вом и качеством произведенной сельскохозяйственной продукции при минимальных производственных издержках, в отдельных случаях с объемом, качеством и своевременностью проведения технологических операций. Сфере технической эксплуатации при нынешнем состоянии машинного парка сельских товаропроизводителей придается особое значение. Первоочередной шаг в этом направлении — воссоздание всех уровней системы технического сервиса на принципиально новой экономической основе: равенство всех организационноправовых форм и взаимовыгодное сотрудничество при обеспечении и защите приоритета и прав сельских товаропроизводителей, поскольку экономическое состояние и благополучие предприятий и подразделений технического сервиса напрямую зависит от эффективности деятельности сельских товаропроизводителей, количества и качества произведенной ими продукции и производственных затрат. При технико-экономическом обосновании системы технического сервиса необходимо исходить из своевременного и качественного проведения работ и услуг по техническому сервису машин и оборудования сельских товаропроизводителей и минимизации издержек на обеспечение работоспособности изношенного и устаревшего парка машин и оборудования. Необходимо планирование работ по техническому сервису, рациональное распределение их между уровнями и исполнителями системы технического сервиса, что позволит сформировать инженерно-технические службы с оптималь-
ными параметрами. Необходимо определить цели, задачи и функции, оценочные критерии и механизмы экономических отношений для каждого уровня и каждой структуры системы технического сервиса, использовав при этом арендно-подрядные и хозрасчетные отношения.
Реализация отмеченных направлений развития инженерно-технического обеспечения в АПК требует современного информационно-технологического обеспечения, максимального использования накопленных знаний, научного поиска и решения сложных оптимизационных задач технического оснащения предприятий и моделирования их функционирования в современных экономических условиях. Особое внимание уделяется разработке современных программных средств для решения этих задач.
Предложенные направления развития технического сервиса в сельскохозяйственных предприятиях АПК требуют создания благоприятных технических, организационных и экономических условий со стороны государства, предприятий сельхозмашиностроения, технического сервиса и поставщиков материально-технических и энергетических ресурсов; разработки механизма реализации стратегии.
Список литературы
1. Концепция эффективного использования сельскохозяйственной техники в рыночных условиях. — М.: ГОС-НИТИ, 1993. — 62 с.
2. Конкин, Ю.А. Экономика ремонта сельскохозяйственной техники / Ю.А. Конкин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Агропромиздат, 1990. — 366 с.
УДК 631.16.658.148
Ю.В. Чутчева, канд. экон. наук, доцент
ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
направления повышения инвестиционной активности сельскохозяйственных предприятий
Одна из серьезнейших задач, особенно обострившаяся в период мирового финансового кризиса, — выработка эффективных инструментов налогового регулирования и стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.
Получение организациями дополнительных финансовых ресурсов на расширение, модернизацию и обновление производства можно в некоторой степени обеспечить предоставлением целевых налоговых льгот, снижением ставок или уменьшением налоговой базы по основным налогам.
Эффективность применения той или иной формы стимулирования зависит прежде всего от условий финансовой поддержки со стороны государства.
На первоначальном этапе реализации рыночных преобразований налоговая система России впитала в себя опыт налогового регулирования и стимулирования инвестиционной активности, присущий западным налоговым системам
Принятие второй части Налогового кодекса РФ дало ориентир на преимущественное использование такой формы налогового стимулирования, как пониженная налоговая ставка.
Инвестиционные процессы играют важную роль в развитии экономики любого государства. Государственная инвестиционная политика формируется таким образом, чтобы деньги, поступающие от предприятий в консолидированный бюджет
13
в виде налогов и сборов, не возвращались обратно на предприятия в виде прямого субсидирования, а использовались на общегосударственные нужды — оборона, наука, здравоохранение и т. д. Государство ориентировано на формирование благоприятного инвестиционного климата для хозяйствующих субъектов, а также повышение экономической эффективности самих инвестиций. Для формирования таких возможностей государство располагает некоторыми рычагами, к числу которых относят экономические, административные, правовые и другие (налоги, амортизация, экспортно-импортные взаимоотношения, антимонопольные меры).
