УДК 340.114.5 ББК 67.0
Беседа Ирина Ивановна Beseda Irina Ivanovna
адъюнкт Ростовского юридического института МВД России.
adjunct, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: [email protected]
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
To improve legal culture of employees of Internal Affairs bodies: theoretical and legal aspect
В статье рассматривается правовая культура сотрудников органов внутренних дел как особая разновидность правовой культуры государственных служащих и работников правоохранительной сферы. Данная работа показывает, каким образом детерминирована правовая культура сотрудника полиции, и какие пути следует выбирать для повышения ее уровня. Также исследуются проблемы, возникающие на пути ее формирования и повышения ее уровня, предлагаются пути их преодоления. Проведенный анализ раскрывает специфику правовой культуры сотрудников органов внутренних дел и показывает особенности ее формирования и функционирования.
Ключевые слова: правовая культура сотрудников органов внутренних дел, пути повышения правовой культуры, препятствия на пути повышения правовой культуры.
Исследования правовой культуры носят многочисленный характер. В этом предметном поле себя находят не только юристы и философы права, но и социологи, культурологи, политологи и представители других направлений гуманитарного знания. Обилие трудов по данной проблематике отнюдь не свидетельствует о ее полной научной разработанности. Здесь уместно вспомнить о парадоксе Мено-на, когда новое знание порождает новое неисследованное поле [2, а 53]. Поэтому невозможно исчерпать актуальность этой темы, что свидетельствует о ее значимости для человеческого сообщества и роли в правоведении.
Если обобщить ту часть мнений о правовой культуре, которая носит когнитивно общепризнанный характер, то ее можно представить как уровень правовых знаний и сложившееся на его основе объективное отношение к праву и юриспруденции, а также совокуп-
The article considers legal culture of employees of the internal affairs bodies as a special kind of legal culture of government employees and law enforcement officers. This work shows how the legal culture of a police officer is determined and what ways should be chosen to improve its level. The problems that arise in the way of its formation and improvement of its level are also investigated, and ways to overcome them are proposed. The analysis reveals the specifics of the legal culture of employees of the internal affairs bodies and shows the features of its formation and functioning.
Keywords: legal culture of employees of internal affairs bodies, ways to improve legal culture, obstacles to improving legal culture.
ность норм, принципов, убеждений и установок, складывающихся в процессе функционирования юридической сферы. Сам же исследуемый феномен носит многосоставной характер, и по свидетельству профессора В.Н. Гу-ляхина: «К основным компонентам правовой культуры как духовной и материальной системы можно отнести правосознание, правовую деятельность, юридическую технику и субъектов права. Каждый из данных компонентов, в свою очередь, имеет собственный состав и структуру» [4, с. 137].
Правовая культура сотрудника органов внутренних дел обладает рядом особенностей, выделяющих ее не только среди юристов-профессионалов, но и среди сотрудников правоохранительных органов. Ее содержание в первую очередь ориентированно на борьбу с общественно опасными деяниями, что откладывает отпечаток на восприятии правовой
реальности. В то время как другие правоохранительные органы выполняют сходные, но качественно иные функции, например, надзор за законностью. Но характерны проблемы, на которые указывают исследователи правовой культуры представителей других правоохранительных органов. Так, К.Е. Мамаев среди проблем повышения уровня правовой культуры сотрудников прокуратуры, указывает на: «Отсутствие умения обращаться с людьми на основе уважения; низкий уровень культуры в целом; недостаточный уровень гражданской ответственности и патриотического самосознания; низкий уровень профессиональной квалификации; наличие у представителей правоохранительных органов негативного правосознания, основанного на недоверии, сомнении в порядочности и честности людей, так называемая презумпция виновности; существование явных или скрытых искажений смысла закона, что ведет к формированию в обществе негативного отношения к юристам, закону и даже к конституции» [5, с. 239]. Очевидно, что все это в полной мере относится и к проблеме повышения правовой культуры сотрудников органов внутренних дел. Поэтому будут иметь научную значимость междисциплинарные исследования по данной проблематике.
