УДК 33
Федотов Павел Викторович
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия, Москва1 Начальник Управления по делам недвижимости Кандидат юридических наук Доцент кафедры «Корпоративное управление»
Мурар Валентина Игоревна
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия, Москва Студентка [email protected]
Управление государственными пакетами акций в России
Аннотация. Важнейшей составляющей перехода России к рыночной экономике являлась трансформация отношений собственности. Данный процесс представлял собой ликвидацию централизованной системы управления, меньшее участие государства в экономике, масштабную приватизацию, в результате чего изменилась социально-экономическая структура народного хозяйства. Благодаря проведенным реформам государство стало играть роль не только крупного собственника, но и акционера, функционирующего в рыночных условиях.
Масштабный сектор российской собственности и экономики в целом занимают акционерные общества с участием государства, созданные в процессе приватизации. Сегодня интересы государства представлены в 2333 акционерных обществах. Большая часть государственных пакетов акций - акции наиболее крупных предприятий, стратегически значимых как для экономики, так и для обеспечения национальной безопасности страны. Это дает возможность воздействовать со стороны государства на деятельность подобных предприятий и на проводимую ими политику.
В статье рассматриваются необходимость участия государства в корпоративных отношениях, исследуются основные механизмы управления государственными пакетами акций в России. Кроме того, авторами проведен анализ результатов деятельности акционерных обществ с участием государства, и выделены особенности в их управлении.
Ключевые слова: акционерное общество; пакеты государственных акций; представители государства; доверительное управление; профессиональные директора; независимые директора; госкомпании.
В настоящее время необходимым условием функционирования российской экономики является участие государства в хозяйственных обществах. Государство вступает в корпоративные правоотношения, преследуя публичные цели, интересы всего общества.
К основным формам управления пакетами государственных акций относятся:
• назначение представителей государства в органы управления АО;
• передача акций в доверительное управление и залог;
• продажа акций.
Представителями государства могут быть государственные или муниципальные служащие. Их назначают уполномоченный государственный орган. Помимо этого, в ст. 39 Закона о приватизации указано, что кроме госслужащих представителями государства выступать и иные лица. Так, закон предусматривает возможность договорного представительства. В таком случае представителями государства являются «профессиональные поверенные» (профессиональные директора). Природа договора государства с профессиональным директором определяется в качестве договора поручения.2 В обоих случаях представители государства реализуют свои полномочия на основании выданной соответствующим уполномоченным органом доверенности. Помимо этого, к иным лицам согласно ст. 39 Закона о приватизации относятся и независимые директора, кандидатуры которых выдвигаются РФ как акционером для избрания в совет директоров.3
В первую очередь, рассмотрим особенности представительства государственных служащих и профессиональных директоров в органах управления хозяйственных обществ, в частности акционерных обществ.
Во-первых, в данных случаях представители голосуют на основании письменных директив государства. Директивой выступает письменный документ, который отражает волю акционера - Российской Федерации, субъекта РФ или иного публично-правового образования, выдаваемый для голосования на общем собрании и (или) совете директоров госкомпаний. Так, представители государства выражают не свое мнение по вопросам повестки дня.
Помимо этого, представители РФ в совете директоров (наблюдательном совете) акционерного общества руководствуются в своей деятельности Положением об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ №7384. Назначает представителей Правительство РФ по представлению Министерства экономического развития и торговли, готовит такое представление Росимущество по согласованию с соответствующим федеральным агентством или федеральным органом.
Необходимо отметить, что функции и права представителя государства, управляющего пакетом акций, не являющимся контрольным, имеют определенные отличия, обусловленные возрастающей ролью других акционеров. В отличие от ситуации, где государство является контролирующим акционером, не всегда предлагаемые им решения принимаются собранием акционеров или советом директоров.
Многие исследователи отдают предпочтение профессиональным директорам, обладающим определенным набором знаний и опытом корпоративного управления.
2 Пышкин И.И. Государство как акционер. С.147
3 Корпоративное право: учебный курс: учебник / отв. ред. И. С. Шиткина. - М.: КНОРУС, 2011
4 Постановление Правительства РФ от 03 декабря 2004 г. № 738 (ред. от 31.12.2010) // СЗ РФ. 2004. № 50. Ст. 5073.
Хотелось бы отметить, еще в 2008 году Президент РФ высказал мнение об отказе от представительства государственных служащих в советах директоров хозяйственных обществ с участием государства в пользу профессиональных директоров и независимых директоров «в целях повышения прозрачности, эффективности управления и роста капитализации компании».
