Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВА В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВА В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные представители / агентство по госактивам / акционерные общества / общества с ограниченной и дополнительной ответственностью / корпоративное управление / наблюдательный совет.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуралиев Р.Т.

Учитывая возрастающую, в последнее время, роль представителей государства в хозяйственных обществах с государственным участием, нами была проведена аналитическая работа, результаты которой еще раз подтвердили всю важность и значение участия представителей государства в организации эффективной хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Были также определены основные принципы и подходы к порядку проведения оценки эффективности деятельности представителей государства. Предложено разработать положение о проведении оценки эффективности деятельности представителей государства предприятий (акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью и др.) с участием государства, сделаны выводы и предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВА В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ»

Нуралиев Р. Т., к.э. н. заведующий отделом Центр исследований при Агентстве по управлению государственными активами Республики Узбекистан Узбекистан, г. Ташкент

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВА В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ

Аннотация. Учитывая возрастающую, в последнее время, роль представителей государства в хозяйственных обществах с государственным участием, нами была проведена аналитическая работа, результаты которой еще раз подтвердили всю важность и значение участия представителей государства в организации эффективной хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Были также определены основные принципы и подходы к порядку проведения оценки эффективности деятельности представителей государства. Предложено разработать положение о проведении оценки эффективности деятельности представителей государства предприятий (акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью и др.) с участием государства, сделаны выводы и предложения.

Ключевые слова: государственные представители, агентство по госактивам, акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, корпоративное управление, наблюдательный совет.

Nuraliev R.T. head of department

Research Center at the Management Agency state assets of the Republic of

Uzbekistan Uzbekistan, Tashkent

WAYS TO INCREASE THE RESPONSIBILITY OF STATE REPRESENTATIVES IN BUSINESS COMPANIES WITH STATE

PARTICIPATION

Annotation. Taking into account the recently increasing role of state representatives in business companies with state participation, we carried out analytical work, the results of which once again confirmed the importance and significance of the participation of state representatives in organizing the effective economic activities of enterprises and organizations. The basic principles and

approaches to the procedure for assessing the effectiveness of the activities of state representatives were also identified. It was proposed to develop a regulation on assessing the effectiveness of the activities of state representatives of enterprises (joint stock companies, limited and additional liability companies, etc.) with the participation of the state, conclusions and proposals were made.

Key words: State representatives, State Assets Agency, joint stock companies, limited and additional liability companies, corporate governance, supervisory board.

В Узбекистане за годы независимости особое внимание уделялось обеспечению прав и свобод граждан, демократизации государственной структуры, углублению рыночных реформ, созданию необходимых гарантий в деле защиты частной собственности, предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Работа в данном направлении последовательно продолжается. Расширены масштабы политических, социально -экономических, духовно-правовых реформ, приняты стратегические программы, направленные на развитие различных форм предпринимательства для устойчивого роста национальной экономики в условиях рыночных отношений и эффективного использования имеющихся возможностей, создание организационно-правовой базы данной сферы, дальнейшее их совершенствование и либерализацию экономики.

В целях ускоренного проведения институциональных и структурных реформ, внедрения эффективных механизмов управления государственными активами, надежного функционирования рынка капитала, было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 марта 2021 года №166 «Об утверждении Стратегии управления и реформирования предприятий с государственным участием на 2021-2025 годы».

Кроме того, за последние годы, в республике был принят ряд нормативно-правовых документов, касающихся вопросов управления государственными активами, а также корпоративного управления. В частности, был принят Закон Республики Узбекистан «Об управлении государственным имуществом». Также, Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по эффективной организации деятельности Агентства по управлению государственными активами» от 24 марта 2023 года №101, было установлено, что с 1 июля 2023 года, в целях внедрения современной системы корпоративного управления на предприятиях с государственным участием, повышения эффективности их деятельности и совершенствования дивидендной политики, размер дивидендов рекомендуется членами наблюдательного совета предприятий с государственным участием, избранными по доле государства, общему собранию акционеров (участников) по согласованию с Агентством по

управлению государственными активами, исходя из инвестиционных проектов, показателей бизнес-плана и финансового состояния предприятий.

