Выводы. Рекомендации
Реализуя основные принципы рациональных затрат материальных ресурсов и времени, авторы исключили дублирующие вопросы, для чего сгруппировал вопросы по предметному принципу.
Таким образом, были сформулированы пять более сложных по структуре групп, объединяющих 266 факторов. Естественно, что в каждом конкретном случае предприятию не следует изучать все 266 факторов.
Специфика ситуационного анализа в Тюменской области определяется особенностями развития отраслей специализации, состоянием их материальной базы в различных районах комплекса и наличием объектов социальной инфраструктуры. Они фор-
мируют производственные составляющие региона и соответственно регионального рынка труда: Юг области, ХМАО, ЯНАО Выполненные нами исследования позволили сформировать структурную схему (по территориальному и предметному принципам), адекватно отражающую региональные особенности.
Юг области - это комфортная зона для сельскохозяйственного производства и благоприятная для постоянного проживания. Цель использования методики заключается в поиске новых, конкурентоспособных, желательно дефицитных товаров в условиях кажущегося изобилия.
Ханты-Мансийский автономный округ расположен на территории рай-
Экономика. Инвестиции
онов освоения, пригодных для проживания, но менее комфортных, чем Юг области, где количество отраслей сельскохозяйственного производства ограничено. Поэтому цель ситуационного анализа применительно к этой зоне заключается в поиске конкурентоспособных товаров и снижении степени риска вложения средств.
Организация собственного сельскохозяйственного производства в условиях Ямало-Ненецкого автономного округа представляется практически невозможной. Специализация сельскохозяйственных отраслей нацелена на сохранение традиционного образа жизни коренных народностей Севера. Цель анализа - снижение степени риска вложения средств.
Литература
1. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1986. - 340 с.
2. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Пер. с англ. под ред. ЮЛ. Кантуревского. - СПб.: Питер, 2002. -544с.
3. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. 2-е изд. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 804 с.
4. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент.
- М.: Издательско-книготорговый цент «Маркетинг”, 2002. - 892 с.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК
А.В.ШУЛЬГИНА,
ст. преподаватель, Курганская ГСХА им. Т.С.Мальцева
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, национальный проект «Развитие АПК».
Понятие «инвестиционная привлекательность» все еще остается предметом научных дискуссий. Поскольку инвесторов при вложении ресурсов, в основном, интересуют доходность и риск таких вложений, то инвестиционную привлекательность, в общем виде, можно определить как ожидаемое соотношение доходности и риска инвестиций на данном предприятии по сравнению с другими.
Многими экономистами отмечается, что инвестиционная привлекательность предприятий гарантируется надежностью финансового состояния и имеет с ним много общего. Таких позиций, например, придерживаются М.Н. Крейнина, Е.И. Шохин, Н.И. Лахметки-на, Э.И. Крылов, В.М. Власова, М.Г. Егорова и другие.
В экономической литературе до настоящего времени не выработан единый подход к определению сущности понятия «инвестиционная привлекательность» и ее взаимосвязей с финансовым состоянием предприятия.
Однако отмечается, что инвестиционная привлекательность - самостоятельная экономическая категория, характеризующаяся не только устойчивостью финансового состояния
предприятия, доходностью капитала, курсом акций и уровнем выплачиваемых дивидендов. Наряду с этим инвестиционная привлекательность формируется благодаря конкурентоспособности продукции, клиентоориен-тированности предприятия, выражающейся в наиболее полном удовлетворении запросов потребителей. Немаловажное значение для повышения инвестиционной привлекательности имеет уровень инновационной деятельности в рамках стратегического развития предприятия. Следует отметить, что задачи по реализации инноваций являются ведущими во всей системе факторов, определяющих инвестиционную привлекательность предприятия [1].
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что инвестиционная привлекательность - экономическая категория, характеризующаяся эффективностью использования имущества предприятия, его платежеспособностью, устойчивостью финансового состояния, его способностью к саморазвитию на базе повышения доходности капитала, технико-экономического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции.
Для оценки уровня инвестиционной привлекательности предприятия необходимо выявить: достигнутый уровень эффективности использования имущества предприятия и рентабельности продукции; степень финансовой устойчивости предприятия и соответствие этого уровня нормативным значениям; платежеспособность предприятия и ликвидность его баланса, а также соответствие показателей платежеспособности и ликвидности баланса их нормативным значениям; качество продукции, ее конкурентоспособность, технико-экономический уровень производства и способность предприятия к саморазвитию на базе инновационной стратегии.
Кроме того, Е.И. Шохин и Н.И. Лах-меткина отмечают, что на инвестиционную привлекательность влияет стадия жизненного цикла предприятий [2]. Цель и методика исследований Изучение инвестиционной привлекательности отдельных предприятий и инвестиционных проектов начинается с оценки и прогнозирования состояния экономики и макроэкономических показателей инвестиционного рынка.
Investment attraction, national project «Development of the AIC».
Учитывается также инвестиционная привлекательность региона и отрасли экономики.
Для отечественного инвестиционного рынка в настоящее время характерна стадия подъема конъюнктуры, что связано с оживлением российской экономики в целом. Наблюдается рост объема спроса на объекты инвестирования, повышается уровень цен на них, развивается конкуренция среди инвестиционных посредников.
