Научная статья на тему 'Влияние методов ценообразования на формирование финансовых результатов и эффективность работы предприятий гостиничного бизнеса в российской Федерации'

Влияние методов ценообразования на формирование финансовых результатов и эффективность работы предприятий гостиничного бизнеса в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1595
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЦА / БИЗНЕС / ЦЕНА / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / HOTEL / BUSINESS / PRICE / FINANCIAL RESULT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратьева З. А.

Предмет. В условиях стремительного развития гостиничного дела в России показатель обеспеченности гостиничными местами все еще в пять раз меньше, чем в европейских странах. В связи с высокой мировой конкуренцией в этой сфере проблема влияния методов ценообразования гостиничных услуг на формирование финансовых результатов в РФ имеет особую актуальность. В статье изучены различные экономические подходы к формированию оптимальных цен, основанных на минимизации затрат и цен конкурентов, росте конкурентоспособности услуг в интересах увеличения прибыли гостиничных предприятий. Цели. Рассчитать показатели эффективности работы гостиничных предприятий РФ. Проанализировать способы ценообразования услуг. Оценить эластичность спроса по цене. Определить влияние цены на доходы гостиничного бизнеса в России. Методология. С помощью коэффициентного анализа проведена оценка эффективности гостиничной деятельности. Проведен операционный анализ безубыточной цены, определен запас финансовой прочности предприятий гостиничной сферы. При формировании функции спроса использованы методы точечной эластичности, корреляционно-регрессионного анализа. Результаты. Установлено, что спрос на гостиничные услуги по цене не является эластичным. Рост цены стимулирует увеличение совокупных доходов, при этом повышение цены при неэластичном спросе ведет к росту рентабельности услуг. Выводы. За 2004-2014 гг. при более высоких темпах роста стоимости гостиничных номеров снижалась их относительная загруженность. Одновременно падали показатели рентабельности основной деятельности, причем их значения значительно ниже, чем в среднем по предпринимательскому сектору в стране. Поскольку показатели въездного туризма в России в ближайшие годы будут расти, требуется дальнейшее внедрение новых, востребованных рынком услуг обеспечения высокой доходности. Применение. Полученные результаты могут быть использованы для сравнения с плановыми показателями эффективности гостиничного дела, положенными в основу Правительством РФ при формировании программ «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», «Развитие культуры и туризма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An impact of pricing methods on the formation of financial results and performance of entities operating in the hotel industry of the Russian Federation

Importance The article reviews approaches to optimal pricing through lower costs and competitors' prices, higher competitiveness of services for boosting profit of hotel businesses. Objectives The research assesses performance indicators of the Russian hotel businesses and analyzes methods of pricing for services. I also evaluate the elasticity of demand through prices and determine how prices influence income of hotel businesses in Russia. Methods Using a coefficient analysis, I evaluated the efficiency of the hotel industry, conducted an operational analysis of the break-even price, assessed the financial strength of hotel business. When formulating the demand function, I applied methods of point elasticity, correlation and regression analysis. Results Demand for hotel services through prices was proved to be inelastic. Price growth bolsters gross income, with price growth and inelastic demand leading to higher profitability of services. Conclusions and Relevance Notwithstanding a higher pace of growth in prices for hotel rooms during 2004-2014, their relative occupancy had been decreasing. There was a concurrent drop in profitability indicators of operations, being much lower than the average ones in the national business sector. Whereas outbound tourism indicators in Russia will continue to grow within the coming years, there should be new services that are needed in the market to ensure high profitability. The findings can be used to compare target indicators of hotel businesses' performance, which the Russian Government used to formulate such programs as The Development of Domestic and Outbound Tourism in the Russian Federation, The Development of Culture and Tourism.

Текст научной работы на тему «Влияние методов ценообразования на формирование финансовых результатов и эффективность работы предприятий гостиничного бизнеса в российской Федерации»

Финансовая аналитика: Financial Analytics:

проблемы и решения 26 (2016) 32-46 Science and Experience

ISSN 2311-8768 (Online) Экономико-статистические исследования

ISSN 2073-4484 (Print)

ВЛИЯНИЕ МЕТОДОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Зоя Алексеевна КОНДРАТЬЕВА

кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и финансов,

Филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в г. Курске, Курск, Российская Федерация [email protected]

История статьи:

Принята 18.04.2016 Принята в доработанном виде 23.05.2016 Одобрена 21.06.2016

УДК 338.12 JEL: С15, D22, D46

Ключевые слова: гостиница, бизнес, цена, финансовый результат, эффективность

Аннотация

Предмет. В условиях стремительного развития гостиничного дела в России показатель обеспеченности гостиничными местами все еще в пять раз меньше, чем в европейских странах. В связи с высокой мировой конкуренцией в этой сфере проблема влияния методов ценообразования гостиничных услуг на формирование финансовых результатов в РФ имеет особую актуальность. В статье изучены различные экономические подходы к формированию оптимальных цен, основанных на минимизации затрат и цен конкурентов, росте конкурентоспособности услуг в интересах увеличения прибыли гостиничных предприятий. Цели. Рассчитать показатели эффективности работы гостиничных предприятий РФ. Проанализировать способы ценообразования услуг. Оценить эластичность спроса по цене. Определить влияние цены на доходы гостиничного бизнеса в России.

Методология. С помощью коэффициентного анализа проведена оценка эффективности гостиничной деятельности. Проведен операционный анализ безубыточной цены, определен запас финансовой прочности предприятий гостиничной сферы. При формировании функции спроса использованы методы точечной эластичности, корреляционно-регрессионного анализа.

Результаты. Установлено, что спрос на гостиничные услуги по цене не является эластичным. Рост цены стимулирует увеличение совокупных доходов, при этом повышение цены при неэластичном спросе ведет к росту рентабельности услуг.

Выводы. За 2004-2014 гг. при более высоких темпах роста стоимости гостиничных номеров снижалась их относительная загруженность. Одновременно падали показатели рентабельности основной деятельности, причем их значения значительно ниже, чем в среднем по предпринимательскому сектору в стране. Поскольку показатели въездного туризма в России в ближайшие годы будут расти, требуется дальнейшее внедрение новых, востребованных рынком услуг обеспечения высокой доходности.

Применение. Полученные результаты могут быть использованы для сравнения с плановыми показателями эффективности гостиничного дела, положенными в основу Правительством РФ при формировании программ «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», «Развитие культуры и туризма».