В настоящее время действуют 232 акционерных общества в 224 из которых образованы наблюдательные советы. Идет активный период кадровых перестановок в органах корпоративного управления связанных с избранием их новых составов на очередных собраниях акционеров в акционерных обществах. Поэтому, из 1214 мест для представителей государства в наблюдательных советах получили назначение на новый период только 526 представителей. При этом, в соответствии с мировыми тенденциями успешно применяется гендерный принцип: сейчас 118 женщин осуществляют функции представителей государства в 90 акционерных обществах33.

Согласно официальной статистике по состоянию на 15 августа 2023 г. имеется следующая картина по кадровому обеспечению органов корпоративного управления и контроля представителями государства на предприятиях с государственным участием.

Таблица

Общие показатели кадрового обеспечения органов корпоративного управления и контроля представителями государства в хозяйственных обществах с государственным участием по состоянию

на 15.08.2023 г.

№ п/п Наименование показателя Количество

1. Всего предприятий 2313

1.1. Из них: - образован наблюдательный совет 363

1.2. - образована ревизионная комиссия 113

1.3. - образован исполнительный орган 1837

2. Всего членских мест в органах корпоративного управления и контроля 4719

2.1. Из них: - в наблюдательном совете 1959

2.2. - в ревизионной комиссии 285

2.3. - в исполнительном органе 2475

Как видно из таблицы на предприятиях с государственным участием действуют 476 наблюдательных советов и ревизионных комиссий, для комплектования которых требуется 2244 специалиста, больше половины которых являются представителями государства. Масштабность данного явления требует повышенного внимания к вопросам эффективности деятельности представителей государства в хозяйственных обществах с государственным участием.

Представитель государства - доверительный управляющий инвестиционными активами, осуществляющий доверительное управление

33 По статистическим данным Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан.

государственной долей или физическое лицо, имеющее на основании соответствующей доверенности полномочия для голосования по государственной доле.

Доверительное управление государственным имуществом возникает на основании договора доверительного управления государственным имуществом, заключаемого между Агентством по управлению государственными активами Республики Узбекистан (далее Агентство по госактивам) или органом исполнительной власти на местах и доверительным управляющим.

В мировой практике имеются случаи конфликта интересов государства и его представителей, когда их ответственность перед государством не совсем четко прописывается и закрепляется договорными отношениями. Так, «ослабленная» ответственность за участие государства в управлении акционерными обществами, за директивы, выдаваемые представителям государства на собраниях акционеров и в советах директоров (наблюдательных советах) этих обществ, ведет к снижению качества разрабатываемых директив, к выдвижению на роль представителей государства лиц, недостаточно компетентных в сфере корпоративного управления, в проблематике тех конкретных отраслей, в которых действуют управляемые общества.34

Изучение деятельности представителей государства на предприятиях приводит к следующим выводам:

Размеры вознаграждений членам совета директоров (наблюдательных советов) в период исполнения ими своих обязанностей и (или) компенсации расходов, связанных с исполнением ими функций членов совета директоров, устанавливаются решением общего собрания акционеров. Представляется актуальной разработка единообразных основ для формирования директив35 представителям государства на общих собраниях акционеров по вопросам вознаграждения членов наблюдательных советов. По мнению некоторых экспертов, весьма продуктивна идея формирования корпуса госпредставителей в наблюдательных советах на конкурсных началах, как это начали практиковать в Республике Узбекистан. Утверждается, что идеальными кандидатами на занятие вакансий госпредставителей в наблюдательных советах и ревизионных комиссиях являются независимые специалисты по корпоративному праву и корпоративному управлению. Наличие стратегических соглашений может стать хорошей основой для выстраивания договорных отношений с независимыми специалистами, подбираемыми на роль представителей государственных интересов.

34 Дементьев В. Возможности повышения эффективности государства как акционера российских компаний. Теория и практика институциональных преобразований в России. Вып. 7. М., ЦЭМИ, 2006.

35 Имеются ввиду указания и распоряжения государственных органов государственным представителям, имеющие директивный характер.

Кроме того, ставка исключительно на специалистов по корпоративному управлению представляется сомнительной из -за выносимого на наблюдательный совет значительного спектра вопросов, требующих хорошего знания отраслевой специфики, бизнес планирования, финансового, инвестиционного, а также стратегического менеджмента. Как известно, к компетенции наблюдательного совета общества относится, в частности, определение приоритетных направлений деятельности общества. Так, реализация стратегических задач, требует от наблюдательного совета выработки инвестиционной, эмиссионной, технической и технологической политики общества.