В настоящее время достаточно актуальна практика привлечения для управления в хозяйственные общества независимых директоров. Данная тенденция затронула и акционерные общества с участием государства, но доля независимых директоров в компаниях с государственным участием в России пока незначительна (рис.1).
Совет институциональных инвесторов определил независимого директора в качестве лица, связанного с корпорацией исключительно в силу своего членства в совете директоров.
Рис. 1. Динамика привлечения профессиональных директоров в акционерные
общества5
Как показывает рисунок, в период 2009-2013 гг. происходит увеличение профессиональных поверенных и независимых директоров в управлении акционерных обществ (суммарно на 80%), при снижении участия госслужащих (на 37%). При этом на сегодняшний день наиболее часто привлекаются профессиональные поверенные.
В целом структура составов органов управления АО в разрезе категорий членов советов директоров (наблюдательных советов) представлена на рисунке 2.
Распределение позиций в составах органов управления АО Спецперечня
■ независимые директора
■ профессиональные поверенные
госслужащие
Рис. 2. Распределение позиций в составах органов управления акционерных обществ6
На данном рисунке видно, что большую часть составляют профессиональные поверенные (52%).
Доверительное управление является наиболее подходящим способом для долгосрочного управления имуществом, с передачей объекта управляющей компании, но сохранением за учредителем управления права собственности на объект управления. Передача акций в доверительное управление производится на конкурсной основе и также предполагает специальный порядок действий административных органов. Доверительный управляющий - индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Доверительный управляющий, осуществляет управление государственным (муниципальным) имуществом в интересах учредителя управления или указанного ими лица. В результате передачи акций в доверительное управление государство лишается возможности полноценно осуществлять права акционера.
По состоянию на 01.08.2013 в реестре федерального имущества содержится информация о 2333 акционерном обществе, акции которых находятся в федеральной собственности.7
Информация о распределении акционерных обществ в зависимости от количества акций, находящихся в федеральной собственности представлена в таблице 1.
6 Отчет об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами("Золотой акции") по итогам 2012 года
7Отчет об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами("Золотой акции") по итогам 2012 года
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 5 (24), сентябрь - октябрь 2014
http://naukovedenie.ru [email protected]
Таблица 1
Распределение АО в зависимости от количества акций, находящихся в федеральной
собственности8
Категория пакета акций, принадлежащ их РФ, % Количество АО в том числе АО, включенных в ППП (2011-2013гг. и 2014-2016гг.) Доля АО от общего количества АО, % Доля АО включенных в ППП от количества АО в каждой категории пакета акций, %
100 874 716 64,98 81,92
Контрольный (от 50 до 100) 83 41 6,17 49,40
Блокирующий (от 25 до 50) 185 116 13,75 62,70
Миноритарны й (от 2 до 25) 203 102 15,09 50,25
Итого: 1345 975 100 72,49
Приведенные данные демонстрирует преобладание АО, 100% акций которых находится в федеральной собственности, общее количество таких АО составляет 874 (или 64,98% от общего количества рассматриваемых организаций).
В части осуществления прав акционера от лица Российской Федерации следует отметить, что из 1345 АО в отношении 860 госкомпаний (64%) осуществление отдельных прав акционера - Российской Федерации, делегировано территориальным органам Росимущества согласно приказу Росимущества (рис.3)
Рис. 3. Распределение акционерных обществ с государственным участием между
9
центральным аппаратом и его территориальными управлениями
8 Там же
По итогам 2012 года Росимуществом проводился анализ результатов финансово-экономической деятельности АО с госучастием. Согласно имеющейся информации, общая сумма выручки госкомпаний по итогам 2012 года составила 11 140 млрд. руб. При этом 10 398 млрд. руб. (или 93 % общей суммы выручки госкомпаний), приходится на 32 акционерных общества (далее - Крупнейшие АО), при этом валюта баланса каждого из АО составляет более 50 млрд. руб.
Основная доля суммы выручки крупнейших АО приходится на три госкомпании: ОАО «Газпром» (3 659 млрд. руб.), ОАО «НК «Роснефть» (2 596 млрд. руб.) и ОАО «РЖД» (1 366 млрд. руб.), что суммарно составляет 7 621 млрд. руб. или 73 % от общей суммы выручки по Крупнейшим АО (таблица 2).
Таблица 2
Выручка крупнейших госкомпаний10
Наименование АО Выручка АО за 2012г., млн. руб. Доля выручки АО от общего объема выручки Крупнейших АО, %
ОАО «Газпром» 3 659 151 35
ОАО «НК «Роснефть» 2 595 672 25
ОАО «РЖД» 1 366 015 13
Итого по трем 7 620 838 73
Крупнейшим АО
Прочие Крупнейшие АО 2 776 831 27
Итого по Крупнейшим АО 10 397 669 100
Сумма выручки Крупнейших АО оказывает определяющее влияние на общий результат деятельности госкомпаний в отраслях российской экономики.
