України, наказ № l5l від 14.11.2003.
2. Державна програма розвитку фізичної культури і спорту в Україні. Указ президента України №334/94 від 01.09.1994.
3. “Фізичне виховання - здоров’я нації”. Цільова комплексна програма. Указ президента України № 963/98 від 01.09.1998.
4. Кореневская Е.Н., Богомолова Т.А. Здоровье и физическое развитие студентов специального медицинского отделения ДонНТУ.- Молодая спортивная наука Донбасса. Науч.-прак. конф. - Донецк, 2002.- С.210-212.
5. Волкова Н.П. Педагогіка. - К.: Академія, 2001. - 240 с.
6. Харламов І.Ф. Педагогіка. - М.: Юрист, 199l. - 200с.
1. Фіцула М.М. Педагогіка - К.: Академія, 2001. - 224 с.
8. Мухін В.М. Фізична реабілітація. - К.: Олімпійська література, 2000. - 424 с.
9. Учебник инструктора по лечебной физической культуре //под ред. В.К.Добровоського. - М.: ФиС, 19l4. - 480 с.
10.Физическая реабилитация //Под ред. С.Н.Попова - Ростов н/Дону: Феникс, 1999. - 608 с.
Надійшла до редакції 05.11.2001р.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Строкань В. В.
Донецкий институт здоровья, физического воспитания и спорта
Аннотация. В статье рассмотрены факторы, неблагоприятно воздействующие на здоровье школьников, а также предложены мероприятие по борьбе с такими заболеваниями как искривление осанки и плоскостопие. Состояние здоровья современных школьников внушает серьезное опасение и требует всестороннего изучения и внимания со стороны как педагогов школ, так и родителей. Предложенный в работе комплекс для коррекции опорно-двигательного аппарата может быть использован на уроках физкультуры в школе и для внеклассных оздоровительных мероприятий.
Ключевые слова: здоровье, школьники, мероприятия, заболевания, осанка, плоскостопие.
Анотація. Строкань В.В. Актуальність проблеми збереження здоров’я школярів. У статті розглянуті чинники, що несприятливо впливають на здоров’ї школярів, а також запропоновані заходи щодо боротьби з такими захворюваннями, як викривлення постави і плоскостопість. Стан здоров’я сучасних школярів вселяє серйозне побоювання й вимагає всебічного вивчення й уваги з боку як педагогів шкіл, так і батьків. Запропонований у роботі комплекс для корекції опорно-рухового апарату може бути використаний на уроках фізкультури в школі й для позакласних оздоровчих заходів. Ключові слова: здоров’я, школярі, заходи, захворювання, постава, плоскостопість.
Annotation. Strokan V.V. Actual problems of saving of health schoolboys. Factors, unfavorably influencing on a health schoolboys, are considered in the article, and also offered measure on a fight against such diseases as curvature of carriage and ploskostopie. The state of health of modern schoolboys inspires serious fear and demands all-round studying and attention from the party as teachers of schools, and parents. The complex offered in work for correction of a locomotorium can be used at lessons of physical culture at school and for out-of-class improving actions. Keywords: health, schoolboys, measures, diseases, carriage, ploskostopie.
Введение.
Всем известен афоризм «Дети - наше будущее». Действительно, тот потенциал, который заложен в детях реализуется через 10 -15 лет в разных сферах жизни: в семье, профессиональной деятельности,
социальных отношениях.
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, поскольку оно определяет будущее страны, генофонд нации и экономический потенциал общества, и наряду с другими демографическими показателями является чутким барометром социально-экономического развития страны [2].
Утверждение общечеловеческих ценностей, сохранения здоровья граждан Украины является исключительно актуальной проблемой настоящего. Важность этой проблемы очерчена Конституцией Украины, которая декларирует наивысшей социальной ценностью в государстве человека, ее жизни и здоровья.
В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению уровня здоровья детей школьного возраста. Преобладают нарушения со стороны осанки (65%), а также плоскостопие.
По приходу учащихся в общеобразовательные учреждения, показатели здоровья прогрессивно снижаются, из-за влияния неблагоприятных факторов, а также школьных факторов риска.
