УДК 338. 43 (574)
К. Ахметова, канд. экон. наук, доц. (Карагандинский экон. ун-т Казпотребсоюза)
К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРАРНОГО СЕКТОРА КАЗАХСТАНА
Обґрунтовано, що від рівня розвитку АПК - найважливішого сектору економіки залежать продовольча безпека країни, рівень і якість життя населення, а також постачання багатьох галузей національного господарства сировиною. Доведено, що формування конкурентоспроможного сільського господарства і аграрного сектора в цілому є стратегічним завданням держави.
Ключові слова: аграрний сектор, конкурентоспроможність держави, конкурентоспроможність галузі, конкурентоспроможність продукту, конкуренція, фактори конкурентоспроможності.
Обоснованно, что от уровня развития АПК - важнейшего сектора экономики зависят продовольственная безопасность страны, уровень и качество жизни населения, а также снабжение многих отраслей национального хозяйства сырьем. Доведено, что формирование конкурентоспособного сельского хозяйства и аграрного сектора в целом является стратегической задачей государства.
Ключевые слова: аграрный сектор, конкурентоспособность страны, конкурентоспособность отрасли, конкурентоспособность продукта, конкуренция, факторы конкурентоспособности.
Agriculture-industrial complex is an important sector of economy. Food safety of the country, level of people's life quality depend on it. Agriculture takes a special place in the structure of agricultural-industrial complex. a lot of industrial branches depend on the supply of raw materials by agriculture. that is why forming of competitive agriculture and agrarian sector is a state's strategic task.
Key words: agrarian sector, competitiveness of the country, competition, factors of competitiveness.
Устойчивое и сбалансированное развитие экономики Казахстана в ближайшее десятилетие будет обеспечено за счет ускоренной диверсификации и повышения ее конкурентоспособности. Один из стратегических приоритетов форсированного индустриальноинновационного развития (ФИИР) - создание конкурентоспособных, экспортоориентированных производств.
В условиях усложняющейся ситуации на мировых продовольственных рынках обеспечение продовольственной безопасности и доступности продовольствия для населения становится особенно актуальным. Главным условием выполнения этих задач является повышение конкурентоспособности аграрного сектора.
По утверждению Адама Смита, конкуренция- это поведенческая категория, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные условия продажи и покупки товаров и услуг, в результате чего происходит оптимальное распределению труда и капитала [1]. С точки зрения И. Шумпетера эффективная конкуренция - конкуренция, способствующая расширению объемов производства, росту производительности труда, сужению (расширению) ассортимента выпускаемой продукции [2]. По мнению М. Портера, в любой отрасли, будь-то отрасль национального или международного масштаба, производство товаров или сфера услуг, суть конкуренции выражается пятью движущими конкурентными силами: выход на рынок новых конкурентов, угроза со стороны субститутов, рыночная власть покупателей, рыночная власть поставщиков, соперничество между действующими на рынке конкурентами [3]. Эти силы определяют прибыльность отрасли, влияют на уровень цен, размеры капиталовложений и др. С его точки зрения, в качестве критерия конкурентоспособности страны на современном этапе, необходимо использовать показатель удельного веса страны в мировом экспорте каждого товара, т. е. под конкурентоспособностью страны следует понимать ее экспортную конкурентоспособность, выражаемую через внешнеэкономическую деятельность компаний. Таким образом, М. Портер акцентировал внимание не на экономике в целом, а на определенных ее отраслях и подотраслях [4].
Казахстанские ученые О. Сабден, А.К. Кошанов, Б.Д.Хусаинов, Ф.М. Днишев, С.А. Аханов и другие отмечают, что во второй половине ХХ конкуренция приобрела новые черты, наблюдается интенсивный процесс перехода к постиндустриальному обществу, ос-
competitiveness of the branch, competitiveness of the product,
нованному на производстве наукоемких товаров и услуг. Очевидно, что выдержать конкуренцию в таких условиях можно, только обладая новыми конкурентными преимуществами, которые связаны, в первую очередь, с информационными технологиями и знаниями. Уровень конкуренции на товарных рынках на современном этапе зависит также от глобализационных процессов, влияющих на всех участников рынка, независимо от того, относятся они к странам малой или большой экономики.
