Научная статья на тему 'Развитие инструментов регулирования кредитной системы Приднестровской Молдавской республики'

Развитие инструментов регулирования кредитной системы Приднестровской Молдавской республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
433
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ОПЕРАЦИИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ / ДЕПОЗИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / БАНКОВСКАЯ ЛИКВИДНОСТЬ / MONETARY REGULATION / MONETARY POLICY / RE-FINANCING TRANSACTIONS / DEPOSIT OPERATIONS / BANK LIQUIDITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Человская Екатерина Ивановна

Денежно-кредитное регулирование может быть успешным в том случае, если государство имеет возможность воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. В статье посредством определения особенностей экономики Приднестровской Молдавской Республики и факторов ее развития выявляются особенности регулирования деятельности кредитных организаций республики, раскрывается процесс развития инструментария денежно-кредитного регулирования и обосновывается необходимость его дальнейшего совершенствования для стимулирования экономического роста. Автор анализирует процесс развития операций рефинансирования, обязательного резервирования, операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами и депозитных операций центрального банка республики, направленных на обеспечение устойчивости и стабильности денежно-кредитной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Человская Екатерина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monetary regulation can be successful only if state has a possibility to influence scale and nature of commercial banks’ transactions. The article by identifying specific features of Pridnestrovskiy Moldavian Republic economy and factors of its development finds out peculiarities of regulating credit organizations in the Republic and discloses the process of designing tools of monetary regulation and grounds the necessity of its further enhancement for economic growth stimulation. The author analyzes the process of developing operations for re-financing, obligatory reservation, transactions on open market with state securities and deposit operations of the central bank of the Republic aimed at securing sustainability and stability of the monetary system.

Текст научной работы на тему «Развитие инструментов регулирования кредитной системы Приднестровской Молдавской республики»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Человская Екатерина Ивановна

аспирантка кафедры банковского дела РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

Денежно-кредитное регулирование может быть успешным в том случае, если государство имеет возможность воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. В статье посредством определения особенностей экономики Приднестровской Молдавской Республики и факторов ее развития выявляются особенности регулирования деятельности кредитных организаций республики, раскрывается процесс развития инструментария денежно-кредитного регулирования и обосновывается необходимость его дальнейшего совершенствования для стимулирования экономического роста. Автор анализирует процесс развития операций рефинансирования, обязательного резервирования, операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами и депозитных операций центрального банка республики, направленных на обеспечение устойчивости и стабильности денежно-кредитной системы.

Ключевые слова: денежно-кредитное регулирование, денежно-кредитная политика, операции рефинансирования, депозитные операции, банковская ликвидность.

THE DEVELOPMENT OF THE INSTRUMENTS OF THE CREDIT SYSTEM REGULATION IN THE PRIDNESTROVIAN MOLDAVIAN REPUBLIC

Œelovskaya, Bkaterina I.

Post-Graduate Student of the Department for Banking of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Monetary regulation can be successful only if state has a possibility to influence scale and nature of commercial banks' transactions. The article by identifying specific features of Pridnestrovskiy Moldavian Republic economy and factors of its development finds out peculiarities of regulating credit organizations in the Republic and discloses the process of designing tools of monetary regulation and grounds the necessity of its further enhancement for economic growth stimulation. The author analyzes the process of developing operations for re-financing, obligatory reservation, transactions on open market with state securities and

deposit operations of the central bank of the Republic aimed at securing sustainability and stability of the monetary system.

Keywords: monetary regulation, monetary policy, re-financing transactions, deposit operations, bank liquidity.

Особенности регулирования кредитной сферы в Приднестровской Молдавской Республике определяются спецификой ее экономического развития. В частности, экономику Приднестровья отличает то, что на территории республики, несмотря на ее небольшие размеры, еще со времен СССР сконцентрирована большая часть предприятий машиностроения, металлообработки, черной металлургии, электроэнергетики, пищевой и легкой промышленности бывшей Молдавской Республики. Более 90% производимой этими предприятиями продукции реализуется на рынках СНГ и дальнего зарубежья. При этом практически все комплектующие, сырье и материалы этих предприятий импортные. В результате объем внешнеторгового оборота в 3-3,5 раза превышает объем производимого в республике ВВП. Таким образом, особенностями региона являются очень высокая степень открытости экономики и незначительные размеры внутреннего рынка, а также ориентация большинства крупных предприятий на внешние рынки сбыта продукции.