Исследование показывает, что структура института представителей в настоящее время состоит из работников отраслевых министерств, ведомств и комитетов. Таким образом, можно отметить, что институт представителей государства в основном на 100 % состоит из государственных служащих различных должностей, которые представляют интересы государства в хозяйственных обществах, параллельно со своими основными служебными обязанностями.

Проведенный анализ функционирования этого института позволяет констатировать, что работа представителей государства имеет следующие основные недостатки:

- нерегулярный характер работы представителей государства в хозяйственных обществах, что не позволяет им вникнуть в состояние дел и принимать соответствующие решения, обеспечивающие защиту интересов государства;

- недостаточно эффективное использование представителями государства в органах управления хозяйственных обществ своих полномочий, в случае критического состояния дел в обществе (инициирование созывов наблюдательного совета с детальной проработкой ситуации, постановка вопроса о смещении руководителей хозяйственных обществ, допускающих длительные задержки заработной платы, нерациональное ведение финансово-хозяйственной деятельности, включение в повестку дня органов управления вопросов о состоянии задолженности и мерах по ее погашению и т.д.);

- нерегулярная отчетность представителей государства об их работе в хозяйственных обществах. Как правило, отчеты носят чисто формальный характер, нет особого мнения по различным аспектам деятельности представителей государства даже в тех предприятиях, которые имеют неудовлетворительную структуру баланса;

- недостаточная профессиональная подготовка представителей государства, особенно в части знания действующего законодательства, что в ряде случаев приводит к малообоснованным действиям представителей государства в органах управления акционерных обществ.

Вместе с этим, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- для эффективного управления хозяйственными обществами государству целесообразно разумно сочетать использование государственных представителей и независимых членов наблюдательного совета;

- повышение ответственности представителей государства, выполняющих различные функции в наблюдательных советах (советах директоров), приводит к повышению эффективности их деятельности;

- институт представителей государства и независимых членов наблюдательного совета призваны обеспечить соблюдение баланса воли государства и интересов общества при управлении в хозяйственных обществах с государственным участием.

Для дальнейшего повышения ответственности деятельности представителей государства в хозяйственных обществах с государственным участием предлагается основываться на следующих принципах управления государственной собственностью.

1. Необходимость оценки результативности работы представителя государства в соотношении с критериями социальной и экономической эффективности деятельности общества.

2. Системность управления. Этот принцип находит свое выражение во взаимосвязи функций управления собственностью, общей цели управления, обеспечивающей направленность системы элементов управления.

3. Профессионализм. Реализация данного принципа предполагает конкурсную систему при привлечении представителей государства и систему их подготовки и повышения квалификации.

4. Исполнительская дисциплина. Реализация данного принципа должна обеспечивать реализацию государственной инвестиционной политики на местах, усилить ответственность государственных представителей перед уполномоченными государственными органами и усилить ответственность членов органов корпоративного управления перед акционерами.

Исполнение данного принципа может выражаться в обеспечении надлежащей организации следующих процессов:

- обеспечении проведения собраний и заседаний органов корпоративного управления и контроля в установленные сроки;

- личное присутствие членов органов корпоративного управления и контроля на заседаниях этих органов;

- оформление решений органов корпоративного управления и контроля в установленные сроки;

- доведения до сведения исполнителей содержания решений органов корпоративного управления и контроля в установленные сроки;

- мониторинг за исполнением решений органов корпоративного управления и контроля;

- наличие системы стимулирования за ответственное и своевременное выполнение и системы дисциплинарных взысканий за некачественное или несвоевременное выполнение решений органов корпоративного контроля;

- оценка государственными представителями эффективности системы обеспечения исполнительской дисциплины на предприятиях с государственным участием;

- разработка государственными представителями своих предложений по совершенствованию системы обеспечения исполнительской дисциплины.