Первостепенное значение имеют правовые рычаги, которые обеспечивают интересы, права и обязанности всех субъектов инвестиционной деятельности. Только четкая и прозрачная нормативноправовая база может быть основой для реализации инвестиционной политики, регулирования инвестиционных процессов.
Экономические рычаги наиболее действенны и актуальны в условиях рыночных отношений. Приоритетным направлением их воздействия должно быть формирование благоприятного инвестиционного климата, а не прямое управление со стороны государства инвестиционными процессами.
Современное состояние российской экономики свидетельствует о потребности в крупных финансовых вложениях, привлечение которых осложняется в условиях финансового кризиса. Сложным является определение приоритетных направлений финансирования в условиях ограниченных финансовых ресурсов. И определение этих приоритетных направлений должно быть заложено в реализуемую государством инвестиционную политику.
Сельское хозяйство является специфическим объектом для привлечения инвестиций. Во-первых, это связано со спецификой сельскохозяйственного производства в целом: продолжительный производственный цикл (который в некоторых случаях превышает календарный год), зависимость от природно-климатических условий, работа с живыми организмами, сезонность и т. д.
Во-вторых, первоначальный этап реализации экономических реформ отложил существенный отпечаток на сельскохозяйственное производство: многие предприятия обанкротились, многие обременены убыточностью финансово-хозяйственной деятельности, материально-техническая база изношена, средства амортизационного фонда на многих предприятиях использованы по нецелевому назначению, обеспеченность трудовыми ресурсами далека от потребности, социальной инфраструктуре не уделяется должного внимания.
Сельскохозяйственное производство, обеспечивающее продовольственную безопасность страны, является стратегически важным объектом, тре-
14
бующим крупных финансовых вложений, особенно в современных условиях развития. Привлечение инвестиций в сельское хозяйство осложняется высоким уровнем риска и низким уровнем доходности.
Частный инвестор при размещении своего капитала стремится выбрать самый высокодоходный объект из всех альтернативно возможных. Сельское хозяйство к таким объектам не относится, а следовательно, и привлечение частного капитала на развитие сельскохозяйственного производства представляется мало реальным. Для повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства как отрасли необходимо повышать доходность, рентабельность, платежеспособность, финансовую устойчивость сельскохозяйственных предприятий. Реализовать это возможно только при непосредственном участии государства. Современное сельское хозяйство требует существенных капитальных вложений, и привлекаться они должны на выгодных, льготных для сельскохозяйственного товаропроизводителя условиях. Современные условия требуют именно привлечения инвестиций, поскольку собственных инвестиционных ресурсов (прибыли и амортизационных отчислений) на предприятиях нет или их недостаточно.
Возможные источники и формы привлечения бюджетных средств — это инвестиционный налоговый кредит, прямое субсидирование, лизинг, реализация целевых программ.
Инвестиционный налоговый кредит как источник инвестиционной деятельности законодательно разрешен частью первой действующего Налогового кодекса РФ и представляет собой отсрочку платежа по уплате налога. Предоставляется в первую очередь по налогу на прибыль, а также может быть предоставлен по региональным или местным налогам на срок от одного года и до пяти лет. Процентная ставка — не менее 50 % и не более 75 % ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Достаточно выгодный для предприятий источник привлечения средств, но условия получения такого кредита ограничены. В соответствии со ст. 67 Налогового кодекса РФ инвестиционный налоговый кредит предоставляется организации на:
• проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или техническое перевооружение собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. На эти цели величина инвестиционного налогового кредита может составить 30 % от стоимости приобретаемого организацией оборудования на реализацию мероприятия;
• осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или усовершенствование применяемых технологий, создание новых видов
сырья или материалов. Величина кредита определяется по соглашению между налогоплательщиком и соответствующим органом, уполномоченным на предоставление кредита;
• выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. Величина кредита, так же как и в предыдущем случае, определяется по соглашению [1].
