Научная статья на тему 'Взаимодействие органов внутренних дел с гражданами, участвующими в охране правопорядка, в Республике Беларусь'

Взаимодействие органов внутренних дел с гражданами, участвующими в охране правопорядка, в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1390
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ГРАЖДАНЕ / ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА / ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC ORDER / PUBLIC SAFETY / INTERACTION / INTERNAL AFFAIRS BODIES / CITIZENS / PROTECTING LAW AND ORDER / PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федчук И. Л.

В статье анализируется современное состояние, правовая основа, принципы и формы взаимодействия правоохранительных органов с гражданами, участвующими в охране правопорядка, в Республике Беларусь. В частности, характеризуется практика взаимодействия органов внутренних дел со старостами сельских населенных пунктов. В основу взаимодействия участковых инспекторов милиции и старост положен своевременный обмен информацией по вопросам охраны правопорядка, борьбы с преступностью, позволяющий оперативно реагировать и пресекать антиобщественные, противоправные поступки граждан. Кроме того, рассмотрен положительно зарекомендовавший себя зарубежный опыт активного взаимодействия полиции с гражданами, на основе чего выделены перспективные направления совместного участия населения и органов внутренних дел в охране правопорядка в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федчук И. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current state, legal basis, principles and forms of interaction of law enforcement bodies with the citizens participating in protecting law and order in the Republic of Belarus are analyzed in the article. In particular, the practice of interaction of internal affairs bodies with the heads of rural settlements is characterized. The basis of the interaction between militia divisional inspectors and heads of rural settlements is timely exchange of information on matters of law enforcement and combating crime, which allows to respond quickly and prevent anti-social, illegal actions of citizens. Besides, the positive foreign experience of active interaction of police with the citizens is considered. The perspective directions of joint participation of the population and internal affairs bodies in the protection of law and order in the Republic of Belarus are distinguished.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие органов внутренних дел с гражданами, участвующими в охране правопорядка, в Республике Беларусь»

ФЕДЧУК И.Л., кандидат юридических наук, доцент, [email protected] Кафедра административной деятельности органов внутренних дел; Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь, 220005, Республика Беларусь, г. Минск, просп. Машерова, 6

FEDCHUK I.L.,

Candidate of Legal Sciences, associate professor, [email protected] Chair of administrative activities of internal affairs bodies; Academy of the Interior Ministry of the Republic of Belarus, Masherova Аve. 6, Minsk, 220005, Republic of Belarus

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ГРАЖДАНАМИ, УЧАСТВУЮЩИМИ В ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА, В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Аннотация. В статье анализируется современное состояние, правовая основа, принципы и формы взаимодействия правоохранительных органов с гражданами, участвующими в охране правопорядка, в Республике Беларусь. В частности, характеризуется практика взаимодействия органов внутренних дел со старостами сельских населенных пунктов. В основу взаимодействия участковых инспекторов милиции и старост положен своевременный обмен информацией по вопросам охраны правопорядка, борьбы с преступностью, позволяющий оперативно реагировать и пресекать антиобщественные, противоправные поступки граждан. Кроме того, рассмотрен положительно зарекомендовавший себя зарубежный опыт активного взаимодействия полиции с гражданами, на основе чего выделены перспективные направления совместного участия населения и органов внутренних дел в охране правопорядка в Республике Беларусь.

Ключевые слова: общественный порядок; общественная безопасность; взаимодействие; органы внутренних дел; граждане; охрана правопорядка; партнерство.

INTERACTION OF INTERNAL AFFAIRS BODIES WITH THE CITIZENS PARTICIPATING IN PROTECTING LAW AND ORDER IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Annotation. The current state, legal basis, principles and forms of interaction of law enforcement bodies with the citizens participating in protecting law and order in the Republic of Belarus are analyzed in the article. In particular, the practice of interaction of internal affairs bodies with the heads of rural settlements is characterized. The basis of the interaction between militia divisional inspectors and heads of rural settlements is timely exchange of information on matters of law enforcement and combating crime, which allows to respond quickly and prevent anti-social, illegal actions of citizens. Besides, the positive foreign experience of active interaction of police with the citizens is considered. The perspective directions of joint participation of the population and internal affairs bodies in the protection of law and order in the Republic of Belarus are distinguished.

Keywords: public order; public safety; interaction; internal affairs bodies; citizens; protecting law and order; partnership.

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности невозможны без участия в них граждан. С одной стороны, опора на поддержку граждан и общественных объединений является «эффективным средством обеспечения общественного порядка и укрепления авторитета правоохранительных органов» [1, с. 38]. С другой стороны, «участие граждан в обеспечении правопорядка является важнейшим правом и одной из форм непосредственного выражения народом своей власти» [2, с. 238].

