Научная статья на тему 'Финансовые механизмы регулирования денежно-кредитной системы Российской Федерации'

Финансовые механизмы регулирования денежно-кредитной системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1965
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / СТРУКТУРА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ / ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булатникова Алина Васильевна, Кобцева Ксения Михайловна, Машкина Наталья Алексеевна

В статье рассмотрено использование финансовых механизмов Центральным Банком Российской Федерации с целью регулирования денежно-кредитной системы страны. Исследована динамика ставки рефинансирования и ключевой ставки ЦБ РФ; рассмотрен механизм действия обязательных резервных требований, а также обязательные резервные требования, определенные ЦБ РФ; исследованы объемы кредитов Банка России, предоставленных кредитным организациям за 2012 2018 гг. и операции РЕПО постоянного действия; представлена ежемесячная информация по интервенциям Банка России на внутреннем валютном рынке с 2012 по 2018 гг.; динамика денежной массы (М2) в 2012-2018 гг.; проанализирован уровень инфляции в стране; определен порядок эмиссии облигаций ЦБ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Булатникова Алина Васильевна, Кобцева Ксения Михайловна, Машкина Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые механизмы регулирования денежно-кредитной системы Российской Федерации»

ANTI-FINANCE POLICY OF THE STATE: THE PROBLEM OF THE COST OF STATE FINANCIAL SERVICES

Abstract. This article discusses the shortcomings of the policy of the Russian leadership to optimize the number of employees of public financial institutions and examples of significant overstatement of provision of the Russian population with their employees. The overstatement of the population's provision with employees of public financial services indicates a significant overstatement of the cost of financial services provided to the country by public financial authorities.

Key words: anti-finance policy, toxicity of Finance, number of employees of financial bodies, cost of financial services

УДК 336

ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Булатникова Алина Васильевна, студент

(e-mail: alya.demyanyuk.95@inbox.ru) Кобцева Ксения Михайловна, магистрант (e-mail: ksyu1234@bk.ru) Машкина Наталья Алексеевна, к.э.н., доцент (e-mail: t.natusia@yandex.ru) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

В статье рассмотрено использование финансовых механизмов Центральным Банком Российской Федерации с целью регулирования денежно-кредитной системы страны. Исследована динамика ставки рефинансирования и ключевой ставки ЦБ РФ; рассмотрен механизм действия обязательных резервных требований, а также обязательные резервные требования, определенные ЦБ РФ; исследованы объемы кредитов Банка России, предоставленных кредитным организациям за 2012 - 2018 гг. и операции РЕПО постоянного действия; представлена ежемесячная информация по интервенциям Банка России на внутреннем валютном рынке с 2012 по 2018 гг.; динамика денежной массы (М2) в 2012-2018 гг.; проанализирован уровень инфляции в стране; определен порядок эмиссии облигаций ЦБ.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика; структура денежно-кредитной системы; финансовые механизмы регулирования денежно-кредитной системы России.

В настоящее время в условиях рыночных отношений в нашей стране важнейшим условием устойчивого равновесного развития народного хозяйства считается формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.

Под денежно-кредитной политикой понимают систему мер в сфере денежного обращения и кредита, используемых с целью регулирования роста экономики, сдерживания инфляции, обеспечения занятости и выравнива-

ния платежного баланса. Она признана одним из значимых методов вмешательства государства в процедуру воспроизводства.

В Российской Федерации сформирована трехуровневая денежно-кредитная система: Центральный банк; специализированные кредитно-финансовые институты; банковская система (коммерческие банки) [3, с. 217].

Каждый год Банк России вместе с Правительством РФ определяет ключевые направления единой государственной денежно-кредитной политики и практические мероприятия, направленные на поддержку покупательной способности отечественной валюты и ее валютного курса. «В предыдущие годы ключевыми задачами макроэкономической политики были стабилизация ситуации в реальном и финансовом секторах, снижение инфляции и оживление российской экономики после серии внешних шоков конца 2014 - начала 2016 года»[4]. Сегодня, когда отмечается переход экономики к росту, первоочередной стала задача достижения финансовой стабильности совместно с уменьшением инфляции с высоких уровней, не допуская при этом существенного охлаждения российской экономики [2, с. 311].

