РУНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
Алексей Геннадьевич ГУЗНОВ,
кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ, директор Юридического департамента Банка России
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Статья посвящена исследованию особенностей правового регулирования денежно-кредитной политики, осуществляемой Банком России. Подробно рассматриваются инструменты денежно-кредитной политики и их правовое регулирование.
Ключевые слова: Банк России, денежно-кредитная политика, инструменты денежно-кредитной политики, обязательное резервирование, рефинансирование.
A. G. GUZNOV,
Ph.D., Honored Lawyer of the Russian Federation, Director of the Legal Department of the Bank of Russia
LEGAL BASIS OF MONETARY POLICY
The article is devoted a research of features of the legal regulation of the monetary policy that the Central bank of the Russian Federation is conducted. The instruments of the monetary policy and their legal regulation are examined in details.
Keywords: Bank of Russia, monetary policy, instruments of the monetary policy, mandatory reservation, refinancing.
Йенежно-кредитная политика представляет собой комплекс экономических, информационных, правовых мероприятий, частично с использованием так называемых инструментов денежно-кредитной политики, направленных на баланси-е денежного предложения исходя из стратегических и текущих целей, таких как сдерживание инфляции (ценовая стабильность), экономический рост, обеспечение занятости населения. Помимо ценовой стабильности, в качестве целей денежно-кредитной политики выделяют также устойчивый валютный курс, комбинацию макроэкономических приоритетов, финансовую стабильность1.
Эффективность проведения денежно-кредитной политики обусловлена степенью независимости центрального банка от государственных органов. Результаты денежно-кредитной политики зависят также от осуществляемой государственной финансовой, бюджетной политики и политики регулирования финансовых рынков. Реализация стратегии денежно-кредитной политики во многом определяется успешностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков, а результативность денежно-кредитной политики зависит от состояния государственных финансов. Последова-
139
имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)
тельное проведение бюджетной политики, направленной на постепенное сокращение дефицита и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад в поддержание финансовой и макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для достижения целей денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика Банка России имеет аналогичные цели и осуществляется теми же методами, что и в других странах с рыночной экономикой. Вместе с тем в последние годы приоритеты при осуществлении денежно-кредитной политики в большинстве центральных банков сместились от поддержания покупательной способности национальной валюты в сторону так называемого инфляционного таргетирования, т.е. поддержания ценовой стабильности. Мировой опыт реализации политики таргетирования инфляции в различных странах выработал устойчивый перечень инструментов (методов, способов, приемов), к которым, как правило, относятся: обязательные резервы, депозитные операции, маржинальное рефинансирование, операции на открытом рынке и операции по купле-продаже ценных бумаг, репо, валютные свопы2.
Конституционные начала денежно-кредитной политики определены в ст. 75 Конституции РФ, а содержание важнейших вопросов, включая инструменты и методы денежно-кредитной политики, раскрыто в гл. VII Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Банке России).
Важнейшим условием качественного формирования и практической реализации денежно-кредитной политики в России является разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения, в том числе правовых норм для осуществления денежно-кредитной политики Банком России, среди которых юридические конструкции таких важных инструментов денежно-кредитной политики, как заключение и исполнение сделок репо с государственными ценными бумагами РФ; регулирование рынка ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России; эмиссия облигаций Банка России3.
Реализация инструментов денежно-кредитной политики, применяемых центральным банком, как в условиях нормального развития экономики, так и в кризисных условиях тесно взаимосвязана с принципом независимости центрального банка. Так, возможность использования центральным банком тех или иных инструментов денежно-кредитной политики без каких-либо ограничений многие исследователи определяют как сущность экономической независимости центрального банка4. Безусловно, в процессе принятия центральным банком при проведении денежно-кредитной политики решений о выборе того или иного инструмента проявляется функциональная автономия центрального банка.
В России единая государственная денежно-кредитная политика находит свое отражение в таком документе, как Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, который разрабатывается Банком России.
Порядок рассмотрения проекта основных направлений единой государственной К
денежно-кредитной политики включает несколько этапов.
л
ч □
--5
"0
Шустрое А. А. Европейский центральный банк: инструменты денежно-кредитной политики // Деньги и кредит. 2000. № 2. ^
Шохина Э. Х. Особенности юридических конструкций денежно-кредитной политики России т
на среднесрочную перспективу // Юридический мир. 2007. № 12. т
□
2
3
4
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
Банк России представляет проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики:
1) Президенту РФ и Правительству РФ;
2) Государственной Думе.
После того как основные направления единой государственной денежно-кредитной политики будут утверждены Советом директоров Банка России, Банк России представляет их в Государственную Думу (не позднее 1 декабря), которая рассматривает и принимает соответствующее решение не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Таким образом, Государственная Дума РФ рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Закрепление такого порядка направлено на обеспечение адекватности проводимой Банком России денежно-кредитной политики и ее соответствия основным показателям государственного бюджета РФ на соответствующий год.
В части 3 ст. 45 Закона о Банке России закреплен исчерпывающий перечень вопросов, обязательных к отражению в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики. К примеру, Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 г и период 2015—2016 гг.5 включают следующие разделы:
1. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу.
2. Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2013 г
3. Цели денежно-кредитной политики и сценарии макроэкономического развития.
4. Реализация денежно-кредитной политики в 2014—2016 гг.
