Научная статья на тему 'Пути повышения прибыли предприятия гостиничного бизнеса'

Пути повышения прибыли предприятия гостиничного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2417
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ / ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСТИНИЦЫ / ПРИБЫЛЬ / КЛИЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппова Татьяна Александровна, Сычева Александра Васильевна, Гончарова Елена Вячеславовна, Филончик Елена Владимировна

В данной статье была произведена характеристика и рассмотрены виды предприятий гостиничного хозяйства. Проведен анализ финансового состояния, показателей прибыли и рентабельности одного из волжских предприятий гостиничного бизнеса, выявлены его недостатки и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филиппова Татьяна Александровна, Сычева Александра Васильевна, Гончарова Елена Вячеславовна, Филончик Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути повышения прибыли предприятия гостиничного бизнеса»

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА Филиппова Татьяна Александровна, к.э.н., доцент (e-mail: filiptanja@yandex.ru) Сычева Александра Васильевна, к.э.н., доцент

(e-mail: Al75-06@yandex.ru) Гончарова Елена Вячеславовна, к.э.н., доцент (e-mail: puaritasusche@rambler. ru) Филончик Елена Владимировна, студент Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, г.Волжский, Россия

В данной статье была произведена характеристика и рассмотрены виды предприятий гостиничного хозяйства. Проведен анализ финансового состояния, показателей прибыли и рентабельности одного из волжских предприятий гостиничного бизнеса, выявлены его недостатки и предложены пути их решения.

Ключевые слова: услуги, гостиничное хозяйство, гостиницы, прибыль, клиенты.

Одной из крупных отраслей сферы услуг является гостиничное хозяйство. Гостиничный сервис имеет ряд своих специфических признаков, кото -рые рассмотрим в данной статье.

Анализ гостиничного хозяйства позволяет отслеживать перемены, происходящие в сфере услуг. К гостиничному хозяйству обычно относят гостиницы, общежития для приезжих, мотели, кемпинги.

Мотель (от англ. motor hotel) - это небольшая гостиница, вход в номера которой осуществляется с улицы (с места парковки автомобиля). Как правило, мотели имеют всего один или два этажа, количество дополнительных услуг и типов номеров минимально, что соответствует низкой стоимости проживания [3]. Для людей, которые часто находятся в разъездах на своих автомобилях, мотели могут быть особенно удобны отсутствием долгих регистрационных формальностей, а также возможностью иметь свою машину на виду. К недостатку мотелей можно отнести невысокий уровень безопасности, а также минимальное обслуживание.

В настоящее время к основным показателям работы гостиниц можно отнести их единовременную вместимость, а также количество койко-суток, которые были использованы за год. Единовременную вместимость можно определить по числу установленных постоянных кроватей во всех номерах и в общих комнатах. Число календарных койко-суток можно рассчитать путем умножения количества дней конкретного периода на число коек в гостинице.

Коэффициент использования гостиниц модно рассчитать на основе фактически предоставленных койко-суток. При определении коэффициента за-

грузки гостиниц за определенный период времени учитываются факторы, влияющие на изменение загрузки [2].

В настоящее время ни одна гостиница не может рассчитывать на универсальность и постоянство спроса, что обусловлено, прежде всего, большой сегментацией и фрагментарностью рынка гостиничных услуг, что в свою очередь требует ориентации на определенный целевой сегмент.

Сейчас можно увидеть большую специализацию гостиничных предприятий. К основным видам, наиболее часто встречающихся гостиничных предприятий, можно отнести следующие.

1) Туристическая гостиница. Задача данного типа гостиницы - это производство услуг, в которых нуждаются туристы, а также оказание в них соответствующих условий для отдыха и развлечений.

2) Гостиница для деловых людей. Задача этого типа гостиниц заключается в обеспечении необходимых условий для работы и отдыха бизнесменов.

3) Конгрессная гостиница. Она входит в состав конгресс-центра или же сама располагает возможностями для проведения различных конгрессных мероприятий.

4) Курортная гостиница. Ее задачей является представление своим клиентам возможности использовать лечебно-оздоровительные услуги в бальнеологических или климатологических центрах.

5) Спортивная гостиница. Яркий пример такого типа - это гостиницы в горнолыжных центрах, а также при крупных спортивных объектах.

