Научная статья на тему 'Пути развития интегрированных образовательных систем в регионе'

Пути развития интегрированных образовательных систем в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / РЕГИОН / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL SYSTEMS / REGION / MANAGEMENT OF EDUCATION / NATIONAL EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцов Вячеслав Николаевич

В докладе рассмотрены современные вопросы интеграции образования в регионе, предложено авторское видение проблем специализации, выбора профессии, взаимодействия интегрированных образовательных структур с внешней средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of development of integrated educational systems in the region

The report covers actual issues of integration of education in the region; the original viewpoint of problems of specialization, of professional choice, of interaction of integrated educational systems with the external environment is offered.

Текст научной работы на тему «Пути развития интегрированных образовательных систем в регионе»

НАУЧНЫЕ СОБЫТИЯ: Международная студенческая научно-практическая конференция «Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир» 24-27 мая 2012 г., Санкт-Петербург

УДК 378:332

В. Н. Скворцов

Пути развития интегрированных образовательных систем в регионе

В докладе рассмотрены современные вопросы интеграции образования в регионе, предложено авторское видение проблем специализации, выбора профессии, взаимодействия интегрированных образовательных структур с внешней средой.

The report covers actual issues of integration of education in the region; the original viewpoint of problems of specialization, of professional choice, of interaction of integrated educational systems with the external environment is offered.

Ключевые слова: образовательные системы, регион, управление образованием, национальная система образования.

Key words: educational systems, region, management of education, national educational system.

Важность рассмотрения вопросов развития образовательных систем сегодня уже очевидна всем, и тем более тем, кто работает или обучается в этой сфере. Отметим, что современное студенчество начинает предъявлять собственные требования к образованию, в том числе на уровне региона, и эти требования должны быть услышаны, правильно поняты и реализованы в новых ступенях развития образовательных систем. И одним из наиболее адекватных ответов отечественного образования на такие актуальные запросы является, по нашему глубокому убеждению, создание интегрированных образовательных систем на уровне региона.

Следует отметить, что общие вопросы развития образовательных систем мы традиционно рассматриваем в рамках специально созданной теории - теории управления социально-экономическими

© Скворцов В. Н., 2012

системами в сфере образования1. Однако, несмотря на значительные усилия отечественных и зарубежных учёных в этой области (см. работы Е. Ханушека, Г. Кейслинга, Е. Оривела, Ф. Оривел, Б. Левина, М. Метцгера, Б. Клеменса, С. Гупта, А. А. Овсянникова, Д. Л. Константиновского и др.), мы не можем сказать, что буквально все знаем об интегрированных образовательных системах и об управлении ими. Нам лишь предстоит сформировать и проверить на практике это новое знание.

Как известно, образование - это важнейший социальный институт, который активно воздействует на все основные сферы жизнедеятельности государства и общества, и само, несмотря на свою определённую «консервативность», не только испытывает на себе его радикальные политические, экономические и социальные перемены, но и претерпевает значительные изменения под воздействием этих перемен. Поэтому для того, чтобы понять сущность и определить пути развития интегрированных образовательных систем на уровне региона, нам следует определиться с национальной системой образования в целом.

Понятно, что эффективная национальная система образования должна представлять собой целостную совокупность различного рода институциональных структур, органов государственной власти и управления, а также субъектов, производящих, предоставляющих и потребляющих знания, в том числе в форме образовательных услуг. К институциональным структурам и субъектам образования мы здесь относим сами образовательные учреждения как самостоятельные организации, включая их филиалы и подготовительные подразделения, учащихся или воспитанников, педагогический корпус, образовательные программы и государственные образовательные стандарты, государственные и общественные органы управления высшей школой, органы и программы послевузовского обучения, научно-исследовательские организации соответствующего профиля, институты повышения квалификации и т. п. Её основной задачей является воспроизводство необходимого жизнеобеспечивающего знания в целях устойчивого социального и экономического развития соответствующего государства. Структурно современная система образования как реальная производительная отрасль общественного производства имеет несколько уровней (подготовительный, начальный, средний, высший, послевысший, дополнительный и др.), секторов (государственный, негосударственный, смешанный) и на-

1 Скворцов В. Н. Теория управления социально-экономическими системами в сфере образования: общие проблемы исследований // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. Т. 6. Экономика. 2012. № 3. С. 83-97.

177

правлений подготовки (общая, профессиональная). Финансирование образовательных учреждений может осуществляться из государственного, регионального, муниципального и ведомственных бюджетов, бюджетов корпораций, общественных организаций, а также личных бюджетов и бюджетов домохозяйств, приобретающих образовательные услуги за плату.

