Научная статья на тему 'Развитие системы рефинансирования региональных коммерческих банков'

Развитие системы рефинансирования региональных коммерческих банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1095
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК РОССИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / СИСТЕМА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / BANK OF RUSSIA / REGIONAL BANKING SECTOR / REFINANCING SYSTEM / TOOLS FOR CONTROL OF LIQUIDITY / INVESTMENT POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ворошилова Ирина Валентиновна, Носова Татьяна Павловна, Симонянц Наталья Николаевна

В статье дана характеристика системы рефинансирования Банка России, как фактора управления ликвидностью коммерческих банков. Обоснована позиция авторов по развитию инструментов рефинансирования с целью их применения для расширения инвестиционного потенциала банков и его использования в интересах региональной экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ворошилова Ирина Валентиновна, Носова Татьяна Павловна, Симонянц Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A SYSTEM FOR REFINANCING OF REGIONAL COMMERCIAL BANKS

This article provides a characterization of the refinancing system of the Bank of Russia as a factor for control of marketability of commercial banks. A viewpoint of authors for development of refinancing tools with the goal of their application for extending the investment potential of banks in the interest of regional economy is provided in the article

Текст научной работы на тему «Развитие системы рефинансирования региональных коммерческих банков»

УДК 336.711

08.00.00 Экономические науки

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Ворошилова Ирина Валентиновна

д.э.н., профессор

e-mail: voroshilovaiv@rambler.ru

Носова Татьяна Павловна к.э.н., доцент

e-mail: tt317@yandex.ru

Симонянц Наталья Николаевна к.э.н., доцент

Кубанский государственный аграрный университет,

Краснодар, России

e-mail: n-simonyanc@mail.ru

В статье дана характеристика системы рефинансирования Банка России, как фактора управления ликвидностью коммерческих банков. Обоснована позиция авторов по развитию инструментов рефинансирования с целью их применения для расширения инвестиционного потенциала банков и его использования в интересах региональной экономики

Ключевые слова: БАНК РОССИИ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАНКОВСКИЙ СЕКТОР, СИСТЕМА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

UDC 336.711 Economical sciences

DEVELOPMENT OF A SYSTEM FOR REFINANCING OF REGIONAL COMMERCIAL BANKS

Voroshilova Irina Valentinovna Doctor of economical sciences, professor e-mail: voroshilovaiv@rambler.ru

Nosova Tatyana Pavlovna

Candidate of economical sciences, associate

professor

e-mail: tt317@yandex.ru

Simonyants Natalya Nikolaevna Candidate of economical sciences, associate professor

Kuban agricultural state university, Krasnodar, Russia

e-mail: n-simonyanc@mail.ru

This article provides a characterization of the refinancing system of the Bank of Russia as a factor for control of marketability of commercial banks. A viewpoint of authors for development of refinancing tools with the goal of their application for extending the investment potential of banks in the interest of regional economy is provided in the article

Keywords: BANK OF RUSSIA, REGIONAL BANKING SECTOR, REFINANCING SYSTEM, TOOLS FOR CONTROL OF LIQUIDITY, INVESTMENT POTENTIAL

Важным фактором успешного решения сложных социально-экономических задач развития экономики регионов является банковское обслуживание. Современные банковские системы должны интенсивно использовать экономический потенциал региона, всемерно способствовать его развитию на основе организации инновационной системы финансирования бизнес-процессов в реальном секторе экономики.

Банковская система Краснодарского края включает следующие основные элементы:

- территориальное учреждение Банка России, обеспечивающее проведение единой государственной денежно-кредитной политики в регионе;

- региональные коммерческие банки и их структурные подразделения, предоставляющие банковские продукты и услуги на территории края;

- структурные подразделения инорегиональных коммерческих банков;

- филиалы и представительства иностранных банков;

- небанковские кредитные организации.