Современная конкуренция характеризуется следующими чертами:
• является стимулом поступательного развития, открытия новых возможностей;
• ценовая конкуренция уступает место неценовой, по-другому ее называют конкуренцией качества;
• предложение перестает быть массовым, происходит сегментация рынков;
• приобретает жесткий характер, в результате в борьбе выигрывает предприниматель, использующий инновации, информационные технологии и знания;
• страны с небольшой емкостью внутреннего рынка в условиях ужесточающейся конкуренции
попадают в сложные условия, поэтому необходимо, чтобы отрасли национальной экономики этих стран были конкурентоспособны на международных рынках.
Конкуренция на товарных рынках породила понятие конкурентоспособности. В отечественной и российской литературе термин конкурентоспособность рассматривается учеными с различных точек зрения: с позиций исследования конкурентоспособности товаров, фирм, отраслей и стран. В экономической литературе предлагается множество определений термина "конкурентоспособность", большинство из которых дублируют ранее изложенные. Ниже приведены определения, которые, на наш взгляд, наиболее полно отражают сущность этого понятия:
• обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования, в конкурентном соперничестве [5];
• возможность выигрыша в соревновании [6];
• способность развивать и эффективно использовать свои конкурентные преимущества [7];
• это многоуровневое понятие, анализ и оценка которого определяются факторами в зависимости от уровня конкурентных отношений, обеспечивающих конкурентные преимущества для субъектов конкуренции [8].
© Ахметова К., 2012
Оценка конкурентоспособности аграрного сектора может осуществляться с различных позиций. Конкурентоспособность отдельных видов аграрной продукции можно оценить по относительным показателям: урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животных, окупаемости затрат, рентабельности. В качестве абсолютных показателей конкурентоспособности отрасли выступают валовая и чистая прибыль, а относительных показателей - прибыль в расчете на единицу используемых ресурсов (на 1 га, на 1 голову скота, на единицу вложенного капитала и др.). Использование показателей рыночной доли, темпов роста продаж и рентабельности для оценки конкурентоспособности позволяет определить влияние конкурентной среды, позицию сельхозформирования на товарном рынке, интенсивность конкуренции. По нашему мнению, обобщающим критерием конкурентоспособности можно считать долю рынка, т.к. этот показатель тесно связан с объемами реализации и определяет получаемый уровень дохода. Отечественный аграрный сектор характеризует низкая конкурентоспособность, поэтому его продукция уступает импортируемой по многим параметрам: качеству, цене, упаковке, маркетинговому сопровождению. Причины этого кроются в том, что рынок аграрной продукции подвержен влиянию множества факторов, вытекающих из особенностей аграрного производства:
• зависимости сельскохозяйственного производства от фактора сезонности, приводящей к временному разрыву между производством и потреблением, что нельзя игнорировать при формировании рыночных отношений;
• относительной непредсказуемости и неуправляемости сельскохозяйственного производства, связанных с природными факторами;
• разнообразия форм хозяйствования, обусловливающих многоукладность аграрной экономики;
• география производства и потребления зачастую не совпадают, то требует создания условий для хранения и транспортировки продукции, сохранения ее качества в течение всего периода потребления (специальной инфраструктуры: овощехранилищ, хладокомбинатов и пр.).
Сельскохозяйственное производство в Казахстане остается мелкотоварным, что на наш взгляд, является основной причиной его низкой конкурентоспособности. На долю средних, мелких сельхозформирований и ЛПХ приходится около 60% растениеводческой и более 90% животноводческой продукции. Поскольку ситуацию не удается изменить в пользу крупных формирований в кратчайшие сроки, следует наряду с мероприятиями по стимулированию укрупнения (объединения) оказывать поддержку этим предприятиям. Системное решение проблемы - развитие сельских потребительских кооперативов, обеспечение рационального сочетания мелких, средних сельхозформи-рований, ЛПХ и крупного агробизнеса.
По нашему мнению, именно крупные межотраслевые продовольственные комплексы могут кардинально укрепить конкурентные преимущества Казахстана как ведущего производителя продовольствия не только на экономическом пространстве СНГ, но и глобальном продовольственном рынке [9]. Они имеют конкурентные преимущества по сравнению с мелким и средним бизнесом. Так, в крупных межотраслевых комплексах кормопроизводство может осуществляться на индустриальной основе с применением современной техники и биотехнологий с привлечением селекционеров, ботаников, физиологов и т.д.