Общественная самодеятельность, когда она опирается на массовость и до-

бровольность участия жителей города, района, дает позитивный эффект. Во-первых, участие населения придает органам правопорядка дополнительные силы и возможности в борьбе с преступностью; во-вторых, общественное мнение позитивно влияет на личность правонарушителей, укрепляет законопослушное население в сознательном следовании предписаниям закона; в-третьих, активная часть населения способна самостоятельно воздействовать на урегулирование криминогенных жизненных ситуаций, что особенно важно в процессе реализации виктимологиче-

ской профилактики, назначение которой -помочь людям избежать опасности стать жертвой преступления.

Государство должно всемерно стимулировать и развивать гражданскую активность населения, основанную прежде всего на естественном стремлении людей объединяться в целях защиты себя, своих близких и имущества от преступных посягательств.

Актуализация проблемы расширения спектра форм взаимодействия правоохранительных органов в целом и органов внутренних дел (далее - ОВД) в частности с общественными объединениями, гражданами в решении правоохранительных задач обусловлена рядом предпосылок объективного характера. В первую очередь речь идет о тенденциях формирования гражданского общества. К сотрудникам правоохранительных органов предъявляются вполне обоснованные требования быть носителями демократических, правовых и нравственных ценностей, опыта и навыков открытого, равноправного диалога по проблемам охраны правопорядка, обладать способностью к постоянному поиску и удовлетворению общественных потребностей в правоохранительной сфере.

Одно из главных условий качества жизни человека - безопасность и эффективная деятельность правоохранительных органов. Основной принцип правоохранительной деятельности - ориентированность на создание и развитие различных форм взаимодействия (партнерства) с населением. В результате такого взаимодействия преступность и насилие оказываются под наиболее полным социальным контролем. Происходит своеобразное «выдавливание» преступности, и прежде всего таких ее проявлений, как наркомания, домашнее насилие, незаконная миграция и др.

Взаимодействие ОВД с гражданами в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности предполагает их совместную деятельность, для которой характерно согласование целей, объединение усилий, добровольность, взаимная ответственность, взаимная инициатива и взаимный контроль.

Существуют различные формы, в рамках которых можно строить и осуществлять процесс взаимодействия ОВД с

гражданами и их объединениями в охране правопорядка.

Анализ научной литературы показывает, что в различных странах реализуется две модели обеспечения внутренней безопасности: централизованная (с доминирующей ролью министерства внутренних дел в процессе сохранения правопорядка) и децентрализованная (со значительной ролью муниципальных органов власти в управлении полицией). Ориентация полиции на тесное взаимодействие с населением очевидна в децентрализованной модели, особенно в англосаксонских странах [3, с. 109].

В странах Европейского Союза практикуется только одна форма взаимодействия - партнерство, которое можно определить как юридическое и организационное объединение сил полиции, местных органов власти и населения в процессе профилактики преступности, а также несение солидарной ответственности в решении этой проблемы. Партнерство -собирательное понятие, содержание которого существенным образом определяется национальной спецификой.

В ряде зарубежных стран, таких как США, Канада, Япония, установлены партнерские взаимоотношения полиции и населения на уровне муниципалитета и подчинении полиции местным властям. Например, широкое признание получило в США движение «Триада», суть деятельности которого схематично можно представить так: общество - пожилые люди - правоохранительные органы. В стране действует мощная сеть представителей движения, которые оказывают пожилым людям квалифицированную помощь, защищают их от противоправных действий, дают им возможность почувствовать себя необходимыми и полезными обществу [4, с. 200].

Одной из эффективных технологий взаимодействия полиции западных стран и населения является так называемое соседское наблюдение, заключающееся в постоянном наблюдении гражданами за частной собственностью, расположенной в наблюдаемом районе, выявлении подозрительных граждан и транспортных средств и передаче информации о них в полицию.

Большинство граждан Белоруссии осознают, что противоправное поведение

- это нежелательное явление, против которого необходимо бороться. Но данная позиция не всегда находит отражение по отношению к конкретным правонарушениям. Учитывая данное обстоятельство, можно с уверенностью констатировать большую латентность отдельных видов административных правонарушений. Причины этого следует усматривать не только в экономических и политических просчетах государства, но и в наличии дефектов правового и морального сознания.

Учеными подчеркивается важность познания подобных процессов, зарождения их причин и условий. Предлагается ввести в научный оборот термин «адми-нистративно-деликтная чувствительность»

- отношение граждан и их коллективов к административной деликтности и ее индивидуальным проявлениям [5, с. 16-19]. На современном этапе в ОВД есть понимание того, что без самоорганизации граждан, многообразия гражданской инициативы в правоохранительной сфере невозможно эффективное функционирование право-обеспечительного механизма, его реформирование и развитие.