С целью регулирования денежно-кредитной системы в нашей стране используются различные финансовые механизмы. В соответствии со ст. 35 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» важнейшими инструментами денежно-кредитного регулирования Банка России, признаны: «процентные ставки по операциям Банка России; обязательные резервные требования; операции на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения; эмиссия облигаций от своего имени; другие инструменты, определенные Банком России» [7].

Таблица 1 - Динамика ставки рефинансирования _и ключевой ставки ЦБ РФ, % [5]._

Наименование показателя 2013 2014 2015 2016 2017 Абсл. изм. (2017 г. к 2016 г.), (+/-)

Ставка рефинансирования, % 8,25 8,25 8,25 8,25 8,25 0

Ключевая ставка, % 5,50 17,0 11,0 10,0 7,75 -2,25

Рассмотрим данные механизмы более подробно.

Увеличивая ставку по учетно-ссудным операциям, Центральный банк сокращает возможности коммерческим банков и их клиентов получить кредит, что влечет за собой сокращение денежной массы и увеличивает уровень рыночного процента, что сказывается на состоянии платежного

баланса, уровне валютного курса. В настоящее время в большей степени во внимание берется не ключевая ставка, а ставка рефинансирования (таблица 1).

Согласно данных таблицы 1 видно, что ставка рефинансирования осталась на прежнем уровне и составила 8,25%, в 2017 г. отмечается снижение ключевой ставки в сопоставлении с 2016 г. на 2,25%. Снижение ключевой ставки ЦБ РФ влечет за собой ухудшению платежного баланса, сокращению предложения иностранной валюты, следовательно, к росту курса иностранной валюты и сокращению курса национальной валюты.

Под обязательными резервами понимают процентную долю от обязательств коммерческого банка. Данные резервы кредитно-финансовые учреждения в обязательном порядке должны хранить в Центральном банке РФ. Механизм действия обязательных резервов заключается в том, что в случае повышения ЦБ РФ нормы обязательных резервов, отмечается снижение избыточности резервов коммерческих банков, которые они могут применять для осуществления ссудных операций, что влечет за собой мультипликационное сокращение денежного предложения, т.к. изменение норматива обязательных резервов влечет за собой изменение значение депозитного мультипликатора; при сокращении нормы обязательных резервов отмечается мультипликационное расширение объема предложения денег (рисунок 1).

Рисунок 1 - Механизм действия обязательных резервных требований

Согласно ст. 38 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» величина обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, кроме того порядок их депонирования в Банке России определяется Советом директоров Банка России [7]. Решением Совета директоров Банка России от 25.11.2016 установлены с 01.01.2017 нормативы обязательных резервов долгосрочным обязательствам коммерческих банков перед юридическими лицами-нерезидентами и долгосрочным иным обязательствам (срок которых не меньше 3 лет) на уровне действующих нормативов по надлежащим категориям обязательств (таблица 2).

Операции ЦБ РФ на открытом рынке в условиях рыночной экономики признаны одним из основных инструментов денежно-кредитной политики и представляют собой наиболее гибкий инструмент, позволяющий регулировать кредитные вложения и ликвидность кредитных организаций.

В соответствии с действующим законодательством ЦБ РФ на рынке вправе покупать / продавать государственные и корпоративные долговые бумаги (акции - лишь в рамках операций РЕПО).

Согласно информации Банка РФ «прямые операции по покупке/продаже государственных ценных бумаг без обязательств обратной продажи/выкупа используются Банком России нерегулярно» [6].

