Научная статья на тему 'Актуальные проблемы дивидендной политики России'

Актуальные проблемы дивидендной политики России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
436
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковалевич М.К., Минаков А.В.

В прошлом году на заседаниях Правительства Российской Федерации четыре раза обсуждались вопросы управления госсобственностью, и в том числе пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации. И в 2004 г. в центре внимания ход реализации решений Правительства Российской Федерации по повышению эффективности управления федеральной собственностью, основные направления дивидендной политики. Активное обсуждение проблемы эффективного управления федеральными пакетами акций с целью увеличения дивидендных поступлений в федеральный бюджет и как составной ее части дивидендной политики Российской Федерации свидетельствует не только об ее актуальности, но и о наличии неразрешенных в данной области законодательных, административных и информационных вопросов. Каковы же актуальные проблемы управления пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации с целью обеспечения дивидендных поступлений в федеральный бюджет ?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ковалевич М.К., Минаков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы дивидендной политики России»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

М. К. КОВАЛЕВИ Ч,

кандидат политических наук Счетная палата РФ

А.В.МИНАКОВ,

кандидат экономических наук Академия экономической безопасности МВД РФ

В прошлом году на заседаниях Правительства Российской Федерации четыре раза обсуждались вопросы управления госсобственностью, и в том числе пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации.

Ив 2004 г. в центре внимания — ход реализации решений Правительства Российской Федерации по повышению эффективности управления федеральной собственностью, основные направления дивидендной политики.

Активное обсуждение проблемы эффективного управления федеральными пакетами акций с целью увеличения дивидендных поступлений в федеральный бюджет и как составной ее части дивидендной политики Российской Федерации свидетельствует не только об ее актуальности, но и о наличии неразрешенных в данной области законодательных, административных и информационных вопросов. Каковы же актуальные проблемы управления пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации с целью обеспечения дивидендных поступлений в федеральный бюджет ?

Согласно смыслу ст. 41 и 42 Бюджетного кодекса РФ, дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации, — это вид неналоговых доходов бюджета от использования имущества, находящегося в государственной собственности, после уплаты соответствующих налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. В данном случае «имущество, находящееся в государственной собственности» — акции открытых и закрытых акционерных обществ, на которые в установленном порядке оформлено право собственности Российской Федерации. При этом под дивидендом согласно Налоговому кодексу РФ понимается любой доход, полученный акционером от организации при распре-

делении прибыли, остающейся после налогообложения по принадлежащим акционеру акциям пропорционально долям акционеров (участников) в уставном капитале этой организации.

Целью Российской Федерации в части реализации своих прав на дивиденды является обеспечение дивидендных поступлений в федеральный бюджет. Право Российской Федерации на получение дивидендов от акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, непосредственно реализуют Минимущество России и специализированное учреждение — Российский фонд федерального имущества — на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об акционерных обществах» и других нормативно-правовых актов.

Правовые проблемы управления пакетами акций, находящимися в федеральной собственности

Правовые проблемы управления пакетами акций тесно увязаны с общей проблематикой управления всем массивом федеральной собственности. Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею. До настоящего времени не принят соответствующий федеральный закон, который бы регулировал вопросы управления федеральной собственностью и в котором было бы четко определено, что понимать под управлением федеральной собственностью.

Практика показала, что федеральная государственная собственность не может быть урегулирована в рамках Гражданского кодекса РФ, так как непосредственно праву государственной собственности посвящена в нем только одна ст. 214.

В Гражданском кодексе РФ не установлено, кто в действительности является юридическим собственником федерального имущества — Федеральное Собрание Российской Федерации или Президент Российской Федерации, так как в п. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что Правительство Российской Федерации осуществляет только управление федеральной собственностью. Кроме того, Гражданский кодекс РФ не пользуется категорией «управление федеральной собственностью», так как гражданское законодательство не применяется к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.

