Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / МЕТОДЫ И СПОСОБЫ МОТИВИРОВАНИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА / HIGHER MILITARY EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / MOTIVATION / METHODS AND WAYS OF MOTIVATION / TEACHING PRACTICE / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / SYNERGY / CURRICULUM / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / SUBJECT OLYMPIAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темяникова Элеонора Борисовна

Мотивация является отправной точкой любого образовательного процесса. Повышая мотивацию студентов к изучению предмета, педагоги влияют на успех обучения. Поэтому вопросы мотивирования обучаемых всегда актуальны, горячо обсуждаются и находятся в фокусе педагогического внимания. В данной статье рассматриваются практические приемы мотивирования курсантов военного училища к изучению английского языка, непрофильного предмета в неязыковом вузе. Все используемые методы поделены на две основные группы: методы, применяемые во время практических занятий в рамках аудиторных часов учебного плана, и методы, применяемые во внеучебное время. Выбирая наиболее эффективный способ привить интерес к предмету, в каждой конкретной ситуации преподаватель ориентируется на совокупность факторов, таких как характер изучаемого материала, технические возможности организации процесса обучения, психологические аспекты учебной деятельности, наличие или отсутствие у курсантов свободного времени, специфика образовательной среды и, наконец, политика руководства высшего военного учебного заведения. Проведенный анализ и практика учебной работы показали, что несмотря на объективные трудности, системное планомерное осуществление разных видов деятельности, направленных на создание, поддержание и развитие интереса к изучению иностранного языка, дает хороший синергетический эффект и позволяет курсантам не только повышать показатели успеваемости, но и выигрывать в межвузовских конкурсных состязаниях по английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Темяникова Элеонора Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS TO INCREASE MOTIVATION FOR LEARNING A FOREIGN LANGUAGE IN A HIGHER MILITARY SCHOOL

Motivation is a starting point for any educational process. Increasing students’ motivation for studying a subject, teachers ensure educational success. That is why the ways to motivate students are always of utmost importance, are extensively discussed and come into pedagogical focus. The author of this article examines effective methods used in teaching practice that enable to motivate military students to study the English language, which is a non-core subject in the higher military school. All practical methods are classified into two main types: methods used in class within the curriculum design and methods employed in extra-curricular activities. Choosing the most effective method to spark and stimulate interest in the subject, in every particular situation a teacher is guided by a combination of factors such as the character of teaching material, technologies available to teachers and cadets, psychological aspects of studying, the amount of free time at the cadets’ disposal, specific nature of educational environment in the military school and the attitude of the military school command. The analysis of teaching practice showed that despite the obvious difficulties systematic activities channeled to awaken, maintain and develop interest in studying a foreign language work synergistically and produce positive effect. They encourage cadets to achieve higher grades and to win in the English language competitions among higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Temyanikova Eleonora Borisovna METHODS TO INCREASE MOTIVATION .

УДК 372.881.1

DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0049

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

© 2019

SPIN: 2134-9781

Researcher ID: K-6987-2015

ORCID: 0000-0002-9768-2137

Темяникова Элеонора Борисовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Московское высшее общевойсковое командное училище (109380, Россия, Москва, улица Головачева, 2, e-mail: temyanikova_eleo@mail.ru)

Аннотация. Мотивация является отправной точкой любого образовательного процесса. Повышая мотивацию студентов к изучению предмета, педагоги влияют на успех обучения. Поэтому вопросы мотивирования обучаемых всегда актуальны, горячо обсуждаются и находятся в фокусе педагогического внимания. В данной статье рассматриваются практические приемы мотивирования курсантов военного училища к изучению английского языка, непрофильного предмета в неязыковом вузе. Все используемые методы поделены на две основные группы: методы, применяемые во время практических занятий в рамках аудиторных часов учебного плана, и методы, применяемые во внеучебное время. Выбирая наиболее эффективный способ привить интерес к предмету, в каждой конкретной ситуации преподаватель ориентируется на совокупность факторов, таких как характер изучаемого материала, технические возможности организации процесса обучения, психологические аспекты учебной деятельности, наличие или отсутствие у курсантов свободного времени, специфика образовательной среды и, наконец, политика руководства высшего военного учебного заведения. Проведенный анализ и практика учебной работы показали, что несмотря на объективные трудности, системное планомерное осуществление разных видов деятельности, направленных на создание, поддержание и развитие интереса к изучению иностранного языка, дает хороший синергетический эффект и позволяет курсантам не только повышать показатели успеваемости, но и выигрывать в межвузовских конкурсных состязаниях по английскому языку.

Ключевые слова: высшее военное образование, профессиональная компетенция, мотивация, методы и способы мотивирования, преподавательская практика, технологии обучения, синергетический эффект, учебный план, внеаудиторная работа, предметная олимпиада.

METHODS TO INCREASE MOTIVATION FOR LEARNING A FOREIGN LANGUAGE IN A HIGHER MILITARY SCHOOL

© 2019

Temyanikova Eleonora Borisovna, candidate of philological sciences, associate professor of the Department of Foreign Languages Moscow Higher All-arms Command Military School (109380, Russia, Moscow, street Golovacheva, 2, e-mail: temyanikova_eleo@mail.ru)

Abstract. Motivation is a starting point for any educational process. Increasing students' motivation for studying a subject, teachers ensure educational success. That is why the ways to motivate students are always of utmost importance, are extensively discussed and come into pedagogical focus. The author of this article examines effective methods used in teaching practice that enable to motivate military students to study the English language, which is a non-core subject in the higher military school. All practical methods are classified into two main types: methods used in class within the curriculum design and methods employed in extra-curricular activities. Choosing the most effective method to spark and stimulate interest in the subject, in every particular situation a teacher is guided by a combination of factors such as the character of teaching material, technologies available to teachers and cadets, psychological aspects of studying, the amount of free time at the cadets' disposal, specific nature of educational environment in the military school and the attitude of the military school command. The analysis of teaching practice showed that despite the obvious difficulties systematic activities channeled to awaken, maintain and develop interest in studying a foreign language work synergistically and produce positive effect. They encourage cadets to achieve higher grades and to win in the English language competitions among higher educational institutions.

Keywords: higher military education, professional competence, motivation, methods and ways of motivation, teaching practice, educational technologies, synergy, curriculum, extra-curricular activities, subject Olympiad.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Вопросы повышения учебной мотивации студентов и школьников всегда находятся в центре внимания педагогов [1, 2, 3, 4], так как создание положительной мотивации является залогом успеха педагогической деятельности на любом этапе обучения. Трудностью мотивации к изучению иностранного языка, в нашем случае английского языка, в высшем военном учебном заведении является, прежде всего, довольно низкий исходный уровень знаний курсантов-первокурсников, а также характер повседневной военной службы в ограниченном пространстве образовательной среды военного вуза, который не предполагает необходимости иноязычного общения несмотря на быстро развивающееся информационное пространство. В такой ситуации пробудить интерес курсантов к данной учебной дисциплине по-настоящему непросто. Однако в последнее время в следствие развития военного сотрудничества, проведения совместных мероприятий по борьбе с международным терроризмом, проведения миротворческих операций, международных

военно-технических форумов, профессиональных военных соревнований, например, Армейских международных игр «Армия - 2019» в которых приняли участие 39 стран (http://armygames2019.mil.ru/), возрастает возможность и вероятность использования иноязычных коммуникативных навыков в ситуациях реального общения на иностранном языке. Следовательно, меняется структура мотивации курсантов. Если раньше основным мотивом было получить положительную оценку, то теперь ведущим фактором является желание сделать успешную военную карьеру [5]. Все больше курсантов осознают, что иностранный язык становится необходимой частью профессиональной подготовки будущего офицера, что делает задачу повышения мотивации ещё более актуальной.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросам мотивации посвящено много фундаментальных работ и научных статей, но проблемы мотивации в обучении иностранному языку в военном вузе освещались не так

педагогические науки

Темяникова Элеонора Борисовна МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ...

широко. С целью развить интерес курсантов к дисциплине одни исследователи говорят о необходимости построения маршрута профессионально-ориентированного обучения как базового стимула непрерывного профессионального образования [6, 7]. «Сущность профессионально-ориентированного обучения иностранному языку заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности» [7, с.146]. Другие предлагают направить педагогические усилия на формирование социокультурной компетенции [8], включающей использование национально-культурного компонента [9]. «Формирование социокультурной компетенции основывается на универсальном педагогическом методе сравнения (компарации). Сравнение реалий армий России (своей страны) и США (страны изучаемого языка) позволяет осуществлять «диалог культур» и знакомиться с межкультурными военными реалиями, имеющими большое значение для курсантов» [8, с.4]. Третьи исследователи делают акцент на организации самостоятельной учебной деятельности курсантов, предполагающей некую автономность обучающегося [10, 11, 12]. «Профессиональная квалификация специалиста напрямую зависит от умения самостоятельно пополнять свои знания» [11, с.528]. И, наконец, многие авторы предлагают призвать на помощь современные технологии [13, 14]. «Применение мобильных устройств в обучении гарантирует повышение мотивации обучающихся и эффективности занятий, так как 97% опрошенных (студентов) считают уместным внедрение мобильных устройств в учебный процесс, из них 16% - для самостоятельной работы, 7% - для работы в классе, 74% - и там, и там» [13, с.18]. Все предлагаемые подходы хорошо работают сами по себе, но синергетический эффект, который может быть достигнут их умелым сочетанием при решении конкретных учебных задач, требует отдельного рассмотрения.

Целью данной статьи является анализ способов, методов, факторов повышения интереса к иностранному языку, оценка совокупности практических приемов, применяемых в Московском высшем общевойсковом командном училище (МВОКУ) и позволивших курсантам нашего вуза выиграть национальный этап Международной олимпиады по иностранному языку среди военных вузов в 2019 году.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Иностранный язык в военном вузе является непрофильным предметом и долгое время ему не уделялось должного внимания. Однако в связи с вышеупомянутыми изменениями в военно-политической обстановке ситуация изменилась в лучшую сторону и создается атмосфера, способствующая проявлению интереса к иностранному языку со стороны курсантов. Девиз училища «Мы учим побеждать» распространяется на все виды учебной и профессиональной деятельности. Общая атмосфера престижности знаний, понимание того, что без иностранного языка невозможно претендовать на высокий учебный рейтинг и, следовательно, на высокий служебный статус являются очень важными компонентами стимулирования курсантов.

Методическую работу преподавателя иностранного языка по мотивированию курсантов можно разделить на две основные группы: работа, проводимая во время практических занятий в классе, и внеаудиторная работа во внеучебное время. Выбор способа мотивирования зависит от совокупности факторов, таких как характер изучаемого материала, технические возможности организации процесса обучения, психологические аспекты учебной деятельности, наличие или отсутствие у курсантов свободного времени, специфика образовательной среды военного вуза.

А. Факторы, влияющие на мотивацию курсантов во

время практических занятий в рамках учебных часов в учебных аудиториях.

Мы разделяем точку зрения коллег [8, 9] о том, что на занятии ключевую роль в пробуждении интереса курсантов играет характер учебного материала, его профессиональная ориентированность и познавательная ценность. Поэтому даже в рамках вводно-коррективного курса при повторении базового языкового материала все упражнения строятся на информации, представляющей профессиональный интерес для будущих офицеров. Например, темы учебника для 1 курса «Распорядок дня курсанта», «Учеба в военном училище», «Военно-спортивная подготовка» даются в сравнении с соответствующими реалиями жизни курсантов в Военной академии США в Вест-Пойнте. Лингвострановедческий подход сохраняется и на более поздних этапах обучения, когда сравниваются карьерные траектории офицеров Российской армии и армии США, организация Вооруженных сил двух держав, техническое оснащение и вооружение разных родов войск и служб. Соответствующие разделы учебника дополняются актуальным новостным материалом, который берется из аутентичных источников, из англоязычных газет или с их одноименных сайтов, из материалов российского международного многоязычного информационного канала Russia Today. Например, огромный интерес вызвал у курсантов сравнительно-сопоставительный анализ масштабных общевойсковых учений Вооруженных сил РФ «Восток-18» и широкомасштабных военных учений стран НАТО «Trident Juncture 2018» («Единый трезубец 2018»). Безусловно, данный материал требует от преподавателя дидактической обработки для разного уровня курсантов. Более слабым курсантам предлагается ознакомиться с материалом и, например, заполнить таблицу, более сильным выступить с сообщением на одну из обсуждаемых тем.

Характер отбираемого учебного материала определяется программой дисциплины «Иностранный язык» и тематическим планом, который всегда составляется с учетом профессиональных потребностей обучаемых [15]. Такой принцип организации обучения позволяет поддерживать интерес курсантов к изучению английского языка и межпредметные связи между дисциплинами учебной программы вуза. Например, программа третьего курса нашей дисциплины включает тему «Международное гуманитарное право в условиях вооруженного конфликта», которая поддерживает изучаемую курсантами дисциплину «Право вооруженного конфликта». Более того, эта тема полностью коррелиро-валась с темой Международной олимпиады курсантов по иностранному языку в 2019 году «Законы и обычаи войны». Таким образом, тот факт, что иностранный язык выступает как инструмент овладения специальностью (English for Specific Purposes) и формирует профессиональную компетенцию, является важным стимулом к его изучению.

Технологии и технические средства обучения тоже вносят свой вклад в мотивирование курсантов. Поколение Z, представители которого составляют основную массу сегодняшних студентов и курсантов, не представляет своей жизни без смартфонов, планшетов и компьютеров. Игнорировать этот факт и работать только с бумажными носителями было бы по меньшей мере нерационально. Поэтому практически каждое занятие проходит с использованием электронного учебника, видео или аудио материалов. Электронный учебник позволяет более эффективно использовать разные режимы учебной работы в классе (индивидуальный, парный, групповой). В 2019 году все учебные аудитории училища, где проходят занятия по иностранному языку, оборудовали телевизорами со Smart TV, что требует от преподавателей новых навыков и приемов работы. Новые возможности позволяют более результативно реализовывать коммуникативный подход в обучении, который среди прочего требует формирования навыка восприятия иноязычной

Temyanikova Eleonora Borisovna METHODS TO INCREASE MOTIVATION .

речи на слух. Аудио и видео записи, безусловно, в этом очень помогают. В отдельной статье мы подробно останавливались на методике работы с новостными видеороликами на английском языке для активизации всех видов речевой деятельности [16].

Следующим важным мотивирующим фактором в курсантской среде является элемент соревнования и конкурентной борьбы. Вероятно, он срабатывает в силу психологических причин и стереотипного представления о большой склонности юношей к лидерству [17]. Любые задания, которые включают элемент соревнования с подсчетом очков или баллов, например, викторины, конкурсы, вызывают положительную ответную реакцию курсантов, и они с азартом вовлекаются в учебный процесс. Например, при работе с лексическим материалом для усвоения терминологии по вопросам права вооруженного конфликта мы успешно использовали кроссворды, адаптированные под учебные цели варианты игр «Крокодил», «Амнезия», «Hangman». Использование игровых заданий делает занятие веселее и увлекательнее не только в детской, но и во взрослой аудитории.

Создание комфортной эмоциональной атмосферы на занятии тоже работает на успешное усвоение учебного материала. Данный аспект мотивации во многом зависит от личности преподавателя. Глубокое знание предмета в сочетании с уважительным отношением к личности обучаемого, юмор, готовность к учебному эксперименту, к обсуждению проблемных ситуаций находят отклик у курсантов, и они с большим желанием выполняют задания.

В. Факторы, влияющие на мотивацию курсантов во внеучебное время, в процессе внеаудиторной работы.

Одним из действенных стимулов, мотивирующих курсантов учить иностранный язык, является проектная деятельность, как индивидуальная, так и командная. Примером индивидуальной проектной работы может служить презентация, подготовленная отдельным курсантом по заданной теме. Подготовка выступления требует от обучаемого не только работы над языковым оформлением представляемого материала, но и овладения важными экстралингвистическими умениями невербальной коммуникации [18]. Мы давали курсантам задания подготовить презентации по актуальным темам, например, «История конфликта в Сирии», «Защита гражданского населения и военнопленных в рамках международного гуманитарного права» и выступить перед курсантами своего подразделения, необязательно своей языковой группы, или перед курсантами младших курсов. Роль лектора или преподавателя оказалась очень непростой и вначале, возможно, пугала, но одновременно это был шанс заработать авторитет, показать свои знания и умения. И курсанты с удовольствием выступали с одной и той же презентацией перед разными аудиториями.

Командная проектная деятельность имеет мощный мотивирующий потенциал. Это объясняется общей ответственностью всех членов команды за конечный результат работы. С одной стороны, никто не хочет быть слабым звеном и подвести товарищей. С другой стороны, включается элемент соревнования между членами одной команды. Каждый стремится, чтобы его вклад в общее дело был наиболее весомым и ценным [19, 20]. Эти психологические эффекты особенно четко прослеживались при подготовке к четвертому этапу Международной олимпиады по иностранному языку в 2018 году. Четвертый этап олимпиады представлял собой ролевую игру «За столом переговоров». Команда курсантов в составе 4 человек играла роль делегации, представлявшей некое войсковое соединение, участвующее в крупномасштабной военной операции, а именно в организации гуманитарного коридора в зоне военных действий. Их задачей было обсудить с командой другого войскового соединения, т.е. с командой другого во-

енного вуза, совместный план действий. Каждый член команды отвечал за определенный аспект общего плана (транспортировка, боевое охранение, медицинская помощь, связь с представителями местных властей) и выступил максимально хорошо. Положительным фактором на этом этапе олимпиады явился выбранный организаторами олимпиады формат командного конкурса - ролевая игра. Возможность выступить от лица другого человека в некоторой степени раскрепощает обучаемого, особенно в напряженной ситуации конкурентной борьбы [21, 22]. Таким образом, можно сказать, что проектная деятельность, как индивидуальная, так и командная, успешно моделирует ситуации профессионального применения иностранного языка и является серьезным стимулом для его изучения.

Важную роль в этой группе мотиваторов играет внеаудиторное чтение, контроль которого периодически осуществляется в часы самостоятельной подготовки курсантов. Чтение дополнительной литературы эффективно сочетать с просмотром фильмов на английском языке. На кафедре создана небольшая фильмотека, включающая как фильмы, просмотр которых запланирован на практических занятиях в рамках изучаемых тем, например, «Десятка лучших танков», «Лучшее стрелковое оружие», так и фильмы военно-исторического характера, например, «Операция "Арго"», «Черный ястреб», «Спасти рядового Райана», «Перл-Харбор» и другие. Просмотр фильма сопровождается обязательным выполнением учебного задания и в большинстве случаев возможностью видеть субтитры. Эффективность использования аутентичных фильмов для изучения английского языка довольно внимательно изучалась [23-30] и наша практика работы с фильмами подтверждает, что активное подключение визуального канала получения информации способствует погружению в языковую среду, делает изучение иностранного языка более интересным, эмоциональным и приятным.

Подключение эмоций и чувств возможно и с помощью использования музыки и песен на английском языке [31, 32, 33]. Среди курсантов много ребят, которые увлекаются современной музыкой, поют, играют на музыкальных инструментах. Есть и такие, которые пытаются сочинять песни и делают профессиональные записи. Кроме лексического и грамматического анализа текста песен этот вид учебной деятельности наряду с просмотром фильмов вносит огромный вклад в ознакомление курсантов с искусством и культурой страны изучаемого языка, в развитие социокультурной компетенции.

Обучение в ограниченном образовательном пространстве военного вуза имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, легче поддерживать дисциплину, с другой стороны, недостаток индивидуальной свободы. В силу последнего факта курсанты очень живо отзываются на инициативу организовать экскурсию в городской музей или поход в театр. В настоящее время многие музеи предлагают информацию не только на русском языке, но и на английском. Несколько экскурсий с англоговорящими гидами, во время которых курсанты не только являлись пассивными слушателями, но и задавали вопросы, способствовали расширению их знаний о настоящем и прошлом своей страны, повышению их самооценки, росту уровня мотивации к изучению английского языка. Музей Победы, музей истории ГУЛАГа, Еврейский музей и центр толерантности, музей «Бункер-42» лишь некоторые из тех, которые посетили наши курсанты. Цели патриотического воспитания молодых людей в данном случае достигаются параллельно с изучением английского языка.

Наиболее мощным стимулом к изучению иностранного языка является общение с носителем языка. В стенах военного училища такая возможность - это редчайший случай. Поэтому экскурсия во Всероссийскую государственную библиотеку иностранной литературы

педагогические науки

Темяникова Элеонора Борисовна

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ...

имени М.И. Рудомино была настоящим событием для группы курсантов, которые отстаивали честь училища на олимпиаде по иностранному языку. Экскурсовод на английском языке ознакомила курсантов со всеми возможностями, которые предоставляет библиотека для всех желающих изучать языки. Свои двери для знакомства открыли культурный центр «Франкотека», болгарский культурный институт, лингвистический ресурсный центр Pearson Learning Studio, центр славянских культур. Но самое сильное впечатление осталось от посещения отдела японской культуры «Japan Foundation». Завершилась экскурсия встречей с Лизой Халлидей, американской писательницей, чей роман «Асимметрия» был признан одним из лучших романов 2018 года во всех литературных обзорах США.

Возможность услышать английскую речь из уст носителей языка предоставляют и новые технологии театрального искусства. Та же группа курсантов, завоевавших право участвовать в олимпиаде по иностранному языку, ходила на театральное представление на английском языке в рамках проекта TheatreHD (http:// www.theatrehd.ru/ru/moscow/theatres). Идея проекта - это трансляция на экранах кинотеатров лучших спектаклей из лучших театров мира. Наши курсанты были в восторге от постановки Королевского Национального театра (Лондон) «Франкенштейн» с Бенедиктом Камбербетчем в главной роли. Такие яркие события прививают интерес и любовь к изучению иностранного языка.

Одним из видов внеаудиторной работы по мотивированию курсантов к изучению языка являются дружеские встречи с курсантами других вузов, во время которых устраиваются языковые состязания. В прошлом 2018-2019 учебном году курсанты Военной академии Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) дважды приезжали к нам в гости и приглашали нас к себе для проведения командных состязаний на иностранном языке. О роли соревновательного элемента в поддержании интереса к предмету уже было сказано выше.

Доброй традицией стало и проведение Межвузовских конференций на английском языке. Очередная конференция на тему «Современные технологии в военной сфере» состоится 2 октября 2019 года на базе академии РВСН. Курсанты нашего училища готовят доклады по заявленной теме. Такой вид внеаудиторной работы является способом мотивирования курсантов не только к учебной, но и к научной деятельности.

Выводы и перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Таким образом, проанализировав практический опыт мотивирования курсантов к изучению английского языка, можно утверждать, что, несмотря на невысокий исходный уровень знаний первокурсников в области английского языка, планомерная работа по привлечению курсантов дает хорошие результаты. Умелое сочетание аудиторных и внеаудиторных методов мотивации способно дать нужный синергетический эффект. Важно заинтересовать курсантов в ходе практических занятий, используя весь арсенал доступных приемов и средств. Тем из них, кто проявляет живой интерес к предмету, целесообразно предлагать различные формы внеаудиторной работы. Как показала практика, выявление одаренных курсантов и дополнительная работа с ними позволила команде нашего училища победить в национальном этапе Международной олимпиады по иностранному языку среди военных вузов в 2019 году. Трудно найти более убедительный аргумент. Достигнутый успех подсказывает, что надо двигаться в данном направлении, изучая и перенимая положительный опыт других вузов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ахмедзянова Ф.К. Формирование мотивации учения студентов ВУЗ в условиях концентрированного обучения: Дис. ... канд. пед. наук: Казань, 2006.

2. Лазарева О.П. Проблема мотивации студентов вуза к обучению// Международный научно-исследовательский журнал. 2016. №8(50), часть 5. С.46-48.

3. Марков Д.О. Социально-психологические аспекты мотивации учебно-профессиональной деятельности на разных этапах и уровнях обучения//Психологическая наука и образование. 2016.Т.8 №4. С.50-61.

4. Тукальская Н.И. Структурные компоненты внутренней и внешней мотивации учебной деятельности студентов// Сборник «Психологическое сопровождение образования: теория и практика». Материалы VI международной научно-практической конференции. 2016. С.424-428.

5. Анфалов Е.В. Результаты педагогического эксперимента по формированию рефлексивно-прогностической готовности у курсантов военных вузов // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 189-192.

6. Зимина Е.В. Особенности методики обучения иностранным языкам курсантов военного вуза в процессе непрерывного профессионального образования//Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №32 том 11. С. 284-287.

7. Жукова С.В. Цели и задачи профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в медицинском вузе/Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №4, часть 1. С.146-148.

8. Ванягина М.Р. Формирование социокультурной компетенции у курсантов военных вузов в процессе изучения английского языка: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: Екатеринбург, 2010.

9. Никитина О.А. Использование национально-культурного компонента содержания обучения с целью развития интереса курсантов к изучению иностранного языка: на материале неязыкового военного вуза: Дис. ... канд. пед. наук: Ульяновск, 2006.

10. Дроздовский В.А. Проблемы мотивации студентов к самостоятельной учебной деятельности// Совет ректоров. 2014. №6. С.32-36.

11. Крутских А.В. Факторы, влияющие на развитие автономии изучающего иностранный язык//Сборник «Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе». Материалы межвузовской научно-практической конференции. 2016. С.528-533.

12. Безукладников К.Э., Крузе Б.А., Вахрушева О.В. Обучение иностранному языку курсантов военного вуза в условиях самоорганизации// Язык и культура. 2018. №41. С.217-240

13. Титова С.В., Авраменко А.П. Эволюция средств обучения в преподавании иностранных языков: от компьютера к смартфону// Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. №1. С.4-11.

14. Бакленева С.А., Ларина Т.В. Профессиональное становление будущих военных специалистов на основе иноязычных видеоматериалов// Фундаментальные исследования. 2014. №12-4. С.822-825.

15. E. Stolyarova, E. Temyanikova, M. Fedotova, K. Prigozhina, A. Dmitrieva. Needs Analysis of University Students Specializing in Human Resources Management andLearning English as a Foreign Language// 11th annual International Conference of Education, Research and Innovation. 2018. С.8943-8948.

16. Темяникова Э.Б. Работа с новостными видеороликами на английском языке как способ активизации всех видов речевой деятельности// Сборник «Гуманитарное образование в экономическом вузе». Материалы VII международной научно-практической очно-заочной конференции. 2019. С.141-146.

17. Простотина Ю.В. Гендерные стереотипы: формирование и детерминанты// Социодинамика. 2017. №3. С.1-9.

18. Темяникова Э. Б. Проведение презентации на английском языке как необходимый академический навык// Современные гуманитарные исследования. 2012. № 6 (49). С. 107-108.

19. Звонкина О.П. Формирование навыков сотрудничества в коллективной проектной деятельности учащихся в дополнительном технологическом образовании// Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-9. С.147-153.

20. Семушева А.Ю., Арасланова М.Н. Метод проектов в формировании компетенций во внеучебной деятельности студентов горно-металлургического профиля// Современные проблемы науки и образования. 2018. №6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=28208 (дата обращения: 28.08.2019).

21. Адилова Н. Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения //Молодой ученый. 2011. №12. Т.2. С. 121-124.

22. Даниленко Л.П. Нетрадиционные методы обучения иностранному языку на примере коммуникативной игры// Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2017. №4(36). С.108-117.

23. Николаева Н.А., Волкова С.А. Изучение английского языка с помощью аутентичных фильмов// Образование и воспитание. 2017. №1. С.69-71.

24. Алейникова М.И. Видеофильм как средство обучения иностранному языку// Перспективы науки и образования. 2015. №6(18). С.87-90.

25. Серебренникова О.Л. Основные направления содержания профессионально-личностного развития студентов средствами аутентичной англоязычной песенной музыки //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 64-68.

26. Гриднева Н.А. Использование аутентичных материалов в обучении иностранному языку на уровне А1 // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 210-214.

27. Сидакова Н.В. Аутентичный аудиовизуальный материал как дидактический прием в обучении французскому языку студентов неязыковых специальностей //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 185-188.

28. Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П., Ананьина А.В. Преимущества

METHODS TO INCREASE MOTIVATION ...

Temyanikova Eleonora Borisovna

аутентичного оценивания при обучении иностранному языку студентов-нелингвистов // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 287-293.

29. Блиева Ж.М. Формирование и развитие лингвистической компетенции студентов нелингвистических специальностей через аутентичный песенный материал // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 32-37.

30. Девдариани Н.В., Рубцова Е.В. Проблема формирования ау-дитивных навыков у студентов-иностранцев при обучении русскому языку // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 243-245.

31. Амитрова М.В., Ковалёва С.С. Роль военной песни в военной символике// Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №9. С.18-21.

32. Савельева Н.Н. Работа с песней как один из методов мотивации для изучения английского языка// Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2010. № 2(53). С.124-128.

33. Пашкеева И.Ю. Использование песен в обучении иностранному языку// Вестник Казанского технологического университета. 2014. №5. С.361- 365.

Статья поступила в редакцию 30.08.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.