УДК 338.48
DOI: 10.12737/21110
Никонова Татьяна Викторовна8, Веслогузова Мария Владимировна6, Муртазина Гульнара Равиловнав
а' бПоволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма;
вКазанский государственный университет культуры и искусств;
(г. Казань, Респ. Татарстан, Российская Федерация);
аканд. экон. наук, доцент; e-mail: [email protected];
бканд. экон. наук, доцент; e-mail: [email protected];
вканд. экон. наук, доцент; e-mail: [email protected]
РОЛЬ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПРОЦЕССАХ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ТУРИЗМ (ПО МАТЕРИАЛАМ БОЛГАРСКОГО ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО ЗАПОВЕДНИКА В ТАТАРСТАНЕ)
Мобилизация экономического потенциала нематериального культурного наследия, вовлечение его в качестве объектов экскурсий и турпоказа, является в современных условиях основой устойчивого развития исторических поселений и территорий. Болгарский музей-заповедник прошел период своего становления, и в настоящее время сформировался как один из крупных и интересных музеев-заповедников на территории Российской Федерации. С каждым годом сюда увеличивается поток туристов. Большой популярностью у туристов пользуются театрализованные встречи в национальных традициях, придающие неповторимый этноколорит. Вместе с тем отмечается недостаточная этническая составляющая турпродукта музея, а также наблюдаемая оторванность местного населения от процессов формирования данного продукта, имеющее место недовольство массовыми туристскими прибытиями. Трудности, проявляющиеся вследствие поиска баланса интересов участников рынка, характерны для развития сферы культуры и туризма во всем мире. Хотя привлечение жителей к локальным культурным проектам менее затратно и более устойчиво в долгосрочном плане. Проблема приобщения местного населения к процессам развития туризма и вовлечения нематериального культурного наследия может быть решена в ходе реализации комплекса мер, направленных на получение местными сообществами экономических, социальных, культурных и иных преимуществ. В статье рассмотрены проблемы приобщения местного населения к процессам развития туризма и вовлечения в нематериальное этнокультурное наследие как составляющую туристского комплекса. Охарактеризованы положительные и отрицательные аспекты такого приобщения. Сделан вывод о перспективах сочетания материального и нематериального компонентов наследия в Болгарском музее-заповеднике как возможности дальнейшего его развития. Ключевые слова: этнотуризм, исторические поселения, этнокультурное наследие, этнокультурная идентичность, Болгарский музей-заповедник.
Введение. Для Республики Татарстан как многонационального региона задача вовлечения нематериальной составляющей этнокультурного наследия в сферу туризма весьма актуальна. Татары, представляя собой второй по численности этнос России, исторически массово расселены также и за пределами республики, данный факт обусловил важность и насущность проблемы сохранения культурной идентичности народа. Тенденции унификации под влиянием процессов гло-
бализации, переход к экономике знаний, являются в настоящее время не только российскими, но и общемировыми, что, как справедливо считают многие исследователи, в общем негативно влияет на процессы сохранения и приумножения этнокультурной идентичности как части нематериального наследия [4, 7]. С позиций вовлечения этой компоненты наследия в сферу туризма, следует трактовать его как особый капитал невозместимой ценности, ресурс и условие гуманитарной
безопасности1. Данное наследие формируют отнесенные к определенному пространству и времени типичные и уникальные объекты всех сторон материальной и духовной деятельности населения [5, с. 83]. Непосредственно понятие «нематериальное культурное наследие» на мировом уровне было сформулировано в 2003 г. в Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия2.
Мобилизация экономического резерва нематериального культурного наследия, задействование его в объектах экскурсий и туристского показа, является в современных условиях залогом устойчивого развития исторических поселений и территорий Республики Татарстан. Особую роль в этих процессах играют музеи-заповедники, позволяющие туристам максимально глубоко, многогранно воспринимать историко-культурную среду. Музеи-заповедники, представляя единые комплексы, призваны поддерживать в неприкосновенности не только архитектурные, археологические или мемориальные памятники, но и нематериальную составляющую - исторические уникальные культурные и природные объекты, этнопоселения, образ жизниедея-тельности проживающего на исторических территориях населения.
Участие Болгарского музея-заповедника, в продвижении культурно-исторического наследия Республики Татарстан. Особенности музея под открытым небом выражаются в возможности на его территории наблюдать не просто исторические объекты, не схематическую демонстрацию культуры, а прикоснуться, или даже окунуться в нее. Формат музеев под открытым небом, кроме того, нацелен на сохранение нематериального культурного, этнического наследия, его популяризацию в среде как местного населения, так и гостей региона [1, 3].
