Научная статья на тему 'Управленческая культура сотрудников органов внутренних дел: факторы ее трансформации'

Управленческая культура сотрудников органов внутренних дел: факторы ее трансформации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
642
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ГРАЖДАНЕ / СОТРУДНИКИ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРИНЦИПЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GOVERNMENT AGENCIES / INTERNAL AFFAIRS BODIES / CITIZENS / EMPLOYEES / RUSSIAN FEDERATION / ADMINISTRATIVE CULTURE / PRINCIPLES / MANAGEMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Госсельбах Людмила Николаевна

Автором рассмотрена специфика факторов внутренней среды формирования корпоративной культуры сотрудников внутренних дел. Выделены функции и полномочия сотрудников органов внутренних дел, направленых на удовлетворение потребностей граждан, общества и государства в безопасности и защите от противоправных деяний. Выделены два принципа представляющих форпост управленческой культуры сотрудника внутренних дел. Так, соблюдение законности и уважения прав и свобод гражданина формируют правовые формальные рамки ценностей, норм, профессионально значимых качеств. Однако, вектор трансформации поведенческих и психологических норм формирования управленческой культуры зависит от социально-политическх факторов внешней среды. Основными принципами ее опредлеяющими являются: беспристрастность; открытость и публичность; общественное доверие и поддержка граждан; общественное доверие и поддержка граждан; межведомственное заимодействие и сотрудничество; уровень адаптации достижений науки и техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Госсельбах Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author examines the specifics of the factors of the internal environment of corporate culture of internal affairs employees. The functions and powers conferred on employees of the internal affairs bodies, aimed at meeting the needs of citizens, society and state security and protection against illegal acts are revealed. Two principles of representing the outpost of management culture of the employee of the internal affairs bodies are marked out. So, the rule of law and respect for human rights and freedoms form the legal framework of the formal values, norms, professionally significant qualities. However, the transformation vector of behavioral and psychological norms of formation of administrative culture depends on social and political factors of the environment. The main principles are: impartiality; openness and publicity; public trust and support of citizens; departmental interaction and cooperation; the level of adaptation of science and technology.

Текст научной работы на тему «Управленческая культура сотрудников органов внутренних дел: факторы ее трансформации»

УДК: 005.32-057.36 DOI: 10.12737/24774

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ФАКТОРЫ ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИИ

Госсельбах Л. Н.1

Автором рассмотрена специфика факторов внутренней среды формирования корпоративной культуры сотрудников внутренних дел. Выделены функции и полномочия сотрудников органов внутренних дел, направленых на удовлетворение потребностей граждан, общества и государства в безопасности и защите от противоправных деяний.

Выделены два принципа представляющих форпост управленческой культуры сотрудника внутренних дел. Так, соблюдение законности и уважения прав и свобод гражданина формируют правовые формальные рамки ценностей, норм, профессионально значимых качеств. Однако, вектор трансформации поведенческих и психологических норм формирования управленческой культуры зависит от социально-политическх факторов внешней среды. Основными принципами ее опредлеяющими являются: беспристрастность; открытость и публичность; общественное доверие и поддержка граждан; общественное доверие и поддержка граждан; межведомственное заимодействие и сотрудничество; уровень адаптации достижений науки и техники.

Ключевые слова: государственные органы, органы внутренних дел, граждане, сотрудники, Российская Федерация, управленческая культура, принципы, управленческая деятельность.

MANAGEMENT CULTURE OF THE ACTIVITY OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES: FACTORS OF ITS TRANSFORMATION

GOSSELBAKH L. N. - Postgraduate student of the Department of Sociology and Information Technologies, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Central Russian Institute of Management-branch (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]

The author examines the specifics of the factors of the internal environment of corporate culture of internal affairs employees. The functions and powers conferred on employees of the internal affairs bodies, aimed at meeting the needs of citizens, society and state security and protection against illegal acts are revealed.

Two principles of representing the outpost of management culture of the employee of the internal affairs bodies are marked out. So, the rule of law and respect for human rights and freedoms form the legal framework of the formal values, norms, professionally significant qualities. However, the transformation vector of behavioral and psychological norms of formation of administrative culture depends on social and political factors of the environment. The main principles are: impartiality; openness and publicity; public trust and support of citizens; departmental interaction and cooperation; the level of adaptation of science and technology.

