Научная статья на тему 'Правовой режим неналоговых доходов федерального бюджета'

Правовой режим неналоговых доходов федерального бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / RUSSIAN FEDERATION BUDGETARY CODES / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ / EFFICIENCY OF STATE PROPERTY MANAGEMENT / НЕНАЛОГОВЫЕ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ / PROPERTY NON-TAX REVENUES / ДИВИДЕНДЫ ПО АКЦИЯМ / DIVIDENDS ON STOCK SHARES / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATIONS / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / GOVERNMENT CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородин Дмитрий Александрович

Работа посвящена раскрытию сущности неналоговых доходов в виде прибыли, приходящейся на долю государства в уставных капиталах хозяйственных товариществ (обществ), дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации. Целью статьи является исследование правовой природы указанных доходов, раскрытие целей государственной политики в сфере управления и контроля выплат дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности. Акцентируется внимание на анализе механизма поступления в бюджет неналоговых доходов в виде выплат дивидендов по акциям, находящимся в собственности Российской Федерации, а также на показателях экономической эффективности деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности. По итогам проведенного анализа автор выдвигает предложения по закреплению в федеральном законодательстве перечня имущества, которое может находиться исключительно в федеральной собственности, процедурных вопросов участия представителей государства в деятельности коммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-Tax Revenues: The Federal Budget's Legal Regime

This article studies the essence of non-tax revenue in the form of profits attributable to the state share in the charter capital of business associations (societies). Its associated aims include exploring the legal nature of these revenues, and disclosing public policy objectives in Russian Federation ownership, management and control of dividends payment. The analysis focuses on the economic performance of joint-stock companies whose shares are federally owned, specifically covering the mechanism of non-tax revenue-based income in the form of dividends on stocks owned by the Russian Federation. Following the analysis, the paper makes proposals for consolidating federal legislation, lists property that may be exclusively in the federal domain, and considers ongoing procedural issues about the participation of state representatives in the activities of commercial organizations.

Текст научной работы на тему «Правовой режим неналоговых доходов федерального бюджета»

о <

о

о о

> <

Правовой режим неналоговых доходов федерального бюджета

Non-Tax Revenues: The Federal Budget's Legal Regime

УДК 336.25

Бородин Дмитрий Александрович

аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва)

119571, г. Москва, пр. Вернадского, д. 82

Borodin Dmitriy Aleksandrovich

Vernadskogo pr. 82, Moscow, 119571

Работа посвящена раскрытию сущности неналоговых доходов в виде прибыли, приходящейся на долю государства в уставных капиталах хозяйственных товариществ (обществ), дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации. Целью статьи является исследование правовой природы указанных доходов, раскрытие целей государственной политики в сфере управления и контроля выплат дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности. Акцентируется внимание на анализе механизма поступления в бюджет неналоговых доходов в виде выплат дивидендов по акциям, находящимся в собственности Российской Федерации, а также на показателях экономической эффективности деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности. По итогам проведенного анализа автор выдвигает предложения по закреплению в федеральном законодательстве перечня имущества, которое может находиться исключительно в федеральной собственности, процедурных вопросов участия представителей государства в деятельности коммерческих организаций.

This article studies the essence of non-tax revenue in the form of profits attributable to the state share in the charter capital of business associations (societies). Its associated aims include exploring the legal nature of these revenues, and disclosing public policy objectives in Russian Federation ownership, management and control of dividends payment. The analysis focuses on the economic performance of joint-stock companies whose shares are federally owned, specifically covering the mechanism of non-tax revenue-based income in the form of dividends on stocks owned by the Russian Federation. Following the analysis, the paper makes proposals for consolidating federal legislation, lists property that may be exclusively in the federal domain, and considers ongoing procedural issues about the participation of state representatives in the activities of commercial organizations.