Особенностью реального сектора экономики региона является также его моноструктурность - преобладание нескольких видов производств в структуре экономики. Так, на долю 5 крупнейших предприятий приходится более 70% всего промышленного производства и обеспечивается около 30% доходов республиканского бюджета.

Данные факторы предопределяют высокую зависимость экономического развития Приднестровской Молдавской Республики от экономической ситуации в странах - основных торговых партнерах (России, Украине, Молдове), что находит отражение в особенностях проводимой центральным банком республики денежно-кредитной политики. Это означает, что

экономическая система республики, в том числе и денежно-кредитная, достаточно чувствительна к любым изменениям условий внешнеэкономической деятельности.

За 25-летний период истории своего существования в качестве независимого государства Приднестровская Молдавская Республика прошла сложный путь построения собственной кредитной системы, которая, несмотря на сравнительную молодость и недостаточный опыт развития, является рыночно ориентированной, характеризуется максимальной направленностью на удовлетворение потребностей клиентов, осторожной кредитной и процентной политикой. Однако на развитие кредитной системы в настоящее время оказывают влияние факторы различного характера: политические, экономические, социальные и исторические.

Политическими факторами, существенно влияющими на развитие кредитной системы республики, являются нестабильность системы экономических отношений, обусловленная территориальной замкнутостью региона; нестабильность и непредсказуемость политической ситуации в регионе, наличие внешней угрозы; экономическая экспансия других государств; низкая степень доверия населения, кредиторов и потенциальных инвесторов к действиям государства. К экономическим факторам относятся слабый уровень развития рынка ценных бумаг, рынка кредитных ресурсов и рынка недвижимости, а также системы страхования; низкий уровень доходов населения, определяющий его платежеспособность; несоответствие уровней развития рыночных отношений в разных отраслях и сферах экономики; отсутствие национальных институциональных инвесторов, заинтересованных в высоконадежном, долгосрочном вложении финансовых

ресурсов; низкий уровень экономической грамотности населения. Социальные факторы обусловлены недостаточностью государственной поддержки граждан, слабой адекватностью существующих кредитных условий и программ социально-экономической обстановке в республике. К историческим условиям можно отнести существующие в обществе традиции накопления средств и отношение к кредиту у населения.

В таких условиях для поддержания стабильности и поступательного развития экономики Приднестровья большое значение имеет эффективная денежно-кредитная политика, проводимая центральным банком республики - Приднестровским республиканским банком.

На протяжении всего времени проведения денежно-кредитной политики главными задачами Приднестровского республиканского банка были обеспечение стабильности национальной валюты и расширение сферы ее применения, развитие и укрепление банковской системы республики, достижение роста реальных объемов производства, равновесия платежного баланса. Банк располагает достаточно разви-

тыми инструментами для проведения денежно-кредитной политики и достижения поставленных целей. В процессе регулирования кредитной системы он стремится содействовать снижению процентных ставок по кредитам коммерческих банков. Однако в связи со спецификой денежного рынка Приднестровского региона рыночный механизм воздействия на межбанковский кредитный рынок пока недостаточно эффективен. Ставка рефинансирования ранее больше носила рекомендательный характер (так, например, в 2003 г. она составляла 16% по краткосрочным кредитам) [2. - С. 34].

Начиная с 2006 г. Приднестровский республиканский банк осуществлял мероприятия по развитию операций рефинансирования и снижению стоимости кредитных ресурсов коммерческих банков для конечных потребителей. Данное решение стало возможным в условиях снижения инфляционных процессов в республике. В первом полугодии 2010 г. ставка рефинансирования сохранялась на уровне, действующем с сентября 2006 г. (табл. 1).

