Научная статья на тему 'Реализация государством прав акционера в открытом акционерном обществе (ОАО) со стопроцентным государственным участием'

Реализация государством прав акционера в открытом акционерном обществе (ОАО) со стопроцентным государственным участием Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОАО СО СТОПРОЦЕНТНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ / ПРАВА ГОСУДАРСТВА-АКЦИОНЕРА / СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРАВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Толстикова М. А.

В данной статье рассмотрены особенности реализации государством, выступающим в качестве акционера предприятия со стопроцентным государственным участием, своих прав и экономических интересов, также сравнены особенности правового статута государства-акционера в акционерных обществах, где государству принадлежит 50 % и менее акций, рассмотрены особенности волеообразования акционера государства и акционера юридического лица, рассмотрены особенности реализации государством специального права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация государством прав акционера в открытом акционерном обществе (ОАО) со стопроцентным государственным участием»

138 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

следовательно, у предприятия растет уровень привлекаемых инвестиции в развитие человеческого капитала. Этот процесс бесконечен, поскольку стремление к увеличению индивидуального и национального богатства и есть стратегия вечного.

Знания всегда были одним из важнейших условий развития любого предприятия, уникальность современного этапа заключается именно в накоплении человечеством знаний в таком количестве, в котором они перешли в новое качество, превратившись в главный фактор производства.

Список литературы:

1. Валентей С., Нестеров Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. - 1999. - № 2. - С. 90-102.

2. Воронина JI.A. Инновационный путь развития экономики России / JI.A. Воронина, С.В. Ратнер // Финансы и кредит. - 2006. - № 12. - С. 43.

3. Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знаниями, или история будущего / Т Сакайя; под ред. В.Л. Иноземцева // Новая индустриальная волна на Западе: Антология. - М: Academia, 1999. - С. 348.

4. Бир С. Наука управления (перев. с англ.). - М.: Энергия, 1971. - 112 с.

5. Никаноров С.П. Характеристика и область применения концептуального проектирования систем организационного управления (КП СОУ). ЦНИИЭУС Госстроя СССР. - М., 1989. - С. 8-29.

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВОМ ПРАВ АКЦИОНЕРА В ОТКРЫТОМ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ (ОАО) СО СТОПРОЦЕНТНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ

© Толстикова М.А.*

Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск

В данной статье рассмотрены особенности реализации государством, выступающим в качестве акционера предприятия со стопроцентным государственным участием, своих прав и экономических интересов, также сравнены особенности правового статута государства-акционера в акционерных обществах, где государству принадлежит 50 % и менее акций, рассмотрены особенности волеообразования акционера - государства и акционера - юридического лица, рассмотрены особенности реализации государством специального права.

Ключевые слова ОАО со стопроцентным государственным участием, права государства-акционера, специальное право, экономические интересы.

* Аспирант кафедры «Экономика предприятия и предпринимательской деятельности».

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

139

Выступая в качестве акционера, государство обладает рядом прав. Теоретические исследования определяют корпоративные права в качестве совокупности организационно-управленческих и имущественных прав акционера (участника), которые вытекают из членства в той или иной корпорации. Соответственно, права государства как акционера, могут быть организационно-управленческими и имущественными.

Исследователем Е.В. Гаврилиным корпоративные права акционера делятся на имущественные и неимущественные права [3].

Организационно-управленческие права акционера включают:

- комплекс прав, связанных с управлением акционерного общества;

- комплекс прав, связанных с контролем над деятельностью акционерного общества;

- комплекс прав на информацию об акционерном обществе;

К имущественным права акционера относят:

- комплекс прав на участие в распределении прибыли (дивидендов);

- комплекс прав на ликвидационные квоты.

Так же дополнительно выделяется комплекс преимущественных прав акционера [3].

При этом необходимо отметить, что объем все прав акционера указанными права не ограничивается по причине того, что структура многих из перечисленных представлена сложным комплексом правомочий, предоставленных акционеру с целью их реализации.

Остановимся подробнее на содержании прав государства как акционера акционерного общества со стопроцентным государственным участием. В комплексе организационно-управленческих прав акционера значительное место занимают права, которые связаны с управлением делами акционерного общества [5].

Так, в права любого акционера акционерного общества, в том числе государства, входят права, которые связаны подготовкой, созывом и проведением общего собрания акционеров. Сравним участие в управлении хозяйственным обществом государства и акционеров - юридических лиц.