Ключевые слова: бюджетный кодекс Российской Федерации, эффективность управления государственным имуществом, неналоговые имущественные доходы, дивиденды по акциям, правовое регулирование, государственный контроль

Keywords: Russian Federation budgetary codes, efficiency of state property management, property non-tax revenues, dividends on stock shares, legal regulations, government control

В числе имущественных активов, принадлежащих государству на праве собственности, могут находиться акции (доли) в уставном капитале различных предприятий (организаций.)Данное обстоятельство обу-

словлено тенденциями отделения процесса управления производством от владения капиталом, поскольку частный интерес продуктивнее управляет предприятиями [1, с. 71, 289].

Управление акциями регламентируется весьма обширной нормативной базой, однако единый стержневой акт, определяющий участие государства в управлении принадлежащим ему имуществом, отсутствует. Процесс управления указанным имуществом для государства имеет существенное значение, поскольку, с одной стороны, значительно обогащает его предпринимательский потенциал и сферу финансовой деятельности, а с другой — делает использование государственной собственности наиболее эффективным. Кроме того, «непосредственное участие государства в деятельности акционерных обществ придает этой деятельности более стабильный и предсказуемый характер» [2, с. 14].

В основу государственной политики управления государственным имуществом положена концепция, преследующая цели увеличения доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью, оптимизации структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро-и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста, вовлечения максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления, а также использования государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики [3].

Перечисленные цели демонстрируют стремление органов федеральной власти повысить эффективность процесса управления государственной собственностью, в том числе и обществами, акции которых находятся в федеральной собственности. Для оценки достигнутых в рассматриваемой сфере результатов федеральные агентства, осуществляющие управление государственным имуществом в определенных отраслях, утверждают показатели экономической эффективности деятельности в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ, Минимущества РФ, МНС РФ [4].

Государство, естественно, заинтересовано в увеличении размеров неналоговых доходов в виде прибыли, приходящейся на его долю в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации (абз. 5 п. 1 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ). Увеличение неналоговых доходов федерального бюджета создает предпосылки для снижения государством налогов на результаты деятельности предприятий. Участие государства в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ позволяет привлекать их к выполнению общегосударственных функций (например, в сферах обороны, реализации социальных программ и т. п.).

После проведения реформы управления акциями, находящимися в федеральной собственности,

объем доходов, получаемых в виде дивидендов по ним, начал увеличиваться. Если в 1996 г. дивиденды по федеральному пакету акций составляли 118 млн руб., в 1998-м — 576 млн руб. [3], то в 2002 г. их размер достиг 7555 млн руб. [5], а в 2004 г. объем поступлений в бюджет по данному виду доходов был на уровне 12 500 млн руб., т. е. в 1,5 раза больше, чем в 2002 г. [6, с. 184]. Доходы государства по дивидендам по итогам 2007 г. составили 55,6 млрд руб. при бюджетном задании в 48,9 млрд руб. [7]. В Минэкономразвития РФ рассчитывают на постоянный рост доходов казны. По словам директора одного из его департаментов, в 2011 г. федеральный бюджет получит 84 млрд руб. дивидендов, план на 2012-2014 гг. — 119, 121 и 119 млрд руб. соответственно. Более половины дивидендов за 2010 г. (45,59 млрд руб.) государство получило от «Газпрома», еще 21,98 млрд руб. — от «Роснефти». Крупнейшими и богатейшими российскими компаниями с государственным участием являются «Роснефть», «Газпром», «Аэрофлот», «Интер РАО», «Русгидро» и «Сбербанк» (57,6% в котором принадлежат ЦБ РФ) [8], концерн ОАО «Алмаз—Антей» [9].

Деятельность по управлению акциями, находящимися в федеральной собственности, регулируется в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации:

• Федеральное Собрание РФ в рамках федерального закона о государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации ежегодно определяет прогнозный перечень предполагаемых к продаже акций акционерных обществ, которые производят продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, и акций открытых акционерных обществ.

• Президент РФ по представлению правительства РФ дает разрешение на передачу в залог, в уставные капиталы хозяйственных обществ и иное распоряжение (кроме продажи) акций, находящихся в федеральной собственности.

• Правительство РФ принимает решения о продаже либо закреплении в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, определяет порядок назначения (избрания) представителей Российской Федерации в органы управления и ревизионные комиссии обществ, акции которых находятся в федеральной собственности.

• Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом от имени Российской Федерации осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, дает представителям Российской Федерации директивы на голосование по вопросам повестки дня заседаний органов управления акционерных обществ, организует учет акций, находящихся в федеральной собственности, и ведение соответствующего реестра [3]. Федеральные агентства, на которые возложены

координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), ежегодно контролируют использование принадлежащего подведомственным предприятиям имущества, анализируют эффективность деятельности предприятий с привлечением при необходимости специализированных организаций, а также определяют рекомендуемый размер дивидендов по акциям акционерных обществ.

В целях обеспечения эффективного управления ^

государственным сектором экономики в Российской ^

Федерации создан реестр показателей экономической <

эффективности деятельности федеральных государ- ц

ственных унитарных предприятий и открытых акцио- о

нерных обществ, акции которых находятся в феде- к

ральной собственности. Порядок ведения указанного Ее

реестра закреплен в постановлении правительства 5

РФ [10]. §

Реестр используется для решения таких задач, как ^ сбор данных о показателях экономической эффектив- ^ ности деятельности предприятий, оценка достижения х показателей экономической эффективности, а также з эффективности управления. ^

Таким образом, объектами учета в реестре служат < утвержденные в установленном порядке величины по- 1 казателей экономической эффективности деятельности предприятий и фактически достигнутые величины утвержденных показателей.

В соответствии с порядком, закрепленным в приказе Минэкономразвития РФ, Минимущества РФ, МНС РФ [4], определение утверждаемых величин показателей экономической эффективности деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, ежегодно осуществляется федеральными агентствами, исполняющими функции координации, регулирования деятельности в соответствующих отраслях и сферах управления, на основании представляемых руководителями предприятий, входящих в имущественный комплекс государства, программ (планов) деятельности, содержащих предложения по величине указанных показателей на отчетный год, а также данных бухгалтерской и иной отчетности, данных реестра показателей экономической эффективности и других информационных ресурсов.

При этом для акционерных обществ определяются утверждаемые и фактически достигнутые величины таких показателей экономической эффективности деятельности, как выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), чистая прибыль, дивиденды, подлежащие перечислению в федеральный бюджет, чистые активы.

В целях осуществления контроля за поступлением в федеральный бюджет доходов по акциям, находящимся в государственной собственности, представители Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ обязаны предоставлять в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом отчетность в объеме, предусмотренном постановлением правительства РФ [11]. Общества, акции которых находятся в федеральной собственности, ежеквартально (в сроки, установленные для представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности) представляют отчет о своей деятельности путем его размещения в электронной форме на специальном портале.

Кроме того, представители Российской Федерации в органах управления акционерного общества одновременно с годовым отчетом направляют в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом доклад о финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, в котором отражаются следующие вопросы:

• распределение акций среди акционеров, включая

трудовой коллектив, администрацию, иностранных

и других акционеров (с указанием наиболее крупных

^ из них, владеющих акциями стоимостью 5% или более уставного капитала общества);

< • информация об инвестициях, в том числе направ-

ляемых на строительство объектов социально-куль-о турного и коммунально-бытового назначения; к • структурные изменения в номенклатуре выпускае-^ мой продукции;

5 • структурные изменения в долях товарных рынков,

которые имеет акционерное общество; ^ • данные об использовании прибыли, остающейся ^ в распоряжении акционерного общества; х • обобщенные данные о ходе выполнения программы з деятельности акционерного общества (при ее на-^ личии) за отчетный период;

< • данные об изменении численности персонала, сред-

немесячной оплате труда работников акционерного общества, в том числе директора (генерального директора), за отчетный период;

• данные об участии коммерческих структур и иностранных инвесторов в деятельности акционерного общества;

• реализация мероприятий по улучшению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;

• научные исследования и разработки гражданского назначения, финансируемые за счет собственных средств акционерного общества, контрольный пакет акций которого находится в федеральной собственности, по форме (представляется в случае проведения научных исследований и разработок гражданского назначения, финансируемых за счет собственных средств акционерного общества, контрольный пакет акций которого находится в федеральной собственности).