Период действия Размер ставки рефинансирования по кредитам в рублях ПМР, % годовых Нормативный документ

С 11.08.2014 3,5 Протокол заседания Правления № 37 от 6 августа 2014 г.

С 01.06.2014 4 Протокол заседания Правления № 23 от 27 мая 2014 г.

С 15.11.2013 4,5 Протокол заседания Правления № 52 от 12 ноября 2013 г.

С 18.09.2013 5 Протокол заседания Правления № 44 от 13 сентября 2013 г.

С 20.08.2013 5,5 Протокол заседания Правления № 38 от 14 августа 2013 г.

С 18.07.2013 6 Протокол заседания Правления № 32 от 11 июля 2013 г.

С 15.04.2013 6,5 Протокол заседания Правления № 15 от 10 апреля 2013 г.

С 01.07.2010 7 Протокол заседания Правления № 20 от 1 июня 2010 г.

С 01.09.2006 По краткосрочным кредитам (сроком до 1 года включительно) По среднесрочным кредитам (сроком от 1 года до 3 лет включительно) По долгосрочным кредитам (сроком свыше 3 лет)

9 8 7 Протокол заседания Правления № 33 от 15 августа 2006 г.

Т а б л и ц а 1

Ставка рефинансирования Приднестровского республиканского банка

В июле 2010 г. Приднестровским республиканским банком величина ставки рефинансирования по кредитам всех видов срочности была установлена в размере 7% годовых. Данное решение было принято в целях оптимизации условий кредитования, а также перехода к единой ставке рефинансирования без ранжирования по видам срочности кредитов.

В 2013 г. в целях активизации кредитования экономических агентов коммерческими банками центральный банк производил регулирование размера ставки рефинансирования, которая оставалась неизменной с июля 2010 г. (см. табл. 1). Таким образом, ставка рефинансирования Приднестровского республиканского банка снизилась за период с 2010 по 2014 г. с 7 до 3,5%. Ставка рефинансирования центрального банка, установленная с 11 августа 2014 г. в размере 3,5% годовых, за последние несколько лет не изменялась во избежание роста рыночных ставок на предоставляемые ресурсы. Основной экономической предпосылкой для этого стала устойчивая динамика замедления темпов инфляции.

В настоящее время в Приднестровской Молдавской Республике наиболее действенным инструментом регулирования банковской ликвидности является изменение норматива отчислений в фонды обязательного резервирования. Использование этого инструмента осуществляется преимущественно с целью воздействия на объем и структуру денежной массы в зависимости от ситуации для стерилизации или повышения ликвидности коммерческих банков.

Политика обязательного резервирования начала применяться в Приднестровье практически сразу после формирования основ собственной финансовой системы республики. В 1993 г. были введены нормативы обязательных отчислений от остатков всех привлеченных коммерческими банками средств в специально создаваемый

фонд кредитного регулирования. Изначально ставка составляла 20% от объема привлеченных ресурсов. В декабре 1997 г. произошло снижение ставки резервирования с дифференциацией депозитов по срокам. Однако вскоре Приднестровский республиканский банк отказался от разделения нормативов в зависимости от срока привлечения и провел градацию ставки резервирования в соответствии с видом валюты, в которой осуществлялись привлечения [4].

Высокий уровень банковских вкладов в иностранной валюте, а также незначительный объем привлекаемых и размещаемых долгосрочных средств привели к изменению политики центрального банка в сфере обязательного резервирования. Поэтому с ноября 2003 до сентября 2006 г. нормы обязательного резервирования в Приднестровье устанавливались селективно по отношению к срокам и валюте привлекаемых банками ресурсов. При этом по долгосрочным привлечениям и привлечениям в рублях Приднестровской Молдавской Республики устанавливались более низкие нормы резервирования.