Высокий уровень механизации позволяет заготовить корма в достаточном количестве и обеспечить их качество на весь срок применения, достичь хороших результатов на стадии переработки, при транспортировке, складировании и распределении готовой продукции, т. к. наличие собственной сбытовой сети, межрегиональных логистических центров позволяет снижать издержки по перевозке и обеспечить режим сохранности и качества готовой продукции. Крупные агроформирования имеют возможность создания сети фирменной торговли, которая по сравнению с разрозненными торговыми предприятиями имеет конкурентные преимущества, в частности, по качеству обслуживания, возможностям изучения спроса, проведению маркетинговых исследований и пр.
К факторам, влияющим на конкурентоспособность аграрной продукции, относится также наличие современной инфраструктуры. В условиях развивающихся рынков она приобретает значение важного экономического ресурса как основы многоукладной рыночной экономики, оказывает непосредственное влияние на формирование цивилизованного рынка. Важнейшим структурным элементом инфраструктуры, оказывающим влияние на развитие АПК, являются институты, предоставляющие услуги предприятиям аграрного сектора: банки, биржи, торговые дома, аудиторские и консалтинговые фирмы, информационные, рекламные и маркетинговые агентства, страховые и инвестиционные компании и др.
Изучение состояния инфраструктуры агропромышленного комплекса показало, что нынешний уровень её развития достаточно низок. Не решены проблемы кредитования и страхования: высокая ставка вознаграждения кредитных организаций, сложная процедура оформления кредита; имеются проблемы, касающиеся лизинга техники и оборудования, остается высокой оплата услуг консалтинговых фирм и др. Процесс формирования инфраструктуры происходит стихийно, часто без достаточной государственной поддержки, в частности по решению проблем финансирования сельского хозяйства. Одним из путей нам видится расширение сети сельских кредитных кооперативов, методы и принципы работы которых разработаны в Европе и используются в практике казахстанского АПК. Так, АО "Аграрная кредитная корпорация" (АКК) с 2006 г, проводит работу по созданию условий для стимулирования объединений сельхозтоваропроизводителей для развития инфраструктуры по сбыту, хранению, переработке, транспортировке и снабжению товарно-материальными ценностями путем их льготного кредитования. Ведутся работы по формированию инфраструктуры для про-движенияэкспорта: с этой целью создана корпорация "Ка2Ыех" - института развития в составе АО "ФНБ Самрук - Казына". Она должна способствовать построению институциональной системы, стимулирующей и поддерживающей экспортную деятельность. С целью преодоления зависимости от импорта продовольствия и выхода страны на внешние рынки с продукцией глубокой переработки предпринимается ряд мер, в частности, совершенствование законодательной базы АПК: законов по государственному регулированию, устойчивому развитию, качеству продукции, повышению продовольственной безопасности, финансовой поддержки АПК, совершенствуется деятельность Банка развития, Самрук-Казыны, Казахстанского инвестиционного фонда, КазАгро и других институтов развития (рис.).
ИНТЕГРИРОВАННЫИ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПСОБНОСТИ
Экономический механизм развития аграрного сектора
Механизм
конкуренции
1. Конкурентная среда аграрного предприятия
2. Позиции на рынке, занимающие аграрные предприятия
3. Стратегия рыночного поведения
4. рыночное ценообразование
Механизм
оценки
потенциала
сельхозформир
. Характеристика
ресурсов
предприятия
2. Оценка экономического потенциала с/х формировании
3. Сводная оценка
потенциала с/х формирования
Механизм воспроизводства потенциала
1. Развитие инновационного потенциала
2. развитие и воспроизводства кадров для отраслей АПК
3. Изыскание финансовых ресурсов.
4. Совершенствование системы налогооблажения
5. Увеличение основных фондов
6. Совершенствование кредитования
Организационно-управленческий механизм развития АПК
Технологический механизм развития аграрного сектора
Инновации Экология Логистика
1.Прорывные 1. Сохранение 1. Поиск
проекты по экологического оптимальных
созданию равновесия в процессе путей
инфраструктуры производства; товародвижения
2.Ресурсосберега 2.Создание продукции, 2. формирование
ющие отвечающей материальных и
технологии экологической др. потоков
3.Разработка безопасности;
новых сортов, 3.Повышение
пород скота, природоохранных
повышающих мероприятий.
урожайность и
продуктивность
!-----------------------------------------------------------!