Оценка институциональных показателей развития банковского сектора края показала наличие положительной динамики (табл. 1). За период 2011-2013 гг. количество действующих в крае банковских учреждений увеличилось на 312 ед. и по состоянию на 1 января 2014 г. представлено 1888 институциональными объектами (за 2013 год их количество увеличилось на 133 единицы). Кредитные организации наращивали свое присутствие в регионе за счет открытия на его территории внутренних структурных подразделений (далее - ВСП) - филиалов, операционных офисов. За период 2011-2013 гг. количество операционных офисов увеличилось на 229 единицы (в 3,4 раза). Общее число ВСП по состоянию на 01.01.2014 составило 1792 единицы.

Краевые кредитные организации, территориально расширяя сферу своей деятельности, осуществляют банковское обслуживание в других регионах РФ и за ее пределами. В 2013 г. банковская система Краснодарского края была представлена за пределами региона 3 представительствами, 10 филиалами и 38 ВСП краевых кредитных организаций. За рубежом функционировало 2 представительства.

Таблица 1 - Институциональная характеристика состояния банковского сектора Краснодарского края,единиц [4]

Наименование показателя 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

1. Количество зарегистрированных кредитных организаций края и их филиалов, филиалов «иногородних» кредитных организаций 135 125 108 99

2. Количество действующих кредитных организаций края и их филиалов, филиалов «иногородних» кредитных организаций, в т.ч.: 127 120 105 97

- количество действующих самостоятельных кредитных организаций края 14 14 15 15

3. Количество филиалов действующих кредитных организаций и филиалов «иногородних» кредитных организаций, находящихся на территории региона, в т.ч.: 105 98 80 72

-расположенные в регионе вместе с головной организацией 2 2 1 1

-филиалы Сбербанка России 30 29 11 2

-филиалы, головные банки которых находятся за пределами региона 73 67 68 69

4. Количество филиалов действующих самостоятельных кредитных организаций края, находящихся за пределами региона 8 8 10 10

5. Количество кредитных организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций 48 48 48 48

6. Количество кредитных организаций, запись о регистрации которых аннулирована 46 47 47 47

Финансовая привлекательность Краснодарского края создает благоприятную среду для реализации потенциала банковского бизнеса, стимулирует крупные кредитные организации к расширению своего присутствия на территории региона: на начало 2014г. 26 из ТОР-30 крупнейших российских банков (на начало 2013 г. 25) осуществляло банковское обслуживание региональной экономики, способствуя ее развитию.

Число пунктов банковского обслуживания, приходящихся на каждые

100 тысяч жителей края, за период 2011-2013 гг. возросло с 30,4 до 35,0. По уровню развития банковской инфраструктуры Краснодарский край занимает 2 место после Московского региона[1].

Итоги деятельности банковского сектора края в 2011-2013гг. свидетельствуют о закреплении позитивной динамики основных параметров его развития: продолжается рост ресурсного потенциала, объемов кредитования экономики (табл. 2; рис. 1).

Таблица 2 - Динамика пассивов кредитных организаций Краснодарского края, сгруппированных по источникам средств, млн. руб.[4].

Статья пассива 2011 г. 2012 г. 2013 г. Отклонение 2013г. от 2011 г.(+,-)

1.Фонды и прибыль кредитных организаций 35735 54227 54103 18368

2. Кредиты, депозиты и прочие привлеченные средства, полученные от Банка России 0 215 1201 1201

3.Счета кредитных организаций 2251 1397 828 -1423

4. Кредиты, депозиты и прочие средства, полученные от кредитных организаций и банков-нерезидентов 2891 4079 4481 1590

5.Средства клиентов 443578 496946 590650 147072

6. Облигации 1500 1141 3500 2000

7.Векселя и банковские акцепты 2031 5182 1762 -269

8. Прочие пассивы 178380 211608 291890 113510

Всего пассивов 666366 774795 948415 282049

Совокупные пассивы банковского сектора Краснодарского края увеличились с 666,4 до 948,4 млрд. рублей или на 42,3%; при чем наибольший прирост произошел в 2013 г. - 22,4%, что на 6,4 п.п. превышает данный показатель по России в целом и данные по темпам роста за последние четыре года.

Ранжирование кредитных организаций по темпам роста активов показало их максимальный прирост у филиалов ОАО «Сбербанк России»

(30,8%), интенсивную динамику у краевых банков - 27,9% и минимальный прирост у ВСП инорегиональных банков [4].

