovaa, Maria V. Safonovab
Kazan federal university (Tatarstan, Russia);
aPhD in Geography, Associate Professor; e-mail: [email protected];
bMaster's Degree; e-mail: [email protected]
INTANGIBLE HERITAGE AS A SOCIAL FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF URBAN AREAS IN A SERVICE ECONOMY
The article is devoted to study the role of intangible cultural heritage in the development of modern urban areas. Modern cities are experiencing a transformational load associated with the transition from industry to the post-industry - service industry comes on the place of the plants, and one of the leading sectors becomes tourism. Social and environmental factors on the one hand, reflect the general level of development of the city and, on the other hand, in a post-industrial economy are the main actors in the development of all areas, including city tourism. Intangible cultural heritage is seen as a social factor, the formation of which is related to the environment (natural- ecological spheres), and history of the city. Intangible cultural heritage serves as a catalyst for the creative economy and the events of the city, which in turn have a positive impact on city tourism. The city squares, streets, parks are becoming the immediate territorial areas, where the intangible cultural heritage are demonstrated to the citizens and tourists and their level of status, comfort and attractiveness depends largely on the implementation of the tourism potential of the intangible heritage. Cities skillfully combining the intangible heritage, creative industries, event and educational tourism receive an additional impulse for the development of city tourism and the whole economy of the city. The Republic of Tatarstan last decade is actively moving towards the formation of territorial attractive tourism product. Kazan has ranked among the leading cities of domestic tourism sector. Moreover, any tourism city is interested in attracting more tourists for longer periods, which is possible due to the diversity of the program in the city or region. Intangible cultural heritage can play an important role in solving this problem. In the article using the example of the three cities of the republic - Kazan, Chistopol and Elabuga - is shown as a combination of social factors, such as intangible cultural heritage, and natural factors can create an attractive tourism route.
Publication of the article was supported by Russian Humanitarian Research Foundation and government of the Republic of Tatarstan as part of scientific project № 15-13-16004.
Keywords: city, urban areas, social and environmental aspects, city tourism, intangible heritage.
References:
1. Abashev V.V., Firsova A.V. Site sketch: literature as a guide-book. Vestnik Permskogo universiteta. Rossijskaja i zaru-bezhnaja filologija [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2010, No. 4 (10), pp. 98-104 (In Russ.).
2. Zamjatin D.N. Methodological and theoretical foundations of modeling geographic images. Gumanitarnaja geo-grafija: nauchnyj i kul'turno-prosvetítel'skij al'manah [Humanitarian geography: scientific, cultural and educational almanac], 2006, No. 3, pp. 19-44. (In Russ.).
3. Firsova A.V. Role of fiction in modeling geographical image (by the example of Perm). Geograficheskii vestnik [Geographical bulletin], 2015, No4 (35), pp. 53-57. (In Russ.).
4. Khusnutdinova S.R. The exhibitions as event-tourism and their role in socio-economic development of the city. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2012, No. 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6214 (Accessed on December 04, 2015). (In Russ.).
5. Khusnutdinova S.R., Safonova M.V. Education through travel as a trend of city tourism. Fundamental'nye issledo-vanija [The Fundamental Researches], 2014, No. 5, part 5, pp. 1037-1040. (In Russ.).
6. Al-hagla K. Sustainable urban development in historical areas using the tourist trail approach: A case study of the Cultural Heritage and Urban Development (CHUD) project in Saida, Lebanon. Cities, 2010, vol. 27, No. 4, pp. 234-248.
7. Dallen J. Timothy Cultural heritage and tourism: an introduction. B.: CVB, 2011. 463 p.
8. Graham B. Heritage as Knowledge: Capital or Culture? Urban Studies, 2002, No. 39, pp. 1003-1017.
9. Maitland R., Ritchie B. City tourism: national capital perspectives. UK: Cab International, 2010. 279 p.
10. Richards G. Creativity and tourism: The State of the Art. Annals of Tourism Research, 2008, vol. 38, No. 4, pp. 12251253.
11. Richards G., Wilson J. Developing creativity in tourist experiences: A solution to the serial reproduction of culture? Tourism Management, 2006, vol. 27, No. 6, pp. 1209-1223.
12. Russo P.A., Borg J. Planning considerations for cultural tourism: a case study of four European cities. Tourism Management, 2002, vol. 23, No. 6, pp. 631-637.
Хуснутдинова С.Р., Сафонова М.В. Нематериальное наследие как социальный фактор развития урбанизированных территорий в условиях сервисной экономики // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 3. С. 18-25. DOI: 10.12737/21094.
Дата поступления статьи: 22 января 2016 г.
Khusnutdinova S.R., Safonova M.V. Intangible heritage as a social factor of the development of urban areas in a service economy. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2016, vol.10, No.3, pp. 18-25. DOI: 10.12737/21094. Received 22 January 2016
ТУРДАЙДЖЕСТ
TOURDIGEST
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ РАСТЕТ БЫСТРЕЕ ПРОГНОЗОВ
Согласно последним данным Всемирной туристической организации (UNWTO), темпы роста объемов международного туризма в 2016 г. превышают прогнозы аналитиков этой организации - 5,3% против 4,4%. При этом рост на многих направлениях выражается двузначными цифрами.
За период с января по август 2016 г. было зафиксировано 348 млн международных туристических прибытий - на 18 млн. (+5,3%) больше, чем за то же время год назад. В UNWTO это считают большим достижением, особенно если учесть, что и 2015 г. дал приличный прирост (4,6%). Вообще, мировой туризм уже седьмой год подряд растет темпами, превышающими средние по отрасли: долгосрочный прогноз UNWTO предполагал в период 2010-20 гг. рост на уровне всего 3,8%.
Наибольший прирост международных прибытий демонстрируют Азия и Тихоокеанский регион - 9%. Африка выросла на 7%. При этом африканские страны южнее Сахары показали рост прибытий на 13%, а страны на севере континента - 8%.
На обоих американских континентах рост составил 6%. Прибытия на Карибы выросли на 6%, в Северную Америку - на 5%. Стимул роста - активность граждан США, расходы которых на международные туристические поездки выросли на 9%.
Самый посещаемый регион мира - Европа - вырос на 4%. Лучший результат у Центральной и Восточной Европы (6%), худший - у стран Западной Европы (3%).
В страны Ближнего Востока поток иностранных туристов снизился на 7%.
По материалам сайтов ratanews.travel, media.unwto.org (дата обращения: 28.08.2016)