Тем не менее, следует отметить, что конституционно-правовые принципы, определяющие общий знаменатель правовой системы России, во главу угла ставят права и свободы человека и гражданина. Данное обстоятельство обусловливает тот факт, что современное понимание правоохранительной деятельности носит, прежде всего, антропологическое измерение. Обществом работа правоохранителя воспринимается как часть системы действия органов государственной власти, направленных на защиту прав человека. В настоящее время развитие отечественной правовой культуры, вслед за всеми передовыми странами, пошло по пути приоритета прав человека, что не может не накладывать свой отпечаток на развитие правовой культуры сотрудника органов внутренних дел, формируемой в контексте данного международного и конституционно-правового принципа.
Повышение уровня правовой культуры осуществляется в рамках основополагающих начал и принципов функционирования правовой системы государства, разумеется, здесь важную
роль играет идеологический элемент, отвечающий за формулирование целей развития государства и общества. В данном контексте право выступает неким условием и одновременно способом реализации этих целей, которые через алгоритмы поведения детерминируют социальную реальность [4, с. 36]. В частности, одной из основных целей развития государственности современной России является построение правового государства. Может показаться, что эта цель достаточно аморфна, но в контексте параметров правовой культуры это вполне конкретная задача, предполагающая достижения такого ее уровня, который обеспечит необходимое понимание и реализацию идей, принципов, требований закона. В соответствии с конституционно-правовыми предписаниями это должно выражаться в неукоснительной защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Собственно, вот эта задача является основной в сфере деятельности сотрудника полиции. Поэтому, реализуя свои служебные функции, он должен понимать, что постоянно находится в контексте данного конституционного предписания, и осуществлять повышение своей правовой культуры таким образом, чтобы более эффективно реали-зовывать правоохранительную деятельность. То есть теоретико-правовые исследования правовой культуры способны быть источником рекомендаций по повышению эффективности реализации правоохранительной функции, а, следовательно, имеют практическую значимость.
Анализ значения основ и принципов правовой системы раскрывает не только сущность права, но и позволяет осмыслить критерии разумности и справедливости. Правовая культура открывает возможность определить границы и объем правового регулирования, улучшить качество юридически значимого поведения членов социума. Очевидно, что важную роль в данном процессе играет деятельность сотрудников полиции по защите общественного порядка. Потому что она выступает залогом эффективного функционирования всех сфер жизни государства и общества. Сам общественный порядок выступает отражением уровня правовой культуры общества. И исходя из его качества и особенностей формирования, нужно не только анализировать динамику данных процессов, но и планировать и прогнозировать их развитие [4, с. 39].
Правовое поведение сотрудников органов внутренних дел должно отражать понимание и осознание ими того факта, что законность выступает ключевым принципом профессиональной деятельности. Их правовое мышление должно функционировать в таком режиме, который позволит им своими действиями приносить пользу обществу и государству, обеспечивать максимальную защиту национальных интересов. Поэтому процесс правового воспитания сотрудников органов внутренних дел нацелен на то, чтобы сформировать необходимый уровень правовой грамотности и профессиональной зрелости.
Нельзя не отметить, что высокий уровень правовой культуры сотрудников органов внутренних дел не может находиться в правовом вакууме. Он обязательно коррелирует с уровнем правовой культуры всех членов социума. Правовое поведение людей должно отражать осознание ими важности соблюдения правопорядка как неотъемлемого условия организации жизни общества, которое позволяет сделать ее безопасной и комфортной. Также все субъекты правоотношений должны адекватно оценивать свое поведение и нести ответственность за правовые поступки. Зачастую юридическая сфера воспринимается субъектами правоотношений всего лишь как набор социально-правовых инструментов, но все участники праворегулятивных процессов должны отдавать себе отчет в том, что существование общества невозможно без таких, зачастую экзистенциальных аспектов, как добро, справедливость, человеколюбие.