100(1

г 80(1

Щ

>-. 60»

ч - 200

2М 19,3 ю 22:4

П( 1 щ ... ■ ... И*. 3,3 1 «л I"

...

\ 5,3 ... 1 ^ ~ — ,п гГ

-1,7

О О О О ■■— ■^""ГЧГЧГЧГЧГ*-! ПГ!

ГЧГЧГЧОЧОЧГЧГЧГЧГЧОЧОЧСЧГЧ!

30 10

10

V-

-1(1

о —

ш Совокупные агавы югрд.рубгей

—<— Прнжт а пк во в 11010 пду, в % I началу годц (девая пвл) • Прнжт а пк во в в Ж1 голу. в % I началу года: (правая лига) —■—Прнжт а пк во е е 1012 голу, в % I началу года: (лра Бая лига) —й—Прнжт а пк во е в 2013 пду, в % I началу года: (девая пвге)

Рисунок 1 - Динамика активов банковского сектора Краснодарского края

Более быстрыми темпами по сравнению с в 2012 г., возрастал и кредитный портфель банковского сектора региона - 123,1% против 119,1% (в целом по стране 119,2% и 118,3% соответственно). В течение 2013 года доля ссудной задолженности увеличилась с 80,5 до 81,0% совокупных активов. По масштабам кредитования Краснодарский край лидирует в Южном федеральном округе: в 2013 г. доля кредитов краевых заемщиков в кредитном портфеле округа превысила 50% [4].

Наиболее активными участниками реализации инвестиционной политики регионов наряду с государственными структурами являются банки, финансовые компании, финансово-промышленные группы, страховые и инвестиционные фонды и др. участники финансового рынка. Роль банков состоит в том, чтобы максимальный объем средств, в том числе и бюджетных, направлялся в инвестиционные проекты на возвратной основе. Это позволит повысить эффективность использования инвестиционных ресурсов и заинтересованность всех звеньев в

достижении поставленных задач.

Банки регионов находятся в непосредственной близости к региональному сектору экономики и способны наиболее компетентно и оперативно решать проблемы на местном уровне. Местные банки в большей степени по сравнению с инорегиональными сфокусированы на банкинге «взаимоотношений», основываясь при принятии решений о возможности кредитования на личном знании клиента и глубинном понимании возможных трудностей региона в области развития инвестиционной банковской деятельности. Таким образом, необходимо усилить участие региональных банков в процессах обслуживания органов местного самоуправления, нефинансовых организаций для активизации инвестиционной деятельности.

Таблица 3 - Финансовые вложения по источникам финансирования в Краснодарском крае (составлена авторами по данным Крайстата),%

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Финансовые вложения, в том числе по источникам финансирования: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

1. Собственные средства, из них: 60,1 80,1 88,7 91,7 85,3 80,8 82,0

2.Привлеченные средства, в т. ч.: 39,9 19,9 11,3 8,3 14,7 19,2 18,0

2.1. кредиты банков 28,9 14,1 7,0 5,3 5,6 3,3 6,9

2.2. заемные средства других организаций 5,9 3,4 1,8 1,2 6,4 2,4 5,8

2.3. бюджетные средства, из них: 0,6 0,5 1,2 0,2 - - -

- из бюджета субъекта РФ 0,6 0,5 1,2 0,2 - - -

2.4. средства внебюджетных фондов - - - - - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.5. прочие 4,5 1,9 1,2 1,8 2,7 13,4 5,3

Наши исследования финансовых вложений по источникам финансирования выявили низкий уровень участия банков в инвестиционной деятельности региона, при этом относительное снижение доли кредитов банков с 28,9% до 6,9% говорит о разбалансированности

интересов банков и региона в развитии инвестиционной деятельности (табл. 3) [11].

