Научная статья на тему 'Психофизиологические техники снижения эстрадного волнения и подготовки пианиста накануне сценического выступления'

Психофизиологические техники снижения эстрадного волнения и подготовки пианиста накануне сценического выступления Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
689
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОЛНЕНИЕ / ПИАНИСТЫ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / STAGE FRIGHT / PIANISTS / MUSIC SCHOOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Захарова Татьяна Витальевна

в статье анализируются причины возникновения эстрадного волнения, рассматриваются психофизиологические техники, применяемые для снижения уровня сценического волнения у учеников фортепианного отделения музыкальной школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические техники снижения эстрадного волнения и подготовки пианиста накануне сценического выступления»

Психофизиологические техники снижения эстрадного волнения и подготовки пианиста накануне

сценического выступления Захарова Т.В.

Захарова Татьяна Витальевна / Zakharova Tatiana Vitalievna - преподаватель по классу фортепиано, ДШИ имени Г. Кукуевицкого, г. Сургут

Аннотация: в статье анализируются причины возникновения эстрадного волнения, рассматриваются психофизиологические техники, применяемые для снижения уровня сценического волнения у учеников фортепианного отделения музыкальной школы. Abstract: this article analyzes the causes of the stage fright, considered psychophysiological techniques used to reduce the level of stage fright of the students of the piano department of the music school.

Ключевые слова: сценическое волнение, пианисты, музыкальная школа. Keywords: stage fright, pianists, music school.

Концертные выступления учащихся играют важную роль в обучении воспитанников музыкальных школ. К концертным выступлениям следует относить: выступления на родительских собраниях, в детских садах, перед сверстниками в общеобразовательных школах, сольные концерты, отчетные концерты класса и школы и так далее, а также систематические зачеты и экзамены в период всего обучения.

Поэтому с проблемой сценического волнения учащихся приходится сталкиваться с самого раннего возраста. А заниматься решением этой задачи необходимо на протяжении всего периода обучения.

В данной работе мы описываем способы совладания со сценическим волнением при условии, что само произведение уже хорошо выучено.

Выступления музыкантов на сцене перед публикой можно характеризовать как стрессовые ситуации.

Для каждого исполнителя причиной стресса могут быть различные факторы. Для одних - это наличие зрителей, внимательно слушающих и оценивающих их игру. Конечно, ученику комфортнее и спокойнее играть только в присутствии педагога, который доброжелательно настроен к нему, всегда готов его поддержать.

Для других учеников основным стрессовым фактором является новая необычная обстановка, другой инструмент. Играть в своем классе на знакомом инструменте всегда психологически легче, что способствует более эмоциональному исполнению, поскольку ученик раскрепощен, не отвлекается на новое окружение. Таким образом, юный музыкант в знакомой обстановке может сосредоточить все свое внимание на успешной игре.

Для пианиста каждый новый инструмент имеет свой «характер». Звучание инструмента может быть глухим, или наоборот, очень звонким. Клавиатура инструмента может быть достаточно тугой или очень легкой, что также создает проблемы для исполнителя. Существует ряд других особенностей инструмента, которые могут стать неприятной неожиданностью для юного музыканта, например, наличие глухого верхнего регистра и звонкого низкого регистра и т.д. Поэтому так важна акустическая репетиция в том зале и на том рояле, где предстоит выступление.

Такая репетиция важна также потому, что каждый зал имеет свои акустические особенности. В одном зале достаточно играть с той же силой, с которой ученик играет на инструменте в своем классе, и в зале его будут хорошо слышать. В другом случае ученик должен прилагать больше усилий, чтобы звучание соответствовало задуманному.

Еще одним фактором стресса является чрезмерная ответственность перед своим педагогом или родителями, стремление выступить как можно лучше. Эта чрезмерная ответственность нередко проявляется в том, что ученик боится забыть текст. С этой проблемой сталкиваются также известные музыканты-исполнители, располагающие не только большим опытом выступления, но и безупречным мастерством. Поэтому каждый преподаватель напоминает своему воспитаннику, что текст произведения должен быть выучен на 150%, чтобы был запас уверенности. А.А. Писарев пишет: «Психологическое состояние на сцене напрямую связано с качеством предварительной работы» [2, 41].

