УДК 347.73
Правовые основы денежно-кредитной политики, цели и методы ее осуществления
Рассматриваются сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики в неразрывной связи с экономической политикой в целом и финансовой политикой в частности. Анализируются методы реформирования денежно-кредитной политики: девальвация, деноминация, ревальвация.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика; девальвация; деноминация; дефляция; ревальвация.
The subject matter, goals and tools of the monetary policy are considered in the close relation to the economic policy in general and the financial policy in particular. Methods of reforming the monetary policy including devaluation, denomination, revaluation are analyzed.
Keywords: monetary policy; devaluation; denomination; deflation; revaluation.
Кучеров Илья Ильич
д-р юрид. наук, заведующий кафедрой налогового права Финансового университета, заслуженный юрист Российской Федерации E-mail: prof.kucheroff@mail.ru
сущность финансовой и денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная (монетарная) политика с экономической точки зрения видится как политика центрального (национального) банка, оказывающая воздействие на количество денег в обращении [1, с. 5]. Полагаем, что понятие денежно-кредитной политики является более широким хотя бы потому, что ее субъектами, помимо центрального (национального) банка, обычно являются и другие органы государственной власти. Кроме того, количественные изменения в денежном обращении не являются самоцелью денежно-кредитной политики. Заметим, что все осуществляемые государством в рамках этой политики мероприятия в первую очередь подчинены целям достижения стабильности цен, максимально возможной занятости
населения и росту объемов производства. Все это указывает на то, что денежно-кредитная политика неразрывно связана с экономической политикой в целом и с финансовой политикой в частности. По нашему мнению, вполне возможно обозначить ее как одно из направлений государственной финансовой политики. Из этого следует, что последняя служит родовым понятием для денежно-кредитной политики [2, с. 75]. Термин «финансовая политика» не является новым для теории финансового права, однако его интерпретация в большинстве случаев отражает разнообразие авторских подходов и указывает на отсутствие унифицированного подхода в его толковании. Так, отдельными авторами финансовая политика понимается как система законодательно определенных организационно-экономических мероприятий (действий) государства (государственных органов) по мобилизации финансовых ресурсов, их рациональному распределению и использованию [3]. С сугубо правовых позиций понимание финансовой политики сведено к совокупности правовых решений государства в финансовой сфере [4, с. 28].
В целом следует согласиться с тем, что финансовая политика складывается из совокупности различных мероприятий и действий организационного и экономического характера. При этом такие мероприятия, действительно, осуществляются во исполнение соответствующих решений государства в форме правовых актов. Однако эти
знания вряд ли позволяют в полной мере уяснить содержание финансовой политики. Полагаем, что категорирование финансовой политики прежде всего должно иметь в своей основе цели, которые ставятся государством при ее осуществлении. На основе анализа ряда основополагающих нормативных правовых актов отдельными авторами сделан вывод о том, что общей целью финансовой политики на современном этапе его развития является обеспечение финансовой стабильности и безопасности, качественного уровня жизни российских граждан [5]. Полагаем, что указанные цели вполне могут быть положены в основу рассматриваемого понятия и в совокупности с другими обозначенными позициями позволяют получить относительно точное представление относительно того, что собою представляет финансовая политика.
В свою очередь, денежно-кредитная политика как составная часть финансовой политики определяется в правовой теории как комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса [6, с. 2834]. Как комплекс мероприятий, нацеленных на сдерживание инфляции и устойчивое развитие экономики, определяют денежно-кредитную политику и другие авторы, однако при этом в качестве таковых устанавливаются мероприятия по государственному управлению денежным обращением и кредитом [7, с. 18].
Следует исходить из того, что в любом случае денежная политика должна стремиться к такому изменению предложения денег, при котором обеспечиваются стабильный уровень цен, полная занятость населения и рост объемов производства. В частности, в условиях экономического спада предложение денег должно увеличиваться для поощрения расходов и, напротив, при высокой инфляции и росте цен — сокращаться для ограничения расходов. Соответственно целью денежной политики видится предложение такого объема денежной массы, который необходим и достаточен для стабильного роста экономики [8, с. 179].