Нами выявлены факторы, сдерживающие развитие инвестиционной деятельности региональных коммерческих банков и определены результаты их отрицательного влияния на перспективы банковского бизнеса с позиции инвестиционной составляющей:

- низкий уровень диверсификации активов и пассивов банковского сектора;

- неразвитость инструментария инвестиционной деятельности банков;

- низкий уровень капитализации региональной банковской системы;

- недостаточный объем долгосрочных пассивов;

- неэффективность систем управления рисками инвестиционного процесса;

- отсутствие проверенной практикой и учитывающей региональную специфику методической базы оценки инвестиционного ресурса банковской системы в сопоставлении с потребностями региональной экономики в инвестициях;

- избыточные и незначительные по объемам запасы ликвидности в условиях отсутствия инфраструктуры инвестиционной деятельности банков;

- не эффективность региональной экономической политика в вопросах мотивации инвестиционной деятельности банков [15].

Одним из факторов усиления инвестиционной активности региональной банковской системы является система рефинансирования деятельности коммерческих банков, используемая регулирования ликвидности банковской системы и, следовательно, объема ресурсов, которые коммерческие банки могут инвестировать в экономику.

В широком смысле рефинансирование представляет собой важную составляющую денежно-кредитной политики государства и наряду с этим включает другие виды производного рефинансирования, что позволяет в целом определить сущность рефинансирования как политику банковской системы в отношении финансирования экономики, в том числе и без непосредственного обращения в центральный банк для получения дополнительного финансирования. В этом случае инструментами рефинансирования выступают кредиты центрального банка, ресурсы рынка межбанковского кредитования, выпуск банками собственных долговых ценных бумаг, операции РЕПО, изменение условий обязательного резервирования и др. Данная точка зрения отражена в исследованиях Белоглазовой Г.Н., Иришева Б.К., Пашковская И.В., Грязнова А.Г. и других авторов [2, 12, 14, 18].

Определенная группа ученых придерживается более узкого подхода к трактовке исследуемой категории и определяет рефинансирование банков как деятельность центрального банка, направленная на увеличение либо восстановление ликвидности коммерческих банков в тех случаях, когда они остро нуждаются в дополнительных ресурсах путем переучета векселей либо посредством прямого кредитования центральным банком коммерческого банка. Такой позиции обоснована в трудах Моисеева С.Р., Лаврушин О.И., Тосунян Г.А. и др. ученых [3, 5, 6, 16]. Обоснованием их позиции служит и действующая правовая база, так как в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской федерации (Банком России)» именно Банк России является организатором системы рефинансирования, выступая кредитором «последней инстанции», то есть закон увязывает систему рефинансирования только с деятельностью Центрального банка по кредитованию в определенной ситуации и на конкретных условиях коммерческих банков [10].

Позиция авторов состоит в объединении понимания исследуемой категории разных групп ученых и обосновании подхода, в соответствии с которым находят применения оба направлении в зависимости от состояния среды развития банковского бизнеса: в кризисных условиях наиболее эффективен канал финансирования, организуемый Центральным банком, зачастую он остается единственным вариантом пополнения ликвидности коммерческих банков; в условиях стабильного состояния и нормального развития финансовых рынков работают и другие каналы расширения финансирования, что дает основание для более широкого толкования понятия «рефинансирование коммерческих банков». Таким образом, часть сущности исследуемого понятия, состоящая в признании того, что рефинансирование представляет способ пополнения ликвидности и расширения ресурсов банка, присутствует в определениях большинства современных ученых. Различия во взглядах порождаются разными подходами к обоснованию субъектов и инструментов операций.

Система рефинансирования банковского сектора, в том числе и за счет ресурсов Центрального Банка, постоянно развивается, опираясь в этом процессе, в том числе и на позитивный зарубежный опыт. В США роль кредитора последней инстанции выполняет Федеральная резервная система через Федеральные резервные банки. В течение длительного периода времени основными инструментами системы рефинансирования были значение учетной ставки и величина дисконтного окна. В процессе реформирования политики дисконтного окна учетная ставка стала формироваться на базе рыночных показателей финансовых рынков и определенной премии к этому значению.

