ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Филиппова Татьяна Александровна, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Сычева Александра Васильевна, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Батикян Анаит Камоевна, студент Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, г. Волжский, Россия
В данной статье была произведена характеристика и рассмотрены виды предприятий гостиничного хозяйства. Проведен анализ маркетинговой деятельности одного из волжских предприятий гостиничного бизнеса, выявлены ее недостатки и предложены пути их решения.
Ключевые слова: услуги, гостиничный бизнес, гостиницы, прибыль, клиенты.
В настоящее время маркетинговая деятельность любого российского предприятия, а также его эффективное функционирование невозможно без активного взаимодействия с внешней средой.
Для успешного продвижения товара или предоставляемых услуг предприятия должны найти и заинтересовать покупателя информацией о своих товарах или услугах, об их потребительских свойствах «и преимуществах по сравнению с другими аналогичными товарами, о наличии гарантий и различного рода дополнительных услуг, о местах продаж и т.п.» [2].
Предприятие гостиничного бизнеса, как и любое другое должно знать множество нюансов об интересующем его рынке, влияющих на объемы продаж: емкость рынка, наличие конкурентов и их возможности, уровень цен и качество предлагаемого на рынке товара, предпочтения покупателей и многое другое.
Рассмотрим специфику российских предприятий, работающих в сфере гостиничного бизнеса.
Одной из крупных отраслей сферы услуг является гостиничное хозяйство. Гостиничный сервис имеет ряд своих специфических признаков, которые будут рассмотрены в данной статье.
Анализ гостиничного хозяйства позволяет отслеживать перемены, происходящие в сфере услуг. К гостиничному хозяйству обычно относят гостиницы, общежития для приезжих, мотели, кемпинги.
«Мотель (от англ. motor hotel) - это небольшая гостиница, вход в номера которой осуществляется с улицы (с места парковки автомобиля). Как правило, мотели имеют всего один или два этажа, количество дополнительных услуг и типов номеров минимально, что соответствует низкой стоимости проживания» [5]. Для людей, которые часто находятся в разъездах на своих автомобилях, мотели могут быть особенно удобны отсутствием долгих
регистрационных формальностей, а также возможностью иметь свою машину на виду. К недостатку мотелей можно отнести невысокий уровень безопасности, а также минимальное обслуживание.
В настоящее время к основным показателям работы гостиниц можно отнести их единовременную вместимость, а также количество койко-суток, которые были использованы за год. «Единовременную вместимость можно определить по числу установленных постоянных кроватей во всех номерах и в общих комнатах» [4]. Число календарных койко-суток можно рассчитать путем умножения количества дней конкретного периода на число коек в гостинице.
Коэффициент использования гостиниц модно рассчитать на основе фактически предоставленных койко-суток. При определении коэффициента загрузки гостиниц за определенный период времени учитываются факторы, влияющие на изменение загрузки.
В настоящее время ни одна гостиница не может рассчитывать на универсальность и постоянство спроса, что обусловлено, прежде всего, большой сегментацией и фрагментарностью рынка гостиничных услуг, что в свою очередь требует ориентации на определенный целевой сегмент.
Сейчас можно увидеть большую специализацию гостиничных предприятий. К основным видам, наиболее часто встречающихся гостиничных предприятий, можно отнести следующие.
1) Туристическая гостиница. Задача данного типа гостиницы - это производство услуг, в которых нуждаются туристы, а также оказание в них соответствующих условий для отдыха и развлечений.
2) Гостиница для деловых людей. Задача этого типа гостиниц заключается в обеспечении необходимых условий для работы и отдыха бизнесменов.
3) Конгрессная гостиница. Она входит в состав конгресс-центра или же сама располагает возможностями для проведения различных конгрессных мероприятий.
4) Курортная гостиница. Ее задачей является представление своим клиентам возможности использовать лечебно-оздоровительные услуги в бальнеологических или климатологических центрах.
5) Спортивная гостиница. Яркий пример такого типа - это гостиницы в горнолыжных центрах, а также при крупных спортивных объектах.