Таким образом, дальнейшее эффективное управление федеральной собственностью, и в частности федеральными пакетами акций, невозможно без осуществления соответствующих мер, направленных на четкое законодательное урегулирование вопросов, связанных с федеральной собственностью и управлением ею. Следовательно, Правительству Российской Федерации целесообразно до разработки и утверждения принципов дивидендной политики Российской Федерации, в соответствии с положением ст. 71 Конституции Российской Федерации, осуществить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации новых вариантов Федеральных законов «О федеральной государственной собственности и управлении ею» и «Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом», а также внести изменения и дополнения в Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. № 1024, в части дивидендной политики государства, определить стратегические цели и задачи данной политики.

Указанные меры позволят внести коррективы в действующую в настоящее время систему управления пакетами акций акционерных обществ, находящимися в федеральной собственности, а также будут способствовать увеличению поступлений дивидендов в федеральный бюджет.

Учет пакетов акций, находящихся в собственности Российской Федерации, как составной элемент системы эффективного управления ими

Эффективное управление федеральными пакетами акций как составной частью всего массива федерального имущества невозможно без создания

и использования системы учета федерального имущества. В соответствии с п. 9 Положения о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.02 № 377, одной из основных задач Минимущества России является создание и обеспечение функционирования системы учета федерального имущества и контроля за его использованием.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.98 № 696 на Минимущество России возложена организация учета федерального имущества, а также ведение «Реестрафедерального имущества».

Однако, в свою очередь, в соответствии с п. 8 Положения о Федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.08.93 № 864, одной из главных задач органов казначейства является ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации. Изменений в Положение о Федеральном казначействе Российской Федерации в связи с выходом постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.98 № 696 внесено не было.

По данным материалов Минимущества России, представленным к заседанию Правительства Российской Федерации, состоявшегося 6 февраля 2003 г., по вопросу «О мерах по повышению эффективности управления федеральной собственностью и о критериях ее оценки», весь массив федерального имущества Минимущество России условно разделяет на федеральное имущество, закрепленное за государственными организациями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, а также федеральное движимое и недвижимое имущество казны.

Согласно данным Минимущества России по состоянию на 1 января 2003 г., наиболее значимую часть движимого федерального имущества казны составляют акции открытых акционерных обществ. По состоянию на 1 января 2003 г., в собственности Российской Федерации находятся акции 4 222 открытых акционерных обществ.

В казне Российской Федерации также находятся акции закрытых акционерных обществ (75 единиц ЗАО), доли в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью (6 единиц ООО), переданные на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.04.02 № 454-р «О прекращении государственного участия в уставных капиталах кредитных организаций«, либо

полученные в порядке наследования, дарения и по иным основаниям. Следует отметить, что законодательство Российской Федерации не содержит однозначного толкования понятий «государственная казна Российской Федерации» и «федеральная казна Российской Федерации».

Так, п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса РФ содержит следующее определение государственной казны Российской Федерации: «...средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации», а в п. 2 ст. 97 Бюджетного кодекса РФ указано: «Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну».

Без законодательного разрешения противоречий в трактовке понятия «государственная казна», содержащихся в Гражданском и Бюджетном кодексах, невозможно создать действенной модели учета государственной казны, вычленить ее составные части.

При этом п. 3 Положения об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.98 № 696, определены объекты учета «Реестра федерального имущества». Понятия «казна Российской Федерации», «государственная казна Российской Федерации» или «федеральная казна Российской Федерации» в указанном постановлении отсутствуют.

'Форма 1-УЧ МНС России.

^Сведения об акционерных обществах с долей участия Российской Федерации, в отношении которых применяются процедуры банкротства и ФСФО России выступает уполномоченным органом за 6 месяцев 2003 года», форма № 1 -БФ

Следовательно, учет Минимуществом России пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, как составной части движимого имущества федеральной казны требует нормативного закрепления.