Европейская система рефинансирования применяет разные технологии для краткосрочных («овернайт») и долгосрочных операций. Субъектами краткосрочного рефинансирования выступают уполномоченные контрагенты Евросистемы, национальные монетарные

власти и коммерческие банки. При необходимости коммерческие банки могут получить кредит под ликвидное обеспечение на одни сутки по ставке, которая равна максимальному значению процента по кредиту «овернайт». Такой механизм регулярно работает на территории всей еврозоны. Операции по расширению ресурсной базы предусматривают трехмесячное кредитование на условиях плавающей рыночной ставки. Развитие системы рефинансирования европейских банков в кризисных условиях ведения бизнеса осуществлялось в направлении расширения залоговой базы нерыночными активами [13].

Система рефинансирования, применяемые Банком России, находится в состоянии перманентного развития, ориентируясь на цели проводимой денежно-кредитной политики и степень овладения рыночными методами регулирования экономики.

Современная национальная система рефинансирования включает широкий перечень инструментов, разнообразные механизмы и опирается на рыночные подходы (табл. 4). Условия предоставления банкам кредитов Центрального Банка регулируются Положениями Банка России №312-П, №236-П и №362-П [7, 8, 9]. В таблице 4 дается характеристика современным инструментам Банка России, включенным в систему рефинансирования.

С 2013 г. новым элементом в системе инструментов рефинансирования является ключевая ставка, которая имеет первостепенное значение по отношению к ставке рефинансирования и используется Банком России в целях инфляционного таргетирования. Ключевая ставка формируется путем унификации процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок 1 неделя. Следующей новацией в системе мероприятий по совершенствованию инструментов денежно - кредитной политики Банка России является формирование коридора процентных ставок, что

позволило установить равные ставки по операциям размещения и привлечения ресурсов на срок 1 неделя для коммерческих банков на аукционной основе: максимальные для депозитных операций и минимальной для кредитных.

Таблица 4 - Характеристика инструментов рефинансирования Банка

России [1]

Вид операции по предоставлению денежных средств банкам Инструмент Срок Процентная ставка с 28.04.14, % годовых

Операции постоянного действия (по фиксированным процентным ставкам) Кредиты «овернайт» 1 день 8,50

Сделки «валютный своп» (рублевая часть) 1 день 8,50

Ломбардные кредиты, РЕПО 1 день 8,50

Кредиты, обеспеченные золотом 1 день 8,50

от 2 до 549 дней 9,00

Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами 1 день 8,50

от 2 до 549 дней 9,25

Операции на открытом рынке (минимальные процентные ставки) Аукционы РЕПО от 1 до 6 дней, 1 неделя 7,50 (ключевая ставка)

Аукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами 3 месяца 7,75

Ставка рефинансирования 8,25

Ключевая ставка Банка России 7,50

При принятии Банком России решения об изменении уровня ключевой ставки границы коридора будут автоматически сдвигаться на величину её изменения. ЦБ РФ, владея максимально полной и достоверной информацией о современном состоянии национальной денежно-кредитной системы, профессионально оценивая инфляционные ожидания, перспективы экономического развития, изменения во внешней торговле, рынке труда, производственном и сельскохозяйственном секторах, спросе

на банковские услуги, определил ширину процентного коридора в размере двух процентных пунктов.

Немаловажную роль в регулировании ликвидности банковского сектора Банк России отводит ресурсам межбанковского кредитного рынка.

В 2013 году с целью усиления действенности денежно-кредитной политики, Банк России предпринял ряд мер, направленных на оптимизацию системы инструментов регулирования ликвидности. В их числе можно отметить следующие мероприятия:

- предоставление кредитов на аукционной основе на срок 1 неделя по ключевой ставке;

- аукционы РЕПО сроком 1 неделя, при избытке ликвидности депозитные аукционы на аналогичный срок;

- операции РЕПО на аукционной основе в качестве инструмента «тонкой настройки» на сроки от 1 до 6 дней;

- депозитные аукционы на те же сроки для абсорбирования излишней ликвидности;

- предоставлению кредитов по фиксированным процентным ставкам, обеспеченных нерыночными активами или поручительствами, а также золотом, на сроки от 2 до 549 дней;

- на регулярной основе проведение аукционов по предоставлению кредитов под нерыночные активы по плавающей процентной ставке на срок 3 месяца. Плавающим компонентом при расчете стоимости кредитов применяется значение ключевой ставки. Применение плавающей процентной ставки, по мнению специалистов Центрального банка, позволит повысить гибкость процентной политики и ее более четкую ориентацию на текущую конъюнктуру денежного рынка.

