Научная статья на тему 'Пути повышения значимости ломбардных кредитов в современной России'

Пути повышения значимости ломбардных кредитов в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
417
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рамазанов С. А.

Анализируя условия и способы предоставления ломбардного кредита Банка России, автор выделяет причины их недоступности для многих региональных коммерческих банков. Учитывая мировой опыт предоставления ломбардного кредита и на основе структурного анализа пассивных и активных операций коммерческих банков России, автор предполагает ряд мер, способствующих расширению кредитного потенциала банковской системы страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути повышения значимости ломбардных кредитов в современной России»

Банковские услуги

пути повышения значимости ломбардных кредитов в современной России

с.А. раиазанов,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономической теории Нижегородский государственный технический университет

им. Р. е. Ллексеева

Целевые ориентиры денежно-кредитной политики Центрального банка РФ последних лет предполагают снижение инфляции до уровня 5,5 — 6,5 %. Однако решение обозначенной проблемы в долгосрочном периоде опирается на необходимость совершенствования механизмов и способов эмиссии денег монетарным институтом страны. Это возможно путем изменения структуры активов Центробанка за счет увеличения кредитов коммерческим банкам и государству, используя, например, валютные резервы. Кредитование Центробанком государства осложняется наличием большого профицита в консолидированном бюджете, и прежде всего в Федеральном. С проблемой избытка и дефицита денежных средств сталкиваются практически все коммерческие банки. У крупных коммерческих банков (Москва) эта проблема связана преимущественно с отсутствием надежных заемщиков, а у региональных коммерческих банков со слабостью системы рефинансирования. При этих ограничениях одним из приемлемых способов обеспечения экономики страны деньгами и управления ликвидностью банковской системы является рефинансирование коммерческих банков Центробанком путем совершенствования таких ее форм, как «овернайт», «внутридневные» и «ломбардные кредиты».

В данной публикации основное внимание будет уделено ломбардному кредиту, ибо он в большей степени, по мнению автора, способствует наращиванию ресурсной базы коммерческих банков по сравнению с расчетными кредитами. Развитие реального сектора экономики и его инфраструктурных подразделений зависит от возможностей коммерческих банков выдавать долгосрочные

кредиты по приемлемой процентной ставке, что возможно при реализации взвешенной ломбардной политики Центробанка.

Известно, что кредиты Центробанка коммерческим банкам делятся на ломбардные и учетные в зависимости от залога. «Ломбардный кредит Банка России, предоставляемый банку по его заявлению на получение ломбардного кредита по фиксированной ставке или заявке на участие в ломбардном кредитном аукционе» [1]. Ломбардные кредиты Центробанка должны позволить коммерческим банкам решить проблему дефицита ликвидных средств менее затратными способами. Основным назначением ломбардного кредита как инструмента денежно-кредитной политики Центробанка является оперативное регулирование ликвидности. Учетные кредиты осуществляются Центробанком путем учета коммерческих векселей у коммерческих банков.

Анализ нормативных документов, в соответствии с которым предоставляются ломбардные кредиты, показывает, что Банк России соблюдает все принципы кредита. Процентные ставки по ним устанавливаются советом директоров Банка России. В зависимости от процентной ставки ломбардный кредит предоставляется двумя способами:

— по фиксированной процентной ставке, устанавливаемой Банком России в любой рабочий день;

— по процентной ставке, определяемой по результатам ломбардного аукциона.

Регулирование процентных ставок по краткосрочным кредитам является не только основным элементом процентной политики Центробанка, но и имеет важное значение для банковской сис-

темы в целом. При установлении фиксированной процентной ставки по ломбардному кредиту Банк России базируется на средневзвешенной процентной ставке, сформировавшейся по результатам состоявшихся кредитных аукционов. Если ломбардные кредитные аукционы считаются несостоявшимися, то фиксированная процентная ставка по ломбардным кредитам устанавливается в размере ставки рефинансирования Банка России. Результаты опроса кредитных организаций по вопросам рефинансирования показывают, что 63 % из них считают, что ограничение использования ломбардного кредита связано с высоким уровнем процентных ставок [2].