Дивидендные поступления по пакетам акций, находящимся в собственности Российской Федерации как элемент доходного потенциала федерального бюджета.

В целом по Российской Федерации на 1 января 2003 г. из 3 316 667 организаций - юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации и состоящих на учете в налоговом органе по месту своего нахождения1, акционерные общества составляют 3,6% (119 396 акционерных обществ).

На 1 января 2003 г. из 53 671 юридических лиц, имущество которых учтено в «Реестре федерального имущества», акционерные общества с долей Российской Федерации составляют 8,02% (4 302 акционерных общества).

Следовательно, в целом по Российской Федерации из 119 396 зарегистрированных акционерных обществ только 3,6% акционерных обществ имеют в составе акционерного капитала долю участия Российской Федерации.

Как видно, определенное число акционерных обществ находится в стадии банкротства и в соответствии с действующим законодательством не имеют право принимать решение о начислении и перечислении дивидендов.

Поданным ФСФО России2 на 1 июля 2003 г., в отношении 366 акционерных обществ с долей

(ГС-ФСФО) утвержденная постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации по согласованием с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации от 11.07.03 № 24 (349)

Таблица 1

Распределение акционерных обществ по доле участия государства в их уставных капиталах с 1 января 2002 г. по 1 января 2004 г. (по данным Минимущества России)

Размер доли акций, принадлежащих Российской Федерации Количество акционерных обществ по состоянию на 01.01.2002 Отношение в % к итогу на 01.01.2002 Количество акционерных обществ по состоянию на 01.01.2003 Отношение в % к итогу на 01.01.2003 Прогноз Минимущества России количества акционерных обществ по состоянию на 01.01.2004 Отношение в % к итогу на 01.01.2004

100% 90 2,04 99 2,34 1 079 29,86

от 50% до 100% 646 14,65 589 13,95 436 12,07

от 25% до 50% 1 401 31,79 1 382 32,73 803 22,23

менее 25% 2270 51,5 2 152 50,98 1 295 35,84

Итого: 4 407 100 4 222 100 3 613 100

Таблица 2

Размер доли акций, принадлежащих Российской Федерации Акционерных обществ по состоянию на 01.07.2003 Отношение в % к итогу на 01.07.2003

100% 12 3,3

от 50% до 100% 52 14,2

от 25% до 50% 78 21,3

менее 25% 102 27,9

данные уточняются 120 32,8

спец. право 2 0,5

Итого 366 100

участия Российской Федерации применяются процедуры банкротства (табл. 2).

Принимая во внимание, что количество акционерных обществ с долей акций, принадлежащих Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2003 г., существенно не изменилось, доля акционерных обществ с участием Российской Федерации в уставном капитале, в отношении которых применяются процедуры банкротства, составляет более 8% от их общего числа, а со 100%-м участием Российской Федерации в уставном капитале — 12,12%.

Действующее законодательство не предусматривает обязанности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), с момента инициирования процедуры банкротства подведомственного акционерного общества, осуществлять сбор и анализ информации о текущем финансовом состоянии предприятия, а ФСФО России в связи со вступлением в силу 3 декабря 2002 г. Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», своим распоряжением от 7.04.2003 г. № 4-р прекратила проведение мониторинга финансового состояния крупных, экономически или социально значимых организаций.

Следовательно, Правительству Российской Федерации необходимо при разработке основных направлений дивидендной политики Российской Федерации осуществить мероприятия, направленные на сокращение количества акционерных обществ-банкротов с долей участия Российской Федерации в уставном капитале, особенно со 100%-м участием.

Кроме того, ни на один орган исполнительной власти Российской Федерации не возложена обязанность по систематизации данных о количестве акционерных обществ с долей участия Российской Федерации, в которых указанная доля сократилась или увеличилась в связи с выпуском дополнительных акций (в том числе конвертируемых).

