Научная статья на тему 'Пути повышения конкурентоспособности АПК Казахстана'

Пути повышения конкурентоспособности АПК Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
460
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"KAZAGRO" / АГРАРНЫЙ СЕКТОР КАЗАХСТАНА / АПК КАЗАХСТАНА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО КАЗАХСТАНА / КАЗАГРО / AGRICULTURAL SECTOR OF KAZAKHSTAN / KAZAKH AGRICULTURE / AGRICULTURE KAZAKHSTAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Накипова Гульмира Ермековна

Дан сравнительный анализ конкурентных преимуществ межотраслевых продовольственных комплексов Казахстана по отношению к предприятиям малого и среднего агробизнеса. Сформулирован вывод, что реструктуризация производственно-хозяйственной деятельности АПК республики в сторону создания крупномасштабных структур должна стать одним из приоритетов повышения конкурентоспособности аграрного сектора Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to improve the competitiveness of the agro-industrial complex of Kazakhstan

The article gives a comparative analysis of the competitive advantages of cross-industry food processing complexes of Kazakhstan in relation to small and medium agribusiness. A conclusion is that the restructuring of production and economic activity AIC of the republic towards the creation of large-scale structures should be one of the priorities of improving the competitiveness of the agricultural sector in Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Пути повышения конкурентоспособности АПК Казахстана»

Г.Е. Накипова

Дан сравнительный анализ конкурентных преимуществ межотраслевых продовольственных комплексов Казахстана по отношению к предприятиям малого и среднего агробизнеса. Сформулирован вывод, что реструктуризация производственно-хозяйственной деятельности АПК республики в сторону создания крупномасштабных структур должна стать одним из приоритетов повышения конкурентоспособности аграрного сектора Казахстана.

Ключевые слова: аграрный сектор Казахстана, АПК Казахстана, сельское хозяйство Казахстана, КазАГРО.

В настоящее время отечественная экономика находится на рубеже нового этапа социально-экономической модернизации, который отождествляется с формированием открытой и конкурентоспособной экономикой, обеспечивающей вхождение Казахстана в число наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся государств мира. Однако процесс создания передовой экономики требует решения целого комплекса сложных проблем, связанных с сохранением нерациональной структуры национального производства и усилением сырьевой ориентации в экспорте, с недостаточным финансовым обеспечением предпринимательских структур, с защитой отечественного товаропроизводителя, правовой и институциональной неурегулированностью хозяйственной системы и др.

Развитие сельского хозяйства является важнейшим приоритетом экономической политики республики. В настоящее время наблюдаются небольшие позитивные тенденции в аграрном секторе страны, в частности, создана нормативно-правовая база по поддержке сельхозтоваропроизводителей, функционирует национальный холдинг «КазАГРО», были выделены значительные финансовые средства для поддержания и развития данной отрасли. Вместе с тем результативность указанных мер остается достаточно низкой. Остаются проблемы, связанные с низкими темпами внедрения инновационных технологий в производстве, наличием постоянного риска в получении стабильного дохода, высокой урожайности сельскохозяйственной продукции, мелкотоварным характером аграрного сектора и др. Все это не может не привлекать особого внимания к исследованию вопросов повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса и разработке путей его дальнейшего роста.

Проблема повышения конкурентоспособности АПК является многогранной, охватывающей производственно-коммерческую деятельность различных субъектов продовольственной сферы (малые, средние, крупные и интегрированные предприятия агробизнеса) и разноуровневые рынки сбыта сельхозсырья, полуфабрикатов, продуктов питания, включая сеть общест-

венного питания. Очевидно, что конкурентоспособность варьирует в широких пределах в зависимости от локализации рынка сбыта отдельных видов продукции. Конкретный товаропроизводитель может быть конкурентоспособным на местном рынке продовольствия, но в силу самых разнообразных причин недостаточно конкурентоспособным на рынках более высокого уровня. Следовательно, проблема повышения конкурентоспособности по своей сущности носит комплексный и достаточно противоречивый характер и определяется многими факторами, в первую очередь масштабом производственно-коммерческой деятельности. Различные аспекты достижения конкурентных преимуществ широко отражены в экономической литературе [1, 2, 3]. В формате данной статьи акцент делается на проблематике выявления и усиления конкурентных преимуществ крупных межотраслевых продовольственных комплексов.