Банк России в 2014 г. продолжил проводить курсовую политику, не препятствуя формированию тенденций в динамике курса рубля, обусловленных действием фундаментальных макроэкономических факторов, не устанавливая каких-либо фиксированных ограничений на уровень курса национальной валюты. При этом в течение данного периода Банк России осуществлял постепенное повышение гибкости курсообразова-ния, в том числе путем сокращения объемов интервенций Банка России, направленных на сглаживание колебаний обменного курса рубля, а также увеличения чувствительности границ операционного интервала к объему совершенных Банком России интервенций, тем самым создавая условия для адаптации участников рынка к колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.
В 2014 г. была завершена работа по созданию условий для перехода к режиму плавающего валютного курса, который предполагает отказ от использования операционных ориентиров курсовой политики, связанных с уровнем валютного курса, что позволит Банку России сконцентрироваться на управлении рыночными процентными ставками для достижения цели по инфляции. Банк России продолжает проводить операции на внутреннем валютном рынке, связанные с пополнением или расходованием средств суверенных фондов и позволяющие транслировать спрос или предложение иностранной валюты со стороны Федерального казначейства на внутренний валютный рынок. Также Банк России сохраняет за собой право проводить валютные интервенции в рамках решения задач по регулированию уровня ликвидности банковского сектора. Подобная практика не противоречит концепции режима плавающего валютного курса и успешно применяется развитыми странами, имеющими суверенные фонды. Кроме того, данный режим не исключает возможности точечных операций на валютном рынке в целях поддержания финансовой стабильности в случае шоковых событий.
141
имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)
Для реализации денежно-кредитной политики используются различные способы, которые получили название инструментов денежно-кредитной политики и под которыми следует понимать тесно связанные с целевыми ориентирами денежно-кредитной политики показатели, находящиеся в сфере воздействия Банка России как органа денежно-кредитного регулирования, величина которых может быть достаточно быстро скорректирована, рыночные и административные способы воздействия на денежное предложение .
В соответствии со ст. 35 Закона о Банке России основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Перечисленные инструменты денежно-кредитной политики подразделяются на экономические и административные. К административным относятся, например, нормативы обязательного резервирования, прямые количественные ограничения. К экономическим — процентные ставки, операции на открытом рынке, валютные интервенции и др.6
Статья 35 Закона о Банке России устанавливает исчерпывающий перечень основных инструментов и методов денежно-кредитной политики, что предполагает подразделение инструментов и методов денежно-кредитной политики на основные и дополнительные. К дополнительным инструментам денежно-кредитной политики могут быть отнесены операции и сделки Банка России на открытом рынке в целях проведения денежно-кредитной политики7 (например, операции и сделки с корпоративными облигациями, включенными в Ломбардный список Банка России).
Процентные ставки по операциям Банка России. Согласно ст. 37 Закона о Банке России, Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.
Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки (прежде всего ставки по кредитным и депозитным операциям, осуществляемым кредитными организациями), а также в рамках процентной политики устанавливает процентные ставки по различным операциям или проводит политику без фиксации процентных ставок, ориентируясь на текущую ситуацию.
Процентная политика представляет собой часть денежно-кредитной политики и заключается в изменении процентных ставок по операциям центрального банка, повыше- к ние или понижение которых означает ужесточение или смягчение денежно-кредитной □ политики. Процентная политика является одним из важнейших рыночных инструментов и при проведении центральным банком денежно-кредитной политики. 5
£
Подробнее: Голубев С. А., Гузнов А. Г., Комиссарова М. В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской т
Федерации (Банке России)» (постатейный) // СПС «ГАРАНТ». К
□
Деньги, кредит, банки : учебник / под ред. О. И. Лаврушина. 3-е изд., перераб. и доп. М. : КноРус,
6
7
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
Центральные банки используют различные процентные ставки, в зависимости от вида операций (привлечение депозитов, предоставление кредитов, совершение сделок репо и др.). Данные ставки зависят от оценки текущей ситуации и могут координироваться с некой базовой величиной. Длительное время роль базовой процентной ставки в России играла так называемая ставка рефинансирования, т.е. процентная ставка, под которую Банк России мог бы предоставлять кредиты банкам в качестве кредитора последней инстанции.
С сентября 2013 г. Банк России в рамках перехода к режиму таргетирования инфляции принял решение о реализации комплекса мер по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики. Данные меры включают:
— введение ключевой ставки Банка России путем унификации процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок одна неделя;
— формирование коридора процентных ставок Банка России и оптимизацию системы инструментов по регулированию ликвидности банковского сектора;
— изменение роли ставки рефинансирования в системе инструментов Банка России.
Как заявлено пресс-службой Банка России, «указанные мероприятия позволят повысить прозрачность денежно-кредитной политики и улучшить ее понимание субъектами экономики, что будет способствовать усилению действенности процентного и информационного каналов трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и достижению конечной цели по обеспечению ценовой стабильности»8.
Банк России объявляет ключевой ставкой денежно-кредитной политики процентную ставку по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок одна неделя. Банк России намерен использовать ключевую ставку в качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики, что будет способствовать улучшению понимания субъектами экономики принимаемых Банком России решений.
Кроме того, было объявлено, что 1 января 2016 г. Банк России скорректирует ставку рефинансирования до уровня ключевой ставки. До указанной даты ставка рефинансирования будет иметь второстепенное значение. Сведения о ней публикуются на сайте Банка России исходя из того, что ставка рефинансирования принимается во внимание при определении различных имущественных обязанностей, как частно-правового, так и публично-правового характера. В гражданско-правовых отношениях она служит величиной, принимаемой за основу при исчислении размера процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами, если стороны не определили размер неустойки в договоре. Также она используется во многих расчетах, регламентируемых ГК РФ, НК РФ, в таможенных отношениях.
