УДК 340.114.5 ББК 67.0
Беседа Ирина Ивановна Beseda Irina Ivanovna
адъюнкт Ростовского юридического института МВД России.
Adjunct of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ СУЩНОСТИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Essential features of legal culture of employees of Internal Affairs bodies of the Russian Federation
В статье рассматривается правовая культура сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации как особый сегмент правовой культуры, особый вид правового феномена, который отвечает за реализацию правоохранительной функции государства и права. Проводится анализ взаимосвязи элементов правовой культуры полицейского, раскрывается их сущность и взаимовлияние. Автором делаются выводы о возможных путях повышения качества правовой культуры сотрудников органов внутренних дел в контексте особенностей развития современного российского общества.
Ключевые слова: правовая культура сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, подходы к исследованию правовой культуры, сущность правовой культуры сотрудника полиции, элементы правовой культуры, формирование правовой культуры полицейского, повышение уровня правовой культуры полицейского.
Вопросы сущности правовой культуры исследовались с момента возникновения науки теории права. В качестве факта, демонстрирующего аспекты ее сущности, равно как и сущности всех правовых явлений, выступает ситуация, при которой многочисленные разноплановые исследования правовой культуры не позволили считать исчерпывающе проанализированным вопрос о ее сущности. С одной стороны, это открывает новые горизонты научного познания и развития, с другой стороны, демонстрирует смысл самого гуманитарного знания, которое всегда будет обладать переменной составляющей. Невозможно в основных аспектах гуманитарной мысли, в том числе и правоведении, полностью исследовать тот или иной аспект, поскольку всегда
The article deals with the legal culture of employees of the Internal Affairs bodies of the Russian Federation as a special segment of legal culture, as a special kind of legal phenomenon, which is responsible for the implementation of the law enforcement function of the state and law. The analysis of the relationship of the elements of the legal culture of the policeman is carried out, their essence and mutual influence are revealed. The author draws conclusions about possible ways to improve the quality of the legal culture of employees of internal affairs bodies, in the context of the developmental features of modern Russian society.
Keywords: legal culture of employees of the Internal Affairs bodies of the Russian Federation, approaches to the study of legal culture, essence of the legal culture of the police officer, elements of legal culture, formation of the legal culture of the police, raising the level of legal culture of the police.
можно создать новую концепцию, новый подход и в конечном итоге новую научную школу. Об этом сегодня говорят сторонники и противники глобализации права, цифровиза-ции права, правового регулирования в сфере искусственного интеллекта и робототехники и других высокотехнологичных сфер деятельности, расширяющих горизонты общественных отношений, а, следовательно, и сфер правого регулирования.
Современная правовая система России ха-рактеризируется тенденцией постоянного усложнения и увеличения объемов правовых массивов. Это накладывает отпечаток на деятельность всех субъектов права, а в особенности на представителей органов государственной власти, которые выполняют консерватив-
ные функции в активной динамике развития новых правовых институтов. Так, в настоящее время представители банковского сектора анонсировали введение в эксплуатацию банкоматов, работающих на биометрии лица клиента банка [1]. Безусловно, это делает услугу более комфортной и технологичной, но встает вопрос безопасности и борьбы с преступностью, который будет ложиться на плечи сотрудников правоохранительной системы, и в первую очередь на полицейских. Таких примеров можно привести множество. Они подчеркивают, что правовая культура полицейского обладает отдельными уникальными свойствами, вытекающими из особых задач, возлагаемых на полицию [2]. Эти задачи прослеживаются с момента возникновения государства в самых древних источниках права: Законы Хаммурапи, Законы Ману, Цинское уложение о наказаниях, Законы XII таблиц [3] и другие. Можно отчетливо выделить правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере борьбы с преступлениями и защитой общественного порядка. И если современный общественный порядок отличается от общественного порядка Древнего мира, то в основе борьбы с преступностью лежат аналогичные нормы, запрещающие убийства, кражи, изнасилования, причинения вреда здоровью и так далее. Данный факт демонстрирует, что на формирование правовой культуры полицейского оказывают влияние два взаимно противоположных процесса: статические интересы общества, защищаемые правом, и динамика развития общественных отношений. Здесь проявляются такие признаки права, как консерватизм, охранительный характер и универсализм, что в полной мере относится и к признакам правовой культуры.
