Научная статья на тему 'Рефинансирование банковского сектора в системе факторов макроэкономической динамики'

Рефинансирование банковского сектора в системе факторов макроэкономической динамики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3102
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФИНАНСИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ / УЧЕТНАЯ СТАВКА / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ЛОМБАРДНЫЕ КРЕДИТЫ / КРЕДИТЫ "ОВЕРНАЙТ" / ВНУТРИДНЕВНЫЕ КРЕДИТЫ / ДИСКОНТНОЕ ОКНО / СДЕЛКА РЕПО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ракчеев Роман Александрович

Рассмотрены понятие, сущность и задачи рефинансирования в трактовке российских авторов, сделан вывод об отсутствии единого определения этого понятия. Проведен анализ функционирования современной системы рефинансирования кредитных организаций в России и за рубежом. На основе проведенного анализа влияния ставки рефинансирования Банка России на динамику задолженности по его кредитам делается вывод об отсутствии прямой зависимости между спросом на эти кредиты и уровнем ставки рефинансирования. Выявлена ориентированность системы рефинансирования в России на крупнейшие системообразующие банки, что свидетельствует о недоступности используемых инструментов системы рефинансирования для большинства средних и мелких банков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рефинансирование банковского сектора в системе факторов макроэкономической динамики»

Р.А. РАКЧЕЕВ

РЕФИНАНСИРОВАНИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ

Рассмотрены понятие, сущность и задачи рефинансирования в трактовке российских авторов, сделан вывод об отсутствии единого определения этого понятия. Проведен анализ функционирования современной системы рефинансирования кредитных организаций в России и за рубежом. На основе проведенного анализа влияния ставки рефинансирования Банка России на динамику задолженности по его кредитам делается вывод

об отсутствии прямой зависимости между спросом на эти кредиты и уровнем ставки рефинансирования. Выявлена ориентированность системы рефинансирования в России на крупнейшие системообразующие банки, что свидетельствует о недоступности используемых инструментов системы рефинансирования для большинства средних и мелких банков.

Рефинансирование коммерческих банков, учетная ставка, денежно-кредитная политика, ломбардные кредиты, кредиты «овернайт», внутридневные кредиты, дисконтное окно, сделка РЕПО.

щ Шведение. Рефинансирование представляет собой комплексную систему реализации госу-.Лдарственной денежно-кредитной политики, когда различные виды кредитов сочетаются с различными процентными ставками. В ходе рефинансирования Банк России как кредитор последней инстанции выдает кредиты коммерческим банкам, которые обращаются к нему в том случае, когда исчерпывают все возможности приобретения допол-нительных ресурсов для поддержания своей платежеспособности на определенном уровне. Денежнокредитная политика является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой — повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики правительства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции. Целью настоящей публикации являются рассмотрение и анализ в условиях после-кризисного периода системы рефинансирования коммерческих банков и ее развитие в целях стимулирования экономического роста в реальном секторе экономики.

Рефинансирование кредитных организаций как инструмент денежно-кредитной политики Банка России. Под рефинансированием (от англ. refinancing), в широком смысле этого слова, понимается предоставление кредитным организациям временных заимствований в тех случаях, когда они остро нуждаются в дополнительных ресурсах [8]. Одни авторы инструменты рефинансирования рассматривают широко, включая в них кредиты центрального банка, межбанковские кредиты, облигационные займы, другие узко - только кредиты Банка России.

Ключевым элементом (индикатором) системы рефинансирования является ставка рефинансирования, которая оказывает влияние на ставки банков по кредитам и депозитам, служит ценой рефинансовых кредитов [8]. Повышение ставки рефинансирования при прочих равных условиях снижает уровень экономической активности, оказывает влияние на снижение темпов инфляции. Вместе с тем рост ставки

рефинансирования создает риск снижения темпов экономического роста и инвестиций, осуществляемых за счет банковского кредитования. Примером тому является начало 1990-х гг., когда в условиях реализации стабилизационной программы МВФ, направленной на резкое денежно-кредитное сжатие, результатом стало не просто снижение темпов роста, но и резкий спад производства, приведший экономику к глубокому структурному кризису. Ставка рефинансирования, как и другие инструменты денежно-кредитной политики, была привнесена в отечественную экономическую систему с началом рыночных реформ на основе зарубежного опыта использования данного инструмента в системе рефинансирования банковского сектора.