В настоящее время происходит последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в процессы курсообразования, что означает уменьшение влияния операций по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем рынке на формирование ликвидности банковского сектора. В связи с этим политика управления процентными ставками является ключевой в процессе денежно-кредитного регулирования. Решения в области процентной политики Банком России принимаются, как правило, на квартальной основе. Поскольку воздействие мер денежно-кредитной политики на динамику инфляции распределяется во времени, при принятии решений Банк России ориентируется на оценки ожидаемой траектории инфляции. Решения Банка России опираются на широкий анализ рисков для достижения цели по снижению
143
имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)
инфляции как со стороны факторов спроса и предложения в экономике, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны монетарных факторов, динамика которых определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции9.
Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Политика минимальных резервов (резервная политика) связана с утверждением и изменением центральным банком нормативов обязательных резервов. Обязательные резервы — это доля средств кредитных организаций, которую они обязаны хранить на депозитах в Банке России и которую Банк России использует как средство контроля за объемом банковских депозитов и совокупной денежной массы в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Регулирование размеров обязательных резервов в ту или другую сторону может оказывать как сдерживающее, так и стимулирующее влияние на экономику через сокращение или увеличение объемов кредитования10. Безусловно, минимальные резервы имеют двойное назначение: во-первых, они должны обеспечить постоянный уровень ликвидности кредитных организаций, во-вторых, они являются инструментом центрального банка по регулированию денежной массы и кредитоспособности кредитных организаций11. В настоящее время центральные банки предпочитают более гибкие инструменты, такие, например, как операции на открытом рынке, позволяющие оперативно предоставлять или изымать ликвидность у банковского сектора12, поскольку в основе обязательных резервных требований лежит экономическая зависимость между объемами таких резервов и банковскими операциями.
В целом политика Банка России направлена на приближение норм резервирования к общемировым стандартам13. В настоящее время Банк России использует обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора в целях ограничения кредитных возможностей банков и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении14. При осуществлении Банком России политики минимальных резервов регулирование происходит посредством установления в нормативных актах Банка России определенного размера резервов для кредитных организаций с целью решения регулятором текущих задач в области денежно-кредитной политики, в том числе по обеспечению стабильности рынка банковских услуг.
Основным нормативным актом Банка России, регулирующим обязательное резервирование, является положение Банка России от 7 августа 2009 г № 342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций»15 (далее — Положение № 342-П), в соот-
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов // Вестник Банка России. 2011. № 65.
Минакова С. Л. Депонирование обязательных резервов в Банке России по новым правилам //
Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. 2009. № 6. Ш
гп
Ефимова Л. Г. Банковское право. Т. 1. Банковская система Российской Федерации. М. : Статут, ^
2010. □
"0
Новиков А. Н. Денежно-кредитное регулирование: современные методы и инструменты. М.,
2003. С. 101. ^
Мирзоян Р. Э. Денежно-кредитная политика Российской Федерации // Финансовое право.
2008. № 4. X
Алексеева Д. Г., Пыхтин С. В. Банковское право : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : К
Юрайт, 2010. С. 114.
□
9
10
11
12
13
14
УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кутафина(МГЮА)
ветствии с которым нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования), определяются как размер обязательных резервов в процентном отношении к резервируемым обязательствам кредитной организации. Согласно Положению № 342-П кредитная организация осуществляет депонирование обязательных резервов в Банке России денежными средствами в валюте РФ путем их перечисления на счет для хранения обязательных резервов, открытый в Банке России, в безналичном порядке. Вместе с тем изменения, внесенные в июле 2014 г. в Закон о Банке России и Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках), предусматривают, что средства обязательных резервов могут не зачисляться на специальный счет, а оставаться в качестве неснижаемого остатка на корреспондентском счете кредитной организации, открытом в Банке России16.
Сумма обязательных резервов, подлежащая депонированию в Банке России, рассчитывается путем применения норматива обязательных резервов, депонируемых в Банке России, к средней хронологической величине резервируемых обязательств за отчетный период и исключения величины наличных денежных средств в валюте РФ в кассе кредитной организации. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.
В состав резервируемых обязательств включаются пассивные остатки балансовых счетов, установленных положением Банка России от 16.07.2012 № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»17.
Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, осуществляется уполномоченным учреждением Банка России ежемесячно.
В целях регулирования текущей ликвидности кредитная организация вправе использовать усреднение обязательных резервов в течение периода усреднения. Право на усреднение обязательных резервов предоставляется уполномоченным учреждением Банка России кредитной организации, отвечающей следующим критериям: 1) она относится к 1-й или 2-й классификационной группе (в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России); 2) не имеет недовзноса, неуплаченного штрафа; 3) выполнила обязанность по усреднению обязательных резервов в предыдущем периоде усреднения (если кредитная организация пользовалась правом усреднения); 4) не имеет просроченных денежных обязательств перед Банком России, в том числе по кредитам Банка России и процентам по ним.
В статье 38 Закона о Банке России содержатся два ограничения на применение Банком России обязательного резервирования, а именно:
1) нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации;
2) нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.
Указанные выше ограничения по нормированию обязательных резервов кредитных организаций, находящихся в Банке России, с одной стороны, направлены на обеспечение интересов кредитных организаций при проведении регулятором денежно-кредитной политики, поскольку общепризнано, что данный инструмент является довольно жестким способом воздействия на общую ликвидность банковской системы, особенно в кризисных условиях. С другой стороны, такие ограничения предотвращают слишком
Федеральный закон от 21.07.2014 № 218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru. 22 июля 2014 г.
Вестник Банка России. 2012. № 56—57.
16
145
имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)
резкие колебания пределов обязательного резервирования и, следовательно, существенные изменения процентной политики, которые могут оказать негативное влияние на денежно-кредитную политику в целом.