Динамика показателей выручки и чистой прибыли Крупнейших АО за 2012 и 2011 годы отображена на рисунке 4.
Рис. 4. Динамика показателей выручки и чистой прибыли Крупнейших АО11
Как показывают данные, несмотря на увеличение выручки, прибыль крупнейших компаний упала на 1,88% за период 2011-2012 гг.
Общий объем долговых обязательств крупнейших АО по итогам 2012 года составил 12 098 млрд. руб., что по сравнению с предыдущим годом выше на 10 % .
Основная доля долговых обязательств из числа Крупнейших АО, приходится на четыре госкомпании, что составляет 8 440 млрд. руб. или 70 % от общей суммы долговых обязательств крупнейших АО по итогам 2012 года:
• ОАО Банк ВТБ - 3 671 млрд. руб.;
• ОАО «Газпром» - 2 153 млрд. руб.;
• ОАО «Россельхозбанк» - 1 399 млрд. руб.;
• ОАО «НК «Роснефть» - 1 218 млрд. руб.
Объем долговых обязательств прочих крупнейших АО составляет 3 658 млрд. руб. или 30 % от общего объема долговых обязательств Крупнейших АО по итогам 2012 года.
Самыми крупными компаниями-плательщиками дивидендов в федеральный бюджет по итогам 2012 года, сумма дивидендов каждого из которых составила более 1 млрд. руб., стали 10 АО: ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ», ОАО «Газпром», ОАО «Связьинвест», ОАО Банк ВТБ, ОАО «РусГидро», ОАО «Зарубежнефть», АК «АЛРОСА» (ОАО), ОАО АИЖК, ОАО «АК «Транснефть», компания «Сахалин Энерджи Инвестмент» (таблица 3).
Таблица 3
Крупнейшие плательщики дивидендов в федеральный бюджет по итогам 2012г.12
№ Наименование АО Доля РФ, % Начислено Чистая Доля
п/п в ФБ дивидендов по итогам деятельност и в 2012 году, млн. руб. прибыль (РСБУ) за 2012 год, млн. руб. дивидендов от чистой прибыли за 2012г. (РСБУ), %
1 ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» 100 80 6075 84 849 95
2 ОАО «Газпром» 38,4 54 415 567 444 25
3 Компания «Сахалин Энерджи Инвестмент» 1 акция класса R 14 126 нет данных
4 ОАО Банк ВТБ 75,5 11 293 18 095 83
5 ОАО «Зарубежнефть» 100 5 156 4 863 106
6 АК «АЛРОСА» (ОАО) 50,9 4 163 25 182 33
7 ОАО «АК «Транснефть» 100 3 800 10 652 36
8 ОАО «РусГидро» 60,4 2 467 14 702 28
9 ОАО АИЖК 100 1 743 6 973 25
10 ОАО «Связьинвест» 75 1 725 4 638 50
Итого по 10 крупным компаниям- 179 495
плательщикам
Важно также отметить, что 63% направили на выплату дивидендов 25 и более процентов от чистой прибыли общества по итогам работы в 2012 году. Основной причиной отклонения в меньшую сторону от выполнения установленной нормы согласно требованиям Распоряжения № 774-р является получение госкомпаниями убытков по итогам работы за отчетный период.
Параллельно с этим Росимущество планирует продолжить совершенствование процессов формирования и взимания части чистой прибыли госкомпаний в доход федерального бюджета от выплаты дивидендов за счет описания понятного и прозрачного алгоритма действий, рекомендуемых для использования госкомпаниями, в целях повышения качества управления ими.
Таким образом, акционерные общества с участием государства имеют существенные особенности в организации управления. Такие особенности, прежде всего, обусловлены самой спецификой государства как участника корпоративных правоотношений, целями и задачами такого участия:
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 5 (24), сентябрь - октябрь 2014
http://naukovedenie.ru [email protected]
большинство компаний с государственным участием в России управляются посредством единого органа исполнительной власти - Росимущества;
особенностью реализации права государства на управление акционерными обществами является специальное право «золотая акция», смысл которой состоит в сохранении контроля над рядом акционерных обществ для обеспечения публичных интересов;
управление хозяйственными обществами с участием государства осуществляется через институт представителей государства в органах управления, с помощью которого не только выражается воля государства-акционера (участника), но и реализуются его корпоративные права.