К главным целям денежно-кредитной политики специалисты также относят поддержание курса национальной валюты по отношению к ведущим валютам мира [9]. Из этого следует, что денежно-кредитная политика помимо прочего включает и валютную составляющую. В этой
связи справедливо отмечается, что денежно-кредитная и валютная политика в широком смысле являются формами реализации денежного суверенитета и соответственно включают не только определение направлений воздействия на денежное обращение и применение соответствующих инструментов (денежно-кредитная и валютная политика в узком смысле), но и регулирование расчетно-платежных, валютных, кредитных, банковских отношений согласно направлениям реализации денежного суверенитета [10]. С учетом этого валютную политику следует рассматривать в качестве важнейшей составной части денежно-кредитной политики государства. Это обусловлено тем, что валютное регулирование в Российской Федерации как таковое не является самоцелью, поскольку осуществляется прежде всего в целях защиты рубля. Необходимыми условиями этой защиты являются поддержание стабильного курса и покупательной способности национальной валюты, обеспечение ее свободного обращения в качестве официального платежного средства на всей территории государства. В свою очередь устойчивость национальной валюты является залогом успешного функционирования денежно-кредитной системы в целом. Из содержания преамбулы Федерального закона от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ) усматривается, что обеспечение реализации единой государственной валютной политики наряду с устойчивостью валюты Российской Федерации и стабильностью внутреннего валютного рынка служат фактором прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Экономическая теория исходит из наличия первичных и конечных целей денежно-кредитной политики, которые в максимальной степени должны соответствовать общественным интересам и интересам экономических агентов. В составе первичных целей выделяются ценовая стабильность, комбинация макроэкономических приоритетов (сбалансированный экономический рост), устойчивый валютный курс и финансовая стабильность. Конечные же цели в известной степени являются производными от первичных целей и отличаются тем, что получают непосредственное закрепление в законодательстве и становятся частью соответствующего правового регулирования [11].
инструменты денежно-кредитной политики
Правовые основы денежно-кредитной политики заложены в главе VII «Денежно-кредитная политика» Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ). В ст. 35 упомянутого законодательного акта определены основные методы (инструменты) осуществления денежно-кредитной политики, используемые Банком России. Таковыми, в частности, являются:
• процентные ставки по операциям Банка России;
• нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
• операции на открытом рынке;
• рефинансирование кредитных организаций;
• валютные интервенции;
• установление ориентиров роста денежной массы;
• прямые количественные ограничения;
• эмиссия Банком России облигаций от своего имени.
Методы денежно-кредитной политики носят сугубо экономический характер, поэтому их следует отличать от правовых методов, в совокупности с которыми они и составляют систему денежного регулирования. Все указанные методы денежно-кредитной политики позволяют в той или иной степени оказывать воздействие на сферу финансов в целом. При этом одни из них в большей степени влияют на сферу денежного обращения, а другие,— на сферу кредитования. С учетом этого все методы денежно-кредитной политики можно подразделить на методы денежной политики и методы кредитной политики. В основу такого разграничения могут быть положены цели, которые достигаются посредством использования того или иного метода [12, с. 15-21]. Тем не менее, это деление следует признать довольно условным, поскольку нельзя не принять во внимание то обстоятельство, что все указанные методы в той или иной степени воздействуют одновременно на обе указанные сферы.