Зарубежный опыт рефинансирования кредитных организаций. Рассмотрим систему рефинансирования в зарубежных странах на примере США и Европы. Роль центрального банка в США выполняет Федеральная резервная система страны (ФРС), которая была создана в соответствии с Актом о ФРС, подписанным президентом Вудро Уилсоном (Woodrow Wilson) 23.12.1913. Затем она дважды реформировалась (в 30-е и 80-е гг.). В организационном и функциональном плане она сочетаете себе элементы централизма и определенной самостоятельности на местах (в федеральных округах) при заметном преобладании централизма. По своей структуре ФРС США

- довольно сложная конструкция. Важнейшую роль в ней выполняют три основных звена: Совет управляющих ФРС (в Вашингтоне, округ Колумбия); федеральные резервные банки (ФРБ) (находящиеся в 12 различных округах, на которые поделена страна); банки-члены ФРС.

Учетная ставка (Discount rate) - это ставка процента, определяющая стоимость кредитов, предостав-ляемых ФРС коммерческим банкам. На практике эти операции проводятся через ФРБ. Кроме ставки кредитования, каждый ФРБ может определять объем кредитования коммерческих банков, устанавливая так называемое дисконтное окно (Discount window). Принцип диксконтного окна означает, что рефинансирование банков не происходит автоматически и во

многих случаях может завершиться отказом. Банки не должны получать прибыль от рефинансирования, и ФРС устанавливает правила, которые исключают возможность частых заимствований по учетной ставке. В случае если банк «злоупотребляет» использованием дисконтного окна, ФРС может в будущем отказать в кредитовании - использование дисконтного окна - это привилегия, а не право [4]. Установленные ФРС правила пользования дисконтным окном получили название «воздействия убеждением».

Механизм рефинансирования, широко применяемый ФРС, имеет два серьезных недостатка, которые наводят экономистов на мысль об отказе от использования дисконтного окна в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Прежде всего, объявления об изменении условий кредитования банковского сектора могут неверно интерпретироваться и вводить в заблуждение участников рынка. Частая корректировка процентной ставки, действующей в системе рефинансирования, ведет к избыточной волатильности рыночных ставок денежного рынка. Эю, в свою очередь, провоцирует значительные незапланированные изменения объемов рефинансирования банковской системы и денежного предложения, что ослабляет эффективность денежнокредитной политики.

В этой связи сформировался подход к реформированию политики дисконтного окна посредством формирования учетной ставки по принципу надбавки, когда учетная ставка устанавливается на уровне, превышающем рыночную ставку процента на фиксированную величину. Преимущества такого подхода выражены следующими позициями [4]:

- сохраняется ведущая роль монетарных властей в организации системы рефинансирования;

- устраняются значительные колебания разницы между ставкой денежного рынка и учетной ставкой, что исключает возможность резкого колебания объемов рефинансирования;

- существенно упрощается механизм работы дис-контного окна, в результате чего банки не смогут пользоваться его услугами для извлечения прибыли;

- привязка изменения учетной ставки вслед к ставке денежного рынка нивелирует возможность неправильной трактовки краткоерочных целей монетарного органа в системе денежного регулирования, что позволяет стабилизировать денежный рынок.

Значительные различия в использовании механиз-мов рефинансирования ведущими экономическими странами можно видеть на примере Европейской системы центральных банков и ФРС США. В соответствии с Законом о дерегулировании депозитных учреждений и контроле за денежным обращением от 1980 г. все кредитные организации, обязанные хранить резервы на счетах в ФРС США, могут подавать заявки на получение ссуд в ФРБ штата. Помимо внутренних коммерческих банков кредиты ФРС США могут получить американские филиалы и агентства зарубежных банков, а также сберегательные учреждения. Ссуды предоставляются по инициативе ФРС США.

Кредиты по учетной ставке ФРС для коммерчес -ких банков бывают четырех видов:

1) первичный кредит (primary credit) - наиболее общий вид кредитования, к которому прибегают банки для решения проблем ликвидности в краткосрочном периоде, возникших в результате временного уменьшения объема депозитов;

2) вторичный кредит (secondary credit) выдается банкам, шпытывающим серьезные трудности с ликвидностью из-за нехватки депозитов и не имеющим права на получение первичного кредита. В большинстве случаев банки, претендующие на его получение, имеют статус проблемных кредитных учреждений. Отличительной особенностью таких кредитов являются более высокие процентные ставки;

3) сезонный кредит (seasonal credit) предоставляется по сезонной схеме в определенное время года ограниченному числу банков, сравнительно небольших по объему депозитов и сталкивающихся с сезонными проблемами по формированию необходимых фондов (банки, работающие в сельскохозяйственных районах). Деятельность таких банков тесно связана с системой кредитной кооперации, направленной на поддержку фермерства, поэтому процент по такому кредиту сравнительно небольшой;

4) чрезвычайный кредит может быть предоставлен не только кредитным учреждениям, но и другим заемщикам, если невозможность для заемщика привлечь средства из других источников может привести к существенным негативным последствиям для экономики.