По нашему мнению, именно крупные межотраслевые продовольственные комплексы могут кардинально укрепить конкурентные преимущества Казахстана как ведущего производителя продовольствия не только на экономическом пространстве СНГ, но также на глобальном продовольственном рынке.

Известно, что первичным показателем конкурентоспособности товара на рынке является соотношение цены и качества, при низкой цене даже посредственные товары реализуются достаточно быстро, и, наоборот, качественная продукция трудно реализуется, если цена представляется покупателям излишне высокой. Однако на продовольственном рынке прослеживается тенденция неуклонного повышения спроса на качественные, экологически чистые продукты питания, а дешевое, но низкокачественное продовольствие пользуется все меньшим спросом. Поэтому долгосрочная стратегия развития АПК Казахстана должна быть ориентирована на решение задачи повышения конкурентоспособности преимущественно путем существенного повышения качества конечной продукции, даже если это потребует значительных дополнительных вложений капитала на всех стадиях производственно-технологической цепочки.

Кроме того, повышение конкурентоспособности возможно благодаря расширению ассортимента реализуемых продовольственных товаров, а также благодаря реализации в фирменных магазинах разнообразных сопутствующих товаров. Эти возможности повышения конкурентоспособности подробно отражены в исследованиях Д.Н. Стасова, Р.К. Журавлева и О.И. Горина [4, 5, 6].

На наш взгляд, повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса Казахстана за счет формирования современных крупномасштабных агроструктур предполагает максимальное использование объективных конкурентных преимуществ концентрации и комбинирования многочисленных видов производственно-коммерческой деятельности в рамках межот-

раслевых комплексов. Степень комплексирования может варьировать в зависимости от совокупности объективных и субъективных факторов.

Для современного этапа развития продовольственного комплекса Казахстана адекватными формами организации крупного агробизнеса могут быть агрокорпорации с вертикальной интеграцией - от земледелия до розничной торговли продуктами питания. При этом каждая агрокорпорация может иметь от одной до пяти-шести основных технико-технологических цепочек. Например, одна основная цепочка возможна при интеграции зернового, мукомольного и хлебопекарного производства с конечным звеном в розничной торговле хлебобулочными изделиями. Несколько технико-технологических цепочек необходимы для производства различных продовольственных товаров на базе плодоовощного земледелия. Более сложной организационной формой являются агропромышленные холдинги, в рамках которых совмещаются сельхозпроизводство, пищевая промышленность, оптовая и розничная торговля продуктами питания, а также различные виды комплексирующей и инфраструктурной производственно-коммерческой деятельности. Более сложные формы организации крупномасштабного агробизнеса, как правило, являются логическим продолжением развития национальных агрокорпораций и агрохолдингов, которые доказали свою конкурентоспособность не только на внутреннем, но и на внешних рынках.

Фактор крупного масштаба производственно-коммерческой деятельности предопределяет существенное снижение удельных издержек в рамках всех подсистем, начиная с удельных капитальных вложений на строительство производственных объектов и заканчивая расходами на проведение рекламных кампаний. Чтобы более детально раскрыть конкурентные преимущества крупного межотраслевого комплекса по отношению к самостоятельно функционирующим хозяйствам, предприятиям пищевой промышленности, мелкооптовым и розничным продовольственным магазинам и т.д., целесообразно провести прямое сопоставление по группам факторов, определяющих основные параметры производственно-коммерческой деятельности в агробизнесе. При этом следует отметить, что в зависимости от конкретного содержания производственной и коммерческой деятельности действие различных факторов существенно варьирует.

Так, отдельные виды сельскохозяйственного производства являются вполне конкурентоспособными даже при небольших масштабах деятельности и узкой специализации, например пчеловодство. Вместе с тем конкурентоспособность Казахстана как ведущего экспортера продовольственных товаров на международные рынки в первую очередь связана с такими видами сельскохозяйственного производства, для которых характерны индустриальные технологии с высоким уровнем механизации. Например, выращивание и последующая переработка злаковых культур более рентабельны при высокой механизации производственных процессов в рамках крупного агробизнеса.

Несколько иначе складывается ситуация в животноводческом производстве, в рамках которого вполне возможно рентабельное функционирование различных по масштабу деятельности предприятий. Тем не менее крупномасштабное высокомеханизированное производство в животноводстве обладает существенными преимуществами, обеспечивая значительное сокращение удельных затрат на единицу конечной продукции.

