Научная статья на тему 'О восстановлении СНРПМ объектов истории и культуры в Елабуге'

О восстановлении СНРПМ объектов истории и культуры в Елабуге Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
184
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК / СНРПМ / СПАССКИЙ СОБОР / ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ / НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ДОМ-МУЗЕЙ И.ШИШКИНА / ПАМЯТНИК Н.А.ДУРОВОЙ / ELABUGA STATE MUSEUM-RESERVE / TRDPCR / SPASSKY CATHEDRAL / POKROVSKAYA CHURCH / NIKOLSKAYA CHURCH / IVAN SHISHKIN HOUSE-MUSEUM / NADEZHDA DUROVA MONUMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егорушкин Ю. А.

В статье рассматривается деятельность СНРПМ с 1970-х гг. по сегодняшний день в г.Елабуга. Республики Татарстан. По инициативе Министерства культуры ТАССР в начале 1970-х гг. СНРПМ в Елабуге были начаты ремонтно-реставрационные работы по памятникам культуры, в т.ч. Спасского собора, Покровской и Никольской церквей, памятных мест Н.Дуровой, М.Цветаевой, И.И.Шишкина. Но из-за недостатка кадров и средств СНРПМ не смогла комплексно вести реставрацию на елабужских объектах. В дальнейшем ремонтно-реста-врационные работы проводились в Елабуге с перерывами. В полном объеме памятники культуры и истории г.Елабуги были отреставрированы в 1990-2000-х гг. в связи с созданием Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В 1995 г. музей-заповедник был признан объектом исторического и культурного наследия общероссийского значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Егорушкин Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the restoration of historical and cultural objects by TRDPCR in Elabuga

The article evaluates the activity of Tatar Research, Development and Production Centre for Restoration (TRDPCR) in the city of Elabuga from 1970-s up to today. The restoration works conducted by the Centre, involved the restoration of several cultural heritage sites, including religious monuments as Spassky Cathedral, Pokrovskaya and Nikolskaya churches, as well as cultural monuments related to significant figures for the development of Russian culture as arts Nadezhda Durova, Maria Tsvetaeva and Ivan Shishkin. The restoration works were initiated by Tatarstan Ministry of Culture. However, the proposed scale of restoration works to be conducted were interrupted due to the lack of funding and personnel. A new successful attempt of restoration has followed later in 1990-2000 and has a close relation to the process of establishment of Elabuga State Historical, Architectural and Art Museum-Reserve, that recently has achieved the official recognition as a cultural heritage site of the highest federal significance.

Текст научной работы на тему «О восстановлении СНРПМ объектов истории и культуры в Елабуге»

8. Ozturk, Ya§ar Nuri. Ku§adali ibrahim Halveti hayati, tasavvufi du§unceleri, mektuplari. istanbul, 1985

9. Ayper, S. Seyyid Yahya ^irvani ve $erhi Meratib-i Esrar-i Kulub. istanbul Universitesi. Edebiyyat Fakultesi, mag-istr. tez. istanbul ,1989