Важной задачей на пути повышения правовой культуры является преодоление правового нигилизма, правового эгоизма и правовой пассивности и других проявлений деформации правосознания и коррозии правовой культуры. Но нельзя забывать, что в борьбе за высшие правовые ценности нельзя переходить установленные законом рамки, заменяя законность целесообразностью. Потому что в итоге это приведет к произволу и кризису.
Значимой частью правовой культуры сотрудника органов внутренних дел является элемент духовной сферы, отвечающий за постоянную потребность самосовершенствования и потребность следовать принципам законности и правопорядка. Но на практике реализация этих принципов далека от совершенст-
ва [11]. На аналогичную проблему указывают исследователи правовой культуры представителей других частей правоохранительного механизма [5, с. 239]. В данном контексте важной частью деятельности сотрудника полиции является борьба с правовым нигилизмом. Эта борьба носит двоякий характер, так как искомое явление наблюдается как среди самих членов полиции, так и среди населения. Этой проблеме посвящено значительное количество научных работ теоретиков права, но очевидно, что без преодоления данной проблемы говорить о высоком уровне и качестве правовой культуры весьма проблематично. Ее решение носит комплексный характер и упирается в необходимость повышения правовой культуры всего общества. Ведь сотрудники полиции, хотя функционально обособлены от общества, тем не менее являются его неотъемлемой частью. Важным аспектом решения данной проблемы выступает систематическая профилактика правонарушений. То есть сотрудник полиции должен понимать, что в конкретной системе общественных отношений постоянно возникают риски совершения правонарушений. Он должен адекватно воспринимать свои роль, место и ответственность в системе мер недопущения общественноопасных деяний. Но эффективно осуществлять данного рода деятельность без взаимодействия с обществом невозможно. И те сотрудники полиции, которые осознают данную проблему наиболее конструктивно и готовы к ее преодолению, должны занимать руководящие должности в органах внутренних дел. Поэтому значимым элементом правовой культуры общества является формирование систематического взаимодействия между народом и сотрудниками полиции. Через правовое пространство, путем знания законов и понимания важности взаимодействия, понимание того, что сотрудник органов внутренних дел, в первую очередь, должен защитить права человека, возможно установление взаимовыгодного сотрудничества, целью которого выступает обеспечение законности, защита правового порядка и создание такого общественного порядка, который бы лучшим образом помог использовать имеющиеся ресурсы для обеспечения развития и процветания государства и общества.
Социум на протяжении своего существования создавал определенные ценности. Они
получили юридическое закрепление вместе с появлением в обществе такого регулятора, как право. Сегодня правовая аксиология занимает существенное место в формировании правовой культуры. Она, совместно с правовой идеологией, представляет собой «правовой маяк», определяющий вектор развития правовой системы как совокупности всех правовых средств. Система ценностей выступает матрицей критериев приоритета общественных отношений. Она является неотъемлемой частью жизнедеятельности любого цивилизованного общества. Характерно, что ключевые социальные и правовые ценности совпадают, это позволяет правовой культуре взаимодействовать вместе с общей культурой человека, поэтому деятельность сотрудников полиции невозможна вне социума. Она носит ярко выраженный социальный характер, что в свою очередь замыкается на защите общепризнанных ценностей. Профессор В.Н. Гуляхин указывает, что ценностный подход в понимании правовой культуры является наиболее распространенным [4, с. 138]. Это отражает природу права, которое защищает общественные ценности и само по себе выступает социальной ценностью. Общество на протяжении нескольких тысяч лет использует право как универсальный регулятор, и в ближайшем будущем юриспруденция оставит за собой приоритет в регулировании общественных отношений. Но нельзя не заметить, что влияние на общество технических норм превращается во всеобщий тренд. Вполне справедливым представляется мнение С.Н. Болдырева, указывающего, что: «Ценностная привлекательность права в решающей степени обусловлена совершенством и качеством принимаемых нормативно-правовых, правоприменительных и иных правовых актов, адресованных субъектам права» [1, с. 36]. Не следует забывать и о подзаконных нормативных правовых актах, играющих в деятельности сотрудника органов внутренних дел важнейшую роль. Их знание, верное понимание и восприятие в контексте федерального законодательства и, в особенности, Основного закона Российской Федерации является прямым залогом необходимого качества правовой культуры сотрудника полиции. Одним из принципов права является догматичность, но данный принцип не в полной мере распространяется на правовую культуру. Дело
