Научная статья на тему 'Пути повышения интереса к физической культуре и спорту у школьников'

Пути повышения интереса к физической культуре и спорту у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

1052
90
Поделиться

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ильина Н. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Пути повышения интереса к физической культуре и спорту у школьников»

держанием кислорода 11%); 10 человек составили контрольную группу, где аналогичные воздействия имитировались.

У всех обследованных перед началом курсов ГБО и НГТ и через 1 нед. после его окончания (или до и после их имимтации) проведено стандартное иммунологическое обследование,

Результаты: в исходном состоянии у большинства студентов имело место снижение параметров общей резистентности. Проведение курсов ГБО и ГТ у лиц основной группы сопровождалось достоверным повышением уровня иммуноглобулинов А и М фракций (в среднем на 22-25%), увеличением концентрации Т-лимфоцитов (в среднем на 10-13%), показателей лизосомально-катионного теста (на 9-12%) и теста с нитросиним тетразолием (на 12-14%), что является отражением стимуляции механизмов специфической и неспецифической резистентности. У лиц контрольной группы за аналогичный период наблюдения существенных сдвигов показателей резистентности не отмечено.

Выводы: комбинированное применение курсов ГБО и НГТ у студентов начального периода обучения с явлениями дизадаптации сопровождается активацией механизмов специфической и неспецифической резистентности организма, что дает возможность рекомендовать использование этих методов в системе физиологических мероприятий медицинского обеспечения напряженной учебной и профессиональной деятельности.

Н.Л. Ильина

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ У ШКОЛЬНИКОВ

Санкт-Петербургский государственный университет, факультет психологии, Россия

Физическая культура в её классическом понимании - важнейшая, но всего лишь часть комплексной программы обучения, воспитания, развития и оздоровления человека.

Проблема физического здоровья нации на сегодняшний день становится все более актуальной. Ей уделяется внимание на государственном уровне, разрабатываются и реализуются национальные программы оздоровления нации. В первую очередь внимание уделяется подрастающему поколению и их физическому здоровью.

Но большинство программ так и не могут выйти на массовый уровень, проблема заключается в том, что для того, чтобы активно пользоваться предоставляемыми возможностями осуществлять активный образ жизни и повышать уровень физического здоровья, необходимо иметь и уметь реализовать потребность в двигательной активности. Иметь сформированную мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, иметь необходимые знания и навыки в

сфере физической культуры. На практике (подтвержденной рядом исследований) оказывается, что большинство населения недооценивают влияние занятий спортом на интеллектуальную и эмоциональную сферу человека. По разным причинам, школьники и их родители не имеют желания (привычки) регулярно заниматься физической культурой или спортом (считают, что надо развиваться умственно, нет времени, много других дел, считают, что пассивный отдых более эффективный, имеют негативный опыт в области занятий физической культурой и спортом), а те, кто хотел бы вести активный образ жизни имеют ряд причин останавливающих их перед началом занятий (какой вид физической активности выбрать, получится ли у них, то, что их привлекает, куда пойти, какую спортивную секцию, форму и инвентарь приобретать, готовы ли они отдавать часть дохода за занятия).

Сегодня мы наблюдаем печальную тенденцию: на фоне растущего интереса у молодежи к спорту в качестве зрителя, нежелание и несформированная привычка к реализации собственной двигательной активности. Это приводит к снижению результатов российских спортсменов на Олимпийских играх (нет массовых спортивных резервов), молодые люди призывного возраста поступают в ряды российской армии, не имея должной физической подготовки, происходит физическая деградация нации.

Точечно вкладывать средства и силы в развитие массового спорта можно бесконечно долго, но результатов не будет, пока что-то не поменяется в сознании людей, которые безответственно относятся к своему здоровью и передают такое же отношение своим детям.

В сложившейся ситуации, существует необходимость реализации комплексной программы привлечения школьников к массовым занятиям физической культурой и спортом для повышения их здоровья и качества жизни. И, безусловно, с помощью государства и программно-целевым способом.

Будет эффективным вести работу с тремя категориями лиц, участвующих в формировании здорового образа жизни школьника и повышении у него интереса к спорту. Это сам школьник, учитель физической культуры и родитель. Ни одна программа работы с детьми не будет эффективной, если не задействовать в ней взрослых людей окружающих ребенка. Зачастую дети не занимаются спортом не потому, что не хотят, а потому, что их режим дня, и двигательную активность в нем, организуют взрослые люди. Очень часто родители считают спорт и физическую культуру не самым важным занятием для детей, а учителя физической культуры в школе, относятся к физкультуре только как к процессу обучения.

Современные школьники, в настоящих социально-экономических условиях, безусловно, отличаются от предыдущих поколений детей. Сегодня мы не можем руководствоваться старыми данными, необходимо понять, почему ребята занимаются или не занимаются спортом сегодня, только так мы сможем привлечь их к спортивной деятельности.

Надо учитывать, что у современного школьника, по сравнению с предыдущими поколениями школьников, появилось достаточно привлекательная, но недостаточно полезная для здоровья, возможность потратить свое свободное время -это Интернет пространство.

К сожалению, как урок физической культуры, так и занятия в спортивных секциях, направлены на выполнение каких-либо спортивных нормативов. И если ребенок с ними не справляется, то его оценка снижается и интерес к нему со стороны педагога ослабевает, а сам ребенок, чувствуя себя неуютно в среде более ловких, быстрых и сильных сверстников, начинает избегать занятий физической культурой.

За счет смены приоритетов на уроке физической культуры (от получение оценки на получение удовольствия от двигательной активности), изменение атмосферы и способов мотивирования к занятиям учащихся, должно увеличиться число желающих заняться спортом.

О.Б. Крысюк, А.В. Волков, И.О. Киреев, Р.П. Данилюк, Е.С. Карпенкова

СЕВЕРНАЯ ХОДЬБА КАК ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОД МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Институт здоровья и спортивной медицины ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта», Санкт-Петербург, Россия, diolase@gmail.com

Северная ходьба (англ. Nord^ Walking) в настоящее время очень популярна во многих странах Европы, в Америке и ряде Азиатских стран. История Северной ходьбы уходит своими корнями в Финляндию начала 30-х годов прошлого века, где ходьба с палками использовалось как внесезонный метод тренировки лыжников. Развитие Северной ходьбы до её нынешней оздоровительной формы физической активности и реабилитационной технологии началось в 80-х годах прошлого столетия.

В настоящее время Северная ходьба представляет собой вид оздоровительной ходьбы и физической реабилитации со специально разработанными палками, которая позволяет улучшить физическое состояние человека независимо от его возраста, пола и физических возможностей. Северная ходьба является усиленным видом обычной ходьбы, при которой специальные палки используются для достижения большей нагрузки на мышцы плечевого пояса, чем при обычной ходьбе. В момент толчка палкой руки, плечи и спина стимулируются более активно, а суставы нижних конечностей и позвоночника получают меньшую нагрузку по сравнению с обычной ходьбой. Это позволяет рассматривать Северную ходьбу не только как физкультурно-оздоровительную технологию, но и как метод лечебной физкультуры. Перспективы Северной ходьбы