Изменение процентных ставок по операциям Банка России, будучи основным монетарным инструментом инфляционного таргетирования, преимущественно используется в целях поддержания в стране определенного уровня инфляции. В частности, повышение процентных ставок Банком России сопровождается соответствующим
повышением ставок по кредитам в банках, т. е. удорожанием денег, в результате чего происходит сокращение объема находящейся в обращении наличной денежной массы, что приводит к снижению потребительского спроса. Понижение же процентных ставок имеет своим результатом обратный экономический эффект. В ст. 37 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ определено, что Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. При этом Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. В данном случае процентная политика осуществляется посредством установления ставки рефинансирования и ставок по кредитным и депозитным операциям Банка России, осуществляемым с кредитными организациями. Например, в соответствии с Указанием Банка России от 29.04.2011 № 2618-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» начиная с 3 мая 2011 г. ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8,25% годовых. По той же ставке осуществлялось предоставление ликвидности банкам в форме однодневных кредитов «овернайт» и кредитов сроком от шести месяцев до одного года, обеспеченных нерыночными активами или поручительствами, а также сделок «валютный своп» (рублевая часть). Кредиты, обеспеченные золотом, предоставлялись уже по ставке, варьирующейся в зависимости от сроков в пределах от 6,75 до 7,25%. Операции на открытом рынке, включая аукционы прямого РЕПО и ломбардные аукционы, в зависимости от сроков, осуществлялись по ставкам от 5,25 до 7,75%. Наконец абсорбирование ликвидности через депозитные операции и депозитные аукционы осуществлялось Банком России по ставкам от 3,75 до 5,50%. С учетом текущих внутренних и внешних макроэкономических тенденций, в соответствии с информацией Банка России от 28.10.2011 «Об уровне ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Банка России», данный уровень процентных ставок денежного рынка рассматривается как приемлемый для обеспечения на ближайшее время баланса между инфляционными рисками и рисками замедления экономического роста.
Чрезвычайно действенным инструментом денежной политики является изменение нормативов обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервных требований). Отмечается, что
такое изменение непосредственно влияет на объем ресурсов, которыми в целом располагает банковская система. Так, снижение норм резервных требований побуждает банки расширять кредитование [13, с. 34]. Следствием этого является расширение предложения денег в экономике. В свою очередь, увеличение резервных требований в силу необходимости депонирования в Банке России определенных объемов денежных средств ограничивает кредитование и приводит к сокращению соответствующее предложение. В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ размеры обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации не должны превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Согласно Положению об обязательных резервах кредитных организаций, утвержденному Банком России от 07.08.2009 № 342-П, соответствующие требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы Российской Федерации и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. На основании Указания Банка России от 25.03.2011 № 2601-У «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России» нормативы обязательных резервов начиная с 1 апреля 2011 г. установлены в следующем размере: по обязательствам перед юридическими лицами — нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте — 5,5%; по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте — 4,0%; по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте — 4,0%. Кредитные организации должны осуществлять депонирование обязательных резервов в Банке России денежными средствами в валюте Российской Федерации посредством их перечисления в безналичном порядке на счета для хранения обязательных резервов, открываемые в Банке России — счета по учету обязательных резервов.
Как операции Банка России на открытом рынке согласно ст. 39 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ следует рассматривать куплю-продажу казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами;
куплю-продажу иных ценных бумаг при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами. При осуществлении Банком России операций на открытом рынке с акциями допускаются только заключение договоров РЕПО, а также реализация Банком России акций в связи с ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств по таким договорам.
Рефинансирование кредитных организаций представляет собой кредитование последних Банком России. Согласно ст. 40 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России. В Положении о порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг, утвержденном Банком России 04.08.2003 № 236-П, определен порядок предоставления Банком России кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг, кредитным организациям. Такие кредиты предоставляются банкам в валюте Российской Федерации в целях поддержания и регулирования ликвидности банковской системы на условиях обеспеченности, срочности, возвратности и платности. Обеспечением кредитов Банка России является залог (блокировка) ценных бумаг, включенных в так называемый Ломбардный список. В соответствии с Указанием Банка России от 27.11.2008 № 2134-У «О перечне ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России», в Ломбардный список Банка России включаются следующие ценные бумаги: облигации, выпущенные от имени Российской Федерации; облигации Банка России; облигации ипотечных агентств; облигации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; облигации юридических лиц — резидентов Российской Федерации, в том числе биржевые облигации; акции юридических лиц — резидентов Российской Федерации, не являющихся кредитными организациями; облигации с ипотечным покрытием; облигации международных финансовых организаций, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации; долговые эмиссионные ценные бумаги, выпущенные юридическими лицами — нерезидентами Российской Федерации за пределами Российской Федерации.
На счет методов собственно денежной политики, очевидно, следует отнести валютные интервенции и установление ориентиров роста денежной массы.
