Научная статья на тему 'Проблемы повышения эффективности деятельности акционерных обществ с государственным участием'

Проблемы повышения эффективности деятельности акционерных обществ с государственным участием Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
333
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нормативно-правовое регулирование / акционерные общества / государство / бизнес / эффективное управление. / legal regulation / joint stock companies / the government / the business community / effective governance.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Н Г. Гаджиев, С А. Коноваленко

В статье рассматриваются отдельные аспекты реализации государством прав акционера, осуществляемая посредством его участия в управлении хозяйственным обществом. С этой позиции взаимодействие государства и бизнеса, безусловно, целесообразно и эффективно, и в первую очередь, направлено на решение социальных задач и выполнения регулятивной функции в экономике. В тоже время разнообразие форм такого взаимодействия порождает ряд проблем, связанных с ответственностью представителей государства в правлении (конфликтом интересов представителя государства при голосовании; использованием государством «золотой акции»; корпоративным управлением компаний с государственным участием; аффилированностью государства в сделках публично-правовых образований). На основе анализа экономико-правовых аспектов деятельности акционерных обществ с государственным участием, даны рекомендации, позволяющие снизить риски (финансовые, коррупционные и иные) и повысить эффективность их функционирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPROVING EFFICIENCY ACTIVITIES OF JOINT-STOCK COMPANIES WITH STATE PARTICIPATION

The article considers certain aspects of the state's implementation of the rights of a shareholder, which is carried out through its participation in the management of a business company. From this point of view, interaction between the state and business is certainly appropriate and effective, and is primarily aimed at solving social problems and performing a regulatory function in the economy. At the same time, the variety of forms of such interaction creates a number of problems related to the responsibility of state representatives in the management Board (conflict of interests of the state representative when voting; use of the "Golden share" by the state; corporate governance of companies with state participation; state affiliation in transactions of public legal entities). Based on the analysis of economic and legal aspects of the activities of joint-stock companies with state participation, recommendations are given to reduce risks (financial, corruption and other) and improve the efficiency of their functioning.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения эффективности деятельности акционерных обществ с государственным участием»

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ

Н.Г. Гаджиев1, д-р экон. наук, профессор 2

С.А. Коноваленко , канд. экон. наук, профессор

Дагестанский государственный университет

2

Рязанский филиал Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя

1(Россия, г. Махачкала) 2

(Россия, г. Рязань)

Б01: 10.24411/2411-0450-2020-10699

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные аспекты реализации государством прав акционера, осуществляемая посредством его участия в управлении хозяйственным обществом. С этой позиции взаимодействие государства и бизнеса, безусловно, целесообразно и эффективно, и в первую очередь, направлено на решение социальных задач и выполнения регулятивной функции в экономике. В тоже время разнообразие форм такого взаимодействия порождает ряд проблем, связанных с ответственностью представителей государства в правлении (конфликтом интересов представителя государства при голосовании; использованием государством «золотой акции»; корпоративным управлением компаний с государственным участием; аффилированностью государства в сделках публично-правовых образований). На основе анализа экономико-правовых аспектов деятельности акционерных обществ с государственным участием, даны рекомендации, позволяющие снизить риски (финансовые, коррупционные и иные) и повысить эффективность их функционирования.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, акционерные общества, государство, бизнес, эффективное управление.

На современном этапе развития российской экономики государственное участие в акционерных обществах является объективной реальностью. Оно направлено на решение приоритетных социальных задач в обществе и обеспечение устойчивого экономического роста. В тоже время такое взаимодействие сопряжено со множеством институциональных проблем юридического и экономического характера. Государство свои права как акционер осуществляет на основе Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. №738, утвердившим Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («Золотой акции»).

В акционерных обществах, входящих в специальный перечень, права акционера -Российской Федерации осуществляются Росимуществом по согласованию с феде-

ральным министерством либо федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по управлению федеральным имуществом [1].