Формирование партнерских отношений с населением - одна из стратегических задач ОВД. Это является также одним из ключевых направлений стратегии развития целенаправленной работы по снижению деликтности.

Правовую основу участия граждан и их объединений в охране правопорядка в Республике Беларусь составляют:

- Конституция Республики Беларусь, в которой закреплено, что каждый имеет право на свободу объединений (ст. 36);

- Закон Республики Беларусь от 26 июня 2003 г. N 214-З «Об участии граждан в охране правопорядка», который закрепляет формы участия граждан в охране правопорядка;

- Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. N 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», который закрепляет возможность граждан принимать участие в деятельности по профилактике правонарушений в соответствии с Законом «Об участии граждан в охране правопорядка» (ст. 2).

В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь впервые четко сформулирована роль граждан и

общественных объединений как субъектов обеспечения национальной безопасности. Граждане участвуют в обеспечении национальной безопасности посредством реализации своих прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

В статье 7 Закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» закреплено, что ОВД осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, иными организациями, в том числе иностранными, и гражданами.

Граждане могут добровольно участвовать в решении задач, стоящих перед ОВД, в том числе на конфиденциальной основе, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Основными принципами участия граждан и их объединений в охране правопорядка являются: добровольность, законность, гуманность и уважение прав человека, гласность, тесное взаимодействие с государственными органами, осуществляющими охрану правопорядка.

Установлены ограничения, связанные с участием граждан в охране правопорядка. Им запрещается:

- осуществлять деятельность, не предусмотренную Законом «Об участии граждан в охране правопорядка»;

- осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Республики Беларусь к компетенции правоохранительных органов;

- представляться сотрудниками правоохранительных органов.

Граждане могут реализовывать свое право на участие в охране правопорядка в следующих формах:

- индивидуальное участие;

- участие в объединениях граждан, содействующих правоохранительным органам в охране правопорядка;

- внештатное сотрудничество с правоохранительными органами;

- членство в добровольных дружинах.

Индивидуальное участие граждан

в охране правопорядка может осуществляться в виде сообщения правоохранительным органам о ставших гражданам известными фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушений,

причинах и условиях, способствующих их совершению; оказания содействия правоохранительным органам в работе по профилактике и пресечению правонарушений; пропаганды правовых знаний, способствующих предупреждению правонарушений.

Участие в объединениях граждан, содействующих правоохранительным органам в охране правопорядка, может выражаться в виде работы комиссий по борьбе с пьянством, товарищеских судов, домовых комитетов.

Граждане, реализуя установленное законом право на защиту от противоправных посягательств, могут на добровольной основе по договоренности между собой и с уведомлением территориального ОВД создавать самодеятельные группы по охране правопорядка по месту жительства или нахождения своей собственности.

В связи с этим заслуживает внимания зарубежный опыт предупреждения правонарушений локальными общинами граждан (например, профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении их, которую осуществляют ассоциации родителей и учителей, старших сестер и братьев; профилактика правонарушений объединениями представителей мелкого бизнеса - против рэкета; автовладельцами - против краж и угона автотранспорта). Такие формы объединения граждан не требуют принятия устава, избрания органов управления, иного организационного оформления.

В некоторых населенных пунктах Республики Беларусь функционируют самоохраняемые автомобильные стоянки. Цены на охраняемых автостоянках не всегда доступны гражданам, поэтому они объединяются для защиты своей собственности. Опыт свидетельствует, что необходимо искать более совершенные формы объединения автовладельцев. Например, оптимальным вариантом было бы создание самоохраны под эгидой жилищностроительных кооперативов, товариществ собственников, которые могли бы вводить оплачиваемые должности сторожей.

Сотрудники ОВД активно взаимодействуют со старостами в сельских населенных пунктах. Староста избирается на собраниях граждан сельского населенного пункта из числа наиболее уважаемых жителей деревни, способных самостоятельно

принимать эффективные меры по наведению должного порядка и санитарной культуры, удовлетворению неотложных нужд и запросов населения.

Один из критериев работы старосты - уровень взаимодействия с участковыми инспекторами милиции по вопросам содействия в обеспечении правопорядка в населенном пункте, поддержания должного санитарного состояния дворов и улиц. Старосты совместно с участковыми инспекторами милиции проводят профилактические, разъяснительные беседы среди населения по вопросам недопущения самогоноварения, выращивания наркосодержащих растений, запрещенных к возделыванию на территории Республики Беларусь, соблюдению гражданами правил противопожарной безопасности.

Основной формой взаимодействия участковых инспекторов милиции и старост является своевременный обмен информацией по вопросам охраны правопорядка, борьбы с преступностью, что дает возможность оперативно реагировать и пресекать антиобщественные, противоправные поступки граждан.

