44 (134) - 2012
Банковский сектор
УДК 336.711
ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А. С. ВАСИЛЬЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и планирования, декан факультета заочного и дистанционного обучения
Е-mail: vasilieva_as@mail. ш М. Н. КУЗНЕЦОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и планирования Е-mail: mk. izumrud@mail. ш Северный (Арктический) федеральный университет
имени М. В. Ломоносова, филиал в г. Северодвинске
Статья посвящена исследованию инструментов, применяемых Центральным банком Российской Федерации для регулирования денежно-кредитного обращения. Рассмотрена сущность денежно-кредитной политики и ее виды. Исследованы основные инструменты регулирования денежной массы, проведен анализ их значений за последние шесть лет. Выявлены основные проблемы данной сферы и определены пути их решения.
Ключевые слова: Центральный банк, денежно-кредитное регулирование, денежная масса, ставка рефинансирования, нормативы обязательных резервов.
Центральный банк Российской Федерации — основной регулятор денежных и кредитных потоков в государстве. Именно данный институт способен влиять на курс валюты, стабильность банковской системы, ее ликвидность и в целом на устойчивость экономики страны.
Совокупность мероприятий Банка России и Правительства РФ в области регулирования де-
нежного обращения и кредита называется денежно-кредитной политикой. В зависимости от экономической ситуации в стране ее делят на политику «дешевых» или «дорогих» денег, положительные и отрицательные стороны которых представлены в табл. 1.
Политика «дешевых» денег характерна для ситуации экономического спада и высокого уровня безработицы. Ее цель — сделать кредитные деньги более дешевыми, тем самым увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость.
Политика «дорогих» денег проводится для снижения темпов инфляции с помощью сокращения совокупных расходов и ограничения денежного предложения.
Основные инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России при разработке и реализации денежно-кредитной политики, определены Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». К ним относятся:
Банковский сектор
44 (134) - 2012
Таблица 1
Положительные и отрицательные стороны политики «дорогих» и «дешевых» денег
Вид денежно-кредитной политики Содержание Последствия
положительные отрицательные
Политика «дешевых» денег Снижение ставки рефинансирования. Покупка Центральным банком государственных ценных бумаг. Снижение нормы резервных требований Рост объемов производства. Снижение уровня безработицы. Стабильность банковской системы Рост инфляции. Сохранение угрозы девальвации рубля
Политика «дорогих» денег Повышение ставки рефинансирования. Продажа Центральным банком государственных ценных бумаг. Увеличение нормы резервных требований Снижение темпов инфляции. Стабильный курс рубля. Снижение спроса на иностранную валюту. Стимулирование сбережений нефинансового сектора. Селекция предприятий по эффективности Сокращение объемов кредитования. Усиление спада в экономике. Рост издержек. Снижение устойчивости банковской системы. Рост уровня безработицы
- процентные ставки по операциям Банка России;
- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
- операции на открытом рынке;
- рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной
массы;
- прямые количественные ограничения;
- эмиссия облигаций от своего имени. Важнейшим количественным показателем
денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству (денежный агрегат М2).
18 000 -15 000 -12 000 -
9 000
6 000
3 000
6 185,1
4 022,9
2006 2007
I I Наличные деньги
2008 2009 2010
Безналичные средства
Рис. 1. Состав денежной массы в 2006—20011 гг, млрд руб.
Структура денежной массы достаточно сложна. В ее состав входят не только наличные денежные средства (денежный агрегат М0), составляющие на сегодняшний день менее 25 %. В структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Это денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов и т. п., образующие безналичные средства (рис. 1).
Как видно на рис. 1, с каждым годом наблюдается увеличение доли безналичных расчетов и снижение наличных. Так, если в 2000 г. удельный вес наличных денег в составе денежной массы составлял 37,2 %, то уже в 2006 г. — 33,3 %, а в 2011 г. — 25,3 %.
При этом прирост денежной массы неравномерный 14 949,1 (рис. 2). Так, с 2006 по 2007 г.
он составлял 48,7 %, а с 2008 по 2009 г. составил всего лишь 0,8 %, что обусловлено кризисными экономическими явлениями 2008 г. В настоящее время экономика России их практически преодолела и прирост денежной массы почти сравнялся с докризисным и составил более 30 %. При этом наибольшими темпами растут
2011
7х"
23
0
44 (134) - 2012
Банковский сектор
60 -,
45 -
30 -
15 -
2006-2007
2007-2008
2008-2009
2009-2010
2010-2011
Рис. 2. Темпы прироста денежной массы в 2006—2011 гг., %
114
113,3
2006
2007
2008
2009
2010
2011
Рис. 3. Индекс потребительских цен в 2006—2011 гг., %о
депозиты физических лиц. За 2010 г. их объем увеличился на 43,6 % (за 2009 г. — на 27,1 %). Для сравнения — рублевые депозиты нефинансовых организаций за 2010 г. увеличились на 22,7 % (за 2009 г. — на 17,9 %).