Таблица 2 - Обязательные резервные требования, определенные ЦБ РФ [6]

Норматив по перед юр нерезидентами обязательствам лицами- Норматив по обязательст- Норматив по иным обязательствам

Период за исключением долгосрочных по долгосрочным вам перед физ. лицами за исключением долгосрочных по долгосрочным

в руб. в ино-странной в руб. в ино-стран ной валюте в руб. в ино-странной в руб. в ино-странной валюте в руб. в ино-странной валюте

валюте валюте

01.01.17- 5,00 7,00 5,00 7,00 5,00 6,00 5,00 7,00 5,00 7,00

30.11.17

Для коммерческих организаций с универсальной лицензией, для небанковских кредитных организаций

01.12.2017- 5,00 7,00 5,00 7,00 5,00 6,00 5,00 7,00 5,00 7,00

31.07.2018

01.08.18 5,00 8,00 5,00 8,00 5,00 7,00 5,00 8,00 5,00 8,00

Для коммерческих организаций с базовой лицензией

01.12.2017- 5,00 7,00 5,00 7,00 1,00 6,00 1,00 7,00 1,00 7,00

31.07.2018

01.08.18 5,00 8,00 5,00 8,00 1,00 7,00 1,00 8,00 1,00 8,00

В таблице 3 представлены сведения об операции РЕПО постоянного

действия.

Таблица 3 - Операции РЕПО постоянного действия, в рублях [6].

Срок, дней Дата Объем предоставленных средств, млн. руб. Ставка, % годовых

1 14.12.2018 2 717,50 8,50

1 1 3.1 2.201 8 2 012,30 8,50

1 12.12.2018 1 922,40 8,50

1 11.12.2018 1 825,20 8,50

1 10.12.2018 2 279,30 8,50

1 07.12.2018 2 257,40 8,50

1 06.12.2018 2 606,50 8,50

1 05.12.2018 2 663,10 8,50

1 04.12.2018 6 327,30 8,50

1 03.12.2018 6 854,40 8,50

В процессе реализации денежно-кредитной политики операции РЕПО Банка России осуществляют для предоставления рублевой ликвидности.

Кредитные организации представляю важный элемент институциональной структуры банковской системы России, следовательно, вопрос их рефинансирования можно считать значимым для поддержания и эффективного развития банковского сектора. Банк России, представляет собой кредитора последней инстанции, в связи с чем рефинансирует кредитные организации за счет разнообразны инструментов, способов и методов, для обеспечения стабильности банковского сектора и регулирования банковской ликвидности (таблица 4).

Таблица 4 - Величина кредитов Банка России, которые были предоставле-_ны коммерческим банкам за 2012 - 2018 гг., млн. руб. [6]._

Отчетный период Сумма внутридневных кредитов Сумма кредитов овернайт Сумма ломбардных кредитов Сумма кредитов, обеспеченных нерыночными активами или поручительствами Всего (за год)

2012 год 52673666,64 172283,56 211227,47 1520368,91 54577546,58

2013 год 57773132,34 146482,55 224889,78 1904104,42 60048609,09

2014 год 60742863,41 203873,31 113255,62 12144805,21 73204797,55

2015 год 53120325,69 180898,63 238627,10 9902992,10 63442843,52

2016 год 49600167,79 214539,01 84726,00 10542692,92 60442125,72

2017 год 55263028,86 166258,45 122,11 2369825,64 57799235,06

2018 год (январь -сентябрь) 49501866,96 219026,16 1768,00 8894876,11 58617537,23

Всего (по видам) 378675051,7 1303361,67 874616,08 47279665,31 —

Согласно представленных данных видно, что в наибольшей степени кредитные организации используют внутридневные кредиты, т.к. их сумма за весь период исследования составила 378675051,7 млн. руб. Объем кредитов овернайт составил 1303361,67 млн. руб., в 2018 г. отмечается наибольшая сумма данного вида кредитования (219026,16 млн. руб.). Величина ломбардных кредитов составила 874616,08 млн. руб., из них в 2015 г. отмечается наибольший удельный вес их выдачи (27,28%) в общей сумме. В 2014 г. отмечается наибольший объем выданных кредитов кредитным организациям.