Одним из приоритетов в деятельности Белорусского республиканского союза молодежи является оказание содействия ОВД в охране правопорядка. Наиболее эффективной формой участия молодежного союза в данном направлении является работа молодежных отрядов охраны правопорядка, направленная на поддержание порядка во время массовых мероприятий, предупреждение и пресечение правонарушений, индивидуальную работу с подростками, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, искоренение пьянства, наркомании в молодежной среде.

Добровольная дружина представляет собой основанное на членстве объединение граждан Республики Беларусь, принимающее участие в охране правопорядка и осуществляющее свою деятельность под руководством уполномоченных должностных лиц органов местного управления или иных юридических лиц, его создавших. Основной задачей добровольной дружины является содействие правоохранительным органам, органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям, органам пограничной службы Республики Беларусь в

охране правопорядка (ст.ст. 10, 11 Закона «Об участии граждан в охране правопорядка»).

Внештатное сотрудничество с правоохранительными органами осуществляется в форме привлечения граждан, не состоящих в штате названных органов, к участию в их работе на добровольной основе под непосредственным руководством уполномоченных должностных лиц правоохранительных органов. Порядок оформления и деятельности внештатных сотрудников устанавливается Типовым положением о порядке оформления и деятельности внештатных сотрудников правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2003 г. N 1354.

В качестве внештатных сотрудников на добровольных началах могут привлекаться граждане Республики Беларусь не моложе 18 лет, положительно характеризующиеся по месту службы, работы, учебы, имеющие, как правило, среднее или высшее образование, активно участвующие в общественной жизни, способные по своим деловым и моральным качествам успешно выполнять поставленные перед ними задачи. Внештатных сотрудников также подбирают из числа добровольных дружинников, пенсионеров, как правило, бывших работников правоохранительных органов, органов или подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь, военнослужащих.

За активное участие в охране правопорядка граждане могут поощряться органами местного управления и самоуправления, иными юридическими лицами, правоохранительными органами. За особые заслуги при исполнении общественного долга и проявленные при этом мужество и героизм граждане награждаются государственными наградами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Следует отметить, что работа помощников полиции в большинстве стран осуществляется, как правило, доброволь-

но и без материального вознаграждения. Акцент делается на повышении социального статуса гражданина. С точки зрения психологии важно то, что добровольцы несут службу не по производственному принципу, как это имело и имеет место в Беларуси, а по территориальному, т.е. охраняют свой район, дом, офис, семью. Их участие в правоохранительной деятельности стимулируется бесплатной выдачей униформы, газовых баллончиков.

Исследуя зарубежный опыт взаимодействия полиции с населением, ученые и практики подчеркивают, что крайне редко его можно внедрить в отечественную практику. Однако его можно и необходимо использовать в адаптированном виде, и, что тоже очень важно, этот опыт позволяет генерировать новые идеи, с учетом белорусской действительности реализовывать их на практике.

Перспективными являются следующие направления совместного участия населения и ОВД в охране правопорядка: консультирование сотрудниками ОВД населения, в том числе граждан, в отношении которых наиболее вероятно совершение преступлений, о мерах защиты от преступных посягательств; распространение памяток и другой печатной продукции профилактического содержания, в том числе используя в этой работе СМИ. К разработке памяток для населения следует привлекать научных работников, медицинских работников и других специалистов.

Современная виктимологическая профилактика во многих высокоразвитых странах нацелена на активное использование антивиктимного потенциала населения и осуществляется по следующим направлениям: подготовка личности (разработка алгоритмов оптимального поведения в криминогенных ситуациях и специальный тренинг); повышение уровня защищенности должностных лиц, чьи служебные функции сопряжены с риском подвергнуться преступному посягательству; сведение к минимуму виктимо-генных ситуаций, их предотвращение и пресечение, информирование граждан о виктимогенных ситуацияхловушках во избежание таковых; защита и реабилитация потерпевших от преступлений.

Список литературы

1. Пеструилов А.С., Жуйков А.А. Проблемы и положительный опыт законодательного регулирования участия граждан в охране общественного порядка // Научный вестник Омской академии МВД России. 2016. N 1 (60). С. 38-42.

2. Кононов А.М. Сотрудничество полиции с гражданами: правовые основы и их реализация // Вестник Московского университета МВД России. 2012. N 1. С. 237-241.

3. Петрова О.С. Опыт участия общественных представителей в деятельности полиций зарубежных государств // Труды Академии управления МВД России. 2010. N 2 (14). С. 109-112.

4. Медведицкова Л.В., Зубенко В.В. Опыт эффективного взаимодействия населения и полиции в зарубежных странах в процессе профилактики и раскрытия преступлений // Мир науки, культуры, образования. 2016. N 1 (56). С. 199-201.

5. Дерюга А.Н. Административно-деликтная чувствительность и предупреждение административных правонарушений // Закон и право. 2008. N 1. С. 16-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.