При этом в целях защиты прав инвесторов и акционеров на фондовом рынке России, в том числе государства как собственника, на пакеты акций приватизированных предприятий, в первую очередь имеющих стратегическое значение для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. № 741 «О мерах по созданию национальной депозитарной системы» было учреждено ФГУП «Центральный депозитарий — Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка», на который было возложено решение следующих основных задач:

• сбор, государственная регистрация и хранение информации, поступающей от эмитентов, регистраторов и организаций, имеющих лицензию ФКЦБ России и входящих в состав национальной депозитарной системы;

• предоставление документов, подтверждающих права на ценные бумаги, которые находятся на хранении в национальной депозитарной системе, либо права, на которые учитываются в национальной депозитарной системе, по запросам судов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также собственников ценных бумаг.

До настоящего времени ФГУП «Центральный депозитарий» не приступил в установленном порядке к реализации возложенных на него задач.

Отсутствие систематизированной информации о количестве акционерных обществ с долей участия Российской Федерации, в которых указанная доля сократилась или увеличилась в связи с выпуском дополнительных акций (в том числе конвертируемых), что, как правило, ведет к сокращению (утрате) влияния на определение дивидендной политики акционерного общества, не позволяет осуществлять более точного мониторинга доходного потенциала федерального бюджета в части ди-

Таблица 3

Год Количество акционерных обществ с федеральным пакетом акций на 1 января Количество акционерных обществ с федеральным пакетом акций, начисливших дивиденды по итогам предшествующего года* Сумма дивидендов, поступившая в федеральный бюджет (млн. руб.)

1998 г. 3 896 273 или 7% 574,6

1999 г. 3 599 597 или 16,6% 841,8

2000 г. 3 661 778 или 21,3% 3 777,2

2001 г. 4 407 598 или 13,6% 6 477,9

2002 г. 4 347 747 или 16,9 % 10 402,3

2003 г. 4 222 635 (544) или 15% (12,9%) 977,2 (за 6 мес.)

2004 г. Прогноз: 3 613 - 12 500

видендных поступлений по пакетам акций, находящимся в собственности Российской Федерации.

Рассмотрение динамики поступления доходов в федеральный бюджет за период с 1998 по 2004 г. по подстатье бюджетной классификации «Дивиденды по акциям, принадлежащим государству» показало, что с 2001 г. количество акционерных обществ с долей участия Российской Федерации, начисливших дивиденды по итогам предшествующего года, не превышало 17%, по данным Минимущества России (табл. 3).

Структура перечисленных в 2002 г. в федеральный бюджет дивидендов (с учетом задолженности прошлых лет) в сопоставлении с размером доли акций, принадлежащих Российской Федерации в уставном капитале акционерного общества, представлена в табл. 4.

77% открытых акционерных обществ с долей участия в уставном капитале Российской Федерации и перечисливших дивиденды — это общества, где государство владеет пакетом акций более 25% и может влиять на принимаемые решения. На долю таких обществ приходится 89,3% всей суммы дивидендов, поступивших в федеральный бюджет в 2002 г.

Следует отметить, что в течение 2000-2002 гг. сложилась следующая закономерность: 10-12 крупнейшими плательщиками дивидендов (ОАО «Газпром», ОАО «Нефтегазовая компания «Славнефть», ОАО «НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «НК «Рос-

нефть», РАО «ЕЭС России», ОАО «АК «Транснефть», АК «АЛРОСА», ОАО «Компания проектной приватизации», ОАО «ТВЭЛ», ОАО «Международный аэропорт «Шереметьево», ОАО АК «Транснефтепродукт», ОАО «Техснабэкспорт») обеспечивались от 78,8 до 93% дивидендных поступлений федерального бюджета.

На 1 января 2003 г. дивиденды от 10 крупнейших плательщиков составили 119,8% бюджетного задания (9 055,2 млн руб.).