Изложенные принципы и критерии могут применяться органами, наделенными полномочиями по управлению государственным имуществом. Их применение даст ряд положительных преимуществ, позволяющих значительно повысить эффективность управления государственными активами. Прежде всего, это позволит государству занять позицию активного собственника, получающего через своих представителей достоверную информацию о реальном положении дел в обществах и оперативно принимать соответствующие решения, оценить эффективность работы представителей в количественном выражении, заменить не отвечающих требованиям представителей государства в хозяйственных обществах с государственным участием.

Избрание в качестве представителей государства государственных служащих и профессиональных поверенных не исключает возможности включения в наблюдательный совет хозяйственных обществ с государственным участием независимых директоров, которые не заключают договор на представление интересов государства и не обязаны соблюдать требования уполномоченного органа, действуют в наблюдательном совете, исходя из личного представления об интересах общества и его участников.36

По нашему мнению, назначение независимых директоров, которые работают без договора с уполномоченным органом, действуют в наблюдательном совете, исходя из личного представления об интересах общества и его участников, что может не дать ожидаемого результата по защите интересов государства в хозяйственных обществах с долей государства.

Кроме того, представляется целесообразным утвердить Положение о проведении оценки эффективности деятельности представителей государства предприятий (акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью и др.) с участием государства.

36 Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А. "Проблемы повышения эффективности деятельности акционерных обществ с государственным участием" Экономика и бизнес: теория и практика, по. 9-1, 2020, рр. 98-101. ао1:10.24411/2411-0450-2020-10699

Основной целью проведения оценки эффективности деятельности представителей государства может являться мониторинг динамики позитивных изменений в практике деятельности представителей государства, совершенствование работы по управлению предприятиями с участием государства и повышение эффективности деятельности представителей государства. Данное Положение могло бы определять основные принципы и подходы к порядку проведения оценки эффективности деятельности представителей государства. Целями проведения такой оценки могли бы быть:

- оценка эффективности деятельности представителей государства по выполнению стратегии управления государственными активами, включая обеспечение финансовой устойчивости предприятий;

- выявление, требующих совершенствования, подходов и слабых мест в организации корпоративного управления предприятием;

- оценка личных усилий по организации гармонизации интересов сторон корпоративных отношений на предприятии;

- оценка наличия совокупных знаний и опыта, необходимых для представления интересов государства с учетом специфики конкретного предприятия;

- разработка и практическое внедрение плана мероприятий по представлению интересов государства на предприятии;

- оценка эффективности системы повышения квалификации (обучения) представителей государства;

- воздействие на повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятия с определением долгосрочных и краткосрочных целей и задач управления;

- воздействие на повышение уровня корпоративного управления и информационной прозрачности предприятия;

- обеспечение рассмотрения не реже одного раза в квартал:

а) отчета исполнительного органа и органов внутреннего контроля предприятий с государственным участием, в том числе о закупках, осуществленных предприятием;

б) оценка уровня контроля за внедрением исполнительным органом принципов корпоративного управления, изложенных в Стратегии, а также Правилах корпоративного управления для предприятий с государственным участием.

Реализация сформулированных выше предложений по дальнейшему повышению эффективности деятельности представителей государства в хозяйственных обществах с государственным участием позволит:

- установить цели для разработки методики оценки эффективности деятельности представителей государства;

- повысить ответственность представителей государства, выполняющих функции членов наблюдательных советов;

- систематизировать деятельность представителей государства на основе принципов управления государственными активами представителями государства;

- усилить контроль и стратегическое видение у представителей государства в обеспечении реализации государственной инвестиционной политики.

Использованные источники:

1. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №166 от 29 марта 2021 года «Об утверждении стратегии управления и реформирования предприятий с государственным участием на 2021-2025 годы.

2. Закон Республики Узбекистан «Об управлении государственным имуществом». - ЗРУ №814 от 9 марта 2023года.

3. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по эффективной организации деятельности Агентства по управлению государственными активами» от 24 марта 2023 года №101.

4. Дементьев В. Возможности повышения эффективности государства как акционера российских компаний. Теория и практика институциональных преобразований в России. Вып. 7. М., ЦЭМИ, 2006.

5. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А. "Проблемы повышения эффективности деятельности акционерных обществ с государственным участием" Экономика и бизнес: теория и практика, по. 9-1, 2020, рр. 98-101. ёо1:10.24411/2411-0450-2020-10699.

6. Отчеты Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан за 2022 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.