Ведущие пути решения этих проблем в образовании определены Национальной доктриной развития образования, Законами Украины: «Про дошкольное образование», «Про общее среднее образование», «Про внешкольное образование», «Про охрану детства», Целевой комплексной программой «Физическое воспитание - здоровье нации на 2002-2011 г.г», Концепцией формирования позитивной мотивации на здоровый образ жизни детей и молодежи, которые беспрекословно утверждают приоритет сохранения физического и психического здоровья учеников, воспитания сознательного отношения к своему здоровью и здоровью граждан как наивысшей социальной ценности, формированию здоровьесохранной компетентности [ 3 ].
Формулирование целей работы.
Цель исследований: разработать мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей.
Задачи исследований:
1. Проанализировать состояние здоровья детей, обучающихся в общеобразовательных школах.
2. Определить факторы, негативно влияющие на здоровье.
3. Разработать мероприятия, позволяющие улучшить состояние опорно-двигательного аппарата школьников.
Результаты исследований.
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старения, а также отсутствие болезней и физических дефектов [7]. Поэтому здоровье рассматривается, как цель жизни. Изучение состояния здоровья организованных детских коллективов находится во взаимосвязи с физическим воспитанием и является чрезвычайно важным для
обоснования профилактических мероприятий и сохранения здоровья подрастающего поколения.
Здоровье детского населения представляет собой интегральный параметр, результатирующий влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов, т.е. является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом [12].
С каждым годом учебы увеличивается количество больных детей:
I возрастная группа - 46%, П возрастная группа - 76%, Ш возрастная группа - 93,8%. Большинство детей (60-70%) во всех возрастных группах имеют 3 -4 морфофункциональные отклонения, только 10-20% детей 1-2 отклонения. По-прежнему первые и вторые места занимают отклонения со стороны костномышечной системы (в основном за счет нарушения осанки, уплощения стопы) [8]. Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Анализ состояния здоровья школьников Украины и традиционной системы образования очерчивает несколько взаимосвязанных негативных тенденций, которые существенно влияют на непрерывность и эффективность учебно-воспитательного процесса. Первая тенденция - значительное снижение заинтересованности и активности населения в учебе. Вторая - заметное замедление и дисгармония физического и психического развития значительной части детей. Третья, особенно опасная за своими последствиями, - стремительное ухудшение здоровья детей и ученической молодежи.
Уже в дошкольном возрасте у значительной части детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей приобретают хронические заболевания, и только один ребенок из трех остается здоровым. По данным некоторых исследователей, в 71,2% случаев у детей и подростков состояние осанки в наши дни требует внимания медиков и в 44,1% - серьезной коррекции [8].
Состояние здоровья - интегральная характеристика роста и развития ребенка, которая во многом определяется условиями его жизни. Под условиями жизни следует понимать все от генетической предрасположенности к тем или иным заболеваниям, до техногенных катастроф, которые наносят серьёзный ущерб физическому и психическому здоровью детей. Неблагоприятные социальные условия жизни ребенка, нерациональное питание, (а то и просто истощение) отрицательно влияют на здоровье, создают условия для нарушения физического и психического здоровья школьников.
Многолетние исследования Института возрастной физиологии позволили не только выявить те школьные факторы (школьные факторы риска -ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния.
К числу ШФР относятся: [1]
1. Стрессовая педагогическая тактика (или тактика пе-
дагогических воздействий).
2. Интенсификация учебного процесса.
3. Несоответствие методики технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
4. Нерациональная организация учебной деятельности, (в том числе физкультурно-оздоровительной работы).
5. Низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Сила влияния ШФР определяется тем, что они действуют: комплексно и системно; длительно и ежедневно.
Предлагаются мероприятия, направленные на сохранение здоровья учащихся, а именно на устранение и дальнейшее прогрессирование отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата.