В случае неисполнения банками обязанности по соблюдению нормативов обязательных резервов Банк России вправе:
1) списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств. Под нарушением нормативов обязательных резервов в целях Положения № 342-П понимается:
— недовзнос, не перечисленный кредитной организацией на счета по учету обязательных резервов в период регулирования обязательных резервов;
— недовзнос, установленный по результатам проверки;
— невыполнение кредитной организацией обязанности по усреднению обязательных резервов;
2) взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России.
Сумма недовнесенных средств представляет собой неисполненную кредитной организацией обязанность, поэтому эта сумма взыскивается в бесспорном порядке. Штраф представляет собой имущественное изъятие в доход федерального бюджета, поэтому закреплено правило о его взыскании в судебном порядке. Однако, несмотря на закрепленную в ст. 38 Закона о Банке России норму относительно специального судебного порядка для взыскания Банком России с кредитной организации штрафа при нарушении нормативов обязательных резервов, в силу специальной установленной законом компетенции Банк России вправе предъявить требование об уплате кредитной организацией штрафа во внесудебном порядке18. Положение № 342-П предусматривает, что штраф за нарушение нормативов обязательных резервов оформляется предписанием, а в случае, если предписание об уплате штрафа добровольно не исполняется кредитной организацией в установленный срок, Банк России вправе взыскать с нее штраф в судебном порядке.
Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.
Судебная практика по взысканию штрафов за нарушение нормативов обязательных резервов в судебном порядке за продолжительный срок отсутствует.
На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России (по сути, являющиеся изъятием из имущества кредитной организации), не может быть обращено взыскание, в том числе в ходе исполнительного производства.
После отзыва лицензии на резервы, депонированные кредитной организацией в Банке России, распространяется общий порядок конкурсного производства и ликвидационных процедур при их использовании, предусмотренный Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»19, Законом о банкротстве банков и изданными в соответствии с ними нормативными актами Банка России. к
Средства обязательных резервов, депонированные кредитной организацией в о
Банке России, зачисляются на основной счет кредитной организации, поскольку все и
5
иные счета кредитной организации, открытые в иных кредитных организациях, под-
£
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 № 9-П « По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жа- С лобой гражданки Г. А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского К округа» // СЗ РФ. 2005. № 30. Ст. 3200. М
18
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
лежат закрытию по мере их обнаружения, путем расторжения договоров банковского счета в соответствии со ст. 859 ГК РФ20. Кроме того, согласно ст. 20 Закона о банках и Положению № 342-П отзыв (аннулирование) лицензии Банка России на осуществление банковских операций у кредитной организации прекращает обязанность кредитной организации по выполнению резервных требований.
Операции на открытом рынке (open market operation). Под операциями Банка России на открытом рынке, согласно ст. 39 Закона о Банке России, понимаются:
1) купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами;
2) купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами.
Операции на открытом рынке признаются одним из наиболее эффективных так называемых косвенных, или рыночных, инструментов денежно-кредитной политики, влияющих на объем денежных средств, которые находятся у финансовых институтов, прежде всего у банков. Как следствие, операции на открытом рынке влияют через эффект денежного мультипликатора на предложение кредита и экономическую ситуацию в целом. С точки зрения экономической теории, операции на открытом рынке включают в себя операции на открытом рынке с ценными бумагами и иные операции, например валютные свопы21.
В целом операции на открытом рынке — это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возможностей банков путем размещения государственного долга. Изменяя процентные ставки на открытом рынке, Банк России осуществляет воздействие на денежный рынок и рынок капитала путем создания выгодных условий для кредитных институтов по покупке и продаже государственных ценных бумаг в целях повышения своей ликвидности22. Покупка ценных бумаг приводит к понижению процентных ставок, вследствие чего повышается объем кредитов; эффект от их продажи — обратный23.
Определяя сущность данных операций, можно заключить, что для Банка России они не носят коммерческий характер. Действительно, для самого Банка России такие операции носят публичный характер, являясь одним из инструментов реализации единой государственной денежно-кредитной политики, при этом для его контрагентов — кредитных организаций — они, безусловно, являются операциями коммерческими24.
Операции на открытом рынке, перечисленные в ст. 39 Закона о Банке России, можно классифицировать по различным основаниям:
1) по типу ценных бумаг:
— операции с государственными ценными бумагами;
20 Постановление ФАС Поволжского округа от 04.04.2006 № А12-4144/00-С50.
21 Моисеев С. Р. Указ соч. С. 238. (Валютный своп — комбинация двух противоположных сделок
на одинаковую сумму с различными датами совершения операций).
22 Мирзоян Р. Э. Денежно-кредитная политика Российской Федерации // Финансовое право.
2008. № 4.
23 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь
М. : ИНФРА-М, 2006.
147
имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)
— операции с ценными бумагами Банка России;
— операции с негосударственными ценными бумагами;
2) по виду ценных бумаг:
— операции с долговыми инструментами (векселями и облигациями);
— операции с ценными бумагами, удостоверяющими права участия в капитале (акции);
3) по виду сделок:
— сделки купли-продажи;
— сделки репо;
4) по срочности сделок:
— краткосрочные;
— среднесрочные;
— долгосрочные.
Банк России, как и любой центральный банк, отдает в своей текущей деятельности предпочтение государственным ценным бумагам, которые обладают максимальной ликвидностью и минимальным кредитным риском. Однако после кризиса 2008 г. Банку России было предоставлено право осуществлять операции и с негосударственными ценными бумагами.