Валютные интервенции определяются согласно ст. 41 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ как деятельность по осуществлению Банком России купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. При этом Банку России предоставлено право как покупать, так и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями (п. 4 ст. 46 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ). Такие интервенции, принимая во внимание их значительные масштабы, непосредственно сказываются на суммарном спросе и предложении валюты и тем самым оказывают регулирующее воздействие на процесс формирования валютного курса рубля, позволяя существенно его корректировать. Объемы покупок и продаж Банком России иностранной валюты зависят от состояния платежного баланса государства и положения дел на внутреннем валютном рынке.
Установление ориентиров роста денежной массы в качестве метода денежно-кредитной политики определено в ст. 42 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ. Согласно ее положениям Банк России вправе устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, т. е. общего объема денег в стране. Такими показателями являются так называемые денежные агрегаты — виды денег, имеющие различную степень ликвидности. В Российской Федерации в расчет принимаются денежные агрегаты М0 и М2. Денежный агрегат М0 соответствует совокупности всех наличных денежных средств, находящихся в обращении вне банков, а денежный агрегат М2 дополнительно к этому включает также все безналичные деньги в виде средств в национальной валюте на счетах физических лиц и организаций, без учета банков.
Под прямыми количественными ограничениями Банка России согласно ст. 43 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях при условии,
что они в равной степени касаются всех кредитных организаций, и только после консультаций с Правительством РФ.
Наконец, в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ Банку России в целях реализации денежно-кредитной политики предоставлено право осуществлять от своего имени эмиссию облигаций, которые размещаются и обращаются среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов. В Положении о порядке эмиссии облигаций Банка России, утвержденном Банком России 29.03.2006 № 284-П, эмиссия облигаций Банка России осуществляется на основании принятого Советом директоров Банка России решения о размещении облигаций Банка России и утвержденного Советом директоров Банка России решения о выпуске облигаций Банка России. Банк России присваивает выпуску облигаций Банка России (ОБР) идентификационный номер в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Выпуск облигаций Банка России оформляется сертификатом облигаций Банка России. В связи с повышением ликвидности вторичного рынка ОБР Банк России с 15 декабря 2010 г. согласно официальному сообщению от 02.11.2010 «Об изменении условий проведения Центральным Банком РФ операций с облигациями Банка России» прекратил регулярное выставление котировок покупки и продажи ОБР на вторичном рынке, что направлено на повышение эффективности денежно-кредитной политики посредством усиления воздействия операций Банка России на краткосрочные ставки денежного рынка.
Реализация денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика реализуется посредством ежегодно утверждаемых специальных правовых актов директивного характера, именуемых Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики. Именно эти
документы отражают формируемую государством концепцию денежно-кредитной политики, и определяют соответствующие целевые ориентиры [14]. В ст. 45 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ определено, что Банк России ежегодно не позднее срока внесения в Государственную Думу Правительством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство РФ.
Структурно основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год должны включать следующие положения:
• концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;
• краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;
• прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
• количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
• сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
• прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;
• целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
• основные показатели денежной программы на предстоящий год;
• варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при
различных сценариях экономической конъюнктуры;
• план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
Государственная Дума рассматривает Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.
Реформирование денежно-кредитной политики
Рассмотренные выше методы денежно-кредитной политики преимущественно используются в целях коррекции отдельных сегментов денежного и кредитного рынков. Комплексное же изменение элементов денежной системы осуществляется посредством проведения денежных реформ. К реформированию денежной системы государства обычно прибегают в случае, если иные методы денежно-кредитной политики уже перестают быть эффективными и не влияют позитивным образом на положение дел в сфере денежного обращения. Основными целями денежной реформы являются стабилизация денежного обращения и восстановление покупательной способности национальной валюты. Кроме того, в ряду причин, обуславливающих денежные реформы, можно назвать изменение политического устройства в том или ином государстве, образование нового государства, межгосударственное объединение денежных систем и др. Проводится денежная реформа посредством преобразования или замены элементов денежной системы. При этом в зависимости от обстоятельств реформа может затрагивать лишь отдельные элементы денежной системы либо приобретать всеобъемлющий характер.