В состав мероприятий входят: лечебная гимнастика, физиотерапевтические процедуры и лечебный массаж
Занятия лечебной гимнастикой проводят на протяжении 30-45 мин, 3-4 раза в неделю. Весь цикл занятий подразделяется на 2 периода - подготовительный и основной. Общеразвивающие упражнения направлены на совершенствование развития ребенка, а специальные на коррекцию нарушенной осанки. В зависимости от вида искривления используют соответствующие упражнения. Например, при сутулости, увеличении грудного кифоза нужно укреплять длинные мышцы спины. Применяют разгибание корпуса из и.п. лежа на животе, в упоре стоя, на коленях. Разгибания выполняют с отягощениями, с предметами. При увеличение поперечного лордоза следует укреплять мышцы живота, используя упр. «велосипед», поднимание прямых ног, переход из положения лежа в положение сидя [4].
Коррекции осанки достигают при помощи формирования привычки правильного удержания тела. Это происходит впоследствии развития мышечно-суставного чувства, которое позволяет самостоятельно оценить положение отдельных частей. Для его формирования используют тренировки перед зеркалом, упр. правильной осанки стоя спиной к вертикальной плоскости, упираясь спиной, ягодицами и пятками; исправление дефекта при помощи команды инструктора. Привычка правильной осанки закрепляется во время общеразвивающих упражнений, равновесий, во время игр.
Ориентировочный комплекс упражнений возле вертикальной плоскости:
1. Принять положение правильной осанки возле вертикальной плоскости (стены, дверей). Запомнить это положение и, не нарушать его, сделать шаг вперед, а потом назад.
2. То же, но сделать 4-8 шагов.
3. То же, но проверять положение осанки перед зеркалом, чтобы его запомнить зрительно.
4. Прислонившись к стене затылком, спиной, ягодицами и пятками, присесть с прямой спиной, руки вверх, вернуться в исходное положение.
5. Стоя у стены в положении правильной осанки,
поднять руки вверх, в стороны, вперед, руки на пояс, не теряя правильного положения и не отходя от стены.
6. И. п. - то же. Согнуть правую ногу вперед, захватить голень руками и прижать к туловищу не теряя правильной осанки и не отходя от стены. То же - левой ногой.
7. И.п. - то же, руки на пояс, локтями коснуться стены. Поднять левую ногу, не отводя от стены. То же - правой ногой.
8. И.п. - то же , руки в стороны. Наклоняться к левой ноге, не изменяя положения рук и не отходя от стены. То же - к правой ноге.
Каждое упражнение выполнять по 8- 10 раз [5].
Ориентировочный комплекс с предметами на
голове:
1. В выпрямленном положении у стены положить голову на мешочек с песком (200 -300 г), книжку или другой предмет, пройти к противоположной стене и назад, обойдя стул, стол и тому подобное, удерживая предмет и удерживая положение.
2. Из положения, стоя с предметом на голове сесть на пол, встать на колени и сесть на пол, встать на колени и сесть на пятки, вернуться в и. п., не потеряв предмет и сохранив положение. То же - с закрытыми глазами.
3. С предметом на голове встать на стул и сойти с него.
4. И.п. - ступни на одной линии (одна за другой), удерживая правильное положение и предмет на голове, выполнить разные движения руками - в стороны, вверх, вперед, лицевые круги и т.д. То же - с закрытыми глазами.
5. Держа гимнастическую палку на пальцах и предмет на голове, пройти 8-10 шагов, не потеряв предметов. То же - с поворотом вокруг.
6. Держа гимнастическую палку на ладони вертикально и предмет на голове, сесть на стул, встать, не потеряв предметов.
7. С предметом на голове согнуть левую ногу вперед как можно выше, не потеряв предмет. То же - правой ногой.
8. И.п. - то же. Согнуть правую ногу вперед, левой рукой захватить колено, правую руку отвести назад, не потеряв предмет. То же -левою ногой и правой рукой.
9. Стать на колени с предметом на голове при полуметре от стены, упереться руками в стену, туловище держать прямо. Поставить правую ногу в упор, не сбросив предмет. То же -левою ногой.
Каждое упражнение выполнять 8-10 раз [5].
Эффективность лечебной гимнастики повысится при применении гидрокинезиотерапии и плавания. Занятия проводят не менее чем 2 раза в неделю. В воде используются разнообразные упражнения для развития силы и выносливости мышц, корригирующее и на воспитания правильной осанки. Используют ласты, надувные круги, которые фиксируют на уроне таза.