О сущности правовой культуры писали многие выдающиеся теоретики права: и те, кто внес весомый вклад в развитие общепризнанной доктрины (С. С. Алексеев, П. П. Баранов, Н. В. Витрук, А. Г. Здравомыслов, Е. А. Лука-шева, В. П. Малахов, Н. И. Матузов, А. В. Маль-ко, Г. С. Остроумов, Ф. И. Рябко, В. П. Сальников, В. Н. Синюков, А. П. Семитко, В. С. Нер-сесянц), и те, кто конкретизировал сформированные научные концепции (А. Г. Арсентьева, А. П. Зотов, Л. А. Ершова, И. А. Крыгина, Е. Б. Кониченко, Е. А. Олефиренко, О. Ф. Павлов и многие другие). Так или иначе, пробле-
му правовой культуры затрагивает практически каждый исследователь юриспруденции, так как она выступает ключевым фактором соединения всех элементов права в единую правовую систему - совокупность всех правовых средств.
Следует отметить, что правовой культуре отдельных субъектов правоотношений посвящено много научных работ: это исследования по правовой культуре молодежи, правовой культуре представителей правотворческих органов, правовой культуре отдельных сословий, этнических групп, корпоративных групп и так далее. Но для адекватного доктринального обеспечения деятельности полиции необходим систематический анализ специфических условий и факторов, оказывающих влияние на формирование правовой культуры сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Исследование перспектив развития данного вида правовой культуры позволит понять, какой должна быть цель этого развития, и за счет решения каких задач она достигается. В противном случае невозможно реализовать положения первой статьи Конституции Российской Федерации о правовом государстве и статьи второй о приоритете прав и свобод человека и гражданина [4].
Одной из проблем научного анализа правовой культуры выступает выбор научного подхода. В девяностые годы прошлого столетия и начале двухтысячных доминировал либеральный подход. Правовая культура рассматривалась как придаток к концепции приоритета прав и свобод человека и гражданина. Причем можно натолкнуться на парадокс, где за провозглашением прав и свобод в качестве высшей ценности нет юридических механизмов их реализации либо эти механизмы неэффективны, либо нет четких критериев, которые позволят определить, выполнено требование Конституции Российской Федерации или нет. В качестве примера можно привести статью седьмую, которая закрепляет необходимость создания условий для достойного уровня жизни [4], но что понимать под достойным уровнем законодатель не раскрывает, а в док-тринальном источнике по этому поводу разворачивается сложная дискуссия.
В десятых годах текущего столетия наметилось перегруппирование научного внимания в сторону консервативного подхода с анали-
зом традиционных ценностей. Характерно, что ни первый, нт второй подход концептуально не противоречат положениям российского конституционализма, хотя имеют разнонаправленный исследовательский вектор, методологию, аргументацию.
Также традиционным выступает аксиологический подход к сущности правовой культуры. В рамках этого направления был опубликован ряд работ представителями научной школы Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации «Самобытность отечественной государственности» (А. И. Овчинников, Г. Г. Небратен-ко, С. Н. Болдырев, И. А. Крыгина и другие ученые). В рамках этого подхода указывается, что правовое воспитание строится исходя из системы ценностей данного общества, и правовая культура отражает эту систему ценностей, а сами нормы права становятся ценностью общества.