В зависимости от конкретных условий животноводческого производства и характеристик основных рынков сбыта готовой продукции преимущества крупномасштабного агробизнеса проявляются в большей или меньшей степени. В регионах с низкой плотностью населения и относительно небольшой емкостью локальных и региональных рынков преимущества крупного агробизнеса в животноводстве проявляются лишь частично. На локальных рынках мелкие и средние животноводческие фермы могут успешно конкурировать с продукцией крупного агробизнеса при реализации продуктов питания, не требующих глубокой переработки. В то же время на национальном рынке и тем более при экспорте мясной и молочной продукции преимущества крупномасштабных межотраслевых животноводческих комплексов проявляются в полной мере.

С целью более детальной конкретизации конкурентных преимуществ крупных межотраслевых комплексов рассмотрим мясомолочный агробизнес, который играет ключевую роль в реализации продовольственного потенциала Казахстана. Это связано с тем, что, во-первых, будут полностью удовлетворяться растущие потребности национального рынка в качественных мясных и молочных продуктах. Во-вторых, возникнут реальные возможности значительно снизить зависимость от импорта мясных и молочных товаров. В-третьих, обеспечивается улучшение структуры экспорта продовольственных товаров за счет реализации на внешних рынках продуктов питания с высокой добавленной стоимостью, включая деликатесные виды мясной и молочной продукции.

Сравнительный анализ конкурентных преимуществ крупномасштабного бизнеса по отношению к предприятиям малого и среднего агробизнеса будет проводиться в соответствии с основными стадиями производственно-технологической цепочки от производства кормов до организации фирменной торговли продуктами питания и их экспортом. К таковым, на наш взгляд, следует отнести: кормопроизводство, мясомолочное животноводство, переработку мяса и молока, складирование и транспортировку мясомолочной продукции, торговлю мясными и молочными продуктами на внутреннем рынке и их экспорт.

При сравнении на стадии производства кормов можно выделить несколько существенных конкурентных преимуществ крупного агробизнеса. Так, в крупных межотраслевых комплексах кормопроизводство осуществляется на индустриальной основе с рациональным применением современной техники и биотехнологий обработки земли, борьбы с сорняками, при необхо-

димости используются адекватные методы орошения. Все процессы кормопроизводства проводятся на научной основе с привлечением высококвалифицированных специалистов-агрономов, инженеров, а также ученых, в том числе селекционеров, ботаников, физиологов растений и т.д. Высокий уровень механизации, постоянный мониторинг роста и созревания кормовых культур позволяют заготовить корма в оптимальные сроки и обеспечить их высокое качество. Кроме того, возможно применение новейших методов борьбы с сорняками и вредителями растений без использования сильнодействующих ядохимикатов.

Важно подчеркнуть, что крупный агробизнес в состоянии производить экологически чистые корма с достаточно низкими издержками производства. В то же время для большинства мелких и средних фермеров кормопроизводство только один из многих видов производственной деятельности. Отсутствие у них специализированной высокопроизводительной техники делает заготовку кормов довольно трудоемким процессом. Высокая занятость многообразными видами сельскохозяйственных работ зачастую не позволяет соблюдать оптимальные сроки заготовки отдельных видов кормов, что приводит к ухудшению качества и снижению урожайности. Ограничено применение современных агротехнических технологий, что не позволяет получать экологически чистые корма. В целом можно констатировать, что в рамках мелкого и среднего бизнеса организация кормопроизводства не полностью соответствует научно обоснованным технологиям.

Обобщая сравнение конкурентоспособности крупного агробизнеса при организации кормопроизводства с мелким и средним бизнесом, важно отметить, что конкурентоспособность первых во многом связана с активным использованием инновационных факторов. Они имеют возможности на регулярной основе привлекать ученых-агрономов, экспертов и консультантов для внедрения в севооборот новых, более урожайных видов и сортов кормовых культур. Кроме того, крупномасштабный агробизнес, как правило, располагает достаточными финансовыми ресурсами для своевременной модернизации кормопроизводства, включая обновление парка специализированной сельхозтехники, реконструкцию и строительство новых кормохранилищ, а также развитие производственной и экологической инфраструктуры [7].