10. Abdulkadiroglu, A. Halvetiligin ^abaniye kolu, $eyh $aban-i Veli ve kulliyesi. Ankara, 1991

11. Oguz M.Y. Hz. §aban-i Veli ve Mustafa ^erke^i. istanbul, 1995.

12. Gundogdu, C. Abdulmecid-i Sivasi, hayati, eserleri ve tasavvufi goru§leri. Ankara, 2000

13. Akkaya, H. Abdulehad Nuri ve Divani. istanbul, 2003

14. A$kar, M. Niyazi Misri ve tasavvuf anlayi§i. Ankara, 1998

15. Erdogan K. Niyazi Misri ve Divani. Ankara 1998. S. 262.

16. Rihtim, Mehmet. Seyid Y hya Bakuvi v X lv tilik. Baki, 2005

17. Nihat A£erke§i Mustafa Efendi.//i A, cilt 8, istanbul, 1993-s.273.

18. Da'ber, Ahmad Ala-ad-din. Derdir // IA. 9 (1994). P. 168;

19. Celyend, M.Derderiye //iA, 9(1994).s.169.

20. Nihat A. Ku§adali ibrahim Efendi// iA. 26 (Ankara, 2002).p.468.

21. Tanman, M. B. Ku§adali Tekkesi // IA. 26 (2002). P. 468—470

22. Tay§i, M. S. Cemaliya // IA. 7 (1993). P. 318

23. Tay§i, M. S. Cemal-i Halveti // IA. 7 (1993). P. 302—303

24. Nihat, A. Cahidi Ahmet Efendi // IA 7 (1993). P. 16—17.

25. Yola, Cerrahiyye // IA. 7 (1993). P. 416—420

26. Kilif, M.E. Cemaleddin U§§aki// IA7 (1993). S 314-315.

27. Ongoren, R.K. Cemaleddin ishak // iA. 24( 2001). S.448-449

УДК 908

Ю.А.Егорушкин

О ВОССТАНОВЛЕНИИ СНРПМ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ В ЕЛАБУГЕ

В статье рассматривается деятельность СНРПМ с 1970-х гг. по сегодняшний день в г.Елабуга. Республики Татарстан. По инициативе Министерства культуры ТАССР в начале 1970-х гг. СНРПМ в Елабуге были начаты ремонтно-реставрационные работы по памятникам культуры, в т.ч. Спасского собора, Покровской и Никольской церквей, памятных мест Н.Дуровой, М.Цветаевой, И.И.Шишкина. Но из-за недостатка кадров и средств СНРПМ не смогла комплексно вести реставрацию на елабужских объектах. В дальнейшем ремонтно-реста-врационные работы проводились в Елабуге с перерывами. В полном объеме памятники культуры и истории г.Елабуги были отреставрированы в 1990-2000-х гг. в связи с созданием Елабужского государственного исто-рико-архитектурного и художественного музея-заповедника. В 1995 г. музей-заповедник был признан объектом исторического и культурного наследия общероссийского значения.

Ключевые слова. Елабужский государственный музей-заповедник, СНРПМ, Спасский собор, Покровская церковь, Никольская церковь, дом-музей И.Шишкина, памятник Н.А.Дуровой.

Egorushkin Yuri A. ABOUT THE RESTORATION OF HISTORICAL AND CULTURAL OBJECTS BY TRDPCR IN ELABUGA

The article evaluates the activity of Tatar Research, Development and Production Centre for Restoration (TRDPCR) in the city of Elabuga from 1970-s up to today. The restoration works conducted by the Centre, involved the restoration of several cultural heritage sites, including religious monuments as Spassky Cathedral, Pokrovskaya and Ni-kolskaya churches, as well as cultural monuments related to significant figures for the development of Russian culture as arts Nadezhda Durova, Maria Tsvetaeva and Ivan Shishkin. The restoration works were initiated by Tatarstan Ministry of Culture. However, the proposed scale of restoration works to be conducted were interrupted due to the lack of funding and personnel. A new successful attempt of restoration has followed later in 1990-2000 and has a close relation to the process of establishment of Elabuga State Historical, Architectural and Art Museum-Reserve, that recently has achieved the official recognition as a cultural heritage site of the highest federal significance.

Keywords: Elabuga State Museum-Reserve, TRDPCR, Spassky Cathedral, Pokrovskaya Church,Nikolskaya Church, Ivan Shishkin House-Museum, Nadezhda Durova Monument

Среди городов Татарстана Елабуга привлекает внимание обилием памятников истории, культуры и архитектуры. Этот старинный бывший купеческий город расположен на реке Кама. В его центральной части прекрасно сохранилась двухэтажная кирпичная застройка XIX века: богатые особняки и здания в стиле классики; каменные мостовые, чугунные ограды, скверы, парки, монастырь и 3 памятника архитектуры культового назначения: Спасский каменный собор с колокольней, построенный в 1820 г.; Николаевская церковь, построенная в 1818 г.; Покровская церковь, построенная в 1810 г., представляющие значительную художественную ценность.