Волеобразование акционера - юридического лица - осуществляется его органами (общим собранием или советом директоров). Особенность волеобразования государства заключается в осуществлении его через соответствующий орган исполнительной власти. Действующее законодательство определяет таким органом Росимущество. При этом, если в акционерном обществе все голосующие акции - в федеральной собственности, то Росимущество также выполняет полномочия самого общего собрания акционеров. В таких акционерных обществах нельзя проводить процедуру созыва, подготовки и проведения общего собрания акционеров в порядке, который определен Законом об акционерных обществах. Указанное обстоятельство было подвергнуто критике рядом исследователей. Так, исследователь О.А. Ма-

140 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

карова считает, что в акционерном обществе со стопроцентным государственным участием полномочия общего собрания акционеров осуществляет совет директоров акционерного общества.

Также полномочия акционера от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные корпорации, Управление делами Президента РФ, а так же некоторые Министерства.

Волеизъявление акционера - юридического лица осуществляется его единоличным исполнительным органом, кроме того, у юридического лица существует право назначения представителя для участия в общем собрании (ст. 57 Закона об акционерных обществах). Государством же всегда реализуется его право участвовать в общем собрании акционеров через институт представителей [6].

Если государству принадлежит на сто процентов акций, а только их часть, права на участие в общем собрании акционеров обеспечивают государству комплекс следующих правомочий:

- права уведомлять представителей государства о сроках и времени проведении годового общего собрания акционеров, так же освещается предлагаемая повестка дня;

- права представителей государства внести предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и право требования созыва внеочередного общего собрания акционеров.

Также в объем прав любого акционера, связанных с управлением акционерным обществом, относят права формировать органы общества. Например, акционеры, в собственности которых находится не менее двух процентов голосующих акций могут выдвигать кандидатов в совет директоров, коллегиальный исполнительный орган, ревизионную и счетную комиссию (п.1 ст. 53 Закона об АО), а так же кандидата на должность единоличного исполнительного органа. Государством могут выдвигаться свои представители в вышеуказанные органы управления и контроля, которые осуществляют голосование на основании выданных компетентным органом директив.

С учетом общих для всех акционеров прав, законодательство предусматривает комплекс следующих специальных правомочий государства, к которым относятся:

- право сохранить долю в уставном капитале открытых акционерных обществ, в случае увеличения уставного капитала стратегических акционерных обществ и акционерных обществ, которые созданы в результате приватизации;

- право участвовать в определении цены в процессе совершения сделок акционерным обществом, если сделки связаны с отчуждением федерального имущества. Указанное право включает ряд правомочий уполномоченного органа исполнительной власти;

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

141

- специальное право государства участвовать в управлении акционерным обществом («золотая акция»). Указанное право предоставляет Российской федерации, субъектам Российской Федерации комплекс правомочий, пересекаюшцхся с правомочиями названными выше [6].

Специальное право государства на управление акционерным обществом реализует следующий объем прав государства, выступающего в качестве акционера:

- требовать созыв внеочередного общего собрания акционеров;

- уведомлять о сроках проведения годового общего собрания акционеров;

- вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров;

- накладывать вето относительно ряда принимаемых общим собранием акционеров решений, касающихся внесения изменений и дополнений в устав ОАО или утверждения устава ОАО в новой редакции, реорганизации ОАО, ликвидации ОАО и назначении ликвидационной комиссии, изменения уставного капитала ОАО, совершения открытым акционерным обществом крупных сделок и сделок, в совершении которых присутствует заинтересованность [5].

В работах А.С. Яцук справедливо отмечено, что при наличии «золотой акции» дается право вето при принятии решений по отдельным вопросам общим собранием акционеров, но не советом директоров. В процессе голосования в совете директоров представитель публично-правового образования - равнозначная фигура в сравнении с другими членами совета» [12]. Представляется, что правом вето обеспечивается защита интересов государства в случае принятия общим собранием акционеров важных для акционерного общества организационных решений.

Кэмплекс организационно-управленческих прав государства как акционера, вместе с рассмотренными правами на управление акционерным обществом, относят также права, которые связаны с возможностью осуществлять контроль за деятельностью органов управления и организацией финансовохозяйственной деятельности общества. Указанные права заключаются в том, что совет директоров обязан отчитываться перед государством-акционером о результатах работы за год (предоставление годового отчета). Также и наблюдательный совет обязан отчитываться перед государством о проделанной работе. Также в права государства-акционера, связанные с контролем, включается право проводить аудит финансово-хозяйственной деятельности общества.

