Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение студентов-музыкантов в процессе подготовки к публичному выступлению'

Психолого-педагогическое сопровождение студентов-музыкантов в процессе подготовки к публичному выступлению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / PUBLIC PERFORMANCE / СТРЕССОВАЯ СИТУАЦИЯ / STRESSFUL SITUATION / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ / MODELING OF A PROBLEMATIC SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвиненко Юлия Александровна

В статье рассматривается подготовка студентов-музыкантов к публичному выступлению, которое является стрессовой ситуацией для многих исполнителей. Помощь в решении столь актуального вопроса может оказать психолого-педагогическое сопровождение, способствующее формированию как профессиональной, так и психологической готовности молодых музыкантов к выходу на сцену

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the topical problem of preparing student musicians for a public performance, which is a stressful situation for many artists. It is the psycho-pedagogical support that may help to deal with the problem, as it increases the level of professional and psychological readiness of young musicians to take the concert stage

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение студентов-музыкантов в процессе подготовки к публичному выступлению»

деятельности всех ансамблистов. Кроме того, расширяются познавательные возможности учащихся. Данная рекомендация позволяет развивать кругозор учащихся: играя с разными участниками, подросток осваивает другой репертуар, следовательно, расширяет свой кругозор. Таким образом, взаимное обогащение друг друга в ансамблевом исполнительстве играет важнейшую роль в учебно-воспитательном процессе.

Урок фортепианного ансамбля в детской музыкальной школе содержит в себе огромные возможности для раскрытия творческого потенциала подростков. Понимание обучающих, воспитывающих и развивающих задач, которые несут в себе занятия фортепианно-ансамблевым исполнительством, побуждает к непрерывному творческому поиску со стороны педагога в вопросах организации и проведения занятий.

Примечания

1. Выготский Л. С. Детская психология / В. С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. / под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - 432 с.

2. Готлиб А. Основы ансамблевой техники / А. Готлиб. - М.: Музыка, 1971. - 96 с.

3. Лейтес Н. С. Возрастные особенности развития склонностей / Н. С. Лейтес // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. В. В. Давыдова.

- М.: Педагогика, 1978. - С. 222-236.

4. Станиславский К. С. Избранное / К. С. Станиславский; [сост.: Ю. С. Калашников и В. Н. Прокофьев] - М.: Всерос. театр. о-во, 1982. - 512 с.

5. Эльконин Д. Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте / Д. Б. Эльконин // Психология подростка. Хрестоматия / [сост. Ю. И. Фролов].

- М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - С. 313-320.

Ю. А. Литвиненко

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

В статье рассматривается подготовка студентов-музыкантов к публичному выступлению, которое является стрессовой ситуацией для многих исполнителей. Помощь в решении столь актуального вопроса может оказать психолого-педагогическое сопровождение, способствующее формированию как профессиональной, так и психологической готовности молодых музыкантов к выходу на сцену. Ключевые слова: образование в сфере культуры, публичное выступление, стрессовая ситуация, психолого-педагогическое сопровождение, моделирование проблемной ситуации.

The article discusses the topical problem of preparing student musicians for a public performance, which is a stressful situation for many artists. It is the psycho-pedagogical support that may help to deal with the problem, as it increases the level of professional and psychological readiness of young musicians to take the concert stage. Keywords: liberal education, public performance, stressful situation, psycho-pedagogical support, modeling of a problematic situation.

Музыкально-исполнительская деятельность обычно связана с огромными психологическими, физическими и эмоциональными нагрузками. Ситуация публичного выступления музыканта, во многом схожая с деятельностью актеров, ораторов и спортсменов, относится к явлениям экстремального характера и обычно квалифицируется как стрессовая. Для снятия чрезмерного эмоционального напряжения в процессе творческой реализации своих художественных и психофизиологических возможностей каждому исполнителю приходится искать наиболее оптимальные пути и способы подготовки к выходу на сцену.

Актуальность данного вопроса для музыкальной педагогики бесспорна, так как публичное выступление является неотъемлемой частью профессионального обучения студентов-музыкантов любой специальности. Для того чтобы молодому музыканту научиться владеть собой в концертной обстановке, уметь выявлять позитивные и негативные факторы, воздействующие на исполнение, необходимо уже в период подготовки осваивать специальные методы, помогающие адаптироваться к предстоящему мероприятию. Ведь помимо количества занятий и интенсивности их проведения эффективность подготовки к выступлению зависит и от того, какими средствами и в каких психолого-педагогических условиях достигается раскрытие творческого потенциала студента. К сожалению, в учебном процессе этому фактору не всегда уделяется должное внимание, в то время как он имеет порой решающее значение для начинающего исполнителя.

Помощь в решении обозначенной проблемы может оказать психолого-педагогическое сопровождение, которое можно определить как систему профессиональной деятельности преподавателя, направленной на создание особых условий для успешного обучения и воспитания студента-музыканта. Несмотря на то, что в каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход, существует ряд базовых положений и установок, которые носят достаточно универсальный характер и могут найти применение в педагогической практике.