Массаж в детском возрасте является эффективным методом профилактики лечения нарушения
осанки. Используют основные приемы: поглаживание, растирание, вибрация и их разновидности. Все приемы выполняются плавно и безболезненно. Назначают массаж мышц спины, груди, брюшного пресса. Как правило, он предшествует занятиям лечебной гимнастикой. Дети могут использовать приемы самомассажа, используя вспомогательные средства: роликовый массажер, массажные дорожки, массажные мячи в сочетании с физическими упражнениями [6].
Физиотерапия направлена на общее укрепление организма, стимулирование ослабленных мышц. Используют солнечные и воздушные ванны, УФИ в осенне-зимний период; обливание, обтирание, пресные и хвойные ванны, электростимуляция ослабленных мышц, климатотерапия.
Лечебная физическая культура применяется при всех видах плоскостопия. Ее задания: укрепление всего организма, повышения силовой выносливости мышц нижних конечностей; коррекция деформации стоп, увеличения высоты сводов стопы; воспитание и закрепление стереотипа правильной осанки тела и нижних конечностей при стоянии и ходьбе.
В подготовительный период используются специальные упражнения для мышц голени и стопы, которые выполняют из положения лежа и сидя, что включает влияние массы тела на своды стопы. Специальные упражнения чередуют с упражнениями на расслабление и общеразвивающими упражнениями для всех мышечных групп.
Задача основного периода - достичь коррекции положения стопы и закрепить его. В комплексы включаются упражнения с предметами: захват пальцами ног мелких предметов и их перекладывание и др.. Для закрепления коррекции используют специальные виды ходьбы - на носках, пятках, внешней поверхности стоп.
В заключительный период к лечебной и утренней гимнастики дополняют лечебную ходьбу, терренкур, гидрокинезиотерапию, подвижные и спортивные игры. Используют плавание свободным стилем, подвижные и спортивные виды, катания на коньках, лыжах.
Приведем пример специальных упражнений, которые необходимо использовать при занятиях ЛФК в разных исходных положениях [5].
Лежа на спине:
1. Поочередное и одновременное оттягивание пальцев ног с одновременным их супинированием.
2. Согнуть ноги, упереться стопами в пол. Отведение и приведение пяток. После серии движений - расслабление.
3. Поочередное и одновременное поднимание пяток от опоры.
4. Ноги согнуты в коленях и разведены, стопы касаются друг друга подошвами. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы.
5. Положить согнутую в колене ногу на колено другой, полусогнутой, ноги. Круговые движения стопы в одну и в другую сторону. То же, изменив по-
ложение ног.
6. Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой «захватив » голень. То же другой ногой. Сидя:
1. Ноги согнуты, стопы параллельно. Одновременное и поочередное поднятие пяток.
2. Одновременное и поочередное тыльное сгибание стоп.
3. Поднятие пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы второй ноги.
4. Ноги прямые. Сгибание и расслабление стоп.
5. Положить одну ногу стопой на колено второй ноги.
6. Захват пальцами ног мелких предметов и перекладывание их на другое место.
В движении:
1. Ходьба на носках.
2. Ходьба на внешней стороне стопы.
3. Ходьба на внутренней стороне стопы.
4. Ходьба на носках с высоким подниманием колен.
5. Ходьба на носках вверх и вниз по наклонной поверхности.
Используют массаж и самомассаж, выполнение которого начинают с голени в положении лежа на животе. Массируют мышцы внутренней и внешней стороны, потом тыльную сторону стопы, а в дальнейшем переходят на подошву, применяя поглаживание, растирание, разминание, постукивание. После этого возвращаются к массированию мышц голени и потом уже стопы. Длительность массажа 8-12 мин, рекомендуется его повторять дважды на день.
Физиотерапию назначают одновременно с другими средствами физической реабилитации. Используется диадинамометрия, электростимуляция мышц голени - тепле ножные ванны, обтирание, обливание, купание, солнечные и воздушные ванны [5]. Вывод.