Государство-акционер непосредственно не управляет производством, оно лишь ориентирует и контролирует деятельность своих представителей в акционерном обществе. Все это является предпосылкой для коммерциализации деятельности рассматриваемых обществ и, как результат, повышения эффективности производства. Тем не менее, эффективность деятельности

142 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

акционерного общества со стопроцентным государственным капиталом в значительной степени зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие органы общества. Государственный орган в зависимости от конкретных обстоятельств может, например, настоять на инвестировании средств в проекты, не обеспечивающие долговременного эффекта, или на выпуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспособность таких предприятий падает, хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея создания подобного акционерного общества извращается.

Принципиальное значение для функционирования предприятий со стопроцентным государственным капиталом имеет правовой механизм взаимоотношений между государственными органами и органами управления акционерным обществом [6]. Структура управления таким обществом существенно отличается от трехзвенной структуры, закрепленной в Федеральном законе «Об акционерных обществах». В акционерном обществе со стопроцентным государственным капиталом, где государство выступает в качестве единственного акционера, нет собрания акционеров. Его функции может осуществлять совет директоров, полностью сформированный государственным органом. Такой совет контролирует деятельность исполнительного органа общества, также назначаемого (или утверждаемого) государством. Принцип, который должен быть реализован во взаимоотношениях акционерного общества с государственными органами, сводится к разумному сочетанию «свободы рук» государственных представителей в компании с достаточным контролем за их деятельностью со стороны государства [6].

В неимущественные правам государства-акционера включаются право участвовать в распределении прибыли (право на получение дивидендов), которая выступает в качестве одного из источников дохода федерального бюджета. Дивиденд является частью чистой прибыли акционерного общества, подлежащей распределению между акционерами, приходящейся на одну обыкновенную или привилегированную акцию. Решение выплачивать дивиденды, как регламентирует Закон об акционерных обществах, принимается общим собранием акционеров (п. 3 ст. 42). Советом директоров предлагается размер выплаты дивидендов.

Вопрос формирования дивидендной политики акционерного общества достаточно своеобразен. Дивидендная политика может быть определена в качестве регламентированной уставом и внутренними документами АО формализованной процедуры формирования источников дивидендных выплат, расчета дивидендов и порядок осуществления их выплаты в АО.

Дивидендную политику формирует совет директоров, учитывая цели акционерного общества, он же определяет доли прибыли. Указанные доли:

- подлежат выплате акционерам в форме дивидендов;

- остаются в распоряжении АО в виде нераспределенной прибыли;

- подлежат реинвестированию [8].

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

143

Уникальным является тот факт, что одной из основных функций акционерного общества со стопроцентным государственным участием является устойчивое получение доходов государством в виде дивидендов. Согласно анализу поступлений в бюджет государства доходов в форме дивидендов, большая их часть (86 %) обеспечивается крупнейшими акционерного общества со стопроцентным государственным участием, как «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром», «Транснефть» и др.

Концепция управления государственным имуществом и приватизации, которая была принятая Правительством РФ в качестве перспективного документа, регулирующего реформирование отношений собственности, в рамках совершенствования управления акционерного общества со стопроцентным государственным участием, регламентирует необходимость заключения с топ-менеджерами и руководителями акционерного общества со стопроцентным государственным участием четко регламентированных контрактов, где прописана ответственность за результаты деятельности, выступает за введение постоянного экономического мониторинга, ведение реестра экономической эффективности, где будут указаны будущие результаты деятельности предприятия. Итак, государство, даже если не является собственником компании, способно оказывать значительное влияние на институт собственности и, как следствие, на каждого субъекта экономики путем принятия и исполнения законодательных, правовых и нормативных актов, косвенно либо напрямую действующих на отношения собственности в целом.

Таким образом, на наш взгляд, налицо тесная связь вопросов совершенствования управления государственными пакетами акций в акционерных обществах со стопроцентным государственным участием с достаточно актуальными для дальнейшего социально -экономического развития РФ проблемами: с формированием эффективного собственника, взаимодействием приватизированных предприятий с органами государственного управления и привлечением инвестиций в реальный сектор экономики.

Исследователь С.А. Седых считает, что проблема низкой эффективности контроля за своевременностью и полнотой дивидендных поступлений, за работой государственных наблюдателей в органах управления открытого акционерного общества, пакеты акций которых находятся в федеральной собственности, а также отсутствие применения практики учета дивидендной задолженности и контроля ее погашения ведут к тому, что дивиденды недопоступают в казну государства [9].