Методы, используемые при проведении денежных реформ, как правило, отличаются гораздо более радикальным характером изменений, вносимых в денежную систему. Типичной является ситуация, при которой в рамках денежной реформы осуществляется замена старых денежных знаков на новые, что зачастую сопровождается существенным изменением в ту или иную сторону их покупательной способности. При этом такие изменения, как правило (но не всегда.— Авт.), имеют специальное правовое основание, т. е. осуществляются
в соответствии с принимаемыми в этих целях законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Экономическая теория выделяет такие специфические методы, используемые при реформировании денежных систем, как девальвация, деноминация, дефляция, нуллификация и ревальвация [15, с. 118-119].
Девальвация предполагает снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Данный метод используется государствами в рамках политики поддержки своих производителей и стимулирования их внешнеэкономической деятельности, поскольку позволяет снизить стоимость экспортируемых товаров и тем самым существенно повысить их конкурентоспособность на мировом рынке. Следствием этого является удорожание импортных товаров, сочетающееся со снижением спроса на них, что позволяет упрочить позиции национальных товаров на внутреннем рынке. В отличие от иных методов денежно-кредитной политики, целенаправленная девальвация расценивается в мировой практике как метод недобросовестной экономической конкуренции, поэтому обычно не получает специального правового основания, а осуществляется посредством эксплуатации государствами валютных курсообразующих механизмов. Зачастую девальвация является средством защиты от кризисных явлений в экономике. Так, в Совместном заявлении Правительства РФ, Банка России от 17.08.1998 «О политике валютного курса» отмечалось, что в целях защиты национальных экономических интересов, во избежание сокращения валютных резервов и устранения накопившихся во внешнеэкономической сфере диспропорций Правительство РФ и Банк России заявляют о пересмотре параметров курсовой политики и методов установления обменного курса рубля. В сложившихся условиях нецелесообразно сохранять жесткие ежедневные границы колебаний обменного курса рубля в виде объявляемых Банком России курсов покупки и продажи долларов США на межбанковском валютном рынке. Следствием этого стало значительное снижение курса рубля по отношению к иностранным валютам, что создало определенные предпосылки для последующего выхода из экономического кризиса.
Деноминация представляет собой в большей степени изменение технического характера, поскольку сводится к изменению нарицательной стоимости денежных знаков и сопровождается
соответствующим изменением масштаба цен. Использование данного метода является типичным в ситуации, при которой в экономике отмечается гиперинфляция, когда деньги, обычно имея высокую нарицательную стоимость, обладают крайне низкой покупательной способностью. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.08.1997 № 822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» в целях укрупнения российской денежной единицы начиная с 1 января 1998 г. проведена деноминация рубля, сопровождающаяся заменой обращающихся рублей на новые денежные знаки по соотношению 1000 руб. в деньгах старого образца на 1 руб. в новых деньгах. При этом обеспечивалось параллельное обращение старых и новых денежных знаков в течение года.
Дефляция также является методом технического характера, который заключается в снижении объема денежной массы посредством изъятия из обращения определенного объема наличных денег при ограничении денежной эмиссии. Так, при проведении денежной реформы в 1947 г. одной из ее основных целей являлось именно снижение объема находящихся в обращении наличных денег. В постановлении Совмина СССР, ЦК ВКП (б) от 14.12.1947 № 4004 «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары» в этой связи отмечалось, что «в годы Отечественной войны резко возросли расходы Советского государства на содержание армии и на развертывание военной промышленности. Огромные военные расходы потребовали выпуска в обращение большого количества денег. Количество денег, находящихся в обращении, значительно увеличилось, как и во всех государствах, участвовавших в войне. В то же время сократилось производство товаров, предназначенных для продажи населению, и значительно уменьшился розничный товарооборот. Кроме того, как известно, в период Отечественной войны на временно захваченной советской территории немецкие и другие оккупанты выпускали в большом количестве фальшивые деньги в рублях, что еще больше увеличило излишек денег в стране и засорило наше денежное обращение. В результате всего этого в обращении оказалось значительно больше денег, чем это нужно для народного хозяйства, покупательная сила денег понизилась, и теперь требуются специальные мероприятия по укреплению советского рубля». В рамках этой денежной реформы был произведен
обмен имеющихся в обращении наличных денег на новые деньги по соотношению 10 руб. в деньгах старого образца на 1 руб. в деньгах нового образца, при том что переоценка вкладов и текущих счетов населения размером до 3000 руб. включительно осуществлена без изменения в номинальной сумме, т. е. исходя из расчета рубль за рубль.