Период действия фиксированной процентной ставки меняется достаточно часто. Например, в 2006 г. он менялся 16 раз, и время действия процентной ставки колебалось от одной недели до двух месяцев. При этом величина процентной ставки находилась в интервале от 7 до 12 %. Пределы колебания средневзвешенных процентных ставок с 2003 по 2007 г. отражены в табл. 1. Ставки отсечения в период с 2003 по 2007 г. постоянно находились в интервале от 7 до 8 %, несмотря на изменения макроэкономической ситуации в экономике. В этом же интервале колеблется значение средневзвешенной процентной ставки. Многие коммерческие банки не получают ломбардных кредитов по причине, что ставка отсечения оказывается выше ставки, указанной в их заявлениях.

Из табл. 1 следует, что в основном аукционы считаются несостоявшимися, т. е. количество несостоявшихся аукционов больше, чем состоявшихся. При этом исключение составляет 2005 г., когда количество состоявшихся аукционов составило 43. Главной причиной несостоявшихся аукционов является в основном отсутствие участников коммерческих банков. В динамике состоявшихся аукционов однозначной тенденции не наблюдается. Очевидным остается факт, что коммерческие банки очень осторожно относятся к ломбардным

кредитам, и до настоящего времени данный инструмент является невостребованным.

Рост спроса на ломбардные кредиты со стороны кредитных организаций происходит, когда увеличивается потребность хозяйствующих субъектов в дополнительных средствах для инвестирования. При этом увеличение потребности в ломбардном кредите может быть вызвано кризисом доверия к коммерческим банкам, который проявляется в росте изымаемых вкладов. При изъятии вкладов из коммерческих банков, прежде всего, сокращаются ликвидные активы, что приводит к увеличению спроса на краткосрочные кредиты Центробанка для поддержания мгновенной и текущей ликвидности в пределах, соответствующих нормативам Центробанка. В то же время регулярное пользование ломбардным кредитом может быть следствием неэффективного управления активами коммерческого банка.

Если исходить из количества кредитных организаций, получивших ломбардный кредит за 2005 — 2006 гг., то выясняется, что их количество незначительно в общем числе коммерческих банков (менее 1 %). По имеющейся информации Центробанка, общая сумма выданных ломбардных кредитов в 2005 г. в совокупности составила 1 358 млн руб., а в 2006 г. — 6 120 млн руб. (табл. 2). Хотя в течение одного года объем предоставленных кредитов увеличился в 4,5 раза, абсолютная величина остается на незначительном уровне в сравнении с активами Центробанка.

Из табл. 2 видно, что ломбардные кредиты, предоставленные и по фиксированной процентной ставке, и на аукционной основе, в 2006 г. увеличились по сравнению с 2005 г., причем первые увеличились более быстрыми темпами (в 20,2 раза) по сравнению со вторыми (в 1,06 раза). Если в 2005 г. доля кредитов, выданных на аукционной основе, составила 82 % от общего объема выданных ломбардных кредитов, то в 2006 г. эта доля сократилась до 19 %. За этот период доля ломбардных кредитов,

Таблица 1

пределы колебания средневзвешенных процентных ставок и количество состоявшихся аукционов

общее количество количество состо- пределы колебания пределы колебания сред-

год количество несостоявшихся явшихся аукци- ставки отсечения за невзвешеннои процентной

аукционов аукционов онов год, % ставки за год, %

2003 с 14.10.2003 12 4 8 7,2 - 8 7,4 - 8,01

2004 51 9 42 7,1 - 7,6 8,32 - 8,6

2005 51 43 8 7,1 - 7,5 7,1 - 7,5

2006 51 30 21 7 - 7,1 7,1 - 7,2

2007 до 24.06.2007 29 16 13 7 7 - 7,18

Источник: [2].

Таблица 2

структура предоставленных ломбардных кредитов в 2005 — 2006 гг.

Всего выдано ломбар- Выдано ломбардных кредитов Выдано ломбардных креди- средневзвешенная

Год дных кредитов, по фиксированной процентной тов на аукционной основе, ставка по ломбардным

млн руб. ставке, млн руб. млн руб. кредитам, % годовых

2004 4 541 — — 7,49

2005 1 358 244 1 114 7,53

2006 6 120 4 937 1 183 7,59

Источник: [4].