Под валютной интервенцией понимается инструмент денежно-кредитной политики ЦБ РФ, который ориентирован на сдерживание нежелательного падения либо укрепление национальной валюты, с помощью которого ЦБ РФ покупает либо продает на открытом рынке крупных партий иностранной валюты за российскую, что позволяет укрепить либо

сбить ее курс. Осуществляя валютные интервенции, Центральный банк РФ воздействует на величину денежного предложения. Предлагая иностранную валюту, Центральный банк сжимает денежную массу в нашей стране, что не всегда соответствует намеченным целям в рамках денежно-кредитной политики. По официальным данным ЦБ РФ, в последние годы отмечается следующие данные по валютным интервенциям (таблица 5).

Таблица 5 - Информация по интервенциям Банка России на внутреннем _ валютном рынке с 2012 по 2018 гг. (ежемесячно) [6]._

Сумма операций с долларами США, Сумма операций с евро, всего за

Отчет- всего за год, млн. долл. США год, млн. евро

ный Покупка Продажа Покупка Продажа

период Всего Целевые Всего Целевые Всего Целевые Всего Целевые

2018 год 0 0 0 0 0 0 0 0

2017 год 0 0 0 0 0 0 0 0

2016 год 0 0 0 0 0 0 0 0

2015 год 10143,6

9 0 241,49 0 0 0 0 0

2014 год 78922,5 236,9 5647,2

2794,16 0 9 216,2 9 0 3 17,5

2013 год 21661,7 111,0 1832,3

970,34 714,92 6 13650,2 5 72,57 9 1194,6

2012 год 12059,7 855,3

3 11256,1 5074,06 4760,83 9 786,56 398,78 387,23

Таблица 6 - Динамика денежной массы (М2) в 2012-2018гг. [5].

Отчетный период Денежная масса (М2) млрд. рублей в т.ч. Удельный вес МО в М2, %

наличные деньги вне банковской системы (МО), млрд.рубле й переводные депозиты, млрд.рубле й другие депозиты, млрд.рубле й

2012 24204,8 5938,6 6818,3 11447,9 24,5

2013 27164,6 6430,1 7264,0 13470,6 23,7

2014 31155,6 6985,6 8526,3 15643,7 22,4

2015 31615,7 7171,5 8170,0 16274,3 22,7

2016 35179,7 7239,1 9276,4 18664,1 20,6

2017 38418,0 7714,8 9927,6 20775,6 20,1

2018 42442,1 8446,0 11062,7 22933,3 19,9

По данным таблицы 5 следует отметить, что в период сложного экономического положения для страны (наложения санкций со стороны европейских государств) ЦБ РФ в 2012 - 2015 гг. задействовал валютные интервенции, осуществляя покупку/продажу долларов США и евро.

Рассмотрим управление наличной денежной массой, представляющего собой управление обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, исполняемые ЦБ РФ.

В таблице 6 представлена динамика денежной массы М2 в период с 2012 по 2018 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно полученных данных отмечается рост денежной массы в 2018 г. в сравнении с 2017 г. на 4021,1 млрд. руб. Однако, удельный вес МО в М2 в 2018 г. достиг уровня 19,9%, что на 0,2% меньше показателя 2017 г.

Уровень инфляции согласно данных в исследуемые годы представлен на рисунке 2.

14

0 -I-1-1-1-1-1-I—

2012 2013 2014 20 И 2016 2017 2018

Рисунок 2 - Динамика уровня инфляции в РФ в период с 2012 по 2018 гг. [5]

Рисунок 3 - Динамика краткосрочных долговых ценных бумаг ЦБ РФ в рублях, выпущенных на внутреннем рынке [5]

По данным рисунка 2 видно, что в 2018 г. в сравнении с 2017 г. уровень инфляции несколько возрос (на 0,37%), а в сравнении с 2012 г. сократился на 3,69%. Наибольший уровень инфляции отмечен в 2015 г. (12,91%).

