DOI 10.24411/2073-0454-2020-10092 © Л.Л. Грищенко, Ю.Л. Корабельникова, 2020
Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ
Леонид Леонидович Грищенко, профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях, профессор кафедры публичного права и правового обеспечения управления Государственного университета управления, доктор юридических наук, профессор
Академия управления МВД России (125993, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8) E-mail: [email protected]
Юлия Леонидовна Корабельникова, заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент
Академия управления МВД России (125993, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8) E-mail: [email protected]
Рецензент: заведующий кафедрой государственного строительства и права Университета прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор И.В. Гончаров
Аннотация. Современный этап развития государств характеризуется тем, что все большее значение придается праву, общественные отношения в самых различных сферах попадают в орбиту правового регулирования. Все это влечет необходимость повышения уровня как правовой культуры обычных граждан, так и предъявляет особые требования к уровню правовой подготовки к представителям органов государственной власти. Как известно, сотрудники органов внутренних дел находятся в постоянном взаимодействии c гражданами, в связи с чем предъявляются особые требования к уровню правовой подготовки сотрудников. В статье обосновывается взаимосвязь правовой подготовки и правосознания сотрудников органов внутренних дел; выявляются задачи и значение правовой подготовки сотрудников.
Ключевые слова: правовая подготовка, органы внутренних дел, правосознание, правовая культура, МВД России.
LEGAL TRAINING IN INTERNAL AFFAIRS BODIES AND ITS SIGNIFICANCE FOR THE PROFESSIONAL ACTIVITIES
OF EMPLOYEES
Leonid L. Grishchenko, Professor of the Department of Management of the Internal Affairs Bodies under Special Conditions, Professor of the Department of Public Law and Legal Support of Management of the State University of Management, Doctor of Legal Sciences, Professor
Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia (125993, Moscow, ul. Zoya and Alexander
Kosmodemyanskikh, d. 8)
E-mail: [email protected], 89850674799
Julia L. Korabelnikova, Deputy Head of the Department of State Law Disciplines, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia (125993, Moscow, ul. Zoya and Alexander
Kosmodemyanskikh, d. 8)
E-mail: [email protected], 89166325290
Reviewer: Head of the Department of State Construction and Law of the Prosecutor's Office University of Russia, Doctor of Legal Sciences, Professor I.V. Goncharov
Abstract. The current stage of development of states is characterized by the fact that law is becoming increasingly important, public relations in various fields fall into the orbit of legal regulation. All this entails the need to raise the level of both the legal culture of ordinary citizens and makes special demands on the level of legal training for representatives of state authorities. As you know, employees of the internal affairs bodies are in constant interaction with citizens, and therefore
УДК 342.518 ББК 67.401.1
special requirements are placed on the level of legal training of employees. The article substantiates the relationship of legal training and legal awareness of employees of internal affairs bodies, identifies the tasks and importance of legal training of employees.
Keywords: legal training, internal affairs bodies, legal awareness, legal culture, Ministry of Internal Affairs of Russia.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Грищенко Л.Л., Корабельникова Ю.Л. Правовая подготовка в органах внутренних дел и ее значение для профессиональной деятельности сотрудников. Вестник Московского университета МВД России. 2020(2):175-8.
В последнее время в связи с повышением значимости и активности правового фактора в жизни общества правовая подготовка сотрудников органов внутренних дел приобрела положительную актуальность, организационно обособляясь от других видов профессиональной практики. Все больше ресурсов вовлекается в процессы, связанные с разработкой нормативных стандартов, с формированием правовой культуры общества и профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел. Отражением этого процесса является нормативное закрепление обязанности обладания правовыми знаниями каждым сотрудником органов внутренних дел.
Концепцией правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017 по 2021 год1 предусмотрено не только расширение практики проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел, но и инициирование внесения ходатайств об отстранении от выполнения обязанностей в случае непрохождения сотрудниками органов внутренних дел проверки на профессиональную пригодность при неудовлетворительной оценке правовых знаний.
И все же организация правовой подготовки в системе МВД России — не самоцель. Ее основным предназначением является обеспечение оперативно-служебной деятельности органов через создание надлежащих юридических условий. Она призвана содействовать укреплению законности в деятельности правоприменителей2, повышению правовой грамотности сотрудников, социально-
1 Приказ МВД России от 09 января 2017 г. № 1 «Об утверждении Концепции правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017 по 2021 год».
2 См.: Сосновская Ю.Н., Маркина Э.В. Актуальные вопросы организации деятельности территориальных органов МВД России с обращениями граждан. Контроль за соблюдением порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о происшествиях // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 4. С.231-234.
правовой защите личного состава, снижению непроизводительных потерь.