Keywords: government agencies, internal affairs bodies, citizens, employees, Russian Federation, administrative culture, principles, management activity.

Госсельбах Людмила Николаевна - аспирант кафедры социологии и информационных технологий, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, адрес: 302020, г. Орёл, б. Победы, д. 5а, е-mail: e-mail:[email protected]

Управление в органах внутренних дел является одной из разновидностей социального управления, отражающих динамику социльных процессов. Для решения возложенных правоохранительных задач сотрудникам Отделов внутренних дел (ОВД) как субъектам управления требуется дополнительный инструментарий в виде управленческих знаний, организационных отношений, нормативно-правовых установок и ценностей.

Не секрет, что контакт между гражданами и представителями ОВД происходит в большинстве случаев при нарушении охраняемых прав и законных интересов граждан, и здесь гражданин выступает либо как правонарушитель, чьи действия пресекаются сотрудниками ОВД, либо как лицо, пострадавшее от противоправного деяния и требующее защиты уполномоченных должностных лиц. В первом случае сотрудник ОВД должен обеспечить такое воздействие на нарушителя, которое бы понудило последнего прекратить противоправную деятельность и обеспечить в дальнейшем надлежащее поведение. Во втором основные усилия сотрудника направлены на формирование у пострадавшего (потерпевшего) уверенности, что нарушитель не уклонится от законного наказания, вред, причиненный в результате его противоправного деяния, будет возмещен, и впредь граждане будут защищены от подобных посягательств.

В целях баланса между потребностями граждан в личной безопасности и функциональными возможностями сотрудников органов внутренних дел на законодательном уровне закреплены принципы деятельности, которые и составляют основу управленческой культуры сотрудника органов внутренних дел. К их числу относятся:

1. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина. При реализации правоохранительных задач стоящих перед органами внутренних дел, необходимо достичь такого режима функционирования, при котором будет исключена возможность ущемления или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Это требование должно одинаково распространяться как на нарушителей, так и на законопослушных граждан. Деятельность сотрудников ОВД прежде всего сопряжена борьбой с нарушителями и негативными последствиями их противоправных действий, но приоритетом всегда будет удовлетворенность граждан в личной безопасности.

По результатам опроса жителей Орловской области, проведенного в феврале 2016 года1, большинство респондентов считают, что их личная безопасность за последние пять лет не изменилась, что является показателем стабильности в системе регионального правопорядка, 12% опрошенных считают, что их уровень безопасности возрос, вместе с тем 8,8% опрошенных говорят, что они менее защищены. В целом большинство считают, что они защищены на довольно высоком уровне. Так, 25,4% опрошенных настаивают, что уровень защищенности в регионе повысился, и лишь 19,7% процентов отмечают обратное.

Соблюдение и уважение прав и свобод граждан как основной элемент управленческой культуры достигается за счет профессионализма, компетентности и высоких морально-психологических качеств сотрудников.

2. Законность является определяющим элементом управленческой культуры сотрудников ОВД и представляет собой деятельность, основанную на точном соблюдении положений нормативно-правовых актов. Законность — такой режим общественной жизни, который характеризуется верховенством в ней закона и безусловным исполнением его требований гражданами и должностными лицами, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление гражданских прав и свобод.

1 Здесь и далее приводятся данные авторского опроса жителей Орловской области, проведенного в феврале 2016 г..

Законность отражает реальное господство закона в общественной жизни, господство его в отношениях между личностью и властью. Закон и только он устанавливает степень зависимости личности от власти и пределы притязаний власти по отношению к личности1.

В ходе проведенного социологического исследования в Орловской области на вопрос, как надо относиться к закону, 44% опрошенных граждан указали на необходимость его соблюдения, даже если закон уже устарел или если не вполне соответствует сегодняшним реалиям; 40% респондентов говорят, что законы надо соблюдать, но только если это делают и сами представители органов власти. При этом менее 4% опрошенных считают, что закон можно соблюдать лишь тогда, когда он не мешает реализовывать личные интересы.

Вместе с тем 40,7% участников опроса считают, что нетерпимость к нарушителям закона является важным качеством сотрудника органов внутренних дел, и оценили его на 10 баллов. Половина опрошенных, а именно 53,4%, оценили данное качество от 5 до 9 баллов, что свидетельствует о его значимости. И менее 6% респондентов не придали значения данному качеству и оценили его менее 5 баллов.