В состав операций Банка России, закрепленных в ч. 1 ст. 39 Закона о Банке России, входят:
— купля-продажа казначейских векселей;
— купля-продажа государственных облигаций;
— купля-продажа прочих государственных ценных бумаг;
— купля-продажа облигаций Банка России;
— заключение договоров репо с указанными ценными бумагами.
Казначейские векселя относятся к долговым ценным бумагам, которые представляют собой обязательства, размещенные эмитентами на фондовом рынке для заимствования денежных средств, необходимых для решения текущих и перспективных задач.
Министерство финансов РФ вправе выпускать ценные бумаги в виде облигаций, которые могут быть номинированы как в валюте РФ (государственные краткосрочные облигации, облигации федерального займа), так и в иностранной валюте (облигации государственного валютного облигационного займа, облигации внешних облигационных займов), а также в виде векселей (казначейских векселей). Поскольку государственные ценные бумаги составляют часть государственного долга (при этом ценные бумаги, номинированные в рублях, относятся к части внутреннего долга, а номинированные в валюте — к части внешнего долга), законодательно определены некоторые дополнительные условия, соблюдение которых обязательно при эмиссии государственных ценных бумаг и которые позволяют контролировать объем государственного долга. Так, представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня25.
Правом эмитировать облигации обладают публично-правовые образования — Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Государствен- и
ные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, 5
относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом 5
от 22.04.1996 № Э9-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг), 5
удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бу- С
25 Эмирсултанова Э. Э. Фондовые правоотношения, регулируемые нормами финансового пра- М<
ва // Финансовое право. 2005. № 4. НАУК1
Ш гп
Л
ч □
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
маг денежных средств или, в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг, иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.
При рассмотрении закрепленного в Законе о рынке ценных бумаг перечня ценных бумаг, с которыми вправе совершать операции Банк России, в первую очередь необходимо отметить, что указанные объекты должны отвечать требованию надежности. Тра -диционно считается, что государство — наиболее надежный эмитент, который не может не расплатиться по своим обязательствам. В этом особая привлекательность инскрип-ций для инвесторов. В то же время в мировой практике инскрипции, являясь наиболее надежными ценными бумагами, являются и наименее доходными26.
Облигации Банка России. Как следует из названия указанной ценной бумаги, ее эмитентом может выступать исключительно Банк России. При этом статуса государственной ценной бумаги облигации Банка России не имеют. Выпуская облигации, Банк России обеспечивает участников финансового рынка, прежде всего кредитные организации, весьма надежным и ликвидным инструментом для вложения свободных денежных средств27.
Общие положения о порядке эмиссии и обращения облигаций Банка России закреплены в Законе о рынке ценных бумаг, а именно в ст. 27.5-1 «Особенности эмиссии и обращения облигаций Банка России», которая была введена Федеральным законом от 18.06.2005 № 61-ФЗ28.
При этом процедура выпуска облигаций Банка России имеет несколько особенностей по сравнению с общим порядком выпуска ценных бумаг Так, облигации Банка России выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением. Размещение и обращение облигаций Банка России осуществляются только среди российских кредитных организаций. Также существенным отличием процесса эмиссии облигаций Банком России от эмиссии ценных бумаг кредитными организациями является отсутствие необходимости государственной регистрации выпуска или дополнительного выпуска таких облигаций. Кроме того, в отношении таких облигаций не требуется составление проспекта и государственная регистрация отчета об итогах выпуска облигаций29.
Согласно положению Банка России 29.03.2006 № 284-П «О порядке эмиссии облигаций Банка России»30 (далее — Положение № 284-П) эмиссия облигаций Банка России осуществляется на основании принятого Советом директоров Банка России решения о размещении облигаций Банка России и утвержденного Советом директоров Банка России решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России. Объем каждого выпуска облигаций Банка России определяется с учетом рассчитанного согласно ст. 44 Закона о Банке России предельного размера общей номинальной стоимости облигаций. Банк России присваивает выпуску облигаций Банка России идентификационный номер. Выпуск облигаций Банка России оформляется сертификатом облигаций Банка России. Размещение облигаций Банка России начинается не ранее трех дней с даты раскрытия Банком России информации, содержащейся в решении
Шевченко Г. Н. Эмиссионные ценные бумаги: понятие, эмиссия, обращение. М. : Статут, 2006. С. 99.
Комментарий к Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЭ «О рынке ценных бумаг» (постатейный) / Ю. Н. Распутный [и др.]. М. : Деловой двор, 2009.
СЗ РФ. 2005. № 25. Ст. 2426.
26
27
28
29
149
имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)
о выпуске облигаций Банка России, путем опубликования ее на странице Банка России в сети Интернет и осуществляется в течение срока, установленного в решении о выпуске облигаций Банка России. Банк России осуществляет ведение Реестра выпусков облигаций Банка России в электронном виде и на бумажном носителе. Информация о выпусках облигаций Банка России, находящихся в обращении, раскрывается путем опубликования ее на странице Банка России в сети Интернет.
Условия проведения операций с облигациями Банка России в 2010 г были изменены. В соответствии с принятым решением Банк России перешел к эмиссии трехмесячных облигаций Банка России с периодичностью размещения один раз в два месяца. Кроме того, в связи с повышением ликвидности вторичного рынка с 15 декабря 2010 г Банк России прекратил выполнение функций маркетмейкера и, соответственно, регулярное выставление котировок покупки (продажи) облигаций Банка России на вторичном рынке. Указанные решения Банка России были направлены на повышение эффективности денежно-кредитной политики за счет усиления воздействия операций Банка России на краткосрочные ставки денежного рынка31. В дальнейшем Банк России предполагал продолжать проведение депозитных операций и операций по размещению облигаций Банка России для абсорбирования избыточной ликвидности банковского сектора32, однако начиная с 2012 г Банк России не проводит операции с облигациями Банка России33.