Учитывая, что доля дивидендов в общей сумме неналоговых доходов в 2001 г. составила 5,6%, а в 2002 г. - 6,8%, при том, что количество акционерных обществ с долей участия в уставном капитале Российской Федерации, начисливших дивиденды, с 2001 г. не превышало 17% от общего числа (из которых более 80% дивидендных поступлений обеспечивается 10-12 акционерными обществами), можно констатировать, что Российской Федерацией не задействован в полном объеме весь потенциал федерального бюджета в части дивидендных поступлений по пакетам акций, находящихся в собственности Российской Федерации.

Нельзя согласиться с утверждением Минимущества России, касающимся дивидендов и содержащимся в докладе «О ходе реализации решений Правительства Российской Федерации по повышению эффективности управления федеральной собственностью, основных направлениях дивиденд-

Таблица 4

Размер доли акций, принадлежащих Российской Федерации Количество открытых акционерных обществ, перечисливших дивиденды, ед. Удельный вес открытых акционерных обществ, перечисливших дивиденды, в общем количестве ОАО, в соответствии с долей, % Сумма перечисленных дивидендов, млн руб.

100% 29 32,2% 1 826,6

от 50% до 100% 203 31,4% 3 134,9

от 25% до 50% 343 24,5% 4 330,6*

Менее 25% 171 7,5% 1 109,4

спец. право 1 - 0,8

Итого: 747 16,9% 10 402,3

*- в том числе ОАО «Газпром» — 3 784,9 млн рублей.

ной политики», представленном к заседанию Правительства Российской Федерации 27 ноября

2003 г., в том, что «проведенная в последние годы работа дала значительные результаты, как по росту количества плательщиков, так и по суммам, перечисленным в бюджет».

Актуальные проблемы дивидендной политики Российской Федерации

В рамках бюджетного процесса в связи с обеспечением дивидендных поступлений в федеральный бюджет можно выделить несколько основных этапов: прогноз дивидендных поступлений, основанный на всесторонней оценке дивидендного потенциала и неиспользованных резервов; обеспечение высоких экономических показателей деятельности акционерного общества в течение года и определение реальной доли чистой прибыли акционерного общества, которую можно направить на дивиденды; обеспечение в рамках корпоративного законодательства принятия решения об объявлении дивидендов в оптимальном для акционерного общества и акционеров размере; учет и контроль за своевременным и полным перечислением дивидендов в федеральный бюджет; взыскание сумм дивидендной задолженности.

В этой связи можно выделить ряд «болевых точек» дивидендной политики Российской Федерации.

Так, до настоящего времени Минимущество России при представлении в Правительство Российской Федерации, Минфин России обоснования прогноза размера дивидендов, в том числе и в

2004 г., не имеет утвержденной методики прогноза дивидендных поступлений.

Планирование сроков продаж пакетов акций (приватизации), находящихся в собственности государства, не увязывается со сроками проведения годовых общих собраний акционеров, которые вправе принимать решение об объявлении дивидендов по итогам работы акционерного общества за прошедший год.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, в связи с реализацией в декабре 2002 г. 74,95% пакета акций ОАО «НГК «Славнефть» Российская Федерация в соответствии с нормами Федерального закона «Об акционерных обществах» утратила прово на получение дивидендов по итогам работы ОАО «НГК «Славнефть» за 2002 г. в случае их объявления годовым общим собранием акционеров ОАО «НГК «Славнефть».

При прогнозе дивидендных поступлений, как правило, не учитываются данные «Реестра пока-

зателей экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ», показатели финансовых планов акционерных обществ, в том числе долгосрочных, а также размер дивидендной задолженности прошлых лет, которая, по данным Счетной палаты Российской Федерации, составила на 1 января 2003 г. только по итогам работы акционерных обществ в 1999, 2000 и 2001 гг. 570-960 млн руб.