Состояние здоровья современных школьников внушает серьезное опасение и требует всестороннего изучения и внимания со стороны как педагогов школ, так и родителей. Предложенный в работе комплекс для коррекции опорно-двигательного аппарата может быть использован на уроках физкультуры в школе и для внеклассных оздоровительных мероприятий.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем сохранения здоровья школьников.
Литература
1. Александров О.А. Комплексная программа здоровье. -М.: Медицина, 1988. - С.91.
2. Ващенко Л.С., Бойченко Т.Э. Основи здоров’я. Книга для вчителя. - К: Генеза, 2005. - 98 с.
3. Климова В. Человек и его здоровье. - М.: Знание, 1986.- 38 с.
4. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. - Минск: Уиве-ристетское, 1998. - 35 с.
5. Мухін В.М. Фізична реабілітація. - К: Олімпійська література, 2005. - 361-367 с.
6. Попов С.Н. Физическая реабилитация. - Ростов -на - Дону: Феникс, 2005. - 204-205 с.
7. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. -Ростов -на - Дону: Феникс, 2006. - 77 с.
8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и технологии здоровья в школе. - М.: АРК-ТИ, 2005. - 124 с.
Поступила в редакцию 17.11.2007г.
СТАН ЗДОРОВ'Я НАСЕЛЕННЯ УКРАЇНИ ІПЕРСПЕКТИВИ ЙОГО ЗБЕРЕЖЕННЯ
Трачук С. В.
Національний університет
фізичного виховання і спорту України
Анотація. В статті представлений аналіз стану здоров'я населення, узагальнено досвід європейських країн спрямований на реалізацію здорового способу життя, підвищення рухової активності.
Констатована значна поширеність серед населення України хронічних неінфекційних хвороб і негативної тенденції до їх збільшення. Фізична активність повинна трактуватися як необхідність. Завданням всього суспільства є створення сприятливих умов до підвищення фізично активного способу життя. Пріоритетним напрямком для реалізації здорового способу життя в державі є зміцнення здоров'я і підвищення фізичної активності населення.
Ключові слова: рухова активність, здоров'я, хвороба, потенціал, життя, населення, профілактика.
Аннотация. Трачук С.В. Состояние здоровья населения Украины и перспективы его сохранения. В статье представленный анализ состояния здоровья населения, обобщено опыт европейских стран направленный на реализацию здорового образа жизни, повышение двигательной активности. Констатирована значительная распространенность среди населения Украины хронических неинфекционных болезней и отрицательной тенденции к их увеличению. Физическая активность должна трактоваться как необходимость. Задачам всего общества являются создания благоприятных условий к повышению физически активного образа жизни. Приоритетным направлением для реализации здорового образа жизни в государстве является укрепления здоровья и повышение физической активности населения.
Ключевые слова: двигательная активность, здоровье, болезнь, потенциал, жизнь, население, профилактика.
Annotation. Trachuk S. State of health of the population of Ukraine and prospect of his preservation. In the article there is the represented analysis of the state of health of distribution of diseases among the population, generalized experience of the European countries, directed on realization of healthy way of life, increase of motive activity. Appreciable abundance among the population of Ukraine of chronic communicable diseases and a negative trend to their augmentation is ascertained. Physical activity should be treated as necessity. To problems of all society buildings congenial conditions to rising physically active mode of life are. The priority direction for implementation of an able-bodied mode of life in the state is strengthenings health and rising of physical activity of the population. Keywords: motive activity, health, illness, potential, life, population, prophylaxis.
Вступ.
Проблема реалізації рухової активності для зміцнення фізичного здоров'я в Європейському Регіоні і зокрема в Україні набуває глобального характеру. По оціночним даним ВООЗ в Европейскому Регіоні зниження рухової активності населення є причиною 600 000 випадків смерті кожного року і приводить до втрати 5,3 млн. років здорового життя. За результатами епідеміологічних опитувань рівень фізичної активності двох третіх населення (в віці 15 і старше ) не досягає необхідних значень [4].
На жаль, ситуація щодо стану здоров'я населення України, нині не лише набагато гірша, ніж у переважній більшості європейських країн і країн світу, а й без перебільшення є катастрофічною [3,5,6]. Нині середня тривалість життя людини складає 61,5 роки