В соответствии с одним из рейтингов российских регионов по инвестиционному климату (ежегодно публикуемым рейтинговым агентством «Эксперт»), Курганская область относится к регионам с незначительным инвестиционным потенциалом и высоким риском инвестирования (категория ЗС2). В 2006 году область занимала 67 место по инвестиционному потенциалу и 74 место по уровню инвестиционного риска (для сравнения: в 1999 году 69 и 73 место соответственно) [3].
Курганская область имеет значительный аграрный потенциал. Агропромышленный комплекс является важнейшим сектором экономики области. Основная специализация - зерновое и мясомолочное производство. В Курганской области выращиваются озимые и яровые зерновые, также гречиха, просо, подсолнечник, картофель, кукуруза, лен, овощные и плодовые культуры. В животноводстве ведущей отраслью является молочно-мясное скотоводство, также развиваются свиноводство, овцеводство, птицеводство.
В 1998-2000 гг. были приняты основные законодательные и нормативноправовые акты, регулирующие инвестиционный процесс, в том числе законы Курганской области: «Об
инвестиционной деятельности в Курганской области», «Об инвестиционном налоговом кредите» и ряд постановлений Правительства Курганской области по реализации указанных законов.
В Курганской области реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК». В сфере агропромышленного производства определены три основных направления:
- ускоренное развитие животноводства;
- стимулирование развития малых форм хозяйствования;
- обеспечение жильем молодых специалистов на селе [4].
Проектом предусматривается увеличить за два года производство молока на 4,5 %, мяса - на 7 %. Для реализации этих целей намечено в первую очередь повысить доступность кредитных ресурсов для финансирования строительства и модернизации животноводческих комплексов и ферм за счет дополнительного выделения из федерального бюджета ассигнований на субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам; увеличить поставки техники, оборудования,
племенного скота на условиях аграрного лизинга; сохранить действующий режим ограничения импорта мяса и мясопродуктов, стимулировать импорт технологического оборудования для животноводства и первичной переработки продукции, не имеющего отечественных аналогов.
Предусматривается стимулировать создание соответствующей инфраструктуры, которая обеспечит мелким товаропроизводителям гарантированный сбыт продукции, переработку, что, в целом, поднимет доходность этого сегмента агробизнеса.
Главными задачами национального проекта в сфере стимулирования и развития хозяйств этой категории являются:
- расширение доступа к заемным средствам на основе субсидирования процентных ставок по кредитам;
- модернизация и развитие инфраструктуры сети заготовительных, снабженческих, сбытовых организаций и предприятий по первичной переработке продукции;
- создание системы сельских финансовых кредитных кооперативов;
-обеспечение товаропроизводителей долгосрочными финансовыми ресурсами на основе поэтапного вовлечения в рыночный оборот земель сельскохозяйственного назначения.
К организации системы финансовой взаимопомощи на селе на основе расширения доступа субъектов мелкотоварного бизнеса к кредитнофинансовым ресурсам привлечен Россельхозбанк с его инфраструктурой и капиталом. Субсидирование процентных ставок по кредитам для малых форм хозяйствования следующее: 95% за счет средств федерального бюджета, 5% за счет средств регионов.
Инвестиционная привлекательность предприятий во многом зависит и от степени проработанности реализуемых ими инвестиционных проектов. Качество обоснования инвестиционного проекта играет большую роль, чем фактор времени, так как при этом закладываются основы для успешного осуществления проекта. По данным различных источников, стоимость обоснования инвестиционного проекта может составлять от 1 до 3% стоимости объекта для крупных проектов и до 5%
- для средних и мелких проектов.
В обосновании инвестиционного проекта важнейшее значение имеют инвестиционные бизнес-планы, отражающие в сжатом виде суть нового проекта и основные показатели, обосновывающие его целесообразность. Их роль настолько велика, что иногда инвесторы, в частности иностранные, отвергают высокодоходные и относительно низко рискованные проекты, если их обоснование сделано недостаточно качественно.
В инвестиционном бизнес-плане должны определяться и анализиро-
Экономика. Инвестиции
ваться все важнейшие аспекты, связанные с будущими капитальными вложениями. Значение грамотно разработанного инвестиционного бизнес-плана в инвестиционном процессе очень велико, так как он позволяет инвесторам и всем заинтересованным лицам получить четкое представление о сути инвестиционного проекта, его стоимости, рентабельности, сроке окупаемости, безопасности вложения средств, т.е. сопоставить доходность и риск инвестирования.
Особое значение для потенциальных инвесторов имеет оценка коммерческой эффективности инвестиционного проекта по ряду показателей основанных как на простых, так и на дисконтированных методах расчета. К основным показателям коммерческой эффективности проекта относят чистый дисконтированный доход (NPV), индекс рентабельности (PI), внутреннюю норму прибыли инвестиции (IRR), модифицированную норму прибыли инвестиции (MIRR), коэффициент эффективности инвестиции (ARR), простой и дисконтированный срок окупаемости (PP, DPP). Данные показатели должны быть рассчитаны и вынесены в отдельный раздел инвестиционного бизнес-плана - финансовую стратегию или оценку экономической эффективности затрат, осуществляемых в ходе реализации проекта.