Даже при наличии хорошо выученного текста, сценическое волнение ученика может привести к тому, что он забудет текст во время исполнения. Следовательно, стабильность публичных выступлений с первых шагов юного музыканта является залогом дальнейшей успешной исполнительской деятельности. Эта стабильность, реализуемая на сцене в стенах музыкальной школы в период всего обучения, становится одной из причин желания связать свою жизнь с профессиональной исполнительской деятельностью.

Любое выступление музыканта является испытанием его волевых качеств и психологической выносливости. Сценическое волнение может сопровождаться такими симптомами, как тряска рук, дрожь коленей, неспособность сосредоточиться на исполнительских задачах, боязнь выхода на сцену и т.д. Каждый из этих симптомов необходимо проанализировать и найти подходящий способ решения этой проблемы. Он всегда выбирается исходя из индивидуального подхода к личности ребенка, а также из сложившейся ситуации, особенностей проявления волнения. Многие способы могут работать избирательно, некоторые станут универсальными для этого учащегося.

Остановимся на некоторых методах, позволяющих преодолеть сценическое волнение.

Самым общим методом является постоянная ориентация ученика на то, что его конечная цель - выступление перед публикой. М. Берлянчик в этой связи пишет: «Важно так строить процесс занятий в классе, организовывать домашнюю работу, чтобы с первых же выступлений ученик понимал: все, чему он учится, есть, в сущности, подготовительные шаги, ведущие к главному - исполнению музыки для слушателей» [1, 208].

Наиболее важным и необходимым методом является обыгрывание концертной программы. Публикой в таких ситуациях могут выступать любые, даже несведущие и менее взыскательные слушатели: одноклассники, знакомые, родители и другие.

Особенную роль в том, чтобы преодолевать сценическое волнение может играть помощь родителей. Они могут дать ребенку возможность исполнить свою концертную программу, организуя домашние концерты, приглашая знакомых, или используя любое торжество для того, чтобы юный музыкант играл перед публикой. Такая публика является самой благодарной и часто закрепляет у учащегося положительный исполнительский опыт, снимая часть напряжения в будущем.

Домашние концерты полезно организовывать с объявлением программы концерта и поклоном исполнителя, а также поощрять ребенка аплодисментами. Желательно, чтобы атмосфера выступления была наиболее приближена к реальным условиям. Играя перед знакомой и доброжелательно настроенной публикой, даже самый стеснительный ученик постепенно учится справляться с напряжением и чувствовать себя более комфортно, научаясь получать удовольствие от выступления и постепенно обретая желание

выходить на сцену. Таким образом, у учащегося формируется установка на доброжелательного слушателя, которая поможет в дальнейшем снизить уровень стресса.

Поэтому, давая ученику возможность как можно чаще принимать участие в различных концертах: классные часы, родительские собрания, концерты в детских садах и общеобразовательных школах, праздничные концерты, отчетные концерты класса, отделения, школы, преподаватель помогает ребенку адаптироваться к игре на публике [3, 54].

При регулярных выступлениях ученика выход на сцену становится обыденным делом, формируется физиологическая устойчивость к стрессу, чтобы, говоря словами К.С. Станиславского, «трудное стало привычным, привычное - легким, а легкое -прекрасным» [5].

Для проработки текста уже выученного произведения можно воспользоваться некоторыми методами, которые помогают обнаружить возможные недочеты и ошибки. Для этого нужно попросить ученика закрыть глаза или завязать на глазах повязку, и сыграть произведение в медленном темпе, четко проигрывая каждый звук, выполняя при этом все динамические оттенки [4, 301].

Важно, чтобы ученик в процессе игры следил за тем, чтобы произведение было выстроено по форме. При таком проигрывании желательно, чтобы исполнитель чувствовал себя свободно, раскрепощенно, в теле и руках не возникало напряжения.

Одним из показателей уверенного исполнения является спокойное дыхание.

