ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ
© Пиджоян К.В.*
Елецкий государственный колледж искусств им. Т.Н. Хренникова,
г. Елец
В статье рассматривается одна из актуальных проблем подготовки будущего музыканта-исполнителя - воспитание эмоциональной, психологической устойчивости к концертному выступлению. Особое внимание уделяется выявлению причин сценического волнения. В данной работе обозначаются наиболее важные группы положительных мотивов, влияющих на состояние психической готовности будущих музыкантов к концертному выступлению.
Ключевые слова: сценическое волнение, подготовка музыканта-исполнителя, психологическая готовность, мотивация, исполнительская деятельность, публичное выступление.
Проблема сценического творческого самочувствия перед концертным выступлением является одной из актуальных и волнует многих музыкантов -исполнителей. Подготовка будущего музыканта-исполнителя к сцене должна начинаться уже в начальный период обучения в условиях детских музыкальных школ; в дальнейшем основная работа в этом плане ложится на плечи самого исполнителя и его педагога в колледже.
Практика показывает, что профессиональные артисты со всей серьезностью подходят к изучению совокупностей внешних и внутренних условий, влияющих на публичные выступления. Такой же подход должен формироваться, соответственно, и в работе со студентами, начиная с первого года обучения. Воспитание эмоциональной устойчивости к концертному выступлению предполагает, как общие для всех исполнителей принципы подготовки, так и сугубо индивидуальные способы воспитания навыков. Следовательно, дальнейшее совершенствование исполнительского мастерства музыкантов-духовиков связано и с воспитанием творческого сценического самочувствия.
Довольно часто встреча с публикой вызывает у исполнителя особое, очень сложное, восторженно-воодушевлённое или подавленное состояние, которое, по аналогии с переживаниями человека в других ситуациях, определяется как волнение или стресс. Как отмечают психологи, сценическое волнение имеет все признаки стрессовых состояний.
О волнении, связанном с концертным выступлением свидетельствуют значительные вегетативные изменения: мобилизующая деятельность эндокринной системы, приводящая к биохимическим сдвигам в крови, порой зна-
* Заведующий отделением Духовых и ударных инструментов.
чительные отклонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем - учащённый пульс и аритмичное дыхание, биоэлектрические изменения в центральной нервной системе и т.д.
В связи с этим, психологическая готовность студента к выступлению имеет не меньшее значение, нежели профессионально-исполнительская подготовка как таковая - это отмечает подавляющее большинство преподавателей-музыкантов. Вся работа, которая велась студентом над музыкальным произведением в классе и дома, проходит «испытание на прочность» именно в условиях публичного выступления.
Несколько условно и обобщенно выделяют так называемые «фазы» сценического волнения, связанного с концертным выступлением: предконцерт-ное состояние, непосредственно концертное состояние, очень короткий промежуток между объявлением и началом выступления, начало исполнения, артистического общения с публикой, борьба со своим негативным состоянием и состояние после концерта.
Особо отметим, что изучение предконцертного состояния очень важно для педагога-музыканта в диагностических целях, так как в нём довольно отчётливо проявляются симптомы волнения, свойственные для данного исполнителя. Предконцертное волнение и волнение в процессе выступления переходит в так называемое «послеконцертное» состояние, характеризующееся одобрительными и отрицательными «эмоциями ожидания». Исполнитель желает услышать отзывы преподавателя, слушателей, друзей о своём выступлении.
Попытаемся разобраться в причинах сценического волнения. Для профессиональной концертной деятельности известных музыкантов-исполнителей эта проблема столь же важна. Довольно часто значимость выступления неизбежно влияет на степень волнения исполнителя, также важную роль играет довольно высокие требования к себе, которые выражаются в борьбе за сохранение собственного престижа. Подтверждение тому в словах Ф. Шаляпина своему другу, зашедшему к нему за кулисы незадолго до выступления: «И чего вам волноваться, дорогой Фёдор Иванович? Вы уже такой высоты достигли!» - «То-то и боязнь упасть с этой высоты», - мрачно ответил ему Шаляпин [2]. Известная певица Мария Каллас также объясняла своё волнение: «Я знаю, когда пою хорошо и когда плохо, я вовсе не так смела и самоуверенна, как это кажется. Напротив, я всегда боюсь, что не смогу дать того, чего от меня ждут. Ведь чем выше репутация, тем серьёзнее требования» [2].
В нашем случае мы сделаем акцент на учебную концертную практику студентов-музыкантов в условиях колледжа искусств и попытаемся наметить некоторые ответы на вопрос о причине сценического волнения.
Степень волнения во многом зависит от организации занятий, предшествующих выступлению. Присутствие слушательской аудитории создаёт огромное влияние на психическое состояние исполнителя т.к. она отличает-
ся от той, к которой привык исполнитель во время занятий дома и в классе. В связи с этим важное значение приобретает так называемое «обыгрывание» концертной программы. В этом случае музыкант-исполнитель постепенно приближается к ситуации публичного выступления, начиная от самостоятельных занятий и кончая игрой в кругу друзей.