I Обеспечение условий функционирования АПК |
Государство
Разработка законов, нормативной документации, регламентирующих деятельность отраслей АПК Механизм контроля за соблюдением принятых законов и нормативных актов
Маркетинг-менеджмент
1.Управление, основанное на принципах маркенг-менеджента
2.маркетинговые исследования производства, сбыта основанное на результатах маркетингового исследования
3. Формирование спроса
4. Оптимизация организационной предпринимательской структуры на основе
Реклама
1. Реклама как эффективный механизм коммуникации с рынком
2. Связи с общественностью
3. Стимулирование сбыта
4. пропаганда и продвижение отечественной аграрной продукции
Технический механизм развития аграрного сектора
МТ обеспечение и
снабжение
техникой
сельского
хозяйства
Рис. 1. Механизм повышения конкурентоспособности АПК
Казахстан располагает крупными запасами различных ресурсов, поэтому приоритетной задачей является их эффективное использование. Бурное развитие соседних мега-рынков - Китая и России, рост цен на аграрную продукцию во всем мире создают для Казахстана возможности для расширения экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Для аграрного сектора - это пшеница, которую наша страна давно и успешно экспортирует; в перспективе это может быть животноводческая продукция - мясо и мясопродукты, а также макаронные изделия и крупы. Казахстан, как один из лидеров среди мировых экспортеров зерна, планирует повысить экспортный потенциал до 10 млн тонн в год с учетом того, что емкость рынков зерна сопредельных с Казахстаном стран оценивается на уровне, как минимум, 15 млн тонн. Для расширения экспорта планируется ввод в эксплуатацию зернового терминала в порту Амирабад (Иран), в 2010-2011 г. запланировано строительство зернового терминала в порту Имам Хомейни (Иран), терминала на границе с Китаем, планируется приобрести долю в одном из зерновых терминалов Украины, расположенном на Черном море. Следует отметить, что Казахстан позиционируется на мировом продовольственном рынке как экспортер сырья (пшеницы и муки).
Большое значение для создания благоприятного климата, способствующего развитию сельского предпринимательства, имеет деятельность по предоставлению консультационно-маркетинговых услуг, обучение сельского населения основам агробизнеса. В этом направлении активно работает АО "Казагромаркетинг" через созданную региональную сеть, состоящую из 16 представительств и 161 сельского информационномаркетингового центра (СИМЦ). Наряду с оказанием
информационно-консалтинговых услуг АО "Казагромаркетинг" активно участвует в организации выставочно-ярмарочных мероприятий на региональном и областном уровнях.
Конкурентоспособности экономики невозможно достичь без интеграции в мировую экономику как глобальную систему торгово-экономических отношений, без расширения внешнеэкономической деятельности за счет вступления в различные экономические Союзы: ТС, ВТО и др. Интеграция в мировую экономику для страны с малой емкостью внутреннего рынка, обусловленной небольшой численностью населения, является возможностью увеличения объемов производства исходя из потребностей внешнего рынка. Для этого казахстанская продукция должна быть конкурентоспособной.
Решение проблемы конкурентоспособности аграрного сектора возможно только при исследовании запросов и платежеспособности покупателей и четком согласовании собственных целей и возможностей с конъюнктурой рынка, т. е. при умелом использовании в управлении принципов маркетинг-менеджмента, как инструмента ведения конкурентной борьбы и достижения высоких экономических результатов на протяжении всей цепочки "сельскохозяйственное производство - переработка сырья, производство пищевых продуктов - реализация".
Таким образом, повышение конкурентоспособности аграрной продукции и аграрных предприятий возможно при использовании указанного механизма системного подхода при исследовании экономических процессов в АПК ("вход", "процесс", "выход"), с акцентированием внимания на процесс обслуживания покупателей и учетом факторов окружающей среды.