Дисконтная политика ФРС приобретает существенное значение в периоды экономических и финансовых кризисов: в фазе активного роста экономики ФРС прибегает к повышению базовых ставок, стимулируя удорожание кредита и влияя на сдерживание деловой активности.

Европейская система центральных банков предлагает банковской системе зоны евро такой механизм, как маржинальное кредитование, которое могут использовать уполномоченные контрагенты Евросис-темы. С его помощью от национальных денежных властей коммерческие банки получают ликвидность на одни сутки под залог ликвидного обеспечения [5]. При стабильной конъюнктуре денежного рынка процентная ставка по маржинальным кредитам определяет максимальный уровень рыночной ставки «овернайт». Условия доступа и порядок использования механизма краткосрочного (кассового) рефинансирования идентичны во всей зоне евро и характеризуются регулярностью осуществления.

Долгосрочные операции рефинансирования (не связанные с необходимостью покрытия кассовых разрывов) проводятся на основе текущих рыночных ставок на условиях тендера на базе плавающих процентных ставок и являются способом предоставления ликвидных средств на стандартный срок погашения -три месяца. В условиях финансового кризиса, выразившегося для банков большинства стран в обесценивании активов, размещенных на фондовом рынке, ЕЦБ расширил программу рефинансирования банко-

вского сектора. Средством такого расширения стало применение новаций в сфере обеспечения кредитов ЕЦБ. Список активов, принимаемых в обеспечение таких кредитов, был дополнен нерыночными активами. С 1 января 2007 г. нерыночные активы в качестве обеспечения кредитов уже используются 9 из 13 центральных банков Еврозоны.

Рассматривая методические подходы к организации системы рефинансирования в США и в странах Евросоюза, можно сделать вывод о том, что Банк России также располагает практически полным «арсеналом» инструментов рефинансирования, характер ных для развитых экономических держав. На сегодняшний день главное отличие состоит в степени фактической доступности этих инструментов для кредитных организаций любых уровней, а также в востребованности ими кредитов Банка России.

Анализ системы рефинансирования кредитных организаций в Российской Федерации: анализ изменения ставки рефинансирования Банка России. За последние три года ставка рефинансирования Банка России отличалась своей нестабильностью. В период с начала мирового финансового кризиса ставка, устанавливаемая Банком России, была резко поднята. И если к концу 2007 г. она составляла 10% и являлась самой низкой начиная с 1992 г., то уже с начала 2008г. она была поднята на 0,25 п.п. За 2008 г. ставка рефинансирования поменялась 6 раз, и все в сторону роста. Такое изменение было продиктовано необходимостью сдерживать инфляционные тенденции и противодействовать оттоку капитала. Самое высокое значение ставки рефинансирования было установлено 1.12.2008 на уровне 13%. Кроме того, стоит отметить, что самая высокая ставка рефинансирования с момента начала функционирования рыночных механизмов в нашей стране была установлена Банком России в период с 15.10.1993 по 28.04.1994 и составляла 210%. Самая низкая ставка рефинансирования в 10,0% была установлена с 19.06.2007 по 3.02.2008. В 1993-2000 гг. ставка рефинансирования менялась в основном в течение года от 5 до 9 раз. В 2002-2013 гг. ставка рефинансирования стабилизировалась и менялась в течение года от 1 до 3 раз, причем только в сторону снижения.

Сегодня ставка рефинансирования является инструментом, с помощью которого Банк России воздействует на процентные ставки по депозитам и на процентные ставки по кредитам, предоставляемым кредитными организациями. В своей процентной политике коммерческие банки в значительной степени ориентируются на ставку рефинансирования Центробанка при установлении процентов на свои кредитные и депозитные продукты, предлагаемые населению [2].

Реализация целей денежно-кредитной политики Банка России через рефинансирование кредитных организаций имеет, однако, определенные особенности с точки зрения конъюнктуры спроса на такие кредиты. Наиболее востребованным инструментом рефинансирования являются внутридневные кредиты. К тому же требования к получению такого кредита упрощенные. Указанные кредиты предостав-

ляются по процентной ставке, равной ставке рефинансирования Банка России.

Традиционным элементом системы рефинансирования в отечественной практике являются ломбардные кредиты Банка России, предоставляемые под залог (блокировку) ценных бумаг из ломбардного списка. В 2007 г. началось заключение сделок ломбардного кредитования (по фиксированной процентной ставке и на аукционной основе) с использованием системы электронных торгов ММВБ (в настоящее время - Московская биржа). Данный механизм позволяет кредитным организациям с одного рабочего места осуществлять весь спектр операций, проводимых Банком России в рамках реализации денежно-кредитной политики (кредиты, депозиты). С 28.11.2007 Банк России ввел новый инструмент рефинансирования кредитных организаций - ломбардный кредит Банка России по фиксированной процентной ставке на срок 1 календарный день (процентная ставка была установлена на уровне 8,0% годовых), а с 9.10.2007 начал осуществлять операции под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительства кредитных организаций [7].

