"Культурная жизнь Юга России"
46 —
№ 1 (35), 2010
2. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М., 1995. С. 489.
3. Розин В. М. Методология и философия: осмысление современной ситуации // Философские науки. 1991. № 3. С. 146.
4. Краевский В. В. Методология педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика. 2002. № 1. С. 9.
5. Бордовская Н. В. Системная методология современных педагогических исследований // Педагогика. 2005. № 5. С. 23.
Z. V. NIKONOVA. METHODOLOGICAL COMPETENCE OF A PERSON OF POST GRADUATE PROFESSIONAL EDUCATION IN CONTEXT OF PEDAGOGY'S METHODOLOGY PROBLEMS
Different approaches to the modern methodology of pedagogy and the essence and functions of methodological competence of a person of post graduate professional education (teacher, post-graduate student) are considered in this article.
Key words: person of post graduate professional education, methodological competence in context of pedagogy's methodological problems, reflection.
Ю. А. ЛИТВИНЕНК0
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАНТОВ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
В статье рассматривается один из эффективных психолого-педагогических способов подготовки музыкантов к публичному выступлению - моделирование проблемных ситуаций, которое адаптирует исполнителя к реальной концертной обстановке.
Ключевые слова: публичное выступление, моделирование проблемных ситуаций, предварительное обыгрывание, репетиция.
Профессионально-исполнительская подготовка музыканта, как известно, проходит проверку на прочность во время публичного выступления, которое в некотором смысле представляет собой стрессовую ситуацию. Однако необходимо отметить, что волнение, возникающее в концертной обстановке, относится к числу ожидаемых и планируемых состояний, поэтому большинство опытных артистов в такой ситуации умеет включить специфические механизмы реагирования и адаптации. Молодые музыканты, только начавшие осваивать азы исполнительского искусства, как правило, этим не владеют.
К сожалению, многие студенты, уверенно чувствующие себя во время исполнения дома или в классе, выступая на сцене, теряются: неопытный исполнитель оказывается не готовым к выходу на эстраду. Сам факт нахождения в центре внимания публики порождает психологического характера трудности: сценическое волнение, неуверенность в своих способностях, боязнь ошибиться, забыть текст и остановиться. Чтобы смягчить негативное влияние стрессовой обстановки, педагогу необходимо заранее предпринимать меры по адаптации своего воспитанника к предстоящему выступлению.
Одним из способов подготовки к сценической деятельности является моделирование проблемных ситуаций (предварительные обыгрывания, классные показы, прослушивания, репетиции). Главной целью указанных мероприятий является
постепенное привыкание учащегося к смене психологической ситуации. Выработка необходимых внутренних ориентиров на успешное выступление перед публикой способствует обретению оптимального для концерта состояния, спокойствию и сохранению эмоционально-энергетического посыла, столь важного для воздействия на слушателей. О необходимости предварять публичные выступления серией «обыгрываний» перед аудиторией говорил И. Гофман: «Пока вы не сыграете произведение публично два или три раза, не думайте, что каждая его деталь выйдет так, как вы бы хотели» [1].
В ситуации, подобной сценическому выступлению, у студента формируется установка на невозможность повторить ради исправления ошибки. Исполнителю важно моментально включиться в творческий процесс, предельно сосредоточиться, погрузиться в художественно-образный строй произведения. Справляясь с психологическим напряжением, молодой музыкант вырабатывает в себе резистентность (устойчивость) к ситуации публичного выступления.
Кроме того, что большое значение для учащихся имеет приобретение опыта публичных выступлений, накопление знаний и навыков подготовки к ним, существенное влияние на психику студента в предконцертный период могут оказать и поведение, отношение самого педагога. Особо отметим, что все внутренние явления, которые могут произойти в момент выступления, должны
№ 1 (35), 2010
"Культурная жизнь Юга России" ^
быть так предварительно отработаны с педагогом, чтобы все положительные наработки прочно закрепились в сценическом опыте учащегося.
В истории музыкальной педагогики известно немало примеров, демонстрирующих целенаправленное и последовательное формирование исполнительской готовности начинающих музыкантов посредством их активного привлечения к публичным показам. Именно этими педагогическими принципамируководствовались такие выдающиеся мастера, как Т. Лешетицкий, Г. Г. Нейгауз, В. И. Сафонов, П. С. Столярский, А. Я. Ямпольский и др. Материалы и факты творческих биографий их учеников, известных музыкантов, в полной мере это подтверждают.