В сентябре 2006 г. началась работа по выравниванию отчислений банков в фонд обязательного резервирования, поскольку значительная дифференциация структуры балансов различных коммерческих банков обусловливала существенный разрыв в уровне резервирования - от 2 до 8%. В связи с этим с 1 октября 2006 г. в целях создания равных условий деятельности для коммерческих банков Приднестровским республиканским банком был разработан механизм плавного снижения и постепенного сближения уровня резервирования для банковских учреждений по обязательствам перед юридическими лицами вне зависимости от сроков привлечений. Однако со второго полугодия 2007 г. отмечалась повышательная динамика норматива депонирования в фонды обязательного резервирования (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Нормативы обязательных резервов для кредитных организаций Приднестровской Молдавской Республики

Период действия Проценты от обязательств кредитной организации перед юридическими лицами Нормативный документ

в валюте, % в рублях ПМР, %

С 1 июля 2016 12 14 Указание ПРБ от 06.06.2016 г. № 910-У «Об установлении нормативов обязательных резервов»

С 1 мая 2016 10 12% Указание ПРБ от 09.03.2016 г. № 902-У «Об установлении нормативов обязательных резервов»

С 1 сентября 2015 10 10 Указание ПРБ от 04.08.2015 г. № 864-У «Об установлении нормативов обязательных резервов»

С 1 мая 2015 12 12 Указание ПРБ от 24.03.2015 г. № 838-У «Об установлении нормативов обязательных резервов»

С 1 февраля 2015 15 15 Указание ПРБ от 18.12.2014 г. № 823-У «Об установлении нормативов обязательных резервов»

С 1 августа 2014 14 14 Указание ПРБ от 01.07.2014 г. № 790-У «Об установлении нормативов обязательных резервов»

С 1 июня 2014 14 12 Указание ПРБ от 28.03.2014 г. № 774-У «Об установлении нормативов обязательных резервов»

С 1 мая 2014 14 10 Указание ПРБ от 28.03.2014 г. № 774-У «Об установлении нормативов обязательных резервов»

С 1 мая 2013 14 8 Указание ПРБ от 18.03.2013 г. № 675-У «Об установлении норматива обязательных резервов»

С 1 октября 2012 12 6 Указание ПРБ от 15.08.2012 г. № 583-У «Об установлении норматива обязательных резервов»

С 1 августа 2012 14 10 Указание ПРБ от 04.07.2012 г. № 565-У «Об установлении норматива обязательных резервов»

С 1 февраля 2012 14 Указание ПРБ от 18.01.2012 г. № 513-У «Об установлении норматива обязательных резервов»

С 1 января 2012 13 Указание ПРБ от 30.12.2011 г. № 509-У «Об установлении норматива обязательных резервов»

С 1 апреля 2011 11 Указание ПРБ от 09.02.2011 г. № 435-У «О внесении изменения в Указание ПРБ от 19 мая 2010 г. № 389-У «Об установлении норматива обязательных резервов»

С 1 июля 2010 9 Указание ПРБ от 19.05.2010 г. № 389-У «Об установлении норматива обязательных резервов»

С 1 декабря 2009 7 Решение Правления ПРБ от 20.11.2009 г. (протокол № 34)

С 1 июля 2007 7 Решение Правления ПРБ от 15.05.2007 г. (протокол № 14)

С 1 июня 2007 5,5 Решение Правления ПРБ от 15.05.2007 г. (протокол № 14)

По обязательствам (в рублях ПМР) По обязательствам в иностранной валюте По обязательствам перед банками-нерезидентами

С 1 марта 2007 4 4 X Решение Правления ПРБ от 06.02.2007 г. (протокол № 3)

С 1 октября 2006 7 8 2,5 Решение Правления ПРБ от 13.09.2006 г. (протокол № 35)

Дальнейшая политика центрального банка также определялась необходимостью повышения резервных требований. В начале 2012 г. в рамках денежно-кредитного регулирования Правлением Приднестровского республиканского банка принимались решения, направленные на изъятие излишней денежной массы и на стимулирование повышения доверия вкладчиков к банкам республики. После достижения поставленных в начале года целей по минимизации монетарного фактора инфляции на первый план вышла необходимость формирования условий для активизации кредитования субъектов экономики и усиления роли национальной валюты в платежном обороте. Центральный банк в июле принял решение о последовательном снижении резервных требований. Кроме того, была произведена градация норматива обязательного резервирования с точки зрения денежного эквивалента.