Росимуществом формируются директивы представителям интересов Российской Федерации в совете директоров: акционерных обществ, входящих в специальный перечень, - по согласованию с федеральным министерством или федеральным органом; иных акционерных обществ - на основании предложений федерального агентства или федерального органа [2].

Как известно основная роль в стратегическом управлении обществом принадлежит Совету директоров. Для целей повышения эффективности корпоративного управления его деятельностью в первую очередь необходимо формирование новой модели корпоративного управления. Ее суть заключается в передаче всей «нагрузки» по принятию решений в сфере управления АО от федеральных органов исполнительной власти к коллегиальному орга-

ну АО. В этом случае Совет директоров становится не просто формально существующим органом АО, а органом, осуществляющим стратегическое руководство и контроль за исполнительными органами АО.

Правительство РФ или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение об использовании специального права («золотой акции»), могут назначать соответственно представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совет директоров (наблюдательный совет), а также представителя в ревизионную комиссию акционерного общества.

Данные представители, назначенные в совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества, участвуют в общем собрании акционеров и обладают правом вето при принятии общим собранием акционеров решений, связанных: с внесением изменений и дополнений в устав общества; реорганизацией; ликвидацией общества; изменением уставного капитала; совершением акционерным обществом крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность [3].

Избрание в качестве представителей государства государственных служащих и профессиональных поверенных не исключает возможности включения в состав директоров акционерных обществ с государственным участием независимых директоров, которые не заключают договор на представление интересов государства и не обязаны соблюдать требования Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 738, действуют в совете директоров исходя из личного представления об интересах общества и его участников.

Как отмечается в Кодексе корпоративного управления (п. 2.4), в состав совета директоров должно входить достаточное количество независимых директоров. При этом независимым директором следует считать лицо, которое обладает достаточными профессионализмом, опытом и самостоятельностью для формирования собственной позиции, способно выносить объективные и добросовестные суждения,

не зависящие от влияния исполнительных органов общества, отдельных групп акционеров или иных заинтересованных сторон.

В настоящее время назрела необходимость пересмотра отдельных норм Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. №1214, прежде всего, в части размера процентов от совокупного объема сделок (на которые может непосредственно влиять представить государства) в течение года который установлен сейчас на уровне 10%, при торговых оборотах обществах с государственным участием в десятки миллиардов выходит значительная сумма, которая по сути может являться коррупционным интересом независимого директора. Напомним, что существенной суммой в учете и отчетности считается сумма превышающей 5% от итоговой суммы, исходя из этого аспекта необходимо снизить предельный лимит с 10% до 5%.

Кроме того, лицо, выдвигаемое Российской Федерацией как акционером для избрания в совет директоров в качестве независимого директора, не должно:

- замещать должности государственной гражданской службы Российской Федерации или являться служащим Центрального банка РФ;

- являться непрерывно в течение последних пяти лет членом совета директоров (наблюдательного совета) общества, в которое оно избирается;

- занимать должности в органах управления или являться работником другого акционерного общества, в котором любое из лиц, занимающих должности в органах управления общества, в которое лицо выдвигается в качестве независимого директора, является членом комитета при совете директоров по кадрам и вознаграждениям общества;

- являться одновременно независимым директором более чем в трех акционерных обществах.

В настоящее время основные проблемы применения специального права «золотая акция» лежат в плоскости корпоративного управления: в частности: прекращения у государства специального права «золотая

акция»; проблема ответственности представителей государства в правлении; проблема страхования и компенсации рисков, а также убытков в результате необоснованных действий представителей государства или использования специального права «золотая акция», проблема сферы применения специального права и принуждения компаний с государственным участием к дополнительной ответственности [4].

Практику применения «золотой акции» необходимо развивать, базируясь на сравнительно-правовом анализе, активно внедряя опыт развитых в правовом плане государств. Необходимо обратить внимание на возможность применения специального права «золотая акция» для решения не только имущественных вопросов и проблем принятия сделок, а для защиты деловой репутации государства, его имиджа и возможности компенсации ущерба в сфере экологии, природоохранной деятельности общества и благотворительных проектов. Вместе с тем, нельзя допускать злоупотреблений и недобросовестных действий со стороны представителей государства и чиновников, всячески пресекать возможные коррупционные риски, внедрять эффективную систему контроля [5].