Так, целенаправленное расширение знаний педагога о студенте, его творческих возможностях и психических резервах во время подготовки к публичному выступлению в большей степени способствует развитию внешних и внутренних процессов, задействованных учащимся. Поскольку помимо профессионально-исполнительских установок преподавателю необходимо держать под контролем процесс формирования у студента комплекса взаимосвязанных ощущений — физических и психических, сознательных и рефлекторных, постольку его роль выходит далеко за рамки творческого наставника.

Содержание задач, которые входят в психолого-педагогическое сопровождение, можно определить следующим образом:

— проведение диагностических мероприятий для изучения состояния и поведения учащегося в стрессовой ситуации публичного выступления;

— планирование и разработка программы психологической подготовки студента с учетом его индивидуальных особенностей;

— моделирование проблемных ситуаций, максимально приближенных к реальным условиям публичного выступления;

— создание эмоционально-положительной атмосферы на занятиях и репетициях в предконцертный период;

— оценка и совместный анализ результатов выступлений, как успешных, так и неудачных.

В конечном счете все формы и направления работы сводятся к решению основной задачи педагога — оказать молодому музыканту содействие в обретении оптимального психологического состояния, как в период подготовки, так и в концер-

тной обстановке. Главное, чтобы все педагогические требования и формы воздействия соизмерялись с реальными возможностями студента и, что не менее важно, соотносились с количеством времени, оставшегося до выступления.

Весьма ответственным и во многом определяющим этапом подготовки к публичному выступлению является предконцертный период, характеризующийся значительными изменениями эмоционального и физического состояния исполнителя, некоторых форм поведения и реагирования, не всегда доступных полному сознательному контролю и управлению. Так, молодые музыканты зачастую переоценивают важность предстоящего выступления, заботясь о своей профессиональной репутации, что вполне закономерно и естественно. Однако чрезмерно завышенная «планка» значимости может стать для них психологическим «барьером». По мнению отечественного психолога В. Л. Леви, «снизить значимость или повысить, поднять или опустить "планку" - это и есть искусство владения собой» (2, с. 83). Именно педагог способен вовремя определить для студента уровень значимости будущего мероприятия и создать положительный настрой, который во многом определяет качественную сторону выступления.

Многие студенты сосредотачиваются на тех или иных последствиях предстоящего выступления, часто заранее прогнозируя их как не совсем благополучные. Как правило, это обусловлено преувеличенным опасением заслужить критическую оценку со стороны педагога и слушателей, а также воспоминаниями о неудачах в предыдущих концертах. К сожалению, в нашей памяти не всегда удерживается то позитивное, что проявляется в оптимальном концертном исполнении, напротив, чаще фиксируются негативные моменты. Учеными доказано, что испытанное состояние прочно связывается с определенными внешними условиями и приобретает стойкий и даже навязчивый характер, неизменно возникая в аналогичных ситуациях (3).

В связи с этим педагогический инструментарий должен быть обогащен всевозможными способами психологической подготовки. Исполнительский и педагогический опыт авторитетных музыкантов — таких, как В. Ю. Григорьев, С. Л. Доренский, В. К. Мержанов, Г. М. Коган, Д. Б. Шафран, свидетельствует об актуальности и действенности современных методов психорегуляции в борьбе с неблагоприятными сценическими эмоциями.

Однако прежде чем обучить студента, педагог должен сам овладеть основными приемами и навыками, среди которых: аутотренинг (психорегулирующая тренировка); саморегуляция (осуществление контроля над своими эмоциями и поведением и своевременная их коррекция); мышечная релаксация (расслабление мышечных зажимов); нормализация дыхания (дыхательные упражнения, способствующие внутреннему освобождению и спокойствию); имаготренинг (образное представление будущего выступления); идеомоторный метод (мысленное проигрывание произведения); формы суггестивного воздействия (самовнушение с помощью словесно-образных представлений, влияния педагога на вербальном и энергетическом уровнях) и др. Все эти технологии, чтобы стать достаточно эффективными, должны быть предварительно отработаны исполнителем и закреплены в его личном сценическом опыте.

Динамика формирования готовности исполнителя к публичному выступлению может быть проверена в условиях моделирования проблемных ситуаций (предварительные обыгрывания, репетиции), в которых студент учится контролировать свое состояние и поведение в экстремальной обстановке. Создание «эстрадоподобной» ситуации максимально приближает учащегося к реальным концертным условиям и дает определенный запас уверенности. Более того, в это время у него формируется

установка на сиюминутность исполнения в условиях эстрады и невозможность повтора и исправления ошибок. Преодолевая кажущееся противоречие между стрессовым напряжением и необходимостью быть внутренне спокойным, он вынужден сохранять резистентность (устойчивость) к стрессовой ситуации публичного выступления.

Значительную роль для исполнителя играет репетиция, в которой концентрируются все предыдущие этапы подготовки. Безусловно, многое зависит от степени готовности студента и его волевых качеств, но вместе с тем существенное значение оказывают поведение и отношение самого педагога. Его слова, интонация и жесты -буквально все может стать «камертоном» для психики студента. Поэтому данная стадия подготовки допускает внесение минимальных корректив педагога в форме небольших уточнений. На последних репетициях, особенно накануне выступления, важно акцентировать внимание студента в основном на положительных моментах, даже если в исполнении существуют недочеты. Более того, необходимо найти возможность высказать похвалу исполнителю и морально поддержать его.