Получили закрепление и устойчивое развитие, особенно в среде молодежи, глобали-стические и космополитические подходы в оценке ценностей, в том числе правовых. Формируется единое информационное пространство с социальными сетями, мессенджерами, приложениями, электронными играми и так далее, которыми пользуется молодежь всей планеты. Виртуальный мир имеет все большее значение и поглощает все большее количество субъектов. Эти данные учитываются в новейших исследованиях, посвященных цифро-визации права. Безусловно, указанные аспекты накладывают отпечаток и на формирование правовой культуры полицейского, которая также находится под воздействием новых технологий [5, с. 32-33]. Она генерируется и функционирует в неразрывной связи с такими элементами духовной правовой сферы человека, как правовое сознание, правовое мышление, правовое воспитание, правовой менталитет и другие. Все эти элементы коррелируют с уровнями правовой культуры, которые, на наш взгляд, следует увязывать с уровнями правосознания - бытовым, профессиональным, научным, и по количественному показателю - индивидуальным, групповым, массовым. В зависимости от конкретных функций будет различаться правовая культура следователя, оперуполномоченного, участкового уполномоченного полиции. Различия будут закла-
дываться уже в ходе реализации процесса образования. Углубленное изучение особенностей правового регулирования профессиональной деятельности полицейского по конкретной должности создает основы для дальнейших различий в сущности их правовой культуры при выполнении возложенных законом обязанностей, так как деятельность следователя существенно отличается от деятельности оперуполномоченного.
Профессор Г. И. Аксенова отмечает: «К специфическим функциям правовой культуры, раскрывающим ее сущность, можно отнести: познавательную (реализуется через правовые взгляды и представления, направленные на расширение правовых знаний, развитие правосознания, правового мышления); аксиологическую (способствует использованию правовых знаний и умений в жизни и превращению их в убеждения); адаптивную (выражается в правовой социализации и социально-правовой активности личности); регулятивную (позволяет соотносить общественные и личные интересы, реализуя их в рамках законности); интегративную (позволяет личности, соблюдая законы, ощущать себя полноправным гражданином Российского государства, проявляется во взаимосвязи с другими компонентами общей культуры личности); коммуникативную (обеспечивает общение граждан в юридической сфере, соединяя в себе достижения всех типов правовых культур)» [6, с. 155-156]. Соглашаясь с предложенным перечнем, необходимо отметить, что неотъемлемой функцией правовой культуры сотрудника полиции выступает правоохранительная функция, которая формируется на необходимости реализации даже при условии жертвенности, что следует из присяги сотрудника органов внутренних дел, закрепленной в ст. 28 Закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» [7].
В структуре правовой культуры сотрудника полиции следует выделить следующие элементы: правовые знания, правовое мышление, правовая мотивация, правовая гносеология, правовая этика, навыки решения юридических проблем. Все эти элементы находятся в причинно-следственной связи, взаимообусловлены и оказывают перманентное влияние друг на друга. Поэтому в качестве начальной точки анализа правовой культуры полицейского можно определить поведенческие акты полицей-
ского, подпадающие под правовое регулирование. Они делятся на относящиеся к профессиональной деятельности и не относящиеся к ней, поскольку в бытовых условиях полицейский также должен неукоснительно соблюдать закон, как и в режиме служебного времени. Следующим уровнем правовой культуры полицейского выступает правовое образование и самообразование, правовое воспитание и самовоспитание. Без самостоятельной работы по поддержанию и повышению уровня правовой культуры проявится процесс стагнации, который может перерасти в деградацию. Например, не владея информацией об изменениях в действующем законодательстве, полицейский может нарушить принцип законности.
Правовые знания формируются преимущественно в ходе процесса обучения, который складывается из двух форм: контактной, реализуемой, как правило, в виде лекций, семинаров и практических занятий, и самостоятельной работы. Причем в ходе контактной работы необходимо сформировать у будущих полицейских потребность в получении новых правовых знаний и устойчивый интерес к самостоятельному получению правовой информации, что станет прочной когнитивной основой для правосознания в целом, которое является базой всей правовой культуры. В современных российских условиях эта основа достаточно динамична, так как правовые массивы часто изменяются. Процесс правотворчества обусловливает постоянные изменения нормативных правовых актов, принимаются новые нормы права, изменяются действующие, а старые нормативные правовые акты прекращают свое действие. Все это должно четко отражаться в правовом сознании полицейского, который обязан безошибочно применять нормы права, имеющие юридическую силу.