Заключение договоров репо с ценными бумагами как операция Банка России на открытом рынке обладает несколькими особенностями. Во-первых, заключение договоров репо возможно только с теми ценными бумагами, которые предусмотрены в ст. 39 Закона о Банке России. Во-вторых, понятие договора репо закреплено в специальном законодательстве (в Законе о рынке ценных бумаг), а не в гражданском законодательстве. В-третьих, стороной по такому договору всегда выступает Банк России. В-четвертых, данная норма корреспондирует налоговому законодательству, где операцией репо признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам репо Законом о рынке ценных бумаг При этом первой и второй частями репо признаются соответственно первая и вторая части договора репо (ст. 282 НК РФ).
Под договором репо понимается договор, по которому одна сторона (продавец по договору репо) обязуется в срок, установленный этим договором, передать в собственность другой стороне (покупателю по договору репо) ценные бумаги, а покупатель по договору репо обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (первая часть договора репо) и по которому покупатель по договору репо обязуется в срок, установленный этим договором, передать ценные бумаги в собственность продавца по договору репо, а продавец по договору репо обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (вторая часть договора репо).
В пункте 2 ч. 1 ст. 39 Закона о Банке России предусмотрено несколько требований к иным ценным бумагам, купля-продажа которых признается операцией Банка России на открытом рынке.
В качестве первого требования закреплена специальная процедура их утвержде- ^
ния. Так, иные ценные бумаги, прямо не предусмотренные в указанной статье, должны к
быть определены решением Совета директоров Банка России. н
и
31 Официальное сообщение Банка России от 02.11.2010 «Об изменении условий проведе- ^ ния Центральным банком Российской Федерации операций с облигациями Банка России» // Вестник Банка России. 2010. № 60. ^
32 Заявление Правительства РФ № 1472п-П13, Банка России № 01-001/1280 от 05.04.2011 «О Ñ
Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» // К Вестник Банка России. 2011. № 21. О
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
Вторым требованием является допуск ценных бумаг к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Одним из основных условий допуска ценных бумаг к торгам на фондовой бирже является их соответствие требованиям законодательства РФ. Например, в общем случае ценные бумаги допускаются к обращению на фондовой бирже, если: проведена регистрация проспекта ценных бумаг (правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом); осуществлена государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитента или в Банк России представлено уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг; эмитентом ценных бумаг соблюдаются требования законодательства РФ о ценных бумагах и нормативных актов Банка России, в том числе о раскрытии информации на рынке ценных бумаг, а управляющей компанией паевого инвестиционного фонда — требования законодательства РФ об инвестиционных фондах и иных нормативных правовых актов. Допуск ценных бумаг к торгам на фондовой бирже осуществляется путем их включения в список ценных бумаг, допущенных к торгам. Возможны два варианта включения ценных бумаг эмитента в список торгуемых на фондовой бирже ценных бумаг: 1) в перечень внесписочных ценных бумаг. Данный вариант доступен для всех эмитентов, новых или существующих выпусков ценных бумаг Это наиболее простой способ вывода ценных бумаг на фондовый рынок, поскольку эмитент осуществляет минимальные предварительные действия. Включение ценных бумаг в перечень внесписочных ценных бумаг может стать первым шагом к их последующему переводу в один из котировальных списков для дальнейшего повышения статуса компании; 2) в один из котировальных списков (с прохождением процедуры листинга)34.
Часть 2 ст. 39 Закона о Банке России устанавливает несколько ограничений при осуществлении Банком России операций на открытом рынке с акциями. Так, с акциями допускаются только заключение договоров репо, а реализация Банком России акций возможна лишь в связи с ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств по договору репо.
Рефинансирование. Под рефинансированием в соответствии со ст. 40 Закона о Банке России понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.
В целом рефинансирование представляет собой процесс предоставления центральным банком ресурсов кредитным организациям, инструментом регулирования которого выступает установление ставки, отражающей стоимость таких ресурсов в процентах годовых. Значение рефинансирования проявляется в том, что оно позволяет Банку России оказывать воздействие на развитие банковской системы и определять государственную денежно-кредитную политику, не нарушая запрет на вмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций. Банк России посредством кредитной деятельности поддерживает нормальное функционирование банковской системы и предоставляет кредитным организациям возможность преодолеть временно возникшие финансовые трудности, предотвращая негативные последствия системных кризисных явлений в банковской сфере. Цели рефинансирования, а также конкретных договоров, заключаемых между Банком России и кредитными организациями (на стороне кредитора — Банк России), находятся вне сферы частно-правовых отношений и направлены на обеспечение проведения соответствующей государственной денежно-кредитной политики, т.е. публичных интересов.
Содержание рефинансирования обладает несколькими особенностями. Во-первых, правила заключения и исполнения кредитных договоров определяются одним из их участников, выступающим в роли кредитора, — Банком России. Во-вторых, при ре-
151
имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)
финансировании Банк России выполняет функции кредитора последней инстанции. В-третьих, Банк России, заключая с кредитными организациями кредитные договоры, руководствуется принципом сбалансированного удовлетворения публично-правовых и частно-правовых интересов35.