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Гостиничное дело является составной частью индустрии туризма и гостеприимства. Согласно определению Всемирной туристической организации1, гостиница - это коллективное средство размещения, состоящее из определенного количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг (минимум - заправку постелей, уборку номера и санитарных помещений).

По этому определению контингент гостей не ограничивается исключительно туристами. Гостиницей также считается имущественный комплекс (здание или его часть, оборудование и

1 Tourism - an economic and social phenomenon. URL: http://www2 .unwto. org/content/why-tourism

иное имущество), предназначенный для оказания

2

гостиничных услуг .

Гостиницу рассматривают как предприятие, предоставляющее людям, находящимся вне дома, комплекс услуг, важнейшими среди которых (комплексообразующими) являются услуги размещения и питания.

Сегодня индустрия гостеприимства - важная составляющая экономики туризма3. По мнению Т.С. Попковой, в периоды кризисов, когда спрос на

2 Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации: утверждены постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085.

3 Солоницына К.С., ПетрикЛ.С. Формирование гостиницами сопутствующих и дополнительных услуг, повышающих их конкурентоспособность // Наука и спорт: современные тенденции. 2015. Т. 7. № 2. С. 119-124.

гостиничные услуги снижается, недопустимы любого рода спонтанные изменения, приводящие к смене контингента гостей, что приводит к снижению загрузки гостиничного предприятия и резкому падению доходов [1].

В условиях жесткой конкуренции гостиничный бизнес ищет способы расширить список предлагаемых услуг для получения от их реализации дополнительных доходов [2]. Конкурентоспособным следует считать только такое предприятие, которое сможет измерять, прогнозировать и минимизировать риски, учитывая данный аспект в моделях, количественно обосновывающих стратегии развития и основные бизнес-процессы в сложных экономических условиях [3].

Каждая гостиница и аналогичные средства размещения занимаются разработкой эффективной системы продажи гостиничных услуг для обеспечения конечной цели - получения прибыли.

При определении потенциальных возможностей роста бизнеса делают расчеты показателей эффективности работы4. Многофакторный анализ является одним из основных элементов системы управления гостиничным предприятием [4].

В основу расчетов берутся инвентарное количество мест в гостинице или емкость номерного фонда. Методики расчета показателей отражены в табл. 1.

Данные по числу коллективных средств размещения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (КСР) независимо от формы собственности и организационно-правовой формы предоставляющих услуги гостиниц и аналогичных коллективных средств размещения (мотелей, пансионатов, общежитий для приезжих и др.) и специализированных коллективных средств размещения (санаториев, курортов, организаций отдыха, туристских баз и др.) отражены в табл. 2.

С 2002 г. по 2013 г. численность КСР выросла на 69,9%. Тогда международные отельные сети энергично осваивали российский рынок, открывая свои представительства и филиалы. Отечественный гостиничный сектор в регионах привлекал иностранных инвесторов слабой конкуренцией из-за ограниченного предложения качественных услуг5.

4 Гостиничный менеджмент: под ред. А. А. Федулина. 2-е изд., стер. М.: КноРус, 2016. С. 319-321.

5 Анализ рынка гостиничных услуг в России в 20102014 гг., прогноз на 2015-2019 гг. агентства BusinessStat.

Согласно приведенным данным, наблюдается сокращение количества номеров и мест в расчете на одно КСР, что косвенно свидетельствует о том, что российский гостиничный бизнес ориентирован на создание преимущественно средних и малых средств размещения, которые более приспосабливаемы к изменяющимся условиям конкурентной среды и рискам, способным своевременно менять условия обслуживания в соответствии с запросами клиентов, ориентироваться на оказание наиболее востребованных услуг.

В 2014 г. наблюдается прирост численности размещенных в КСР лиц на 17 071 913 чел., или 66,8% к уровню 2002 г. В результате более быстрого роста числа коллективных средств размещения по сравнению с увеличением численности размещенных наблюдалось снижение показателя размещенных в одном КСР, что свидетельствует о росте конкуренции в сфере привлечения туристов и отдыхающих.

С 2008 г. наблюдалось резкое сокращение числа ночевок в коллективных средствах размещения, но с 2009 г. пошло постепенное восстановление утраченных позиций. Примечательно, что число ночевок на одно КСР постоянно снижалось с 2006 г., а с 2008 г. темпы снижения еще более возросли (рис. 1).

Наибольшее число гостиниц и аналогичных средств размещения находятся в частной собственности - 91,3%, государственную и -муниципальную составляют соответственно 1,12 и 1,6%, частную иностранную - 1,5%, иную - 4,5%.

Коэффициент загрузки гостиничного фонда и аналогичных средств размещения снижался с 144,2 дня в 2002 г. до 124,5 дня в 2013 г., то есть оставшиеся дни номера коллективных средств размещения пустовали.

Так, загруженность КСР в 2002 г. составляла 39,5%, а в 2013 г. - 34,1%. Резкое сокращение загруженности наблюдалось из-за последствий финансового кризиса 2008 г. С 2009 г. туристов и отдыхающих стало меньше. Это отразилось и на средней продолжительности пребывания гостей, которая снизилась с 6,2 дня в 2002 г. до 4 дней в 2013 г.

Одновременно количество оборотов гостиничного места выросло с 20,7 в 2002 г. до 23,5 в 2013 г., что свидетельствовало о росте рисков ведения основной деятельности гостиниц вследствие

URL: http://marketing.rbc.ru/research/562949984256624.shtml

возросших трудностей заполнения номерного фонда.

Далее проведены расчеты отдельно по гостиницам России, в качестве которых, по определению Росстата, рассмотрим обособленные здания (комплекс зданий), предназначенные для временного проживания. Исходные данные заимствованы на сайте Росстата в разделе «Центральная база статистических данных». Результаты расчетов приведены в табл. 3.

Количество гостиниц в России выросло с 3 314 в 2004 г. до 5 445 в 2014 г. Из-за влияния финансового кризиса в 2009 г. наблюдалось сокращение числа гостиниц, однако спустя год рост показателя возобновился.

Численность размещенных в гостиницах в России в 2004-2014 гг. выросла на 63,6%. Это отразилось на числе ночевок, которое выросло на 45,6%. Снижение загрузки гостиничного фонда произошло с 37,6% в 2004 г. до 30,1% в 2014 г. Средняя продолжительность пребывания в российской гостинице составила 2,4 дня.