в том, что последняя является оценочной категорией, поэтому и основным объектом исследования культуры выступает ее уровень и качество. Отсюда вытекает возможность повышения уровня и улучшения ее качества. Характерно, что люди, в зависимости от критериев стратификации, по-разному оценивают уровень, качество и функциональность культуры различных групп общества. Но, к примеру, исследователь Е.И. Махрова считает, что «при этом определение уровня культуры имеет общецивилизованные критерии, и на этой основе создается возможность для формирования основных направлений повышения правовой культуры, в том числе и с помощью закона» [6, с. 215]. На наш взгляд, это достаточно спорный тезис, так как выработать общие цивилизационные критерии правовой культуры пока не удалось, и в ближайшем будущем вряд ли удастся. В частности, существует разница в понимании института прав человека, который призван стать универсальным компонентом общемировой системы права. Здесь возникает целый ряд противоречий между различными странами, относящимися к разным правовым семьям. Как между Россией и Евросоюзом, так и между странами, которые входят в его состав, а также странами, которые формируют единую западную цивилизацию. Можно привести пример, когда в США в разных штатах существует различное законодательство. Есть штаты, в которых разрешено употребление наркотических веществ [9] и соседние штаты, в которых это деяние является правонарушением. Поэтому говорить о создании единообразной универсальной культуры не приходится. Но надо отметить, что фундамент правовой культуры является единым для всего человечества в силу единства общечеловеческих ценностей.
На пути повышения уровня правовой культуры всегда возникает необходимость преодоления юридической аморфности, правового нигилизма и отрицания важности правомерного поведения. Эти проблемы появляются в процессе повышения правовой культуры как всего общества, так и сотрудников органов внутренних дел. К сожалению, далеко не всегда можно отметить высокую степень соблюдения законов и реализацию требований принципа законности, а также стремление постоянно совершенствовать и актуализировать свои
юридические знания и компетенции. Поэтому не теряет злободневности вопрос о том, как от данных проблем перейти к высокому уровню правовой культуры. Полностью прав С.Н. Болдырев, когда указывает, что «уважение к праву, правовым законам, действующему законодательству расширяет круг членов общества с высоким уровнем правосознания и правовой культуры. На базе этого укрепляется правовой порядок в гражданском обществе, расширяется сфера осуществления осознанных и предсказуемых правомерных акций» [1, с. 37].
Исследователи О.В. Хышиктуев и К.В. Во-логдина используют формально юридический метод для оценки возможностей повышения уровня правовой культуры [8, с. 79]. Они анализируют российское законодательство, регулирующее процесс правового образования и правового воспитания, как основной способ формирования правовой культуры. В современных условиях этот метод являются значимым как при создании правовой культуры, так и при повышении ее уровня и качества. Поэтому важнейшую роль в становлении правовой культуры сотрудников органов внутренних дел играют вузы МВД России. В них совмещаются процессы правового образования, правового воспитания и становления личности сотрудника правоохранительных органов. Поэтому деятельность данных организаций выступает ключевым элементом эффективного функционирования всей системы правоохранительных органов. При верной работе образовательных организаций МВД России будет сформированы условия, когда «соответствующий уровень правового сознания и правовой культуры предполагает наличие правовой подготовки и системы убеждений, характеризующихся признанием права, пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации права. Полученные в ходе правового просвещения знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку соблю-
Литература
1. Болдырев С.Н. Правовая культура общества и культура юридической техника // Философия права. 2011. № 1 (44).
дать правовой закон, проявлять правовую и политическую активность» [6, с. 89]. Этому должны способствовать меры государственной политики по повышению правовой культуры лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов, прописанные в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [7]. Данный документ выделяет семь позиций, которые должны обеспечить повышение уровня правовой культуры, в том числе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Следует отметить, что в данном направлении проделана существенная работа. Но особенностью данного процесса выступает необходимость постоянного мониторинга и постоянного процесса не только приобретения и совершенствования знаний в области права, но и возможности их практического применения для выполнения служебных функций, возложенных законом.