К особенностям механизма рефинансирования можно отнести процентную ставку кредитования Банка России кредитных организаций. Как ранее уже отмечалось, до сентября 2013 г. Банк России принимал в качестве базовой ставку рефинансирования, которая являлась ориентиром для установления процентных ставок по конкретным видам кредитов (в зависимости от срока, наличия и характера обеспечения). Признавалось, что ставка рефинансирования является механизмом выявления средней стоимости денег и выполняет фискальную функцию, оказывает влияние на кредитную сферу, поскольку ее повышение влечет рост ставок по кредитам и в меньшей степени — по депозитам36. С сентября 2013 г. Банк России перешел на определение ключевой ставки.
Кроме того, помимо инфляции, валового внутреннего продукта и реальной ставки, на процентную политику оказывают влияние и иные факторы, например состояние платежного баланса, степень развития и состояние денежного рынка, валютный курс37.
Общий срок предоставления обеспеченных кредитов Банком России длительное время не мог превышать одного года. В 2013 г. этот срок был заменен на 5 лет, что более соответствует инвестиционным целям, однако проблематично с точки зрения задач денежно-кредитной политики. Необеспеченные кредиты, которые предоставлялись Банком России в соответствии со ст. 46 Закона о Банке России в период кризиса 2008—2009 гг., по-прежнему могут быть предоставлены только на срок до одного года.
Банк России использует различные формы предоставления кредитов. Значительная доля ликвидности предоставляется кредитным организациям под залог ценных бумаг, входящих в так называемый ломбардный список Банка России (в основном по сделкам репо). Кроме этого, предоставляется ликвидность под обеспечение в виде прав требований к заемщикам банков, векселей третьих лиц, в виде золота. Порядок предоставления кредитов, права и обязанности кредитных организаций, возникающие в ходе получения кредитов и исполнения обязанностей по ним, урегулированы рядом нормативных актов Банка России, среди которых: положение Банка России от 04.08.2003 № 236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг»38, положение Банка России от 12.11.2007 № 312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами»39 и иные.
Валютные интервенции. Под валютными интервенциями Банка России согласно ст. 41 Закона о Банке России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег
Валютная интервенция — это способ воздействия центрального банка на процессы формирования курса своей валюты на внутригосударственном и международном валютном рынке. Валютные интервенции осуществляются путем купли или продажи п
Т
Р
35 Сытников М. Ю. Правовое понятие «кредитная деятельность Банка России» // Банковское Ю право. 2006. № 4. Р
36 Химичев А. Угадайте ставку // Практическая бухгалтерия. 2009. № 1.
37 Моисеев С. Р. Конструкция процентной политики центрального банка: международные нор- Е мы и практика Банка России // Банковское дело. 2009. № 12. П
38 Вестник Банка России. 2003. № 62. М
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
национальной валюты с целью повышения или понижения ее курса40. Основной целью валютных интервенций является сглаживание колебаний курса национальной валюты. Такая целевая направленность обуславливает отнесение валютных интервенций центрального банка к косвенным инструментам денежно-кредитной и валютной политики, наряду с операциями на открытом рынке и краткосрочным рефинансированием41.
Валютные интервенции в международной практике активно применяются центральными банками в условиях кризиса и резкого усиления волатильности валютных курсов. В странах с либеральным валютным регулированием законодательство наделяет центральные банки либо иные органы, выполняющие их функции, чрезвычайными полномочиями, которые применяются только в ситуации валютного кризиса. Действительно, в таких условиях требуется активное вмешательство центрального банка в аккумулирование международных резервов, достаточных для проведения интервенций на валютном рынке42. В США для манипулирования обменными курсами на внутреннем рынке правительство прибегает к механизму валютной интервенции, осуществляя покупку или продажу долларов США на внутреннем валютном рынке43. В Японии Центральный банк Японии в сентябре 2010 г впервые за шесть лет провел валютные интервенции в размере 25 млрд долл., что подчеркивает значимость опыта Японии в период после резкого снижения цен на активы в качестве образца для остальных развитых экономик, принимающих меры к преодолению значительного сокращения объемов кредитования44.
Практика валютных интервенций применялась Банком России в период глобального экономического кризиса в 2008—2009 гг. Так, в условиях активного вывода инвесторами средств из российских активов и связанного с ним повышения спроса на иностранную валюту действия Банка России были направлены на недопущение чрезмерного ослабления рубля и удержания стоимости бивалютной корзины. В этой связи Банк России осуществлял продажи иностранной валюты на внутреннем рынке, в результате которых объем международных резервов резко сократился (их общий объем по состоянию на 1 января 2009 г. снизился до 427,1 млрд долл.)45.
В настоящее время курсовая политика Банка России также направлена на сглаживание резких колебаний валютного курса рубля, что обуславливает проведение операций по купле-продаже иностранной валюты. В целях обеспечения постепенной адаптации экономических агентов к его изменению осуществляется покупка или продажа иностранной валюты не только при нахождении стоимости бивалютной корзины на границах широкого плавающего операционного интервала, но и внутри него. При этом в центральной части плавающего операционного интервала выделяется «нейтральный» диапазон, в котором Банком России не совершаются валютные интервенции. При выходе стоимости бивалютной корзины за пределы данного диапазона Банк России начи-
Неретин М. С. Административное правовое регулирование валютного контроля и место Банка
России в системе валютного контроля // Административное и муниципальное право. 2008. № 4.
Лисицын А. Ю. Валютная политика. Валютный союз. Евро / под ред. А. Н. Козырина. М. : Центр публично-правовых исследований, 2008.
Слепов В. А., Ларцев М. И. Динамика денежно-кредитной политики развитых стран // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2010. № 1.
Трапезников В. А. Валютное регулирование в международном инвестиционном праве. М. : Волтерс Клувер, 2004.
Звонова Е. А., Журавлева Ю. А. Международные валютные войны в конце 2010 года: позиции отдельных стран // Международная экономика. 2011. № 3.