6) Клубные гостиницы. Это небольшие гостиницы, которые принадлежат клубам или обществам.
7) Транзитная гостиница. В их распоряжении находится минимум удобств и очень ограниченный набор услуг (как правило, только питание и ночлег).
Каждая гостиница для привлечения и сохранения своих клиентов, обязана гарантировать набор определенных стандартов и условий обслуживания, которые должны быть понятны и привлекательны для клиентов. Эти стандарты должны быть закреплены в классификационных системах, ко-
торые разрабатываются соответствующими государственными органами или предпринимательскими ассоциациями.
Согласно данным статистики по России около 66% гостиниц находится в городской местности и остальные - 34% в сельской.
Доходность гостиниц в большей степени зависит от их месторасположения. «Так, гостиничные предприятия, которые расположены в крупных городах, являются более прибыльными, а их доходы превышают расходы по эксплуатации. Сельские гостиницы, наоборот, почти во всех регионах терпят убытки» [4]. В настоящее время это связано с потоком туристов и работников предприятий, которые приезжают в крупные города в командировки с целью обучения или повышения своей квалификации.
На наш взгляд ситуацию с наполняемостью гостиниц в сельской местности можно будет исправить лишь при расширении туристических маршрутов и соответствующих рекламных мероприятий.
В данной статье рассмотрим деятельность небольшой волжской гостиницы, которую по ее классификационным признакам можно отнести к транзитной или мотелю.
В г. Волжский Волгоградской области с 2009 года и по настоящее время работает предприятие, которое оказывает гостям и населению города услуги в гостиничном и банном секторах, предприятие себя хорошо зарекомендовало и имеет своих постоянных клиентов и заинтересовано в привлечении новых.
В целях разработки мероприятий, направленных на улучшение маркетинговой деятельности анализируемого предприятия, можем сформировать на основе полученной и систематизированной информации стратегию деятельности предприятия с помощью SWOT-анализа.
Первый этап данного анализа - это выделение компонентов внутренней среды рассматриваемого предприятия и компонентов внешней среды, не зависимых от деятельности самого предприятия.
По данным проведенного анализа можно увидеть, что к сильным сторонам данной организации относятся: высококвалифицированный персонал, возможности личного и карьерного роста, благоприятные отношения с поставщиками, реализация услуг по сниженным ценам во время акций. Наличие данных сильных сторон у рассматриваемого предприятия дает ему существенные преимущества перед конкурентами на рынке гостиничного и банного бизнеса.
К слабым сторонам данного предприятия можно отнести следующие: отсутствие четко структурированных и регламентированных прав и обязанностей сотрудников, а также четкой системы мотивации и стимулирования работников. Как правило, время акций и скидок на услуги гостиницы и бани-сауны приходится на «неходовое» время, что создает ограниченный выбор. А во время праздничных и выходных дней цены на данный вид услуг поднимаются.
Возможности у рассматриваемого предприятия могут быть следующие: в гостинице представлены номера разной степени комфортности и ценовой категории, тоже самое, и по банно-саунным услугам, а также весьма демократичные цены рассматриваемого предприятия и периодически проводимые предприятием акции и скидки привлекают клиентов преимущественно молодежного сегмента.
К угрозам на данный момент относятся: сокращение спроса из-за снижения покупательской способности основных потребителей, захват части клиентов другими предприятиями-конкурентами, отсутствие ключевых преимуществ перед конкурентами.
Вторым этапом анализа маркетинговой деятельности будет являться разработка следующих стратегий для рассматриваемого предприятия гостиничного бизнеса в краткосрочный период:
1. Создание системы мотивации и стимулирования персонала с целью его заинтересованности в привлечении и закреплении клиентов. Так как «в настоящее время грамотно выстроенная модель мотивации персонала на любом предприятии — это один из самых эффективных способов повышения производительности труда, выручки и прибыли» [3].
2. Расширение ассортимента предлагаемых услуг (фитнес-зал, солярий) посредством активной работы с клиентами, а также рекламы.