Радикальные отличия крупного и мелкого агробизнеса прослеживаются в сфере молочного животноводства. Современное оборудование для крупных животноводческих комплексов отличается высокой производительностью. Наряду с комплексной механизацией используются элементы автоматизации с широким применением компьютерной техники. Специальные компьютерные программы позволяют вести постоянный мониторинг физиологических параметров каждого животного. Разработанные учеными рациональные режимы кормления обеспечивают высокую продуктивность животноводческих комплексов, получение качественного молока и высокие приросты веса животных. Привлечение высококвалифицированных специалистов позволяет

обеспечить устойчивость биотехнологических процессов, минимизировать заболеваемость скота, оптимизировать функционирование всех производственных подсистем, рационально использовать топливо, энергию, воду и другие материальные ресурсы.

Несмотря на высокие капитальные вложения при создании современных животноводческих комплексов, удельные издержки производства значительно ниже, чем в небольших фермерских хозяйствах. Производительность труда в крупных животноводческих комплексах намного выше, чем в фермерских хозяйствах, которые нередко слабо механизированы и нуждаются в применении физического труда. Относительное однообразие рациона и недостаточное качество кормов снижают удои молока и другие показатели продуктивности животных. Заболеваемость скота в фермерских хозяйствах значительно выше, в особенности опасными инфекционными заболеваниями, в том числе бруцеллезом и туберкулезом. В целом конкурентные преимущества крупного агробизнеса в молочном животноводстве не вызывают сомнений, за исключением такого сдерживающего фактора, как высокая стоимость импортного оборудования для современных животноводческих комплексов.

На стадии переработки молока и мяса выявление конкурентных преимуществ крупного агробизнеса вызывает определенные трудности. Если сравнивать мясокомбинаты и молокозаводы с традиционными хладобойнями и молочными цехами, то крупномасштабность производства обеспечивает более высокую производительность. Однако в Казахстане уже получили распространение мини-заводы по производству мясной и молочной продукции. Эти заводы являются достаточно производительными и обеспечивают высокое качество мясной и молочной продукции. Поэтому необходимо уточнение границ конкурентоспособности крупного агробизнеса в мясо-молочной промышленности.

Если рассматривать локальные рынки мясо-молочной продукции, то преимущества крупного агробизнеса не очень значительны, а в удаленных от крупных мясокомбинатов и молокозаводов районах крупному бизнесу не следует конкурировать с местными товаропроизводителями, имеющими современные мини-заводы по переработке мяса или молока.

В крупных городах и густозаселенных регионах конкурентные преимущества крупного агробизнеса проявляются в полной мере, в особенности при изготовлении массовых видов мясных и молочных продуктов. Кроме того, преимуществом крупного агробизнеса является комплексирование. Это четко проявляется в работе мясокомбинатов, которые наряду с основным производством мясных изделий выпускают широкий набор разнообразных товаров - от костной муки до лекарственных препаратов. Комплексирование повышает общую рентабельность производства и обеспечивает конкурентоспособность в сравнении с мелкими и средними фирмами в мясо-молочной отрасли [7].

Главным конкурентным преимуществом крупного агробизнеса на стадии переработки мяса и молока является возможность выпуска деликатесов, так как в рамках межотраслевого комплекса можно организовать сквозной контроль качества, начиная с кормопроизводства. Именно тотальный контроль качественных характеристик дает возможность изготовления, например, твердых сыров элитных сортов, копченостей и уникальных сортов колбасных изделий. Естественно, владельцы мини-заводов вынуждены перерабатывать сырье, купленное у различных фермеров, большинство из которых не в состоянии осуществлять контроль качества с применением современных приборов и новейших методик, что крайне ограничивает возможности производить сырье для изготовления элитных сортов мясной и молочной продукции.

Крупный агробизнес обладает конкурентными преимуществами при осуществлении транспортировки, складирования и распределения готовой мясо-молочной продукции. Наличие межрегиональных логистических центров позволяет строго соблюдать научно обоснованные режимы полной сохранности качества готовой продукции.

В отличие от крупных агроструктур, малые и средние предприятия, как правило, не имеют собственных логистических центров, а арендуют складские помещения, пользуются нередко неспециализированными видами транспорта для доставки своей продукции. При этом нередко нарушаются оптимальные сроки хранения, не полностью соблюдаются температурные режимы и другие регламенты сохранности молочной и мясной продукции. Кроме того, аренда складских помещений, услуги транспортных организаций, различных посредников ведут к удорожанию продукции, что снижает ее конкурентоспособность. В целом по стадии движения мясных и молочных изделий к конечному потребителю крупный агробизнес имеет существенные преимущества, в особенности при транспортировке и хранении скоропортящихся видов мясной и молочной продукции.