Во время репетиции крайне полезно создание своего рода модели сценического поведения. В ходе наблюдений выяснилось, что студенты порой недостаточно ориентированы в отношении особой сценической культуры и артистических манер. В подтверждение этому сошлемся на мнение знаменитого музыканта и педагога Д. Б. Шафрана, который отмечает «неумение отдельных молодых музыкантов держаться на сцене во время исполнения. Артист должен понимать, что гармоничность внешних и внутренних проявлений человеческой индивидуальности - важнейшее слагаемое полноценного творческого успеха» (4, с. 127). Поэтому необходимо заранее подготовить студента к тому, что и как он будет делать на эстраде, вплоть до таких деталей, как выход, поклон, настрой перед игрой.

Существенное значение также имеет адекватное восприятие недочетов, возникающих непосредственно в процессе исполнения, и умение преодолевать их и находить выход из сложившейся неблагоприятной ситуации, применяя для этого свою волю, выдержку и самообладание. Таким образом, все, что происходит на сцене, в психологическом плане должно быть освоено заранее, а перед выступлением возможно только напоминание о каких-то ключевых моментах.

Однако на этом психолого-педагогическое сопровождение не исчерпывается. Большое значение имеет поведение преподавателя после выступления, когда студент находится в состоянии особой восприимчивости и критические замечания могут нанести непоправимый вред его психологической устойчивости. Должно пройти определенное время, чтобы можно было провести совместно разбор, определить творческие задачи для подготовки к новым выступлениям. Хорошим подспорьем в этом становится использование современных технологий аудио- или видеозаписи, с помощью которых возможно более точно проанализировать конкретное исполнение, дать ему адекватную оценку, изучить положительные и отрицательные моменты, выявить ошибки и неудачи и их причины. Таким образом, целый круг вопросов должен быть в поле зрения преподавателя, тем более что в его лице выступает, как правило, опытный музыкант, на собственной практике постигший тайны концертного исполнительства.

Безусловно, систематически и умело применяемое психолого-педагогическое сопровождение в конечном счете всегда благотворно влияет на творческие результаты. Известный педагог С. Л. Доренский убежден, что «психологическое воздействие на исполнителя, если оно осуществляется грамотно, со знанием дела, есть нечто реальное, обладающее, так сказать, материальной силой» (1, с. 20).

Однако, несмотря на существенную роль психолого-педагогического сопро-

вождения при подготовке к публичному выступлению, необходимо понимать, что это — временное явление, что ни в коем случае не должна возникнуть постоянная зависимость учащегося от влияния педагога. Студент должен сам активно заниматься поиском решений профессиональных и психологических проблем. А педагог может лишь дать ориентир своему воспитаннику в выборе тех или иных методов подготовки, что позволит ему в дальнейшем самостоятельно управлять собой не только в стрессовой ситуации публичного выступления, но и в сложных жизненных обстоятельствах.

Примечания

1. Беседы о педагогике и исполнительстве: К обобщению творческого опыта фортепианного факультета Московской консерватории: сб. статей. — М., 1992. — Вып. 1.

2. Леви В. Л. Искусство быть собой / В. Л. Леви. — М.: Знание, 1977.

3. Черникова О. В. Эмоциональные состояния в спорте / О. В. Черникова // Психологические аспекты подготовки спортсменов: сб. науч. трудов. — Смоленск, 1980. — С. 73—78.

4. Шафран Д. Б. Виолончель соло / Д. Б. Шафран. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

А. В. Духовный

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПАССИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ И В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматривается педагогическое сопровождение процесса преодоления познавательной пассивности студентов в вузах культуры и искусств и в учреждениях культуры. Ключевые слова: образование в сфере культуры, педагогическое сопровождение, процесс преодоления познавательной пассивности, познавательная пассивность студентов, вузы культуры и искусств, учреждения культуры.

In article pedagogical support of process of overcoming of informative passivity of students in high schools of culture and arts and in culture establishments is considered. Keywords: liberal education, pedagogical support, process of overcoming of informative passivity, informative passivity of students, high schools of culture and arts, culture establishments.

Гуманизация учебной деятельности определяется взаимоотношениями между всеми участниками педагогического процесса в вузах культуры и искусств, но отношения наиболее полно формируются в учреждениях культуры, где реализуется модель педагогической инфраструктуры, созданы оптимальные условия для самоактуализации, творческой самореализации и педагогического сопровождения процесса преодоления познавательной пассивности студентов.

Проведенной нами анализ показывает, что эффективность учебной деятельности зависит во многом от того, насколько содержательна целостная система фундаментальной и практической подготовки специалиста, ориентированной на приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование общей и профессиональной культуры специалиста учреждения культуры.

На наш взгляд, в этом вопросе особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей студентов вузов культуры и искусств, их сознательных устремлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.