Значительный рост объемов предоставленных Банком России кредитным организациям обеспеченных кредитов приходится на сентябрь-октябрь 2008г.

- период, характеризующийся влиянием на российс-кую экономику последствий мирового финансового кризиса. Объем предоставленных кредитов «овернайт» в этот период увеличился более чем в 1,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., а общий объем ломбардных кредитов возрос почти в 9 раз. В октябре 2008 г. Банк России дополнил систему рефинансирования кредитных организаций кредитами на срок 30 календарных дней по фиксированной ставке и ломбардными кредитными аукционами на срок 3 месяца.

В период кризиса деятельность Банка России по данным направлениям является наиболее актуальной. В 2010 г. наблюдается резкое уменьшение кредитов рефинансирования, обеспеченных нерыночными активами или поручительствами. Объем таких кредитов уменьшился в 7,23 раза. Банк России пересмотрел условия проведения ломбардных кредитных аукционов. Были внесены следующие изменения [7]:

- операции по предоставлению ломбардных кредитов Банка России на аукционной основе на срок 14 дней были заменены операциями на срок 7 дней;

- операции по предоставлению ломбардных кредитов на аукционной основе на срок 6 и 12 месяцев были приостановлены.

Таким образом, сейчас операции по предостав -лению ломбардных кредитов Банка России на аукционной основе проводятся на срок 7 дней и 3 месяца

- еженедельно, каждый вторник. Предоставление ломбардных кредитов по итогам аукциона осуществляется на следующий день после его проведения.

Основные показатели, характеризующие операции Банка России по предоставлению рефинансовых кредитов в период перехода от относительной стабильности к кризису, представлены в табл. 1.

Данные таблицы свидетельствуют, что количество кредитных организаций, заключивших с Банком России генеральные кредитные договоры, как и количество кредитуемых Банком России корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций, увеличивается с каждым годом. Количество кредитных организаций, заключивших с Банком России генеральные кредитные договоры, распределено по регионам России неравномерно. Также отметим, что минимальное их количество приходится на СевероКавказский округ. Согласно данным Банка России, наибольший удельный вес (63,2%) по кредитным организациям, воспользовавшимся кредитами овернайт и ломбардными кредитами, обеспеченными залогом ценных бумаг, падает на самые крупные по размеру зарегистрированного уставного капитала организации - от 300 млн руб. и выше. На втором

месте находятся кредитные организации, получившие данные кредиты, у которых зарегистрированный уставный капитал от 150 до 300 млн руб. (23,1%).

В 2009 г. (год наиболее существенных проблем с банковской ликвидностью) ломбардный список Банка России был существенно расширен за счет облигаций организаций, включенных в перечень системообразующих организаций, утвержденный правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики - это 295 предприятий. Среди них 13 судостроительных, 7 организаций ОПК, 10 нефтяных, 30 транспортных организаций. Была апробирована практика предос-тавления необеспеченных кредитов.

Современная система рефинансирования коммерческих банков охарактеризована в табл. 2.

Таблица 1

Количество кредитных организаций, заключивших с Банком России генеральные кредитные договоры

[7]

Наименование 2006 2007 % 2008 % 2009 % 2010 %

Российская Федерация 463 568 1,22 755 1,33 900 1,19 983 1,09

Центральный федеральный округ 206 251 1,22 349 1,39 433 1,24 470 1,08

Северо-Западный федеральный округ 37 47 1,27 55 1,17 62 1,13 63 1,02

Южный федеральный округ 36 42 1,17 58 1,38 60 1,03 60 1

Северо-Кавказский федеральный округ - - - - - - - 12 -

Приволжский федеральный округ 73 86 1,18 115 1,34 138 1,20 152 1,1

Уральский федеральный округ 36 48 1,34 56 1,17 60 1,07 61 1,02

Сибирский федеральный округ 52 61 1,17 78 1,28 95 1,22 106 1,11

Дальневосточный федеральный округ 23 33 1,43 44 1,34 52 1,18 59 1,13

Таблица 2

Виды кредитов для рефинансирования коммерческих банков

Виды кредитов Срок Ставка (в % годовых) Вид обеспечения

Внутридневные — 0 Блокировка ценных бумаг из ломбардного списка банка России

Векселя, права требования по кредитным договорам

Слитки золота, находящиеся в хранилище Банка России

Овернайт 1 рабочий день 8,25% Залог ценных бумаг из ломбардного списка Банка России