Конкурентные преимущества сетей фирменной торговли по сравнению с совокупностью разнородных торговых точек не вызывают сомнения. Особенно ярко это проявляется при реализации элитной мясо-молочной продукции в фирменных магазинах. Состоятельные покупатели предъявляют не только повышенные требования к качеству продуктов питания, но требуют безукоризненного обслуживания. В отличие от обычных торговых точек, фирменные магазины уделяют пристальное внимание отбору и обучению персонала, дизайну торговых залов, поддержанию максимально широкого ассортимента мясных и молочных изделий, а также сопутствующих товаров. Продавцы-консультанты в полном объеме владеют информацией о реализуемых изделиях. Естественно, в фирменных магазинах строго соблюдаются режимы сохранности мясо-молочных изделий, в особенности скоропортящейся продукции.

При сравнении конкурентных преимуществ крупных межотраслевых комплексов с малыми и средними фирмами в сфере международных экономических отношений необходимо отметить серьезные трудности при экспорте продуктов питания. Многие страны проводят протекционистскую политику по отношению к своим производителям продовольствия, что существенно затрудняет экспорт в такие страны продовольственных товаров, в особенности продуктов питания с высокой добавленной стоимостью. Протекционистские барьеры нередко носят завуалированный характер, поэтому их преодоление требует достаточно длительных усилий. Малые и средние предприятия, как правило, не имеют специализированных подразделений для осуществления внешнеэкономической деятельности, что ставит их в зависимость от различных посредников, которые преследуют свои собственные экономические цели. Крупные межотраслевые комплексы обладают возможностями формирования специализированных внешнеторговых фирм, укомплектованных специалистами по международному маркетингу и другим специальностям.

Важно отметить, что такие внешнеторговые фирмы изначально ориентированы, в отличие от самостоятельных посреднических структур, на установление длительных торгово-экономических связей с иностранными партнерами. Стратегические цели крупных продовольственных комплексов не ограничиваются оптовыми поставками продовольственных товаров на экспорт даже на долгосрочной основе. Конечные цели внешнеэкономической деятельности таких комплексов заключаются в их экспансии на зарубежные рынки путем использования различных форм совместного предпринимательства с иностранными партнерами.

Одновременно с организацией экспорта продовольственных товаров внешнеторговые фирмы, входящие в состав межотраслевых продовольственных комплексов, могут заниматься маркетинговыми исследованиями для выявления наиболее подходящих партнеров, производящих сельхозтехнику, оборудование для пищевой промышленности, приборы и т.д., которые необходимы для модернизации производственного потенциала межотраслевых продовольственных комплексов.

Обобщая сравнительный анализ конкурентных преимуществ межотраслевых продовольственных комплексов по отношению к предприятиям малого и среднего агробизнеса, можно утверждать, что реструктуризация производственно-хозяйственной деятельности АПК республики в сторону создания крупномасштабных структур должна стать одним из приоритетов повышения конкурентоспособности аграрного сектора Казахстана.

Литература

1. Радченко Л.Д. Конкуренция и конкурентные преимущества в условиях глобализации. - М.: МСЭУ, 2006. - С. 67-69.

2. Комаров Б.Н. Теория отраслевой и межотраслевой конкуренции. -Н. Новгород: НЭОТ, 2005. - С. 154-158.

3. Смоляников А.К. Конкурентные преимущества крупного бизнеса. - М.: МЭУ, 2004. - С. 70-74.

4. Стасов Д.Н. Конкуренция в оптовой и розничной торговле: стратегия и тактика конкурентной борьбы. - М.: МИТИ, 2005. - С. 177-181.

5. Журавлев Р.К. Организация фирменной торговли. - СПб.: Питер, 1999. -С. 68-69.

6. Горин О.И. Экономика и организация розничной торговли. - М.: МЭУ,

2006. - С. 45-47.

7. Конкурентные преимущества крупных межотраслевых продовольственных комплексов // Казахстанская модель экономического развития: новые вызовы и перспективы: Материалы Международного форума. - Астана,

2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.