Развитие рефинансирования банковской системы усиливает его значимость в обеспечении стабильного функционирования коммерческих банков и совершенствовании банковского обслуживания. Позитивная роль

и все возрастающие масштабы рефинансирования проявляются и на региональном уровне, что подтверждается статистическим данными (табл.

5).

Таблица 5 - Объемы заимствования средств региональными кредитными организациями в Банке России, млн. руб.[4]

Кредитные операции 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Беззалоговые кредиты 4 194,0 16 001,0 0 - - -

Внутредневные кредиты 10 692,0 5 195,0 8 558,1 56 234,1 145 059,4 235 120,7

Кредиты «овернайт» 148,5 11,0 73,4 24,6 11,0 82,4

Ломбардные кредиты, в т.ч.: 4 703,4 941,9 0 3 989,0 12 880,0 6 860,0

по фиксированной % ставке, из них 2 834,0 621,0 0 3 930,0 6 480,0 70,0

через СЭТ ММВБ 0 0 0 0 2 950,0 70,0

на аукционной основе, из них 1 869,4 320,9 0 59,0 6 400,0 6 790,0

через СЭТ ММВБ 0 0 0 1,0 5 350,0 6 790,0

Кредиты под нерыночные 1 278,0 5 400,1 5 590,0 1 978,0 655,0 30,0

активы, в т.ч.

по фиксированной % ставке, 1 278,0 5 400,1 5 590,0 1 978,0 655,0 0

обеспеченные:

- активами 1 278,0 5 000,1 5 067,0 1 978,0 655,0 0

-поручительствами 0 400,0 523,0 0 0 0

на аукционной основе - - - - - 30,0

Кредиты, обеспеченные 0 0 157,0

золотом

Итого выдано кредитов: 21 015,9 27 549,0 14 221,5 62 225,7 158 605,4 242 250,1

Из данных таблицы видно, что прирост объемов кредитования в основном обеспечен внутридневными кредитами, что обусловлено условиями их предоставления - на бесплатной основе. Отмеченная тенденция подтверждается результатами исследования других авторов [13,14]. Другие инструменты системы рефинансирования используются http://ej .kubagro.ru/2015/02/pdf/075 .pdf

либо в не значительных объемах, либо от случая к случаю, что ставит вопрос об их пригодности для региональных банков. Исследование причин не достаточно активного использования инструментария рефинансирования, предложенного Центральным банком, позволяет сделать следующие выводы:

- ограниченность списка ценных бумаг, включенных в ломбардный список Банка России;

- высокие требования Банка России к кредитным организациям-заемщикам (поручителям), как результат ограниченного перечня критериев их отбора;

- отсутствие в качестве критериев отбора таких признаков, как принадлежность заемщика к системообразующим отраслям экономики;

- недостаточная гибкость механизма рефинансирования в вопросах возможности маневрирования разными элементами залоговой базы.

Современная политика рефинансирования Банка России основывается на принципах равного отношения ко всем кредитным организациям независимо от их размеров, что достигается стандартизацией правил и процедур проведения операций. По нашему мнению, стандартизация методических подходов приводит к сужению клиентской базы, так как различия в условиях ведения банковского бизнеса, что наиболее отчетливо проявляется на региональном уровне, не дают возможности выполнить в полном объеме требования Банка России и стать участниками системы рефинансирования.

Актуальными являются и вопросы удлинения сроков рефинансирования региональных банков до 2 - 3 лет с целью содействия финансирования реализации инвестиционных проектов, которые имеют большую значимость для развития экономики региона или отдельной отрасли. Предоставление средств для долгосрочного целевого рефинансирования может осуществляться путем открытия банкам

кредитных линий, с обеспечением правами требования по предоставленным целевым кредитам.

В качестве защиты от возрастающих рисков предлагается схема, в которой банк-заемщик заключает договор с другим банком, по которому он обязуется выкупить залог у Банка России по кредиту, предоставленному в порядке рефинансирования при определенных обстоятельствах. В целях диверсификации рисков банки могут заключить несколько договоров. Такой подход снижения рисков системы рефинансирования дает возможность банку при выкупе залога у Банка России получить в свой портфель кредитные требования к перспективным заемщикам.