На капитальный ремонт и реставрацию дома-музея И.Шишкина в 1968 г. по заказу Государственного музея изобразительных искусств Татарии была составлена сметно-техническая документация, предусматривающая ремонт внутренних помещений, крыши, фасада здания, благоустройство

территории, оборудования здания водопроводом и центральным отоплением. Министерство культуры ТАССР выделило в 1969 г. на эти цели 20 тысяч рублей и изначально данные работы были включены в план подряда треста «Татремстрой». Но Елабужский ремстрой участок этого треста в 1969 г. к работам так и не приступил. Кроме того, к музею частные лица пристроили хозяйственный блок, разрушающий здание. В конце 1969 г. под зданием была установлена газовая труба, что являлось грубым нарушением противопожарной безопасности. Несмотря на предписание Госпожнадзора горисполкомом никаких мер принято не было. Жалобы и возражения музея исполкомом также не принимались.

Памятник кавалерист-девице, ординарцу фельдмаршала Кутузова Н.А.Дуровой был установлен в 1963 г., но в последующие годы никаких мер по его сохранению принято не было, ввиду чего шло постепенное разрушение, требовался ремонт. Работы по ремонту памятника и благоустройству прилегающей территории необходимо было провести за счет средств, выделенных местному горисполкому на благоустройство г.Елабуги.

Архитектурные памятники - Спасский собор и Покровская церковь (середина XIX в.) в 1962 г. были взяты на местный учет. По ним были сделаны архитектурные обмеры, проведена фотофиксация. По их реставрации была составлена предварительная сметно-техническая документация, согласно которой на ремонтные работы по Спасскому собору требовалось 250 тысяч рублей, по Покровской церкви - 200 тысяч рублей.

Учитывая, что на ремонт и реставрацию памятников культуры Татарии выделялось ежегодно всего лишь 100-130 тысяч рублей, Министерство культуры ТАССР просило Совет Министров ТАССР предусмотреть на 1971 г. дополнительные ассигнования на начало работ по ремонту и реставрации Спасского собора и Покровской церкви в г.Елабуге[1. Л. 16-17].

В феврале 1971 г. Министр культуры ТАССР И.Гизатуллин просил директора Специальной научно-реставрационной производственной мастерской (СНРПМ) И.П. Шатова ускорить оформление проектных зон и зон регулирования застройки на памятники архитектуры г.Елабуги: Покровскую, Никольскую и Спасскую соборную церкви. Материалы должны были быть предоставлены в Министерство не позднее 1 марта[1.Л. 6].

С тех пор СНРПМ в Елабуге были начаты ремонтно-реставрационные работы по памятникам культуры, состоящих на учете и готовящихся к музейному показу: велись работы по реставрации Спасского собора, приводились в порядок и благоустраивались памятник кавалерист-девице Н.А. Дуровой и могила поэтессы Марины Цветаевой. Параллельно велась работа по капитальному ремонту, строительству новой экспозиции и благоустройству прилегающей территории дома-музея русского художника И.И. Шишкина[3.Л. 34].

За мероприятия по инициативному строительству культпросветучреждений, укрепления их материально-технической базы и улучшения деятельности в 1975 г. Елабужский район занял первое место и получил Красное Знамя от Обкома КПСС и Совета Министров ТАССР[4.Л. 17].

Однако, не смотря на это, вследствие недостатка кадров и средств[3.Л. 34] в дальнейшем СНРПМ не могла комплексно вести реставрацию на елабужских объектах.

Одно из красивейших сооружений города - Спасский собор в середине 1970-х гг. все еще находился в аварийном состоянии и требовал неотложных работ по восстановлению несущих конструкций крыши и кирпичной облицовки. «В настоящее время собор никем не используется в виду аварийности, но по привидению его в порядок он будет передан в аренду Елабужской школе милиции для использования его под спортзал»[5, л.3], - констатировали местные власти. На ремонтно-реставрационные работы по этому объекту на тот момент имелась сметная документация на 47 тысяч рублей с учетом благоустройства охранной зоны памятника[5, л.3].