В связи с масштабностью используемых ресурсов сегодня актуален вопрос о контроле за деятельностью государственных органов в сфере управления находящимися в собственности государства и иных публично-правовых образований акциями открытых акционерных обществ и использованием «золотой акции».

В заключении хотелось бы остановится на ответственности представителей государства и иных публично-правовых образований в акционерных и иных хозяйственных обществах.

В соответствии со ст. 71 Закона об АО члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный испол-

неральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), а равно управляющая организация или управляющий при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно [6].

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- во-первых, для эффективного управления акционерными обществами государству целесообразно разумно сочетать использование государственных представителей и независимых директоров;

- во-вторых, в настоящее время назрела необходимость пересмотра отдельных норм Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. №1214 прежде всего в части размера процентов от совокупного объема сделок, необходимо снизить предельный лимит с 10% до 5%;

- в-третьих, следует подчеркнуть важность постоянного внутреннего и внешнего аудита компаний с государственным участием, отметить важную роль специальных органов государственного контроля, в том числе Счетной палаты РФ;

- в-четвертых, с нашей точки зрения, различный подход к ответственности представителей государства в советах директоров, выполняющих одни и те же функции, вряд ли будет способствовать повышению эффективности их деятельности;

- в-пятых, институт представителей государства и независимых директоров призван обеспечить соблюдение баланса воли государства и интересов общества при управлении государственными компаниями.

нительный орган общества (директор, ге-

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 № 738 (ред. от 03.02.2018, с изм. от 12.09.2019) «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («Золотой акции»)» // Российская Бизнес-газета,

15.12.2004. № 48. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2004/12/15/akcii-doc.html (дата обращения 22.08.2020).

2. Шиткина И.С. Имущественная ответственность государства в корпоративных правоотношениях // Закон. - 2017. - № 5. - С. 171-182.

3. «Корпоративное право: Учебный курс» (Т. 2) (отв. ред. И.С. Шиткина) («Статут», 2018) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.08.2020).

4. Рамазанов Т.Б., Коноваленко С.А., Гаджиев Н.Г. Экономико-правовые проблемы участия государства в хозяйственных обществах // Юридический вестник ДГУ. - 2019. -Т. 32, № 4. - С. 94-98.

5. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н. Проблемы корпоративного управления компаний с государственным участием // Юридический вестник ДГУ. - 2020. -Т. 33, №1. - С. 105-109.

6. Осипенко О.В. Актуальные проблемы системного применения инструментов корпоративного управления и акционерного права. - М.: Статут, 2018. - 448 с.

PROBLEMS OF IMPROVING EFFICIENCY ACTIVITIES OF JOINT-STOCK COMPANIES WITH STATE PARTICIPATION

N.G. Gadzhiev1, Doctor of Economic Sciences, Professor S.A. Konovalenko2, Candidate of Economic Sciences, Professor 1Dagestan State University

2Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named After V.Ya. Kikot

1(Russia, Makhachkala)

2

2(Russia, Ryazan)

Abstract. The article considers certain aspects of the state's implementation of the rights of a shareholder, which is carried out through its participation in the management of a business company. From this point of view, interaction between the state and business is certainly appropriate and effective, and is primarily aimed at solving social problems and performing a regulatory function in the economy.

At the same time, the variety offorms of such interaction creates a number ofproblems related to the responsibility of state representatives in the management Board (conflict of interests of the state representative when voting; use of the "Golden share" by the state; corporate governance of companies with state participation; state affiliation in transactions of public legal entities).

Based on the analysis of economic and legal aspects of the activities of joint-stock companies with state participation, recommendations are given to reduce risks (financial, corruption and other) and improve the efficiency of their functioning.

Keywords: legal regulation, joint stock companies, the government, the business community, effective governance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.