В получении кредита имеется серьезное ограничение. Именно это представляет собой существенное препятствие для развития этой формы инвестирования в экономику страны. Фактически инвестор может получить кредит исключительно при проведении технического перевооружения собственного производства. Для этих работ срок в пределах пяти лет слишком мал — ведь за подобный период капитальные затраты подобного характера, как правило, не окупаются.
Государство в рассматриваемом случае не имеет никаких гарантий, что высвободившиеся в результате предоставления льгот средства будут использованы налогоплательщиком на развитие производства или на научные исследования. Практика показывает, что даже добропорядочные налогоплательщики в подобных случаях на цели экономического развития расходуют не более трети высвободившихся финансовых ресурсов.
Снижение налоговых ставок и освобождение от уплаты налога следует применять в тех случаях, когда основная цель — снижение налоговой нагрузки на экономику. При этом только часть полученной экономии будет направлена налогоплательщиком на инвестиции или на инновационное развитие.
Расширение условий получения налогового кредита в определенных направлениях может повлечь за собой выгоды не только для отдельного предприятия, но и для государства в целом. Одним из таких направлений может быть обновление основных средств производства. Здесь прослеживается закономерная зависимость — чем выше финансовые возможности предприятия, тем более динамично оно развивается: происходит процесс обновления основных средств производства, снижаются издержки, повышается прибыль. Своевременное обновление основных средств с учетом экономически целесообразных сроков эксплуатации основных средств приведет к накапливанию амортизационных отчислений. За ростом стоимости основных средств последует увеличение отчислений в бюджет в виде налога на имущество. Рост прибыли также повлечет за собой увеличение сумм, взимаемых с предприятий в качестве налогов. В этом случае прослеживается прямой интерес государства. Таким образом, расширение условий получения инвестиционного налогового кредита на обновление
основных средств производства позволит не только увеличить отчисления в бюджет, но и сформировать собственный источник инвестиционной деятельности на предприятии в виде амортизационного фонда.
Ипотечный кредит как источник инвестиционной деятельности также мало приемлем для сельского хозяйства. Для получения такого кредита банку в качестве гарантии необходимо предоставить в залог высоколиквидную недвижимость, которой современные сельскохозяйственные предприятия не располагают. Исключение составляет земля как высоколиквидный актив. Но поскольку цена сельскохозяйственных угодий зависит от финансового результата хозяйствующего субъекта, то предприятиям невыгодно рисковать одним из существенных факторов производства для получения кредитов, не соразмерных реальной стоимости земли.
Академик Россельхозакадемии А.В. Гордеев в своем докладе «О предварительных итогах реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006-2007 гг., мероприятия и параметры проекта в 2008 г., а также направлениях работы на долгосрочную перспективу» приводит следующую информацию: «По данным ОАО «Россельхозбанк», за 2 года (2006-2007 гг.) в 35 регионах осуществляются пилотные проекты по земельноипотечному кредитованию. Россельхозбанк предоставил 183 кредита на сумму 6,3 млрд р. под залог 254 тыс. га из земель сельскохозяйственного назначения». То есть при кредитовании земли сельскохозяйственного назначения оцениваются из расчета 24,8 тыс. р. за гектар, что намного ниже ее реальной рыночной стоимости. В общем объеме выданных Россельхозбанком кредитов за 2006-2007 гг. в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» ипотечные кредиты составляют порядка 4 % [2].
Налоговое стимулирование инвестиционной активности должно осуществляться в первую очередь через использование таких важнейших механизмов, как прибыль, амортизация и инвестиционный налоговый кредит.
Для своевременного обновления материальнотехнической базы агропромышленного комплекса было бы целесообразно расширить условия использования налогового кредита, использовать эту форму привлечения льготных кредитных ресурсов как стимулирующий рычаг для обеспечения воспроизводственного процесса.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2008. — Ч. 1 и 2. — 832 с.
2. Милосердов, В.В. Этапы аграрной реформы России и ее итоги / В.В. Милосердов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2008. — № 8. — С. 7-13.