6) Клубные гостиницы. Это небольшие гостиницы, которые принадлежат клубам или обществам.

7) Транзитная гостиница. В их распоряжении находится минимум удобств и очень ограниченный набор услуг (как правило, только питание и ночлег).

Каждая гостиница для привлечения и сохранения своих клиентов, обязана гарантировать набор определенных стандартов и условий обслуживания, которые должны быть понятны и привлекательны для клиентов. Эти стандарты должны быть закреплены в классификационных системах, кото -рые разрабатываются соответствующими государственными органами или предпринимательскими ассоциациями.

Согласно данным статистики по России около 66% гостиниц находится в городской местности и остальные - 34% в сельской.

Доходность гостиниц в большей степени зависит от их месторасположения. Так, гостиничные предприятия, которые расположены в крупных городах, являются более прибыльными, а их доходы превышают расходы по эксплуатации. Сельские гостиницы, наоборот, почти во всех регионах терпят убытки.

В городах находится 3351 гостиница. Это 66% от их общего числа. На их долю приходится 68% гостиничных мест, 92% номерного фонда, 95% предоставленных ночевок, 99% доходов от эксплуатации гостиниц. Коэффи-

циент загрузки гостиничного фонда составляет 0,34. В сельской местности имеется 1692 гостиницы (34% от общего числа), на долю которых приходится 12% гостиничных мест, 8% номерного фонда, 5% предоставленных ночевок, менее 1% доходов от эксплуатации гостиниц и общего дохода. Ко -эффициент загрузки составляет 0,12 [2].

В данной статье рассмотрим деятельность небольшой волжской гостиницы, которую по ее виду можно отнести к транзитной или мотелю.

В г. Волжский Волгоградской области с 2009 года и по настоящее время работает предприятие, которое оказывает гостям и населению города услуги в гостиничном и банном секторах, предприятие себя хорошо зарекомендовало и имеет своих постоянных клиентов и заинтересовано в привлечении новых.

Анализ показателей прибыли и рентабельности рассматриваемого предприятия представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Состав и динамика показателей прибыли волжского предприятия гостиничного бизнеса

Годы Изменение 2016/2014 гг.

Показатель 2014 2016 Абс., тыс. руб. Относ., %

Выручка, тыс. руб. 2455 2748 293,0 11,93

Себестоимость продаж, тыс. руб. 203 263 60,0 29,56

Валовая прибыль, тыс. руб. 2252 2485 233,0 10,35

Коммерческие расходы, тыс. руб. 0 0 0 0

Управленческие расходы, тыс. руб. 1943 2181 238,0 12,25

Прибыль от продаж, тыс. руб. 309 304 -5,0 -1,62

Прибыль до налогообложения, тыс. руб. -1977 71 2048 103,59

Чистый убыток, тыс. руб. 2036 32 -2004 -98,43

Результаты таблицы 1 показывают, что в целом за анализируемый период выручка увеличилась на 293,0 тыс. руб. (на 11,93%), себестоимость продаж увеличилась на 60,0 тыс. руб. (на 29,56%), валовая прибыль увеличилась на 233,0 тыс. руб. или на 10,35%, темп роста прибыли до налогообложения составил 1,03 или она увеличилась на 2048,0 тыс. руб. (103,59%), а чистый убыток предприятия сократился на 2004 тыс. руб. или на 98,43%, однако пока остается в размере 32,0 тыс. руб., что является негативной ситуацией в деятельности исследуемого предприятия

За анализируемый период наблюдается значительное увеличение размеров управленческих расходов на 238,0 тыс. руб. или на 12,25%, что является негативной тенденцией в деятельности рассматриваемого предприятия.

Полученные при расчетах показатели рентабельности организации представлены в таблице 2.

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №6 (24), 2017 101 Таблица 2 - Динамика показателей рентабельности предприятия_

Показатель Значение, % Изменение 2016/2014 гг.

2014 г. 2016 г.

К производственной деятельности -1002,96 -2,17 1000,79

К- продаж 12,59 11,06 -1,53

К- экон -303,29 62,28 365,57

КСК -2751,35 11,64 2762,99

К-зк -349,83 -8,23 341,6

Таким образом, на основании таблицы 2 можно сделать вывод о росте почти всех коэффициентов рентабельности в 2016 г. по сравнению с 2014 г.