Учитывая особую значимость образования в индустриальном, постиндустриальном и информационном обществах, можно выделить определённые особенности образовательной деятельности, а именно: персональная и одновременно неиндивидуализированная ориентация массовых образовательных услуг; проявление деятельности в виде единых, не поддающихся разделению материальных и нематериальных услуг; трудность непосредственного количественного измерения результатов деятельности и выражения их в натуральных (физических, объемных) и стоимостных показателях; непрерывно увеличивающееся разнообразие видов и форм образовательной деятельности, образовательных услуг; сложное переплетение платных и бесплатных услуг и разных способов финансирования отрасли; отсутствие непосредственной, явной связи между локальными результатами образовательной деятельности и затратами на получение результата; высокая роль моральноэтических факторов во взаимоотношениях обучающих и обучаемых; широкие возможности самообучения, уменьшающие зависимость индивидов от формальных образовательных учреждений.

Учитывая существование традиционных уровней образования (подготовительный, начальный, средний, высший, дополнительный и др.), следует отметить, что в нашей стране всегда была очевидна и последовательно проводилась в жизнь политика преемственности всех уровней образования с тем, чтобы формировалось определённое мировоззрение учеников, полученный объем и уровень знаний соответствовал требованиям конкретно-исторического момента, а выпускник любого уровня был готов и к продолжению образования на следующем уровне, и в дальнейшем к профессиональной деятельности.

Разнообразие форм образовательной деятельности в нашей стране, вызванное к жизни в 90-е годы прошлого века, с одной стороны, продемонстрировало рыночные возможности национальной системы образования и виды образовательной интеграции, а с другой, - сделало актуальным новые формы интеграции образовательных процессов, особенно на уровне отдельного региона.

Так, первыми попытались создавать интегрированные образовательные системы корпорации: ОАО «Газпром», ОАО «Сбербанк» и др. При этом образовательная интеграция понимается этими кор-

порациями двояко: как форма организации системы непрерывного профессионального образования; как форма внедрения образовательной системы в структуру самой корпорации.

Например, такая система Газпрома носит название «Система непрерывного фирменного профессионального образования (СНФПО) ОАО "Газпром"», реализуется на базе НОУ «Корпоративный институт ОАО "Газпром"», хотя Газпром имеет достаточно жесткие связи и с классическими учебными заведениями, например, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Санкт-Петербургским горным (ныне - национальным минерально-сырьевым) университетом и т. д., и представляет собой «целенаправленный, связанный со стратегией, целями и задачами отрасли непрерывный образовательный процесс повышения квалификации руководителей и специалистов на основе имеющегося профессионального образования либо достижение ими более высокого образовательного уровня»1.

Участие в процессе обучения для руководителей и специалистов ОАО «Газпром» - обязательное условие карьерного роста.

Образовательная концепция СНФПО особое значение придает индивидуализации обучения, в процессе которого реализуются стремления обучаемых и обучающих к выявлению, учету и развитию индивидуальных способностей в интересах работника, предприятия, ОАО «Газпром» и государства.

По своему построению СНФПО представляет собой пирамиду из квалификационных уровней руководителей и специалистов:

• 1-й уровень - специалисты предприятий;

• 2-й уровень - руководители структурных подразделений предприятий;

• 3-й уровень - резерв кадров;

• 4-й уровень (высший) - руководители предприятий, аппарата управления ОАО «Газпром».

Приоритетами такой отраслевой системы образования являются стратегический менеджмент, анализ эффективности инвестиций, управление предприятием, экономика промышленности, организация труда, технические дисциплины по направлениям производств.

Основным принципом системы фирменного профессионального образования ОАО «Газпром» объявляется ее непрерывность - обязательная последовательность первичного, ежегодного, периодического и целевого видов обучения на протяжении всего периода трудовой деятельности.

1 Здесь и далее см.: http://www.snfpo.ru/

179

Система обучения Сбербанка построена на сети Учебных центров, на базе которых планируется создать Корпоративный университет Сбербанка.

Безусловно, целью организации такой образовательной системы корпорацией всегда является снижение издержек, в том числе по поиску персонала необходимой квалификации.

Если рассмотреть другой вид интегрированной образовательной системы, основанный на выстраивании единого и непрерывного образовательного процесса в рамках конкретной сферы деятельности, то именно этот вид, по нашему мнению, будет наиболее востребован на уровне региона. Такая интегрированная образовательная система выстраивается на базе учреждения высшего профессионального образования и включает все возможные ступени такого образования, делающие его собственно непрерывным: начальное, среднее, высшее, послевысшее и дополнительное в рамках определенной научной специальности.