К 2014 г. значительно выросло количество гостиничных номеров в расчете на одну гостиницу с 91 до 166. Рост инвестиций в развитие инфраструктуры отелей был напрямую связан с проведением в России форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества во Владивостоке, Универсиады в Казани, Олимпиады в Сочи.

Количество оборотов гостиничного места по стране выросло с 35 в 2004 г. до 71,5 в 2014 г., то есть интенсивность загрузки всего номерного фонда выросла на 36,5 оборота.

Коэффициенты текущей ликвидности, автономии, обеспеченности собственными оборотными средствами российских гостиниц и ресторанов в 2010-2013 гг. представлены на рис. 2.

В нашей стране предприятиям анализируемой отрасли свойственны низкая доля собственного капитала в его общем объеме - от 46,2% в 2010 г. до 27,2% в 2013 г. Этот показатель значительно ниже нормативного (50%), и недостаток собственного капитала ведет к нехватке финансирования за его счет не только оборотных активов, но и внеоборотных.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имел величины от -34,8% в 2010 г. до -62% в 2013 г., то есть дефицит все время возрастал, в связи с чем финансирование

оборотных активов шло исключительно за счет заемных или привлеченных средств.

Коэффициент текущей ликвидности также был значительно меньше 200%, то есть оборотных активов было недостаточно для покрытия текущих обязательств, равных величине самих оборотных активов.

В России оборачиваемость вида экономической деятельности «Гостиницы и рестораны» изменялась от 122 дней в 2010 г., 124 - в 2011 г., 127 - в 2012 г. до 146 дней в 2013 г., а по предпринимательскому сектору в целом - со 138 дней в 2010 г., 140 - в 2011 г., 151 - в 2012 г. до 146 дней в 2013 г.

Таким образом, для гостиничного бизнеса характерна более быстрая оборачиваемость и высвобождение средств из оборота, что свидетельствует об их более эффективном использовании, чем в среднем по стране, поскольку данная деятельность относится к сфере услуг краткосрочного характера.

Для сравнения: рентабельность услуг для гостиниц и ресторанов в среднем по стране составляла 6,2% в 2010 г., 5,9% - в 2011-2012 гг., 6,0% в 2013 г., а рентабельность активов снижалась с 4,0% в 2010 г. до 2,1% в 2013 г. По предпринимательскому сектору рентабельность услуг составляла 10,0% в 2010 г., 9,6% - в 2011 г., 8,6% - в 2012 гг., 7,0% - в 2013 г., а рентабельность активов снижалась с 6,7% в 2010 г. до 4,5% в 2013 г.

Итак, деятельность гостиничного бизнеса оценивается более низкими показателями рентабельности, чем в среднем по стране.

Разработка ценовой политики предприятия предусматривает проведение ряда работ и расчетов.

Во-первых, определяется оптимальная величина затрат на производство и реализацию услуг гостиничного предприятия, чтобы получить прибыль при том уровне цен на рынке, которого предприятие может достичь для оказываемых услуг.

Во-вторых, устанавливаются полезность гостиничной услуги предприятия для потенциальных покупателей (определяются потребительские свойства) и меры по обоснованию соответствия уровня запрашиваемых цен потребительским свойствам услуги.

В-третьих, находят величину объема продаж или долю рынка для предприятия, при которых оказание услуг будет наиболее прибыльным.

Ценовая политика гостиницы, позволяющая оценить стоимость услуги относительно ее экономической ценности, способствует

определению факторов, которые влияют на желание покупателя платить, а также применению методов ценообразования для формирования оптимальных рыночных цен, ориентированных на повышение прибыльности и оптимизацию затрат предприятия.

Экономические интересы человека как потребителя гостиничных услуг заключаются в их получении по цене, которую он готов заплатить. Гостиница стремится установить цену, которая покрывала бы затраты на производство, распределение, продвижение продукта и приемлемую норму прибыли для возвращения инвесторам [5].

Общими условиями формирования цен на гостиничные услуги является обязательный учет всех видов издержек6. Кроме того, оказывают влияние следующие факторы: себестоимость услуги, цены на аналогичные услуги конкурентов, соотношение спроса и предложения, уровень заработной платы персонала и т.п. [6]. Самым распространенным способом считается ценообразование путем оценки издержек7.

Этот способ основан на калькуляции затрат, накладных расходов, предполагаемой прибыли. Цена определяется способом добавления к себестоимости гостиничной услуги определенных надбавок, характеризующих издержки, налоговые платежи, а также нормы прибыли. Этот метод ценообразования является для гостиницы основным.

Затраты на производство и реализацию гостиничных услуг входят в бюджет расходов и определяют структуру себестоимости последних. Состав затрат формируется на основе соотношения различных компонентов.

Для анализа себестоимости услуг использована ее калькуляция за 2011-2013 гг. (табл. 4). Согласно приведенным данным, расходы гостиничного

6 Печерица И.В. Ценообразование в гостиничном бизнесе в условиях кризиса // Экономический анализ: теория

и практика. 2012. № 9. С. 34-44.

7 Кондратьева З.А. Ценовая политика как фактор повышения доходности предприятия гостиничного бизнеса //

Дельта науки. 2016. № 1. С. 59-69.

бизнеса России в исследуемом периоде увеличились с 242 976 млн руб. в 2011 г. до 350 080 млн руб. в 2013 г. Материальные затраты выросли в структуре калькуляционных с 37,6% в 2011 г. до 38,6% в 2013 г. Наибольший удельный вес в общей структуре имели материальные затраты, которые выросли с 78,9% в 2011 г. до 84,3% в 2013 г.

Остальные расходы распределяются между издержками на содержание и ремонт оборудования, административными затратами, амортизационными отчислениями,

маркетинговыми исследованиями и рекламой, процентами за кредит, арендными платежами и пр.

[7].

Затраты на оплату труда выросли на 24 582 млн руб., а в общей структуре произошло незначительное их снижение с 25,1% в 2011 г. до 24,46% в 2013 г. Удельный вес социальных отчислений также незначительно сократился с 7,2% в 2011 г. до 6,65% в 2013 г.