С вопросом о возможности организации мемориальной зоны на базе памятников архитектуры центральной части г.Елабуги Министерство культуры ТАССР в конце 1975 г. обратилось в объединение «Росреставрация». По предварительной договоренности с представителем объединения разработка проекта организации мемориальной зоны и центральной части города была включена в план научного отдела СНРПМ на 4 квартал 1976 г. Работы по ознакомлению и изучению памятников Ела-буги планировалось провести в летний период указанного года[3, л.65].

Принимая во внимание постановление Президиума ВЦСПС от 1972 г. «Об отчислении от прибылей советов по туризму и экскурсиям местным Советам депутатов трудящихся на благоустройство туристических и экскурсионных объектов» власти республики, как указывалось выше, не раз просили федеральный центр выделить суммы на реставрацию елабужских памятников культуры. На что исполняющий обязанности начальника Государственной инспекции по охране памятников истории и культуры А.В. Серегин направил письмо в Министерство культуры ТАССР за № 17-32-

рж от 28 января 1974 г., в котором указывалось: «Государственная инспекция по охране памятников истории и культуры рассмотрела полученный от Вас скорректированный план работ по охране и реставрации памятников на 1974 г. В связи с этим сообщаем: ... 2. Что касается возможности направления средств госбюджета на работы по зданию б.Спасского собора в г.Елабуге, то для решения этого вопроса просим направить в Министерство культуры РСФСР: обоснование необходимости проведения указанных работ, сведения о характере использования памятника, проектные предложения по реставрации фасадов, фотографии, характеризующие современное состояние памятника»[3. Л. 2].На что Министр культуры ТАССР А.Миндубаев направил ответ Министерству культуры РСФСР № 249 от 20 февраля 1974 г., где говорилось: «..Направляя фотографии внешнего вида Спасского собора в количестве 2-х штук, просим сообщить Ваше решение относительно возможности направить бюджетные средства на производство работ по ликвидации аварийности памятника»[3, л.3]. По-видимому, все это осталось лишь на бумаге, т.к. начатые реставрационные работы на Спасском соборе в 1977 г. ввиду недостаточности бюджетных средств и кадров СНРПМ вновь были приостановлены.

Несмотря на то, что в 1978-1979 гг. Министерством культуры ТАССР на реставрацию елабужс-ких памятников было выделено 15 тысяч рублей[6.Л. 49] - данных средств явно не хватало.

Директором Татарской СНРПМ И.Юсуповым в 1979 г. была подана заявка в ВООПИИК на выделение средств на следующий год. По объектам республики, в ней значился Спасский собор г.Елабуги (начало работ 1979 г. - окончание работ 1981 г.). На сумму 50 тысяч рублей планировалась реставрация: металлической кровли куполов, поверхности кирпичных стен, кирпичных архитектурных деталей, фрагментов, ступеней из пиленых плит, конструкций крыши, белокаменного цоколя, штукатурки потолков и стен, смена обрешетки, покраска окон, стен, дверей, крестов, крыш, решеток и т.д.[7, л. 7; 8, л.171]

В 1979-1980 гг. в числе прочих планировались подготовительные работы на объекте «Чертово городище», на что было выделено еще дополнительно 30 тысяч рублей. Однако для кардинального решения вопроса реставрации необходимо было внимание и со стороны местных органов, т.к. только бюджетных средств Министерства культуры ТАССР было недостаточно. Сменивший прежнего министра культуры ТАССР И.Н. Алеев в своем письме Татарскому Обкому КПСС также констатировал: «Если будут выделены средства по линии Елабужского городского Совета депутатов трудящихся, то СНРПМ смогла бы взяться за реставрацию этих памятников»[6, л.49].

В связи с подобным положением дел в газету «Известия» не раз обращались граждане с жалобами «по поводу неудовлетворительной охраны, использования и пропаганды памятников в гг. Елабу-ге и Набережные Челны». Одно из таких писем начальник Государственной инспекции по охране памятников истории и культуры О.И.Пруцын перенаправил в Министерство культуры ТАССР, попросив их «рассмотреть по существу поднятые автором письма вопросы, обратив внимание на состояние памятников истории республиканского значения, связанных с именами И.И.Шишкина, Н.А.Дуровой и М.И.Цветаевой, которые могут быть объектом специального экскурсионного показа»[3, л.31-32].