В данном случае акцент интеграции на специальности, а не профессии, позволяет потребителям образования и прочим заинтересованным сторонам в условиях быстро меняющейся социальноэкономической среды, в том числе структуры экономики и применяемых технологий, быть достаточно подготовленными, чтобы соответствовать новым требованиям, и достаточно мобильными, чтобы не потеряться на рынке труда.

Мы по-прежнему считаем, что сегодня абсолютно нецелесообразно ориентировать человека чуть ли не с пеленок на конкретную профессию, тем или иным образом ограничивая объём получаемых им знаний уже в школе. Ранняя нацеленность на определенную профессию имеет свои преимущества исключительно в условиях отсутствия социальной и экономической динамики, когда столетиями не менялся общественный продукт и способы его производства. В индустриальном и постиндустриальном обществе при негармоничной системе рыночного обмена узкая специализация неизбежно сопровождается рисками утраты профессиональной трудоспособно-

V V п

сти в случае структурной перестройки экономики. В современных условиях, по нашему мнению, подобный подход напрямую угрожает безопасности страны, поскольку не создает предпосылок формирования индивида, способного, с одной стороны, к быстрой адаптации к изменяющимся условиям рыночной экономики путем смены сферы или вида профессиональной деятельности, а, с другой - психически и социально устойчивого, обладающего глубоким, позитивным и постоянно развивающимся мировоззрением.

В этой связи задачи региона в сфере создания интегрированных образовательных систем будут более просты и более сложны одновременно. Во-первых, регион для обеспечения своего развития вынужден удовлетворять как собственные потребности, так и потребности населения. Во-вторых, имеющиеся ресурсы регион может использовать с разной степенью производительности и окупаемости. Поэтому следует понимать, что в рамках конкретного общества не только существующие потребности в образовании формируют системы образования, но и наоборот, созданные системы образования изменяют образовательные потребности.

В экономике под потребностью в образовании мы понимаем совокупность отношений, формирующих спрос социума на знания и информацию, необходимые для выживания и деятельности в конкретно-исторических условиях, а также на технологии и объекты их получения, хранения, передачи и обработки1.

Потребность в образовании в различные исторические периоды имеет принципиально разное наполнение, поскольку такая потребность, в отличие от потребности в пище, формируется большей частью скорее искусственным, чем естественным путем - через осознание необходимости получения определенных знаний, необходимых для выживания в конкретно-исторических условиях. В зависимости от формы и степени организации конкретного социума требуемый конкретным индивидом массив знаний также может носить различный характер, начиная с простейших навыков выживания и заканчивая сложными, узкоспециализированными и профессиональными знаниями. Таким образом, чем выше уровень образованности предыдущего поколения, тем выше должен быть уровень образовательной потребности поколения следующего.

Мы можем выделить следующие пути развития интегрированных образовательных систем:

• узкий - удовлетворение образовательной потребности региона (например, только Ленинградской области). Подразумевает специализацию исключительно на интересах обеспечения квалифицированной рабочей силой действующих производств региона;

• расширенный - удовлетворение образовательной потребности макрорегиона (например, Северо-Запада РФ). Подразумевает специализацию на интересах обеспечения квалифицированной рабочей

1 Скворцов В.Н. Потребность в непрерывном образовании как социальноэкономическая категория: сущность и особенности применения // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. Экономика. 2010. № 4. Т. 6. С. 12.

181

силой действующих производств макрорегиона и предполагает определенный обмен образовательными возможностями и ресурсами;

• широкий - удовлетворение образовательной потребности населения страны. Не подразумевает никакой региональной специализации помимо возможностей самих образовательных учреждений, находящихся на территории региона. В этом случае чем более уникальным помимо прочих равных будет являться конкретное региональное образовательное учреждение, тем большими конкурентными преимуществами оно будет обладать, привлекая тем самым новых жителей в регион.

На первый взгляд, при бюджетном варианте финансирования образовательных учреждений, наименее затратным и наиболее окупаемым (с точки зрения регионального бюджета) для региона будет первый вариант. Однако специалистам очевидно, что при принудительно узкой специализации такого учреждения регион теряет нечто большее, чем бюджетные деньги, - он теряет свободу маневра при структурной перестройке региональной экономики. И в связи с этим вопрос создания, функционирования и обеспечения интегрированных образовательных систем на уровне региона становится настолько стратегически значимым, что его решение только органами управления образованием становится невозможным в силу известной ведомственной ограниченности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.