На основе данных о доле расходов, связанных с содержанием основных средств (амортизацией основных средств), можно отметить незначительный удельный вес последних в структуре затрат. Прочие расходы на содержание здания и территории, налоговые платежи, консультационные, информационные, аудиторские услуги, командировочные и представительские расходы, проценты по кредитам и др. в структуре затрат стабильно составляли около 26%, а в абсолютном выражении прирост составил 29 150 млн руб.

Структура затрат гостиниц и ресторанов в среднем по стране приведена на рис. 3.

Метод ценообразования, ориентированный на спрос, основан на изучении желаний потребителей и установлении тарифов, приемлемых для целевого рынка. Для оценки порога прибыли проводится операционный анализ. Главной целью при формировании цены является получение приемлемой прибыли, то есть гостиница устанавливает такую цену, которая обеспечит желаемую коммерческую маржу.

Постоянные затраты - расходы, не зависящие от загрузки гостиницы, количества проданных номеров. К таким издержкам относятся:

• амортизация здания, помещений и оборудования гостиницы;

• затраты на содержание администрации гостиницы, расходные материалы, командировки, представительские издержки;

• аренда оборудования, складов, выплаты по кредиту (проценты, пени и др.).

Переменные затраты - расходы, которые напрямую зависят от количества проданных номеров и числа гостей в гостинице. Эти операционные издержки связаны непосредственно с генерированием спроса, удержанием и обслуживанием клиентов. К этим затратам относятся:

• расходы на закупку продуктов и напитков в ресторанах и барах отеля;

• издержки на расходные материалы (моющие средства для уборки номеров, стирки белья, мытья посуды), ванные принадлежности в номерах, канцелярские товары, печатная продукция и т.п.;

• энергозатраты (отопление, водоснабжение, кондиционирование помещений, топливо для парка гостиничных автомобилей и т.п.);

• расходы на заработную плату обслуживающего персонала (горничных, сотрудников службы приема и размещения, официантов и барменов, сотрудников банкетной службы и пр.);

• расходы на продвижение услуг гостиницы (рекламную продукцию и лобби, участие в выставках), заработную плату отдела продаж и пр.

Переменные затраты зависят от загрузки гостиницы, постоянные - не от загрузки, но в расчете на один номер, поэтому при увеличении загрузки снижаются, а при снижении -увеличиваются8.

Поскольку в эксплуатационных затратах гостиницы значительная часть приходится на постоянные издержки, с увеличением загрузки резко снижается себестоимость показателя койко-суток.

Результаты операционного анализа прибыли гостиничного бизнеса отражены в табл. 5. Чем большее значение принимает отношение условно-постоянных расходов к выручке, тем меньше приращение экономической эффективности. Соответственно, чем выше доля объема условно-

постоянных расходов в цене, тем больший рост рентабельности обеспечивает увеличение объема продаж [8].

Запас финансовой устойчивости российских гостиниц в 2013 г. вырос на 55 127 млн руб. относительно уровня 2012 г., или на 89,94%, что связано с влиянием изменения порога прибыли и постоянных издержек обращения: при росте первого на 44,24% вторые выросли на 59,6%.

Относительная величина запаса финансовой устойчивости выросла на 2,9 пункта, что связано с возрастанием суммы и доли маржинального дохода в результате роста переменных затрат на 11,6% (рис. 4).

Чувствительность рынка к изменению цен или других показателей рыночной конъюнктуры отражается в показателе эластичности, которая может быть охарактеризована соответствующим коэффициентом [9-11]9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эластичность функции показывает приближенно, на сколько процентов изменится функция у(к) при изменении независимого аргумента x на 1% [12]. В зависимости от знака в коэффициенте эластичности между рассматриваемыми факторами могут иметь место:

1) прямая зависимость (коэффициент положительный), когда рост одного из факторов вызывает увеличение другого, и наоборот;

2) обратная зависимость (коэффициент отрицательный), когда рост одного фактора предполагает убывание другого.

Метод точечной эластичности используется в том случае, если получена функциональная связь рассматриваемых факторов и необходимо оценить их взаимную чувствительность в конкретной ситуации. Точечная эластичность Е спроса по цене рассчитывается по формуле

E=Q' (p)

P

Q (p)'

где Q'(p) - производная функции спроса по цене; р - рыночная цена;

Q(p) - величина спроса по данной цене.

8 Старчикова Н.Г. Финансовое планирование и методика контроля качества в гостиницах // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2011. № 3. С 49-52.

9Мухина Е.Р. Исследование факторов ценовой эластичности

спроса и предложения // АРМОМ. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 5. С. 36; Касперт И.Г. Концепция ценовой эластичности и ее использование для принятия ценовых решений // Торгово-экономические проблемы регионального бизнес-пространства. 2013. № 1. С. 23-25.

В зависимости от этих показателей различают:

совершенно не эластичный спрос Ep = 0 - объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости);

неэластичный спрос | EDD|< 1, когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса или не имеющие замены);

• единичная эластичность

изменение

цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объема спроса;

• эластичный спрос | Ep|>1 - объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя или имеющие замену).

Проведем расчеты по гостиницам России. Исходные данные для расчетов приведены в табл. 6.

Рассмотрим влияние цены на изменение доходов гостиниц в РФ (рис. 5). При высокой корреляционной зависимости показателей средний рост цены от проживания за одну ночевку на 1 руб. обеспечивал рост доходов гостиниц на 81 425 тыс. руб., то есть при росте цены на 1% доходы возрастали на 1,07%.

В табл. 7 оценено влияние инфляции на динамику цен по проживанию и доходы предприятий гостиничного бизнеса. При сопоставлении существующих цен и доходов с аналогичными показателями в ценах 2005 г. выявлено, что реальные цены на проживание в гостиницах России в среднем выросли на 19,12%. Реальные доходы в гостиничной сфере России выросли на 27,2%. Такой итог связан с ростом качества обслуживания в гостиницах, которые помимо основных услуг стали оказывать большое количество дополнительных, платных.