Достаточно интересны свидетельства, приведенные А. Шнабелем: «В течение шести лет - начиная с десятилетнего возраста - я играл на всех классных вечерах Лешетицкого. За исключением летних каникул, каждую среду, а в более поздние годы - каждую вторую среду, вечером, Лешетицкий собирал всех своих учеников (человек семьдесят-восемьдесят), и некоторые из них должны были что-то исполнять. Я, как уже сказал, играл на каждом вечере, и это дало мне необходимую закалку для публичных выступлений, более того, для выступлений перед музыкантами» [2].
В публичной обстановке проходили и легендарные уроки Г. Г. Нейгауза. Приглашение к роялю могло поступить от учителя в любой момент, ученики привыкали к возможности мгновенно оказаться в роли артиста-исполнителя. Подобная форма обучения послужила колоссальной школой для целой плеяды концертных исполнителей: Э. Г. Гилельса, Я. И. Зака, В. В. Крайнева, А. А. Наседкина, С. Т. Рихтера. Так как сегодня некоторые традиции, основанные на опыте прежних поколений, к сожалению, утрачены, было бы полезным, на наш взгляд, пересмотреть существующую практику и воспринять опыт прежних мастеров с новых педагогических позиций.
Подчеркнем, что в учебном процессе проверять готовность начинающих музыкантов к публичному выступлению рекомендуется сначала в рамках классных занятий. Потом, как правило, предварительные обыгрывания программы перед коллегами и репетиции в зале, где предстоит выступать, дают студентам определенный запас уверенности, снижают уровень сценического волнения. Подобные «прогоны» концертной программы показывают, насколько исполнители произведения технически готовы к выступлению, и повышают степень психологической готовности молодых музыкантов к выходу на сцену.
Опыт показывает, что целесообразно проводить апробацию творческих сил студентов за две-три недели до выступления, например, в ситуации классного показа или прослушивания, когда каждый учащийся является одновременно и исполнителем, представляющим на суд аудитории подготовленную программу, и взыскательным судьей, активно участвующим в оценке выступлений. В процессе такого творческого общения происходит обмен мнениями, подробно рассматриваются
пережитые ситуации (один из методов обучения с практической ориентацией). Этот метод дает студентам возможность не только уделить внимание собственному состоянию, но и понаблюдать за сценическим поведением других исполнителей в аналогичных условиях. Интересную аналогию в этой связи провела английская пианистка и педагог Л. Маккиннон: «Художник рассматривает свою картину в зеркале, чтобы увидеть ее в ином аспекте: другая точка зрения может открыть ему нечто совершенно новое. Взаимная критика могла бы предотвратить появление плохих привычек: сам у себя многого не замечаешь» [3]. Слушая друг друга, молодые музыканты отмечают и анализируют чужие ошибки, недочеты - и учатся не допускать собственных.
В ходе наблюдений за концертной практикой студентов выяснилось, что они порой недостаточно четко ориентированы в отношении манеры поведения, особой сценической культуры артиста. В подтверждение тому сошлемся на мнение знаменитого музыканта и педагога Д. Б. Шафрана, который отмечает «неумение отдельных молодых музыкантов держаться на сцене во время исполнения. Артист должен понимать, что гармоничность внешних и внутренних проявлений человеческой индивидуальности - важнейшее слагаемое полноценного творческого успеха» [4]. Вопросы внешнего оформления публичного выступления также должны находиться в поле внимания педагога. Необходимо заранее подготовить выступающего к тому, что и как он будет делать на эстраде, вплоть до малейших тонкостей (выход к публике, поклон и даже внешний вид). Режиссерский подход к делу помогает наметить общий план действий музыканта, создать модель сценического поведения и проработать все ее детали заблаговременно.
Существенную помощь в данном вопросе могут оказать современные технологии аудио- или видеозаписи. Такая фиксация позволяет более точно проанализировать конкретное исполнение, дать ему адекватную оценку, изучить положительные и отрицательные моменты, выявить предпосылки ошибок, неудач и, наоборот, наиболее органичных форм поведения на сцене. Так называемый «метод экспериментальной записи» (запись выступления исполнителя, представляющего себя в концертной обстановке) помогает готовиться к выступлению, отчетливо контролировать эмоции и поведение учащегося.