В дальнейшие периоды нормы обязательного резервирования поддерживались центральным банком на уровне, адекватном ликвидности (см. табл. 2).

В отличие от резервных требований операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами являются весьма гибким инструментом денежно-

кредитной политики, так как они используются на добровольной, а не на принудительной основе. Операции на открытом рынке выступают эффективным средством управления денежным предложением и ликвидностью банковского сектора.

В частности, рынок облигаций Приднестровского республиканского банка является инструментом, альтернативным валютному рынку, а также местом размещения свободных денежных средств. Причем если ранее ценные бумаги приобретались на срок 7 дней и сумму до 3 млн рублей, то сегодня сроки приобретения находятся в диапазоне от 7 дней до 3 месяцев при ежедневном размещении до 200 млн рублей, при этом банкам предлагается корзина облигаций разных сроков обращения и гибкое регулирование процентными ставками уровня доходности по ним. Данный факт говорит о востребованности такого инструмента кредитного регулирования. Если в 2004 г. Приднестровский республиканский банк разместил ценные бумаги на сумму 54,5 млн рублей, в 2005 г. - на сумму 164,8 млн рублей, то в 2006 г. сумма реализации составила 526,5 млн рублей, т. е. объем размещения возрос за этот период в 9,6 раза (рисунок).

2016 ' о

2015 ' 0

2014 100

2013

2012 » 0

2011 * 0

2010 * 0

2009 > 0

2008 68_

2007 433 9

2006 526,5

2005

2004 54,5

2003 в^Ш 48,-1

2002 ■■ 37,5

2001 26

100 200 300 400 500 600

Рис. Динамика размещений ценных бумаг Приднестровского республиканского банка, в млн руб.

В 2007 г. Приднестровским республиканским банком был продолжен выпуск в обращение собственных краткосрочных бескупонных облигаций в целях краткосрочного влияния на ликвидность банковской системы. При этом банку удалось достичь постепенного, адекватного спросу увеличения срока обращаемых бумаг для возможности их использования в качестве обеспечения на межбанковском рынке. В последующие годы рынок государственных ценных бумаг характеризовался неустойчивой динамикой, а в период 20092012 гг. и 2015-2016 гг. Приднестровский республиканский банк даже не проводил операции на открытом рынке с ценными бумагами.

Данный факт связан с отсутствием в республике на данный момент продуманной стратегии функционирования рынка ценных бумаг: не проводятся фундаментальные исследования в этой области экономики, отсутствует программа его развития, не создана в полном объеме законодательная база работы рынка, не совершенствуются действующие законы в этой сфере, не разрабатываются необходимые законодательные и нормативные документы для защиты прав и интересов потенциальных инвесторов.

Сегодняшнее состояние данного рынка в республике требует значительных структурных преобразований. Поэтому цель государственного регулирования в этой сфере, по мнению автора, заключается в обеспечении надежности ценных бумаг, а также выработке национальной модели рынка ценных бумаг, которая с учетом существующих в республике условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту.

Для сокращения наиболее ликвидной части денежной массы Приднестровский республиканский банк также проводил депозитные операции, выпуская в обращение депозитные сертификаты, векселя и облигации и размещая их в коммерческих банках.

С 2013 г. Приднестровский республиканский банк внедрил в качестве инструмента денежно-кредитного регулирования краткосрочные депозитные операции овернайт, позволяющие оперативно абсорбировать временно свободные денежные средства банков, нейтрализуя их возможное давление на валютный рынок.

Таким образом, центральный банк ПМР использует депозитные операции для оперативного изъятия ликвидности банковской системы в случае возникновения ее избытка для повышения сбалансированности спроса и предложения в различных секторах финансового рынка, в частности, валютного рынка. При этом учитываются реальное состояние экономики республики и уровень инфляции.