По оценке Всемирной туристической организации, к 2020 г. Россия войдет в первую десятку стран по приему туристов. Доля РФ на рынке туристических услуг составит 3% (47,1 млн чел.). Количество въезжающих в нашу страну будет в 1,54 раза больше, чем выезжающих, а среднегодовое увеличение количества туристов составит 6,7%. Больше всего туристов будет принимать Москва: в 2020 г. - минимум 9 млн чел.10

Для повышения эффективности работы гостиничных систем необходимо:

• разработать новые туристические и гостиничные продукты для привлечения в Россию потенциальных потребителей;

• сформировать методологию оценки инвестиционной привлекательности предприятий для привлечения средств инвесторов в туристско-гостиничный бизнес;

• развить и использовать маркетинговые стратегии;

• внедрить прогрессивные технологии обеспечения высокой доходности (ревеню-менеджмент11, овербукинг12, радиочастотная идентификация13 и пр.);

• решить актуальные проблемы подготовки высококвалифицированных кадров [13].

Выводы. Одна из главных проблем гостиничных предприятий - высокая себестоимость услуг при низкой загруженности номерного фонда (30-35%), в том числе из-за простоя номеров в межсезонье и влияния финансовых кризисов (снижения количества командировок).

Зависимость результатов хозяйственной работы гостиниц от колебаний спроса велика, потому что в структуре эксплуатационных затрат ведущее место принадлежит постоянной части, а не переменной. Технологии минимизации постоянных издержек включают в себя:

• аренду оборудования, ранее намеченного к приобретению;

10 Орлова Д.И. Основные тенденции развития индустрии гостеприимства в России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015. № 49. С. 41-47.

11 Ревеню-менеджмент - это технология формирования ценовой политики на основе прогнозирования спроса, направленная на обеспечение высокой доходности предприятия или компании.

URL: https://creativeconomy.ru/artides/23996

12 Овербукинг (англ. overbooking), а также сверхбронирование, перебронирование, перепродажа -стратегия сбыта товаров (услуг), при которой поставщик товаров (услуг) принимает на себя больше обязательств по поставке товара (предоставлению услуг), чем может выполнить, в расчете на то, что не все из взятых обязательств действительно придется выполнять.

13 Радиочастотная идентификация (РЧИ), или как ее называют за рубежом RFID (Radio Frequency Identification) -это самая современная технология идентификации, предоставляющая существенно больше возможностей

по сравнению с другими. В ее основе лежит технология передачи с помощью радиоволн информации, необходимой для распознавания (идентификации) объектов, на которых закреплены специальные метки, несущие как идентификационную, так и пользовательскую информацию. URL: http ://www. datakrat.ru/technology/7942. html

• сдачу в аренду основных средств в случае их неэффективного использования при самостоятельной эксплуатации или простое;

• проведение ускоренной амортизации активной части основных средств;

• закрытие нерентабельных сфер бизнеса, реализацию неиспользуемого имущества и т.п.

Снижение постоянных затрат в период нестабильности необходимо, так как это может придать всему бизнесу гостиницы дополнительную устойчивость и преимущество перед конкурентами даже в случае значительного снижения спроса.

Первоочередными мерами должны стать:

• отказ руководства отелей от необоснованных трат на содержание управленческого и административного аппарата;

• непринятие неэффективных решений, не приносящих напрямую доход бизнесу;

• перевод части функций (например, бухгалтерии) на аутсорсинг;

• реструктуризация долга банку и т.п.

За рассмотренный период абсолютные показатели количества гостиниц, номерного фонда, числа размещенных лиц, количества койко-суток имели тенденцию к росту, однако относительные

параметры эффективности деятельности, касающиеся степени загруженности номерного фонда, рентабельности, имели тенденцию к сокращению. При этом показатели рентабельности активов и услуг (продукции, работ) были значительно ниже, чем в среднем по стране у предпринимательского сектора экономики. У гостиничного бизнеса показатели эффективности были ниже, чем в среднем по коллективным средствам размещения, куда помимо отелей и аналогичных КСР включаются специализированные средства размещения, на которые население предъявляет повышенный спрос.

В целом спрос на гостиничные услуги по цене за 2004-2014 гг. был неэластичным, поскольку рост цены гостиничной услуги среднем по России на 1% относительно первоначального уровня обеспечивал рост величины спроса только на 0,29%. Увеличение цены при неэластичном спросе ведет к росту рентабельности производства услуг.

В 2005-2014 гг. функция доходов от цены была эластичной, поскольку при росте цены на 1% доходы возрастали на 1,07%. Средний рост цены одной ночевки на 1 руб. обеспечивал рост доходов гостиниц на 81 425 тыс. руб.

Дефлированные цены на гостиничные услуги в 2014 г. выросли к уровню 2005 г. на 19,12%, а реальные доходы - на 27,2%, что объясняется ростом качества обслуживания в гостиницах, ориентированных на оказание дополнительных платных услуг.

Таблица 1

Методики расчета показателей эффективности гостиничного бизнеса Table 1

Calculation of indicators of effectiveness of hotel business

Показатель Методика расчета Пояснение

Общее количество койко-суток за год, К К = м х Д, где М - вместимость гостиницы (число инвентарных мест); Д -число дней в планируемом периоде Обозначает возможную пропускную способность гостиницы при 100%-ном использовании всех инвентарных мест, которыми располагает гостиница в планируемом календарном периоде (365 дней)

Коэффициент загрузки гостиницы, Кз К = Н х М, з ' где Н - количество ночевок Характеризует использование гостиничных ресурсов

Средняя длительность проживания гостя, Дп Д = п / Г, ^п с ' где Пс - пропускная способность гостиницы; Г - количество гостей за год Учитывает число ночевок каждого гостя при проживании в гостинице

Количество оборотов гостиничного места, О о = м / дп, где Мх - число мест в 1 гостинице Характеризует интенсивность работы номерного фонда гостиницы за отчетный период

Источник: расчеты автора на основании данных Единой межведомственной информационно-статистической системы Source: Author's calculations based on the Unified interdepartmental information and statistical system data

Таблица 2

Показатели эффективности коллективных средств размещения в 2002-2013 гг.