Действующая нормативно-правовая база запрещает Центральному Банку осуществлять кредитование на срок более года, что сужает инвестиционный потенциал системы рефинансирования. Современные тенденции развития национальной банковской системы и необходимость переориентации инструментов рефинансирования, применяемых преимущественно для управления краткосрочной диквидностью в инструменты развития экономики требуют удлинения сроков кредитования Банком России коммерческих банков.

В пользу данного направления развития свидетельствует накопленный и апробированный опыт экономически развитых стран, монетарные власти которых формируют ориентиры средне и долгосрочного развития финансовых рынков, что оказывает положительное влияние на нефинансовый сектор экономики посредством снижения рисков неопределенности и насыщения экономики инвестиционными ресурсами.

Литература

1. Аналитическая система экономических показателей регионов. Региональный раздел.// Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru

2. Белоглазова Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: Учебник, СПбГУЭФ. М.: ЮРАЙТ, 2011. 422 с.

3. Голикова Ю.С., Хохленкова М.А. Организация деятельности Центрального банка: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012. 798 с.

4. Информационно-аналитический сборник «Основные тенденции развития экономики и денежно-кредитной сферы Краснодарского края» в январе-декабре 2008-2013 гг. - Главное управление Банка России по Краснодарскому краю.

5. Лаврушин О.И., Красавина Л.Н., Абрамова М.А. О направлениях модернизации денежно-кредитной политики//Банковское дело. 2009. №12. С.22-25.

6. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. 784 с.

7. О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг: Положение Банка России от 04.08.2003 № 236-П (ред. от 30.12.2013) (с изм. и доп. от 01.07.2014)// Консультант Плюс. Версия Проф.: Справ.- прав. Система. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru

8. О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг: Положение Банка России от 12.11.2007 № 312-П (ред. от 17.04.2014)// Консультант Плюс. Версия Проф.: Справ.- прав. Система. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru

9. О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных золотом: Положение Банка России от 30.11.2010 № 362-П (ред. от 19.12.2013)// Консультант Плюс. Версия Проф.: Справ.- прав. Система. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru

10. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 28.12.2013)// Консультант Плюс. Версия Проф.: Справ.- прав. Система. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru

11. Официальная статистическая информация. Инвестиции. Территориальный орган Федеральной Службы Государственной Статистики по Краснодарскому краю. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krsdstat.ru/digital/region25

12. Пашковская И.В. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики // Информационно-аналитические материалы - ЦБ РФ, Научно-исследовательский институт. 2004. № 1.

13. Ракчеев Р.А. Рефинансирование банковского сектора в системе факторов макроэкономической динамики // Вестник Таганрогского университета. 2013. №1. С.29-38.

14. Родин Д.Я., Самойленко М.П. Современные проблемы реализации денежно кредитной политики в условиях финансовой глобализации// Финансовая аналитика: проблемы и реализация. 2014. №8. С.2-11.

15. Симонянц Н.Н., Ворошилова И.В., Носова Т.П. Развитие механизма синдицированного кредитования в региональном сегменте банковского сектора Краснодарского края // Деньги и кредит. 2013. №2. С.42-47.

16. Тосунян Г. А. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: учебник/ под общей редакцией Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ. 2004. 448 с.

17. Фетисов Г.Г., Лаврушин О.И., Мамонова И.Д. Организация деятельности Центрального банка: учебник/ под ред. Г.Г. Фетисова. М.: КНОРУС, 2008. 432 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред. А.Г. Грязновой.

М.: Финансы и статистика, 2004. 1168 с.

References

1.Analiticheskaja sistema jekonomicheskih pokazatelej regionov. Regional'nyj razdel.// Oficial'nyj sajt Banka Rossii. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.cbr.ru

2.Beloglazova G.N. Bankovskoe delo. Organizacija dejatel'nosti kommercheskogo banka: Uchebnik, SPbGUJeF. M.: JuRAJT, 2011. 422 s.