выданных по фиксированной процентной ставке, увеличилась с 18 % в 2005 г. до 81 % в 2006 г. Вместе с тем следует отметить, что общая величина выданных ломбардных кредитов в 2004 г. была выше, чем в 2005 г., и составила 4 541 млн руб. По мнению автора, указанные изменения происходили в основном под влиянием внешних факторов.

Для участия в ломбардных аукционах допускаются исключительно устойчивые в финансовом отношении кредитные организации. Это означает, что коммерческие банки должны иметь хорошую кредитную историю не только по отношению к Центробанку, но и к другим банкам и хозяйствующим субъектам. Однако финансово устойчивые кредитные организации мало нуждаются в кредитах Центробанка.

Ломбардные кредиты предоставляются Центробанком под залог ценных бумаг, вошедших в ломбардный список со сроками на 7 и 14 дней. За анализируемый период он расширяется, включая в себя

дополнительно ценные бумаги различных эмитентов. Однако объемы кредитов коммерческим банкам расширяются относительно слабыми темпами.

В зависимости от величины поправочного коэффициента ломбардный список можно фрагмен-тировать на 6 уровней, которые отражены в табл. 3. При дифференциации ломбардного списка по эмитентам он также получается 6-уровневым.

По мнению автора, расширение ломбардного списка в 2007 г. за счет включения в него облигаций 14 субъектов РФ должно оказать положительное воздействие на региональные банковские системы, основными клиентами которых являются мелкие и средние предприятия. Безусловно, позитивным фактором является также расширение названного списка за счет облигаций юридических лиц — резидентов РФ. В то же время это, возможно, приведет к увеличению фрагментарности российской экономики. «Более привлекательными по доходности ценными бумагами из ломбардного списка для

Агрегированный ломбардный список Банка России в 2007 г.

Таблица 3

№ Уровень Виды ценных бумаг Рейтинг кредитоспособности Величина поправочного коэффициента

1 1 Облигации Банка России - 0,99

2 2 Государственные федеральные ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации Облигации международных финансовых организаций, выпущенные в соответствие с законодательством Российской Федерации - 0,98

3 3 Облигации внешних облигационных займов Российской Федерации Облигации государственного валютного облигационного займа 1999 г. Облигации городских облигационных займов Москвы - 0,95

4 4 Облигации ипотечных агентств, исполнение обязательств по которым обеспечивается государственными гарантиями Российской Федерации ВВ или Ва 2 0,9

5 5 Облигации коммерческого банка «Московское ипотечное агентство» (ОАО) ВВ или Ва 2 0,88

6 6 Облигации субъектов РФ (за исключением городских облигационных займов Москвы); Облигации юридических лиц — резидентов РФ ВВ или Ва 3 0,8

В+ или В 1 0,75

Источник: [2].

банков являются облигации субъектов РФ и корпоративные облигации, однако вложение в них, в отличие от долговых обязательств РФ, не относится, в соответствии с надзорными требованиями Банка России, к высоколиквидным активам и не включается в расчет норматива мгновенной ликвидности (Н2)» [5, с. 11]. Очевидно, что рыночная стоимость этих ценных бумаг в основном переоценена, что делает их более востребованными. Это оправдано с позиции снижения риска для Центробанка при предоставлении кредита коммерческим банкам, но в то же время это препятствует притоку средств в другие отрасли и сектора экономики, производящие жизненно важные и импортозамещающие товары. На взгляд автора, необходимо расширить ломбардный список за счет долговых обязательств всех отраслей экономики, которые в наибольшей степени связаны с производством товаров стратегического назначения. Вместе с тем на экономику страны может оказать неоднозначное влияние включение в список долговых эмиссионных ценных бумаг, выпущенных юридическими лицами -нерезидентами РФ за пределами России. Рациональное использование этих инструментов возможно при нахождении оптимального соотношения между оттоком капитала и ростом инвестиционной привлекательности российских предприятий.