Выплата дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, производится акционерными обществами путем перечисления денежных средств в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном ст. 42 федерального закона «Об акционерных обществах» [12] и уставом конкретного общества.

В случае получения прибыли в отчетном периоде акционерное общество вправе по результатам I квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) финансового года в целом принимать решения о выплате дивидендов по размещенным акциям. Дивиденды должны быть выплачены по акциям каждой категории из чистой прибыли общества. Дивиденды по привилегированным акциям определенных типов могут выплачиваться за счет специально предназначенных для этого фондов акционерного общества.

Решения о выплате дивидендов, в том числе о размере и форме выплаты дивидендов по акциям каждой категории, принимаются общим собранием акционеров с учетом размера дивидендов, рекомендованного советом директоров акционерного общества; при этом они не должны превышать указанный размер.

Срок и порядок выплаты дивидендов определяются уставом общества или решением общего собрания акционеров о выплате дивидендов, но срок не должен превышать 60 дней со дня принятия решения об их выплате. При выплате сумм годовых дивидендов по принадлежащим государству акциям акционерными обществами, государственная доля в которых превышает 25% уставного капитала, такие общества обязаны перечислить в бюджет соответствующие средства не позднее 1 мая года, следующего за отчетным; при выплате промежуточных (ежеквартальных, полугодовых) дивидендов эти средства подлежат перечислению в бюджет не позднее чем через 10 дней со дня их начисления.

В случае нарушения сроков перечисления акционерными обществами дивидендов по акциям, принадлежащим государству, не внесенная в бюджет сумма считается недоимкой, на которую в соответствии с п. 1 прил. 2 к инструкции Госналогслужбы России «О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей» начисляется пеня по неналоговым платежам в размере 0,05% [13].

В настоящее время федеральные органы исполнительной власти при решении вопросов выплаты дивидендов:

• определяют фиксированную минимальную долю чистой прибыли акционерного общества, направляемой на выплату дивидендов;

• направляют часть чистой прибыли, не распределенную на финансирование инвестиционных проектов и иные цели, на выплату дивидендов;

• используют показатели консолидированной отчетности при определении размера дивидендов в акционерном обществе, имеющем дочерние общества [14].

Планируется изменение дивидендной политики в государственных компаниях. Минэкономразвития РФ подготовило соответствующие поправки в распоряжение правительства Российской Федерации о формировании позиции акционера. Предлагается установить минимальный размер дивидендных выплат, на котором должно настаивать правительство как акционер, в 25% чистой прибыли, что, несомненно, повысит предсказуемость государственной политики в этом вопросе, тем более что компании «Газпром» и «Роснефть» планируют увеличение таких выплат до 25 и 20% чистой прибыли соответственно [15].

Однако подобные меры не могут быть единственно возможными. Предлагаются, например, такие способы повышения эффективности управления находящихся под контролем государства акционерных обществ, как «использование реестров эффективности представителей государства в акционерных обществах с целью их реального участия в деятельности данных акционерных обществ, а не только голосования на общих собраниях и советах директоров в соответствии с полученными директивами, равно как и повышение компактности и прозрачности хозяйственной деятельности контролируемых государством компаний» [16, с. 67].

С целью повышения эффективности системы управления и контроля в акционерном обществе с государственным участием целесообразно детально урегулировать и правила протоколирования деятельности руководящих органов общества.

Кроме того, федеральным законом надлежит закрепить перечень имущества, которое может находиться исключительно в федеральной собственности. В первую очередь это:

• имущество, обеспечивающее обороноспособность и безопасность страны (например, имущество вооруженных сил);

• имущество, обеспечивающее функционирование и развитие всего хозяйственного комплекса страны (ценные недра, земли, леса, водные ресурсы, воздушное пространство).

В отношении определения юридической судьбы указанного имущества на законодательном уровне должен быть определен особый режим, предусматривающий, в частности, принцип неотчуждаемости таких объектов.