До настоящего времени отсутствует информация о позиции уполномоченных органов государственной власти в части взыскания дивидендной задолженности в федеральный бюджет. Это при том, что уже с 1998 г. в нашей стране начала формироваться судебная практика по взысканию дивидендной задолженности в судебном порядке. Невзыскание в судебном порядке дивидендной задолженности приводит к следующим негативным последствиям:

• бюджет Российской Федерации не получает дивидендных поступлений, а по истечении 3 лет (срок исковой давности) теряет их безвозвратно;

• невзыскание убытков, а также процентов за пользование чужими денежными средствами (сумма дивидендов) лишает бюджет дополнительных поступлений, а в случае задержки выплаты дивидендов бюджету не компенсируются инфляционные потери.

При этом п. 3 Кодекса корпоративного поведения (приложение к распоряжению ФКЦБ России от 4 апреля 2002 г. № 421 /р) акционерным обществам рекомендовано предусмотреть санкции, применяемые к генеральному директору (управляющей организации, управляющему) и членам правления в случае неполной или несвоевременной выплаты объявленных дивидендов, так как неисполнение или ненадлежащее исполнение обществом обязанности по выплате объявленных дивидендов является нарушением законодательства и существенно подрывает доверие к акционерному обществу.

В этой связи акционерным обществам Кодексом корпоративного поведения рекомендовано установить такой порядок выплаты дивидендов, при котором в случае его нарушения совет директоров общества совместно с ревизионной комиссией имел бы право уменьшить размер вознаграждения генеральному директору и членам правления или освободить их от исполнения обязанностей. Такое право совета директоров должно быть закреплено

в уставе или в иных внутренних документах общества либо в договоре общества с генеральным директором и членами правления общества.

Анализ изложенных в докладе «О ходе реализации решений Правительства Российской Федерации по повышению эффективности управления федеральной собственностью, основных направлениях дивидендной политики» и рассмотренных на заседании Правительства Российской Федерации 27 ноября 2003 г. принципиальных подходов дивидендной политики Российской Федерации как акционера открытых акционерных обществ, показал, что указанные принципы уже содержатся в нормативных документах и приняты в большинстве акционерных обществ (например, перспективное планирование прибыли в обществах с участием Российской Федерации), либо противоречат действующему законодательству (например, «часть прибыли в обязательном порядке должна направляться на выплату дивидендов»).

Кроме того, предлагаемые направления реализации дивидендной политики Российской Федерации как акционера открытых акционерных обществ, содержат предложение о привлечении собственником независимых от менеджмента экспертов (аудиторов, оценщиков) с целью выявления экономически обоснованной величины прибыли общества и направлений ее использования.

В ситуации, когда Российская Федерация, владея контрольным пакетом акций, назначает топ-менеджеров и имеет все рычаги влияния на проводимую ими политику через, как правило, большинство голосов на общем собрании акционеров и в совете директоров, а также в ревизионной комиссии, это приведет к необоснованному дополнительному расходу бюджетных средств.

Нельзя согласиться с авторами доклада «О ходе реализации решений Правительства Российской Федерации по повышению эффективности управления федеральной собственностью, основных направлениях дивидендной политики» в том, что «предложенные меры в рамках нового, современного этапа управления государственным имуществом позволят... повысить эффективность управления федеральным имуществом и тем самым увеличить доходы от его использования».

Следует отметить, что эффективное управление пакетами акций акционерных обществ, находящимися в федеральной собственности, невозможно без реформирования института представителей государства в органах управления акционерных обществ и ревизионных комиссиях, а также без

создания действенного механизма контроля за результатами деятельности представителей государства.

При этом представителями государства в органах управления и ревизионной комиссии таких обществ назначаются наиболее компетентные высокопрофессиональные специалисты - высокопоставленные чиновники, занимающие руководящие должности в федеральных органах исполнительной власти, первые лица министерств и ведомств.