Правовое мышление полицейского создается и функционирует на основе полученных правовых знаний. Оно является разновидностью юридического мышления, но имеет целый ряд специфических черт, которые также связаны с особенностью служебной деятельности. Служба полицейского направлена на борьбу с преступностью, пресечение правонарушений, обеспечение общественной безопасности и общественного порядка. Данные функции накладывают на правовое мышление от-
печаток, который наиболее ярко отражает правоохранительную функцию, подразумевающую защиту тех ценностей, которые охраняются правом, и создание условий, препятствующих противоправным посягательствам на охраняемые законом интересы. Вся служебная деятельность направлена на то, чтобы обеспечить те основополагающие правовые ценности, которые закреплены в Конституции Российской Федерации и получают свою юридическое продолжение в отраслевом законодательстве. Наиболее емко эту проблему отражает конституционная норма, которая говорит о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [4]. Одним из ключевых элементов государственного аппарата здесь выступают органы внутренних дел, смысл функционирования которых и заключается в защите прав и свобод человека и гражданина.
Правовая мотивация складывается из таких компонентов, как морально-этическая, материально-финансовая составляющие и оценка самим сотрудником полиции служебной деятельности как социальной ценности.
Правовая гносеология заключается в постоянном поиске правовой информации, которая подлежит критическому оцениванию, систематизации и пониманию сущности права и смысла юридического предназначения самого сотрудника полиции. Она создает видение тенденций развития правовой системы в целом и той правовой базы, которая регламентирует его профессиональную деятельность.
Правовая этика - это возникающий в результате правового воспитания элемент, который создает у полицейского понимание того, что он должен выполнить свой служебный долг при любых условиях. Например, рисковать своей жизнью и здоровьем ради блага и безопасности других граждан. Данный компонент выступает ключевым и может быть эффективным только в совокупности с другими компонентами служебной деятельности сотрудника полиции, которые и определяют такие качества полицейского, как бесстрашие, целеустремленность, неподкупность, способность прийти на помощь даже в случае опасности для жизни и здоровья самого сотрудника полиции.
Навыки решения юридических проблем начинают формироваться у сотрудников полиции уже в период обучения. Так, даже при изучении фундаментальных историко-право-вых дисциплин, анализируя памятники права и сталкиваясь с конкретными правовыми проблемами, рассматривается принятое решение для преодоления конкретной юридической проблемы. Постепенно у полицейского в ходе использования таких интерактивных форм обучения, как деловые игры, система кейсов, игровое решение поставленных правовых задач посредством юридического знания, а также учебная и производственная практика, создается основа для дальнейшего успешного применения знаний, которые выражаются в правоприменительной деятельности, то есть в точном соответствии между требованием нормы права и ее применением к конкретному жизненному случаю в интересах российского общества [8, с. 133]. Единство данных элементов может указывать на целостность и полноценность правовой культуры полицейского.
Также необходимо указать, что процесс формирования правовой культуры полицейского может замедляться либо ускоряться. Это зависит от различных факторов, но, как правило, связано с продвижением по служебной лестнице и присвоением специальных званий. Для замещения вышестоящей должности у соискателя должен сформироваться уровень правовой культуры, который позволит ему приступить к должности с большим объемом работы и усложнением функции многозадачности. Статья 9 «Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел» Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентирует, какими качествами должен обладать полицейский, замещающий определенную должность [7].
Тем не менее нельзя не согласиться с мнением Е. Ф. Усмановой, что в реалиях современного российского общества существуют определенные проблемы развития правовой культуры, к числу основных из них относятся следующие: несоответствие правовой культуры лиц, наделенных юридическими полномо-
чиями, должному уровню и, как следствие, некорректное осуществление правотворческих и правоприменительных процессов; распространение правового нигилизма среди субъектов права, непризнание права как социального института, способного успешно регулировать общественные отношения, недоверие к государственно-правовой системе в целом; низкий уровень правовой и финансовой грамотности населения; отсутствие массового ориентирования на правомерное поведение; безразличное отношение к правонарушениям [9, с. 67]. Повышение правовой культуры полицейских будет способствовать решению указанных и других проблем, связанных с правоприменительной практикой.