Далее требуется нормативное закрепление (возможно, в едином акте) процедурных вопросов участия представителей государства в деятельности коммерческих организаций. Особое значение при этом следует придавать решению кадровых проблем. Давно назрела (в том числе в контрольных целях) необходимость выработки и соответствующего нормативного закрепления общих критериев оценки эффективности деятельности представителей государства, а также перечня их профессиональных и деловых качеств. Стоит задуматься над созданием соответствующего кадрового резерва, равно как и над разработкой специальных программ обучения и повышения квалификации кадров в специализированных учебных заведениях.

Литература

1. Зинченко С. А., Галов В. В. Собственность и производные вещные права: теория и практика. Ростов н/Д: СКАГС, 2003. 200 с.

2. Федотов П. В. Особенности управления акциями хозяйственных обществ, находящихся в собственности государства // СПС «Консультант Плюс».

3. Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации / Одобр. Постановлением Правительства РФ от 9 сентября1999 г. № 1024 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 39. Ст. 4626.

4. Об утверждении порядка определения и перечня показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности: Приказ Минэкономразвития РФ, Минимущества РФ, МНС РФ от 18 сентября 2001 г. № БГ-3-21/355-а // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. 26 но-яб. № 48.

5. О федеральном бюджете на 2002 год: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 53. Ст. 5030.

6. Карасев В. А. Финансово-правовое регулирование не- т налоговых доходов государственного бюджета Рос- н-сийской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004. < 178 с. |

7. Назарова Ю. Дивидендам быть: [Электронный ресурс]. ^ Режим доступа: http://www.pda.daily.rbc.ru/2009/02/09/tek/ < 401043_news.shtml. ^

8. Идите к Путину! // Ведомости. 2011. 12 сент. № 170 ^ (2936). <

9. Рейтинг 100 крупнейших компаний мировой оборонной о промышленности // http://www.oboronprom.ru/news/opub- ш likovan-reiting-mirovoi-oboronnoi-promyshlennosti-defense- ^ news-top-100. о

10. О реестре показателей экономической эффективности ш деятельности федеральных государственных унитарных з предприятий и открытых акционерных обществ, акции ко- ^ торых находятся в федеральной собственности: По- < становление Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 23 // 1 Собрание законодательства РФ. 2000. № 3. Ст. 274.

11. Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности: Постановление правительства РФ от 4 октября 1999 г. № 1116 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5034.

12. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1.

13. О программах проверок по вопросам полноты и своевременности уплаты в бюджет доходов от приватизации, арендной платы и дивидендов по акциям, принадлежащим государству: Письмо Госналогслужбы РФ от 6 мая1997 г. № СШ-6-07/346.

14. О формировании позиции акционера — Российской Федерации в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности: Распоряжение правительства РФ от 29 мая 2006 г. № 774-р // Собрание законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2545.

15. http://top.rbc.ru/economics/15/12/2011/629986.shtml.

16. Говорин В. Участие государства в акционерных обществах: правовые проблемы // СПС «Консультант Плюс».

Влияние кредитной системы на развитие экономики

(на примере Республики Беларусь)

Effect of Credit System on Economic Development: The Belarus Republic

УДК 336.77(476)

Особое внимание уделяется влиянию кредитования на экономический рост в стране. Кредит рассматривается как одно из условий возникновения глобального финансового кризиса, приводящего к экономическому спаду в мировом масштабе, так и эффективный инструмент выхода из кризиса и оживления экономики. В статье излагаются итоги авторского исследования с приведением эконометрической модели долгосрочного равновесного состояния и краткосрочной модели коррекции ошибок на основе подхода Энгла— Грэйнджера, характеризующей влияние кредитования банковским сектором отраслей экономики на ВВП Беларуси, а также дается обзор текущего состояния кредитной системы и банковского сектора. Приводя недостатки существующего в стране механизма кредитования и анализируя объемы использования

Теляк Оксана Александровна

аспирант Санкт-Петербургского государственного университета

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9

Telyak Oksana Aleksandrovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

University Embankment 7/9, St. Petersburg, 199034

Статья посвящена рассмотрению кредитной системы Республики Беларусь, выявлению национальных особенностей и недостатков ее функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.