Следует отметить, что в настоящее время величина поправочных коэффициентов Банка России колеблется в диапазоне от 0,75 до 0,99 и зависит от качества залога. Меньший риск соответствует большему поправочному коэффициенту. В соответствии с Положением от 03.10.2000 № 120-П «Положение о порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами», поправочный коэффициент - это шаговый множитель, значение которого находится в интервале от 0 до 1,0. Его значение рассчитывается исходя из возможных колебаний стоимости принимаемого в залог имущества, на который корректируется балансовая стоимость принимаемых в залог ценных бумаг. Следует отметить, что оценка приемлемого обеспечения учетных операций Банка Японии колеблется от 0,8 до 0,97 (корпоративные облигации с датой погашения до 1 года). В США этот показатель колеблется от 0,6 до 0,9 %, причем близко к номинальной стоимости принимаются облигации казначейства (0,96 - 0,98 %).

Устанавливая поправочные коэффициенты, Банк России преследует следующие цели:

- снизить риск, связанный с конъюнктурными колебаниями (на финансовом рынке) на рынках

ценных бумаг, принимаемый под залог выдаваемого кредита;

- максимально расширить возможности использования ломбардного кредита кредитными организациями.

Ломбардный кредит Банка России должен дополнять каналы привлечения средств. Он не создает ресурсной базы коммерческих банков, а лишь способствует трансформации краткосрочных кредитов в долгосрочные.

Ресурсы Центробанка как кредитора последней инстанции используются в экстренных ситуациях в целях предотвращения «эффекта домино». В условиях российской действительности Центробанку необходимо перейти от роли кредитора последней инстанции к «горизонтальному» партнерству с региональными коммерческими банками. При этом целесообразно учитывать опыт ФРС по предоставлению «вторичного кредита» финансово неустойчивым банкам. Это направление рефинансирования должно предполагать определенные ограничения по относительно целевому использованию кредитов параллельно с усилением надзорных функций Центробанка и его территориальных управлений, что способствовало бы преодолению дискриминации в банковской системе.

В мировой практике применяются два способа проведения кредитных аукционов: американский и голландский. Первый способ проведения ломбардных аукционов, как известно, предполагает, что заявки кредитных организаций удовлетворяются по процентным ставкам, предложенным банками в заявках, которые равны или превышают ставку отсечения. По второму способу конкурентные заявки, вошедшие в список удовлетворенных заявок, удовлетворяются по минимальной процентной ставке, т. е. по ставке отсечения. В России все аукционы проводятся американским способом.

Потребности в ломбардных кредитах и возможности их использования коммерческими банками можно выявить, проведя структурный анализ пассивов и активов банков второго уровня. Анализ структуры пассивов коммерческих банков России показывает, что в них за период с 2000 по 2007 г. кредиты Центробанка до 2002 г. составляли незначительную величину (1,5 %), а с 2003 г. практически равны нулю. Доля средств на корреспондентских счетах также уменьшается при условии, что межбанковские кредиты, полученные от нерезидентов, колеблются в интервале от 2,6 до 3,1 %. Это свидетельствует о том, что в банковской системе России до сих пор развитие вертикальных

и горизонтальных отношений находится в зачаточном состоянии. Однако это же позволяет сделать вывод о том, что создание трех уровней банковской системы в России пока преждевременно, так как эффективность решения проблемы рефинансирования коммерческих банков данным способом при двухуровневой системе не решена.

Следует согласиться с экономистами, считающими причиной избыточных ресурсов у коммерческих банков именно неразвитость системы рефинансирования, которая способствует увеличению спроса на кассу, прежде всего по мотиву предосторожности. «Отсутствие надежного источника краткосрочных средств по разумной цене при слабом межбанковском рынке как раз и побуждает коммерческие банки поддерживать остатки из соображений предосторожности», — справедливо отмечает Д. В. Левченко [6, с. 38].

Из анализа данных табл. 4 следует, что доля депозитов и прочих привлеченных средств физических лиц в пассивах коммерческих банков увеличилась с 2000 по 2007г. — и на 01.01.2007 составила 27 %. Эти вклады, которые являются основным источником средств, по существу, менее устойчивы

и более затратны. В то же время по сроку привлечения они в основном являются краткосрочными. Их производительное и эффективное использование возможно только в условиях рациональной кредитной политики Банка России, и прежде всего ломбардной. За рассматриваемый период доля средств, привлеченных от предприятий и организаций, стабильно находилась на уровне 26 %.