Технические проблемы так же неблагоприятно влияют на состояние исполнителя. В процессе подготовки к выступлению должна быть выработана стопроцентная надёжность и стабильность исполнения всех трудных элементов произведения. В противном случае создаётся определённый комплекс боязни за то, что какой-то трудный элемент не получится на сцене. При регулярных занятиях с полной отдачей и продуктивностью волнение перед выступлением значительно меньше, т.к. у исполнителя появляется уверенность в себе и психологически настроиться на выступление значительно легче.
Основой уверенного поведения на сцене также считается полноценное овладение музыкальным произведением, полная техническая свобода, выбор произведения. Как правило, методика выработки сольно-концертных навыков разделена на три этапа: подготовительный (воспитательная работа, технический настрой), первые выступления (постепенное усложнение, регулярный показ достижений), анализ достигнутого (огромное значение отводится методам психологического воздействия - психотерапии, самовнушению, психорегуляции).
Степень волнения, отмечают многие педагоги-музыканты, зависит и от мотивации, значимости выступления. Бочкарёв Л. в своей статье выделяет наиболее важные группы положительных мотивов, влияющих на состояние психической готовности к выступлению. Среди них - мотивы, связанные с отношением музыканта к исполняемым произведениям; мотивы, связанные с отношением исполнителя к публике; мотивы, связанные с отношением к исполнительской деятельности; мотивы профессионального самосовершенствования и др. [3].
Бочкарёв Л. одним их первых в истории отечественного исполнительства провёл ряд экспериментально-психологических исследований музыкантов в условиях концертного выступления [2, 3]. На основании различных способов и приёмов, которыми пользуются педагоги в процессе подготовки исполнителя к концертному выступлению, исполнительского опыта ведущих музыкантов, разработок психологов, автор приходит к выводу: «... проблема исследования психических состояний музыкантов-исполнителей в условиях публичного выступления связана с исследованием исполнительских способностей, а последняя, в свою очередь - с изучением пригодности к исполнительской деятельности» [3].
В понятие «готовность» (пригодность) к исполнительской деятельности Л. Бочкарёв включает: способности, задатки, положительное отношение к
деятельности, черты характера, способности личности и общие психологические условия, необходимые для успешной деятельности, психические состояния, знания, умения, навыки [3]. Таким образом, психические состояния являются усреднённым общим показателем уровня развития исполнителя. На психическом состоянии замыкаются способности, склонности, особенности личности, знания, умения и навыки - всё, что определяет человека как творческую личность. В связи с этим важное значение в этом процессе играют методы психорегуляции: аутогенная тренировка, самонастройка, самовнушение, саморегуляция. Именно психологическая подготовка к предстоящему выступлению должна стать составной частью общей педагогической задачи воспитания учащегося, студента-музыканта.
Довольно интересный способ преодоления «сценобоязни», описал Л. Ба-ренбойм - речь идёт об одном из методов психорегуляции, которым необходимо пользоваться каждому исполнителю, если он хочет управлять своим поведением и игрой на сцене. «Один из видных советских пианистов рассказывал мне, как он репетирует в домашней обстановке новую программу, с которой ему предстоит выступить. То, что он делает, со стороны может показаться детской забавой, чудачеством. Он выходит из другой комнаты («артистической») к роялю, представляет себе, что находится в концертном зале, раскланивается перед аудиторией и начинает играть программу. При этом, по его словам, он всеми фибрами души «чувствует» публику Большого зала Московской консерватории, перед которой ему предстоит выступить. Достаточно бывает ему сыграть перед воображаемой аудиторией всю программу или отдельные музыкальные произведения, и он уже знает, что звучит убедительно, а что нет; как реагирует слушатель на его исполнение той или другой пьесы. После нескольких таких репетиций он выходит на эстраду в «форме», и с полной уверенностью. Иное самочувствие испытывал этот пианист раньше, до того, как нашёл свой метод подготовки к эстраде» [1].
В заключении отметим - воспитание артистических способностей, сценического самочувствия, способности владеть собой в момент концертных выступлений - это сложный и многогранный процесс развития творческой личности, музыкальности, технически совершенной игры; это овладение знанием психофизиологии человека, способами и методами психорегуляции; воспитание творческой увлечённости и творческого внимания, многих других умений и навыков, необходимых для плодотворной творческой деятельности.
Список литературы:
1. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -Л., 1969.
2. Бочкарёв Л.Л. Психические аспекты подготовки музыкантов-исполнителей к концерту. ГМПИ им. Гнесиных. - Вып. 19. - М., 1975.
3. Бочкарёв Л.Л. Публичное выступление музыканта-исполнителя в свете психологии личности. ГМПИ им. Гнесиных. - Вып.19. - М., 1975.
4. Готсдинер А.Л. Концертное исполнение как специфическая форма социального общения. - М., 1978.
5. Гудимов Д. Эмоционально-психологическое состояние исполнителя. Дипломный реферат / Библ. РАМ им. Гнесиных. - М., 1996.