Объектом представленного исследования на предмет выявления проблем
1 Государственная программа «Развитие культуры Республики Татарстан на 2014-2020 годы». URL: http://docs.cntd.ru/document/463306813 (Дата обращения: 19.07.2016).
2 Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия. Принята ЮНЕСКО 17.10.2003. URL: http://lawmix.ru (Дата обращения: 19.07.2016).
вовлечения нематериального культурного наследия в сферу туризма, является Болгарский государственный историко-архитектурный заповедник федерального значения в Спасском районе Республики Татарстан, созданный в качестве музейного учреждения в 1969 г.
Болгарский музей-заповедник прошел период своего становления, и в настоящее время сформировался как один из крупных и интересных музеев-заповедников на территории Российской Федерации (всего в нашей стране около 100 музеев-заповедников, и не все субъекты федерации имеют подобного рода учреждения культуры). С 1998 г. Болгарский музей-заповедник находился в Списке ожидания ЮНЕСКО [6], а 23 июня 2014 г. объект под названием «Архитектурно-исторический комплекс Болгар» был включен в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
С каждым годом увеличивается поток туристов в Болгарский музей-заповедник. Если в 2011г. наблюдалось 83000 посещений, то в 2015 г. уже зафиксировано 349765 посещений. Из них: жители Татарстана - 197783 чел., прочих регионов России - 136102 чел., зарубежные туристы - 15880 чел. Причем поток этот крайне неравномерен: пиковая нагрузка приходится на вторую неделю июня, когда на территории музея-заповедника проводится ежегодный праздник принятия ислама, на него приезжают тысячи мусульманских паломников из различных регионов России. В 2015 г. в дни праздника Болгарское городище посетило 70 000 чел. На рис. 1 представлена динамика туристских посещений музея-заповедника за последние 10 лет, которая отражает особый рост популярности дестинации в 2012-13 гг.
Это можно объяснить привлечением внимания к Татарстану в целом как региону событийного туризма в связи с проведением на его территории «Всемирной Универсиады - 2013».
Болгарский музей-заповедник в целях пропаганды культурно-исторического наследия Республики Татарстан оказывал содействие в съемках фильмах и сюжетов для телеканалов ОРТ (телепередача «Непутевые заметки»), ТНВ, ГТРК «Татар-
Рис. 1 - Динамика посещения Болгарского музея-заповедника в 2005-15 гг.
Fig. 1 - Dynamics of visiting the Bolgar Historical and Archaeological Complex in 2005-2015
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рис. 2 - Число посещений Болгарского музея-заповедника по показателю экскурсионного обслуживания в 2010-15 гг.
Fig. 2 - Number of excursionists, who visited Bolgar Historical and Archaeological Complex in 2010-2015
стан», «Звезда», телевидения Малайзии, Турции, Болгарии. В последние годы увеличивается количество организованных прибытий (прибытий с экскурсией), что показано на рис. 2.
Большой популярностью у туристов пользуются театрализованные встречи в национальных традициях, придающие неповторимый этноколорит и увлекательность пребыванию туристов на Болгарском городище.
Нужно отметить, что в Болгарском музее-заповеднике и его окружении имеются все предпосылки для формирования полноценной системы туристско-рекреацион-ного обслуживания, способной привлечь туристов и экскурсантов. Прежде всего, это: историко-культурные достопримечательности, природная среда, экономико-географическое положение (как туристский транзитный центр на Волге, а также доступность Казани и других областных центров),
существование крупного и известного музея-заповедника.
Проблемы вовлечения нематериального культурного наследия города Болгар в сферу туризма. Вместе с тем, у древнего города Болгар есть и барьеры, препятствующие полноценному вовлечению его нематериального культурного наследия в сферу туризма.
Так, по результатам опроса 180 экскурсантов о Болгарском музее заповеднике, проведенного нами весной 2016 г., отмечается недостаточная этническая составляющая турпродукта музея, а также наблюдаемая оторванность местного населения от процессов формирования данного продукта. Следует отметить даже некоторое недовольство местного населения массовыми туристскими прибытиями, незаинтересованность в сохранении и демонстрации особенностей культуры и истории поселения.