14 мая 1981 г. Заместитель Председателя Совета Министров ТАССР М.Х.Хасанов с согласия федеральных властей издал распоряжение № 489-р, где говорилось о сооружении памятника русскому живописцу И.И.Шишкину в г.Елабуге. Министерству культуры ТАССР и Государственному комитету ТАССР по делам строительства вменялось обеспечить строгий контроль за сооружением памятника в соответствии со сметно-технической документацией, реконструкцией площади, где будет установлен памятник и идейно-художественным уровнем всей композиции[9, л.482].

1 декабря 1983 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров ТАССР от 7 апреля 1980 г. № 214 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Татарской АССР» была утверждена комиссия по приемке после реставрации памятника местного значения - Спасского собора в г.Елабуге в следующем составе: председатель комиссии - министр культуры ТАССР И.Н.Алеев, заместитель председателя Татарского отделения ВООПИИК В.Н. Гиревая, председатель исполкома Елабужского городского Совета народных депутатов Е.В.Привалов, директор Татарской СНРПМ объединения «Росреставрация» Н.З.Юсупов, главный архитектор г.Елабуги С.Н.Куприянов, старший архитектор Татарской СНРПМ Р.Г.Зиганшин, прораб 1-го участка Татарской СНРПМ А.И.Емельянов. Акт приемки комиссии необходимо было представить в Совет Министров ТАССР [10, л.11]. Предположительно, комиссией данный объект культуры не был принят в полном объеме, т.к. в 1985 г. Спасский собор был вновь включен в «Программу работ СНРПМ на 1986 г.» со сметной стоимостью уже 140 тысяч рублей [11, л.103].

В 1987 г. реставрационные работы по Спасскому собору, финансируемые за счет средств Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в сумме 12 тысяч рублей, были приостановлены из-за отвлечения работников СНРПМ на реставрацию пусковых объектов Ленинских

мест к 100-летию студенческой сходки с участием В.И. Ленина. В соборе не были до конца выполнены субподрядные работы по реставрации станковой живописи, без которых дальнейшее продолжение работ не представлялось возможным[12, л.46].

Приходится констатировать, что в полном объеме памятники культуры и истории г.Елабуги были отреставрированы лишь в 1990-2000-х гг. в связи с созданием Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника на основании постановлений Совета Министров РСФСР за № 269 от 30 августа 1989 г. и Совета Министров ТАССР за № 67 от 19 февраля 1990 г. В 1995 г. музей-заповедник был признан объектом исторического и культурного наследия общероссийского значения. Площадь охранной зоны Елабужского государственного музея-заповедника составила 491,5 га, где расположены 184 памятника истории и объекта культурного наследия, из которых 6 - федерального, 106 - республиканского и 72 - местного значения.Состав включает в себя 14 музейно-выставочных объекта [13].

В 2009 г. по оценке Европейского музейного форума он вошел в число тридцати лучших музеев Европы и был удостоен премии Правительства Российской Федерации в области культуры. В 2010 г. по итогам того же конкурса был включен в число 25 лучших европейских музеев и стал лауреатом Национальной туристской премии им. Ю.Сенкевича в номинации «Лучший региональный музей». Сегодня Елабужский государственный музей-заповедник - это известный туристический город России с количеством посещающих 115 тысяч человек в год.

1. НА РТ. Ф. Р-7237. Оп. 2. Д. 929.

2. НА РТ. Ф. Р-7237. Оп. 2. Д. 981.

3. НА РТ. Ф. Р-7237. Оп. 2. Д. 1190.

4. НА РТ. Ф. Р-7237. Оп. 2. Д. 1290.

5. НА РТ. Ф. Р-7237. Оп. 2. Д. 1133.

6. НА РТ. Ф. Р-7237. Оп. 2. Д. 1383.

7. НА РТ. Ф. Р-1499. Оп. 1. Д. 149.