Значительному приросту денежной массы в 2011 г. способствовали также более высокие, чем в 2010 г., мировые цены на энергоносители. Так, в начале 2011 г. контрактные цены на сырую нефть выросли на 40 %, на нефтепродукты — на 37 %, на природный газ — на 20 %.
В результате изменение денежной массы привело к изменению уровня цен на рынке (рис. 3). Так, индекс потребительских цен в кризисном 2008 г. был самым высоким и составлял 113,3 %. Дальнейшая стабилизация экономической ситуации в стране привела к его снижению и на конец 2011 г. он составил 106,1 %.
Сглаживание неблагоприятных изменений в экономике — основная цель денежно-кредитной политики, основным проводником которой является Центральный банк РФ. Рассмотрим влияние его основных инструментов на денежную массу страны.
В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральной банке Российской Федерации (Банке России)» одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования являются нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Это установленная законом строго определенная доля обязательств коммерческого банка по привлеченным им депозитам, которую банк должен держать в резерве Банка России. Западные экономисты считают, что это «грубый» инструмент регулирования денежной массы в обращении.
Суммы обязательных резервов кредитных организаций представлены в табл. 2.
Во время финансового кризиса регулятор неоднократно прибегал к изменениям нормативов резервных требований, поскольку этот инструмент является эффективным. Политика Банка России по этому вопросу направлена на приближение норм обязательного резервирования к общемировым стандартам. В результате, как видно из табл. 2, в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом их объем сократился в 7,5 раза, составив на 01.01.2009 29,9 млрд руб., и резко возрос в 2009 г. В настоящее время их величина превышает уровень 2005 г. в 2,3 раза и уровень 2008 г. в 12,6 раза.
Не менее важным инструментом денежно-кредитного регулирования является рефинансирование кредитных организаций. Осуществление указанной деятельности является обычной мировой практикой любого центрального банка как кредитора.
Кредитование банков представляет собой относительно эффективный инструмент денежно-кредитной политики Банка России. Он предоставляет кредиты тем кредитным организациям, которые с точки зрения Банка России заслуживают такой поддержки, т. е. отвечают определенным требованиям.
Кроме того, Банк России может влиять на кредитную политику банков-заемщиков, манипулируя процентными ставками по централизованно предоставляемым кредитам, а также на всю экономику в целом.
0
Банковский сектор
44 (134) - 2012
Таблица 2 Обязательные резервы кредитных организаций, депонированные в Банке России
(на 1 января)
Год Сумма, млн руб. Темп роста, %
2006 161 369,9 —
2007 221 070,9 1,37
2008 221 620,8 1,0
2009 29 915,7 0,13
2010 151 430,2 5,06
2011 188 375,6 1,24
2012 378 370,1 2,01
В зависимости от соотношения между ставками по операциям Банка России на внутреннем рынке и ставками российских обязательств на внешнем рынке процентная политика Банка России может привести к притоку либо оттоку капитала, что будет оказывать дополнительное воздействие на валютный рынок.
Как видно из табл. 3, на протяжении всего рассматриваемого периода в структуре кредитов Банка России наибольший удельный вес занимают внутридневные кредиты, объем которых с 2005 г. возрос в 5,3 раза.
В настоящее время предлагается различать ставку рефинансирования Банка России и процентные ставки, под которые Центральным банком РФ выдаются кредиты кредитным организациям. Процентная ставка, применявшаяся ранее при предоставлении им краткосрочных централизованных кредитов, получила название учетной ставки или ставки рефинансирования Банка России.
Ставка рефинансирования устанавливается как определенная единица измерения стоимости заемных средств. Однако не все кредиты Бан-
ка России выдаются по ставке рефинансирования, хотя применяемые им проценты приближаются к ней. Например, на 30.09.12 процентная ставка по ломбардным кредитам составила 6,5 % годовых, а ставка рефинансирования, действующая в данный период, — 8,25 % (рис. 4).
Другой формой рефинансирования банков традиционно считается переучет векселей Центральным банком РФ. Эта форма получила в банковской практике и в законодательстве зарубежных стран название учетной политики. Под учетной политикой понимаются условия, на которых центральный банк покупает векселя. В связи с отсутствием развитого рынка торговых векселей в РФ возможность осуществления Банком России своей учетной политики ограничена и осуществляется только в рамках кредитования кредитных организаций под залог некоторых векселей.