Древний Болгар уже сейчас фактически является общероссийским центром паломнического туризма для мусульман. Сейчас ежегодный праздник - День принятия Ислама - собирает несколько десятков тысяч верующих, присутствуют также высокие гости. Проведение этого праздника имеет свои отрицательные последствия, что отмечается местным населением - это, прежде всего, последствия, сказывающиеся на состоянии природной среды музея-заповедника. Летом, и особенно в дни праздника, на территорию музея-заповедника прибывают до 100 автобусов, личный автотранспорт, происходит приготовление пищи на открытом воздухе, осуществляются санитарно-гигиенические мероприятия, территория подвергается интенсивному вытаптыванию.
Следует признать, что туристические проекты и турпосещения в любом случае приводят к трансформациям в местных сообществах, в среде их жизнедеятельности и окружении. Вместе с тем, вовлечение местного населения в развитие и деятельность туристского сервиса есть важное условие сохранения этнокультурного наследия и его устойчивого использования. Тем более, привлечение жителей к локальным культурным проектам менее
затратно и более устойчиво в долгосрочном плане [8]. Трудности, проявляющиеся вследствии поиска баланса интересов участников рынка, характерны для развития сферы культуры и туризма во всем мире. Но именно институциональная среда и сложившиеся варианты взаимоотношений определяют успешность развития сферы культуры.
Проблема приобщения местного населения к процессам развития туризма и вовлечения в индустрию нематериального культурного наследия может быть решена в ходе реализации комплекса мер, направленных на получение местным сообществом экономических, социальных, культурных и иных преимуществ. Указанными преимуществами, в частности, могут быть предоставление рабочих мест (гиды, сотрудники лесной охраны), дополнительные возможности для сбыта местной продукции и сувениров, для развития предпринимательства. В настоящее же время развитие туризма в Болгарском музее-заповеднике осуществлялось с преимущественным участием сторонней рабочей силы и специалистов.
Выходом может являться создание в структуре музея-заповедника своеобразной туристской деревни. На первом этапе подобная деревня может представлять группу из 2-3 домов, в дальнейшем, по мере роста спроса, этот гостиничный сегмент будет расширен. Тем более, туркомплекс сегодня испытывает нехватку в средствах размещения, что особо проявляется в периоды пиковой туристской нагрузки.
Также приобщением местного населения к процессам продвижения нематериального этнонаследия может выступать создание гостевого дома. В европейских малых городах такая практика широко распространена как вид размещения туристов. Одним из основных критериев вместимости гостевого дома является способность его владельцев (обычно - это семейная собственность) обслужить определенное, заданное количество туристов: предоставить удобные комнату или комнаты (на 1-3 чел.), питание (завтрак, а в некоторых случаях - полный пансион). Также важным дополнением могут стать дома-закусочные,
где посетитель может остановиться и перекусить (татарскими или русскими блюдами), попробовать различную выпечку, сладости, напитки.
Следует активнее привлекать для участия в туристских этнопрограммах местное население со знанием татарского языка, национальных обычаев, татарской кухни, поскольку среди туристов пользуются спросом товары и услуги с татарстанским колоритом, а в Болгаре и крупных окрестных селах преобладает русское население. Встречи туристов в национальных костюмах по народным обычаям пользуются большой популярностью.
Достоинства и недостатки вовлечения нематериального этнокультурного наследия местного населения в проекты сферы туризма. Следует учитывать, что процесс вовлечения нематериального этнокультурного наследия местного населения в проекты сферы туризма имеет как плюсы, так и минусы.
Плюсы от задействования местного населения в проектах развития туризма:
1) обсуждение проектов по развитию туризма на территории с местным населением, выявление общественного мнения, установок руководителей проектов даже на стадии планирования позволят аккумулировать полезную информацию об особенностях реализации проекта и предотвратить принятие решений, которые в процессе реализации могли вызвать конфликты и недовольство местных жителей;
2) учет мнения местного населения, вовлечение его в процесс практического воплощения проекта и в управление им, предоставление возможности пользоваться благами от реализации проекта, будет развивать атмосферу доверия и поддержки; в большинстве случаев уверенность населения, что мероприятие должно послужить к их благу, будет направлять настрой общины на поддержку проекта;
3) привлечение местного населения организует руководителей проекта, повышает ответственность и тем самым гарантирует, что проект послужит на благо местных сообществ;
4) помимо трудового вклада, местные жители могут участвовать в выполнении самого проекта, и разделить с руководителями финансовые затраты.