Залог векселей, прав требования по кредитным договорам

Залог слитков золота, находящихся в хранилище Банка России

Ломбардные кредиты 1 календ. день 6,5% Залог ценных бумаг из ломбардного списка Банка России

7 календ. дней 3 месяца 12 месяцев Определяется на аукционе Залог ценных бумаг из ломбардного списка Банка России

Кредиты, обеспеченные нерыночными активами до 90 календ. дней 7% Залог векселей и прав требования по кредитным договорам или поручительс тва кредитных организаций

от 91 до 180 календ. дней 7,5%

от 181 до 365 календ. дней 8%

Кредиты, обеспеченные залогом золота до 90 календ. дней 6,75% Залог слитков золота, находящихся в хранилище Банка России

Структура предоставленных кредитов Банка России за 2012 г. характеризуется следующими параметрами (составлено в ходе исследования по материалам официального сайта Банка России -http ://www.cbr.ru/dkp/print. aspx?file=standart_system/re finan. htm&pid=dkp&sid=ITM_15766#2):

- внутридневные кредиты - 96,5%;

- кредиты, обеспеченные активами или поручительствами - 2,8%;

- ломбардные кредиты - 0,4%;

- прочие - 0,3%.

Таким образом, относительная стабилизация финансовых рынков вновь обусловила интерес банков преимущественно к суперкоротким механизмам регулирования ликвидности.

Перспективы развития системы рефинансирования российских кредитных организаций. Обоснование перспектив развития системы рефинансирования требует увязки с проблематикой устойчивого развития экономической системы, поскольку в условиях преимущественного кредитного характера рас -ширения денежного предложения расширение бан-

ковской ликвидности и инвестиционной значимости банковского сектора во многом зависит от динамики ставки рефинансирования. Данный тезис подтверждается статистическим анализом зависимости устойчивости темпов экономического роста и динамики ставки рефинансирования. Показателями устойчивого развития в рамках национальной экономики выступают темпы роста ВВП и доли валовых инвестиций в ВВП (табл. 3).

Устойчивость в системе глобальной экономики можно определить как отношение темпа прироста мирового ВВП к темпу прироста ВВП страны. В такой трактовке мера устойчивости экономической системы отражает идею сравнения падения экономики страны с мировой экономикой в период очередного экономического кризиса. В табл. 4 представлены показатели устойчивости экономики РФ, увязанные с динамикой ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Чтобы показать тесноту связи между ставкой рефинансирования ЦБ РФ и ВВП страны за анализируемый период времени, необходимо найти коэффициент корреляции (табл. 5).

Таблица 3

Темп роста, прироста ВВП РФ и доля валовых инвестиций в ВВП РФ, %

Год ВВП, млрд долл. Валовые инвестиции, млрд долл. Темп роста ВВП, % Темп прироста ВВП, % Доля валовых инвестиций в ВВП, % Средняя ставка рефинансирования ЦБ РФ по годам, %

1 1992 490 170 87,50 -12,50 34,69 50

2 1993 457 124 93,27 -6,73 27,13 130

3 1994 407 104 89,06 -10,94 25,55 175

4 1995 399 102 98,03 -1,97 25,56 186

5 1996 392 93 98,25 -1,75 23,72 106

6 1997 405 89 103,32 3,32 21,98 171

7 1998 271 41 66,91 -33,09 15,13 57,2

8 1999 196 29 72,32 -27,68 14,80 60

9 2000 259 49 132,14 32,14 18,92 39,8

10 2001 306 67 118,15 18,15 21,90 24

11 2002 345 69 112,75 12,75 20 19,5

12 2003 430 90 124,64 24,64 20,93 30

13 2004 591 124 137,44 37,44 20,98 13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 2005 764 153 129,27 29,27 20,03 11,75

15 2006 990 210 129,58 29,58 21,21 10,75

16 2007 1300 314 131,31 31,31 24,15 10,75

17 2008 1661 424 127,77 27,77 25,53 11

18 2009 1223 231 73,63 -26,37 18,89 8,375

19 2010 1488 339 121,67 21,67 22,78 8

20 2011 1858 464 124,87 24,87 24,97 8,125

Таблица 4

Показатели устойчивости экономики РФ за 1992 - 2011 гг.

Год Мировой ВВП, млрд долларов Темп роста мирового ВВП,% Темп прироста мирового ВВП, % Устойчивость экономики РФ Устойчивость экономики РФ от ставки %

1 1992 24996 106,9576 6,957637997 -0,55661 -0,011132221

2 1993 25468 101,8883 1,888302128 -0,28038 -0,002156802

3 1994 27175 106,7025 6,702528663 -0,61261 -0,003500635

4 1995 30074 110,6679 10,66789328 -5,42729 -0,029178982

5 1996 30683 102,025 2,025004988 -1,15425 -0,010889178

6 1997 30575 99,64801 -0,35198644 -0,10614 -0,000620687

7 1998 30319 99,16271 -0,83728536 0,025306 0,000442413

8 1999 31489 103,859 3,858966325 -0,13944 -0,002323955

9 2000 32371 102,801 2,800978119 0,087142 0,002189486

10 2001 32185 99,42541 -0,57458837 -0,03166 -0,001319312

11 2002 33510 104,1168 4,116824608 0,323012 0,016564738

12 2003 37654 112,3665 12,36645777 0,501933 0,01673109

13 2004 42371 112,5272 12,52722154 0,334578 0,025736767

14 2005 45849 108,2084 8,208444455 0,280416 0,023865161

15 2006 49699 108,3971 8,397129708 0,283868 0,026406286

16 2007 55997 112,6723 12,67228717 0,404696 0,037646104

17 2008 61381 109,6148 9,614800793 0,346239 0,031476306

18 2009 58194 94,80784 -5,19216044 0,196899 0,023510335

19 2010 63581 109,257 9,256968072 0,427218 0,053402226

20 2011 70202 110,4135 10,41348831 0,418791 0,05154352

Таблица 5

Исходные данные для выявления зависимости между ставкой рефинансирования и значением ВВП РФ

ВВПРФ, млрд долл., у Ставка рефинансирования ЦБ РФ, %, х х-хср У-УСР (х-хср) *(у-уср) х-хсрЛ2 у-усрл2

1 490 50 -6,51 -221,6 1443,17 42,41 49106,56

2 457 130 73,49 -254,6 -18709,9175 5400,41 64821,16

3 407 175 118,49 -304,6 -36091,2925 14039,29 92781,16

4 399 186 129,49 -312,6 -40477,7925 16767,01 97718,76

5 392 106 49,49 -319,6 -15816,205 2449,01 102144,2

6 405 171 114,49 -306,6 -35101,8675 13107,39 94003,56

7 271 57,2 0,69 -440,6 -302,9125 0,47 194128,4

8 196 60 3,49 -515,6 -1798,155 12,16 265843,4

9 259 39,8 -16,71 -452,6 7564,0775 279,31 204846,8

10 306 24 -32,51 -405,6 13187,07 1057,06 164511,4

11 345 19,5 -37,01 -366,6 13568,7825 1369,93 134395,6

12 430 30 -26,51 -281,6 7465,92 702,91 79298,56

13 591 13 -43,51 -120,6 5247,6075 1893,34 14544,36

14 764 11,75 -44,76 52,4 -2345,555 2003,68 2745,76

15 990 10,75 -45,76 278,4 -12740,28 2094,21 77506,56

16 1300 10,75 -45,76 588,4 -26926,655 2094,21 346214,6

17 1661 11 -45,51 949,4 -43209,5675 2071,39 901360,4

18 1223 8,375 -48,14 511,4 -24617,5175 2317,22 261530

19 1488 8 -48,51 776,4 -37665,105 2353,46 602797

20 1858 8,125 -48,39 1146,4 -55471,43 2341,35 1314233

Сумма 14232 1130,25 0,00 0 -302797,625 72396,22 5064531

Среднее 711,6 56,5125

Коэффициент корреляции г принимает значения от -1 до +1: -1 < г < +1. В данном расчете он составил (- 0,50006). Это означает, что чем больше средняя ставка рефинансирования ЦБ РФ (х - факторная величина), тем ниже темпы роста экономики и тем более «уязвима» устойчивость ее развития. Данный тезис подтверждается оценкой значимости коэффи-

циента корреляции: Трасчетн = -2,449902687; Ткр = 2,1009. Следовательно, с вероятностью 95% можно говорить о наличии устойчивой корреляционной зависимости между названными параметрами. Для оценки силы связи в теории корреляции применяется шкала английского статистика Чеддока: слабая - от

0,1 до 0,3; умеренная - от 0,3 до 0,5; заметная - от 0,5

до 0,7; высокая - от 0,7 до 0,9; весьма высокая (сильная) - от 0,9 до 1,0. Полученное значение коэффициента корреляции находится в диапазоне умеренной/ заметной обратной связи.

Оценим тесноту связи между динамикой мирового ВВП и зависимостью национального ВВП от ставки рефинансирования за анализируемый период времени. Расчеты представлены в табл. 6.

Коэффициент корреляции составил: г=0,902658 -связь прямая и весьма высокая (сильная). Проверка значимости коэффициента по критерию Стьюдента подтверждает значимость полученного показателя.

Графическая интерпретация полученных результатов представлена на рис. 1-2.

Самые низкие темпы роста ВВП сложились в 1998 г. (66, 91 %), в 1999 г. (72, 32 %) и в 2009 г. (73, 63 %).

Устойчивость экономики РФ, встроенной в систему мировой экономики, представлена на рис. 3. (Коэффициент принимает значения от 1 до - 1 и показывает (идеальный случай), насколько сильно экономика страны находится в кризисной ситуации в сравнении с мировой экономикой). Таким образом, анализ пиковых точек падения экономики в 1998 и 2008 гг. даёт четкую картину изменения устойчивости экономики РФ как от ставки рефинансирования, так и от величины мирового объема ВВП

Таблица 6

Исходные данные для выявления зависимости между устойчивостью экономики РФ от ставки %

и мировым значением ВВП

Мировой ВВП, млрд долларов, х Устойчивость экономики РФ от ставки %, у х-хср У-УСР (х-хср) *(у-уср) х-хсрЛ2 у-усрл2

1 24996 -0,01113 -15692,65 -0,02355 369,5909979 246259264 0,000555

2 25468 -0,00216 -15220,65 -0,01458 221,8628143 231668186 0,000212

3 27175 -0,0035 -13513,65 -0,01592 215,1409288 182618736 0,000253

4 30074 -0,02918 -10614,65 -0,0416 441,5547415 112670795 0,00173

5 30683 -0,01089 -10005,65 -0,02331 233,219802 100113032 0,000543

6 30575 -0,00062 -10113,65 -0,01304 131,8852304 102285916 0,00017

7 30319 0,000442 -10369,65 -0,01198 124,1995809 107529641 0,000143

8 31489 -0,00232 -9199,65 -0,01474 135,6358515 84633560,1 0,000217

9 32371 0,002189 -8317,65 -0,01023 85,09078216 69183301,5 0,000105

10 32185 -0,00132 -8503,65 -0,01374 116,8311788 72312063,3 0,000189

11 33510 0,016565 -7178,65 0,004145 -29,75625876 51533015,8 1,72Е-05

12 37654 0,016731 -3034,65 0,004311 -13,08376288 9209100,62 1,86Е-05

13 42371 0,025737 1682,35 0,013317 22,40407989 2830301,52 0,000177

14 45849 0,023865 5160,35 0,011446 59,0629324 26629212,1 0,000131

15 49699 0,026406 9010,35 0,013987 126,024636 81186407,1 0,000196

16 55997 0,037646 15308,35 0,025226 386,1756543 234345580 0,000636

17 61381 0,031476 20692,35 0,019057 394,3273441 428173349 0,000363

18 58194 0,02351 17505,35 0,011091 194,146614 306437279 0,000123

19 63581 0,053402 22892,35 0,040983 938,1878681 524059689 0,00168

20 70202 0,051544 29513,35 0,039124 1154,676962 871037828 0,001531

Сумма 813773 0,248393 0,00 0 5307,177977 3844716257 0,008991

Среднее 40688,65 0,01242

м

н

о

и

Н

160,00

140,00

©" 120,00 №

Н 100,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е

80,00 60,00

40.00

20.00 0,00

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Года

Рис. 1. Темп роста ВВП Российской Федерации (1992 - 2011 гг.), %

£

©

еь

И

і

со

н

о

о

а

и

Н

160,00

140.00

120.00 100,00

80,00

60,00

40.00

20.00 0,00

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Года

Рис. 2. Темп роста ВВП Российской Федерации за 20 лет (1992 - 2011 гг.), %

Рис. 3. Устойчивость экономики РФ, рассчитанная как отношение темпа прироста мирового ВВП (млрд

долл.) к темпу прироста ВВП РФ (млрд долл.)

Устойчивость экономики РФ от ставки рефинансирования ЦБ РФ представлена на рис. 4. Этот коэффициент принимает значения от 1 до - 1 и показывает, сколько приходится устойчивости экономики РФ на 1 % ставки рефинансирования ЦБ РФ в анализируемом году (соответствует каждому году в течение 20 лет анализируемого периода). Например, для 2010 г. этот показатель составил 0,0534, т.е. 5% изменения устойчивости экономики вызвано изменением ставки рефинансирования.

Наиболее жесткие критики Банка России утверждают, что российская банковская система сейчас похожа на американскую столетней давности, когда никакого рефинансирования коммерческие банки в США не получали. По мнению банковского сообщества, это одно из самых слабых звеньев отечественной банков-

ской системы, что сдерживает возможности банков в кредитовании экономики. Низкие темпы роста банковских пассивов негативно отражаются на состоянии экономики в целом. Среди возможных путей расширения активов банковского сектора (вклады населения, частный капитал, иностранные инвестиции и государственные ресурсы) наиболее эффективным многие банковские аналитики считают использование средств государства, в том числе ресурсов Центрального банка как монетарного органа. Дело в том, что вкладов населения для решения проблем развития кредитования недостаточно, частный бизнес не считает банковский сектор привлекательным для инвестиций, а иностранное финансирование может привести к кредитной зависимости. Определим проблемы, которые существуют в российской системе рефинансирования.

Рис. 4. Устойчивость экономики РФ в зависимости от ставки рефинансирования ЦБ РФ

Во-первых, отечественная система рефинансирования ориентирована практически исключительно на крупнейшие системообразующие банки. Однако именно возможность перераспределения ресурсов через межбанковский рынок в российских условиях отсутствует [2]. Отечественный рынок межбанковского кредитования имеет четко выраженную сегментацию: банки первого круга (крупнейшие системообразующие банки и дочерние структуры крупных международных банков), банки второго круга (средние банки московского региона и крупнейшие региональные банки) и банки третьего круга (мелкие и средние региональные банки). В кризисные периоды, сколь бы эффективными ни были мероприятия регулирующего органа - Банка России, поступающие в банковскую систему ликвидные ресурсы не доходят до потенциально нуждающихся в них заемщиках. Небольшая группа крупных банков обладает избыточной ликвидностью, наращивая присутствие на кредитном рынке, а мелкие и средние банки, наоборот, вынуждены сокращать деловую активность. Специалисты отмечают, что у остальных российских кредитных организаций недостает необходимого залогового обеспечения для получения рефинансирования. Сектор средних и малых банков включает в себя как минимум 850 банков по всей России. Значит, говорить о перспективах его развития возможно только в комплексе с проблемой реформирования национальной системы рефинансирования.

Во-вторых, проблемой является сверхкраткосрочный характер предоставляемых в рамках отечественной системы денежно-кредитного регулирования ресурсов, обусловленный концепцией минимизации рисков Банка России.

В этом направлении возможными путями решения проблем могут быть:

- предоставление кредитным организациям безза-

логового финансирования на срок до недели;

- создание межбанковской площадки рефинансирования под управлением Банка России;

- совершенствование системы риск-менеджмента в этом секторе.

Одним из механизмов решения проблемы может стать переход к предоставлению рефинансовых кредитов под «единый пул обеспечения» [3-4], включающий ценные бумаги из ломбардного списка Банка России; векселя, права требования по кредитным договорам; акции; ипотечные ценные бумаги; иное имущество. При этом между Банком России и кредитными организациями предполагается заключать «рамочные» соглашения, что позволит определять общие условия предоставления кредитов при использовании дифференцированного подхода к установлению процентных ставок по ним в зависимости от качества обеспечения.

Экономическая ситуация в России на современном этапе характеризуется необходимостью сдерживания инфляционных процессов при одновременном стимулировании экономического роста. Должна быть сформирована структурированная система рефинансирования с ясной законодательной основой и эффективно функционирующими инструментами [1], включающая финансовый рынок с эффективно работающей системой межбанковского кредитования, и Банк России, который со своей стороны должен обеспечивать банковской системе необходимое доступное рефинансирование. Важным аспектом деятельности последнего является проведение долгосрочных операций по рефинансированию. Кредитные организации, имея в арсенале инструментов постоянное краткосрочное рефинансирование в качестве страховочного механизма, будут направлять свободные резервы для целей долгосрочного кредитования экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барагин В. Рефинансирование ЦБ РФ: расширение границ // Рынок ценных бумаг. 2008.

№22(373). С. 33-36.

2. Благушин Д.С. К вопросу о теории организации системы рефинансирования в Российской Федерации // Ценные бумаги. 2008. № 2. С. 76-84.

3. Благушин Д.С. Направления эффективного развития российской системы рефинансирования ком -мерческих банков: модель реализации // Банковские услуги. 2009. № 8. С. 6-11.

4. Богопольская Б.В. Совершенствование системы рефинансирования // Банковское дело. 2007. № 4. С. 26-30.

5. Буркова А.Ю. Рефинансирование коммерческих банков и компаний в условиях кризиса // Банковское дело. 2009. № 1. С. 88-89.

6. Веселов А.И. Оценка влияния ставки рефинансирования на эффективность денежно-кредитной политики Банка России // Финансы и кредит. 2008. № 35 (323). С. 7-10.

7. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации - http://www.cbr.ru/

8. Словарь банковских терминов: ставка рефинансирования - http://www.profbanking.com /dictionary/ free/ 700-refinancing-rate.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.