Не менее важным инструментом регулирования денежного обращения являются операции на открытом рынке, т. е. купля-продажа центральным банком ценных бумаг — казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также
15
12
11,5
7,75
8,25
Рис. 4. Ставка рефинансирования ЦБ РФ, %
Таблица 3
Объемы операций кредитования Банка России, млрд руб.
Год Внутридневные кредиты Кредиты овернайт Ломбардные кредиты Кредиты, обеспеченные активами или поручительствами Кредиты, обеспеченные золотом
2005 6 014,0 30,8 1,4 0 0
2006 11 271,0 47,0 6,1 0 0
2007 13 499,6 133,3 24,2 32,8 0
2008 17 324,9 230,2 212,7 445,6 0
2009 22 832,7 311,4 308,8 2 419,4 0
2010 28 359,6 229,9 75,0 334,6 0
2011 38 189,2 209,0 112,7 431,3 0,0
2012* 32 123,7 93,2 1 245,1 1 021,2 1,5
* Прогноз.
проблемы и решения ' 25
44 (134) - 2012
Банковский сектор
Таблица 4
Операции Банка России с ценными бумагами за 2007—2011 гг., млрд руб.
Вид ценных бумаг 2007 2008 2009 2010 2011
Облигации федеральных займов (ОФЗ) 235,6 188,3 193,3 185,7 183,9
Облигации внутренних и внешних облигационных 118,5 164,9 163,8 161,5 141,8
валютных займов РФ, всего:
В том числе:
- облигации внешних облигационных валютных займов 113,9 148,7 146,2 143,7 148,8
РФ (еврооблигации РФ) - облигации внутренних облигационных валютных 4,6 16,3 17,6 17,8 0
займов РФ (ОВГВЗ)
Всего долговые обязательства 341,4 353,2 357,1 347,2 332,7
Правительства Российской Федерации
Акции кредитных и прочих организаций (участие Банка России) 85,4 85,6 85,6 92,9 93,0
Долговые обязательства прочих эмитентов РФ — 2,2 23,2 0,4 0,4
Векселя кредитных организаций, приобретенные Банком России 0,03 0,03 0,03 0,03 0,02
Провизии (0,03) (0,03) (0,03) (0,03) (0,02)
Итого... 426,8 441,0 465,9 440,5 426,2
заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами. Она проводится с целью расширить или сократить кредитные возможности коммерческих банков по отношению к экономике и населению.
Показатели операций с ценными бумагами представлены в табл. 4. Как показывают данные, объем операций за 2011 г. сравнялся с объемом 2007 г. Существенных изменений в структуре при этом не произошло. На протяжении ряда лет преобладают операции с облигационными займами.
Рассмотренные инструменты регулирования Банк России применяет в тесной взаимосвязи и совокупности. Для сглаживания последствий экономического кризиса 2008 г. были повышены нормы обязательных резервов, увеличена ставка рефинансирования, Банк России активно продавал государственные ценные бумаги. Благодаря этим действиям удалось снизить темпы инфляции и стабилизировать финансовые показатели.
Однако до сих пор остается ряд проблем (табл. 5), решение которых требует принятия комплексных мер как со стороны Банка России, так и других органов государственной власти.
Список литературы
1. Ефимова Л. Г. Банковское право. Банковская система Российской Федерации. М.: Статут, 2010.
Таблица 5
Проблемы денежно-кредитного регулирования и пути их решения
2. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (в ред. от 29.06.2012).
3. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (в ред. от 28.07.2012).
4. Об обязательных резервах кредитных организаций: положение Центрального банка РФ от 07.08.2009 № 342-П (в ред. от 14.09.2011).
5. Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России: указание Банка России от 25.03.2011 № 2601-У
6. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов. URL: http://www. cbr. ru/today/publications_ reports/on_2012(2013-2014). pdf.
7. Председатель Правительства России Д. А. Медведев — http://premier. gov. ru.
8. Центральный банк Российской Федерации — http://www. cbr. ru.
9. Федеральная служба государственной статистики — http://www. gks. ru.
Проблема Пути решения
Высокий уровень инфляции Укрепление курса рубля
Поддельные денежные знаки Усиление комплекса защитных признаков денежных знаков
Легализация доходов, полученных преступным путем Повышение эффективности действующих механизмов легализации доходов
Несовершенство валютного законодательства Совершенствование нормативно-правового обеспечения валютного регулирования и валютного контроля
Зависимость курса рубля от мировых цен на нефть Развитие национальной экономики