ЛИТЕРАТУРА
1. Отчет об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами ("Золотой акции") по итогам 2012 года
2. Бутова Т.В., Ерхов М.В. Власть и бизнес в современном обществе. Москва, 2007
3. Корпоративное право: учебный курс: учебник / отв. ред. И.С. Шиткина. - М.: КНОРУС, 2011
4. Молотников А.Е. Особенности участия государства в управлении акционерными обществами // Слияния и поглощения. 2009. № 4;
5. Пышкин И.И. Государство как акционер. Москва-2007.
6. Слыщенков В.А. Участие государства в отношениях, регулируемых гражданским правом: к вопросу о правовом положении государственных органов // Вестник гражданского права. 2010. N 6
7. Мальченков Д.М. Повышение эффективности функционирования акционерных обществ с участием государства в капитале. Автореф. дисс. канд. экон. наук, М., 2010
8. Официальный портал "Акционерный вестник". Режим доступа: http://www.vestnikao.ru/article/rol-nezavisimogo-direktora-v-rossiyskoy-kompanii.html (дата обращения 01.07.2014)
9. Официальный портал «Федеральное агентство по управлению государственным имуществом». Режим доступа: http://www.rosim.ru/ (дата обращения 01.07.2014).
10. Официальный портал «Министерство экономического развития Российской Федерации». Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/documents/Vostreb Docs/ (дата обращения 01.07.2014).
Рецензент: Бутова Т.В., к.э.н., доц., зам.декана Факультета государственного и муниципального управления ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
Pavel Fedotov
the Financial University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow
Valentina Murar
the Financial University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow [email protected]
Management of packages of public shares in Russia
Abstract. One of the most important component of the Russia's transition to the market economy was the property transformation. This process included the liquidation of the centralized control system, the government's minimal participation in the economy, extensive privatization. As a consequence, the socioeconomic structure of the national economy has changed a lot. Due to these reforms the government has started to play the role of not only the owner, but also the shareholder that operates at the market.
Today stock companies with state participation covers an Ample sector of the Russian property and the economy. They appeared as a result of privatization policy those days. Now the government interests are represented in 2233 joint-stock companies.
Most of the government shares are the shares of the largest strategically important companies that are valuable for both the economy and the country's national security. All these give the opportunity to influence on the companies' policy by the government.
The scientific article reveals the necessity of state's participation in corporate relations and the basic mechanisms of state shareholdings in Russia. Moreover, the authors analyzes the results of the work of joint-stock companies with state participation and highlight features of their management.
Keywords: joint-stock company; packages of public shares; state representatives; trust management; professional director; independent directors; state-owned companies.
REFERENCES
1. Otchet ob upravlenii nahodjashhimisja v federal'noj sobstvennosti akcijami otkrytyh akcionernyh obshhestv i ispol'zovanii special'nogo prava na uchastie Rossijskoj Federacii v upravlenii otkrytymi akcionernymi obshhestvami ("Zolotoj akcii") po itogam 2012 goda
2. Butova T.V., Erhov M.V. Vlast' i biznes v sovremennom obshhestve. Moskva, 2007
3. Korporativnoe pravo: uchebnyj kurs: uchebnik / otv. red. I.S. Shitkina. - M.: KNORUS, 2011
4. Molotnikov A.E. Osobennosti uchastija gosudarstva v upravlenii akcionernymi obshhestvami // Slijanija i pogloshhenija. 2009. № 4;
5. Pyshkin I.I. Gosudarstvo kak akcioner. Moskva-2007.
6. Slyshhenkov V.A. Uchastie gosudarstva v otnoshenijah, reguliruemyh grazhdanskim pravom: k voprosu o pravovom polozhenii gosudarstvennyh organov // Vestnik grazhdanskogo prava. 2010. N 6
7. Mal'chenkov D.M. Povyshenie jeffektivnosti funkcionirovanija akcionernyh obshhestv s uchastiem gosudarstva v kapitale. Avtoref. diss. kand. jekon. nauk, M., 2010
8. Oficial'nyj portal "Akcionernyj vestnik". Rezhim dostupa: http://www.vestnikao.ru/article/rol-nezavisimogo-direktora-v-rossiyskoy-kompanii.html (data obrashhenija 01.07.2014)
9. Oficial'nyj portal «Federal'noe agentstvo po upravleniju gosudarstvennym imushhestvom». Rezhim dostupa: http://www.rosim.ru/ (data obrashhenija 01.07.2014).
10. Oficial'nyj portal «Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii». Rezhim dostupa: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/documents/Vostreb Docs/ (data obrashhenija 01.07.2014).