3.Golikova Ju.S., Hohlenkova M.A. Organizacija dejatel'nosti Central'nogo banka: uchebnik. 2-e izd., pererab. i dop. M.: INFRA-M, 2012. 798 s.

4.Informacionno-analiticheskij sbornik «Osnovnye tendencii razvitija jekonomiki i denezhno-kreditnoj sfery Krasnodarskogo kraja» v janvare-dekabre 2008-2013 gg. - Glavnoe upravlenie Banka Rossii po Krasnodarskomu kraju.

5.Lavrushin O.I., Krasavina L.N., Abramova M.A. O napravlenijah modernizacii denezhno-kreditnoj politiki//Bankovskoe delo. 2009. №12. S.22-25.

6.Moiseev S.R. Denezhno-kreditnaja politika: teorija i praktika: Ucheb. posobie. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Moskovskaja finansovo-promyshlennaja akademija, 2011. 784 s.

7.O porjadke predostavlenija Bankom Rossii kreditnym organizacijam kreditov, obespechennyh zalogom (blokirovkoj) cennyh bumag: Polozhenie Banka Rossii ot 04.08.2003 № 236-P (red. ot 30.12.2013) (s izm. i dop. ot 01.07.2014)// Konsul'tant Pljus. Versija Prof.: Sprav.- prav. Sistema. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru

8.O porjadke predostavlenija Bankom Rossii kreditnym organizacijam kreditov, obespechennyh zalogom (blokirovkoj) cennyh bumag: Polozhenie Banka Rossii ot 12.11.2007 № 312-P (red. ot 17.04.2014)// Konsul'tant Pljus. Versija Prof.: Sprav.- prav. Sistema. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru

9.O porjadke predostavlenija Bankom Rossii kreditnym organizacijam kreditov, obespechennyh zolotom: Polozhenie Banka Rossii ot 30.11.2010 № 362-P (red. ot 19.12.2013)// Konsul'tant Pljus. Versija Prof.: Sprav.- prav. Sistema. [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru

10.O Central'nom banke Rossijskoj Federacii (Banke Rossii): federal'nyj zakon ot 10.07.2002 g. № 86-FZ (red. ot 28.12.2013)// Konsul'tant Pljus. Versija Prof.: Sprav.- prav. Sistema. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru

11.Oficial'naja statisticheskaja informacija. Investicii. Territorial'nyj organ Federal'noj Sluzhby Gosudarstvennoj Statistiki po Krasnodarskomu kraju. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.krsdstat.ru/digital/region25

12.Pashkovskaja I.V. Transmissionnyj mehanizm denezhno-kreditnoj politiki // Informacionno-analiticheskie materialy - CB RF, Nauchno-issledovatel'skij institut. 2004. № 1.

13.Rakcheev R.A. Refinansirovanie bankovskogo sektora v sisteme faktorov makrojekonomicheskoj dinamiki // Vestnik Taganrogskogo universiteta. 2013. №1. S.29-38.

14.Rodin D.Ja., Samojlenko M.P. Sovremennye problemy realizacii denezhno kreditnoj politiki v uslovijah finansovoj globalizacii// Finansovaja analitika: problemy i realizacija. 2014. №8. S.2-11.

15.Simonjanc N.N., Voroshilova I.V., Nosova T.P. Razvitie mehanizma sindicirovannogo kreditovanija v regional'nom segmente bankovskogo sektora Krasnodarskogo kraja // Den'gi i kredit. 2013. №2. S.42-47.

16.Tosunjan G.A. Bankovskoe pravo Rossijskoj Federacii. Obshhaja chast': uchebnik/ pod obshhej redakciej B.N. Topornina. M.: Jurist#. 2004. 448 s.

17.Fetisov G.G., Lavrushin O.I., Mamonova I.D. Organizacija dejatel'nosti Central'nogo banka: uchebnik/ pod red. G.G. Fetisova. M.: KNORUS, 2008. 432 s.

18.Finansovo-kreditnyj jenciklopedicheskij slovar' / pod red. A.G. Grjaznovoj. M.: Finansy i statistika, 2004. 1168 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.