Конечно, эмоционально насыщенные фрагменты произведения вызывают сопереживание исполнителя, нередко это может выражаться в следующем: во время начала музыкальной фразы исполнитель сам делает вдох, во время звучания пианиссимо может затаить дыхание, зачастую длинную музыкальную фразу старается играть на одном дыхании и т.д. Все это связано с построением музыкального произведения, которое делится на части, периоды, предложения, фразы, мотивы.

Очевидно, что построение музыкального произведения сходно со структурой речи. Для описания формы музыкального произведения используются похожие термины (предложения, фразы, мотивы и т.д.), которые также употребляются для описания элементов человеческой речи. Исполняя произведение, музыкант внутренне синхронизируется с ним, и таким образом, естественно, что его дыхание не остается ровным. Точно также, во время произнесения речи или исполнения песни, дыхание оратора или певца, даже если они спокойны и уверенны, не остается ровным. Оно зависит от содержания и продолжительности фраз, предложений и т.д. Продолжительность вдохов и выдохов музыканта также меняется в соответствии с настроением исполняемой музыки. Но дыхание в гармонии с формой музыкального произведения не имеет ничего общего с судорожным и сбивающимся от страха перед исполнением на сцене. Поэтому так важно во время медленного проигрывания учеником обращать внимание на его дыхание, которое является одним из показателей уверенной игры.

В том случае, когда юный музыкант уже уверенно исполняет программу, можно провести упражнение для того, чтобы погрузить его в физиологическое состояние, соответствующее моменту стресса перед выходом на сцену. Для этого можно попросить ученика сделать 25-50 прыжков или приседаний. После подобных физических нагрузок происходит учащение сердцебиения и изменение ритма дыхания, подобно тому, как это происходит во время стресса. В этом состоянии попросить учащегося исполнить свою программу [4, 301].

Когда ученик не имеет проблем с текстом при медленном исполнении произведения и владеет своими эмоциями, можно переходить к обыгрыванию произведения в зале для того, чтобы юный музыкант привык к его обстановке. Выше мы уже рассматривали способы психологической подготовки к игре на публике и в непривычной обстановке.

Важно также обратить внимание на предстоящую эмоциональную нагрузку. Необходимо, чтобы учащийся во время репетиций играл программу с полной эмоциональной и физической отдачей.

Важную роль играет распорядок дня перед выступлением.

Ночью накануне необходимо хорошо выспаться. Исполнитель сможет качественно отдохнуть, быть бодрым и физически готовым для психологической и эмоциональной нагрузки во время выступления. Во время сна снимаются мышечные зажимы, организм избавляется от лишнего напряжения.

Перед сном желательно взять ноты тех произведений, которые будут исполняться и мысленно, от первой до последней ноты просмотрев их глазами, воспроизвести внутренне текст произведения, обращая внимание на все пометки в нотах, на динамику, методические указания, обозначения темпа, характера пьесы. Важно все произведения мысленно проиграть, глядя в ноты, в том порядке, в котором они будут исполнены на сцене. Затем закрыть ноты и постараться уснуть. Этим самым ученик задает программу своему подсознанию, которая во сне закрепляется, и мелочи, которые он мог упустить или в последнее время не обращал на них внимание, лучше зафиксируются и отложатся в памяти.

С самых ранних лет помогая ученику совершенствовать навыки работы со стрессом в процессе обучения, педагог поддерживает его в развитии волевых качеств, музыкально-исполнительских способностей, а также личности в целом.

Литература

1. Берлянчик М.М. Основы воспитания начинающего скрипача: Мышление. Технология. Творчество. СПб.: Изд-во «Лань», 2000.

256с.

2. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М.: Издательский дом «Классика - XXI», 2006. 156с.

3. Левин К.В. Стремление студента к активной концертно-исполнительской деятельности в процессе музыкально-педагогического

образования //Мир науки, культуры, образования. 2013. №1(38). 53-55а

4. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов/ В.И.Петрушин. 2-е изд., М.: Академический проект;

Трикста, 2008. 400с

5. Автор афоризмов, цитат, высказываний - Станиславский Константин Сергеевич [Электронный ресурс] // Форма мысли,

2014.Режим доступа: http://мыслеформа.рф/avtor-aforizmov-tsitat-vyiskazyivaniy-stanislavskiy-konstantin-sergeevich.html. (Дата

обращения: 11.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.