Предыдущий метод может сочетаться с нуллификацией, которая как метод денежно-кредитной политики заключается в прекращении обращения всех или отдельных видов денежных знаков старого образца, зачастую сопровождающемся выпуском в обращение новых денежных знаков. Так, в соответствии с Указом Президента СССР от 22.01.1991 № УП-1329 «О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег со вкладов граждан», в интересах подавляющего большинства населения страны, усиления борьбы со спекуляцией, коррупцией, контрабандой, изготовлением фальшивых денег, нетрудовыми доходами и в целях нормализации денежного обращения и потребительского рынка с 0 часов 23 января 1991 г. был прекращен прием во все виды платежей денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 руб. образца 1961 г. в сочетании с обменом их на денежные знаки других достоинств и на банкноты 50- и 100-рублевого достоинства образца 1991 г.
Ревальвация как метод денежно-кредитной политики противопоставляется девальвации, поскольку предусматривает изменение валютного паритета. Однако в отличие от девальвации этот метод основывается на повышении курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам, что сопровождается увеличением ее покупательной способности. В этом случае имеет место так называемый валютный протекционизм, основными негативными последствиями которого являются повышение стоимости экспортируемых товаров на мировом рынке и снижение их конкурентоспособности. В силу этого в современной мировой практике ревальвация как метод денежно-кредитной политики имеет весьма ограниченное применение.
Быводы
Использование того или иного метода денежно-кредитной политики во многом зависит от состояния денежного обращения на момент реформирования и наличия необходимости в изменении
определенным образом тех или иных элементов денежной системы.
Литература
1. Тесля П. Н., Плотникова И. В. Денежно-кредитная и финансовая политика государства: учеб. пособие. М., 2012.
2. Артемов Н. М., Арзуманова Л. Л., Ситник А. А. Денежное право. М.: Элит, 2011.
3. Рукавишникова И. В. Финансовая политика государства как категория финансового права // Финансовое право. 2008. № 4.
4. Большаков С. В. Финансовая политика государства и предприятия: курс лекций. М., 2002.
5. Мирошник С. В. Финансовая политика и финансовая система страны // Финансовое право. 2008. № 4.
6. Шохина Э. Х. Особенности юридических конструкций денежно-кредитной политики России на среднесрочную перспективу // Юридический мир. 2007. № 12.
7. Семенов С. К. О классификации методов денежно-кредитной политики // Финансы и кредит. 2005. № 27.
8. Сабанти Б. М., Тиникашвили Т. Ш. Денежное хозяйство России: монография. М., 2008.
9. Мирзоян Р. Э. Денежно-кредитная политика Российской Федерации // Финансовое право. 2008. № 4.
10. Лисицын А. Ю. Финансово-правовые основы денежно-кредитной и валютной политики Европейского валютного союза / под ред. А. Н. Козырина. М., 2005.
11. Моисеев С. Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособие. М., 2011.
12. Симановский А. Ю. К вопросу о целях денежной и кредитной политики // Деньги и кредит. 1999. № 4.
13. Маневич В. Е. Инструменты денежной и финансовой политики (вступительная статья к русскому изданию) / Тобин Джеймс. Денежная политика и экономический рост: пер. с англ. М., 2010.
14. Латковская Т. А. Правовые механизмы реализации денежно-кредитной политики как составляющей финансовой политики государства // Финансовое право. 2008. № 4.
15. Соколов Б. И. Денежная система и ее устройство // Деньги. Кредит. Банки: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова.