Научная статья на тему 'Пути повышения мотивации при обучении английскому языку в медицинском вузе'

Пути повышения мотивации при обучении английскому языку в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / ЦЕЛЬ / ПОТРЕБНОСТЬ / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ. / EDUCATIONAL MOTIVATION / MOTIVE / GOAL / NEED / INTERNAL MOTIVATION / EXTERNAL MOTIVATION.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василькова Алла Панфиловна, Рудакова Людмила Евгеньевна

В статье приводится анализ как механизма формирования учебной мотивации, так и особой роли её отдельных компонентов. Учебная мотивация является составной частью взаимодействия обучаемого с процессом обучения и обусловлена его / её «потребностями», «мотивами» и «целями». Учебная мотивация включает в себя внутреннюю и внешнюю мотивации. Для повышения уровня мотивации студентов во всех видах их учебной деятельности необходимо учитывать особенности их восприятия информации, ожидаемый результат деятельности и способы его оценки. В данной статье мы обсудили ряд научно обоснованных технологий обучения, направленных на повышение мотивации к изучению английского языка на первом курсе медицинского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to increase motivation in teaching English at a medical university

The article provides an analysis of both the mechanism of formation of educational motivation and the special role of its individual components. Learning motivation is an integral part of the learner's interaction with the learning process and is determined by his/her "needs", "motives" and "goals". Learning motivation includes internal and external motivation. To increase the level of motivation of students in all types of their educational activities, it is necessary to take into account the peculiarities of their perception of information, the expected result of activity and ways to evaluate it. In this article, we discussed a number of scientifically based learning technologies aimed at increasing motivation to learn English in the first year of medical university.

Текст научной работы на тему «Пути повышения мотивации при обучении английскому языку в медицинском вузе»

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ

УДК811+378.147

А. П. Василъкова, Л. Е. Рудакова

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Введение. Английский медицинский дискурс в области профессиональной и научной коммуникации имеет свои особенности. Англоязычная профессиональная коммуникативная компетентность вырабатывается годами, так как подразумевает уверенное владение как общим английским языком с навыками эквивалентного и адекватного видов медицинского перевода, так и обширным массивом информации из самых разнообразных отраслей медицинской науки и практики. Таким образом, содержанию дисциплины «английский язык для медицинских целей» характерно наличие большого количества межпредметных связей. Однако, обязательный курс иностранного языка в медицинских вузах на лечебном, стоматологическом и педиатрическом факультетах приходится на первый год обучения. Соответственно, будучи адаптированным к возможностям студентов первого курса осваивать англоязычный материал медицинской направленности, данный курс является лишь начальной сту-

пенью в профессиональном линг-вообразовании медицинского специалиста. И именно от качества полученного на первом курсе базиса будет зависеть дальнейший успех в формировании у будущего врача необходимой иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности. Следовательно, в ходе реализации содержания, целей и задач обучения иностранному языку в медицинском вузе (особенно на первом этапе) чрезвычайно важная роль отводится учебной мотивации.

Основная часть. Целью данной работы является анализ особенностей и составных компонентов учебной мотивации первокурсников при изучении английского языка в медицинском вузе, а также поиск педагогических приёмов, помогающих использовать полученные выводы в качестве инструментов повышения учебной мотивации и, соответственно, эффективности учебного процесса в целом.

Составными частями любой мотивации являются потребности, мотивы и цели [1]. Есть ли у перво-

курсника потребность в изучении английского языка? — Ответ: скорее нет, чем да. Причина заключается в том, что отношение к изучаемому предмету у студента формируется в зависимости от его собственной ценностной иерархии, то есть от того, какое место данный учебный курс занимает в его системе личностно, социально или профессионально значимых видов деятельности. Нередко первокурсники не до конца понимают причины, по которым такой, на их взгляд, далекий от медицины предмет, как иностранный язык, введен в обязательный учебный план. Поэтому уже на первом занятии преподаватель обязан рассказать студентам о роли английского языка в медицинской профессии [2]. Студенты должны осознать, что при равном исходном таланте к профессии преимущество будет иметь тот, кто кроме профессиональных знаний, умений и навыков владеет ещё и английским языком. Такой специалист имеет больше возможностей для реализации своего профессионального и научного потенциала, поскольку расширяются его личные горизонты познания, увеличивается его профессиональная и научная мобильность.

Однако при всей важности вышеуказанных факторов, они способны обеспечить лишь мотив и цели, но не потребность в изучении данного предмета. Действительно, трудно ожидать от первокурсника зрелой карьерной ориентированной мотивации в их дея-

тельности, имеющей столь отсроченные результаты (6 лет обучения в университете, ординатура и / или аспирантура). Для первокурсника отложенные цели субъективно не являются в сознании доминантами. Причины очевидны: на первом курсе у студента происходит драматическая трансформация осознания своей собственной роли в образовательном процессе — и эта роль совершенно не похожа на привычную ему школьную модель. Большие объемы новой информации, новые сложные предметы, новые требования и новые критерии в оценке знаний, повышение ответственности и роли самостоятельной работы в учебном процессе — всё это требует перестройки сознания первокурсника и его адаптации к новым учебным условиям. Поэтому при изучении иностранного языка на первом году обучения в медицинском вузе отношение первокурсника к предмету скорее похоже на «информированное согласие», чем на потребность.

Высокая степень мотивации и потребность в изучении английского языка для специальных целей приходит к студентам позже, на старших курсах, когда они задумываются о своих профессиональных преференциях. Тем не менее, обеспечить устойчивую учебную мотивацию первокурсников к изучению данного предмета не только возможно, но и крайне необходимо. Преподаватель должен помнить, что мотивация делится на два типа: внутреннюю мотивацию и внешнюю мотивацию. Внутрен-

няя мотивация (интринсивная) связана с получением удовлетворения от выполняемой деятельности. Внутренняя мотивация проявляется в виде интереса. Будучи заинтересованным в чем-либо, человек легко мотивируется, не испытывает сложностей при работе с объектом интереса.

Чтобы поднять интерес первокурсников к занятиям, необходимо учитывать особенности их мышления. Необходимо помнить, что нынешние первокурсники относятся к тому поколению, которое родилось и выросло в период бурного развития цифровых технологий, интернета, мобильных телефонов и т. д. Их школьные программы по основным предметам были нацелены на выполнение единственной задачи — подготовку к сдаче ЕГЭ. В итоге сформировалось поколение молодых людей с так называемым «клиповым мышлением».

«Клиповое мышление» является результатом дискретных, разрозненных, фрагментарных знаний, не складывающихся в целостную модель; ему характерно отсутствие способности к анализу и синтезу получаемой информации и т. д. Соответственно, при выборе форм работы как на аудиторных, так и на внеаудиторных занятиях данные особенности мышления первокурсников необходимо принимать во внимание [3].

Поскольку первокурсникам сложно сохранять высокую концентрацию внимания на протяжении всего занятия, необходимо де-

лить занятие на несколько блоков / «клипов», режиссируя переключение внимания студентов с одного вида деятельности на другой в рамках темы урока. Причём, целесообразно придавать некую завершённость данным фрагментам урока, подводя краткие итоги, делая обобщения или выводы в конце каждого блока / «клипа». Описанный подход в значительной мере способствует повышению внутренней мотивации студентов за счёт придания учебному процессу форм, привычных для их восприятия.

Кроме того, рекомендуется (там, где это возможно) конвертировать информацию с бумажных носителей в её цифровую версию {word, pdf, jpg) — другими словами, в привычный нынешнему поколению студентов «экранный» вариант. При этом следует дать студентам выбор, предложив им самостоятельно определить способ работы с текстовыми материалами.

Из опыта работы: тот материал, который требует глубокой проработки и запоминания, например, устные темы (топики), целесообразно вводить, применяя мульти-модальный подход к подаче материала: текстовый, аудиальный, лингвистический, визуальный. Это могут быть тексты на бумажных носителях, экранные версии в формате документов word или pdf, а также в виде иллюстрированных презентаций в Power Point. Презентации в Power Point обеспечивают деление материала на блоки / слайды / «клипы», а также могут пред-

ложить интерактивный режим работы с материалом.

Онлайн синтезаторы речи в любом онлайн переводчике (микрофоны) помогут озвучить изучаемый материал, вовлекая в работу слуховой канал восприятия информации, одновременно реализуя аудиолингвальный метод обучения устной речи, основанный на многократном прослушивании коротких текстов / фрагментов текстов / фраз-паттернов / словосочетаний и т. д.

Погружение первокурсников в хорошо знакомую им «цифровую среду» с использованием на аудиторных и внеаудиторных занятиях мультимедийных ресурсов: различных гаджетов, возможностей интернета, обучающих интерактивных программ и т. д. — в значительной мере стимулирует их внутреннюю мотивацию и, следовательно, облегчает выполнение задачи формирования у будущих врачей англоязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции.

Кроме того, профессиональная направленность и актуальность материалов, используемых в качестве дидактических на уроках английского языка в медицинском вузе, равным образом усиливают интерес студентов к занятиям.

Чувство сопричастности, вовлечённость в формирование своего учебного модуля также являются мощными стимулами для повышения внутренней мотивации студента. Проектирование учебной деятельности, безусловно, должно

проходить под контролем преподавателя, который очерчивает границы выбора и предлагает варианты действий студента в рамках заданных критериев. К примеру, для зачёта по внеаудиторному чтению готовые тексты, предложенные преподавателем, вызовут гораздо меньший интерес у студента по сравнению с теми статьями, которые он подберёт самостоятельно на сайтах, рекомендованных преподавателем. При этом преподаватель должен проконтролировать выбор студента на предмет соответствия его потенциальных возможностей трудности выбранного материала.

Кроме того, преподаватель может предложить несколько вариантов работы с электронным словарём, проанализировав целесообразность применения того или иного способа в зависимости от уровня языковой подготовки студента и указана на различия в эффективности предложенных способов с точки зрения развития иноязычных коммуникативных навыков. Таким образом, и выбор текста по внеаудиторному чтению, и определение формы работы с ним становятся зоной ответственности самого студента. В предлагаемых обстоятельствах вовлечённость студента в формирование своего собственного сценария работы значительно улучшает его внутреннюю мотивацию за счёт повышения интереса к выполняемому заданию и стремления к получению более достойного результата.

Интерес и, соответственно, внутренняя мотивация к изучению иностранного языка многократно возрастает, когда студенты имеют возможность применять приобретенные ими знания и умения на практике. Общеуниверситетские научно-теоретические конференции на иностранных языках знакомят студентов со спецификой англоязычного научно-медицинского дискурса и являются эффективным инструментом реализации их творческого потенциала. Данные конференции являются по своей сути «мастер-классами», поскольку моделируют условия, близкие к реальным. Соответственно, уже с первого курса целесообразно привлекать студентов к участию в подобного рода мероприятиях.

Внешняя мотивация (экстрин-сивная) обусловлена различными внешними обстоятельствами. Внешняя мотивация может быть положительной (стремление к успеху) и отрицательной (избегание неудачи).

Очень важно определить и показать студентам их индивидуальный исходный уровень, на который в процессе освоения дисциплины будут надстраиваться вновь приобретаемые ими знания, умения и навыки. Одновременно преподаватель должен чётко обозначить границы ожидаемого к концу периода обучения уровня знаний по предмету. Ключевым моментом в формировании устойчивой внешней мотивации является постоянная демонстрация студентам их личных достижений и успехов,

поощрение их активности и инициативности как в аудиторной, так и в самостоятельной работе.

В медицинских вузах используется унифицированная балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов. При всём том, применяемый формат поощрений на уроках иностранного языка должен быть тщательно продуман, ведь при отсутствии вступительных испытаний по иностранным языкам в медицинском вузе стартовая точка у всех студентов разная, поэтому они заведомо поставлены в неравные условия. Следовательно, поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не только способности студента к освоению иностранного языка, но и прилагаемые им усилия. Очень важно, чтобы преподаватель отмечал и подкреплял достижения студента, сравнивая их не с результатами других, а с его же собственными предыдущими результатами — то есть динамика прогрессирования знаний студента должна оцениваться по индивидуальным стандартам, построенным на его же собственных прошлых успехах и неудачах. При таком подходе даже слабые студенты обретают уверенность в собственных силах, у них формируется интерес к учебной деятельности, и как результат — успешное освоение ими учебной дисциплины.

Однако, всячески поощряя студента за его успехи и ставя перед ним новые задачи, преподаватель должен помнить, что очень высокая внешняя мотивация может

привести и к негативным последствиям. Слишком высокая мотивация может породить у студента нежелательные эмоциональные реакции в форме внутреннего напряжения, волнения, стресса, панических атак и т. п., что неизбежно отрицательно скажется на эффективности его работы. Чтобы избежать подобные негативные результаты, преподаватель должен ставить перед студентом реалистичные, соразмерные с его возможностями задачи.

И, пожалуй, самое главное обстоятельство, которое преподаватель должен принимать во внимание при выстраивании конструктивного и максимально эффективного взаимодействия в группе — это возрастной фактор. Средний возраст первокурсников — 17—18 лет, что соответствует позднему подростковому периоду, которому характерна эмоциональная лабильность. Следовательно, для по-

вышения учебной мотивации очень важно создавать на уроках атмосферу психологического комфорта, чтобы занятия проходили в спокойной и дружелюбной обстановке [4].

Выводы. Исходя из нашей практики, мы приходим к заключению, что при изучении иностранного языка для специальных целей учебная мотивация первокурсников в большей степени выстраивается не на основании их потребности к изучению данного предмета, а обеспечивается посредством правильного целеполагания (мотив, цель).

Повысить учебную мотивацию первокурсников к изучению иностранного языка можно за счёт стимулирования их внутренней мотивации (интерес, вовлечённость в процесс и т. д.), а также с помощью педагогически грамотных приёмов внешней мотивации (система поощрений).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шишкоедов П. Н. Общая психология [электронный ресурс] // URL: https://psy.wikireading.ru/13012 (дата обращения: 12.01.2024).

2. Мотивация. 10 стратегий, которые повышают мотивацию [электронный ресурс] // URL: https:// theeducationhub.org.nz/10-strategies-that-promote-motivation/ (дата обращения: 24.02.2024).

3. Клиповое мышление [электронный ресурс] // URL: https://www.

skolkovo.ru/expert-opinions/klipovoe-myshlenie-kak-osnova-dlya-bystrogo-prinyatiya-vernyh-reshenij/ (дата обращения: 08.01.2024).

4. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Веретина О. Р., Орлова А. В., Пе-жемская Ю. С. Психологические проблемы подростков России периода цифровизации (2010—2020 гг.) [электронный ресурс] // URL: https:// psy.su/feed/10814/ (дата обращения: 24.02.2024).

REFERENCES

1. Shishkoedov P. N. General psychology [electronic resource] // URL: https://psy.wikireading.ru/13012 (date of application: 12.01.2024).

2. Motivation. 10 strategies that increase motivation [electronic resource] // URL: https://theeducationhub. org.nz/10-strategies-that-promote-motivation / (date of application: 24.02.2024).

3. Clip thinking [electronic resource] // URL: https://www.skolkovo.ru/ expert-opinions/klipovoe-myshlenie-

kak-osnova-dlya-bystrogo-prinyatiya-vernyh-reshenij / (date of application: 08.01.2024).

4. Regush L. A., Alekseeva E. Y, Yeretina O. R, Orlova A. V., Pezhem-skaya Yu. S. Psychological problems of adolescents in Russia during the period of digitalization (2010-2020) [electronic resource] // URL: https:// psy.su/feed/10814 / (date of application: 02/24/2024).

Поступила вредакцию: 17.03.2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.