Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности работы органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности'

Пути повышения эффективности работы органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
806
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / ДОРОЖНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВО ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / LEGAL SUPPORT OF ROAD ACTIVITY / ROAD ACTIVITY / CAR ROADS / QUALITY OF THE ROADWAY / MUNICIPAL PURCHASES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маркеев Александр Иванович, Чередниченко Егор Михайлович

В статье рассматривается проблема повышения эффективности работы органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Проанализировано законодательное обеспечение дорожной деятельности; Предложены и обоснованы пути повышения эффективности работы органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маркеев Александр Иванович, Чередниченко Егор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO INCREASE THE EFFECTIVENESS OF LOCAL GOVERNMENT IN THE FIELD OF ROAD ACTIVITY

The article considers the problem of increasing the efficiency of local self-government bodies in the sphere of road activity in relation to highways of local importance. Legislative support of road activity is analyzed; Proposed and justified ways to improve the effectiveness of local governments in the field of road activity in relation to highways of local importance.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности работы органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности»

УДК 528.44

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Александр Иванович Маркеев

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых и социальных наук, e-mail: markeev@siu.ranepa.ru

Егор Михайлович Чередниченко

Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 630102, Россия, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, магистрант юридического факультета, e-mail: kuzprostoegor@yandex.ru

В статье рассматривается проблема повышения эффективности работы органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Проанализировано законодательное обеспечение дорожной деятельности; Предложены и обоснованы пути повышения эффективности работы органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Ключевые слова: правовое обеспечение дорожной деятельности, автомобильные дороги, дорожная деятельность, качество дорожного полотна, муниципальные закупки.

WAYS TO INCREASE THE EFFECTIVENESS OF LOCAL GOVERNMENT IN THE FIELD OF ROAD ACTIVITY

Alexander I. Markeev

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Ph. D., Associate Professor, Department of Legal and Social Sciences, e-mail: markeev@siu.ranepa.ru

Egor M. Cherednichenko

Siberian Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation, 6, Nizhny Novgorod St., Novosibirsk, 630102, Russia, Graduate, Faculty of Law, e-mail: kuzprostoegor@yandex.ru

The article considers the problem of increasing the efficiency of local self-government bodies in the sphere of road activity in relation to highways of local importance. Legislative support of road activity is analyzed; Proposed and justified ways to improve the effectiveness of local governments in the field of road activity in relation to highways of local importance.

Key words: legal support of road activity, car roads; road activity, quality of the roadway, municipal purchases.

Автомобильные дороги общего пользования местного значения являются важнейшей составной частью транспортной системы городов. Транспортная среда призвана обеспечивать комфортную доступность территорий города, безопасность и надежность внутригородских транспортных связей [6].

Оценке состояния автомобильных дорог и дорожной деятельности в РФ посвящено значительное количество теоретических, аналитических и статистических исследований (Саенко Л. К., Солодкий А. И., Москвичев Е. С.), которые ссылались на низкое качество автомобильных дорог местного федерального, регионального или межмуниципального значения [2, 7, 8].

Однако анализу эффективности заключения муниципальных контрактов органами местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог уделено недостаточно внимания.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог в Российской Федерации регламентируется следующими нормативно-правовыми актами: Федеральным законом № 257 от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», Федеральным законом № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом № 196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 014/2011 от 15.02.2015.

Анализ законодательной базы, регулирующей дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, позволяет сделать вывод о том, что для эффективного функционирования дорожного хозяйства городских округов в настоящее время созданы благоприятные условия. Для решения практических вопросов, касающихся дорожной деятельности, нормативно-правовая база является достаточной [2].

Для ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения используется следующий механизм: отбор подрядчика, заключение договора и контроль качества его исполнения.

Законодательное регулирование данного механизма обеспечивается Федеральным законом № 44 от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с Федеральным законом № 44 от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливаются не только единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ), но могут также устанавливаться дополнительные требования заказчиком на основании части 2 ст. 31 № 44-ФЗ. Однако на практике заказчики данной прерогативой, как правило, не пользуются, что ведет к снижению качества выполняемых работ [4].

В рамках Федерального закона № 44 дополнительным требованием по усмотрению заказчика могут стать условия:

а) наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов, в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в электронном аукционе;

б) стоимость ранее исполненного контракта должна составлять не менее 20 % начальной цены контракта [4].

Такой подход исключит недобросовестных подрядчиков из участников проводимого тендера, что существенно повысит качество дорожных работ.

Заказчик в лице отраслевого органа местного самоуправления в вправе, применить другие дополнительные требования, не противоречащие законодательству. Несмотря на единую законодательную базу регулирующую сферу дорожной деятельности, участие городских округов в приоритетном проекте Министерства транспорта Российской Федерации «Безопасные и качественные дороги», качество и безопасность автомобильных дорог остаются в неудовлетворительном состоянии.

Для повышения качества и безопасности автомобильных дорог местного значения, органы местного самоуправления, при проведении электронного аукциона, могут повлиять на деятельность подрядных организаций, за счет установления дополнительных требований к подрядным организациям приведенных выше в пунктах: а) и б). Тем самым автомобильные дороги местного значения будут в полной мере отвечать требованиям стандарта ГОСТ Р 50597-93 [1].

По данным проведенного исследования, по прогнозу, произойдет изменение следующих индикативных показателей:

1. Увеличение доли протяженности дорожной сети, соответствующих нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию на 20 %;

2. Увеличение нормативного транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог по показателям ровности и наличия дефектов на 20 %;

3. Снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на 15 %;

4. Увеличение доли граждан, отметивших улучшение ситуации на дорожной сети на 40 %;

5. Уменьшение претензионной работы заказчиков в лице отраслевого органа муниципального образования к подрядной организации.

Предложенные и обоснованные в статье организационные изменения в технологии проведения аукционов и на стадии заключения контрактов осуществляются без существенных финансовых и временных затрат.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Введ. 1993-10-11. - М. : Изд-во стандартов, 1993. - 10 с.

2. Москвичев Е. С. Законодательное обеспечение в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства // Транспорт Российской Федерации: журнал о науке, практике, экономике. - 2008. - № 5 (18). - С. 16-17.

3. Российская Федерация. Законы. О безопасности дорожного движения : Федер. закон [от 10.12.1995 № 196-ФЗ, ред. от 03.07.2016] // Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 50. -Ст. 4873; 2016. - № 27 (Ч. I). - Ст. 4192.

4. Российская Федерация. Законы. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федер. закон

[от 05.04.2013 № 44-ФЗ, ред. от 01.05.2017] // Собр. законодательства РФ. - 2013. - № 14. -Ст. 1652; 2017. - № 18. - Ст. 2660.

5. Российская Федерация. Законы. Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ : Федер. закон [от 11.12.2007 № 257-ФЗ, ред. от 07.02.2017] // Собр. законодательства РФ. - 2007. - № 46. - Ст. 5553; 2017. - № 7. - Ст. 1028.

6. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федер. закон [от 06.10.2003 № 131-Ф3, ред. от 03.04.2017] // Собр. законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822; 2017. - № 15 (Ч. I). -Ст. 2139.

7. Саенко Л. К. Финансовое обеспечение дорожного хозяйства // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 11. - С. 132-138.

8. Солодкий А. И. Современные проблемы развития дорожной сети России [Электронный ресурс] // Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики». - 2008. - № 1 (25). - Режим доступа : ЬйрУ/^^^тесоп.

© А. И. Маркеев, Е. М. Чередниченко, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.