Сотрудник органов внутренних дел, наделенный властными полномочиями, обязан не только обеспечивать контроль за соблюдением действующих норм права со стороны граждан и должностных лиц, но и сам точно следовать требованиям закона при выполнении возложенных правоохранительных задач и служебных обязанностей. Нарушение законности должностными лицами органов власти значительно опаснее, чем нарушение ее простым гражданином. Правонарушение сотрудника органов внутренних дел как представителя государства будет нарушением государственным, так как лицо, олицетворяющее власть, призванное служить гражданину, защищать его права и интересы, сам нарушает закон.

3. Беспристрастность как составляющая часть управленческой культуры представляет собой ряд правил поведения сотрудника, которые призваны обеспечить равную защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Принцип беспристрастности означает недопустимость формирования у сотрудника приоритета воли, идей, интересов, взглядов каких-либо индивидов, партий, групп, элит. Это своего рода нравственное требование гарантирующие непредвзятое и добросовестное отношение сотрудника к выполнению возложенных правоохранительных задач, исключающее субъективизм, тенденциозность и предвзятость.

4. Открытость и публичность. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Основной предпосылкой партнерства между органами внутренних дел и обществом, согласно рекомендациям Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), является настоятельная необходимость повышения уровня вовлеченности общества в дело обеспечения безопасности и общественного порядка, а также решения проблемы преступности в местах проживания граждан, поскольку эта задача не может быть решена исключительно силами органов внутренних дел2.

1 Элементарные начала общей теории права. Право и закон. - М.: Колос С. //Под общей ред. проф. В. И. Червонюка. 2003.

2 Наилучшая практика построения партнерства между полицией и обществом

URL: http://osce.org/ru/spmu/32548(дата обращения: 20.11.2016).

Эффективность выполнения задач, возложенных на ОВД, во многом зависит от правильного понимания населением усилий сотрудников по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Такого взаимопонимания можно добиться путем широкого своевременного информирования о действиях и о результатах работы органов внутренних дел по всем направлениям деятельности. Недостаточность, отсутствие полной информации о деятельности ОВД или ее искажение ведут к негативным последствиям.

В обязанность представителей органов внутренних дел входит регулярное информирование государственных, муниципальных органов и граждан о своей деятельности через СМИ, сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции»).

Предоставление сведений о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в последние годы, в работе органов внутренних дел по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью все чаще используется понятие «информационная открытость», под которой (в узком смысле) понимается степень доступности получения информации гражданами, организациями и объединениями относительно их деятельности.

Под информационной открытостью (в широком смысле) понимается, с одной стороны, способность органов внутренних дел информировать о своей деятельности внешних потребителей информации, с другой - возможность потребителей искать, запрашивать, получать, а также передавать и распространять, в том числе в режиме реального времени, информацию о деятельности органов государственной власти1.

Общественный контроль за деятельностью органов внутренних дел может быть осуществлен следующими субъектами: гражданами, общественными объединениями; Общественной палатой Российской Федерации; Общественными наблюдательными комиссиями и членами этих комиссий; Общественными советами, образуемыми в МВД России при территориальных органах МВД России.

В Федеральном законе от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» раскрыт механизм общественного контроля за деятельностью полиции, который осуществляется гражданами, общественными объединениями. Федеральным законом регламентированы: общие положения (понятие общественного контроля, цели, задачи, принципы, информационное обеспечение и т.д.); статус субъектов общественного контроля; формы и порядок его осуществления; ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об общественном контроле.

Результаты опроса населения Орловской области показали, что большинство респондентов (85,4%) готовы взаимодействовать с органами внутренних дел, среди которых 29,8% склоняются к тому, что взаимодействие должно осуществляться в том числе в оказании содействия и помощи сотрудникам органов внутренних дел; 32,3% считают, что следует помогать в большинстве случаев; 23,3% ответили, что следует помогать в некоторых случаях. Однако около 8% опрошенных считают, что помогать полиции не стоит. Немаловажным является и тот факт, что, скорее всего, не предпримут никаких действий, 6,5% респондентов.

1 Мазитов Р.Р. Эффективность деятельности органов внутренних дел через призму общественного мнения// Российский следователь. - 2009. - №20. - С. 31-34

Привлечение заинтересованных лиц из числа общественности к участию в рассмотрении вопросов правоохранительной направленности позволяет принимать решения, отвечающие социальным интересам граждан, которые являются основными потребителями услуг, оказываемых органами внутренних дел, а также способствуют формированию доверия как одного из механизмов управленческой культуры.