Несомненно, важность грамотной дивидендной политики акционерного общества заключается в обеспечении долгосрочной перспективы поступления денежных средств в федеральный бюджет, также она влияет на эффективность управления имуществом государства.

144 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Так как государство - акционер особого рода, и его заинтересованность заключается не только в том, чтобы наращивать неналоговые поступления, но и решать социально-экономические и иные проблемы, то интересы государства, выступающего в качестве акционера, не всегда совпадают с интересами акционеров-юридических лиц. Так, если в компании со стопроцентным государственным участием интересы государства реализуются единолично, то в ОАО с участием государства наряду с другими юридическими лицами часто интересы государства вступают в конфликт с интересами других акционеров относительно вопросов определения следующих позиций: цели компании; доступ к информации; распоряжение финансовыми активами; распределение прав принятия решений.

Государство имеет в своей собственности пакеты акций компаний, отличающихся друг от друга своими социально-экономическим параметрам. Это акции следующих групп предприятий:

1. социально-значимых;

2. градообразующих;

3. бюджетообразующих;

4. проблемных.

Экономические интересы государства в этих компаниях различны.

Первая группа предприятий обеспечивает население теплом, водой, связью, транспортными коммуникациями. Ключевой интерес государства как акционера в таких предприятиях заключается в бесперебойном предоставлении населению необходимых благ. С учетом роли указанной группы компаний в жизни общества, государство обязано сохранять на своем балансе ценные бумаги таких предприятий независимо от того, высока их экономическая эффективность или нет.

Градообразующее предприятие - это крупное предприятие, которое обеспечивает население некоторого города рабочими местами, и государство здесь преследует цель обеспечить рабочими местами большую часть людей и предоставить им социальное обеспечение.

Бюджетообразующие предприятия - это высокодоходные предприятия, которые занимают перспективные рыночные ниши, и заинтересованность государства как акционера таких компаний заключается в том, чтобы максимизировать неналоговые доходы.

К проблемным компаниям относятся нерентабельные и убыточные предприятия, качество менеджмента в которых достаточно низкое Государство как акционер таких компаний заинтересовано в том, чтобы реструктуризировать указанные предприятия, повысить качество управления, стимулировать развитие производства и вывести такие предприятия в число рентабельных [8].

С учетом предложенных оснований для группировки классификация интересов государства как акционера представлена на рис. 1.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

145

Рис. 1. Классификация экономических интересов государства как акционера

Таким образом, реализация государством своих прав акционера в ОАО стопроцентным государственным участием заключается не только в том, чтобы получить объем необходимых дивидендом для пополнения государственного бюджета, но и реализовать экономические интересы, среди которых поддержание на должном уровне экономики предприятий социальнозначимых отраслей экономики, градообразующих предприятий, а также проблемных предприятий, деятельность которых достаточно важна для нашей страны и которые без должного государственного участия могут оказаться в кризисной ситуации.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014).

2. Волчанский А.А. Специальное право («золотая акция») в российском гражданском законодательстве и порядок его осуществления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2011.

3. Гаврилин Е.В. Управление государственными активами (акциями, долями) в хозяйственных обществах. Теория, методология, практика. - М.: ЮНИТИ, 2011.

4. Круглый стол «Участие государства в акционерных обществах: правовые проблемы» // Предпринимательское право. - 2009. - № 3.

5. Макарова О.А. Правовое положение акционерных обществ с государственным участием. - СПб., 2011.

146 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

6. Мальченков Д.М. Повышение эффективности функционирования акционерных обществ с участием государства в капитале: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2010.

7. Молотников А.Е. Особенности участия государства в управлении акционерными обществами // Слияния и поглощения. - 2009. - № 4. - С. 15.

8. Попова Е.А. Механизмы повышения эффективности управления государственной собственностью в корпоративных структурах: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2009.

9. Седых С.А. Стратегическое управление государственными пакетами акций (теоретико-методический аспект): дис. канд. экон. наук. - М.: 2007.

10. Слыщенков В.А. Участие государства в отношениях, регулируемых гражданским правом: к вопросу о правовом положении государственных органов // Вестник гражданского права. - 2010. - № 6.

11. Ярыгин А.В. Современные тенденции совершенствования корпоративного управления в компаниях с государственным участием // Вопросы экономики и права. - 2011. - №1. - С. 17.

12. Яцук А.С. Особенности корпоративных отношений с участием пуб-

лично-правовых образований [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jurvestnik.psu.ru/ru/ component/content/article/244-osobennosti-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

korporativnyx-otnoshenij-s-uc hastiem-publichno-pravovyx-obrazovanij.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.