Вместе с тем достаточно четко наблюдается тенденция к уменьшению следующих пассивов: «фонды и прибыль банков»; «выпущенные долговые обязательства» и «прочие пассивы». В совокупности их доля в пассивах банков в 2007 г. составила 27 % против 36,9 % в 2002 г. Однако наряду с этим увеличивается доля следующих средств в пассивах «межбанковские кредиты, полученные от нерезидентов», и «средства, привлеченные от предприятий, организаций — нерезидентов». За рассматриваемый период они увеличились от 4,4 % в 2002 г. до 15,8 % в 2007 г. Следовательно, увеличение внешних кредитов происходит за счет сокращения доли внутренних источников.

В табл. 5 отражена структура активов коммерческих банков России с 2000 по 2007 г. За рассмат-

Таблица 4

структура пассивов банковского сектора с 2000 по 2007 г., %

статья 01.01.2000 01.01.2001 01.01.2002 01.01.2003 01.01.2004 01.01.2005 01.01.2006 01.012007

1. Фонды и прибыль банков 14,3 14,2 16,2 15,7 14,9 14,1 13,5 12,7

2. Кредиты, полученные банками от Банка России 0,9 0,5 1,5 0,1 - - - -

3. Счета банков 3,9 5,1 5,2 4,3 3,6 1,6 1,3 1,1

4. Межбанковские кредиты, полученные от резидентов 10,9 2,8 2,4 2,9 2,7 3,1 3,1 2,6

5. Межбанковские кредиты, полученные от нерезидентов 4,8 4,0 4,7 6,7 7,2 8,0 9,7

6. Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц 18,7 18,9 21,5 24,8 27,0 27,5 28,3 27,0

7. Средства, привлеченные от предприятий, организаций-резидентов 29,8 29,2 26,6 24,4 22,4 25,0 25,9 26,5

8. Средства, привлеченные от предприятий, организаций-нерезидентов 1,3 2,0 2,0 2,3 2,8 4,4 6,1

9. Выпущенные долговые обязательства 7,3 8,5 8,6 10,9 11,3 9,0 7,7 7,2

10. Прочие пассивы 14,1 14,4 12,1 15,7 9,0 9,6 7,8 7,1

Источник: [3].

Таблица 5

структура активов банковского сектора с 2000 по 2007 г., %

статья 01.01.2000 01.01.2001 01.01.2002 01.01.2003 01.01.2004 01.01.2005 01.01.2006 01.01.2007

1. Денежные средства,

драгоценные металлы 2,8 2,0 2,2 2,2 2,5 2,8 2,7 2,6

и камни

2. Счета в Банке России 8,6 11,6 9,6 10,1 11,8 9,7 7,0 6,8

3. Корреспондентские

счета в кредитных 10,0 10,0 10,0 7,3 5,5 3,2 2,6 2,8

организациях

4. Ценные бумаги 20,1 19,7 17,8 18,8 17,9 15,2 15,8 14,0

5. Кредиты, депозиты

и иные размещенные

средства, предостав- 6,2 7,0 4,7 6,0/3,2 3,2 2,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ленные банкам-рези-

дентам

6. Кредиты, депозиты

и иные размещенные

средства, предостав- - - - -/2,7 3,6 4,7

ленные банкам-нере-

зидентам

7. Кредиты физичес-

ким лицам (резиден- 3,0 3,4 5,4 8,7 12,1 14,7

там и нерезидентам)

8. Кредиты и прочие 45,4 45,6

размещенные средс-

тва, предоставленные 38,9 39,9 42,6 45,8 42,2 40,3

нефинансовым орга-

низациям-резидентам

9. Кредиты и прочие

размещенные средс-

тва, предоставленные юридическим лицам- - - - - 1,7 2,1

нерезидентам (кроме

банков)

10. Кредиты финан-

совым организациям 1,2 1,4 1,8 1,6 1,6 1,7

(кроме банков)

11. Основные средс-

тва и нематериальные 3,8 3,1 3,7 3,5 3,1 3,0 2,8 2,8

активы

12. Прочие активы 9,2 8,0 7,3 6,4 4,9 4,1 4,7 4,6

Источник: [3].

риваемый период доля ценных бумаг в совокупных активах коммерческих банков России в целом уменьшилась с 20,1 % в 2000 г. до 14,0 % в 2007г.