5. Общественное доверие и поддержка граждан. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

По мнению Петра Штомки, доверие - это уверенность плюс основанные на ней действия, такие как желание вступить в контакт, будучи уверенным, что в случае обращения окажут помощь, будут полезны, доброжелательны, честны и лояльны.

В свою очередь «недоверие» Петр Штомка рассматривает как зеркальное отражение «доверия». Оно связывается с негативными ожиданиями будущих действий других (враждебными предвидениями, вредными, никчемными, оскорбляющими действиями), это происходит тогда, когда есть основания полагать что кто-либо будет действовать против интересов.

«Отсутствием доверия» Петр Штомка называет нейтральную ситуацию, которая вызвана отсутствием как позитивных, так и негативных эмоций, вызванных незнанием или безразличным отношением к чему-либо. Отсутствие доверия может относиться к переходной стадии, промежуточной фазе в процессе строительства доверия или его атрофии1.

С 2012 года в качестве основного критерия оценки деятельности органов внутренних дел выступает степень доверия населения. Введение данного показателя позволило обеспечить постоянный контакт между органами внутренних дел и гражданским обществом по вопросам качества и действенности предоставляемых правоохранительных услуг.

На текущий момент социологи отмечают существенный рост общественного доверия к полиции, сейчас он превышает 60%, а в некоторых регионах даже 67%2.

По результатам изучения общественного мнения среди жителей Орловщины в 2012 году на вопрос «Доверяете ли Вы сотрудникам полиции?» «Да, доверяю», - ответили 69% респондентов из числа опрошенных, в 2013 году - 74,4 %, в 2014 году - 82,8%, в 2015 году - 85,5%. Рост доверия населения органам внутренних дел области показывает, что региональные органы внутренних дел соответствуют своему назначению, действуют лучше, эффективнее, обладают необходимым потенциалом для реализации возложенных задач и функций.

Обеспечение доверия возможно только при высоком качестве выполняемых задач и безусловном соблюдении законности сотрудниками всех направлений служебной деятельности. Уровень поставленных задач и сопровождающих деятельность полиции ожиданий граждан и государства требует безусловной отдачи и самоотверженности.

Основой доверия являются грамотное, оперативное, профессиональное и добросовестное выполнение задач, сформированных потребностями граждан и общественными отношениями, качественное выполнение служебных обязанностей, соблюдение дисциплины и законности. От деятельности сотрудников органов внутренних дел напрямую зависит общественная и личная безопасность граждан.

6. Взаимодействие и сотрудничество. Органы внутренних дел при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

1 Штомка П. Доверие - основа общества/ Петр Штомка; Пер. с пол. Н.В. Морозовой. - М.: Логос, 2012. - С. 83-84

2 Газета «Щит и меч» от 03.03.2016, - № 8, С. 4 URL.: https://мвд.рф/journal_list/journal (дата обращения: 29.11.2016).

Взаимодействия органов внутренних дел с субъектами федеральной и местной власти осуществляется через совместные координационные и совещательные органы, консультативные советы, а также путем заключения двусторонних соглашений, издания совместных приказов.

Коммуникационное взаимодействие как основу корпоративной культуры, органы внутренних дел выстраивают посредством проведения встреч, разъяснительных бесед, тематических выступлений, «круглых столов». Положительно зарекомендовали такие формы работы с населением, как участие участковых уполномоченных полиции в сходе граждан, отчеты должностных лиц органов внутренних дел перед законодательными (представительными) органами власти, «Дни открытых дверей», работа круглосуточного «Телефона доверия» и др.

Внедрение общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел способствует не только достижению открытости деятельности ведомства, но и формирует новую культуру взаимодействия. А.Г. Воробьева1 классифицирует общественный контроль за деятельностью полиции следующим образом:

- стихийный (осуществляемый гражданами, общественностью);

- сознательно организованный (Общественные наблюдательные комиссии по контролю над обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания; Общественная палата; Общественные советы; Общественные объединения).