3. Снижение остроты конкуренции путем расширения ассортимента предлагаемых услуг.
4. Сохранение постоянных клиентов, путем предоставления им бонусов - выпуск карт постоянного клиента с накоплением баллов, начисление на карту баллов ко Дню рождения, праздникам с возможностью в дальнейшем оплачивать части услуг баллами.
5. Удержание клиентов путем информирования их о предоставлении скидок и акций посредством рекламы (например, через смс-оповещения или рассылку сообщений на электронную почту).
6. Сокращение дебиторской задолженности путем эффективной работы опытного персонала.
7. Сотрудничество с городскими туристическими агентствами с целью привлечения в качестве клиентов туристов и гостей города.
Таким образом, представленные выше маркетинговые мероприятия помогут рассматриваемому предприятию гостиничного бизнеса повысить приток клиентов и соответственно увеличить выручку и чистую прибыль.
Список литературы
1. Филиппова, Т. А. Повышение прибыльности предприятия путем совершенствования оплаты труда в условиях кризиса / Т. А. Филиппова, В.М. Каширин, Е.С. Лютикова //Актуальные региональные вопросы экономики и управления в условиях инновационной экономики материалы науч.-практ. конф. студентов: тезисы докладов ВПИ (филиал) Госуд. образов. учрежд. Высш. професс. образования «ВолгГТУ»; М.К. Старовой-тов (гл. редактор) 2016. - С.38-41.
2. Филиппова Т.А. Исследование маркетинговой среды торгового предприятия -объективная необходимость / Т.А.Филиппова, С.А. Мироседи, О.В. Лазырина
//Гуманитарные научные исследования. - 2017. - № 4 (Апрель). - [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23615 (дата обращения: 24.10.2017).
3. Филиппова, Т. А. Применение мотивации труда работников как возможность увеличения прибыли предприятия / Т.А. Филиппова, А.В. Сычева, Е. В. Стрельцова //Таврический научный обозреватель. — 2017. — №5 (22) [Электронный ресурс]. — URL: http://tavr.science/stat/2017/05/21-Filippova-Sycheva-Streltsova.pdf (дата обращения: 24.10.2017).
4. Индустрия гостиничного дела [Электронный ресурс] - URL: http://www.studfiles.ru/preview/407206/page:2 (дата обращения 01.10.2017.)
5. Сайт Википедия [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения 20.10.2017.)
Filippova Tatyana Alexandrovna, Sycheva Alexandra Vasilievna, Batikyan Anait Kamoevna
ACTIVITY OF BUSINESS ENTERPRISE IN MODERN CONDITIONS
Abstract. In this article, the characteristics and types of enterprises of the hotel industry were made. The analysis of marketing activity of one of the Volga enterprises of hotel business is carried out, its shortcomings are revealed and ways of their decision are offered.
Key words: services, hotel business, hotels, profit, customers.
ОСОБЕННОСТИ АВТОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД: ВНЕДРЕНИЕ ЕВРОПРОТОКОЛА Филиппова Татьяна Александровна, к.э.н., доцент (e-mail:[email protected]) Сычева Александра Васильевна, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Ревина Анастасия Дмитриевна, студент Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, г. Волжский, Россия
В данной статье раскрываются сущность, цели и задачи европротоко-ла, требования к его оформлению, а также возможности и особенности его внедрения в России.
Ключевые слова: европротокол, страхование, страхователь, страховщик, автомобиль, дорожно-транспортное происшествие.
«В настоящее время вопросы, связанные со страхованием очень актуальны, так как страхование обеспечивает экономические интересы отдельного человека и деятельности общества в целом, а совокупность методических вопросов страхования в современных условиях представляет собой актуальную задачу, требующую решения» [1, с.25].
Актуальность темы исследования определяется тем, что для развития страхового рынка и страхового бизнеса в Российской Федерации существуют значительные возможности и перспективы, а именно: огромная территория страны, почти 150-миллионное население, наличие хозяйствую-