Существующий порядок назначения государственных служащих представителями Российской Федерации в акционерных обществах, предусматривая ряд ограничений по кандидатурам (государственные служащие; сотрудники Российского фонда федерального имущества и его территориальных отделений; иные граждане Российской Федерации, за исключением избранных в представительные органы государственной власти либо местного самоуправления), тем не менее не предусматривает действенных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом специфики конкретного объекта управления. В этой связи в рамках сложившейся системы управления невозможно применение мер имущественной ответственности за результаты деятельности представителей, которые могли бы существенно снизить риски государства.

Требуется усовершенствование механизмов контроля за деятельностью представителей государства со стороны федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления) и Минимущества России, усиление координации и взаимодействия между ними по указанному вопросу; изменение подходов к назначению представителей государства в органы управления акционерных обществ. Целесообразна также поддержка и анализ полученных результатов реализации идеи Правительства г. Москвы о голосовании на годовых собраниях в 2004 г. частями своих пакетов акций в акционерных обществах, где у г. Москвы есть доля, за «независимых директоров», не замещающих должностей в органах муниципального управления.

Среди факторов, которые могут оказать существенное влияние на сокращение дивидендных поступлений в федеральный бюджет в 2004 г. и последующих годах, можно выделить следующие:

Во-первых, это расходы основных дивидендо-образующих акционерных обществ (РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «Транснефть», ОАО

Таблица 5

Наименование организации Размер чистой прибыли по итогам работы за 2001 г., млн руб. Размер чистой прибыли по итогам работы за 2002 г., млн руб. Изменение размера чистой прибыли

РАО «Газпром» 71 927,743 53 511,000 1,3

ОАО «Роснефть» 9 959,203 8 926,600 1,1

ОАО «Транснефть» 13 957,271 13 448,821 1,03

«АК «Транснефтепродукт») на переоформление ими прав на земельные участки под производственными объектами магистральных нефтепродуктоп-роводов, газопроводов, электрических сетей. В настоящее время, в соответствии с ранее действовавшим земельным законодательством, земельные участки под крупными площадочными объектами находятся на праве бессрочного (постоянного) пользования. Земли под линейной частью производственных объектов магистральных нефтепро-дуктопроводов, газопроводов, электрических сетей, как правило, из оборота не изымались и предоставлялись акционерным обществам только на этапе проектирования и строительства.

Во-вторых, согласно экспертным данным с января 2002 г. стали резко ухудшаться финансовые результаты деятельности значительного количества акционерных обществ.

Снижение чистой прибыли акционерных обществ, из которой в соответствии со ст. 42 Федерального закона «Об акционерных обществах» выплачиваются дивиденды, происходит в значительной степени из-за введения в действие 25-й главы Налогового кодекса Российской Федерации3, позволяющей в отличие от прежнего порядка списывать на затраты расходы организации в неограниченных объемах, искусственно завышая таким образом себестоимость и занижая прибыль.

Введение 25-й главы Налогового кодекса Российской Федерации повлекло рост затрат, связанных с непроизводительными расходами: на страхование, управленческий консалтинг, рекламу, аудит, проценты по банковским кредитам и др.

Занижению чистой прибыли способствует в ряде случаев и искусственная минимизация продажных цен в условиях реализации дефицитной продукции, работ и услуг аффилированным организациям — посредникам. Такое положение может привести к невозможности обеспечения роста ди-

3 Федеральным законом от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ часть вторая Налогового кодекса РФ дополнена гл. 25 «Налог на прибыль организаций», вступающей в силу с 1 января 2002 г, также Федеральным законом от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ в гл. 25 Налогового кодекса РФ внесены изменения, распространяющиеся на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.

видендов, а в худшем — обусловить их снижение (табл 5).

В-третьих, в рамках проводимой реформы электроэнергетики Правительство Российской Федерации не осуществляет эффективной координации взаимодействия Минимущества, Минэнерго, ФЭК и Минэкономразвития России в части соотношения роста тарифов на электроэнергию и платы за услуги, в которые включается сумма дивидендов, выплачиваемая акционерным обществом, и политикой, направленной на увеличение дивидендных поступлений в федеральный бюджет.