Успешное решение задач безопасности и правопорядка невозможно без скоординированных, слаженных действий всех составляющих государственной системы, включая общественные, социальные институты и отдельных граждан. Информационно-аналитический обмен, взаимная практическая помощь способны обеспечить не только своевременное пресечение противоправной деятельности, но также позволят более точно прогнозировать и предупреждать негативные последствия ее проявления.

7. Уровень адаптации и использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Надежное обеспечение правопорядка, эффективная защита прав и свобод граждан, противодействие терроризму, преступности, особенно ее организованным формам, невозможны без всестороннего научного и информационного обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников. В свою очередь применение научных разработок и инновационных технологий в повседневной служебной деятельности требует наличия у сотрудника достаточных теоретических знаний, способностей и квалификации, в том числе способности осуществлять деловое общение и посредством электронных коммуникаций, с применением информационно-коммуникационных технологий.

Анализируя концепцию В.Н. Иванова и В.И. Патрушева, авторский коллектив -Пашина Л.А., Проказина Н.В., Комлева В.В. - отмечает, что особое значение в управленческой культуре имеют рациональное начало, знания, современные концепции и наукоемкие технологии. Рациональная составляющая имеет прямую зависимость от комплекса знаний, которыми обладает субъект управления2.

По результатам исследования, проведенного в феврале 2016 года среди жителей г. Орла, выявлено, что 40% опрошенных считают высокие теоретические знания, умение применять их в практической служебной деятельности одним из наиболее важных качеств для сотрудника органов внутренних дел. При этом всего 0,5% опрошенных считают, что высокие теоретические зна-

1 Воробьева А.Г. Социальный контроль как фактор повышения эффективности деятельности полиции (на примере Московской области): автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.08 - М., 2013. - С.26.

2 Пашин Л.А., Проказина Н.В., Комлев В.В. Теоретические подходы к изучению управленческой культуры государственных гражданских служащих // Среднерусский вестник общественных наук . - №3 - 2013. - С. 73.

ния, умение применять их в практической служебной деятельности не являются приоритетным качеством.

Государственная служба, целенаправленная деятельность, ориентированная на достижение определенного результата, который не всегда можно определить в количественно-качественном показателе. Критериями эффективности работы сотрудника органов внутренних дел как федерального государственного служащего могут являться общественное мнение, положительные отзывы коллег и руководства, стабильные результаты служебной деятельности, которые обеспечены авторитетом сотрудника, его личностными и профессиональными качествами.

Специфической особенностью управленческой культуры сотрудников органов внутренних дел является законность, нормативность и процессуальность, т.е. необходимость следования определенным правилам и формам поведения в процессе реализации служебных задач. Вместе с тем недопустимо «приказное правосознание», это когда желание действовать заменяется на необходимость исполнять порученное, что исключает творчество и способность отвечать за свои поступки, формирует страх ответственности, лишает инициативы.

По результатам опроса жителей г. Орла большая часть, а именно 32,6% населения, считают, что особо важным качеством сотрудников органов внутренних дел является динамичная деятельность. Большинство опрошенных (95,7%) выбрали ответ от 5 до 10 и считают, что сотрудники органов внутренних дел должны уметь самостоятельно принимать нестандартные решения в сложных служебных ситуациях и нести за них ответственность. Это вызвано тем, что от быстрого и рассудительного решения сотрудника могут зависеть жизнь и здоровье людей.

Большинство опрошенных (97,4%) выбрали ответ от 5 до 10 и считают, что сотрудники органов внутренних дел должны проявлять инициативу и брать на себя ответственность в ситуации риска. Это аргументируется тем, что от решения и действий сотрудника зависит исход ситуации риска, и только он сам должен нести ответственность за свои действия и за протекание самой ситуации.

В тоже время, С.И. Ушаков отмечает, что «понятие «оценка кадров» можно рассматривать как с позиции общей оценки кадрового потенциала органов внутренних дел на уровне различных обобщенных его характеристик (образование, профессиональный опыт), так и в персонифицированном смысле - как каждого сотрудника в отдельности»1.

По нашему мнению, одно неотделимо от другого. Эффективность деятельности органа в целом складывается из показателей работы каждого сотрудника в отдельности.

Далее, В.Н. Иванов и В.И. Патрушев выделяют следующие компоненты управленческой культуры:

- управленческие знания, соответствующие сознание, чувства, настроения;

- общественные отношения, прежде всего управленческие, организационные, в которых материализуются знания, нормы, образцы;

- управленческая деятельность, носящая творческий характер, позволяющая переводить знания, ценности общества в процессе социализации в устойчивые черты личности, творить как саму личность, так ее культуру, нормы поведения личности, мотивы к инновационно-управленческой деятельности2.