Таким образом, проанализировав теоретические проблемы, пути и особенности повышения правовой культуры сотрудников органов внутренних дел, можно сказать о том, что она выступает сегментом общей правовой культуры и является неразрывной частью всей правовой системы общества. Но это обособленный сегмент, который отвечает за реализацию функций правоохранительной деятельности, возложенных на сотрудника органов внутренних дел законом. Поэтому выступают важным элементом в повышении правовой культуры такие аспекты, как правовое образование, правовое воспитание и становления личности сотрудника полиции, которые в дальнейшем становятся фундаментом законного и эффективного выполнения полицейскими своих служебных обязанностей. Следует подчеркнуть, что повышение культуры - это постоянный процесс, являющийся частью процесса социализации, то есть он должен осуществляться на протяжении всей службы сотрудника органов внутренних дел.
Bibliography
1. Boldyrev S.N. Legal culture of society and culture of legal technique // Philosophy of law. 2011. № 1 (44).
2. Вольф М.Н. «Менон» и парадокс поиска: интерпретации метода познания // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14. № 3.
3. Гайдидей Ю.М. О необходимости повышения уровня судебно-правовой культуры. В сборнике: Право и политика: теоретические и практические проблемы // Сборник материалов 3-й Международной научно-практической конференции. 2014.
4. Гуляхин В.Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки // Юридические исследования. 2013. № 4.
5. Мамаев К.Е Повышение уровня правовой культуры работников прокуратуры как фактор укрепления законности, некоторые теоретические вопросы // Наука и новые технологии. 2009. № 4.
6. Махрова Е.И. Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика // Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет; Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева; Харьковский автомобильно-дорожный национальный университет; Сумский государственный университет. 2013.
7. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168).
8. Хышиктуев О.В., Вологдина К.В. Повышение уровня правовой культуры граждан: вопросы теории и практики. В сборнике: Проблемы противодействия криминальной субкультуре. Сборник статей (материалы Всероссийской научно-практической конференции). 2018.
9. Несколько американских штатов легализовали марихуану. URL: https://www.kommer-sant.ru/doc/4559086.
10. В Кемерове полицейские не приехали на вызов в дом, где убивали девушку. URL: https:// ria.ru/20210221/ubiystvo-1598520578.html?in=t.
2. Wolf M.N. «Menon» and the search paradox: interpretations of the method of cognition // Bulletin of the Russian Christian Humanitarian Academy. 2013. Vol. 14. № 3.
3. Gaididei Yu. M. On the need to improve the level of judicial and legal culture. In the collection: Law and Politics: theoretical and practical problems. collection of materials of the 3rd International Scientific and Practical Conference. 2014.
4. Gulyikhin V.N. Legal culture as an object of scientific research: methodological approaches, structure and evaluation criteria // Legal research. 2013. № 4.
5. Mamaev K.E. Raising the level of legal culture of prosecutors as a factor in strengthening the rule of law, some theoretical issues // Science and new technologies. 2009. № 4.
6. Makhrova E.I. Institutes and mechanisms of innovative development: world experience and Russian practice // Materials of the 3rd International Scientific and Practical Conference. SouthWestern State University; North-Kazakhstan State University named after M. Kozybayev; Kharkiv Automobile and Road National University; Sumy State University. 2013.
7. Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the field of development of legal literacy and legal awareness of citizens (approved by the President of the Russian Federation on 28.04.2011 № Pr-1168).
8. Khyshiktuev O.V., Vologdina K.V. Raising the level of legal culture of citizens: questions of theory and practice. In the collection: Problems of countering the criminal subculture. Collection of articles (materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference). 2018.
9. Several American states have legalized marijuana. URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 4559086.
10. In Kemerovo, the police did not come to the call to the house where the girl was killed. URL: https://ria. ru/20210221/ubiystvo-15985 20578.html?in=t.