Так, согласно постановлениям ФЭК России от 23 октября 2002 г. №72-э/3 «Об утверждении методических указаний по расчету размера платы за услуги по передаче электрической энергии по единой национальной электрической сети»; от 20 сентября 2002 г. №62-э/1 «Об утверждении методических указаний по расчету размера платы за услуги по обеспечению системной надежности, оказываемые системным оператором субъектам оптового рынка, и перечня и условий оплаты услуг по обеспечению системной надежности оказываемых системным оператором субъектам оптового рынка»; от 31 июля 2002 г. №49-э/8 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» при расчете размера платы за услуги и расчете тарифов (цен) учитываются, в том числе: величина экономически обоснованной прибыли, необходимая для выплаты дивидендов; величина прибыли, необходимая для обеспечения ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС», для выплаты дивидендов; величина прибыли, необходимая для обеспечения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, для выплаты дивидендов.

Таким образом, вышеизложенные факты свидетельствуют, что до настоящего времени у Российской Федерации отсутствует четкая дивидендная политика в отношении акционерных обществ, пакетами акций которых она владеет.

Указанные в данном разделе основные факторы, могут оказать существенное влияние на сокращение или увеличение дивидендных поступлений

в федеральный бюджет и поэтому требуют оценки их значимости Правительством Российской Федерации, а также отражения в принципах дивидендной политики и Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. №1024.

Первоочередные задачи дивидендной политики Российской Федерации как составной части процесса управления пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации

Можно констатировать, что Российской Федерацией недооценены потенциальные возможности дивидендных поступлений как возобновляемого ресурса федерального бюджета. Доход, получаемый государством на имеющийся у него капитал в виде государственных пакетов акций, по-прежнему остается низким.

При этом деятельность государственных органов власти по обеспечению поступлений в федеральный бюджет дивидендов по пакетам акций, находящимся в федеральной собственности, является неэффективной в части прогнозирования размера дивидендных поступлений и контроля за своевременностью их перечисления в федеральный бюджет.

Кроме того, до настоящего времени в Российской Федерации не выработаны принципы взаимодействия при управлении акционерными обществами, в которых пакетами акций владеют: Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования.

В этой связи первоочередными задачами дивидендной политики Российской Федерации как составной части процесса управления пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации, представляются: 1. Разработка новых вариантов Федеральных законов «О федеральной государственной соб-

ственности и управлении ею» и «Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом», а также внесение изменений и дополнений в Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации.

2. Нормативное закрепление методик прогнозирования и планирования дивидендных поступлений в федеральный бюджет, с учетом конъюнктуры соответствующих рынков, что позволит более эффективно отслеживать и решать проблемы, связанные с обоснованием, полнотой начисления и перечисления дивидендов на государственные пакеты акций.

3. Определение стратегических целей и задач дивидендной политики Российской Федерации в рамках реформ электроэнергетики (реструктуризация ОАО «ЕЭС России»), МПС России (ОАО «РЖД»), связи (реорганизация ОАО «Связьинвест»), а также проработки вопроса реформирования ОАО «Газпром», в том числе осуществление оценки факторов, с учетом тарифной политики, которые окажут влияние на увеличение дивидендных поступлений от указанных обществ в федеральный бюджет.

4. При проведении административной реформы включение в ее параметры оценки роли и места института представителей государства в органах управления и контроля акционерных обществ с долей участия в уставном капитале Российской Федерации.

Решению вышеуказанных задач в значительной степени будет способствовать также применение акционерными обществами Кодекса корпоративного поведения, одобренного Правительством Российской Федерации 28 ноября 2001 г., который в настоящее время не имеет юридической силы и носит имиджевый характер, а также усиление контроля за акционерными обществами в части полноты и достоверности информации эмитентов ценных бумаг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.