На основании изложенного правовую культуру полицейского можно характеризовать как феномен индивидуального целостного образования, возникающего на соответствующем объеме правовых знаний, способствующих развитию умений и навыков, необходимых для решения служебных задач в строгом соответствии с требованиями законов Российской Федерации. Правовая культура выражается в отношении к праву как к ценности, а также отражает уровень овладения правом в своей профессиональной деятельности.
Безусловно, в основе правовой культуры полицейского лежат процессы воспитания и образования, все остальные элементы формируются на этом фундаменте. Качество и уровень правовой культуры полицейского во многом зависят от указанных процессов. Соответственно, им необходимо уделять повышенное внимание, чтобы обеспечить правомерность и законность всей деятельности полиции Российской Федерации.
Также не следует забывать, что современное общество неразрывно связно с передовыми технологиями [10, с. 130-131], что требует от полицейского постоянного самосовершенствования, сохраняя связь с традиционными общественными и государственными ценностями. Процесс соединения материальной и духовной культуры требует целостного характера для того, чтобы избежать перекосов, негативно сказывающихся на служебной деятельности. Она должна объединять правовую информацию и объективную реальность, отражать правильное отношение полицейского к правовым явлениям и процессам.
Литература
1. Сбербанк установил первый банкомат с биометрией. URL: https://www.vedomosti.ru/fi-nance/articles/2017/07/10/717577-pervii-banko-mat-s-biometriei.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О полиции». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_ 110165/.
3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: учебное пособие в 2-х т. / под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М., 2014. Т. 1.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 28399/.
5. Болдырев С. Н. Технологии в праве и политике: проблема идентификации // Право и государство: теория и практика. 2017. № 6 (150).
6. Аксенова Г. И. Правовая культура курсанта: сущность, структура, средства формирования // Человек: преступление и наказание. 2013. № 3 (82).
7. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ document/c ons_doc_ LAW_122329/.
8. Сим В. О. Сущность правовой культуры как фундаментальная основа становления гражданского общества // Образовательная система в вопросах совершенствования правовой культуры: сборник научных трудов. Казань, 2019.
9. Усманова Е. Ф. Совершенствование правовой культуры и ее роль в развитии общественного сознания гражданского общества // Правопорядок: история, теория, практика. 2018. № 2 (17).
10. Котрикова Т. Ю. Влияние информационных технологий на теоретическую правовую культуру // Вестник Академии права и управления. 2013. № 32.
Bibliography
1. Sberbank installed the first ATM with biometrics. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/ articles/2017/07/10/717577-pervii-bankomat-s-biometriei.
2. Federal law of07.02.2011 № 3-FL (as amended on 01.04.2019) «On the police force». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 110165/.
3. Anthology of the history of state and law of foreign countries: textbook in 2 volumes / under ed. K. I. Batyr and E. V. Polikarpova. Moscow, 2014. Vol. 1.
4. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (subject to amendments made by Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6-FCL, of 30.12.2008 № 7-FCL, of05.02.2014 № 2-FCL, of21.07.2014 № 11-FCL). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 28399/.
5. Boldyrev S. N. Technologies in law and policy: the problem of identification // Law and state: theory and practice. 2017. № 6 (150).
6. Aksenova G. I. Legal culture of the cadet: essence, structure, means of formation // Man: crime and punishment. 2013. № 3 (82).
7. Federal law dated 30.11.2011 № 342-FL (ed. from 03.08.2018) «On service in bodies of Internal Affairs of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_122329/.
8. Sim V. O. The essence of legal culture as a fundamental basis for the formation of civil society // The educational system in the improvement of legal culture: collection of scientific works. Kazan, 2019.
9. Usmanova E. F. Improvement of legal culture and its role in the development of public consciousness of civil society // Law and order: history, theory, practice. 2018. № 2 (17).
10. Kotrikova T. Yu. The impact of information technology on the theoretical legal culture // Bulletin of the Academy of law and management. 2013. № 32.