1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / отв. ред. Абалкин Л.И.; перев.с англ., в 2-х т. - Т.1. - М.: Наука, 1993. -106 с. 2. Шумпетер И. Теория экономического развития / общ.ред. Мысейковского А.Г. - М.:Прогресс,1982. - 453 с. 3. Porter M.E.(1990a) The Competitive Advantage of Nations / Porter M.E. // Harvard Bisiness Review. March-April 1990 - P. 73-93. 4. Porter M.E. Building the Microeconomic Fondation of Prosperuity: Findings from the Microeconomic Comperetitiveness Index / Porter M.E. // The Global Comperetitiveness Report 2002-2003. N.Y.: Oxford University Press for the World Economic Forum, 2002. - P. 23-45. 5. Гельвановский М., Конкурентоспособность в микро, -мезо и макроуровневом измерениях / М. Гельвановский, В.Жуковская, И. Трофимова // Российский экономический журнал. -
1998. - №3. - С. 67-78. 6. Исмаилова А.С. Повышение конкурентоспособности производства продукции животноводства: автореф. ... канд. экон. наук. / А.С. Исмайлова - Астана, 2001. - 28 с. 7. Конкурентоспособность: теория, методология, практика. Экономические исследования / под ред. Проф. Бляхмана Л.С. и проф. Абишева А.А. - Алматы: Экономика, 2008. - 640 с. 8. Балабекова А.К. Механизм обеспечения конкурентоспособности зернопродуктов: автореф. ... канд. экон. наук. / А.К. Балабекова - Астана, 2006. - 25 с. 9. Накипова Г.Н, Ахметова К.А. Пути модернизации национальной продовольственной сферы / Г.Н. Накипова, К.А. Ахметова. - Караганда, 2008.
Надійшла до редколегії 02.07.12
УДК 615.1+312(574)
Н. Гелашвили, канд. экон. наук (Карагандинский экон. ун-т Казпотребсоюза)
НАСЕЛЕНИЕ КАК СУБЪЕКТ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Досліджена роль населення в системі формування стійкого попиту на фармацевтичні товари. Визначені значимість факторів територіального розподілу населення, рівень споживчих витрат і захворюваність.
Ключові слова: міське і сільське населення, споживчі доходи, домашні господарства, рівень захворюваності.
Исследована роль населения в системе формирования устойчивого спроса на фармацевтические товары. Определены значимость факторов территориального распределения населения, уровень потребительских расходов и заболеваемость.
Ключевые слова: городское и сельское население, потребительские доходы, домашние хозяйства, уровень заболеваемости.
In the article the role of population is investigational in the system offorming of steady demand for pharmaceutical goods. Meaningfulness of factors of territorial distribution of population, level of consumer charges and morbidity, is certain.
Keywords: urban and rural population, consumer profits, housekeeping, level of morbidity.
Потенциальный и реальный спрос на фармацевтическом рынке определяется не только объективной потребностью в лекарствах, но и платежеспособностью населения, уровнем финансирования из государственных источников. Основным показателем изменения экономического состояния населения, используемым в макроэкономическом анализе, является динамика реальных денежных доходов населения. Важное значение для оценки платежеспособного спроса имеет также уровень и структура конечного потребления домохозяйств. Сохраняющиеся в Республике Казахстан в последние годы высокие темпы роста доходов и расходов населения создают предпосылки для расширения спроса на потребительские товары, в том числе на фармацевтическую продукцию. В то же время негативно влияет на потребительские рынки углубле-
ние экономической дифференциации населения [1,2]. Ведущим фактором, определившим рост фармацевтического рынка в 2010 г., было значительное увеличение финансирования лекарственного обеспечения из республиканского бюджета в рамках программы обеспечения здравоохранения необходимыми медикаментами и оборудованием.
Тем не менее розничный спрос на лекарственные средства остается важным фактором роста фармацевтического рынка в Казахстане. На него в 2010 г. пришлась основная доля реализуемых в стране медикаментов (рис. 1). Таким образом, целью статьи является оценка влияния ряда социально-демографических факторов на развитие рынка фармацевтических товаров в Республике Казахстан.
□ государственные закупки
□ розничные продажи
Рис. 1 Фармацевтический рынок Республики Казахстан, 2010 г.*
* Источник: http://www.generic.kz/kazakhstan-pharmacy#stat_n_analytics.
Фактор территориального размещения населения. Республика Казахстан характеризуется низкой плотностью населения (в среднем менее 5,45 чел. на 1 кв. км) и значительной пространственной удаленностью крупных городов. При этом наблюдается наличие большого количества малых населенных пунктов с населением до 1000 чел. Такие условия затрудняют распространение и организацию розничной торговли лекарственными средствами. Казахстан продолжает
оставаться государством с высоким удельным весом сельского населения, значительно превышающем уровень, типичный для развитых стран (обычно 510%). Это обстоятельство заметно замедляет рост фармацевтического рынка, т.к. сельское население в среднем потребляет в 2-3 раза меньше лекарственных средств, чем городское. В этой связи наиболее примечательной тенденцией последнего десятилетия, отличающей нашу страну от большинства других,
© Гелашвили Н., 2012