Воссоздание в учебной практике ситуаций, приближенных к реальному публичному выступлению, несомненно, полезно для начинающих исполнителей. Каждое выступление - промежуточный итог, который дает музыканту возможность осмыслить успехи или недостатки в своей работе. Гениальный актер, режиссер и педагог К. С. Станиславский считал, что «публичные выступления обладают свойством закреплять, фиксировать то, что происходит на сцене и внутри самого артиста. Всякое действие или переживание, проделанное с творческим или иным волнением, вызываемым присутствием толпы, запечатлевается в эмоциональной памяти сильнее, чем в обыч-
^^ "Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (35), 2010
ной, репетиционной или домашней обстановке. Поэтому как ошибки, так и удачи, совершенные на сцене <.. .> закрепляются прочнее на публике» [5]. Так, несколько случайных неудач на эстраде способны затормозить профессиональный рост или вовсе повлечь за собой отказ от концертных выступлений; в то же время удавшееся публичное исполнение может значительно повысить мотивацию учащегося, творчески зарядить его, укрепить веру начинающего исполнителя в свой художественный потенциал.
Напомним один из знаменитых афоризмов Н. Е. Перельмана: «Неизвестность эстрадного результата - беда и привилегия исполнителя. Беда - потому что она источник вечной тревоги; привилегия - ибо хранит в себе постоянную и тайную веру в чудо» [6]. Таким образом, моделирование проблемных ситуаций при работе в испол-
нительском классе предоставляет учащемуся возможность проявить уже имеющийся и расширить будущий профессиональный опыт и осознать, что только концертная эстрада способствует достижению больших творческих высот в полной мере.
Литература
1. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961. С. 53.
2. Шнабель А. Ты никогда не будешь пианистом! М., 2002. С. 146.
3.МаккиннонЛ. Игра наизусть. М., 2004. С. 119.
4. Шафран ДВиолончель соло. М., 2001. С. 127.
5. Станиславский К. С. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 3. М., 1955. С. 286.
6. Перельман Н. Е. В классе рояля. Короткие рассуждения. М., 2000. С. 10.
Y. A. LITVINENKO. THE MODELING OF PROBLEMATIC SITUATIONS IN PREPARING MUSICIANS FOR PUBLIC PERFORMANCE
The article is devoted to one of the effect psycho-pedagogical methods of preparing musicians for public performance - modeling of problematic situations that favour performer's adaptation to real concert atmosphere.
Key words: public performance, modeling of problematic situations, preliminary performance, rehearsal.
о. г. СТАРИКОВА ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В статье рассматриваются характеристики инновационного образовательного процесса в современном вузе. Автор выявляет факторы социального заказа системе высшего образования, определяет инновационный потенциал и критерии эффективности мультимедийного образовательного ресурса.
Ключевые слова: инновационное образование, мультимедийные технологии, прямое межличностное взаимодействие, технически опосредованное взаимодействие.
Объем информации, которой владеет наша цивилизация, каждые пять лет удваивается. Помимо получения, переработки и использования информации становится важным освоение инновационных техник образования, суть которых, на наш взгляд, можно выразить фразой «создавать будущее». Современные информационные технологии позволяют обратить педагогический потенциал мультимедиа в средство повышения профессионально-личностной активности студентов высшей школы.
Применение различных навыков в рамках инновационных образовательных программ в лучших своих образцах ориентировано не столько на передачу сведений, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими по мере необходимости приобретать знания самостоятельно. Инновационное образование связано с практикой более тесно, чем традиционное; его основа - интенсивные вложения в «человеческий капитал». Воспитание «инновационного человека», который склонен к получению новых знаний независимо от того, где он работает: в промышленности, науке, госуправ-
лении, обеспечит баланс спроса / предложения и сформирует потребность в создании различных инновационных институтов.
Современный этап становления вузов требует компетентности в вопросах информационного сообщества, форматах и стандартах реализации информационных программ. При освоении умений и навыков использования информационного ресурса ярко проявляются развивающие и воспитывающие возможности смысловой переработки информации, ее педагогическая сущность в глобализирующемся мире. Это признано чрезвычайно важным. Термин «глобализация» встречается в большинстве исследовательских работ по проблемам высшего профессионального образования и сотрудничества в развитии и укреплении стабильного, мирного, демократического общества.
На начальной стадии этого процесса формировались национальные информационные образовательные пространства; сейчас идет их интеграция в единую мировую информационно-образовательную среду. Система высшего профессионального образования играет в этом важнейшую роль.