К основным финансовым механизмам регулирования денежно-кредитной системы РФ в части прямых количественных ограничений относятся лимитирование рефинансирования кредитных организаций и проведение кредитными организациями некоторых банковских операций [1].

На рисунке 3 представлена динамика выпущенных на внутреннем рынке краткосрочных долговых ценных бумаг ЦБ РФ по данным.

Согласно данным, ЦБ РФ не осуществлял выпуск долгосрочных и краткосрочных долговых ценных бумаг в рублях в период с 2012 г и по 01.10.2017 г. В настоящее время по последним данным на 01.10.2018 г. было выпущено 1486459 млн. руб. краткосрочных долговых ценных бумаг на внутреннем рынке.

ЦБ РФ вправе проводить эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди коммерческих банков. Купля/продажа Банком РФ облигаций Банка России, кроме того краткосрочные операции с данными ценными бумагами считаются предусмотренными операциями на открытом рынке. Производить от своего имени эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций, Банк России вправе только для реализации денежно-кредитной политики (а не для получения прибыли).

В настоящее время особо важным является формирование «стабильной налоговой среды, не изменяющей фискальные условия даже при существенных изменениях цен на нефть, особенно для нефтегазовой отрасли.

Таким образом, государство способно регулировать денежно-кредитную систему России путем использования финансовых инструментов, которыми являются регулирование ставки рефинансирования ЦБ РФ, уровня инфляции, установление нормативов обязательных резервных требований, предоставление кредитов другим коммерческим банкам, ведение операций РЕПО постоянного действия, эмиссия облигаций ЦБ.

Список литературы

1. Аликин А.Ю., Бром А.Е., Гогулина Л.С., Головцова И.Г., Гончаров А. А., Каль-ницкая И.В., Козлова Е.И., Максимочкина М.В., Машкина Н.А., Савельева Н.А., Самойлов А.В.. Сысоева Е.А. Проблемы обеспечения конкурентоспособности социально-экономических систем // Новосибирск: ЦРНС, 2009. Книга 4.

2. Машкина Н.А., Свеженцева И.Н. Влияние мирового финансового кризиса на экономику Российской Федерации //Актуальные вопросы современной науки. 2011. №18. С.306-313.

3. Модернизация экономики России//Машкина Н. А. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент, 2012. №2. С. 215-219.

4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс] URL: http://www.cbr.ru/content/document/flle/48129/on_2018(2019-2020).pdf(дата обращения: 14.12.2018).

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 10.12.2018).

6. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 13.12.2018).

7. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.07.2018) [Электронный ресурс] URL: https://fzrf.su/zakon/o-centralnom-banke-86-fz/ (дата обращения: 12.12.2018).

Kobzeva Kseniya Mikhailovna, postgraduate of the

(e-mail: ksyu1234@bk.ru)

Southwest state University, Kursk, Russia

Bulatnikova Alina Vasilievna, student of the

(e-mail: alya.demyanyuk.95@inbox.ru)

Southwest state University, Kursk, Russia

Mashkina Natalia Alekseevna, PhD, associate Professor

(e-mail: t.natusia@yandex.ru)

Southwest state University, Kursk, Russia

FINANCIAL MECHANISMS OF REGULATION OF THE MONETARY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the use of financial mechanisms by the Central Bank of the Russian Federation to regulate the monetary system of the country. The dynamics of the refinancing rate and the key rate of the Central Bank of the Russian Federation; the mechanism of mandatory reserve requirements and mandatory reserve requirements of the Central Bank of the Russian Federation; investigated the volume of loans of the Bank of Russia provided to credit institutions for 2012 - 2018 and repos-permanent effect; provided monthly information on Bank of Russia interventions on the domestic foreign exchange market from 2012 to 2018.; dynamics of money supply (M2) in 2012-2018; analyzed the level of inflation in the country; determined the order of issue of bonds of the Central Bank.

Keywords: monetary policy; structure of the monetary system; financial mechanisms of regulation of the monetary system of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.