Однако вовлечение местного населения не следует считать ключом к решению всех проблем, оно может иметь и отрицательные последствия:
1) вовлечение местного населения в проект приводит к росту предварительных работ, а значит проект становится дороже и удлиняет по времени процесс его воплощения;
2) нередко местное население оказывает сильное давление на руководителей и менеджеров проекта с тем, чтобы повысить степень своего участия или расширить спектр услуг по сравнению с изначально запланированными, это также неизбежно увеличивает стоимость проекта; частный сектор при этом зачастую требует быстрых ращений. В таких условиях может проявиться даже угроза потери контроля над течением проекта [2, с. 57-58];
3) подробное информирование местных жителей о планируемых результатах проекта может привести к недоверию, если реализация проекта на практике не даст всей полноты намеченного;
4) вовлечение местного населения в проект приводит к снижению его управляемости.
Заключение. Туристское использование нематериальных объектов российского культурного наследия особо актуально для современного общества, является значимым направлением просветительской деятельности, в первую очередь -среди молодого поколения. Специфика нематериального культурного наследия позволяет его развивать и сохранять в живой социокультурной среде. Именно в такой среде сохраняется возможность естественных процессов воспроизводства и передачи его следующим поколениям. Указанные моменты подчеркивают актуальность приобщения местного населения к сохранению культурного разнообразия и этнической самобытности через его вовлечение в туризм.
Список источников:
1. Дыртык-оол А.О. VI Международный Болгарский форум // Новые исследования Тувы. 2014. № 4. C. 158-164.
2. Иглс П., МакКул С., Хайнс К. Устойчивый туризм на охраняемых природных территориях. Руководство по планированию и управлению. М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2006. Вып.8. 188 с.
3. Косинцева А.П. Музей под открытым небом как пространство презентации этнической культуры (на примере музеев Тюменской области) // Рябининские чтения - 2011. Материалы VI конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011. С. 526-527.
4. Курьянова Т.С. Этнический аспект нематериального культурного наследия: способы сохранения // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 362. С. 87-90.
5. Любичанковский А.В. Анализ понятия «культурное наследие» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 12. Ч. 1. С. 83-90.
6. Тимофеева Л.С. Музеи-заповедники в сфере культурного туризма // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. Вып.212. С. 197-203.
7. Щербакова Ю.Н. Влияние процесса глобализации на этнокультурную идентичность в современном обществе // Аналитика культурологии. 2011. № 3(21). С. 138-140.
8. Richards G., Wilson J. The impact of cultural events on city image: Rotterdam, cultural capital of Europe 2001 // Urban Studies. 2004. Vol.41. № 10. Pp. 1931-1951. DOI: 10.1080/0042098042000256323.
Tatiana V. Nikonova a, Maria V. Vesloguzova b, Gulnara R. Murtazina c
a' b Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism; c Kazan State University of Culture and Arts (Kazan, Rep. of Tatarstan, Russia); a PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected]; b PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected]; c PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected]
THE ROLE OF LOCAL COMMUNITIES IN THE PROCESSES INVOLVING THE INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE IN TOURISM (BASED ON THE BOLGAR HISTORICAL AND ARCHAEOLOGICAL
COMPLEX, TATARSTAN)
Mobilising the economic potential of the intangible cultural heritage, using it as the tourist attractions is in modern conditions the basis for sustainable development of historical settlements and historic areas. Bolgar Historical and Archaeological complex has passed a period of its formation and now is one of the largest and interesting conservation areas in the Russian Federation. Every year the tourist flow here is growing. Theatrical meeting in national traditions give a unique local flavor and are very popular among tourists. However, museum tourism product experiences a lack of ethnic component; and local population, irritated by mass tourist arrivals, is isolated from its formation. The difficulties, appearing as the result of searching the balance of market participants' interests, are specific for the culture and tourism development in the whole world. Although the involvement of residents in local cultural projects is less expensive and more sustainable in the long term The problem of introduction of local population to the tourism development and the involvement of the intangible cultural heritage can be solved by the implementation of measures aimed at getting by the local population economic, social, cultural and other benefits. The article deals with the problem of introduction of local population in the processes of tourism development and the involvement of ethnic and cultural intangible heritage in tourist complex. The authors make conclusion about the possibilities of the combination of tangible and intangible components of heritage in Bolgar Historical and Archaeological complex as the prospects of its further development. Keywords: ethno-tourism, historical settlements, ethnic and cultural heritage, ethnic and cultural identity, Bolgar Historical and Archaeological complex.