Позиция руководства МВД России относительно места и значения правовой подготовки в обеспечении эффективной деятельности органов внутренних дел остается неизменной — правовая подготовка рассматривается в качестве важнейшего обстоятельства и эффективного средства формирования профессионального правового сознания сотрудников органов внутренних дел и повышения качества правоприменительной деятельности.
Центральное место в профессиональном правосознании юриста занимает внутреннее согласие с правовой нормой. Таким образом формируется ценностное отношение к закону, что определяет соответствие поведения и деятельности нормативно установленным положениям. Кроме того, для юристов-профессионалов одинаково значимыми являются правовые знания и умение их применять. Юристов отличают глубокие знания понятий и принципов права, правовых обычаев и аксиом, источников и норм права. Более того, в связи с тем, что российское законодательство достаточно динамично развивается, юристы должны постоянно совершенствовать свой уровень знаний, быть готовыми осваивать и применять новые отрасли права.
Правосознание, с одной стороны, отражает уровень соответствия поведения нормам права, с другой, напротив, является их источником, выражающим объективные потребности развития общества. Правосознание, находя отражение в нормативных правовых актах, в результате оказывает влияние на процесс и результаты правотворчества.
Но существует и обратная связь, правовые нормы воздействуют на развитие правового сознания каждого человека, на формирование определенных представлений о принципах и нормах права, правоотношениях и юридической ответственности.
Правосознание играет значительную роль и в процессе реализации права. Особая роль в право-реализации, осуществляемой сотрудниками органов внутренних дел, отводится правоприменению, которое осуществляется в определенной последовательности, проходит ряд стадий. Правопримени-
тельные акты содержат конкретные юридические решения, которые воздействуют на лиц, в отношении которых выносятся. И здесь очень важно понимать, что от уровня правосознания правоприменителей во многом зависит соответствие поведения целям и воле, выраженным в праве. Уровень правосознания напрямую влияет на обеспечение законности и правопорядка в обществе и государстве. Более того, социальная оценка полиции зачастую служит основой оценки государства в целом.1
Процесс формирования профессионального правосознания — это сложное социально-правовое явление, испытывающее на себе воздействие множества факторов. Их воздействие на профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел может изменяться в связи с развитием системы управления ими, например, совершенствованием нормативно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел, форм, методов и средств ее организации, правовой подготовки сотрудников.
К значимым факторам, влияющим на профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел, относятся особенности их деятельности. К наиболее важным видам деятельности органов внутренних дел относятся: административная, уголовно-процессуальная, оперативно-разыскная. Основной формой их осуществления является правоприменительная деятельность. Безусловно, что она, в свою очередь, оказывает достаточно серьезное влияние на развитие профессионального правосознания сотрудников. На первой стадии правоприменительного процесса, в ходе установления и оценки фактических обстоятельств дела, у сотрудника формируются и совершенствуются навыки анализа правовых норм применительно к фактическим обстоятельствам дела и умения использовать правовую информацию при установлении юридической основы дела. Для квалифицированного разрешения конкретной правовой ситуации сотруднику необходимо обладать не только достаточным объемом правовых знаний и умением их применять. Действие данных компонентов профессионального правосознания напрямую зависит от сформированности ценностно-оценочного отношения сотрудника к праву и практике его применения. При разрешении конкретной правовой ситуации на основе ценностно-оценочного отношения к праву и практике его применения у сотрудника формируется ценностное (оценочное) правовое мышление, которое определяет его действия. На третьей стадии правопримени-
тельного процесса в ходе принятия решения по делу производится оценка результатов деятельности и каждого решения в правовой сфере на основе правового сознания. Результатом такой оценки является признание поведения или деятельности правомерным или противоправным. В то же время, формируются правовые установки и ценностные ориента-ции2, направленные на решение профессиональных (служебных) задач.
Таким образом, правовое сознание является органической составной частью правотворческой и правореализующей деятельности и играет существенную роль в правовой подготовке сотрудников органов внутренних дел. Правосознание сотрудников органов внутренних дел формируется и совершенствуется в ходе осуществления их практической деятельности, но, в то же время, профессиональная деятельность сотрудников реализуется на основании имеющихся представлений о праве и собственного отношения к нему. То есть это два постоянно осуществляющихся неразрывных процесса, которые направлены на повышение эффективности и качества деятельности органов внутренних дел.
Уровень доверия граждан Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и в дореволюционной России3, и на сегодняшний день является одним из важнейших критериев официальной оценки деятельности полиции и характеризует взаимодействие между органами, организациями, подразделениями МВД России, и обществом в целом. В связи с этим правовая подготовка в органах внутренних дел является основой не только для формирования и совершенствования профессиональных правовых знаний, умений и навыков каждого сотрудника Министерства, но и содержит в себе элементы воспитательного процесса.