Изучение бизнес-планов инвестиционных проектов, представленных на региональном инвестиционном рынке, показывает, что раздел «финансовая стратегия» отсутствует в абсолютном большинстве из них, показатели коммерческой эффективности также рассчитываются не всегда и обычно включены в финансовый план, причем их расчет часто не обоснован (например, ставка дисконтирования выбирается произвольно и бывает существенно занижена, что ведет к завышению показателей).
Подготовка качественного обоснования проектов требует высокой квалификации. В этой связи необходимо решать задачу привлечения в аграрную отрасль молодых квалифицированных специалистов. Это касается реализации третьего приоритетного направления, а именно - обеспечения доступным жильем молодых специалистов. Минсельхозом России в рамках целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» предусмотрено выделять по 2 млрд руб. ежегодно. Основной механизм строительства жилья - софи-нансирование: из федерального бюджета - 30%, из бюджетов субъектов Российской Федерации - 40%, из средств работодателей - 30%. По договору коммерческого найма жилье будет предоставляться молодому специалисту (со средним или высшим образованием) с последующим переходом его в собственность работника или его семьи после выплаты 10% стоимо-
сти жилья и определенного срока работы на данном предприятии.
Выводы. Анализ Реальная региональная программа социально-экономического развития, главной целью которой является повышение качества жизни населения, формирование современного индустриально-инновационного комплекса должна стать базой качественного повышения инвестиционной привлека-
тельности региона и, соответственно, инвестиционной привлекательности региональных предприятий АПК.
Важнейшими факторами повышения инвестиционной привлекательности территории, роста инвестиционного потенциала и снижения инвестиционного риска, а
соответственно, и повышения инвестиционной привлекательности предприятий АПК региона являются, по на-
Экономика. Право
шему мнению, готовность региональной экономики эффективно использовать поступающие ресурсы, наличие квалифицированных специалистов и грамотных менеджеров, владеющих современными рыночными методами управления, а также разработанная целостная инвестиционная политика региона, носящая системный характер и обусловливающая программу привлечения инвестиций.
Литературы
1. Крылов Э.И., Власова В.М., Егорова М.Г. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 192 с.
2. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. проф. Е.И.Шохина. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. - 408 с.
3. Источник: http://www.raexpert.ru/rating/regions/
4. Гордеев А. Повышать инвестиционную привлекательность сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. -2006. - №4. - С. 2-4.
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ФИНАНСОВОМ ОЗДОРОВЛЕНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ»
Т.Н. МЕДВЕДЕВА,
кандидат экономических наук, доцент,
Д.В. ПАЛИЙ, аспирант
В.А. ГОРКОВЕНКО,
аспирант, Курганская ГСХА им. Т.С. Мальцева
Ключевые слова: сельскохозяйственные организации, задолженность, налогоплательщик, реструктуризация, финансовое состояние.
Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы организаций к предпринимательской деятельности, но и обязывать их к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.
Выполнение налогоплательщиком своей главной обязанности по уплате налогов и сборов должно осуществляться в строго установленные законом сроки. Несвоевременная уплата налогов грозит обернуться для плательщика весьма серьезными последствиями, причем не только экономического, но и уголовного характера. Однако в силу определённых обстоятельств реальной возможности вовремя уплатить налог у налогоплательщика может не быть. Причиной тому являются как его внутренние проблемы, так и внешние факторы. Для таких случаев действующее налоговое законодательство предусматривает возможность перенести срок уплаты на-
і к
лога на более позднее время.
Указанные нормы налогового законодательства впервые были объединены в одном нормативном акте - Налоговом кодексе РФ [1], который чётко определил, что следует понимать под изменением срока уплаты налога, и установил три формы (в ранних редакциях - четыре), в которых оно может производиться: отсрочка, рассрочка и инвестиционный налоговый кредит. Кроме того, изменение срока уплаты налога (сбора) не рассматривается более как налоговая льгота, а признается особым порядком исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов (сборов).
Для большинства российских предприятий изменение срока оплаты налоговых платежей в виде рассрочки является наиболее доступным. При этом реструктуризация имеет ряд приоритетов по сравнению с рассрочкой или отсрочкой. В широком смысле реструктуризация - это один из способов урегулирования проблемы неплатежей в бюджетную систему и созда-
ния предпосылок для оздоровления экономической ситуации. В более узком, конкретном понимании - это перенос сроков уплаты налоговых платежей и «замораживание» на определённый временной период финансовых санкций, то есть перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные.
Отдельное внимание при разработке программ реструктуризации было уделено проблеме оздоровления агропромышленного комплекса. Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» [2], принятый в 2002 году, в основном, направлен на проведение реструктуризации их долгов, с целью снятия с них бремени кредиторской задолженности, накопившейся в годы сложного периода в экономике страны и убыточности сельскохозяйственного производства в эти годы. Однако в процессе практической реализации данной программы
The agricultural organizations, the debts, the tax bearer, the restructuring, the financial condition.