Доля ценных бумаг в активах региональных коммерческих банков была еще ниже. По имеющейся информации, доля ценных бумаг, включенных в ломбардный список, в них менее 50 %. Учитывая поправочные коэффициенты, коммерческие банки в лучшем случае в состоянии увеличить кредиты за счет средств Центробанка на 2 - 3 % активов, чего явно недостаточно по сравнению с потребностями.

Постатейный анализ совокупных активов коммерческих банков показывает, что в них увеличилась самая рискованная, в то же время и самая доходная, группа - «кредиты хозяйствующим субъектам» с 45,6 % в 2000 г. до 66,1 % в 2007 г. Это положительная тенденция, однако в этой группе вызывает разумное опасение увеличивающаяся доля, приходящаяся на кредиты физическим лицам. Сокращение доли корреспондентских счетов в кредитных организациях с 10 до 2,8 % за этот же период можно рассматривать как позитивное явление с точки зрения сокращения неработающих

активов. В то же время это может быть обусловлено ослаблением межбанковских отношений.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

— целесообразным является, на взгляд автора, включение в ломбардный список облигаций всех субъектов РФ пропорционально величине регулируемых доходов;

— из международного опыта следует, что необходима разработка механизма предоставления ломбардного кредита финансово слабым коммерческим банкам;

— одной из основных причин недоступности ломбардного кредита для региональных коммерческих банков является наличие в их портфелях ценных бумаг, не входящих в ломбардный список Центрального банка РФ;

— при проведении ломбардной политики Центральному банку РФ необходимо уделять больше внимания внешним факторам, чтобы сделать свои ресурсы более доступными по сравнению с альтернативными источниками.

Литература

1. Положение «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» № 236-П.

2. . www. cbr. ru.

3. Годовой отчет Банка России (за 2000 — 2007 гг.).

4. Бюллетень банковской статистики (за 2004 — 2007 гг.).

5. Сорвин С. В. Вопросы рефинансирования кредитных организаций // Деньги и кредит. — 2006. — № 1.

6. Левченко Д. В. Система рефинансирования как приоритетное направление развития денежной политики // Деньги и кредит. — 2005. — № 7.

7. Гуревич М. Как решить проблему рефинансирования // Банковское дело в Москве. — 2006. — № 10.

8. Мамонова И. Д. О соотношении ликвидности и платежеспособности банка // Бизнес и банки. — 2007. - № 38.

9. Улюкаев А. В. Рефинансирование: вчера, сегодня, завтра // Банковское дело в Москве. - 2005. -№ 2.

К сведению авторов и читателей

Федеральное агентство по науке и инновациям Министерства образования и науки РФ и Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU приступили к реализации проекта «Разработка системы статистического анализа российской науки на основе данных российского индекса научного цитирования (РИНЦ)» по Федеральной целевой научно-технической программе.

В Российский индекс научного цитирования включены все издания, выпускаемые нашим издательским домом: «Финансы и кредит», «Дайджест-Финансы», «Экономический анализ: теория и практика», «Региональная экономика: теория и практика», «Национальные интересы: приоритеты и безопасность», «Международный бухгалтерский учет», «Всё для бухгалтера», «Бухгалтер и закон», «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии».

РИНЦ - это многофункциональная информационная система, в которой обрабатывается библиографическая информация, аннотации и пристатейные списки цитирования из российских научных журналов. Поисковые и информационные сервисы базы данных эффективно реализуют различные виды поиска информации, анализируют и рассчитывают индексы цитирования отдельных авторов, научных коллективов и организаций, тематических направлений, импакт-факторы журналов. Авторам предоставлена возможность самостоятельно вводить и корректировать информацию о том, что, где и когда они опубликовали, используя для этой цели интерфейс Единого реестра научных публикаций. Используя систему управления ссылками, возможно без труда выходить не только на полные тексты статей, которые обрабатываются в самом РИНЦ, но и на статьи, которые цитировались в этих публикациях.

Подробная информация о проекте размещена на сайте разработчика

- www.elibrary.ru.

Уважаемые авторы и читатели!

Мы также напоминаем Вам, что электронные версии всех наших журналов доступны на сайте Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.

Мы прилагаем все усилия для того, чтобы доступ к необходимой информации был максимально быстрым и простым для Вас, и надеемся, что использование современных информационных технологий сделает Вашу работу с материалами наших изданий еще более удобной!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.