Table 2

Indicators of the effectiveness of collective accommodation facilities in 2002-2013

Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Численность размещенных, чел. 25 563 250 25 266 434 26 454 646 28 410 888 30 246 531 32 635 878

Число мест в КСР 1 097 364 1 138 029 1 141 433 1 165 538 1 186 478 1 190219

Количество ночевок 158 246 455 151 018 682 154 555 258 167 373 138 172 041 146 172 319 981

Число КСР, N 8 581 8 517 8 620 9 269 9 865 10 436

Общее количество койко-суток 400 537 860 415 380 585 416 623 045 425 421 370 433 064 470 434 429 935

Коэффициент загрузки 144,2 132,7 135,4 143,6 145 144,8

Загруженность в год, Кз / 365 х 100% 39,51 36,36 37,1 39,34 39,73 39,67

Средняя продолжительность пребывания 6,2 6 5,8 5,9 5,7 5,3

Число мест на 1 КСР, М / N 127,9 133,6 132,4 125,7 120,3 114

Количество оборотов гостиничного места 20,7 22,4 22,7 21,3 21,1 21,6

Окончание табл. 2

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Численность размещенных, чел. 35 439 305 31 690 343 34 746 498 37 399 454 41 065 067 42 635 163

Число мест в КСР 1247209 1248132 1263175 1294444 1345011 1386782

Количество ночевок 177 945 166 162 772 633 162 987 818 166 197 118 173 614 182 172 630 475

Число КСР, N 11 258 12 388 12 585 13 062 14 019 14 583

Общее количество койко-суток 455 231 285 455 568 180 461 058 875 472 472 060 490 929 015 506 175 430

Коэффициент загрузки 142,7 130,4 129 128,4 129,1 124,5

Загруженность в год, Кз / 365 х 100% 399 35,73 35,35 35,18 35,36 34,1

Средняя продолжительность пребывания 5 5,1 4,7 4,4 4,2 4

Число мест на 1 КСР, М / N 110,8 100,8 100,4 99,1 95,9 95,1

Количество оборотов гостиничного места 22,1 19,6 21,4 22,3 22,7 23,5

Источник: расчеты автора на основании данных Единой межведомственной информационно-статистической системы Source: Author's calculations based on the Unified interdepartmental information and statistical system data

Таблица 3

Показатели состояния гостиничного бизнеса России и эффективности его работы в 2002-2014 гг. Table 3

Indicators of hotel business in Russia and its efficiency in 2002-2014

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008

Численность размещенных, чел. 15 929 176 16 896 237 18 352 355 20 169 969 22 671 847

Число мест в гостиницах 302 324 329 849 351 980 368 287 411 127

Количество ночевок 41 535 005 43 405 150 46 668 137 48 837 920 54 495 893

Число гостиниц 3 314 3 663 4 014 4 369 5 006

Общее количество койко-суток 110 348 260 120 394 885 128 472 700 134 424 755 150 061 355

Коэффициент загрузки 137,4 131,6 132,6 132,6 132,6

Загруженность в год 37,6 36,1 36,3 36,3 36,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средняя продолжительность пребывания, дней 2,6 2,6 2,5 2,4 2,4

Число мест на одну гостиницу, М / N 91,2 99,5 106,2 111,1 124,1

Количество оборотов гостиничного места 35 38,7 41,8 45,9 51,6

Окончание табл. 3

Показатель 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Численность размещенных, чел. 16 700 620 19 108 602 21 552 291 23 822 564 24 875 372 26 053 069

Число мест в гостиницах 341 164 366 190 386 440 397 463 438 716 549 769

Количество ночевок 39 299 750 44 100 104 48 049 058 51 744 154 53 835 750 60 482 297

Число гостиниц 4 039 4 220 4 444 4 666 4 856 5 445

Общее количество койко-суток 124 524 860 133 659 350 141 050 600 145 073 995 160 131 340 200 665 685

Коэффициент загрузки 115,2 120,4 124,3 130,2 122,7 110

Загруженность в год 31,6 33 34,1 35,7 33,6 30,1

Средняя продолжительность пребывания, дней 2,4 2,3 2,2 2,2 2,2 2,3

Число мест на одну гостиницу, М / N 102,9 110,5 116,6 119,9 132,4 165,9

Количество оборотов гостиничного места 43,7 47,9 52,3 55,2 61,2 71,5

Источник: расчеты автора на основании данных раздела «Центральная база статистических данных» Единой межведомственной информационно-статистической системы

Source: Author's calculations based on the Unified interdepartmental information and statistical system data, section Central Statistical Database

Таблица 4

Состав и структура затрат гостиницы за 2011-2013 гг., млн руб.

Table 4

Composition and structure of costs of hotels for 2011-2013, Mio RUB

Показатели 2011 г. 2013 г. Отклонение Темпы роста,

Сумма Удельный вес, % Сумма Удельный вес, % (+,-) % %

Материальные затраты, 91 383,4 37,6 135 020 38,57 43 636,6 0,96 147,75

В том числе: 77 048,1 31,7 106 557 30,44 29 508,9 -1,27 138,3

- сырье и материалы - топливо 1 280,2 0,5 2 036 0,58 755,8 0,05 159,04

- энергия 6 225,6 2,6 12 661 3,62 6 435,4 1,05 203,37

Затраты на оплату труда 61 056,6 25,1 85 639 24,46 24 582,4 -0,67 140,26

Страховые взносы 17 588,2 7,2 23 264 6,65 5 675,8 -0,59 132,27

Амортизация основных средств 9 648,8 4 13 709 3,92 4 060,2 -0,06 142,08

Прочие затраты 63 299 26,1 92 449 26,41 29 150 0,36 146,05

Итого расходов 242 976 100 350 080 100 107 104 0 144,08

Источник: авторская разработка на основании данных Федеральной службы государственной статистики.

URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_51/Main.htm

Source: Authoring on the basis of the Federal State Statistics Service data.

Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_51/Main.htm

Таблица 5

Операционный анализ прибыли гостиницы, млн руб.

Table 5

Operating hotel's profit analysis, Mio RUB

Показатель 2011 г. 2013 г. Отклонение Темп роста, %

Выручка 286 045 440 598 154 553 154,03

Переменные затраты 85 042 98 022 12 980,8 115,26

Переменные затраты на 1 руб. выручки 0,297 0,222 -0,075 -

Маржинальная прибыль 201 003 342 576 141 572 170,43

Маржинальная прибыль на 1 руб. выручки от реализации 0,7 0,78 0,02 110,65

Постоянные затраты 157 934 252 058 94 123 159,6

Прибыль от продаж 15 823 24 820 8997 156,86

Рентабельность продаж, в процентах 5,53 5,63 0,1 -

Порог прибыли 224 754,1 324 179,8 99 425,6 144,24

Запас финансовой устойчивости 61 290,9 116 418,2 55 127,4 189,94

Процент к выручке от реализации 21,4 26,4 5 -

Источник: авторская разработка на основании данных Федеральной службы государственной статистики.

URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_51/Main.htm

Source: Authoring on the basis of the Federal State Statistics Service data.

Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_51/Main.htm

Таблица 6

Исходные статистические данные по России в 2004-2014 гг. Table 6

Initial statistics for Russia in 2004-2014_

_Показатель_2004_2005_2006_2002_2008

Число ночевок в гостиницах_41 535 005 43 405 150 46 668 137 48 837 920 54 495 893

Средняя цена проживания в гостинице 570,66 679,03 791,79 940,04 1 139,66

в сутки с 1 чел., руб._

Доходы гостиниц от предоставляемых услуг - 57 458 212,9 72 544 082 92 687 651,16 114 958 172,3

без НДС, акцизов, тыс. руб._

Окончание табл. 6

Показатель 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Число ночевок в гостиницах 39 299 750 44 100 04 48 049 058 51 744 154 53 835 750 60 482 297

Средняя цена проживания в гостинице 1 257,77 1 326,43 1 540,02 1 660,42 1 716,37 1 772,61

в сутки с 1 чел., руб.

Доходы гостиниц от предоставляемых услуг 86 952 907 100 845 097 117 551 185 135 310 880,2 158 477 539,2 160 140 840,

без НДС, акцизов, тыс. руб. 9

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики Source: Federal State Statistics Service

Таблица 7

Оценка инфляционного влияния на динамику цен и доходов гостиничного бизнеса в России в 2005-2014 гг. Table 7

Assessment of inflationary impact on the dynamics of the prices and incomes of hotel business in Russia in 2005-2014

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009

Индекс потребительских цен 110,92 109 111,87 113,28 108,8

Индекс-дефлятор 1 1,09 1,22 1,38 1,50

Средняя дефлированная цена проживания 679,0 726,4 770,9 825,1 836,9

в гостинице, в сутки с 1 чел. руб.

Дефлированные доходы гостиниц 57 458 213 66 554 204 76 011 926,65 83 223 595,39 57 857 789,11

от предоставляемых услуг, без НДС,

акцизов, тыс. руб.

Окончание табл. 7

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014

Индекс потребительских цен 108,78 106,1 106,57 106,47 111,35

Индекс-дефлятор 1,63 1,73 1,85 1,97 2,19

Средняя дефлированная цена проживания 811,4 887,9 898,2 872,1 808,9

в гостинице, в сутки с 1 чел. руб.

Дефлированные доходы гостиниц 61 685 553 67 770 439 73 199 994 80 522 785 73 074 012

от предоставляемых услуг, без НДС,

акцизов, тыс. руб.

Примечание: дефлированная цена - прогнозная цена, «очищенная» от влияния инфляционных процессов. Источник: расчеты автора на основе исходных данных табл. 6 и сведений Центральной базы статистических данных Федеральной службы государственной статистики

Source: author's calculations based on the original data table. 6 and information Central statistical database of the Federal State statistics service

Рисунок 1

Число ночевок в российских КСР в 2002-2013 гг. Figure 1

Number of nights in collective place of accommodation in 2002-2013

Источник: авторская разработка на основе данных Единой межведомственной информационно-статистической системы Source: Authoring based on the Unified interdepartmental information and statistical system data

Рисунок 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами и автономии по ресторанам и гостиницам в России

Figure 2

Ratios of current liquidity, own assets, and availability of restaurants and hotels in Russia

Источник: авторская разработка на основе данных Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_51/Main.htm

Source: Authoring based on data of the Federal State statistics service. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_51/Main.htm Рисунок 3

Структура затрат на производство и реализацию услуг гостиницами и ресторанами в РФ в 2011 и 2013 гг. Figure 3

Structure of costs for producing and selling services by hotels and restaurants in Russia in 2011 and 2013

Источник: авторская разработка на основе данных Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_51/Main.htm

Source: Authoring based on the Federal State Statistics Service data. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_51/Main.htm

Рисунок 4

Графическое определение точки безубыточности в 2013 г. Figure 4

Graphical determination of the break-even point in 2013

Источник: авторская разработка на основе данных табл. 5 Source: Authoring based on the data of table 5

Рисунок 5

Зависимость доходов от цены в гостиницах России в 2005-2014 гг. Figure 5

Dependence of revenue on hotel prices in Russia in 2005-2014

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Попкова Т.С. Управление ключевыми параметрами привлекательности гостиницы // Научный вестник МГИИТ. 2009. Т. 1. № 1. С.110-116.

2. Вертелецкая Ю.С., Кузина О.А. Реальные и ожидаемые потребности клиентов в дополнительных услугах, предлагаемых гостиницами / м-лы науч.-практ. конф. «Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы». Краснодар, КГУ, 2007. № 1. С. 111-115.

3. Гаранина Е.Н., Забаев Ю.В. Методология и практика формирования конкурентных стратегий гостиничных компаний: монография. М.: Логос, 2013.

4. Демурин В.Б. Анализ функциональных возможностей существующих систем управления современными гостиницами / м-лы науч.-практ. конф. «Проблемы достижения экономической эффективности и социальной сбалансированности: императивы, правовые и хозяйственные механизмы». М.: Финансовый ун-т, 2014. С. 63-68.

5. Каурова О.В. Разработка целевых приоритетов в системе управления затратами гостиниц и аналогичных средств размещения // Российское предпринимательство. 2011. № 1-1. С. 140-144.

6. Никифорова А.А., Гумерова Г.А. Особенности конкуренции на рынке гостиничных услуг / м-лы науч.-практ. конф. «Проблемы и перспективы развития легкой промышленности и сферы услуг». Омск: Омский гос. ин-т сервиса, 2015. С. 94.

7. Каурова О.В. Анализ особенностей затратообразования гостиниц и аналогичных средств размещения на микроуровне // Сервис plus. 2011. № 1. С. 56-61.

8. Кабанов В.Н. Экономические измерения в управлении на примере использования бухгалтерской модели точки безубыточности // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2012. № 2. С. 28-38.

9. Минаков В.Ф. Ценовая эластичность спроса и предложения качества / м-лы науч.-практ. конф. «Информационные технологии в бизнесе». Под ред. В.В. Трофимова, В.Ф. Минакова. СПб: Инфо-да, 2013. С. 51-60.