40
41
42
43
44
'Ш©Т[п]Ш1Ж Гузнов А. Г. 153
УНИВЕРСИТЕТА Правовые основы денежно-кредитной политики ' ^^^^
имени О.Е.Кугафина(МГЮА) ' " ' ^
нает операции по покупке (продаже) иностранной валюты на внутреннем рынке, интенсивность которых возрастает по мере приближения рыночной стоимости бивалютной корзины к границам операционного интервала46.
Ориентиры роста денежной массы. В соответствии со ст. 42 Закона о Банке России, Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Понятия «денежная масса» и «показатели денежной массы» законодательно не установлены, их содержание не раскрыто и в нормативных актах Банка России. Однако понятие «денежная масса» является категорией, широко применяемой в экономической науке. Так, денежная масса определяется как совокупность наличных денег, находящихся в обращении, и остатков безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство.
Показателями структуры денежной массы являются денежные агрегаты, под которыми понимаются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности, т.е. возможностью быстрого превращения в наличные деньги.
При увеличении денежной массы, осуществляемом Банком России, законодательно установлено требование о его соответствии ориентирам, закрепленным в основных направлениях государственной денежно-кредитной политики. Иными словами, установление Банком России ориентиров роста денежных агрегатов ограничено.
Прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России в соответствии со ст. 43 Закона о Банке России понимается установление лимитов:
— на рефинансирование кредитных организаций;
— проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
При этом первое из указанных ограничений касается самого Банка России в части осуществления им функции по рефинансированию кредитных организаций. Второе ограничение направлено на ограничение осуществления отдельных банковских операций другого уровня банковской системы — кредитных организаций.
Прямые количественные ограничения определяются как количественные ограничения, непосредственно лимитирующие права коммерческих банков предоставлять кредиты сверх разрешенных объемов. Наряду с косвенными ограничениями, прямые количественные ограничения относятся к кредитным ограничениям. В целом под кредитными ограничениями понимаются административные или законодательные меры, предпринимаемые казначействами и центральными банками по ограничению объемов кредита и используемые в качестве инструмента антиинфляционной политики для стабилизации денежно-кредитной системы и регулирования ликвидности банков.
Установление лимитов проведения отдельных банковских операций организациями означает введение одинаковых для всех кредитных организаций количественных ограничений, т.е. ограничений по объему привлекаемых средств или, напротив, выдаваемых кредитов либо по размерам процентов по кредитам или депозитам. По своей п природе указанные ограничения не относятся к таким мерам принуждения, предусмо- н тренным ст. 74 Закона о Банке России, как ограничение проведения отдельных опера- и ций и запрет на осуществление отдельных банковских операций, которые применяются Р к отдельным кредитным организациям. В то же время отнесение указанных ограниче- 5 ний к нормативам деятельности кредитных организаций некорректно. Нормативы (обя- 5 зательные нормативы, норматив обязательных резервов) регулируют риски денежной т системы или кредитных организаций в обычном режиме деятельности кредитных ор- н
УНИВЕРСИТЕТА
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
ЕСТНИК
ганизаций. В отличие от указанных нормативов, прямые количественные ограничения могут быть применены при возникновении кризисных ситуаций в банковской сфере или в целом в денежно-кредитной системе. Однако закон прямо не раскрывает содержание кризисных ситуаций. Таким образом, можно рассматривать прямые количественные ограничения как своеобразную меру принуждения, применяемую одновременно ко всем кредитным организациям и имеющую двойную правовую природу.
Право Банка России применять прямые количественные ограничения может быть реализовано только при соблюдении следующих условий: во-первых, они должны в равной степени касаться всех кредитных организаций; во-вторых, могут применяться только в исключительных случаях для проведения единой государственной денежно-кредитной политики и, в-третьих, только после консультаций с Правительством РФ.
Особенностью применения прямых количественных ограничений является их принятие в качестве нормативного акта Банка России, который не регистрируется в Министерстве юстиции РФ, как большинство иных нормативных актов, но должен быть опубликован в «Вестнике Банка России», если иное не будет установлено Советом директоров Банка России.
В настоящее время Банком России указанный инструмент денежно-кредитной политики не используется.
Эмиссия Банком России облигаций от своего имени. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций, которая характеризуется определенными особенностями.
Во-первых, круг субъектов, среди которых размещаются и обращаются облигации Банка России, ограничен исключительно кредитными организациями. На размещение и обращение облигаций Банка России среди иных инвесторов законом установлен запрет. Значение данного законодательного запрета при эмиссии облигаций Банка России — в ограничении совершения сделок с облигациями Банка России и в упрощении процедуры надзора. Кроме того, предоставление исключительных преференций кредитным организациям должно способствовать развитию банковской системы.
Во-вторых, к особенностям эмиссии облигаций Банка России можно отнести законодательное закрепление особенностей порядка эмиссии облигаций. Осуществление эмиссии происходит от имени Банка России, а не государства, что не позволяет относить облигации Банка России к государственным ценным бумагам в смысле Федерального закона от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
В-третьих, для Банка России такие операции не имеют коммерческого характера, а являются одним из инструментов реализации единой государственной денежно-кредитной политики.
Законодатель установил порядок расчета предельного размера общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России. Данная величина представляет собой разницу между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.
Установленное ограничение при эмиссии облигаций Банка России обусловлено тем, что резервы, депонируемые кредитными организациями в соответствии с устанавливаемыми Банком России нормативами, являются обязанностью кредитных организаций и более жестким инструментом изъятия Банком России избыточной ликвидности у банковского сектора.