Однако, у рассматриваемого предприятия на всем рассматриваемом временном периоде 2014-2016 г. наблюдается отрицательный размер чистой прибыли, что является основанием для поиска и применения мероприятий, направленных на сокращение данной отрицательной тенденции.

В качестве мероприятий по повышению прибыли для данной гостиницы необходимо использовать различные способы привлечения клиентов и увеличения доли загрузки. Для привлечения своих клиентов анализируемой волжской гостинице рекомендуется использование следующих способов:

- специальное предложение для молодоженов и семейного отдыха;

- специальное предложение на проживание по выходным дням и в низкий сезон;

- скидки и бонусы для частых клиентов;

- сотрудничество с волжским аквапарком «21 век» и городскими туристическими агентствами;

- открытие банкетного зала и фитнес-центра (спортивный зал, солярий);

- более широкая реклама имеющихся при гостиницы бани и сауны (открытие кабинета массажа и других, популярных в настоящее время спа-процедур);

- повышение личной заинтересованности всех сотрудников данной гостиницы в привлечении новых и удержании частых клиентов рассматриваемого гостиничного предприятия.

В настоящее время грамотно выстроенная модель мотивации персонала на любом предприятии — это один из самых эффективных способов повышения производительности труда, выручки и прибыли [1].

Менеджеру по рекламе данной гостиницы для привлечения клиентов необходимо провести презентацию для туристических агентств, которые могут стать для гостиницы основными поставщиками клиентов.

На данное мероприятие должны быть приглашены представители всех существующих в городе туристических агентств с целью налаживания партнерских отношений и для большего укрепления бизнес-связей.

На встрече с туристическими агентствами необходимо будет показать презентацию гостиницы, чтобы рассказать представителям компаний о

возможностях данной гостиницы для клиентов, а также предложить брошюры гостиницы с подробным описанием ее услуг, которые впоследствии компании смогут предлагать своим потенциальным клиентам, а также сделать выгодное предложение для туристических агентств - компенсацию в размере 2% от цены каждого проданного ими номера. Таким образом, гостиница сможет повысить свою загрузку на 10% и соответственно, увеличить размер прибыли.

Список литературы

1. Филиппова, Т. А. Применение мотивации труда работников как возможность увеличения прибыли предприятия / Т.А. Филиппова, А.В. Сычева, Е. В. Стрельцова //Таврический научный обозреватель. — 2017. — №5 (22) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tavr.science/stat/2017/05/21-Filippova-Sycheva-Streltsova.pdf

2. Индустрия гостиничного дела [Электронный ресурс] - URL: http://www.studfiles.ru/ preview/407206/page:2 (дата обращения 01.10.2017.)

3. Сайт Википедия [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения 20.10.2017.)

Filippova T.A., Sycheva A.V, Goncharova E.V., Filohchik E.V WAYS TO INCREASE HOTEL PROFITS

Abstract. In this article, the characteristics and types of enterprises of the hotel industry were made. The analysis of the financial condition, profitability and profitability of one of the Volga enterprises of the hotel business was carried out, its shortcomings were revealed and ways of their solution were suggested.

Keywords: services, hotel industry, hotels, profit, customers.

УДК 332.1

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ОБЪЕМА СПРОСА НА ЖИЛЬЕ Химинец Виктория Викторовна, студент магистратуры (e-mail: himines@mail.ru) Абакумов Роман Григорьевич, к.э.н., доцент (e-mail: AbakumovRG2000@mail.ru) Белгородский государственный технологический университет

им. В.Г. Шухова

В статье рассматриваются вопросы применения методики расчета потенциального объема спроса на жилье, излагается последовательность ее применения.

Ключевые слова: методика, оценка, спрос.

Собственное жилье для жителей немалой части городов Российской Федерации, а также возможность эффективного улучшения жилищных условий - это один из важнейших показателей роста уровня жизни населения, предварительное условие для укоренения продуктивной деятельности по стабилизации положения в социальной и экономической сфере государства в целом. Поэтому жилищной вопрос для многих граждан остается актуаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.