References:
1. Dyrtyk-ool A.O. 6th International Bolghar Forum. Novye issledovanija Tuvy [The New research of Tuva], 2014, No.4, pp. 158-164. (In Russ.).
2. Eagles P.F.J., McCool S.F., Haynes C.D. Sustainable Tourism in Protected Areas. Guidelines for Planning and Management. Gland: IUCN, 2002. Vol.8. 180 p. (Russ. ed.: Igls P., MakKul S., Hajns K. Ustojchivyj turizm na ohranjaemyh prirodnyh territorijah. Rukovodstvo po planirovaniju i upravleniju. Мoscow: EkoCentr «Zapovedniki», 2006. Vol. 8. 188 с.). (In Russ.).
3. Kosinceva A.P. The open air museum as a space of ethnic culture presentation (the case of Tyumen Region Museum). Rjabininskie chtenija — 2011 [Ryabininsk reading — 2011]: Proceedings of the VI Conference on the Study and actualization of cultural heritage of the Russian North. Petrozavodsk: Karelian Research Centre of Russian Academy of Sciences, 2011, pp. 526-527. (In Russ.).
4. Kuryanova T.S. Ethnic aspect of intangible heritage: ways of preserving. Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki [Tambov University Reports. Series: Humanities], 2012, No.362, pp. 87-90. (In Russ.).
5. Ljubichankovskij A.V. Analyzing the concept of «cultural heritage». Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of the Orenburg State University], 2006, No.12, path 1, pp. 83-90. (In Russ.).
6. Timofeeva L.S. Reserve museums in cultural tourism. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Proceedings of the St. Petersburg State University of Culture and Arts], 2015, vol.212, pp. 197203. (In Russ.).
7. Shcherbakova Yu.N. The impact of globalization on the ethnic and cultural identity in modern society. Analitika kul'turologii [Analysis of Cultural Studies], 2011, No.3(21), pp. 138-140. (In Russ.).
8. Richards G., Wilson J. The impact of cultural events on city image: Rotterdam, cultural capital of Europe 2001. Urban Studies, 2004, vol.41, No.10, pp. 1931-1951. DOI: 10.1080/0042098042000256323.
Никонова Т.В., Веслогузова М.В., Муртазина Г.Р. Роль местного населения в процессах вовлечения нематериального культурного наследия в туризм (по материалам Болгарского историко-архитектурного заповедника в Татарстане) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. №3. С. 124-130. DOI: 10.12737/21110. Дата поступления статьи: 27 мая 2016 г.
Nikonova T.V., Vesloguzova M.V., Murtazina G.R. The role of local communities in the processes involving the intangible cultural heritage in tourism (based on the Bolgar Historical and Archaeological Complex, Tatarstan). Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2016, vol.10, No.3, pp. 124-130. DOI: 10.12737/21110. Received 27 May 2016
ТУРДАЙДЖЕСТ_
TOURDIGEST
РОССИЯ - ТРЕТЬЯ ПО ПОПУЛЯРНОСТИ СТРАНА ЕВРОПЫ У КИТАЙСКИХ ТУРИСТОВ
Туристическая ассоциация «Мир без границ» в своем пресс-релизе от 12 августа 2016 г. сообщила, что Россия стала третьей по популярности у китайских путешественников страной в Европе. «Мир без границ» изучил данные Всемирной туристской организации (ЮНВТО) и выяснил, что в 2014 г. Россию посетили 1,1 млн. граждан КНР. Соответствующей информации за 2015 г. у ЮНВТО пока нет.
Лидером по приему китайских туристов в Европе стала Италия, в которой побывали 2,3 млн. гостей из Китая. На втором месте - Франция (1,7 млн.). Другими популярными де-стинациями для путешественников из Поднебесной являются США, Австралия и Канада, которые посетили в общей сложности более 3,5 млн. чел.
Ежегодно более 100 млн. китайских туристов отправляются путешествовать за границу. На долю России приходится один процент от общего числа выездных поездок жителей КНР.
В целом в страны Европы, Америки, Африки и Океании отправляется лишь 13% китайских туристов, остальные ограничиваются пределами Азии. Причинами этого являются как дороговизна туров, так и длительность перелетов, пояснили эксперты «Мира без границ».
В мае Китайская туристическая ассоциация заявила о планах отправлять на Байкал по миллиону путешественников из своей страны каждый год.
По материалам сайтов lenta.ru, visit-russia.ru (дата обращения: 28.08.2016)