Таким образом, с учетом основных принципов деятельности органов внутренних дел управленческую культуру сотрудника ОВД можно определить как совокупность профессионально зна-

1 Ушаков С.И. Организационно-правовое обеспечение оценки кадров в органах внутренних дел: автореф. дис... канд. юрид. наук - М., 2000. - С. 3.

2 Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Учебное пособие / Акад. Нак соц. Технологий и местного самоуправления. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Муниципальный мир, 2004. - С. 216 .

чимых личностных качеств: знаний, навыков, компетенций, форм поведения, отношений, юриди-чески,х организационных и моральных норм, следование которым в процессе служебной деятельности обеспечивает законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, способствует беспристрастности, открытости, публичности; формированию общественного доверия и поддержки граждан, надлежащего взаимодействия с государственными и муниципальными органами власти, общественными объединениями, организациями и гражданами, а также эффективному решению текущих и перспективных правоохранительных задач.

Бибилиография/References:

1. Воробьева А.Г. Социальный контроль как фактор повышения эффективности деятельности полиции (на примере Московской области): автореф. дис. ... канд. социол. наук. - М., 2013.

2. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Муниципальный мир, 2004.

3. Мазитов Р.Р. Эффективность деятельности органов внутренних дел через призму общественного мнения // Российский следователь. - 2009. - № 20. - С. 31-34.

4. Пашин Л.А., Проказина Н.В., Комлев В.В. Теоретические подходы к изучению управленческой культуры государственных гражданских служащих // Среднерусский вестник общественных наук. - 2013. - № 3 -С. 73.

5. Ушаков С.И. Организационно-правовое обеспечение оценки кадров в органах внутренних дел: автореф. дис.. канд. юрид. наук - М., 2000.

6. Штомка П. Доверие - основа общества / Пер. с пол. Н.В. Морозовой. - М.: Логос, 2012.

7. Элементарные начала общей теории права. Учебное пособие / Гойман-Калинский И.В., Иванец Г.И., Червонюк В.И.; Под общ. ред.: Червонюк В.И. - М.: КолосС, 2003.

1. Vorob'eva, A.G. (2013) Sotsial'nyi kontrol' kak faktor povysheniia effektivnosti deiatel'nosti politsii (na primere Moskovskoi oblasti) [Social control as the factor of increase of efficiency of police activities (for example, the Moscow region)]: avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. - M. (In Russ.)

2. Ivanov, V.N., Patrushev, V.I. (2004) Sotsial'nye tekhnologii [Social technologies]: Uchebnoe posobie / Akad. Nak sots. Tekhnologii i mestnogo samoupravleniia. 2-e izd., ispr. i dop. - M.: Muni-tsipal'nyi mir. (In Russ.)

3. Mazitov, R.R. (2009) Effektivnost' deiatel'nosti organov vnutrennikh del cherez prizmu ob-shchestvennogo mneniia [The effectiveness of the internal affairs bodies in the light of public opinion] // Rossiiskii sledovatel' [Russian Investigator]. - № 20. - P. 31-34. (In Russ.)

4. Pashin, L.A., Prokazina, N.V., Komlev, V.V. (2013) Teoreticheskie podkhody k izucheniiu up-ravlencheskoi kul'tury gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh [Theoretical approaches to the study of the administrative culture of civil servants] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - № 3 -P. 73. (In Russ.)

5. Ushakov, S.I. (2000) Organizatsionno-pravovoe obespechenie otsenki kadrov v organakh vnutrennikh del [Organizational and legal support personnel evaluation in internal affairs]: avtoref. dis.. kand. iurid. nauk - M. (In Russ.)

6. Shtomka, P. (2012) Doverie - osnova obshchestva [Trust - the foundation of society] / Per. s pol. N.V. Morozovoi. - M.: Logos. (In Russ.)

7. Elementarnye nachala obshchei teorii prava [Elementary beginning of the general theory of law]. Uchebnoe posobie / Goiman-Kalinskii I.V., Ivanets G.I., Chervoniuk V.I.; Pod obshch. red.: Chervoniuk V.I. - M.: KolosS, 2003. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.