Правовая подготовка внедрена в систему профессиональной подготовки наряду со служебной и физической подготовкой4. Ее целью является формирование у сотрудников органов внутренних дел готовности действовать профессионально, гра-
1 Бутылин В. Н. Милиция в государственно-правовом механизме охраны конституционных прав и свобод граждан: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001.
2 См. подр.: Майоров М.С., Матанцев Д.А. Понятие и значение правовых ценностей в культурном измерении // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 8 (82). С.115-117.
3 См. подр.: Борисов А.В., Степкин Е.Ю. Проблема общественного доверия и деятельность полиции Российской империи в первой половине XIX в. // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 4 (48). С.15-21.
4 См. подр.: Митин А.А. Современный взгляд на специалиста по профессиональной служебной и физической подготовке в территориальных органах МВД России как объект творческой личности // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 1. С.169-171.
мотно, четко, качественно и быстро выполнять поставленные задачи в любых условиях служебной деятельности. Особенностью правовой подготовки сотрудников органов внутренних дел является ее многофункциональный характер. Знание и грамотное применение нормативных правовых актов различного уровня является необходимым условием эффективного осуществления всех направлений оперативно-служебной деятельности, возложенной на органы внутренних дел.
Задачи и содержание правовой подготовки сотрудников органов внутренних дел определяются действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами МВД России с учетом особенностей и специфики направления оперативно-служебной деятельности1, а также конкретного субъекта Российской Федерации.
Основные задачи правовой подготовки в органах внутренних дел можно классифицировать по различным основаниям.
1. Знание нормативных правовых актов, совершенствование умений и навыков их применения в оперативно-служебной деятельности.
1.1. Изучение Конституции Российской Федерации, норм международного права, относящихся к деятельности органов внутренних дел, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в сфере внутренних дел, нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих оперативно-служебную деятельность сотрудников.
1.2. Формирование и совершенствование умений и навыков анализа, толкования положений нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, с целью их качественного применения в оперативно-служебной деятельности сотрудниками.
1.3. Мониторинг правоприменения с целью выявления и устранения пробелов и противоречий в законодательстве, а также создания эффективного механизма нормотворческого процесса, учитывающего потребности в правовом регулировании общественных отношений в сфере внутренних дел.
2. Задачи по правовому воспитанию и совершенствованию личности сотрудника органов внутренних дел.
2.1. Повышение уровня общей правовой культуры сотрудников.
2.2. Повышение профессиональной правовой культуры сотрудников с учетом специфики оперативно-служебной деятельности, осуществляемой ими.
2.3. Совершенствование навыков руководящего состава по управлению, обучению и воспитанию подчиненных.
2.4. Формирование высокого уровня стрессоу-стойчивости сотрудников с целью эффективного и качественного выполнения задач оперативно-служебной деятельности в различных условиях оперативной обстановки.
2.5. Преодоление правовых деформаций, правового нигилизма среди сотрудников органов внутренних дел путем совершенствования правовых знаний, умений и навыков их применения.
Решение данных задач в процессе правовой подготовки позволяет сотрудникам органов внутренних дел овладеть и постоянно совершенствовать правовые профессиональные знания, умения и навыки, необходимые им для успешного выполнения возложенных обязанностей.
Таким образом, правовая подготовка сотрудников носит комплексный характер и является одной из важнейших составляющих формирования высокого уровня профессиональной правовой культуры. Совершенно справедливо отметили профессора Е.Ю. Зинченко и Е.Н. Хазов 2, что правосознание и правовая культура являются незыблемой основой развития государственности. В результате правовая подготовка сотрудников органов внутренних дел представляется частью более сложного всеобъемлющего процесса развития сильного государства, которое характеризуется, как указывает профессор А.Д. Керимов, не только властным и функциональным потенциалом, но и имеет прочную духовно-культурную основу3.
Полиция является уникальным компонентом государственного механизма, поскольку иные институты не имеют своим прямым назначением защиту такого объема конституционных ценностей (права человека, общественная безопасность)4. Как видится, формирование высокого уровня правовой культуры представителей властных структур, которые являются самым ближайшим к народу инструментом государственной власти, безусловно, способствует укреплению сильного государства с высоким уровнем обеспечения прав и свобод человека.
1 См. подр.: Иванов А.А., Эриашвили Н.Д. Туристическая полиция МВД России // Закон и право. 2018. № 2. С.38-40.
2 Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Правовая культура как одна из основ государственной безопасности страны // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 5. С.74.
3 Керимов А.Д. Сильное государство — ответ на вызовы современной эпохи. М., 2009.
4 Пожарский Д.В. Российское государство и полиция в системе конституционных ценностей // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 1 (49). С.11.