8. НА РТ. Ф. Р-1499. Оп. 1. Д. 186.

9. НА РТ. Ф. Р-128. Оп. 3. Д. 1493.

10. НА РТ. Ф. Р-128. Оп. 3. Д. 1586.

11. НА РТ. Ф. Р-1499. Оп. 1. Д. 160.

12. НА РТ. Ф. Р-1499. Оп. 1. Д. 270.

13. Электронный ресурс: http://www.elabuga.com/аЬоШ:/about.html [Режим доступа: 15.11.2014]

Источники

Искусствоведение

УДК 37.01:39

Н.Х.Нургаянова, ЛА.Ахметова

ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ФОРМА ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ

В статье рассматриваются возможности сохранения, развития и трансляции культурных и духовных ценностей народов Поволжья посредством приобщения учащейся молодежи к современным формам традиционной праздничной культуры. Авторами выявляется педагогический потенциал фольклорных праздников и этнических фестивалей как специфической формы межкультурной коммуникации, в рамках которой происходит передача последующим поколениям духовного, нравственно-эстетического и этнопедагогического опыта.

Ключевые слова: народные традиции, праздничная культура, музыкальный фольклор, педагогический потенциал, народы Поволжья.

N.K.Nurgayanova, LAAhmetova TRADITIONAL FESTIVALS AS A FORM OF FAMILIARIZING STUDENTS WITH ETHNIC MUSICAL CULTURE OF PEOPLES LIVING ON VOLGA REGION

The paper studies possibilities of preserving, developing and broadcasting cultural and spiritual values of peoples living on Volga region by familiarizing students with modern forms of traditional culture of festivals. The authors discover educational potential of folklore and ethnic festivals as a specific form of cross-cultural communication, within the confines of which transfer of spiritual, moral, aesthetic and ethnic educational experience takes place.

Key words: traditions of people, culture of festivals, musical folklore, educational potential, peoples living on Volga region.

В течение многих веков формирование традиционной культуры происходило в результате трансляции из поколения в поколение художественно-эстетического и духовно-нравственного опыта. Значительное место в обширной структуре народных традиций всегда занимал музыкальный фольклор, выступающий важным фактором педагогического воздействия на подрастающее поколение, играющий исключительную роль в развитии личности. При этом у каждого народа постепенно создавались свои неповторимые черты этномузыкальной культуры, появлялись музыкально-исполнительские традиции, определялись формы, методы и принципы музыкального воспитания.

Соприкасаясь с традиционной музыкальной культурой, человек с ранних лет получал представление о прекрасном, усваивал определенные духовные, этические и эстетические ценности, житейские и нравственные заповеди. Педагогические исследования Л.П.Карпушиной, Л.М.Кашаповой, Л.С.Майковской, Ф.Ш.Салитовой, З.М.Явгильдиной и др. указывают на особую роль использования этномузыкальных традиций в условиях образовательного процесса. Исследователями разработаны теоретические основы, педагогические модели и технологии этнокультурного образования подрастающего поколения.

Проведенный анализ научных работ показал, что в настоящее время одной из эффективных форм приобщения учащейся молодежи к духовным истокам национальных этномузыкальных традиций является проведение фольклорных праздников и фестивалей.

Так, интерес молодежи к фольклорному творчеству, народным праздникам обнаруживает А.Р. Еникеева: «Молодежное фольклорное движение, которое уже с 1970-х годов охватило Россию, продолжает активно функционировать и сегодня. С радостью можно констатировать тот факт, что современная молодежь слушает не только hip-hop, R'n'B, metall, но с удовольствием воспроизводит старинные хороводы, пляшет кадриль, участвует в праздниках, фестивалях, в которых присутствуют не только традиционные черты, но и некоторые новшества» [3, с.91].

Л.В.Гужова в своем исследовании рассматривает фольклорный праздник как социокультурный феномен, обладающий высоким педагогическим потенциалом: воспитательным, гармонизирующим, координирующим, внушающим, коммуникативным; выступающим как источник формирования патриотизма студентов вуза [2, с.14]. Педагогический потенциал народных традиций про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.