Центральный банк Приднестровской Молдавской Республики стремится содействовать развитию ее экономики, используя в основном опосредованные рычаги через механизм регулирования деятельности кредитных организаций республики путем предоставления дополнительной ликвидности или изъятия ее излишней части. Однако проведение денежно-кредитной политики в 2015-2016 гг. происходило в условиях значительного падения деловой активности в реальном секторе экономики, вызванного общемировыми кризисными процессами, существенным влиянием на конкурентоспособность и востребованность отечественной продукции девальвационных процессов в странах-партнерах, ограничительных мер со стороны сопредельных государств, препятствующих нормальному осуществлению внешнеэкономической деятельности [3].

На фоне сокращения денежных переводов граждан, работающих за рубежом, и падения доходов населения республики произошел значительный отток средств со счетов физических лиц. Остатки на текущих счетах юридических лиц также снизились. В этих условиях большое внимание центрального банка в рамках осуществления надзорных функций уделялось оценке

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и минимизации влияния внешних рисков В заключение необходимо отметить, что

функционирования кредитной системы. денежно-кредитное регулирование Прид-

Деятельность центрального банка нестровского республиканского банка

Приднестровской Молдавской Республики должно быть направлено на обеспечение

строится из необходимости содействия устойчивости и стабильности денежно-

достижению общегосударственных задач кредитной системы, соответствие денеж-

по социально-экономической стабилиза- ного предложения складывающейся эко-

ции в тесном взаимодействии со всеми ор- номической ситуации, поддержание

ганами власти на основе принципа транс- приднестровского рубля и создание в рес-

парентности, обеспечивающего информи- публике условий для стимулирования

рованность всех заинтересованных кругов экономического роста. в вопросах денежно-кредитной политики и работы центрального банка в целом.

Список литературы

1. Волков И. И. Взаимодействие денежно-кредитной и бюджетной политики как способ преодоления кризисных явлений в России / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2015. - № 3 (81). - С. 36-43.

2. Особенности денежно-кредитной политики в ПМР / / Вестник Приднестровского республиканского банка. - 2003. - № 11. - С. 32-36.

3. Отчет Приднестровского республиканского банка за 2015 год / / Вестник Приднестровского республиканского банка. - 2016. - № 5. - С. 3-81.

4. Практика использования обязательного резервирования в ПМР как инструмента денежно-кредитной политики / / Вестник Приднестровского республиканского банка. -2004. - № 11. - С. 22-26.

5. Турсунов Б. А. Методы анализа и оценки кредитного риска банка в Российской Федерации / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. -2016. - № 1 (85). - С. 45-52.

References

1. Volkov I. I. Vzaimodeystvie denezhno-kreditnoy i byudzhetnoy politiki kak sposob preodoleniya krizisnykh yavleniy v Rossii [Interaction of Monetary, Credit and Budget Policy as a Way to Overcome Crisis in Russia]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2015, No. 3 (81), pp. 36-43. (In Russ.).

2. Osobennosti denezhno-kreditnoy politiki v PMR [The Peculiarities of Money and Credit Policy in the PMR]. Vestnik Pridnestrovskogo respublikanskogo banka [Herald of the Pridnestrovian Republican Bank], 2003, No. 11, pp. 32-36. (In Russ.).

3. Otchet Pridnestrovskogo respublikanskogo banka za 2015 god [The Report of the Pridnestrovian Republican Bank for 2015]. Vestnik Pridnestrovskogo respublikanskogo banka [Herald of the Pridnestrovian Republican Bank], 2016, No. 5, pp. 3-81. (In Russ.).

4. Praktika ispol'zovaniya obyazatel'nogo rezervirovaniya v PMR kak instrumenta denezhno-kreditnoy politiki [The Practice of Using the Compulsory Reservation in the PMR as the Instrument of Money and Credit Policy]. Vestnik Pridnestrovskogo respublikanskogo banka [Herald of the Pridnestrovian Republican Bank], 2004, No. 11, pp. 22-26. (In Russ.).

5. Tursunov B. A. Metody analiza i otsenki kreditnogo riska banka v Rossiyskoy Federatsii [Methods of Analyzing and Estimating Credit Risk of the Bank in the Russian Federation]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2016, No. 1 (85), pp. 45-52. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.