10. Глуховский М.Г. Некоторые аспекты прикладного применения коэффициента эластичности спроса // Вестник Новосибирского государственного аграрного университета. 2006. № 4. С. 100-105.

11. Орловцева О.М., Швецова С.Т. Применение функции эластичности с целью повышения доходов организации // Актуальные вопросы современной науки. 2014. № 34. С. 271-280.

12. Власенко С.В., Гателюк О.В. Использование частных эластичностей для ранжирования переменных в многокритериальных экономических задачах / м-лы науч.-практ. конф. «Экономические аспекты логистики и качества работы железнодорожного транспорта»: под ред. И.И. Галиева, В.П. Шпалтакова, С.А. Ветрова, Ю.А. Усманова, И.В. Лариной. Омск, ОмГУПС, 2013. С. 37-42.

13. Костин К.Б. Проблемы развития туристско-гостиничного бизнеса России и пути их решения // Известия Санкт-Петербургского государственного университета. 2013. № 4. С. 61-67.

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

Economic and Statistical Research

AN IMPACT OF PRICING METHODS ON THE FORMATION OF FINANCIAL RESULTS AND PERFORMANCE OF ENTITIES OPERATING IN THE HOTEL INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Zoya A. KONDRAT'EVA

Financial University under Government of Russian Federation, Kursk Branch, Kursk, Russian Federation [email protected]

Article history:

Received 18 April 2016 Received in revised form 23 May 2016 Accepted 21 June 2016

JEL classification: C15, D22, D46

Keywords: hotel, business, price, financial result, efficiency

Abstract

Importance The article reviews approaches to optimal pricing through lower costs and competitors' prices, higher competitiveness of services for boosting profit of hotel businesses. Objectives The research assesses performance indicators of the Russian hotel businesses and analyzes methods of pricing for services. I also evaluate the elasticity of demand through prices and determine how prices influence income of hotel businesses in Russia.

Methods Using a coefficient analysis, I evaluated the efficiency of the hotel industry, conducted an operational analysis of the break-even price, assessed the financial strength of hotel business. When formulating the demand function, I applied methods of point elasticity, correlation and regression analysis. Results Demand for hotel services through prices was proved to be inelastic. Price growth bolsters gross income, with price growth and inelastic demand leading to higher profitability of services. Conclusions and Relevance Notwithstanding a higher pace of growth in prices for hotel rooms during 2004-2014, their relative occupancy had been decreasing. There was a concurrent drop in profitability indicators of operations, being much lower than the average ones in the national business sector. Whereas outbound tourism indicators in Russia will continue to grow within the coming years, there should be new services that are needed in the market to ensure high profitability. The findings can be used to compare target indicators of hotel businesses' performance, which the Russian Government used to formulate such programs as The Development of Domestic and Outbound Tourism in the Russian Federation, The Development of Culture and Tourism.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Popkova T.S. [Managing key indicators of the hotel attractiveness]. Nauchnyi vestnikMGIIT = Scientific Bulletin of MSITI, 2009, vol. 1, no. 1, pp. 110-116. (In Russ.)

2. Verteletskaya Yu.S., Kuzina O.A. [Real and expected needs of clients in additional services offered by hotels]. Kurortno-rekreatsionnyi kompleks v sisteme regional'nogo razvitiya: innovatsionnye podkhody: materialy nauchnoi konferetnsii [Proc. Sci. Conf. The Resort and Recreation Sector as Part of Regional Development: Innovative Approaches]. Krasnodar, Kuban State University Publ., 2007, no. 1, pp.111-115.

3. Garanina E.N., Zabaev Yu.V. Metodologiya i praktika formirovaniya konkurentnykh strategii gostinichnykh kompanii: monografiya [The methodology and practice of articulating competitive strategies of hotel businesses: a monograph]. Moscow, Logos Publ., 2013.

4. Demurin V.B. [Analyzing functional capabilities of the existing systems for management of contemporary hotels]. Problemy dostizheniya ekonomicheskoi effektivnosti i sotsial'noi sbalansirovannosti: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Issues of Reaching Economic Efficiency and Social Balance]. Moscow, Financial University Publ., 2014, pp. 63-68.

5. Kaurova O.V. [Outlining target priorities as part of cost management in hotels and identical lodging facilities]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2011, no. 1-1, pp. 140-144. (In Russ.)

6. Nikiforova A.A., Gumerova G.A. [Specifics of competition in the market of hotel services]. Problemy i perspektivy razvitiya legkoi promyshlennosti i sfery uslug: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Issues and Prospects of Developing the Light Industry and Service Sector]. Omsk, Omsk State Institute of Service Publ., 2015, p. 94.

7. Kaurova O.V. [Analyzing the specifics of costing in hotels and identical lodging facilities at the microlevel]. Servis plus = Service plus, 2011, no. 1, pp. 56-61. (In Russ.)

8. Kabanov V.N. [Economic assessments in management: evidence from the accounting model of the breakeven point]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo Instituta biznesa = Business. Education. Law. Bulletin of the Volgograd Business Institute, 2012, no. 2, pp. 28-38. (In Russ.)

9. Minakov V.F. [Price elasticity of quality demand and supply]. Informatsionnye tekhnologii v biznese: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Information Technologies in Business]. St. Petersburg, Info-da Publ., 2013, pp. 51-60.

10. Glukhovskii M.G. [Some aspects of applying the demand elasticity coefficient]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of the Novosibirsk State Agrarian University, 2006, no. 4, pp. 100-105. (In Russ.)

11. Orlovtseva O.M., Shvetsova S.T. [Applying the elasticity function to increase corporate income]. Aktual'nye voprosy sovremennoi nauki: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Current Issues of Contemporary Science]. Novosibirsk, Tsentr Razvitiya Nauchnogo Sotrudnichestva Publ., 2014, no. 34, pp.271-280.

12. Vlasenko S.V., Gatelyuk O.V. [Using individual elasticities to rank variables in multivariate economic tasks]. Ekonomicheskie aspekty logistiki i kachestva raboty zheleznodorozhnogo transporta: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Economic Aspects of Logistics and Quality of Railway Transport Operations]. Omsk, Omsk State Transport University Publ., 2013, pp. 37-42.

13. Kostin K.B. [Issues of developing tourism and hospitality business in Russia and solutions]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Proceedings of St. Petersburg University, 2013, no. 4, pp. 61-67. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.